Научная статья на тему 'Роль и значение амортизационной политики электросетевых компаний в формировании тарифов на электроэнергию'

Роль и значение амортизационной политики электросетевых компаний в формировании тарифов на электроэнергию Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
643
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АМОРТИЗАЦИЯ / МОРАЛЬНЫЙ И ФИЗИЧЕСКИЙ ИЗНОС / ПЕРЕОЦЕНКА / ПОДКОНТРОЛЬНЫЕ И НЕПОДКОНТРОЛЬНЫЕ РАСХОДЫ / ПЕРЕДАЧА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ / ТАРИФЫ НА УСЛУГИ / УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА / ЭЛЕКТРОСЕТЕВОЕ ХОЗЯЙСТВО / ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА / ЭНЕРГОСБЫТОВАЯ КОМПАНИЯ / DEPRECIATION / MORAL AND PHYSICAL WEAR / REVALUATION / UNDER CONTROL AND UNCONTROLLABLE EXPENSES / TRANSFER OF THE ELECTRIC POWER / TARIFFS FOR SERVICES / ACCOUNTING POLICIES / ELECTRONETWORK ECONOMY / POWER INDUSTRY / POWER SUPPLY COMPANY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Туякова Зауреш Серккалиевна, Сафронова Евгения Анатольевна

В статье раскрывается специфика амортизационной политики экономических субъектов, предоставляющих услуги потребителям по передаче электроэнергии. приведен анализ состава расходов электросетевых компаний, на основе которых формируются тарифы на электроэнергию ᆳшении эффективности деятельности предприятий данной отрасли, но и в социальном развитии регионов и страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE AND VALUE OF DEPRECIATION POLICY OF THE ELECTRIC GRID COMPANIES IN FORMATION OF TARIFFS FOR THE ELECTRIC POWER

In article specifics of depreciation policy of the economic subjects providing services to consumers on transfer of the electric power reveal. The analysis of structure of expenses of the electric grid companies on the basis of which tariffs for the electric power for consumers are formed is provided; the role and value of depreciation policy not only locates in increase of efficiency of activity of the enterprises of this branch, but also in social development of regions and the countries.

Текст научной работы на тему «Роль и значение амортизационной политики электросетевых компаний в формировании тарифов на электроэнергию»

УДК 658.152.5:67/68

Туякова З.С., Сафронова Е.А.

Оренбургский государственный университет Е-таП:одиЬиа@таИ.ш

Роль и значение амортизационной политики электросетевых компаний в формировании тарифов

на электроэнергию

в статье раскрывается специфика амортизационной политики экономических субъектов, предоставляющих услуги потребителям по передаче электроэнергии. приведен анализ состава расходов электросетевых компаний, на основе которых формируются тарифы на электроэнергию для потребителей; обосновывается роль и значение амортизационной политики не только в повышении эффективности деятельности предприятий данной отрасли, но и в социальном развитии регионов и страны.

ключевые слова: амортизация, моральный и физический износ, переоценка, подконтрольные и неподконтрольные расходы, передача электроэнергии, тарифы на услуги, учетная политика, электросетевое хозяйство, электроэнергетика, энергосбытовая компания.

К одним из наиболее значимых отраслей экономики, являющейся основой ее функционирования и жизнеобеспечения, относится электроэнергетика. Данная сфера экономики, как подчеркивается в Федеральном законе «Об электроэнергетике», включает в себя весь комплекс экономических отношений, возникающих в процессе производства и передачи энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, сбыта и потребления электрической энергии с использованием производственных и иных имущественных объектов, включая Единую энергетическую систему России [1, статья 3].

Передача электрической энергии от электростанций до потребителей осуществляется по электрическим сетям. При этом электросетевое хозяйство относится к естественно-монопольному сектору электроэнергетики, поскольку потребитель может выбирать энергосбытовую компанию, которая, в свою очередь, может выбирать производителей электроэнергии. В то же время сеть, по которой поставляется электроэнергия, является, как правило, единой. Поэтому потребитель, по сути, не имеет альтернатив в выборе электросетевых компаний.

С технической точки зрения, электрическая сеть представляет собой совокупность линий электропередачи и трансформаторов и прочего оборудования, находящихся на подстанциях.

Понятие «услуги по передаче электроэнергии» трактуются в федеральном законо-

дательстве как комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, которые обеспечивают передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями [1, статья 3].

Таким образом, основной особенностью экономических субъектов, предоставляющих услуги по передаче электроэнергии, является их принадлежность к естественным монополиям, которая имеет объективную основу, обусловленную спецификой технологического процесса данной отрасли экономики.

«Единицей измерения» рассматриваемой естественной монополии является часть рынка передачи электроэнергии, где существенное влияние на уровень продажных и покупных цен на электроэнергию оказывает крупный капитал.

В связи с этим цены на услуги или тарифы за передачу электроэнергии в России подлежат государственному регулированию. В частности, при расчете указанных цен энергосбытовые компании руководствуются Приказом Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 17.02.2012 № 98-э «Об утверждении методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки». Рассчитанные на основании указанного документа цены за электроэнергию для потребителя

утверждаются Департаментом региона по ценам и регулированию тарифов.

Основой для расчета тарифов на электроэнергию является «необходимая валовая выручка» или экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления деятельности в течение расчетного периода.

При этом необходимая валовая выручка в части содержания электрических сетей на базовый (первый) год определяется по формуле:

НВВ^ = ПР1 + Щ + В, (1)

где ПР{1 - подконтрольные расходы, учтенные в базовом году;

НР1 - неподконтрольные расходы, которые должны быть экономически обоснованными;

В1 - результаты деятельности организации, предоставляющей услуги по передаче электрической энергии, с учетом параметров регулирования в базовом году и в долгосрочном периоде регулирования, определяемых в соответствии с другим нормативно-правовым документом [3,пункт 7, 32].

При этом рекомендуется расчет тарифа по передаче электроэнергии производит на основании расходов, подразделяемых на две группы: подконтрольные и неподконтрольные расходы компаний [2].

Таблица 1. Классификация состава расходов электросетевых компаний, учитываемых при расчете тарифов на электроэнергию

Виды расходов Состав расходов и параметры их регулирования

I группа расходов: Подконтрольные расходы

1. Сырье и материалы Стоимость материалов, использованных непосредственно в производственном процессе, учтенных на основании цен договоров, заключенных по результатам проведенных тендеров на закупку [3. п.25].

2. Ремонт основных средств Фактическая сумма осуществленных расходов на ремонт основных средств в пределах нормативов, утвержденных Министерством энергетики Российской Федерации [3. п.30].

3. Оплата труда По сумме фактических расходов на оплату труда производственного персонала на основании действующих нормативов в организации. При этом для расчета тарифов учитывают фактический фонд оплаты труда, отраслевые тарифные соглашения, численность работников в последнем расчетном периоде и прогнозный индекс потребительских цен. [3. п.27].

4. Другие подконтрольные расходы Расходы по заемным средствам, а также расходы по коллективным договорам и другие расходы, осуществляемые из прибыли регулируемой организации.

II группа расходов: Неподконтрольные расходы

Финансирование капитальных вложений из прибыли Сумма данных видов расходов для расчета тарифов не должна превышать 12% от необходимой валовой выручки регулируемой организации [2. п.11], определяются на основе инвестиционных программ, включающих мероприятия по повышению энергоэффективности.

Оплата налогов на прибыль, имущество и иных налогов Необходимая валовая выручка организации определяется с учетом выплачиваемых организацией сумм налога на прибыль и налога на имущество.

Амортизация основных средств Определяются в соответствии с действующей учетной политикой организации, разработанной в соответствии с нормативно-правовой базой регулирования в области бухгалтерского учета [5, п.27].

Компенсация выпадающих доходов (по технологическому присоединению) Сверхнормативные расходы по технологическому присоединению к электрическим сетям, не отраженные в составе стоимости услуг за присоединение, которые включаются в необходимую валовую выручку в размере, определяемом регулирующими органами в соответствии с Методическими указаниями Федеральной службы по тарифам [4].

Оплата сторонних услуг регулируемого характера Состав расходов не уточняется, но рекомендуется при этом исходить из размера тарифов, установленных в отношении товаров и услуг указанных организаций.

Поэтому нами проведен анализ данных расходов по указанным двум позициям с детальным рассмотрением их внутреннего содержания, который представлен в таблице 1.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что подконтрольные расходы контролируются Федеральной службой по тарифам путем проверки рыночных цен закупок, сверки величины расходов с разработанными нормативами, отраслевыми соглашениями и иными способами.

В то же время в определенные степени регулируются и неподконтрольные расходы электросетевых компаний, которые не подлежат сокращению, исходя из указанных выше способов контроля, а, следовательно, данные расходы участвуют в расчете тарифа в полном размере на основании данных бухгалтерского учета организаций, оказывающих услуги по передаче электроэнергии.

Как видно из таблицы 1, суммы амортизационных отчислений по основным средствам электросетевых компаний учитываются в составе неподконтрольных расходов и участвуют напрямую в расчете тарифа на передачу электроэнергии.

Поэтому для оценки степени участия этих сумм в определении тарифов на передачу электроэнергии нами проанализирована структура расходов электросетевой компании исследуемого региона - Оренбургской области (таблица 2).

По данным таблицы видно, что удельный вес амортизационных отчислений исследуемой организации колеблется от 7 до 16 %. При этом наблюдается определенная тенденция роста данного вида расходов, особенно в последний год. Это связано с существенным обновлением основных фондов, а именно строительством и вводом в эксплуатацию новых объектов, предназначенных для передачи электроэнергии.

Данное обновление является следствием реализации на предприятии Стратегии развития электросетевого комплекса Российской Федерациич[6], направленной на организацию максимально эффективной и соответствующей мировым стандартам сетевой инфраструктуры, обеспечение надежного и безопасного функционирования электросетевого комплекса.

Анализ содержания вышеуказанного документа позволяет сделать вывод о том, что кроме регулирования на государственном уровне современных тарифов на передачу электроэнергии, определена стратегия усиления контроля за расходами, учитываемыми при расчете указанных тарифов. В частности, проведение сравнительного анализа затрат различных территориальных организаций, оказывающих услуги по передаче электроэнергии, при тарифном регулировании позволяет выявить неконкурентные территориальные сетевые организации, стимулировать их уход с рынка или консолидацию с более эффективными сетевыми организациями. Следовательно, для повышения эффективности электросетевых компаний необходима оптимизация структуры и состава затрат, участвующих в расчете тарифов для потребителей электроэнергии.

Как подчеркивают современные российские ученые, при формировании амортизационной политики необходимо учитывать двойственную роль амортизации в деятельности рассматриваемого предприятия: с одной стороны, как расхода предприятия, обусловленного постепенным переносом стоимости инвестиционных активов на себестоимость продукции, с другой - как источника воспроизводства основного капитала [7, 8, 9].

Применительно к электроэнергетическим предприятиям необходимо учитывать также влияние социального фактора, поскольку учетные данные сумм амортизации напрямую участвуют в формировании тарифа на передачу электроэнергии, а, следовательно, на тарифы для потребителей.

Влияние величины тарифа на передачу электроэнергии на цены на электроэнергию для потребителей наглядно демонстрирует процесс формирования данной цены. Общая величина тарифа для потребителей включает следующие элементы:

1) стоимость покупки электроэнергии на оптовом рынке - по разным данным, удельный вес данного элемента колеблется в пределах 35-55%;

2) стоимость услуг по передаче электроэнергии - удельный вес в пределах 40-60%;

3) сбытовая надбавка гарантирующего поставщика (устанавливается государством) - 2-5 %;

Таблица 3. Динамика изменения цен (тарифов) на электрическую энергию в Оренбургской области (для населения, проживающего в городских населенных пунктах, в домах, не оснащенных электроплитами)

Таблица 2. Структура расходов ГУП «Оренбургкоммунэлектросеть», связанных с предоставлением услуг

по передаче электроэнергии

Виды расходов 2009 год 2010 год 2011 год 2012 год 2013 год

Сумма млн. руб. Уд. вес, % Сумма, млн. руб. Уд. вес, % Сумма, млн. руб. Уд. вес, % Сумма, млн. руб. Уд. вес, % Сумма, млн. руб. Уд. вес, %

Материальные затраты 373 34,3 419 24,6 322 13,0 316 14,9 385 23,8

Расходы на оплату труда 394 36,3 430 25,3 479 19,3 491 23,2 551 34,0

Отчисления на социальные нужды 93 8,6 105 6,2 151 6,1 143 6,8 161 9,9

Амортизация 123 11,3 147 8,6 174 7,0 218 10,3 264 16,3

Прочие затраты 103 9,5 600 35,3 1350 54,5 947 44,8 259 16,0

Итого 1086 100 1701 100 2476 100 2115 100 1620 100

Период Цена (тариф), руб./кВт-ч. Темп роста, %

с 1 июля 2014 по настоящее время 2,31 136

с 1 июля 2013 по 30 июня 2014г. 2,22 131

с 1 июля 2012 по 30 июня 2013г. 1,98 116

с 1 января 2011 до 30 июня 2012г. 1,87 110

с 1 января 2010 по 31 декабря 2010г. 1,7 100

4) плата за инфраструктуру рынка - не более 1 % [11].

Как видно, при формировании цены электроэнергии для потребителей наибольший удельный вес занимает стоимость услуг по передаче электроэнергии. Данный факт обуславливает необходимость анализа процесса формирования тарифа на передачу электроэнергии и поиск способов его снижения.

Ниже приведена динамика изменения цен на электроэнергию в Оренбургской области для населения (таблица 3).

Данные таблицы показывают, что темп роста цен на электроэнергию для потребителей в исследуемом регионе существенно превышает тем роста общего уровня цен на товары и услуги. Поэтому для снижения темпов роста цен на электроэнергию необходимо, прежде всего, оптимизация расходов электросетевых

компаний и повышение эффективности их деятельности.

Таким образом, вышеизложенные особенности учета расходов организаций, оказывающих услуги по передаче электроэнергии, позволяют констатировать, что актуализируются проблемы совершенствования управления расходами электросетевой компании в целом и амортизационной политики в частности. Несмотря на то, что рассматриваемый сегмент относится к области естественных монополий, государственное регулирование тарифов и состава расходов предполагает не только социальную значимость этих вопросов, но и эффективность деятельности электросетевых компаний. Одним из факторов повышения этой эффективности является формирование рациональной амортизационной политики в электросетевых компаниях.

16.11.2014

Список литературы:

1. Федеральный закон от 26 марта 2003 г. N 35-ФЭ «Об электроэнергетике»

2. Приказ Федеральной службы по тарифам от 17 февраля 2012 г. № 98-э «Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки»

3. Постановление Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» (в редакции от 29.10.2014г.)

4. Приказ Федеральной службы по тарифам от 11 сентября 2014 г. N 215-э/1 «Об утверждении Методических указаний по определению выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям»

5. Положение по учету основных средств (ПБУ 6/01), утвержденное Приказом Минфина РФ от 30 марта 2001 г. Ж6н.

6. Стратегия развития электросетевого комплекса Российской Федерации, утверждена распоряжением Правительства РФ от 3 апреля 2013 г. № 511-р

7. Куликова Л.И. Амортизация вложений в улучшение основных средств // Бухгалтерский учет- 2008.- № 1.- С.15-17

8. Куликова Л.И. Амортизация: сопоставление расходов организации с текущими экономическими выгодами // Бухгалтерский учет- 2007.- № 3.- С.7-10

9. Туякова З.С.Методологические проблемы учета амортизации как инструмента управления восстановительной стоимостью // Международный бухгалтерский учет- 2007.- № 14(206). -С.13-25

10. Федяков И.В. Электроэнергетика: износ оборудования как системная проблема отрасли // Академия Энергетики. - 2013. -№ 1.- С.4-9.

11. Задорина Г. Кто и как формирует тарифы на электричество? // «Местное время» - 21 июня 2011 г.

Сведения об авторах:

Туякова Зауреш Серккалиевна, заведующий кафедрой бухгалтерского учета, анализа и аудита Оренбургского государственного университета, доктор экономических наук, профессор

Сафронова Евгения Анатольевна, магистрант кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита Оренбургского государственного университета

460018, г Оренбург пр-т Победы 13, тел (3532) 372472, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.