ПО МАТЕРИАЛАМ ПЛЕНАРНОГО ЗАСЕДАНИЯ ТРЕТЬЕГО МЕЖДУНАРОДНОГО ФОРУМА «ЕВРАЗИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА» В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ,
16 АПРЕЛЯ 2015 г.
ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
С.Е. Нарышкин,
Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
В статье рассмотрены основные задачи, стоящие перед Парламентами государств-участников ЕАЭС по гармонизации и унификации национальных законодательств. Обоснована необходимость разработки учебных курсов по евразийской интеграции и внедрению их в учебный процесс, активизации научных исследований по евразийской тематике, охарактеризованы процесс и перспективы взаимовыгодного сотрудничества с другими регионами мира, прежде всего, на евразийском материке.
Ключевые слова: Российская Федерация, ЕАЭС, Евразийский экономический союз, межпарламентское сотрудничество, Международный форум «Евразийская экономическая перспектива», зона свободной торговли
ББК У9(2)80,3
Уважаемые участники форума «Евразийская экономическая перспектива»! Позвольте поприветствовать Вас от имени Государственной Думы и открыть 3-е по счету пленарное заседание нашего форума. В нашем пленарном заседании принимают участие руководители, представители Парламентов стран СНГ, представители Евразийской экономической комиссии, бизнес сообщества, экспертного сообщества, а также представители иностранных компаний, работающих на евразийском рынке.
Форум проходит уже в условиях действия с 1 января этого года Евразийского экономического союза. Мы вместе перешагнули очень важный рубеж интеграции. На базе Таможенного союза и Единого экономического пространства начало работать новое объединение, занимающее 7-ю часть суши и создающее порядка 4% мирового валового продукта и имеющее большие перспективы.
Добавлю, что уже на следующий день начала работы Союза, то есть 2 января этого года, его полноправным членом стала Республика Армения, а в дни празднования нашего общего Великого праздника - 70-летия Победы к Союзу присоединится Киргизская Республика.
Евразийский экономический союз был создан в целях всесторонней модернизации и усиления конкурентоспособности национальных экономик. В его основе лежат принципы равенства, верховенства конституционных прав и свобод граждан и человека, уважение истории, культуры и национальных традиций государств-участников.
Любой иной интеграционный выбор для стран СНГ предполагает не равноправное членство, а лишь ассоциацию с другим интеграционным объединением при его доминировании над национальными интересами. Свой вклад в евразийскую интеграцию внесли национальные Парламенты, которые в приоритетном порядке ратифицировали договор о Евразийском экономическом союзе и проводили большую работу по разъяснению задач и целей, преимуществ такого сотрудничества.
Растет к ЕАЭС и международный интерес. Около 40 стран ведут переговоры о создании зоны свободной торговли с ЕАЭС. Наш Союз существует еще менее 4 месяцев и мы находимся в начале этого сложного и крайне важного пути по снятию барьеров для граждан, по созданию единого рынка товаров, услуг, труда и капиталов.
© ПСЭ, 2015
Особое значение придается гармонизации и унификации законодательства стран-участниц. Основная нагрузка, конечно, ложится на национальные Парламенты. Так, в соответствии с договором, требуется не только привести в соответствие многие нормативно-правовые акты, но и подготовить новые. К примеру, для развития единого рынка товаров понадобится таможенный кодекс Евразийского экономического союза вместо действующего аналогичного кодекса Таможенного союза. В новом своде таможенных правил, который должен действовать на евразийском пространстве с 2016 года, важно минимизировать отсылки к национальному законодательству.
Другая важная задача на 2015 год - это гармонизация и унификация национальных законодательств в сферах обращения лекарственных средств и медицинских изделий. К 2016 году здесь тоже должны быть сняты все барьеры.
Соответствующие задачи стоят и в области формирования единого рынка услуг, что предполагает взаимопризнание национальных лицензий. Для общего рынка труда безусловным стимулом станет урегулирование страхового и медицинского обеспечения граждан на всей территории нашего экономического союза.
Я напомнил лишь первоочередные задачи, стоящие перед законодателями в 2015 году. Впереди разработка правовых основ общего электроэнергетического, нефтяного, газового и финансового рынков. В этой связи мы должны существенно активизировать межпарламентское сотрудничество в рамках экономического союза. И я предложил бы здесь 3 организационных шага.
Первое. В целях скорейшего устранения действующих и недопущения новых барьеров в рамках единого рынка ЕАЭС необходимо обеспечить приоритет экспертизы рассматриваемых законопроектов в сферах евразийской интеграции, а также в смежных областях права на их соответствие договору о Евразийском экономическом союзе.
В Государственной Думе мы можем это сделать, включив пункт о евразийской экспертизе в регламент палаты. Знаем, что аналогичная работа ведется и в других Парламентах, где в пределах их компетенций приоритет евразийской экспертизы станет обязательной нормой при рассмотрении многих законопроектов.
Второе. Необходимо усилить роль совместных заседаний профильных парламентских комитетов для обсуждения
7
а
евразийская экономическая перспектива
наиболее значимых программ и документов в рамках интеграционных процессов, таких, как упомянутый Таможенный кодекс Союза. Совместные обсуждения необходимо проводить и для оперативного снятия проблем, вызванных недостаточной гармонизацией наших юрисдикций.
Третье. Следует регулярно проводить круглые столы и иные встречи с участием депутатов, экспертов и предпринимателей по актуальным вопросам законодательного обеспечения ЕАЭС. Организовывать такие дискуссии можно под эгидой нашего международного форума «Евразийская экономическая перспектива».
Важнейшим условием евразийского строительства является подготовка квалифицированных кадров. Уже сейчас ощущается дефицит специалистов по различным областям евразийской интеграции, поэтому считаю, что активный партнер нашего форума, Ассоциация евразийских университетов, возглавляемая ректором Московского государственного университета, Виктором Антоновичем Садовничим, может и должна показать здесь пример.
Необходимо оперативно разработать учебные курсы по евразийской интеграции и внедрить их в учебный процесс. Можно было бы также проработать вопрос о создании сетевого евразийского университета. И, наконец, важно развивать научные исследования по евразийской тематике. В этом плане вполне можно было бы в наших странах открыть новую научную специализацию и сформировать соответствующие ученые советы по присуждению научных степеней.
Излишне повторять, что евразийский экономический союз начал работать в непростых условиях. Это и глобальные кризисные явления в мировой экономике, и внеправовое санкционное давление, и в целом снижение уровня доверия
между странами и народами. Но тем актуальнее для нас сформировать новый, безопасный, устойчивый и полицен-тричный миропорядок. Такой, где центры силы не противостоят, а взаимодействуют друг с другом, решают свои внутринациональные задачи не в ущерб другим, а опираясь на взаимовыгодное сотрудничество со всеми регионами мира, прежде всего, на евразийском материке, как с Европейским союзом, так и со странами юго-восточной и южной Азии. И неслучайно, первой страной, которая может подписать договор о свободной торговле с Евразийским экономическим союзом, возможно, будет Республика Вьетнам.
Масштабные взаимовыгодные проекты начинают осуществляться с такими экономическими гигантами, как Китай и Индия. Сотрудничество с ними имеет принципиальное преимущество, ведь наряду с сырьем мы экспортируем высоко технологичную продукцию и создаем совместные предприятия на базе евразийских технологий. Все это стимулирует модернизацию и диверсификацию экономик наших стран.
События последнего года вновь показали, какой ущерб международному сотрудничеству наносит монополия заокеанской валюты, поэтому представляется чрезвычайно актуальным предложение Президента России по формированию валютного рынка наших стран. Подчеркну, что главное условие нашего общего успеха - это сплоченная и эффективная работа по реализации положений договора о Евразийском экономическом союзе. И поэтому в процесс евразийского строительства должны быть вовлечены самые широкие слои общественности, экспертного и бизнес сообщества. В определенной степени эту задачу решает наш форум, ставший признанной дискуссионной площадкой по вопросам евразийской интеграции.
О ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ МЕРАХ ПО РЕАЛИЗАЦИИ КЛЮЧЕВЫХ НАПРАВЛЕНИЙ СОТРУДНИЧЕСТВА В ЕАЭС
М.В. Мясникович,
Председатель Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь
В статье предложена программа дальнейших взаимоотношений государств-участников ЕАЭС, включающая гармонизацию и унификацию законодательства, разработку сводного плана первоочередных действий стран-членов ЕАЭС в «критических» сферах, ускорение разработки проектов законов стран-участниц, обеспечивающих реализацию положений Договора о создании ЕАЭС.
Ключевые слова: Республика Беларусь, ЕАЭС, Евразийский экономический союз, единая промышленная политика, единая агропромышленная политика, промышленная кооперация, Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
ББК У9(2)80,3
Уважаемые участники форума, коллеги!
Прежде всего, позвольте поблагодарить за представившуюся возможность выступить перед такой представительной аудиторией и поделиться своими идеями по перспективам развития евразийской интеграции.
С 1 января 2015 года граждане Республики Беларусь, Российской Федерации, Республики Казахстан и Республики Армения живут и работают в условиях Евразийского экономического союза.
Безусловно, наши ожидания от ЕАЭС велики. Усиливающаяся экономическая глобализация заставляет государства создавать единообразные правила регулирования экономических отношений, обеспечивающие свободное перемещение товаров, услуг, капитала и рабочей силы — как главных целей Евразийского экономического союза.
Вместе с тем сегодня, по нашему мнению, имеются неопределенности в развитии Евразийского экономического
союза. Интеграционную структуру создали, а что дальше? Работа в «ручном режиме» позволяет лишь решать тактические задачи, а ведь договор предусматривает определенный план действий до 2025 года. Необходимо определить форму наших дальнейших взаимоотношений и не допустить, чтобы ЕАЭС превратился в СНГ № 2.
Кризисные явления в мировой экономике и вызовы, исходящие из-за пределов Таможенного союза, негативно отразились на экономиках государств — членов ЕАЭС, а это в свою очередь повлияло на ухудшение показателей во внешней и, что самое неприятное, во взаимной торговле.
Товарооборот в «тройке» в 2013 году — минус 5% по отношению к 2012 году, а в 2014 году — минус 11% по сравнению с 2013 годом. Итоги двух месяцев текущего года продолжают такую тенденцию. Очевидно, что данные обстоятельства не создают благоприятную почву для позитивных прогнозов. Поэтому важно действовать проактивно, не мириться со
8