ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ
DOI: 10.34022/2658-3712-2020-41-4-80-93 УДК 314.74 ^1; ^2
РОЛЬ И МЕСТО ВНЕШНЕЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ В СТРУКТУРЕ ИНОСТРАННОЙ РАБОЧЕЙ СИЛЫ
В.В. Комаровский
Институт мировой экономики и международных отношений РАН
им Е.М. Примакова, Москва, Россия https://orcid.org/0000-0002-1701-1094
АННОТАЦИЯ
В основу статьи положены результаты исследования роли трудовых мигрантов из стран постсоветского пространства в удовлетворении потребностей российских домохозяйств в услугах различного характера. Цель работы - анализ структуры национальных контингентов и специфики предоставляемых услуг трудовых мигрантов из конкретных стран СНГ. При проведении исследовательской работы автор использует статистический и социологический методы анализа данных, а также сравнительный анализ данных различных статистических источников по проблемам трудовой миграции в России. Эмпирическая база исследования - данные второго за всю современную историю выборочного опроса Росстата «Итоги выборочного статистического наблюдения за использованием труда мигрантов. 2019», их сопоставление с данными официальной статистики. Наряду с введением в научный оборот ранее не использованных данных масштабного исследования проведенного Росстатом, выявлена специфика отраслевого распределения контингентов выходцев из девяти постсоветский стран. Автор приходит к выводу, что концентрация значительной доли трудовых мигрантов в определенном спектре отраслей предоставления услуг домохозяйствам (т.е. фактически населению) в основном включает строительство и ремонт, уборку помещений, различного рода сельхозработы и транспортные услуги. Занятость в иных секторах распространена гораздо слабее, что в значительной мере коррелирует с профессионально-квалификационной структурой трудовых мигрантов. Наблюдаются и национальные предпочтения занятости в тех или иных секторах. Проанализированы и особенности найма мигрантов как непосредственно домохозяйствами, так и членами домохозяйств как предпринимателями. Выявлено, что последние привлекают ограниченное число трудовых мигрантов, так как представляют собой, прежде всего индивидуальных предпринимателей представляющих малые и микропредприятия. Представленные в работе результаты могут быть использованы федеральными и региональными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики в сфере регулирования потоков внешней трудовой миграции, открывают перспективы для более надежного прогнозирования баланса спроса и предложения на иностранную рабочую силу.
Ключевые слова: миграционная политика; система миграционного регулирования; статистика миграционных потоков; трудовая миграция; рынок труда; спрос и предложение; домохозяйства; постоянное население; высококвалифицированные специалисты; работодатели.
Для цитирования: Комаровский В.В. Роль и место внешней трудовой миграции в структуре иностранной рабочей силы. Социально-трудовые исследования. 2020; 41(4):80-93. DOI: 10.34022/2658-3712-2020-41-4-80-93.
ОRIGINAL PAPER
ROLE AND PLACE OF EXTERNAL LABOR MIGRATION IN THE STRUCTURE OF FOREIGN LABOR
V.V. Komarovsky
Primakov National Research Institute of World Economy and International Relations
of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia https://orcid.org/0000-0002-1701-1094
© Комаровский В.В., 2020.
ABSTRACT
The article is based on the study results of the role of labor migrants from the post-Soviet countries in meeting the needs of Russian households in different services. The aim of the work is to analyze the structure of national contingents and the specifics of the services provided by labor migrants from specific CIS countries. The author used statistical and sociological methods of data analysis and a comparative analysis of data from various statistical sources on the problems of labor migration in Russia.
The empirical base of the study is the second sample survey in the Rosstat modern history "Results of sample statistical observation of migrant labor. 2019", and the comparison with official statistics. Along with the introduction of previously unused data from a large-scale study conducted by Rosstat into scientific circulation, the author reveals the specifics of the sectoral distribution of immigrants from nine post-Soviet countries. The author concludes that the significant concentration of labor migrants in a certain range of industries providing services to households (i.e., actually to the population) mainly includes construction and repairs, cleaning, various types of agricultural work and transport services. Employment in other sectors is less widespread, which largely correlates with the professional and qualification structure of labor migrants. National preferences for employment in certain sectors are also observed. The author analyses the features of hiring migrants both by households and by members of households as entrepreneurs. It was revealed that the latter attract a limited number of labor migrants, since they are, first of all, individual entrepreneurs representing small and micro-enterprises.
The study results may be of further use to federal and regional executive bodies responsible for the development and implementation of state policy in the field of regulation of external labor migration flows, open up prospects for more reliable forecasting of the balance of supply and demand for foreign labor.
Keywords: migration policy; the system of migration regulation; statistics of migration flows; labor migration; labor market; supply and demand; households; resident population; highly qualified specialists; employers.
For citation: Komarovskii V.V. Role and place of external labor migration in the structure of foreign labor. Social and labor research. 2020; 41(4):80-93. DOI: 10.34022/2658-3712-2020-41-4-80-93.
ВВЕДЕНИЕ
Большинство стран, принимающих мигрантов располагает более или менее адекватной информацией о численности иностранцев на своей территории в определенный период, их половозрастной и профессионально-квалификационной структуре. На данной основе формируются программы и планы приема и отсева иностранцев на ближайшую и среднесрочную перспективу.
Прибытие и отъезд собственных и иностранных граждан - процесс непрерывный, со своими приливами и отливами, но в стабильной стране в стабильный период межгосударственных отношений (без форс-мажорных обстоятельств естественного или социально-политического свойства) регулирование притока и оттока посетителей не представляет (или не представляло до недавнего времени) особых проблем. Особенно если есть понимание динамики трансграничных перемещений, потребностей рынка труда и сформирован набор инструментов регулирования миграционных потоков [1, 2, 3].
Существовала и существует проблема нелегального присутствия недокументированных иноземцев, стремящихся всеми доступными способами задержаться в богатых и спокойных странах (конечно, таких стран становится все
меньше, но инерция - вещь заразительная). Задача учета и регулирования данной категории мигрантов становится сегодня все насущней, для чего разрабатываются довольно эффективные способы расчета их присутствия в конкретной стране, меры по регулированию численности и интеграции в странах присутствия1.
В значительной мере подобная предсказуемость и осведомленность опираются на налаженность каналов приема иностранцев, учета потребности (возможности принятия) принимающей страны в тех или иных категориях мигрантов (от туристов до беженцев), планирования соотношения различных групп на основе программно-целевых подходов, более или менее эффективных системах отбора и отсева тех или иных категорий претендентов на въезд [4].
Миграционный кризис 2014-2015 гг. внес существенные коррективы в общую миграционную ситуацию, заставил пересмотреть многие укоренившиеся стереотипы2.. Этот процесс идет
1 European Migration Network. Annual Report on Migration and Asylum 2019. June 2020. https://ec.europa.eu/home-affairs/sites/ homeaffairs/files/ 00_eu_arm2019_synthesis_report_final_en.pdf
2 The Expert Council's Research Unit (SVR Research Unit), Migration Policy Institute Europe (MPI Europe). Legal migration for work and training: Mobility options to Europe for those not in need of protection, 2019, Berlin.
тяжело из-за груза накопленных заблуждений в политике основных принимающих стран, но чувство самосохранения постепенно начинает просыпаться. А необходимость эффективного учета и контроля в данных условиях только возрастает. Речь конечно идет прежде всего о «классических» принимающих странах.
Если обратиться к опыту таких стран как наша, то картина вырисовывается не столь однозначная. Проблема в том, что для организации притока необходимых для экономики мигрантов надо иметь ясное видение потребностей рынка труда и эффективном территориальном распределении пребывающих в страну. Однако приходится констатировать, что в настоящее время отсутствует четкое представление о количестве иностранцев, постоянно или временно пребывающих в стране, о реальной численности трудовых мигрантов легально и нелегально занятых в нашей экономике. По этому поводу существует совершенно неприемлемый разброс как официальных, так и экспертных оценок, что характеризует уровень неблагополучия в сфере миграционного регулирования, а, следовательно, и миграционной политики в целом [5, 6, 7].
И поэтому на вполне закономерный вопрос, сколько же иностранцев и, прежде всего, трудовых мигрантов находится на территории России в конкретный момент (период) более или менее адекватный ответ получить крайне затруднительно.
В последнее время ситуация стала несколько улучшаться, стал доступен ряд показателей, отражающих динамику миграционных процессов в последние 10-15 лет. Кроме того, Росстат начал публиковать больше данных о миграционной ситуации в стране. В частности, в 2019 г. он провел повторное «Выборочное наблюдение труда мигрантов», представляющее свежие данные для оценки текущей ситуации3.
Цель данной работы - анализ полученных данных о составе, структуре и механизмах использования контингента трудовых мигрантов из стран СНГ в экономическом обеспечении отечественных домохозяйств. Трудовые мигранты из государств постсоветского пространства составляют подавляющее большинство иностранных работников, используемых российскими домохозяйствами для удовлетворения своих со-
3 Росстат. Итоги выборочного статистического наблюдения за использованием труда мигрантов. / Выборочное наблюдение труда мигрантов. 2019. https://gks.ru/free_doc/new_site/ imigr18/index.html
циально-экономических потребностей. Введение в научный оборот подобных данных существенно расширит наши представления о роли и месте внешней трудовой миграции в российской экономике.
В работе представлены итоги анализа данных, опубликованных Росстатом в «Итогах выборочного статистического наблюдения за использованием труда мигрантов. 2019». Подобная работа проводится раз в пять лет и всего лишь во второй раз, что существенно повышает ее актуальность и значение для формирования более адекватного представления о феномене внешней трудовой миграции в России.
Естественно, при любом выборочном исследовании необходимо учитывать ряд ограничений вытекающих из его характера. В данном случае это касается даже не экстраполяции результатов на генеральную совокупность, но прежде всего сложностей возникающих при проведении опроса домохозяйств по степени использования труда иностранцев, либо предпринимателей -членов домохозяйств, осуществляющих предпринимательскую деятельность, привлекавших на оплачиваемую работу иностранных трудовых мигрантов.
Тем самым из поля зрения выпадает та часть мигрантов, деятельность которых не связана с домохозяйствами как таковыми или их членами как работодателями. Тем не менее, это исследование вносит существенный вклад в формирование более или менее адекватной миграционной картины в стране.
ТРУДОСПОСОБНЫЕ ИНОСТРАННЫЕ МИГРАНТЫ, ПОСТОЯННО ПРОЖИВАЮЩИЕ В РОССИИ
Прежде всего, следует обратиться к данным о трудоспособных внешних мигрантах (15 лет и старше) обычно проживающих в России. По данным Росстата таких мигрантов-выходцев из стран СНГ - 3857,5 тыс. чел.
Присутствуют и граждане из других стран (348 тыс.), но в силу исторических условий выходцы из стран СНГ составляют подавляющее большинство трудовых мигрантов и представляют наибольший интерес с точки зрения понимания динамики вхождения и адаптации в российских условиях. Вряд ли без понимания механизмов миграционных процессов, их взаимодействия с системой национального регулирования можно эффективно планировать миграционную политику, формировать более или менее реализуемые прогнозы.
■
Прежде всего, следует определиться, что мотивирует иностранных граждан отправиться в Россию на достаточно длительное время пребывания. Некоторое представление об этом можно получить из ответов трудоспособных мигрантов о мотивах въезда в Россию.
Распределение мигрантов из стран постсоветского пространства по целям первичного въезда представлено на следующей диаграмме (рис. 1).
Необходимо отметить, что полученное распределение весьма существенно отличается от структуры ответов по целям въезда при пересечении границы: среди них преобладают две -«работа» и «частная» [8]. Очевидно, осев в России более или менее постоянно, мигрантам «постоянное место жительства» (ПМЖ) как первичная цель представляется наиболее очевидным и все объясняющим мотивом.
Для обосновавшихся в России мигрантов по прошествии ряда лет «работа» и «семейные обстоятельства» представляются гораздо менее важными причинами. Но с этим трудно согласиться именно из-за образовавшегося временного лага между побудительным мотивом и стабилизировавшимся положением. Тем более что доля лиц, проживших в России более 5 лет и в значительной мере адаптировавшихся к здешней ситуации, составляет в среднем 83 %.
Рассмотрение странового разреза оценки причин переезда варьируется прежде всего в ранжировании менее распространенных мотивов - «работа», «семейные обстоятельства»,
Таблица 1 / Tablel
Международные мигранты из стран СНГ в возрасте 15 лет и старше, обычно проживающие в России, по стране происхождения и основной причине приезда (тыс. чел.) / International migrants from the CIS countries aged 15 years and older, normally living in Russia; by country of origin and main reason for arrival (thousand people)
Всего / Total Работа / Work Учеба / Study Семейные обстоятель ства / family circumstances Переезд на ПМЖ / permanent relocation Неблагоприятная ситуация на родине/ unfavorable situation at home Другое/ other
СНГ 3857,487 778,3867 153,5013 763,1357 1552,994 546,5751 62,894
Киргизия 205,3256 55,6332 9,43 26,1565 67,2525 43,6173 3,236
Азербайджан 245,6136 47,7336 5,8019 50,5348 107,0575 29,6265 4,8592
Армения 314,6338 72,5377 3,8654 68,9586 116,0901 48,3106 4,8714
Молдова 132,0302 36,7648 6,7103 29,9697 44,6668 7,9631 5,9556
Таджикистан 282,6278 97,3663 7,4612 31,4853 80,447 59,4468 6,4212
Беларусь 279,5162 62,836 21,9866 94,4971 91,8115 0,882 7,5029
Узбекистан 570,2024 132,0927 16,3964 85,7664 243,0118 83,4953 9,4397
Украина 941,8668 195,1271 40,1749 224,3267 331,1739 141,588 9,4761
Казахстан 839,7727 75,1592 40,6875 142,6674 446,0861 124,0406 11,1319
Туркмения 45,8976 3,1361 0,987 8,7732 25,3965 7,6048
Источник/Source: Выборочное наблюдение труда мигрантов. 2019. https://rosstat.gov.ru/free_doc/new_site/imigr18/index.html (дата обращения: 05.06.2020) / Sample observation of labor migrants. 2019. https://rosstat.gov.ru/free_doc/new_site/imigr18/index.html (accessed on 05.06.2020).
■ переезд на ПМЖ ■ неблагоприятная ситуация
■ работа на родине
- учеба
■ семейные 1 обстоятельства другое
Рис. 1 / Fig. 1. Международные мигранты из стран СНГ в возрасте 15 лет и старше, обычно проживающие в России, по основной причине приезда (тыс. чел., %) / International migrants from the CIS countries aged 15 years and older, normally living in Russia; the main reason for their arrival (thousand people,%)
Источник / Source: Выборочное наблюдение труда мигрантов. 2019. https://rosstat.gov.ru/free_doc/new_site/imigr18/index. html (дата обращения: 05.06.2020) / Sample observation of labor migrants. 2019. https://rosstat.gov.ru/free_doc/new_site/imigr18/ index.html (accessed on 05.06.2020).
«неблагоприятная ситуация в стране происхождения». Только выходцы из Таджикистана несколько выбиваются из общей картины - «работу» они полагают основной причиной своего переезда (34 % против 29 % на ПМЖ).
Следует также отметить, что наибольшее число осевших в России внешних мигрантов приходится на долю украинцев (25 %), казахстанцев (22 %) и узбекистанцев (15 %) (табл. 1).
■
1000,00 900,00 800,00 700,00 600,00 500,00 400,00 300,00 200,00 100,00 0,00
Всего
Рабочая сила
I Занятые
29,87 28,26
^ ^ jr ^ «г ^ ¿г ^ ^
130,77; 5%. Киргизия
146,22; 6% Азербайджан
157,99; 7% Беларусь ~~
86,94; 4%
28,26; 1% Туркмения
179,05 8%
Рис. 2/ Fig. 2. Международные мигранты в возрасте 15 лет и старше, обычно проживающие на территории страны, по стране происхождения и статусу в составе рабочей силы (тыс. чел.) / International migrants aged 15 years and older, usually residing in the country; by country of origin and status in the labor force (thousand people)
Источник/Source: Выборочное наблюдение труда мигрантов. 2019. https://rosstat.gov.ru/free_doc/new_site/imigr18/index.html (дата обращения: 05.06.2020) / Sample observation of labor migrants. 2019. https://rosstat.gov.ru/free_doc/new_site/imigr18/index.html (accessed on 05.06.2020).
С точки зрения привлекательности России для постоянного проживания мигрантов соотношение контингентов выходцев из разных стран постсоветского пространства представляет особый интерес (рис. 3).
В соответствии с полученными данными выходит, что в 2019 г. «обычно» проживало в России порядка 4 млн выходцев из стран постсоветского пространства старше 15 лет. Почти две трети (62 %) из них приходилось на три страны: Украину, Казахстан и Узбекистан.
Из них - 2372,58 тыс. чел. имели занятие, а 105 тыс. были безработными. Структура занятости в зависимости от страны исхода практически повторяет данные об обычных мигрантах в целом, хотя их доля составляет 61,5 % и большинство среди занятых формируют выходцы из тех же трех стран. Соотношение мужчин и женщин среди занятых (без выделения стран СНГ) составляло 58 % против 42 %., распределение между городом и селом - 81 % и 19 % соответственно.
Полученные результаты позволяют судить о приблизительной численности и что главное -структуре трудовых мигрантов из СНГ, если суммировать постоянно проживающих работающих мигрантов с временными (безвизовыми и визовыми) мигрантами. Что касается проблемы иностранцев, занятых в теневом секторе экономики, то она лежит в другой плоскости и является предметом регулирования социально-трудовых отношений и сферы ответственности бизнеса.
203,26; 9%
Рис. 3/ Fig. 3. Занятые международные мигранты в возрасте 15 лет и старше, обычно проживающие на территории страны, по стране происхождения (тыс. чел., %)/ Employed international migrants aged 15 years and older, usually living in the country; by country of origin (thousand people,%)
Источник /Source: Выборочное наблюдение труда мигрантов. 2019. https://rosstat.gov.ru/free_doc/new_site/imigr18/index. html (дата обращения: 05.06.2020) / Sample observation of labor migrants. 2019. https://rosstat.gov.ru/free_doc/new_site/imigr18/ index.html (accessed on 05.06.2020).
Немаловажно и то, что из всей совокупности постоянно проживающих в России мигрантов в трудоспособном возрасте порядка трети лиц не относится к категории рабочей силы. Скорее всего, это неработающие женщины и учащаяся молодежь.
Что касается структуры рабочей силы, то уровень заявленной безработицы можно рассматривать как свидетельство высокого уровня занятости мигрантов из стран СНГ (рис. 2).
■
70,00
30,00 20,00 10,00 0,00
65,03
28,47
Ю,4£ 6,61
0,05 9,02 6,67
1 I _1_ 2,27 1,48 1,41 1,27 1,12 1,09 0,79 0,75 0,74 0,72 0,00
X**'" Л0'' X*" ^ .л/
СЛ ¿Г rf
/V X»* О*" ^ ^ ^ С*
Рис. 4/ Fig. 4. Численность предпринимателей, нанимавших на работу иностранных граждан в период последних 12 месяцев, по видам экономической деятельности (тыс. чел.) / Number of entrepreneurs hiring foreign citizens in the past 12 months; by type of economic activity (thousand people).
Источник/Source: Выборочное наблюдение труда мигрантов. 2019. https://rosstat.gov.ru/free_doc/new_site/imigr18/index.html (дата обращения: 5.06.2020) / Sample observation of labor migrants. 2019. https://rosstat.gov.ru/free_doc/new_site/imigr18/index. html (accessed on 05.06.2020)
ВНЕШНИЕ ТРУДОВЫЕ МИГРАНТЫ, ЗАНЯТЫЕ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ЧЛЕНОВ ДОМОХОЗЯЙСТВ
Если мы говорим о трудовой миграции, то логично говорить и о взаимодействии приезжих работников с другой, не менее важной стороной трудовых отношений - с работодателями. Однако этой определяющей стороне взаимодействия уделяется крайне недостаточное внимание.
Довольно давно возник вполне закономерный вопрос - а сколько работодателей в России нанимает иностранных работников? К большому удивлению данный, крайне важный с нашей точки зрения показатель, не нашел отражения ни в публичной статистике, ни в научных работах, посвященных трудовой миграции [9, 10, 11].
Результаты выборочного наблюдения по данной проблеме 2014 и 2019 гг. представляют собой первичные данные о работодателях - членах до-мохозяйств, нанимающих трудовых мигрантов. Естественно эти данные в силу выбранной целевой группы респондентов не охватывают всей совокупности работодателей. По всей видимости, значительная доля работодателей, нанимающих иностранцев, в поле зрения этого статистического наблюдения не попала. Данные о заключении трудовых договоров официально не публикуются, и, судя по отдельным работам, частично даже не предоставляются работодателями4.
Азербайджан 21,49; 5% 23,74; 5% Молдова
27,01; 6% Киргизия
4 По данным ГУВМ МВД в 2016 г. количество поступивших от работодателей уведомлений о привлечении к трудовой деятельности граждан государств-членов ЕАЭС - 433 382 (58.5%).
Рис. 5/ Fig. 5. Численность иностранных трудовых мигрантов, нанимаемых предпринимателями в период последних 12 месяцев, по странам происхождения (тыс. чел., %)/ The number of foreign labor migrants employed by entrepreneurs in the last 12 months; by country of origin (thousand people,%)
Источник/Source: Выборочное наблюдение труда мигрантов. 2019. https://rosstat.gov.ru/free_doc/new_site/imigr18/index. html (дата обращения: 05.06.2020) / Sample observation of labor migrants. 2019. https://rosstat.gov.ru/free_doc/new_site/imigr18/ index.html (accessed on 05.06.2020).)
Доступны данные о примерной численности работодателей, нанимающих визовых трудовых мигрантов, хотя их суммирование требует большой и кропотливой работы по агрегированию первичных данных, публикуемых Минтрудом [12]. Именно в силу этого представленные в работе результаты существенно обогащают наше представление о второй стороне феномена трудовой миграции - работодателях, использующих труд иностранцев.
Всего предпринимателей-членов домохо-зяйств, нанимавших работников, оказалось 1082,9 тыс. чел. Из них юрлиц только 95,8 тыс.
60,00 50,00 40,00 30,00 20,00 10,00 0,00
IF
28,47
20,4? '6,6]
I1 0,05 9,02 6,67
1 I 1 | 2,27 1,48 1,41 1,27 1,12 1,09 0,79 0,75 0,74 0,72 0,00
Рис. 6/ Fig. 6. Численность иностранных трудовых мигрантов, нанимаемых предпринимателями в период последних 12 месяцев, по видам деятельности (тыс. чел.) / Number of foreign labor migrants employed by entrepreneurs in the past 12 Months; by type of activity (thousand people)
Источник/Source: Выборочное наблюдение труда мигрантов. 2019. https://rosstat.gov.ru/free_doc/new_site/imigr18/index.html (дата обращения: 05.06.2020) / Sample observation of labor migrants. 2019. https://rosstat.gov.ru/free_doc/new_site/imigr18/index.html (accessed on 05.06.2020).
Таким образом, подавляющее большинство данных работодателей относится к малым и индивидуальным предпринимателям. При этом общая численность предпринимателей, нанимавших иностранцев составила 168 тыс., т. е. весьма несущественную долю предпринимателей-членов домохозяйств (15,5 %), основная сфера бизнеса которых - торговля, ремонт автотранспорта и т.п. (39 %), строительство (17 %), обрабатывающее производство (12 %) (рис. 4).
В силу названных обстоятельств (ограниченность спроса работодателей и отраслей использования ИРС) численность иностранцев, нанимаемых данной категорией работодателей, была относительно невелика - 466,6 тыс. чел., из которых выходцы из стран СНГ составляли 429,8 тыс. (92,1 %). Почти две трети иностранных работников (60 %) приходилось на выходцев из Узбекистана, Таджикистана и Украины (рис. 5).
Опять же в силу незначительности спроса и его распределения по видам экономической деятельности совсем не удивительно и общее распределение трудовых мигрантов по тем или иным отраслям и, прежде всего, в торговле и ремонте автотранспорта, строительстве и обрабатывающих производствах (32, 22 и 18 % соответственно) (рис. 6).
Структура сектора трудовой миграции из стран СНГ, связанного с наемным трудом у предпринимателей-членов домохозяйств, вводит в научный оборот более конкретное представление о его месте и роли в системе миграционных
взаимодействий. Анализ национальных приоритетов и точек приложения труда выступает следующим шагом в понимании механизмов продвижения трудовых мигрантов из конкретных стран на российский рынок труда, распределении их по конкретным отраслям и производствам и в целом дает богатую пищу для формулирования модели взаимодействия спроса и предложения ИРС в отечественной практике.
Среди национальных контингентов трудовых мигрантов в данном секторе можно выделить две группы: в шести из них значительная часть работников занята в торговле и ремонте автосредств (35-44 %). На вторую позицию в зависимости от страны происхождения вышли обрабатывающие производства, строительство, транспорт и гостиницы. В эту группу можно включить мигрантов из Украины, Беларуси, Киргизии, Казахстана, Азербайджана и Молдовы.
Что касается выходцев из Узбекистана, то для них характерно более равномерное распределение по отраслям (торговля только 26 %) и поэтому их следует выделить в отдельную группу.
К третьей группе относятся мигранты из Таджикистана и Армении, которые заняты прежде всего в строительстве (43 и 51 %, соответственно).
Все эти данные говорят об относительно невысоком уровне квалификации привлекаемых кадров, отсутствии серьезного разделения труда и специализации между национальными кон-тингентами работников в данном секторе в силу его ограниченных масштабов и соответствующе-
■ Сельхозработы, садоводство
■ Строительство, ремонт квартиры, дома, дачи, хозяйственных построек Транспортные услуги
■ Другие работы и услуги
■ Услуги домашнего учителя, репетитора
■ Уборка помещений, услуги помощника по хозяйству, домработницы
Уход за пожилыми или больными членами семьи
■ Уход за детьми, услуги няни
Услуги по приготовлению пищи, повар
■ Обеспечение безопасности, охрана
16,7864; 1%
20,7867; 2% 77,8909; 5% 104,6216; 7%
14,2203; 1% А 2,341; 0%
120,6949;
Строительство, ремонт квартиры, дома, дачи Уборка помещений, услуги домработницы Сельхозработы, садоводство Транспортные услуги
Уход за пожилыми или больными членами семьи
Другие работы и услуги Уход за детьми, услуги няни Услуги по приготовлению пищи, повар Услуги домашнего учителя, репетитора Обеспечение безопасности, охрана
Рис. 7/ Fig. 7. Число домохозяйств, нанимавших работников для выполнения работ в период последних 12 мес. по видам выполняемых работ (по данным выборочного наблюдения труда мигрантов в 2019 г.) (тыс. домохозяйств, %)/ Number of households that employed workers to carry out work in the past 12 months; by types of work performed (according to sample monitoring of migrant labor in 2019) (thousand households, %).
Источник/Source: Выборочное наблюдение труда мигрантов. 2019. https://rosstat.gov.ru/free_doc/new_site/imigr18/index. html (дата обращения: 05.06.2020) / Sample observation of labor migrants. 2019. https://rosstat.gov.ru/free_doc/new_site/imigr18/ index.html (accessed on 05.06.2020).
го спроса на услуги. Представленные данные по профессионально-квалификационной структуре иностранных работников (в целом) этот вывод во многом подтверждают:
Работники сферы обслуживания, торговли и др. — 19,0 %;
Квалифицированные рабочие промышленности, строительства и транспорта — 41,4 %
Операторы — 8,0 %
Неквалифицированные рабочие — 26,6 %
ЗАНЯТОСТЬ ВНЕШНИХ ТРУДОВЫХ МИГРАНТОВ В ДОМОХОЗЯЙСТВАХ
Наибольший интерес представляет распределение национальных контингентов трудовых мигрантов в сфере предоставления разнообразных услуг населению (домохозяйствам). Это связано не только с тем, что выполнение работ для домохозяйств является практически неисследо-
Рис. 8/Fig. 8. Число домохозяйств, нанимавших иностранных работников для выполнения работ в период последних 12 мес. по видам выполняемых работ (тыс. домохозяйств, %)/ Number of households that hired foreign workers to perform work in the past 12 months; by type of work performed (thousand households, %).
Источник/Source: Выборочное наблюдение труда мигрантов. 2019. https://rosstat.gov.ru/free_doc/new_site/imigr18/index. html (дата обращения: 05.06.2020) / Sample observation of labor migrants. 2019. https://rosstat.gov.ru/free_doc/new_site/imigr18/ index.html (accessed on 05.06.2020).
ванной территорией использования и структуры трудовой миграции в России. Не менее важно и понимание взаимодействия спроса и предложения, форм и механизмов его формирования.
Представленные результаты свидетельствуют: занятость как отечественной, так и иностранной рабочей силы распределяется между двумя неравновесными категориями потребителей - бизнесом (как официальным, так и неофициальным (теневым)) и населением, представленным домохозяйствами. Именно в данном секторе наиболее наглядно можно наблюдать конкуренцию организованного бизнеса и частника, в том числе и иностранного.
Если об использовании бизнесом ИРС можно сформировать определенное, хотя и неполное представление, то о роли трудовых мигрантов в удовлетворении спроса населения приходится судить либо по личным наблюдениям, либо по публикациям в прессе, основанным на данных спорадических социологических или маркетинговых исследований.
■
14000,0 12000,0 10000,0 8000,0 6000,0 4000,0 2000,0 0,0
Российских Иностранных Лиц граждан граждан с неизвестным.
■ Другие работы и услуги
■ Уход за пожилыми или больными членами семьи
■ Услуги домашнего учителя, репетитора
■ Уход за детьми, услуги няни
■ Услуги по приготовлению пищи, повар
■ Уборка помещений, услуги помощника, домработницы
■ Обеспечение безопасности, охрана
Транспортные услуги
■ Выращивание сельскохкультур, обработка земли, садоводство
ё Строительство, ремонт квартиры, дома, дачи
100%
90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
I
Ш
/ / / Другие работы и услуги Уход за пожилыми или больными членами семьи
Услуги домашнего учителя, репетитора
Уход за детьми, услуги няни
Услуги по приготовлению пищи, повар
Уборка помещений, услуги помощника по хозяйству,
домработницы
Обеспечение безопасности, охрана Транспортные услуги
Выращивание сельскохозяйственных культур, обработка земли, садоводство, животноводство, рыболовство
Строительство, ремонт квартиры, дома, дачи, хозяйственных построек
Рис. 9/ Fig. 9. Численность работников, привлекаемых домохозяйствами для выполнения работ за оплату в период последних 12 месяцев, по видам выполняемых работ и гражданству (тыс. чел.)/ Number of workers employed by households to perform work for payment in the last 12 months; by type of work performed and citizenship (thousand people).
Источник /Source: Выборочное наблюдение труда мигрантов. 2019. https://rosstat.gov.ru/free_doc/new_site/imigr18/index. html (дата обращения: 05.06.2020) / Sample observation of labor migrants. 2019. https://rosstat.gov.ru/free_doc/new_site/imigr18/ index.html (accessed on 05.06.2020).
В этом смысле данные Росстата 2019 г. в существенной мере углубляют наши представления об объеме и структуре спроса домохозяйств на круг востребованных услуг, а также масштабах предложения их удовлетворения трудовыми мигрантами.
Получается, что порядка 8,7 млн домохозяйств воспользовались трудом наемных работников для выполнения разнообразных услуг. Всего было нанято за 12 предшествовавших опросу месяцев 18,6 млн работников, как отечественных, так и иностранных. Таким образом, данным каналом удовлетворения различных потребностей населения воспользовалось 13,3 % домохозяйств, нанимавших российских граждан и 2,5 % домохозяйств, нанимавших иностранцев.
Структура услуг выполняемых для домохо-зяйств наемными работниками достаточно тра-диционна (рис. 7). Это, прежде всего выращивание сельскохозяйственных культур, обработка земли, садоводство, животноводство, рыболовство, различного назначения строительство и
Рис. 10/Fig. 10. Структура работников, привлекаемых домохозяйствами для выполнения работ за оплату в период последних 12 месяцев, по видам выполняемых работ и гражданству (%)/The structure of workers employed by households to perform work for payment during the last 12 months; by type of work performed and citizenship (%)
Источник / Source: Выборочное наблюдение труда мигрантов. 2019. https://rosstat.gov. ru/free_doc/new_site/imigr18/index. html (дата обращения: 05.06.2020) / Sample observation of labor migrants. 2019. https://rosstat.gov. ru/free_doc/new_site/imigr18/ index.html (accessed on 05.06.2020).
ремонт, транспортные перевозки, вкупе составляющие около двух третей всех выполненных услуг (65 %). При этом спрос на сельхозработы практически сопоставим со спросом на строительство и ремонт.
Что касается роли иностранных работников в удовлетворении потребностей домохозяйств, то она не только (если судить по данным Росстата) значительно скромнее, но и достаточно серьезно отличается по структуре занятых оказанием тех или иных услуг (рис. 8).
Как видно, иностранцы в основном востребованы для строительства и ремонта (что соответствует общей ситуации в строительной отрасли), в уборке помещений и оказании транспортных услуг (76 %).
Полученные данные позволяют оценить ситуацию с занятостью иностранцев не только с точки зрения участвующих домохозяйств, спектра востребованных ими услуг, но и с другого ракурса - какое количество работников и в том числе иностранцев занято в данном секторе удовлетворения частных потребностей населения.
Как уже отмечалось, численность временных работников достаточно велика (18,6 млн чел.). При этом основную долю составляют местные работники - около 14 млн (75,3 %), тогда как иностранцы - 2,9 млн (15,5 %) и 1,7 млн (9,2 %) - лица с неизвестным происхождением. Причем последние могут быть кем угодно, т. к. основное занятие данной категории работников - транспортные услуги (94 %), а у водителей и грузчиков паспорт как правило не спрашивают (рис. 9, 10).
Таким образом, хотя доля иностранцев занятых в обслуживании населения заметна, но отнюдь не является доминирующей, как это представляется при личном общении.
Последнее обстоятельство объяснимо, если обратиться к кругу услуг, востребованных домо-хозяйствами. Полученная картина демонстрирует достаточно четкое деление местных и приезжих работников по сферам приложения труда.
Для иностранцев сфера занятости - прежде всего строительство и ремонт (47 %), уборка помещений (15 %) и сельхозработы (14 %) т. е. по своей сути сезонные и временные работы. Для россиян сферы приложения труда более диверсифицированы (за счет домашних работников разных категорий с продолжительной занятостью, куда иностранцев как правило не приглашают), хотя строительство и ремонт, сельхозра-боты и перевозки и для них выступают наиболее емкой сферой занятости.
Спрос домохозяйств на услуги различного рода определяется их физической и финансовой доступностью, сложностью оказания, половозрастной структурой домохозяйств, их территориальным расположением. Естественно в городских агломерациях спрос и предложение гораздо выше, чем в сельских или отдаленных поселениях. И это в значительной мере определяет как профессиональную, так и национальную структуру предложения услуг частными лицами и неформальными бригадами.
Следует отметить, что чаще всего обращаются за услугами частных работников небольшие семьи от 1 до трех членов (73 %), что позволяет заключить, что именно этими категориями домо-хозяйств и формируется наблюдаемая структура
337,8; 4%
559,8; 6%
1467,3; 17%
4
5
6 и более членов
Рис. 11 / Fig. 11. Число домохозяйств, нанимавших работников для выполнения работ в период последних 12 мес. по числу членов (тыс. домохозяйств,%) / Number of households that employed workers to carry out work in the past 12 months by the number of members (thousand households,%)
Источник /Source: Выборочное наблюдение труда мигрантов. 2019. https://rosstat.gov.ru/free_doc/new_site/imigr18/index. html (дата обращения: 05.06.2020) / Sample observation of labor migrants. 2019. https://rosstat.gov. ru/free_doc/new_site/imigr18/ index.html (accessed on 05.06.2020).
потребляемых услуг и разделение труда между местными и иностранными работниками.
Тем не менее, не следует исключать и возможности того, что потребность в тех или иных видах работ с разным контингентом участников может как совпадать, так и чередоваться в зависимости от потребностей и возможностей до-мохозяйств, их размера, возрастной структуры и финансовых возможностей (рис. 11).
Домохозяйства могут привлекать на работу представителей различных стран мира как визовых, так и безвизовых. Но естественно в силу исторических, территориальных и экономических связей это в первую очередь касается сопредельных стран, входивших ранее в СССР.
Действительно выходцы их стран постсоветского пространства составляют подавляющую часть работников, нанимаемых российскими до-мохозяйствами - 2,7 млн чел. из 2,9 млн. Остальные 178 тыс. чел. - являются выходцами из визовых стран, либо их гражданство респондентов не интересовало. В соответствии с целями работы именно представители стран постсоветского пространства выступают объектом анализа представленных Росстатом результатов.
Данные по сферам занятости трудовых мигрантов из этих стран полностью совпадают с приведенными выше (рис. 12).
Строительство, сельхозработы, уборка помещений и транспортные услуги - охватывают подавляющее большинство (90 %) трудовых мигрантов из этих стран.
20,4; 1%
13,8; 1%
3,9; 0%
213,5; 8%
257,2; 10%
329,1; 12%
105,0; 4%
Строительство, ремонт
Выращивание с-х культур, обработка земли,
садоводство и др.
Уборка помещений, домработницы Транспортные услуги Обеспечение безопасности, охрана Приготовление пищи, повар Уход за детьми, няни Домашний учитель, репетитор Уход за пожилыми, больными Другие работы и услуги
Рис. 12/ Fig. 12. Численность граждан СНГ, привлекаемых на работу в домохозяйствах в период последних 12 месяцев, по видам выполняемых работ (тыс. чел., %) / Number of CIS citizens employed in households over the past 12 months, by type of work performed (thousand people, %).
Источник/ Source: Выборочное наблюдение труда мигрантов. 2019. https://rosstat.gov.ru/free_doc/new_site/imigr18/index. html (дата обращения: 05.06.2020)/Sample observation of labor migrants. 2019. https://rosstat.gov. ru/free_doc/new_site/imigr18/ index.html (accessed on 05.06.2020).
110,0; 4% Азербайджан
179,4; 7% Киргизия
103,6; 4% Армения
266,7 10%
65,3; 2% Казахстан
786,5; 29% Узбекистан
562,4; 21% Таджикистан
Рис. 13/ Fig. 13. Численность граждан СНГ, привлекаемых на работу в домохозяйствах в период последних 12 месяцев, по странам происхождения (тыс. чел., %) / Number of CIS citizens employed in households over the past 12 months; by country of origin (thousand people, %) Источник / Source: Выборочное наблюдение труда мигрантов. 2019. https://rosstat.gov. ru/free_doc/new_site/imigr18/index. html (дата обращения: 05.06.2020)/ Sample observation of labor migrants. 2019. https://rosstat.gov.ru/free_doc/new_site/imigr18/ index.html (accessed on 05.06.2020).
Национальная структура иностранцев, нанимаемых домохозяйствами в целом предсказуема. Масштабнее всего представлены узбеки (29 %) и таджики (21%), далее следуют украинцы, молдаване и белорусы (12, 11, 10 % соответственно). Остальные страны (Киргизия, Азербайджан, Армения и Казахстан) представлены гораздо реже. Скорее всего, это объясняется более выраженной ориентацией потоков мигрантов из этих стран на крупные города и работу в организованном бизнесе (ЖКХ, торговля, строительство), да и масштабами потоков как таковых (рис. 13).
В первую очередь это относится к выходцам из Узбекистана и Таджикистана, масштабная маятниковая миграция которых, четко ориентирована на оплачиваемый труд во всех доступных сферах приложения труда, прежде всего мало- и среднеквалифицированного (рис. 14, 15).
В структуре занятости отдельных национальных контингентов можно выделить как схожие черты, так и существенные различия, позволяющие классифицировать эти контин-генты по соотношению сфер занятости трудовых мигрантов (табл. 2).
Например, доля работников из Узбекистана, Таджикистана, Беларуси, Молдовы, Азербайджана и Армении, занятых строительством и ремонтом для домохозяйств, была выше 50 %. Для выходцев из Беларуси она достигала 77 %.
Доля строителей из Украины и Казахстана хотя и не достигала половины всех работников, тем не менее, также была наиболее весомой. Лишь среди выходцев из Киргизии самой распространенной формой занятости было предоставление транспортных услуг (34 %).
Среди азербайджанцев и армян очень много водителей (их доля, соответственно, 35 и 37 %) и эта сфера услуг занимает второе место по распространенности. Еще одной областью приложения труда мигрантов являются сельхозра-боты (преобладают выходцы из Узбекистана и Таджикистана), уборка помещений и уход за пожилыми и больными (приезжие из Молдовы и Украины).
Наиболее диверсифицирована структура трудовых мигрантов из Киргизии и Казахстана. Для других национальных контингентов наблюдается существенное преобладание одной - двух сфер занятости. Все остальные сферы деятельности представлены достаточно слабо.
Таким образом, можно констатировать явное преобладание занятости в сфере строительства и ремонта как следствие востребованности
17- о% 1,0; 14,4; 2%
1,7 о°%
1,0; 0%-
3,2; 1%.
18,8; 2%.
53,6; 7%.
135,6; 17%
43,2; 6%
514,0; 65%
Строительство, ремонт
Выращивание с-х культур, обработка земли, садоводство и др.
Уборка помещений, домработницы I Транспортные услуги I Обеспечение безопасности, охрана I Приготовление пищи, повар Уход за детьми, няни Домашний учитель, репетитор Уход за пожилыми, больными Другие работы и услуги
376,1; 67%
■ Строительство, ремонт
■ Выращивание с-х культур, обработка земли, садоводство и др.
■ Уборка помещений, домработницы
■ Транспортные услуги
■ Обеспечение безопасности, охрана
■ Приготовление пищи, повар Уход за детьми, няни
■ Домашний учитель, репетитор
■ Уход за пожилыми, больными
■ Другие работы и услуги
Рис. 14/ Fig. 14. Численность граждан Узбекистана, привлекаемых на работу в домохозяйствах в период последних 12 месяцев, по видам выполняемых работ (тыс. чел., %) / Number of Uzbek citizens employed in households over the past 12 months; by type of work performed (thousand people, %).
Источник/ Source: Выборочное наблюдение труда мигрантов. 2019. https://rosstat.gov.ru/free_doq/new_site/imigr18/index. html (дата обращения: 05.06.2020) / Sample observation of labor migrants. 2019. https://rosstat.gov.ru/free_doc/new_site/imigr18/ index.html (accessed on 05.06.2020).
Рис. 15/ Fig. 15. Численность граждан Таджикистана, привлекаемых на работу в домохозяйствах в период последних 12 месяцев, по видам выполняемых работ (тыс. чел., %) /Number of Tajik citizens employed in households over the past 12 months; by type of work performed (thousand people, %).
Источник / Source: Выборочное наблюдение труда мигрантов. 2019. https://rosstat.gov.ru/free_doc/new_site/imigr18/index. html (дата обращения: 05.06.2020) / Sample observation of labor migrants. 2019. https://rosstat.gov. ru/free_doc/new_site/imigr18/ index.html (accessed on 05.06.2020).
Таблица 2/ Table 2
Численность иностранных граждан, привлекаемых на работу в домохозяйствах в период последних 12 месяцев, по видам выполняемых работ и странам происхождения (тыс. чел.) / Number of foreign citizens employed in households over the past 12 months; by type of work performed and country of origin (thousand people)
Всего / Total Строительство, ремонт / Construction, repair Сельхозрабо-ты, садоводство и др. / Agricultural work, gardening, etc. Уборка помещений, домработницы / Cleaning of premises, housekeepers Транспортные услуги / Transport service Обеспечение безопасности, охрана / Security Приготовление пищи, повар / Cooking Уход за детьми, няни / Child care, nannies Домашний учитель, репетитор / Home teacher, tutor Уход за пожилыми, больными / Care for the elderly and sick Другие работы и услуги / Other works and services
Страны СНГ 2699,8 1631,6 329,1 257,2 213,5 3,9 13,8 20,4 9,1 105,0 116,3
Узбекистан 786,5 514,0 135,6 53,6 18,8 1,0 3,2 1,7 1,0 14,4 43,2
Таджикистан 562,4 376,1 110,9 20,4 14,7 2,2 0,9 1,0 0,5 8,4 27,2
Беларусь 266,7 206,6 15,5 15,2 17,9 0,0 0,6 2,8 0,2 4,8 3,0
Молдова 287,7 187,7 18,4 43,3 5,4 0,0 1,4 1,2 1,3 22,3 6,7
Украина 338,2 156,8 15,1 86,8 8,8 0,6 3,4 12,6 4,1 43,1 6,7
Азербайджан 110,0 58,7 6,5 1,4 38,4 0,0 1,9 0,5 0,3 0,8 1,6
Киргизия 179,4 55,8 12,8 24,5 61,5 0,0 0,0 0,0 0,3 3,2 21,4
Армения 103,6 54,2 4,6 4,1 38,4 0,0 0,5 0,1 0,0 0,6 1,1
Казахстан 65,3 21,8 9,8 7,7 9,6 0,0 1,9 0,6 1,3 7,3 5,3
Источник/Source: Выборочное наблюдение труда мигрантов. 2019. https://rosstat.gov.ru/free_doc/new_site/imigr18/index.html (дата обращения: 05.06.2020) / Sample observation of labor migrants. 2019. https://rosstat.gov.ru/free_doc/new_site/imigr18/index.html (accessed on 05.06.2020).
этих работ населением. И с другой стороны - качеством профессионального уровня трудовых мигрантов, использование которого возможно прежде всего на средне- и малоквалифицированных работах, что снижает стоимость их услуг и определяет конкурентоспособность по сравнению с отечественными работниками.
Следует обратить внимание и на менее распространенные сферы использования труда мигрантов. Для выходцев из Молдовы и Украины (в основном женщин) такими являются уборка помещений, уход за престарелыми и больными. Представительниц Киргизии и Казахстана (14 и 12 %) нанимают для уборки помещений. В этом отражается половозрастная структура национальных контингентов трудовых мигрантов также как и предпочтения до-мохозяйств.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Распределение национальных континген-тов трудовых мигрантов по секторам экономики и направлениям удовлетворения спроса конкретных потребителей (бизнес и население) свидетельствует о достаточно далеко зашедшем разделении труда между ними при оказании разнообразных услуг населению. При этом из полученных результатов следует, что в целом большинство национальных групп трудовых мигрантов концентрируется по большему счету в ограниченном сегменте секторов предоставляемых услуг. Скорее всего, это определяется как потребностями домохозяйств (неудовлетворенных иными способами), так и составом и структурой контингентов трудовых мигрантов из отдельных постсоветских государств.
Важно отметить следующее. Выходцы из постсоветских стран составляют подавляющее боль-
шинство безвизовой иностранной рабочей силы. При этом значительная их часть занята именно оказанием услуг населению - 2,9 млн чел. плюс часть лиц с неустановленным происхождением. Полученное распределение национальных кон-тингентов трудовых мигрантов по секторам и масштабом вовлечения с одной стороны свидетельствует об избыточности предложения их услуг в ряде секторов. С другой стороны неравномерность территориальной концентрации приводит к представлениям о чрезмерном присутствии трудовых мигрантов на рынке труда в целом.
Представленный в статье анализ структуры занятых оказанием услуг населению трудовых мигрантов позволяет сформировать более адекватное представление о месте и роли данного потока мигрантов как в экономике страны в целом, так и в удовлетворении потребностей населения в тех или иных услугах. Сопоставление полученных результатов с данными официальной миграционной статистики позволяет получить более четкое представление о реальном спросе и предложении услуг иностранной рабочей силы из стран СНГ на отечественном рынке труда, создает дополнительные условия для подготовки прогноза потребности в их услугах и разработки соответствующих плановых показателей.
А это приобретает особую актуальность в связи с внесенными Правительством РФ изменениями в План мероприятий по реализации в 2019 - 2021 годах Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 - 2025 годы5.
5 Распоряжение Правительства РФ от 30.05.2020 № 1452-р «О внесении изменений в План мероприятий по реализации в 2019 - 2021 годах Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 - 2025 годы».
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Международное Бюро Труда. Департамент статистики. Руководящие принципы в отношении статистики международной трудовой миграции. 20-я Международная конференция статистиков труда. ICLS/20/2018/Guidelines. Женева, 10-19 октября 2018: 25 c. http://www.cisstat.com/rus/Guidelines_labour%20migration%2020ICLS_rus.pdf
2. Bilsborrow R.E., Hugo G., Oberai A.S. and Zlotnik H. International Migration Statistics: Guidelines for Improving Data Collection Systems. Geneva: ILO, 1997.
3. Raymer J. Measuring flows of international migration. IZA World of Labor. 2017. 354 DOI: 10.1S18S/izawol.3S4 http://wol. iza.org/articles/measuring-flows-of-international-migration
4. Комаровский В.В., Веденеева В.Т. Феномен трудовой миграции в изменяющемся мире. М.: ИМЭМО РАН; 2017. 140 с. DOI: 10.20542/978-5-9535-0513-0
5. Паскачев А.Б., Волох В.А., Суворова В.А. Российские и мировые миграции: историко-политологический анализ. М.: Литера; 2019. 248 с.
6. Общество. Доверие. Риски: доверие к миграционным процессам. Риски нового общества. Материалы Международного форума. Вып. 1. М.: Издательский дом ГУУ; 2019. 350 с.
7. Мкртчян Н.В., Флоринская Ю.Ф. (2018). Трудовая миграция в России: международный и внутренний аспекты. Журнал Новой экономической ассоциации. 2018;(1):186-193.
8. Комаровский В.В. Россия и СНГ: динамика миграционных потоков (2010-2019). Россия и новые государства Евразии. 2020;(II (XLVII)):151-170. https://doi.org/10.20542/2073-4786-2020-2-151-170.
9. Смелов П.А., Егорова Е.А. Внешняя трудовая миграция в Российской Федерации. Статистика и экономика. 2018;15(6): 80-87. DOI: http://dx.doi.org/10.21686/2500-3925-2018-6-80-87.
10. Мукомель В.И. Мигранты на российском рынке труда: занятость, мобильность, интенсивность и оплата труда. Статистика и экономика. 2017;(6):69-79. https://doi.org/10.21686/2500-3925-2017-6-69-79.
11. Флоринская Ю.Ф., Мкртчян Н. В., Малева Т. М., Кириллова М. К. Миграция и рынок труда. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС; 2015.108 с.
12. Комаровский В.В. Проблемы регулирования трудовой миграции в современной России. Мировая экономика и международные отношения. 2020;64 (3):105-110. DOI: 10.20542/0131-2227-2020-64-3-105-110.
REFERENCES
1. International Labour Office. Department of Statistics. Guidelines concerning statistics of international labour migration. ICLS/20/2018/Guidelines 20th International Conference of Labour Statisticians. Geneva, 10-19 October 2018 (In Russ.)
2. Bilsborrow, R. E., G. Hugo, A. S. Oberai, and H. Zlotnik. International Migration Statistics: Guidelines for Improving Data Collection Systems. Geneva: ILO, 1997.
3. Raymer J. Measuring flows of international migration. IZA World of Labor. 2017. 354 doi: 10.15185/izawol.354 http://wol.iza. org/articles/measuring-flows-of-international-migration
4. Komarovsky V., Vedeneeva V. The phenomenon of labor migration in a changing world. Moscow: IMEMO. 2017. 140 р. ISBN 978-5-9535-0513-0 D0I:10.20542/978-5-9535-0513-0 (In Russ.)
5. Paskachov A.B., Volokh V.A., Suvorova V.A. Russian and World Migration: Historical and Political Analysis. Moscow, Litera.
2019. 248 p. (In Russ.)
6. Society. Trust. Risks: trust in migration processes. Risks of the new society. Materials of the International Forum (1). Moscow, GUU. 2019. 350 p. (In Russ.)
7. Mkrtchyan N.V., Florinskaya Yu.F. Labor Migration in Russia: International and Internal Aspects. Journal of the New Economic Association. 2018 (1).p. 186-193. https://doi.org/10.31737/2221-2264-2018-37-1-9 (In Russ.)
8. Komarovsky V.V. Russia And The CISs: Dynamics Of Migration Flows (2010-2019). Russia and the new states of Eurasia.
2020. (II (XLVII)): 151-170 DOI: 10.20542/2073-4786-2020-2-151-170. (In Russ.)
9. Smelov P.A., Egorova E.A. External labor migration in the Russian Federation. Statistics and Economics; 2018. 15(6): 80-87 DOI: http://dx.doi.org/10.21686/2500-3925-2018-6-80-87 (In Russ.)
10. Mukomel V.I. Migrants at the Russian labor market: occupations, mobility, intensity of labor and wages. Statistics and Economics. 2017. (6): 69-79. https://doi.org/10.21686/2500-3925-2017-6-69-79 (In Russ.)
11. Florinskaya Yu.F., Mkrtchyan N.V., Maleva T.M., Kirillova M.K. Migration and the labor market. Moscow, Ranera, 2015. 108 p. (In Russ.)
12. Komarovsky V.V. Problems of regulation of labor migration in modern Russia. MEiMO. 2020. 64 (3): 105-110 DOI: 10.20542/0131-2227-2020-64-3-105-110 (In Russ.)
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Виктор Викторович Комаровский - кандидат исторических наук, заведующий сектором социально-трудовых отношений и социальной мобильности Института мировой экономики и международных отношений РАН им Е.М. Примакова, Москва, Россия [email protected], [email protected]
ABOUT THE AUTHOR
Viktor V. Komarovsky - Ph. D., head of the sector of social and labor relations and social mobility, Primakov Institute of world economy and international relations, Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia [email protected], [email protected]
Статья поступила в редакцию 23.06.2020; после рецензирования 22.07.2020, принята к публикации 25.08.2020. Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.
The article was submitted to the editorial office on 23.06.2020; after reviewing on 22.07.2020, it was accepted for publication on 25.08.2020. The author read and approved the final version of the manuscript.