Научная статья на тему 'Роль и задачи университетского сообщества в сохранении и развитии научно-образовательного пространства Евразии'

Роль и задачи университетского сообщества в сохранении и развитии научно-образовательного пространства Евразии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
114
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / ЕВРАЗИЙСКАЯ АССОЦИАЦИЯ УНИВЕРСИТЕТОВ / НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ АВТОНОМИИ / ФОРУМ М.В. ЛОМОНОСОВА / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОРУМ "ЕВРАЗИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА" / EURASIAN ECONOMIC UNION / EURASIAN UNIVERSITY ASSOCIATION / NATIONAL AND CULTURAL AUTONOMIES / M.V. LOMONOSOV FORUM / INTERNATIONAL FORUM "EURASIAN ECONOMIC PERSPECTIVE"

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Садовничий Виктор Антонович

В статье рассмотрены возможности и факторы развития евразийской интеграции, основанные на деятельности Евразийской ассоциации университетов, а также ресурсы, эффективное использование которых будет способствовать углублению и расширению общего гуманитарного пространства Евразии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role and the tasks of the university community in preservation and development of the scholarly and educational milieu in Eurasia (Russia, Moscow)

The article discusses the possibilities and factors for development of the Eurasian integration based on the activities of the Eurasian University Association, as well as the effective use of existing resources for further broadening of the humanitarian space in Eurasia

Текст научной работы на тему «Роль и задачи университетского сообщества в сохранении и развитии научно-образовательного пространства Евразии»

___________________________________________________ЕВРАЗИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА ^ J

РОЛЬ И ЗАДАЧИ УНИВЕРСИТЕТСКОГО СООБЩЕСТВА В СОХРАНЕНИИ И РАЗВИТИИ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ЕВРАЗИИ

В.А. Садовничий,

ректор Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова

info@rector.msu.ru

В статье рассмотрены возможности и факторы развития евразийской интеграции, основанные на деятельности Евразийской ассоциации университетов, а также ресурсы, эффективное использование которых будет способствовать углублению и расширению общего гуманитарного пространства Евразии.

Ключевые слова: Евразийский экономический союз, Евразийская ассоциация университетов, национально-культурные автономии, форум М.В. Ломоносова, международный форум «Евразийская экономическая перспектива»

ББК У9(2)80,3

Уважаемый Сергей Евгеньевич! Уважаемый Президиум! Дорогие коллеги!

Конечно, мы — ректоры, рады присутствовать на этом собрании, а я рад возможности выступить. Содержание форума охватывает очень широкий круг вопросов. Но мы должны признать, что реализацию Евразийского проекта в целом нельзя назвать беспроблемной задачей. У нас немало сложностей. Все они требуют внимательного изучения, а инструменты реализации — тонкой настройки. И об этом сегодня многие говорили. Однако, мы должны признать, что альтернативы Евразийскому проекту для нас сегодня нет. И, конечно, Евразийский проект — это не только экономика, но и гуманитарная сфера. Сегодня мы должны ставить вопрос о создании общего гуманитарного пространства Евразии. С тем, чтобы сохранить все лучшее, что дала нам общая история, и создать на ее основе нечто новое, уникальное, характерное только для Евразии. И в решении этой задачи своя роль есть и у научно-образовательного и университетского сообщества.

Вчера в Петербурге прошло заседание Евразийской ассоциации университетов. Это организация объединяет более 100 вузов нашего Содружества и существует уже 23 года. Это довольно значительный и только частично использованный ресурс Евразийского проекта. Но все-таки Ассоциация — это важный фактор его развития. На Съезде речь шла о том, что университеты могут многое сделать для укрепления Евразийской интеграции. Поднимались проблемы, о которых говорил Сергей Евгеньевич в своем выступлении. Мы многое делаем: сохраняем единое образовательное пространство, сохраняем терминологию, сохраняем контуры учебных планов, издаем труды, сотрудничаем. Конечно, сейчас не все так просто, и многое требует наших общих усилий. И вчера ставился вопрос о том, что мы должны создать специальные условия для идентификации и поощрения наших контактов. Особенно важны поиск талантливой молодежи, учеба, взаимные дипломы, взаимные защиты и другие вопросы, которые сопутствуют образовательному научному проекту. И конечно, очень нужна дальнейшая гармонизация законодательства.

Я хочу сказать о проектах, которые успешно реализуются сегодня. Например, филиалы университетов. У Московского университета их 5 в столицах стран Содружества: в Астане, Баку, Душанбе, Ташкенте, Ереване. В них учится около 3 тысяч студентов. Ежегодно Московский университет направляет читать лекции и проводить обучение в этих филиалах 500 профессоров. Наши филиалы являются важным фактором, интегрирующим наше пространство. Еще один недавний пример, не имеющий аналогов. Речь идет о создании совместного Российско-китайского университета, объединении Московского и Пекинского технического университетов на территории Китая. Мы впервые столкнулись с тем, что по нашему законодательству нельзя выдавать дипломы в совместном университете. В связи с этим была принята поправка к закону. Это хороший пример гармонизации законов в отношении образовательной сферы.

Я хотел затронуть еще одну тему. Она редко обсуждается, но, по моему мнению, она является важным фактором развития Евразийского проекта. Я имею в виду диаспоры как ресурс интеграции. Национально-культурные автоно-

мии объединяют социально-активных, авторитетных представителей национальной интеллигенции, представителей бизнеса. И эти диаспоры составляют важную часть гражданского общества России, при этом являются естественным мостом между нашими государствами. Члены диаспор участвуют в формировании общего гуманитарного пространства, оказывают серьезное влияние на развитие научных, культурных, особенно предпринимательских связей и поддерживают традиции на Евразийском пространстве. Фактически, диаспоры подхватывают и дополняют то, что нуждается в таком дополнении. Московский университет это увидел и приложил свои усилия. Мы подписали договоры о взаимодействии с Армянскими, Белорусскими, Казахскими национально-культурными автономиями Москвы и России. Благодаря такому сотрудничеству, были реализованы многие совместные научные, научно-популярные проекты: фестивали, конференции, стажировки, издания. В университете стали преподаваться языки стран Евразийской интеграции: армянский, азербайджанский, белорусский, казахский, киргизский. И на эти занятия ходят, в том числе, и члены диаспоры, которые хотят восстановить знания своего родного языка. В 2012 году на историческом факультете был открыт кабинет Евразийской интеграции.

Уважаемые коллеги, я хочу обратить внимание на еще один важный, но до сих пор недостаточно использованный в целях нашей интеграции, ресурс. Я имею в виду, информационные технологии в их образовательном формате, то есть дистанционное образование. Мы хорошо знаем, что американская Coursera победно шествует по пространствам. В России мы создали персональную платформу открытого образования, которая объединила 7 ведущих университетов России. К концу года эти университеты предложат для дистанционного образования 100 курсов. И эти курсы, включая курсы по евразийской интеграции, будут доступны гражданам и молодым людям всех наших стран. Также будет создана обратная связь, интерактивная. Через данный ресурс в будущем можно будет даже получать совместные дипломы. Это очень важный ресурс, который мы должны использовать в ближайшем будущем.

Вчера в Московском университете открылся 23-й форум Ломоносова, на который приехало 8,5 тысяч молодых людей. Они хотят участвовать в его открытии и выступить с научными докладами. Около 2 тысяч участников приехали из стран СНГ Подобного проекта с участием 8 тысяч молодых ученых и студентов в мире не существует. Это также очень хороший ресурс. Наш форум проходит накануне 70-летия Великой Победы. Это важная дата в истории наших стран, наших народов, истории нашего века, и ее нельзя переоценить. Судьбы наших народов в военных испытаниях были неразрывно связаны. Студенты, преподаватели уходили на фронт, в ополчение, укрепляли обороноспособность. Мы были едины в борьбе с общим врагом, немецким фашизмом. Среди Героев Советского Союза есть представители самых разных народов, и они распределены равномерно. И наш долг — достойно встретить эту Великую дату, донести до молодежи правду о Великой Отечественной войне. И здесь большую роль может сыграть форум научной и

1 5

а

евразийская экономическая перспектива

творческой интеллигенции. 10 лет назад этот форум был создан по инициативе Кирилла Лаврова, народного артиста, и Московского университета. Этот форум интеллигенции поочередно проходит в разных странах, в частности, в странах Содружества. Задача форума научной и творческой интеллигенции состоит и в том, чтобы доносить и обсуждать правду о Великой отечественной войне.

В завершение я хотел подчеркнуть, что Евразия — это не географическое понятие, это родной дом для наших народов. На протяжении веков своей истории они имели общую судьбу, вершили общие дела, занимались общим экономическим и культурным развитием. И наша задача, задача университетов, задача для всех нас — плодотворно трудиться и жить в мире и согласии во имя общего блага.

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМНЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЕВРАЗИЙСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ

А.Р. Дарбинян,

ректор Российско-Армянского славянского государственного университета

rector@rau.am

В статье рассмотрены смысловые составляющие евразийской интеграции, определяющие цель и средства взаимоинтегрированной экономической модели, позволяющие создать целостное понимание концепции интеграции Евразийского экономического союза.

Ключевые слова: ЕАЭС, Евразийский экономический союз, новая индустриализация, научный потенциал, технологический потенциал, человеческий ресурс

ББК У9(2)80,3

Уважаемый господин Председатель! Уважаемые председатели Парламентов стран ЕАЭС! Уважаемые коллеги!

Доклад мой называется «Некоторые проблемные методологические аспекты Евразийской экономической интеграции».

Первое. Форум называется «Евразийская экономическая перспектива» и было бы правильнее, если бы мы не ждали этих перспектив, а приближали бы их. И приближали бы именно такую перспективу, которая означала бы абсолютный успех Евразийской идеи. Между тем, часто создается ощущение, что мы пока еще отвечаем на текущие вызовы, решаем технические задачи гармонизации наших законодательств. И при этом отсутствует целостное понимание концепции интеграции.

Второе. Есть ощущение, что мы слишком сильно сконцентрировались на вопросах рынка, торговых барьеров, изъятии и ограничении. И тем самым свели Евразийский союз к торговому союзу. Между тем, ЕЭС — не про торговлю, он — про экономику. И в идеале предполагает построение взаимоинтегрированной экономической модели, которая оттеняла бы конкурентные преимущества наших стран и минимизировала бы наши слабые места. Мое убеждение заключается в том, что новая экономическая система должна базироваться на краеугольном понятии экономической науки, на понятии «разделение труда». Я говорю о единой целостной экономической системе в условиях открытого общего рынка. Эта задача, конечно, сложнее, чем та, которую мы решали, будучи в пространстве замкнутого рынка СССР Именно эту задачу я предлагаю поставить и решить нашим официальным органам и экспертному сообществу.

Третье. Очень важным фактором успеха Евразийской идеи является, с моей точки зрения, видение будущего ЕЭС как союза, основанного на принципах новой индустриализации. Мы очень легко поверили в западный термин «постиндустриальная эпоха», и даже некоторые наши «умники» на этой основе предлагали экономические модели, ориентированные на развитие сферы услуг. Скажу так, любая экономическая система, которая не основана на индустриализации, обречена. В сегодняшних условиях индустриализация может быть успешной только на базе высоких технологий и науке.

Четвертое. Я говорю здесь об экономической системе, каждый участник которой представляет собой звено в единой технологической цепочке. За годы постсоветского развития мы убедились, что никто особенно не спешит делиться с нами передовыми технологиями, а в некоторых случаях действовал и продолжает действовать прямой запрет. И

здесь мы должны рассчитывать только на себя, на огромный и далеко не задействованный научный и технологический потенциал наших стран.

Пятое. Очень важна расширительная концепция Экономического союза. Мы ни в коем случае не должны замыкать нашу экономическую модель. И об этом сегодня говорил и Сергей Евгеньевич, и Председатель Парламента Армении, что у каждой страны ЕАЭС есть свой потенциал расширения. Как в бывшем Руководитель правительства, могу сказать, что в Армении в этом отношении были довольно успешные переговоры с Ливаном, Эмиратами и другими странами Арабского Востока. Я думаю, что у каждой страны Евразийской экономической интеграции есть свой расширительный потенциал, и мы обязаны его использовать.

Шестое. Человек — главная ценность и главный ресурс нового экономического союза. Именно человеческий ресурс с мощнейшим, невиданным и невозможным в любом другом географическом пространстве духовным зарядом являлся нашим главным аргументом в нашей Великой Победе над фашизмом. Он и сегодня наш главный аргумент. Именно поэтому критическое значение для успеха Евразийской идеи приобретает создание новой стратегии в сфере науки и образования. Вчера на Евразийском съезде ректоров мы говорили о возможностях создания такого нового образовательного толчка и о том, что нельзя сегодня довольствоваться скромной задачей подготовки кадров. Мы можем и должны задавать приоритетные направления интеграции, научно определять контуры будущего Евразийского союза и при этом использовать современные достижения мировой науки и системы образования. Мне кажется, что в настоящее время научный и экспертный потенциал нашего университетского и академического сообщества задействован не в полной мере. В этой связи для ЕЭК было бы правильным создание независимых профессиональных академических экспертных Советов в каждой из стран-членов ЕАЭС, и такие Советы, экспертные группы могли бы быть оптимальной площадкой для апробации новых идей и научного согласования наших дальнейших действий.

И последнее. Есть прекрасное русское слово и понятие «нравственность», которое, кстати, не переводится на многие языки, в том числе на английский. Мы должны создавать новый союз на основах нравственности. Когда же мы говорим только о торговле, мы говорим всего лишь о выгоде. Я очень надеюсь, что в новом Союзе нашей главной общей выгодой будет как раз нравственность. И тогда, уверяю вас, нас будет никому не догнать.

1 6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.