УДК 1:316
РОЛЬ И МЕСТО ЖЕНЩИНЫ-МАТЕРИ В ИСЛАМЕ © Л. М. Агзамова
Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450074 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.
Тел. +7 917 361 37 62.
E-mail: [email protected]
В статье исследуются важные и актуальные вопросы, связанные с отношением к женщине в исламском мире, рассматриваются насущные проблемы исламской истории и современности. Также предпринимаются попытки основательного и целенаправленного решения поставленных задач в изучении роли и важности женщины в жизни общества: семейной, нравственной ценности женской личности как матери, жены и источника духовного начала. Источниками для данной статьи послужили Священный Коран, сборники хадисов и жизнеописания нашего Пророка Мухаммеда.
Ключевые слова: аят, женщина, ислам, Коран, Пророк, сура, хадис.
На протяжении веков стоял вопрос об отношении ислама к женщине. Казалось бы, очевидная истина относительно равнозначности и равноценности перед Единым Творцом мужчины и женщины по своим правам и обязанностям постоянно нуждается в повторении и уточнении. Встает вопрос: почему? Ведь сказано в Священном Коране:
«О люди! Бойтесь вашего господа, который сотворил вас из одной души и сотворил из нее пару ей, а от них распространил много мужчин и женщин...» (Коран, 4:1) [1, с.64].
Но нигде не указывается, чтобы обращение, устное или письменное, было таким: Женщины и мужчины... Чаще вперед выдвигается мужчина в качестве объекта внимания. Обычно и обыденно понимается единство и противоположность парадигмы «мужчина - женщина», с потомками Адама на первом месте. Нет ли здесь умаления роли и места женщины? Мы уверены, что нет. Ибо сказано далее в Коране: «. Он создал для вас из вас самих жен, чтобы вы жили с ними, устроил между вами любовь и милость. Поистине, в этом - знамение для людей, которые размышляют!» (Коран, 30:20) [1, с. 345].
Таким образом, Коран дает четкое доказательство тому, что женщина полностью равна с мужчиной перед Богом по своим правам и обязанностям.
Очевидно, что сотворенность женщины после Адама и от плоти его (из адамова ребра) не меняет ни ценности их обоих, как акта Его творения, ни ответственности мужчины и женщины перед Ним.
Обращаясь к хадисам (хадис (араб.) - вводимый иснадом (цепочка ссылок на рассказчиков) рассказ о поступках и высказываниях Мухаммада и его сподвижников), можно увидеть, что отношение к мусульманской женщине выражено очень глубоко и уважительно: «Если человек верует в Аллаха и последний день, то, увидев какое-либо дело, пусть говорит по-доброму, либо пусть молчит, а женщин считайте для себя заветом и обходитесь с ними хорошо. Женщина создана из ребра, а ребро искривлено сверху. Если ты захочешь выпрямить его, то сломаешь, а если оставишь в покое, то оно останется искривленным. Обходитесь с женщинами хорошо» [2, с. 17].
«Помогать жене - это благодеяние» [2, с. 15].
«Женщина - это вторая половина мужчины» [2, с. 19].
«Лучший из вас тот, кто является образцом для своей семьи (жены), как я являюсь для своей» [2, с. 13].
«Женщины этого мира превосходят гурий в семьдесят тысяч раз» [2, с. 12].
Бесспорно, что слова Пророка говорят о большом внимании к женщине и заботе о ней. Данные хадисы представляют собой наставления и поучения, обращенные именно к мужчинам в их отношении к женщинам. Хадисы со всей ясностью свидетельствуют о тонкости, мягкости и нежности женщин, что обязывает мужчин учитывать это в обращении с ними.
Так, ислам велит хорошо обращаться с женщиной, и отводит ей столь высокое место, что равного ему она не занимает ни в одной другой религии.
Никакое человеческое общество не может гармонично развиваться, приближаясь к более высокому состоянию, если в нем принижена роль женщины, и не сбалансировано соотношение двух взаимодополняющих начал - мужского и женского. Ведь положение женщины, словно лакмусовая бумажка, выявляет действительную степень цивилизованности той или иной социальной или же религиозной общности, а также безошибочно отражает степень приверженности ее членов принципам гуманизма, равенства и милосердия.
Бесспорной и непреложной аксиомой в исламе является то, что, согласно исламскому праву, женщина является живым человеческим существом, имеющим точно такую же душу, как и мужчина.
Каждый человек, будь то мужчина или женщина, несет ответственность в равной степени за совершенные поступки.
Согласно Корану, женщина не виновна в первой ошибке Адама. Они вместе виновны в своем непослушании Богу, оба раскаялись и оба были прощены. Впрочем, Священный Коран возлагает большую ответственность на Адама.
В исполнении таких религиозных обрядов, как ежедневные молитвы, пост, обязательные пожертвования в пользу бедных и паломничество, обязан-
ности женщины не отличаются от обязанностей мужчины. А в некоторых случаях женщина имеет привилегии, по сравнению с мужчинами. Например, женщина освобождается от ежедневных молитв и от поста во время менструального периода и в течение сорока дней после деторождения. Она также освобождается от поста в период беременности, кормления ребенка грудью и ухода за ним, если имеется какая-либо опасность ее здоровью или здоровью ребенка. Если пропущенный пост является обязательным (например, в месяц Рамадан), то пропущенные дни женщина должна возместить в любое время. Хотя женщины могут ходить и ходили в мечеть во времена Пророка, тем не менее, посещение мечети во время Пятничной молитвы для них необязательно, в то время как это обязательно для мужчин (в пятницу). Ислам принимает во внимание физиологические и психологические особенности, связанные с естественными функциями женского организма, облегчая предписанные ей обязанности [3, с. 8].
Именно исламские нормы защиты жизни, чести и имущества женщин, записанные в VII веке, на двенадцать веков опередили таковые в Европе. Вспомним, что пресловутый Кодекс Наполеона Бонапарта, символизировавший новую буржуазную эпоху свободы, равенства, предпринимательства, вообще не учитывал прав женщин.
Великобритания, которая гордилась тем, что несла просвещение и цивилизацию в колонии восточных стран, решилась предоставить частичные гражданские права своим женщинам лишь в 80-х годах XIX века, а в полном объеме они получили их только в 1928 году!
Роль женщины в обществе, так же, как и мужчины, велика и значима. Она прослеживается в самой концепции устройства этого мира. По замыслу Всевышнего все созданные Им творения существуют в парах, и только Бог один, и нет Ему равных. Такое устройство служит залогом развития жизни на земле и продолжения рода созданных видов живых существ. В этом смысле женщине отведена основная роль в сохранении и продолжении человеческого рода. Немаловажное значение имеет, в каком виде будет сохранен этот род. Ведь рождение на свет Божий нового поколения еще не означает, что вырастет оно достойным и выживет вообще. Поэтому воспитание детей, особенно в первые годы жизни, является важнейшей задачей матери. Этот процесс, естественно, требует определенной подготовки и наличия знаний в разных областях жизни.
Ислам, как система, идеально отражающая жизненную реальность, отводит женщине определенную роль, соответствующую ее природе, а именно родоначальницы семейной жизни - матери. Только мать может стать той, кто возродит общество, она же может стать той, кто погубит его. Спасение и благополучие любого общества зависит от того, в глубине каких чувств воспитали матери его народ.
Истинная мать, родоначальница общества, подобна прекрасному сонету. Счастливое царствование любой женщины начинается, конечно, с ее материнства. Посланник Аллаха нередко повторял: «Рай находится под ногами ваших матерей!..», что свидетельствует о его трепетном отношении к матерям [2, с. 28].
Посланник Аллаха и его проницательные, мудрые и богобоязненные последователи оставили множество ярких примеров того, каким должно быть уважение к родителям, и, прежде всего, к матери. Пророк с уважением и почтением относился к Халиме Садие, которая была его кормилицей в младенчестве. Он расстилал перед ней свою накидку и приглашал присесть. Также с уважением он относился и к другим кормилицам, вставая, когда они входили или выходили [4, с. 7].
Женщина в исламе символизирует любовь, радость и счастье, которые устремляются в вечность жизни будущей.
Именно оттого, что на матерей возложены главные обязанности по продолжению рода человеческого, к ним относятся как к основе и источнику зарождения новой жизни. Как ребенок формируется в утробе матери, так и свое духовное формирование он проходит под ее руководством.
Наша религия, которая отводит матери почетное место, посвящает ей не один день в году, а каждый из дней года. Наши женщины должны знать о собственной ценности и стараться оправдать это внимание к себе своим благонравием. Они, играя главную роль в воспитании детей, должны получать достаточно внимания и заслуживают наилучшего обращения. Поэтому нельзя скупиться на похвалу и благодарность им.
Во всех аятах Священного Корана, где повеле-вается слушаться родителей, мать упоминается в первую очередь. Передается, что однажды к Пророку пришел один человек и спросил: «Кто из людей достоин того, чтобы я уважал и слушал его больше остальных?» «Твоя мать!» - ответил ему Пророк. «Кто после нее?» - спросил тот. «Твоя мать!» - повторил Пророк. «Кто же после нее?» -продолжал спрашивать человек. «Твоя мать!» -вновь повторил Пророк. «Кто же после матери?» -спросил человек. «Твой отец!» - ответил тогда Посланник Аллаха [2, с. 11]. Из хадиса ясно видно, что мать в воспитании детей имеет втрое большее превосходство, чем отец.
В исламской семье женщина, в первую очередь, - это праведная жена своего супруга и хранительница домашнего очага. Супружество - это особая сфера человеческих взаимоотношений, включающая четкие описания обязанностей и прав мужа и жены, где муж - это глава семейства, а жена -помощник и советчик.
Образ мусульманки, дочерей и жен Мухаммеда привлекал внимание русских и зарубежных поэтов. Общеизвестны «Подражания Корану» А. С. Пушкина, стихи, посвященные женам Пророка.
О, жены чистые Пророка,
От всех вы жен отличены:
Страшна для вас и тень порока.
Под сладкой сенью тишины Живите скромно: вам пристало Безбрачной девы покрывало.
Храните верные сердца
Для нег законных и стыдливых,
Да взор лукавый нечестивых Не узрит вашего лица [5, с.321].
Брак представляет собой один из древнейших социальных институтов, существовавших во всех известных истории традициях. Для ислама брак не совершается на небесах и не является таинством. Брак для мусульман - это, прежде всего, социальное соглашение, налагающее на обычных мужчин и женщин определенные права и обязательства [6, с. 200].
Брак - это социальный долг, с точки зрения общества направленный на сохранение рода человеческого, а для личности - средство выражения симпатии между мужчиной и женщиной [7, с. 198].
Благородный Коран дает великолепное и тонкое описание естественной связи между мужчиной и женщиной: «. Ваши жены для вас - одеяние, а вы - одеяние для них. » (Коран, 2:183) [1, с. 24].
С самых истоков ислама в Коране говорилось, что брачные отношения - это источник любви, сострадания и понимания. В частности, у мужчин поощряется внимательное, доброе отношение к женам, что говорится и в высказываниях Пророка Мухаммеда.
Коран напоминает супругам, что мужчина и женщина необходимы друг другу, они дополняют друг друга в своем существовании. Мужчине говорится: женщина - плоть от плоти твоей, без которой ты не сможешь прожить. Женщине говорится: ты произошла от мужчины, он - твое начало, а ты не можешь жить без начала.
В священной книге также подчеркивается, что нормальные семейные отношения подразумевают согласие между супругами. Несмотря на то, что они -две половинки, на самом деле они - единое целое во всем: в эмоциях, чувствах и телесной близости.
По исламскому закону замужняя женщина не является служанкой в доме своего мужа, так же, как муж ее не должен являться ее работодателем. Однако благонравная мусульманка должна сама с любовью и желанием заниматься хозяйственными делами, заботясь о потребностях и удобстве членов своей семьи. Поэтому женщина не должна избегать выполнения необходимых работ по дому, помогая мужу своему и делая его при этом счастливым.
Домашний очаг и семья мусульманской женщины - это то, что составляет радость и счастье ее жизни. Она, понимая свою ответственность за домашние дела, относится к ним как к своей обязанности и старается наилучшим образом выполнять их.
Однако и мужчина в свободное время должен оказывать помощь своей жене. Ведь Пророк в сво-
бодное время сам чинил свою одежду, обувь, доил домашних животных и ухаживал за ними, не перекладывая это на своих жен.
Истинный ислам побуждает придерживаться справедливости и проявлять уважение к женщине, указывая супругу на то, что он должен поддерживать хорошие отношения со своей женой, даже, если что-то в ней ему неприятно. Подобного женщина никогда не знала до появления ислама. В Коране говорится: «. Обходитесь с ними достойно. Если же вы их ненавидите, то, может быть, что-либо вам и ненавистно, а Аллах устроил в этом великое благо» (Коран, 4:23) [1, с. 67].
Поистине, этот благородный аят затрагивает самые глубины души искреннего мусульманина, успокаивает вспышки его гнева и умеряет его недовольство женой. Так ислам оберегает брачные связи от разрыва, защищая эти священные узы от воздействия какой-нибудь прихоти, вызванной непостоянством чувств и склонностей.
«. И порядочные женщины - благоговейны, сохраняют тайное в том, что хранит Аллах. » (Коран, 4:38) [1, с. 69]. Муж и жена должны сохранять втайне все, что происходит в их личной жизни. Их личная жизнь, семейные тайны не должны быть предметом обсуждения на встречах мужчин и женщин, в разговорах с друзьями и подругами.
Неизбежные трудности совместного проживания должны преодолеваться мусульманами на твердом основании принципов любви и справедливости, для этого муж и жена должны периодически уступать друг другу, сохраняя нежные ростки семейного единства, быть в состоянии умно разрешить размолвку, своевременно погасить огонь взаимного недовольства и не доводить отношения до такого состояния, пока развод не покажется им единственным выходом из невыносимо напряженной ситуации. Они должны глубоко уважать друг друга и относиться к своей половине предельно внимательно.
Пророк в своих благородных хадисах постоянно призывал мужчин не обижать своих жен и объяснял им, что если супруги живут каждый для себя, а не друг для друга, если они не понимают, что семейное счастье обусловлено их взаимностью, то они, конечно же, не смогут изведать всех неописуемых радостей брака, которые в состоянии подарить им счастливая семейная жизнь. Он не раз говорил своим сподвижникам: «Лучшим из вас является тот, кто хорошо относится к своей семье (жене), ну а я лучше всех отношусь к своей» [2, с. 13]. И он действительно был лучшим семьянином среди мусульман, ибо Пророк тоже был женат. При этом он оставил нам прекрасный образец семейной жизни, и на вопрос о характере Мухаммеда его жена Айша обычно отвечала: «Его характер - Коран».
Однако не следует делать выводы, что роль мусульманской женщины ограничивается ее домом, семьей и домашним хозяйством. Просто это естественная стихия приложения ее врожденных
способностей и проявления женской натуры. Хорошо, если женщина имеет не только желание, но и возможность гармонично сочетать семейную жизнь, материнство и ведение домашнего хозяйства с интересной работой, учебой или какой-то иной полезной деятельностью. При желании женщина-мусульманка может заниматься собственным бизнесом или участвовать в общественной и политической жизни общества, работать во благо мусульманской уммы (общины) в таких приемлемых для нее сферах, как медицина, образование, моделирование и пошив одежды, кулинария. Как известно, супруга Пророка Мухаммеда - Хадиджа - успешно вела торговое дело, а также оказала Пророку надежную материальную и духовную поддержку в самые тяжелые времена и помогла ему достигнуть своей цели.
Таким образом, ислам не подвергает женщину дискриминации, насильно принуждая ее оставаться дома, а расценивает ее домашний повседневный труд и воспитание детей как изнурительное и ответственное занятие, нисколько не уступающее по своей важности мужскому труду, приносящему заработок.
Большое внимание уделено обретению знания и обучению других. Можно сказать, что получение образования - это больше обязанность, чем право.
Первая обязанность женщины в семье, как уже говорилось - это вырастить и воспитать хороших детей. Известно, как важно привить детям хорошие привычки в малом возрасте. Предки наши наипрекраснейшим образом передали это в словах: «Дерево гнется пока молодое». Важно, чтобы женщина, призванная воспитывать детей, сама была благочестива и образованна. Кроме того, образованные благочестивые женщины с прекрасным характером еще более любимы своими мужьями.
Ведь и в эпоху расцвета ислама Посланник Аллаха настоятельно советовал женщинам учиться писать и читать, а также учиться тому, что необходимо им в повседневной жизни:
«Учитесь и ищите знаний от колыбели до могилы! Ищите знаний, если за ними надо отправиться даже в Китай! Поиск знаний - это обязанность каждого мусульманина - мужчины и женщины» [4, с.51].
При жизни Пророка Айша была одной из тех женщин, которые отличались большой тягой к знаниям. Она старалась узнать как можно больше и когда слышала нечто новое, переспрашивала несколько раз до тех пор, пока не усваивала как следует. Именно Айша стала наиболее сведущей в исламском правоведении, и позже многие знающие мужчины не раз спрашивали ее мнения во многих вопросах, касающихся исламского права. И тот факт, что Айша
передала от Пророка более 2210 хадисов, говорит о том, какими обширными были ее знания.
Если мы углубимся в историю мусульманских народов, то заметим, что женщина-мусульманка играла немаловажную роль и в общественной жизни.
Как справедливо заметила исламовед Г. Ф. Нуруллина, знаменитые жены Пророка - Хадиджа и Айша оказали неоценимые услуги исламу в дни первых, неуверенных шагов по пути провозглашения новых религиозных начал. А дочь Пророка Фатима и по сей день является образцом скромности, образованности и мусульманской добродетели [3, с. 16]. Велико благотворительное дело религиозной Зубейды -жены Гаруна ал-Рашида. На ее средства и под ее же руководством проведена вода из Багдада в Медину.
Из всего изложенного следует, что мусульманка не только принимала самое живое участие в общественно-политической жизни своей страны, но и всегда была опорой мужчине в трудных ситуациях, незаменимым помощником в хозяйстве и мудрым советчиком. Женщина в исламе на протяжении веков выступала в общественном сознании не только символом незыблемости и сохранности семейных устоев, но и традиций. В исламской традиции всегда превалировал материнский тип женщины, находящийся внутри природного порядка, подчиненный законам и задачам рода, символизирующий жизнь и приумножение, прирост бытия. Отсюда традиционное внимательное и уважительное отношение в исламской традиции к женскому началу (матери, жене, сестре, дочери).
Женщина в любой своей ипостаси, будь то роль матери, жены или общественные роли - равно почитаема в исламе и охраняется Волей Всевышнего. Мир мусульманской женщины на протяжении всей ее жизни складывается на основе религиозных, духовных ценностей, несущих глубокий смысл и мудрость Творца.
ЛИТЕРАТУРА
1. Коран / Пер. Ю. И. Крачковского. Ростов н/Д.: Феникс, 2009. 537 с.
2. Наджметдин М. О достоинствах женщины... Казань: Академия познания, 2006. 32 с.
3. Нуруллина Г. Ф. Женщина в исламе. М.: Умма, 2003. 384 с.
4. Осман Эрсан. Женщина в исламе. Ее права и достоинства. М.: САД, 2007. 176 с.
5. Пушкин А. С. Сборник стихотворений. Т. 1. М.: Художественная литература, 1985. 734 с.
6. Рахматуллина З. Я. Башкирская традиция (социально-философский анализ). Уфа: изд-во Башкирск. ун-та, 2000. 304 с.
7. Шариат: теория и практика / Под ред. А. Б. Юнусовой. Уфа: ТАУ, 2000. С. 197-201.
Поступила в редакцию 03.04.2009 г. После доработки — 09.06.2009 г.