Роль и особенности государственного финансового контроля в управлении государственными финансами
Наргиза Эсанбоевна Жиянова Нилуфар Отабек кизи Турсунбоева
ТФИ
Аннотация: В статье исследованы особенности и понятия государственного финансового контроля и её роль в государственом управлении, а также в бюджетной политике. Определены методика внутреннего финансового контроля в государственных учреждениях и организации. Исследованы основные направления развития и улучшения государственного внутреннего контроля.
Ключевые слова: государственный финансовый контроль, бюджетная политика, доходы бюджета, государственное регулирование, бюджетная дисциплина
Role and features of state financial control in management of
public finances
Nargiza Esanboevna Jiyanova Nilufar Otabek kizi Tursunboeva
TFI
Abstract: The article explores the features and concepts of state financial control and its role in public administration, as well as in budget policy. The methods of internal financial control in state institutions and organizations are determined. The main directions of development and improvement of the state internal control are investigated.
Keywords: state financial control, budget policy, budget revenues, government regulation, budget discipline
Государственный финансовый контроль служит основным важным средством осуществления и ведения финансово-правовой политики в стране и в отдельно взятом хозяйствующем субъекте, а также важнейшим рычагом финансового механизма. Финансовый контроль содействует успешной и правильной реализации финансовой стратегии и тактики для экономики страны в целом, целесообразному и эффективному распределению и использованию
всех финансовых ресурсов предприятия.
Правильное формирование, распределение и использование государственных денежных фондов и средств является одним из основных критериев обеспечения законности и чёткой дисциплины, ответственности всех хозяйствующих субъектов перед государством.
Бюджетная политика в стране также реализуется благодаря правильному финансовому контролю. Бюджет государства является весьма чувствительной составляющей социально-экономической политики и обеспечения стабильности в стране в целом. Так, доходы только государственного бюджета были запланированы: на 2019 г. - 102 627,6 млрд сумов, на 2020 г. - 128 460,0 млрд сумов, на 2021 г. - 147 202,3 млрд сумов, на 2022 г. - 173 550,2 млрд сумов, на 2023 г. - 200 708,6 млрд сумов1. Консолидированный бюджет с учетом доходов регионов в 2023 г. достигнет 238 954,0 млрд сумов. Если добавить доходы государственных целевых фондов и Фонда реконструкции и развития Республики Узбекистан, то очевидно, что через бюджетную систему страны перераспределяется большая часть валового внутреннего продукта. Поэтому рациональное и эффективное перераспределение, дальнейшее использование средств невозможно без правильной организации и ведения финансового контроля в бюджетной сфере Узбекистана.
Для обеспечения должного финансового контроля необходима налаженная и взаимосвязанная система государственных органов на всех уровнях власти и управления с четко определенной компетенцией, необходимым наличием организационных, финансовых и правовых средств, для достижения всех задач финансово-экономической политики государства, направленная на улучшение социально-экономической жизни населения.
В настоящее время в Республике Узбекистан функционируют разные звенья финансового контроля, взаимодействующие между собой. Контролирующие органы должны быть увязаны в единую систему, которые работают в одном ритме и направленны для обеспечения полноты и своевременности формирования финансовых ресурсов государства, сохранности, эффективности и целевого расходования государственных средств, законности и высокой результативности их использования.
Финансовый контроль является важным элементом управления финансами государства, хозяйствующих субъектов, охватывает все процессы по организации финансовых отношений в ходе формирования, распределения и использования финансовых ресурсов всех экономических субъектов, осуществляется с помощью специальных форм и методов органами государственной власти и управления, специально созданными органами,
1 http://demo.openbudget.uz/uz/parameters/.
структурами и отделами юридических лиц с целью проверки соблюдения всеми экономическими субъектами нормативно-правовых актов финансово-хозяйственного законодательства и финансовой дисциплины, что особенно важно в условиях реализации Стратегии развития Нового Узбекистана на 20222026 годы2.
Рис.1.Основные характеристики финансового контроля3 Государственный финансовый контроль (ГФК) включает анализ, оценку и проверку эффективности управления и использования бюджетных средств, активов государства и субъектов государственного сектора4.
Объекты ГФК - бюджетные учреждения, органы государственной власти, субъекты государственного сектора, а также получатели бюджетных средств.
2 https://lex.uz/ru/docs/5841077.
3 https://economics.studio/finansy-kredit/vidyi-formyi-gosudarstvennogo-finansovogo-50128.html- Виды и формы государственного финансового контроля.
4 https://www.norma.uz/uz/proekty_npa/gosudarstvennyy_finansovyy_kontrol_-_po_zakonu. ISSN 2181-0842 / Impact Factor 3.848 923
Субъекты ГФК - юридические лица с государственной долей 50% и более, а также дочерние, зависимые и иные юридические лица, являющиеся аффилированными с ними.
Виды ГФК: внешний и внутренний аудит, ревизии, проверки, изучения.
Рис.2. Система финансового контроля и её основные звенья5 Цель государственного финансового контроля - обеспечение законности и эффективности использования государственных бюджетных и внебюджетных финансовых средств, а также государственной собственности.
Основным содержанием финансового контроля в условиях рыночной экономики является обеспечение качества и эффективности финансово-хозяйственного управления, защита финансовых интересов всех субъектов хозяйствования и управления, государства в целом и его граждан: проверка соблюдения финансового законодательства субъектами финансовых отношений страны; укрепление финансовой системы страны; содействие проводимой государством единой финансовой, кредитной и денежной политики, выявление внутренних резервов использования финансовых ресурсов во всех сферах производства и распределения общественного продукта.
В качестве задач государственного финансового контроля можно привести
5 https://pravospb812.ru/nds/osnovnye-printsipy-gosudarstvennogo-fmansovogo-kontrolya.html государственного финансового контроля.
Основные принципы
следующие:
контроль правильности ведения бухгалтерского учета и отчетности
создание условии для роста финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях финансовой системы
обеспечение результативности финансовой политики государства, юридических и физических лиц
Задачи государственного финансового контроля
обеспечение прозрачности финансовых потоков
предупреждение и
пресечение правонарушений в финансовой сфере
формирование оптимальной и конкурентной деловой среды и обеспечение финансовой безопасности всех экономических субъектов
Рис. 3. Основные задачи государственного финансового контроля6
Цель и задачи финансового контроля определяются по отношению к разным объектам финансового контроля7.
В Узбекистане продолжаются мероприятия по улучшению функционирования внутреннего финансового контроля и внутреннего аудита. Этому способствуют следующие принятые и подписанные нормативно-правовые акты:
1. Постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности финансовых органов» от 18.03.2017 г. № ПП-28478.
2. Закон «О Счётной палате Республики Узбекистан» от 1 июня 2019 года № ЗРУ-546.
3. Постановление Президента «О дальнейшем совершенствовании системы государственного финансового контроля» от 21.08.2017 г. № ПП-3231.
4. Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы государственного финансового контроля» от 27.08.2021 г. № УП-6300.
5. Постановление Президента Республики Узбекистан «О дальнейшем повышении эффективности расходов государственного бюджета Республики Узбекистан и совершенствовании деятельности органов государственного финансового контроля» от 14.02.2022 г. № ПП-128.
6 Подготовлено автором на сайте canva.com.
7 Жиянова Н. Э. Управление государственными финансами: Учебник./ - Т.: "ИКТИСОД-МОЛИЯ", 2019. - 444 с
8 https://lex.uz/docs/3145556.
6. Постановление Президента Республики Узбекистан от 24 февраля 2020 года № ПП-4611 «О дополнительных мерах по переходу на международные стандарты финансовой отчетности».
7. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 24 августа 2020 года № 507 «Об утверждении положения о порядке признания международных стандартов финансовой отчетности и текста пояснений к нему».
Согласно проекту приказа Министра финансов «Об утверждении Положения о сроках предоставления квартальной и годовой финансовой отчетности», который направлен на согласование заинтересованным ведомствам и общественным объединениям9.
Следует особо отметить, что проектом устанавливаются сроки по предоставлению финансовой отчетности государственным органам. При этом периодичность подготовки и срок составления финансовой отчетности определяются субъектом предпринимательства самостоятельно.
Благодаря проводимым экономическим реформам в нашей стране, обеспечению исполнения принимаемых указов и постановлений касательно Государственного бюджета, а также принятия Министерством финансов мер, в части целевого и эффективного использования средств государственного бюджета при их расходовании наблюдается положительная динамика по ежегодному сокращению правонарушений, связанных с нецеленаправленным использованием бюджетных средств, хищением, кражей10.
Департаментом и его территориальными управлениями в 1-м полугодии 2019 года в соответствии с планом работ, а также в рамках поручений Правительства и правоохранительных органов были проведены 4 299 контрольных мероприятий. По их результатам выявлены факты нарушений бюджетной дисциплины и других необоснованных расходов на общую сумму 167 млрд сумов11.
Основную часть контрольных мероприятий (74,5%) составили мероприятия по соблюдению бюджетной дисциплины и целевому использованию бюджетных средств. Обнаружены случаи нарушения бюджетной дисциплины, недостачи денежных и товарно-материальных ценностей, а также нецелевых и необоснованных расходов на сумму 54,2 млрд сумов, из них возмещено в бюджет 49,8 млрд сумов (91,8%).
В 2021 году в учреждениях Министерства высшего и среднего специального образования выявлено нарушений бюджетного законодательства на 10,8 млрд сумов, из них возмещено в бюджет 10,2 млрд сумов (93%). В системе
9 https://www.mf.uz/ru/news-mf-jx/item/2400-2400.html.
10 https://www.mf.uz/ru/news-mf-jx/item/155-155.html.
11 https://www.mf.uz/media/file/kru/1_polugodie_2019.pdf.
Министерства народного образования выявлены аналогичные случаи на 9 млрд сумов, возмещено в бюджет 8 млрд (90%), Министерства дошкольного образования - 4,3 млрд сумов, возмещено в бюджет 3,9 млрд (94%), Министерства здравоохранения - 6 млрд сумов, возмещено в бюджет 5,7 млрд (94%).
Наибольшие суммы нарушений бюджетного законодательства выявлены в Джизакской (9,5 млрд.сум), Андижанской (5,5 млрд.сум), Сурхандарьинской (5 млрд.сум), Самаркандской (4,7 млрд.сум), Ташкентской (4,5 млрд.сум) областям и Ташкенту (6,2 млрд.сум).
Департаментом и его территориальными управлениями в 1810 учреждениях проведены камеральные контрольные мероприятия по правильному планированию и целевому использованию бюджетных средств с использованием данных «Информационная система управления государственными финансами» и программы «УзАСБО». В результате в 718 учреждениях выявления факты нарушений нормативно-правовых актов на 17,6 млрд сумов, из них обеспечено возмещение 8,6 млрд сумов, предотвращены необоснованные расходы на 5,5 млрд сумов, материалы по 168 контрольным мероприятиям с выявленными нарушениями на 12,9 млрд сумов переданы правоохранительным органам для принятия мер в соответствии с законодательством.
К трудностям, с которыми могут столкнуться субъекты государственного финансового контроля государственного сектора экономики при формировании системы внутреннего аудита, относят и следующие:
- недостаточная государственная регламентация деятельности, и как следствие неопределенность функционально-процессной модели организации деятельности участников.
- не нацеленность систем финансового планирования, а подчас и управления на результат; отсутствие обоснованных показателей для оценки эффективности и результативности деятельности государственной организации, несовершенство или полное отсутствие управленческого учета, позволяющего осуществлять, а вернее обеспечивать, контроль достижения результатов.
- отсутствие стройной методической системы внутреннего контроля, подмена понятия «внутренний контроль» - ревизией, контроллингом и т.д.; планирование объективной необходимости наличия эффективных процедур внутреннего контроля, направленных на обеспечение, в первую очередь, сохранности активов, проверку достоверности информации, формируемой системой бухгалтерского учета, и повышение результативности деятельности, чтобы внутренний контроль стал инструментом контроля рисков.
Уменьшение случаев нарушения бюджетной дисциплины является результатом осуществления мер по управлению бюджетными средствами,
осуществления постоянного мониторинга за финансовой деятельностью ведения бюджетного учёта в бюджетных организациях, проведения профилактической работы по соблюдению бюджетного законодательства, широкое применение дистанционного контроля и сокращение низкоэффективных ревизий.
Определяющим в достижении максимальной результативности государственного финансового контроля является реализации результатов деятельности контрольно-счётных органов в полном объёме посредством усиления взаимодействия с правоохранительными органами, а также упорядоченности процедуры оперативного устранения недостатков.
В целом, можно отметить, что решение проблем внутреннего государственного финансового контроля в Республике Узбекистан в перспективе формируется единая система внутреннего финансового контроля в бюджетной сфере, обеспечивающей её эффективность и влияние на устойчивое функционирование экономики страны на современном этапе развития.
Использованная литература
1. Бюджетный кодекс Республики Узбекистан, утвержденный Законом Республики Узбекистан от 26.12.2013г. № ЗРУ-360;
2. Налоговый Кодекс Республики Узбекистан (новая редакция) утвержден Законом Республики Узбекистан от 30.12.2019 г. № ЗРУ-599;
3. Закон Республики Узбекистан от 30.12.2022 года № ЗРУ-813 «О государственном бюджете Республики Узбекистан на 2023год»;
4. Постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности финансовых органов» от 18.03.2017 г. № ПП-2847.
5. Постановление Президента Республики Узбекистан «О дальнейшем совершенствовании системы государственного финансового контроля» от
21.08.2017 г. № ПП-323.
6. Постановление Президента Республики Узбекистан «О дальнейшем повышении эффективности расходов государственного бюджета Республики Узбекистан и совершенствовании деятельности органов государственного финансового контроля» от 14.02.2022 г. № ПП-128.
7. Постановлением Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему развитию аудиторской деятельности в Республике Узбекистан» от
19.09.2018 г. № ПП-3946.
8. Указ Президента Республики Узбекистан от 28.01.2022 года № УП-60 «О Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы»;
9. Послание Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева Олий Мажлису. Ташкент, 24 января 2020 года (www.president.uz).
10. Жиянова Н. Э. Управление государственными финансами. Учебное пособие. / - Т.: "ЩТИСОД-МОЛИЯ", 2019. - 384 с
11. Жиянова Н. Э. Управление государственными финансами: Учебник./ -Т.: "ЩТИСОД-МОЛИЯ", 2019. - 444 с
12. Жиянова Н. Э., Ташматова Р. Г. Бюджетно-налоговая политика. Учебное пособие./ - Т.: "ЩТИСОД-МОЛИЯ", 2019. - 216 с
13. Мысляева И.И. Государственные и муниципальные финансы Учебник М: ИНФРА - М, 2013. - 393стр.
14. Васильева, В. М. Государственная политика и управление : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / В. М. Васильева, Е. А. Колеснева, И. А. Иншаков. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 441 с.
15. Gruber Jonathan. Public Finance and Public Policy.- NY: Worth Publishers,2013.-P.870-882. http://www.scopus.com/authid/detail.uri?authorId= 6100958239/
16. Жиянова Н.Э., Умарова А.И. Узбeкистон рeспубликаси худудларининг инновацион ривожланишини такомиллаштириш йуллари - Экономика и финансы (Узбекистан), 2019, 3(123)
17. Колесников A.A. РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ -Вестник университета ,2018
18. Ахунова Е.А. Теоретические подходы к определению понятия «финансовый контроль»- Проблемы современной науки и образования, 2015
19. www.gov.uz (Правительственный портал Республики Узбекистан)
20. www.lex.uz (Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан)
21. www.mf.uz (Официальный сайт Министерства экономики и финансов Республики Узбекистан)
22. www.stat.uz (Официальный сайт Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике)