Научная статья на тему 'Роль и особенности военной подготовки студентов в формировании будущих педагогов профессионального обучения в области компьютерных технологий'

Роль и особенности военной подготовки студентов в формировании будущих педагогов профессионального обучения в области компьютерных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хромов Игорь Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль и особенности военной подготовки студентов в формировании будущих педагогов профессионального обучения в области компьютерных технологий»

РОЛЬ И ОСОБЕННОСТИ ВОЕННОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ В ФОРМИРОВАНИИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБЛАСТИ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И.Н. Хромов

Рассмотрим роль и особенности военной подготовки студентов в формировании педагогов профессионального обучения в области компьютерных технологий. Опишем опыт взаимодействия в этом направлении кафедры технологий профессионального обучения и Института комплексного военного образования Санкт-Петербургского государственного института точной механики и оптики (технического университета).

Подготовка указанных специалистов проводится согласно Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования специальности 030500.06 - Профессиональное обучение (информатика, вычислительная техника и компьютерные технологии). Стандарт предусматривает, наряду с изучением студентами соответствующих циклов учебных дисциплин, возможность прохождения студентами военной подготовки. Её трудоемкость определяется стандартом в 450 часов аудиторных занятий.

Согласно стандарту, педагог профессионального обучения должен быть подготовлен к выполнению следующих видов профессионально-педагогической деятельности: профессиональное обучение, производственно-технологическая деятельность, методическая работа, организационно-управленческая деятельность, научно-исследовательская работа, культурно-просветительская деятельность.

Примерами должностей, которые он может занимать по окончании обучения, являются:

• преподаватель государственного или негосударственного образовательного учреждения (школы, лицея, колледжа, вуза, центра, курсов и т.п.);

• сотрудник центра независимого тестирования знаний;

• сотрудник издательства или издающей организации, выпускающих учебную литературу;

• разработчик компьютерных обучающих программ, электронных учебников;

• руководитель кружка в Доме технического творчества юных;

• методист-организатор внедрения новых информационных технологий обучения;

• консультант фирмы по продаже и внедрению компьютерных систем;

• проектант комплексов технических средств обучения [1].

На подготовку к этой деятельности направлено изучение студентами соответствующих дисциплин - гуманитарных, социально-экономических, естественнонаучных, общепрофессиональных, отраслевых, а также прохождение ими четырех видов практик - по профессии, технологической, педагогической и преддипломной.

Положительному отношению студентов к выбранной специальности, постепенному и безболезненному включению их в самостоятельную учебную деятельность способствует сформированность у будущих педагогов профессионального интереса. Как известно, заинтересованность в своем труде - важное условие развития профессиональных способностей. Если студент выбрал профессию, полюбил ее, то, безусловно, будет стремиться приобретать и развивать свои знания, совершенствовать умения и навыки в этой области, а в дальнейшем попытается реализовать их в своей работе. Профессиональный интерес можно рассматривать как нравственное свойство личности студента, наличие которого способствует формированию и развитию профессионально-ценностных ориентаций.

К составляющим системы преподавания и управления, направленной на формирование и развитие профессионального интереса студентов, относятся:

• теоретико-методологическая и практическая подготовка студентов к работе по выбранной специальности;

• развитие потребностно-мотивационной сферы как условия повышения профессионального интереса;

• обеспечение практического взаимодействия дисциплин психолого-педагогического блока с предметами специального и частнодидактического блока;

• формирование профессионального интереса у студентов, развитие потребностей в приобретении знаний, выработка умений и навыков путем максимального приближения учебного процесса к практике [2].

Как показывает наш опыт, формированию профессионального интереса будущих педагогов способствуют:

• тесная связь учебного процесса в вузе с педагогической практикой, вплоть до изучения ряда тем в условиях соответствующих образовательных учреждений и подразделений;

• создание условий, воздействующих на потребностно-мотивационную сферу студентов;

• предоставление им возможности выступать в роли преподавателя, в частности, при проведении занятий с офицерами-слушателями факультета повышения квалификации преподавателей.

Тесная связь учебного процесса в вузе со школой способствует развитию интереса к школьной жизни, связь с военной кафедрой - формированию готовности к обучению и воспитанию военнослужащих. Все это дает возможность продемонстрировать значимость тех или иных теоретических знаний, полученных в вузе, проанализировать индивидуальные особенности обучаемых (память, внимание, мышление); соотнести это с теоретическим материалом; приобрести навыки научно-теоретических обобщений; применить на практике методы психолого-педагогических исследований. Другими словами, такая связь учебного процесса вуза со школьной практикой и стажировкой или учебными сборами в войсковых частях максимально воздействует на личность студента, оказывает положительное влияние на формирование профессионального интереса будущих педагогов.

В соответствии с реализуемой образовательной программой включение студентов в педагогическую деятельность предполагается с первых дней обучения в вузе. Выполняя отдельные функции преподавателя, студент обнаруживает, как правило, недостаточный объем знаний, умений и навыков. Это, в свою очередь, влияет на его потребности и формирует мотивы профессионального самосовершенствования. В результате студент стремится к расширению своих знаний, умений и навыков, его самообразование становится стимулом, воздействующим на профессиональный интерес. Как будущий офицер, студент видит новые горизонты своих знаний, что является дополнительным стимулом самообразования.

Таким образом, погружение в педагогическую деятельность воздействует на потребностно-мотивационную сферу студентов и влияет на формирование их профессионального интереса.

Предоставление возможности выступать в роли преподавателя на занятиях в вузе, в том числе с офицерами-слушателями факультета повышения квалификации преподавателей, направлено на отработку различных профессиональных навыков у студентов в условиях обучения. В результате этого обучающиеся вырабатывают навыки, накапливают педагогический опыт, создают предпосылки успешной и быстрой адаптации к выбранной профессии.

Последняя предполагает преодоление барьеров, связанных с вхождением в роль преподавателя, особенностями обучающихся; формирование у будущего педагога способности управлять своими эмоциями, настроением, выдерживать воздействие внешних раздражителей; преодоление неуверенности в качестве подготовки и проведения занятий, сомнений в правильности подбора методов, форм и средств обучения.

Опыт показывает, что выполнение студентами функций преподавателя повышает их интерес к занятиям по психолого-педагогическим дисциплинам, в частности, методике воспитательной работы в воинском подразделении, с одной стороны, и к будущей педагогической работе, с другой. Использование подобных средств формирования профессионального интереса способствует достижению диалога между субъектами учебного процесса, включению обучающихся в школьную практику, предоставлению им права выбора решений, развитию творческого потенциала.

Учебная работа, проводимая со студентами на военных кафедрах, направлена на твердое усвоение гражданами теоретических положений, предусмотренных программами обучения, и выработку у них практических навыков в применении и эксплуатации вооружения и военной техники, руководстве подразделениями, выполнении своих должностных обязанностей в соответствии с полученной военно-учетной специальностью, на формирование у граждан моральной и психологической готовности к защите Отечества, верности конституционному долгу, воспитание дисциплинированности и чувства ответственности за принадлежность к Вооруженным Силам Российской Федерации.

Военная подготовка существенно влияет на формирование будущих педагогов, на их психологическую адаптацию к профессиональной деятельности.

Важность применения компьютерных технологий в целях повышения эффективности личностно ориентированного военного обучения студентов технического университета и преподавание информатики применительно к современным задачам военного дела стали объектом ряда диссертационных исследований последних лет [3, 4, 5].

Особенностью военной подготовки будущих специалистов образовательной отрасли "Информатика, вычислительная техника и компьютерные технологии" является их профессиональная педагогическая подготовка. Студенты названной специальности не только самостоятельно разрабатывают компьютерные обучающие программы, используемые в учебном процессе, но и квалифицированно объясняют другим студентам правила работы с программами. Примерами студенческих разработок являются такие компьютерные обучающие программы, как "Действия вахтенного офицера при уклонении от атак противника", "Расшифровка осциллограмм регистрирующих приборов торпед", "Оптическая прицельная станция ФОТ" и другие. Для разработки подобных программ студенты должны очень глубоко изучить соответствующую тему, а также динамику моделируемых процессов. Это способствует более глубокому изучению теоретических положений и выработке практических навыков в обслуживании вооружения и военной техники.

Применение компьютерных технологий при изучении, например, дисциплины "Тактика и история ВМФ" включает в себя:

• самостоятельное изучение теоретических положений и справочной информации, хранимой на сайтах Интернет;

• самостоятельное изучение информации, содержащейся на компакт-дисках, в локальной сети Института комплексного военного образования;

• отработка на компьютерах локальной сети практических навыков вахтенного офицера при решении практических задач.

При изучении тактики ВМФ студенты знакомятся с сайтами Интернет, содержащими информацию по составу Вооруженных Сил России, структуре ВМФ, тактико-техническим характеристикам отечественных и зарубежных боевых кораблей, видам оружия, истории их создания, испытаний, боевого применения. При изучении истории ВМФ студенты знакомятся с материалом, рассказывающим о славных сражениях Российского флота, выдающихся флотоводцах и их вкладе в развитие тактики.

Естественно, что материал, помещенный на страницах Интернет, не является исчерпывающим. Он дает лишь общие представления о сути вопроса и способствует возникновению у студентов интереса к литературе, содержащей более полные сведения Самостоятельное изучение информации, содержащейся на компакт-дисках серий "Энциклопедия современных вооружений", "Военно-морской флот России", "ВМС иностранных государств", утвержденных Главнокомандующим ВМФ, электронного учебно-наглядного пособия "История Военно-морского флота", рекомендованного начальником направления военного образования ВМФ, студентами проводится в часы самоподготовки в компьютерном классе Института комплексного военного образования.

Отработка на компьютерах практических навыков вахтенного офицера при решении практических задач проводится с использованием программы "Действия вахтенного офицера при уклонении от атак противника", а компьютерная обучающая система "Графические боевые документы" позволяет демонстрировать правила нанесения обстановки на карты.

Как показывает опыт, эти и другие приёмы вовлечения студентов специальности "Профессиональное обучение (информатика, вычислительная техника и компьютерные технологии)" в организацию и проведение учебного процесса в ИКВО заметно способствуют формированию будущих педагогов профессионального обучения в области компьютерных технологий.

Литература

1. Потеев М.И. Введение в профессионально-педагогическую специальность / Учебное пособие. СПб.,1999. 126 с.

2. Тесля Е.Б. Формирование профессионального интереса у будущих учителей // Педагогика. 2000. № 7. С. 6.

3. Гужвенко Е. И. Использование педагогических программных средств в целях повышения эффективности личностно ориентированного обучения. Диссертация кандидата педагогических наук. М. РАО, 1999.

4. Чернобров К.Г. Преподавание информатики в военном командном вузе применительно к современным задачам военного дела. Диссертация кандидата педагогических наук. Рязань. 2000.

5. Лосев И.П. Дидактические основы военного обучения студентов технического университета. Диссертация кандидата педагогических наук. Воронеж. 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.