Научная статья на тему 'Роль и возможности косвенного налогообложения в налоговой системе'

Роль и возможности косвенного налогообложения в налоговой системе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2190
236
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА / TAX SYSTEM / КОСВЕННОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / INDIRECT TAXATION / ДОХОДЫ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ / BUDGET SYSTEM REVENUES / ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ / REDISTRIBUTION / ПРОГРЕССИВНОСТЬ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / PROGRESSIVE TAXATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гуревич Светлана Викторовна

Демократизация общества выдвигает новые требования к налогообложению; акценты смещаются на его прогрессивность и пропорциональность. Приводятся аргументы значимости и возможности применения косвенных налогов в налоговой системе и экономике в целом. Раскрыты преимущества косвенных налогов в налогообложении физических лиц и их социальная значимость.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE AND POTENTIAL OF INDIRECT TAXATION IN THE TAX SYSTEM

Democratization of society advances new requirements to taxation: it should be progressive and proportional. The article proves the relevance of indirect taxes and their applicability in the tax system and the economy as a whole. It describes the advantages of indirect taxes in the taxation of individuals and their social significance.

Текст научной работы на тему «Роль и возможности косвенного налогообложения в налоговой системе»

УДК 336.22

РОЛЬ И ВОЗМОЖНОСТИ КОСВЕННОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЕ © С.В. Гуревич1

Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Демократизация общества выдвигает новые требования к налогообложению; акценты смещаются на его прогрессивность и пропорциональность. Приводятся аргументы значимости и возможности применения косвенных налогов в налоговой системе и экономике в целом. Раскрыты преимущества косвенных налогов в налогообложении физических лиц и их социальная значимость. Табл. 2. Библиогр. 5 назв.

Ключевые слова: налоговая система; косвенное налогообложение; доходы бюджетной системы; перераспределение; прогрессивность налогообложения.

ROLE AND POTENTIAL OF INDIRECT TAXATION IN THE TAX SYSTEM S.V. Gurevich

Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

Democratization of society advances new requirements to taxation: it should be progressive and proportional. The article proves the relevance of indirect taxes and their applicability in the tax system and the economy as a whole. It describes the advantages of indirect taxes in the taxation of individuals and their social significance. 2 tables. 5 sources.

Key words: tax system; indirect taxation; budget system revenues; redistribution; progressive taxation.

Современная налоговая система сегодня представляет собой один из основных инструментов регулирования экономики и социальной сферы, с ее помощью государство осуществляет распределение национального дохода. Роль системы налогообложения велика и в качестве способа управления финансовыми потоками: посредством ее государство реализует свои функции управления и регулирования.

Налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований (Налоговый кодекс РФ, ст. 8) [1].

Для успешного функционирования налоговой системы необходимо соблюдение следующих условий:

- обеспечение комфортных условий развития бизнеса, посредством снижения налоговой нагрузки;

- выстраивание налоговой системы таким образом, чтобы при возрастающих потребностях бюджета обеспечить его доходность;

- налоги должны носить справедливый характер, что является важным условием стабильности общества.

В первом случае реализация условия может быть в виде стимулирования производства и предпринимательства, что даст устойчивое и своевременное поступление налогов и обязательных платежей в бюджетную систему.

Во втором случае полнота доходной части бюджета служит ресурсом инвестирования во все сферы экономики, формируя централизованные и децентрализованные фонды государства.

В третьем случае налоговое бремя по возможности должно учитывать уровень доходов различных слоев общества, а посредством бюджетной системы аккумулируемые налоги перераспределяться в пользу малодоходных слоев населения.

Снижение налоговой нагрузки на производство и сферу услуг наиболее эффективно путем уменьшения прямых налогов, т.к. именно прямое налогообложение, в отличие от косвенного, в большей степени носит безвозвратный характер. Невысокие ставки налога на прибыль, налога на доходы физических лиц позволяют экономическим субъектам получать больше средств в собственное распоряжение и, соответственно, возможность маневрирования ими.

Косвенные налоги имеют привлекательность по многим позициям: это и возвратный характер при реализации для производителей и предпринимателей, и стабильный источник поступлений в бюджетную систему; при наличии набора косвенных налогов и дифференцированных ставок по ним получаем прогрессивный, а следовательно, справедливый метод обложения доходов различных социальных групп. Рассмотрим более подробно каждый из этих факторов.

Противники косвенного налогообложения утверждают, что оно тормозит продвижение товара от продавца к покупателю, однако косвенные налоги имеют

1 Гуревич Светлана Викторовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и финансов, тел.: 89149443133, e-mail: myswetlana@mail.ru

Gurevich Svetlana, Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Economic Theory and Finance, tel.: 89149443133, e-mail: myswetlana@mail.ru

индифферентный характер по отношению к производителю и продавцу, при условии качества, спроса и разумного подхода к ценообразованию продукта. Безусловно, при этом утяжеляется цена товара или услуги, но при реализации происходит возмещение начисленного налога. В данном случае можно говорить о стимулирующей функции косвенных налогов, т.к. хозяйствующий субъект должен производить или брать на реализацию конкурентоспособную продукцию с позиций качества и цены. Ввиду того, что косвенные налоги начисляются на сформированную цену и служат лишь отражением ее в фиксированной ставке, имеется возможность и необходимость регулировать элементы себестоимости, а также прибыль для достижения соответствующего спроса на продукцию по предлагаемой цене, тем более что снижение прямых налогов содействует этому [3, с. 32].

О том, что косвенные налоги всегда и везде являлись высокодоходным источником бюджета, подтверждено историей и официальной статистикой (табл. 1).

Из табл. видно, что в конце 19 века и начале 20-го бюджеты крупных государств пополнялись в большей степени за счет косвенных налогов.

Доходность современных косвенных налогов в бюджете Российской Федерации представлена в табл. 2.

Из табл. 1 видно, что суммарно (НДС+акцизы) составляют 2772,4 млрд руб. в консолидированном бюджете РФ и 2330,7 млрд руб. в бюджете РФ. Суммарная доля косвенных налогов в доходах консолидированного бюджета РФ в 2012 г. составила 25,3% и 45,1% в бюджете РФ. При этом рост их аккумуляции в 2012 г., по сравнению с 2011 г., в консолидированный бюджет составил 37,4% и бюджет РФ - 45,1%, соответственно. Таким образом, фискальная функция косвенных налогов возрастает.

Кроме фискальной способности, следует также отметить и другие свойства современных косвенных налогов, которые востребованы настоящими экономическими условиями.

Косвенные налоги, применяемые в условиях инфляции, являются более надежным источником, нежели прямые, т.к. они более абстрагированы от

формирования элементов цены и начисляются на цену в целом, что дает стабильное корригированное поступление доходов в бюджетную систему.

Косвенное налогообложение фильтрует вторичный денежный поток, осаждая в бюджетную систему часть доходов, ушедших из-под прямого налогообложения. Доходы физических лиц, не подпадающие под прямое налогообложение, могут быть использованы на потребление, которое в основной своей массе облагается косвенными налогами. Посредством оптовой и розничной торговли часть неучтенного дохода мобилизуется в бюджетную систему в виде налога на добавленную стоимость, акцизов, а до 2004 г. и налога с продаж [1, с. 441].

Следует также заметить, что на российском рынке значительную долю в реализации составляют импортные продукты либо продукты с импорт-составляющей долей, поэтому подавляющая часть налоговых поступлений от этого сегмента экономики будет именно за счет косвенных налогов.

По предположительным оценкам экономистов-аналитиков, «теневой» капитал создает более 49% объемов ВВП [2, с. 6]. «Теневой» бизнес создает диспропорции в структуре экономики, он стимулирует быстрый рост потребительского сектора. Неучтенные доходы, ушедшие из-под прямого обложения, попадают под обложение косвенными налогами.

Снижение налоговой нагрузки, в частности, за счет уменьшения налоговых ставок на прибыль и применения унифицированной ставки на доходы физических лиц, высвобождает больший объем прибыли и доходов в личное распоряжение хозяйствующего субъекта, и, следовательно, стимулируется инвестиционная и покупательная деятельность. Инвестиции опосредованно также попадают под косвенное налогообложение. Таким образом, косвенные налоги -стабильный и неиссякаемый источник бюджетной системы.

Утверждение, что современные косвенные налоги регрессивны и тяжким бременем ложатся на покупателей, особенно на группу лиц с низкими доходами, потеряло свою актуальность; регрессивность - это прошлое дореволюционных акцизов.

Таблица 1

Соотношение между прямыми и косвенными налогами в общей сумме налоговых _поступлений, в млн руб. [5, с. 270]_

Европейские государства на рубеже Х1Х-ХХ вв. Общая налоговая сумма поступлений Налоги Доля косвенных налогов в общей сумме налоговых поступлений, %

прямые косвенные

Россия, 1889 г. 4120,6 270,0 3850,6 93,4

Англия, 1900-1901 гг. 2922,5 531,3 2391,2 81,8

Италия, 1899-1900 гг. 1714,8 481,3 1232,5 71,9

Бельгия, 1900 г. 452,9 56,1 396,2 87,6

Голландия, 1900 г. 303,9 71,4 232,5 76,5

Австрия, 1898 г. 1763,8 301,6 1462,2 82,9

Венгрия, 1898 г. 1220,5 242,0 977,6 80,1

Испания, 1900 г. 886,0 376,0 510,0 57,6

Франция, 1890 г. 3492,0 515,7 2976,3 85,2

Таблица 2

Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации по видам [4], млрд рублей_

Поступление налогов, сборов и других обязательных платежей 2012 г. в % к 2011 г.

Консолидированный бюджет В том числе Консолидированный бюджет В том числе

Федеральный бюджет Консолидированные бюджеты субъектов РФ Федеральный бюджет Консолидированные бюджеты субъектов РФ

Всего 10958,2 5165,1 5793,1 112,7 115,3 110,6

из них: налог на прибыль организаций 2355,4 375,8 1979,6 103,7 109,7 102,7

налог на доходы физических лиц 2260,3 - 2260,3 113,3 - 113,3

налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ, ввозимые из Республики Беларусь и Республики Казахстан 1988,8 1988,8 - 107,8 107,8 -

из него налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ 1886,1 1886,1 - 107,6 107,6 -

акцизы по подакцизным товарам, производимым на территории РФ 783,6 341,9 441,8 129,8 147,5 118,7

налоги на имущество 785,3 - 785,3 115,8 - 115,8

налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами 2484,5 2442,8 41,7 119,2 119,3 109,5

из них налог на добычу полезных ископаемых 2459,4 2420,5 38,9 120,4 120,6 111,2

Всякий косвенный налог является самостоятельным, но, дополняя друг друга, они служат единым целям обложения доходов в расходной части физических лиц, поэтому их можно объединить в систему косвенного налогообложения. Суммарная ставка кос-

венных налогов для потребителя представляется как сумма уплаченных налогов физическим лицом или домашним хозяйством в определенный период времени.

Структура и объем потребления домашнего хозяйства в зависимости от дохода будут разными, соответственно и разной окажется суммарная ставка уплаченных косвенных налогов при покупке набора товаров и услуг.

Можно проследить корреляцию величины уплаченных косвенных налогов от величины имеющегося дохода.

Домашние хозяйства с невысоким уровнем доходов ориентированы на потребление товаров и услуг, где практически отсутствуют подакцизные товары (вино-водочные и табачные изделия в расчет не принимаются, т.к. они не являются жизненно необходимыми). НДС в потребляемых товарах данного сегмента покупателей превалирует в размере 10% (мясопродукты без деликатесных изделий, молочные продукты, овощи, фрукты, мука, детская одежда). Кроме того, данная группа населения часть покупок делает на негосударственных рынках, где в ценах косвенные налоги, как правило, отсутствуют.

Акцизы начисляются только на дорогостоящие товары, которые не являются предметами первой необходимости, следовательно, могут быть потреблены гражданами с достаточными доходами, с соответственным увеличением налоговой нагрузки.

При эластичности цен на товары первой необходимости существует возможность домашним хозяйствам с низким доходом составлять потребительский набор, исключающий подакцизные товары. Товары детского ассортимента из натуральных кожи и меха заменять на искусственные, а также делать приобретения на рынках, где в ценах косвенные налоги отсутствуют. Потребление услуг, при условии выполнения части работ собственными силами, косвенное налогообложение можно минимизировать.

Домашние хозяйства, имеющие средний и высокий достаток, потребительский набор расширяют. Наряду с продуктами, которые популярны в первой группе, появляются мясные и морерыбопродукты деликатесного направления, экзотические фрукты, ставки НДС по которым применяются в размере 18%. Использование промышленных, культурных, спортивных и других товаров и услуг стремится к бесконечности, ограничиваясь лишь доходами и предпочтениями. Суммарные ставки уплаченных косвенных налогов увеличиваются ввиду того, что ставки НДС по перечисленным видам товаров в основном составляют 18%, кроме того, в потребительской корзине появляются подакцизные товары: ювелирные изделия, бензин, автомобили. С повышением уровня жизни суммарная ставка косвенных налогов также увеличивается - в зависимости от улучшения качества, преумножения и расширения потребления товаров и услуг.

При дальнейшем возрастании доходов расширяется ассортимент дорогих товаров и услуг, подакцизные товары присутствуют в большем объеме: доход стремится к бесконечности, и потребление также стремится к бесконечности.

Из вышеизложенного следует, что с возрастанием дохода увеличивается и налоговая нагрузка в части косвенного налогообложения, т.е. наблюдается прогрессия.

Более обеспеченная часть общества платит в бюджет больший объем налоговых платежей по более высоким ставкам. Мобилизованные суммы перераспределяются по бюджетным каналам, в результате чего домашние хозяйства с низким уровнем доходов получают от общества дополнительные денежные средства в виде различных пособий, субсидий, субвенций, льгот, налоговых вычетов и т.д. Таким образом, в определенной степени соблюдается социальная справедливость.

Аккумуляция косвенных налогов в бюджете и их превалирующий характер в нем дают возможность перераспределения государством в пользу малообеспеченных слоев населения. Кроме обеспечения функций самого государства, которое включает расходы на содержание аппарата управления, оборону и т.п., полученные средства идут и на социальные выплаты, культуру, образование, научные расходы, т.е. тем категориям граждан, которые не платят высоких косвенных налогов.

Следует также отметить, что расход на конечное потребление у малообеспеченных граждан приходится в основном на питание. С увеличением дохода делается акцент на расходы непродовольственного характера и дорогостоящие услуги: именно в этой части происходит усиление обложения косвенными налогами, вследствие чего возрастает и прогрессивность косвенных налогов.

Косвенные налоги являются необходимой составной частью справедливого налогообложения. Они позволяют более равномерно распределить налоговое бремя между плательщиками.

Унификация налога на доходы физических лиц, сокращение дифференциации ставок косвенных налогов влечет за собой усиление социальной несправедливости, т.к. с большего дохода будет отчисляться меньший взнос в процентном исчислении в пользу государства для последующего распределения.

Безусловно, не все высокие доходы идут на потребление товаров и услуг, часть их идет на накопление и сбережение, которые в основной их части налогами не облагаются, за исключением покупки золота в слитках. Однако в дальнейшем опосредованно эта часть доходов также попадает под косвенное налогообложение.

Современные косвенные налоги являют пример развития передовой финансовой мысли. Именно косвенные налоги претерпели самые крупные изменения в финансовой практике. Суммарные косвенные налоги приобрели черты налогов прогрессивных и пропорциональных. Демократизация государства выдвигает новые требования к налогообложению, смещаются акценты на его прогрессивность и пропорциональность, что делает косвенные налоги востребованными в современном обществе.

Статья поступила 16.07.2014 г.

Библиографический список

1. Налоговый кодекс Российской Федерации. М.: Омега-Л, 2004. 464 с.

2. В.Ю. Буров. Определение масштабов теневой экономики [Электронный ресурс]. URL: http://vseup.ru/static/articles/Burov_-_Issledovanie_tenevoj_ekonomiki_1 .pdf

3. С.В. Гуревич. Косвенное налогообложение в реформируемой налоговой системе // Финансы. 2004. № 3. С. 32-33.

4. Консолидированный бюджет РФ [Электронный ресурс]. URL:

http://www.gks.ru/bgd/regl/b13_01/IssWWW.exe/Stg/d01/2-6-1-2.htm

5. Национальное счетоводство. М.: Финансы и статистика, 1997. 439 с.

УДК 330.101

МЕТОДИЧЕСКИЙ АППАРАТ РАСЧЕТА ИНТЕГРАЛЬНОГО ПОКАЗАТЕЛЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ БИЗНЕС-ОРГАНИЗАЦИИ

л о

© Н.В. Дубино1, Т.Н. Пономарева2

Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, 308012, Россия, г. Белгород, ул. Костюкова, 46.

Определяется категория конкурентоспособности с точки зрения ее многоаспектности и многоуровневости. Выделен ряд принципов, которые необходимо учитывать при расчете интегрального коэффициента конкурентоспособности. Приведен механизм управления важнейшими показателями бизнес-организации. Предложены их группировка по уровням и методика расчета интегрального показателя конкурентоспособности. Ил. 4. Табл. 3. Библиогр. 12 назв.

Ключевые слова: конкурентоспособность; механизм управления конкурентоспособностью; принцип; подход; показатели; методика; бенчмаркинг; метод экспертной оценки.

METHODOLOGICAL TOOLS TO CALCULATE THE INTEGRAL INDICATOR OF BUSINESS ORGANIZATION

COMPETITIVENESS

N.V. Dubino, T.N. Ponomareva

Belgorod State Technological University named after V.G. Shukhov, 46 Kostyukov St., Belgorod, 308012, Russia.

The article defines the category of competitiveness in terms of its multidimensionality and multi-level system. It distinguishes a number of principles to be considered when calculating an integral factor of competitiveness; gives a control mechanism for the most important indicators of a business organization and puts forward a level-based classification of the indicators of competitiveness. The methods to calculate the integral indicator of competitiveness are proposed as well.

4 figures. 3 tables. 12 sources.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Key words: competitiveness; competitiveness management method; principle; approach; indicators; methods; benchmarking; method of expert evaluation.

За последние 30 лет ни одна другая концепция не занимала такого значимого места и не вызывала столько дискуссий в системе принятия фундаментальных решений на различных уровнях управления, как концепция конкурентоспособности. Усиление конкуренции на рынке и изменения, происходящие в динамичной внешней среде, связанные с усложнением взаимосвязей вне страны, внутри бизнес-организаций, присутствие большого количества факторов и ограничений требуют от деловых сообществ развития различных механизмов управления конкурентоспособностью. Необходимость разработки теории и практической реализации механизмов управления конкуренто-

способностью бизнес-организаций в настоящее время не вызывает никаких сомнений.

На сегодняшний день существует значительное количество методов оценки и подходов к управлению конкурентоспособностью субъектов рынка. Прежде чем приступить к их системному анализу, необходимо, на наш взгляд, конкретизировать понятие «конкурентоспособность». Обратимся к представленным в научных трудах и публикациях теоретическим положениям, раскрывающим своеобразие и многогранность этого понятия.

М. Портер полагает, что «конкурентоспособность - это свойство субъекта рыночных отношений высту-

1Дубино Наталья Викторовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга, тел: 8910S207060, e-mail: n.v-d@mail.ru

Dubino Natalia, Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Marketing, tel.: 8910S207060, e-mail: n.v-d@mail.ru

2Пономарева Татьяна Николаевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга, тел.: 89056744569, e-mail: tanya_kir@mail.ru

Ponomareva Tatiana, Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Marketing, tel.: 89056744569, e-mail: tanya_kir@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.