Научная статья на тему 'Роль и место современных методов обучения (case method) при подготовке экономистов-менеджеров'

Роль и место современных методов обучения (case method) при подготовке экономистов-менеджеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Романов Николай Васильевич

Повысить эффективность подготовки менеджеров для российского бизнеса можно прежде всего с помощью адекватных методов преподавания. в рамках совершенствования учебного процесса предлагается оригинальная схема обучения, состоящая из трех этапов и включающая использование "case method" (анализ деловых ситуаций).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль и место современных методов обучения (case method) при подготовке экономистов-менеджеров»

окончил Колумбийский университет в Нью-Йорке по специальности химия, после аспирантуры и службы в армии защитил диссертацию по биохимии. В 1963 г. получил премию «Хьюго» за деятельность в области научной фантастики. Наиболее значительными произведениями являются серия новелл «Я, робот», «Вид с высоты», а также романы о галактической цивилизации.

Особенность стиля Азимова, по сравнению с Бред-бери, - способность переноса основного внимания с характеров на идеи. Провозглашение темы науки и ее будущих возможностей: пользы (благо) и вреда (зло) в использовании тех или иных веществ и материалов.

Ставит проблему безопасности мира, ее зависимости от химической науки. С помощью последней можно осуществлять в будущем переустройство мира. (Впервые проблему переустройства мира поднял в американской литературе Э. По, а затем и Кэмбелл).

А связывала работы Азимова и Бредбери - общность видения мира. Главные понятия, используемые Азимовым - это «этическая ответственность», «добро» и «зло», «счастье», «человеческая уникальность», «нравственные законы», «прогноз будущего». Он ставит и решает в своих работах те же проблемы, что и Бредбери: проблему конфликта и сосуществования Человека и Машины. Поиск путей, утраченной человеком индивидуальности, уникальности (роман «На пути к основанию»).

Наибольший интерес для сегодняшнего школьника представляют произведения «Я, робот», главные герои которого не люди, а высокоорганизованные, думающие машины. Действие разворачивается во время атомной войны. А также рассказы «Тиотимолин и космический век», «Паштет из гусиной печенки», «Химические агенты жизни» и др., содержат в себе любопытные химические сюжеты [2, 6]. Учащимся можно порекомендовать книгу «Язык науки», в которой автор показал корни современной научной лексики, ее тесную связь с латинским и греческим языками, языками древних цивилизаций [4].

Приведем некоторые их примеры о веществах и их необыкновенных превращениях, а также химических реакциях. В рассказе «Тиотимолин и космический век». Азимов описывает странные свойства этого вещества: оно растворяется раньше, чем соприкоснется с водой [2, с. 404].

Важным нашим наблюдением является то, что автор рассматривает химические понятия, проблемы через призму истории. Даже происхождение слова «тиоти-

Н. В. РОМАНОВ

Омский государственный институт сервиса

УДК 37: 331.001.85

Несмотря на большое количество российских вузов, занятых подготовкой экономистов-менеджеров, в стране наблюдается недостаток предпринимательских кадров.

На рынке труда "обращаются" одни и те же люди, переходящие из корпорацию в корпорацию со все большей зарплатой. Выпускники же вузов не готовы решать реальные проблемы предприятия, а собственно предпринимательству вообще нигде не учат.

молин» от «time» - время. Это вещество, в котором углерод имеет 4 валентности. Вся фантастичность его в том, что одна валентность направлена в прошлое, две находятся в настоящем, а четвертая валентность устремлена в будущее. Свойства этого вещества просто необходимы человечеству.

Особенностью творчества Азимова является постановка проблемы и незамедлительное ее решение.

В рассказе «Паштет из гусиной печенки» также можно встретить необыкновенные химические сюжеты, которые можно использовать в обучении химии. «Скорлупа состояла из карбоната кальция, само же яйцо было золотое, напоминало по цвету латунь» [2, с. 170]. Далее мы встречаем у Азимова такие химические термины и понятия, как «белок», «гемоглобин», «ферменты», «витамины», «неорганические вещества», «изотопы золота» и даже замечания автора по поводу «что полезней для белов золото или свинец?». Следует подчеркнуть, что чтение подобных рассказов научно-популярного характера учит ребенка быть исследователем, рассуждать и открывать.

В заключение следует сказать словами Р. Бредбери, подчеркивающими еще раз актуальность выбранной нами проблемы, Что...«люди не должны забывать, что они живут в окружении природы, которая легко может взять обратно все, что дала человеку. Человек не так всемогущ, как он думает. Посмотри же вокруг, оглянись, что лежит перед тобой!?» [5, с. 149].

Использование взаимосвязи химии и научной фантастики в обучении содержит в себе мощный развивающий и воспитывающий потенциал, имеющий культурологические смыслы.

Литература

1. Азимов А. На пути к основанию. М.; Мир, 1985. -456 с.

2. Азимов А. Паштет из гусиной печенки. В сб. Калейдоскоп. Алма-Ата.: Жалын, 1980. - 432 с.

3. Азимов А. Сердобольные стервятники. В сб.: Экспедиция на Землю. М.: Мир, 1965. - с. 104-130.

4. Азимов А. Язык науки. М.: Мир, 1995. - 280 с.

5. Бредбери Р. О скитаниях вечных и о Земле. М.: Правда, 1987. - 656 с.

6. Калейдоскоп: научно-фантастические повести и рассказы. Алма-Ата.: Жалын, 1990. - 432 с.

ДЕРГАЧЕВА Ирина Николаевна, старший преподаватель кафедры естественнонаучных дисциплин.

В начале 2002 года в России стартовала программа массового производства предпринимателей. Была создана специальная структура - Первый Национальный фонд кадровых инвестиций (НФКИ). Он поставил перед собой цель - создать-таки в России настоящий рынок кадров для решения задач управления любого уровня. Прежде всего, необходимо ликвидировать острейший дефицит и начать штамповать поточным методом из студентов-

РОЛЬ И МЕСТО СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ (CASE METHOD) ПРИ ПОДГОТОВКЕ ЭКОНОМИСТОВ-МЕНЕДЖЕРОВ

ПОВЫСИТЬ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПОДГОТОВКИ МЕНЕДЖЕРОВ ДЛЯ РОССИЙСКОГО БИЗНЕСА МОЖНО ПРЕЖДЕ ВСЕГО С ПОМОЩЬЮ АДЕКВАТНЫХ МЕТОДОВ ПРЕПОДАВАНИЯ. В РАМКАХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПРЕДЛАГАЕТСЯ ОРИГИНАЛЬНАЯ СХЕМА ОБУЧЕНИЯ, СОСТОЯЩАЯ ИЗ ТРЕХ ЭТАПОВ И ВКЛЮЧАЮЩАЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ "CASE METHOD" (АНАЛИЗ ДЕЛОВЫХ СИТУАЦИЙ).

старшекурсников настоящих предпринимателей. Причем в сжатые сроки - буквально за полгода. То есть создать этакую фабрику "новых людей". [1, с.72].

Подготовка кадров будет вестись по трем направлениям: подготовка менеджеров среднего звена, топ-менеджеров и госуправленцев.

Подготовка менеджеров среднего звена по программе НФКИ рассчитана на студентов выпускных курсов экономических и юридических специальностей. Основная задача всех российских вузов состоит в том, чтобы подготовить экономистов-менеджеров, способных дальше учиться по таким специальным учебным программам. На решение этой задачи и направлено более активное использование в курсах по менеджменту таких методов преподавания как case method (анализ деловых ситуаций) и action learning (активное обучение).

Прежде чем переходить к подробному изучению данных методов обучения, рассмотрим некоторые особенности российского бизнеса и менеджмента на современном этапе.

Одним из характерных недостатков российских компаний является то, что предприниматели, их создавшие и раскрутившие, застревают в оперативном управлении. Западная схема, когда компания, достигнув определенного размера или масштаба деятельности, акционируется, превращаясь из частной в публичную, а далее работает под началом команды наемных управленцев, в России распространяется крайне медленно, в том числе из-за отсутствия реального фондового рынка. Поэтому прекрасные предприниматели, полные энергии и идей, вынуждены становиться посредственными менеджерами.

Естественным выходом из данной ситуации может быть следующее решение: собственники должны привлекать профессиональных наемных менеджеров для оперативного управления бизнесом. Однако данное решение наталкивается на барьер недоверия - весь деловой опыт страны порождает решительный скептицизм в отношении возможности передать управление бизнесом в чужие руки и при этом не потерять его. Это не вина российского бизнеса, а его беда. И пытаясь с ней справиться, российский бизнес начинает нащупывать свои оригинальные версии менеджмента.

Очень часто в российских компаниях возникает такая ситуация: в компании есть и собственники, и наемные менеджеры, однако их полномочия жестко не разделены. Наряду с менеджментом, занимающимся оперативным управлением, действует институт "кураторов менеджмента" со стороны собственника. Эти кураторы, по сути, дублируют управленческую структуру верхнего уровня, имея единственную цель - контролировать деятельность Подопечного менеджера, с тем чтобы он работал в интересах собственника.

Особенности переходного периода российской экономики не позволяют рассчитывать на большую дисциплину во внутрикорпоративном управлении.

Государственное регулирование и экономическая политика несистемны и слишком быстро и легко меняют вектор своих усилий под влиянием текущих политических интересов. Это создает для бизнеса высокий уровень неопределенности и непредсказуемости и оказывает на внутренние процессы корпоративного управления исключительно дезорганизующее воздействие.

Финансовые рынки недостаточно развиты, а потому курсы ценных бумаг не отражают реальной стоимости компаний. Не существует финансовых инструментов, доходность которых можно было бы взять за точку отсчета при определении ставки дисконтирования. Из-за этого очень трудно определить стоимость компании и ее динамику, а значит, практически отсутствует один из важных дисциплинирующих менеджмент индикаторов - рыночная стоимость компании.

Однако, несмотря на отмеченные объективные трудности и недостатки, появляется все больше примеров успешного корпоративного управления. Предпринимательская функция может быть, например, перехвачена профессиональной - в управленческом смысле - и позитивно ориентированной группой. В этом случае бизнес может быть очень успешным. Тем не менее создать устойчивые конкурентные преимущества в рамках предпринимательской модели корпоративного управления чрезвычайно трудно. В каком направлении следует совершенствовать данную модель управления?

Менеджер в силу специфики своей деятельности принимает несколько десятков решений в день, многие из которых связаны с высоким персональным риском. С опытом вырабатывается привычка быстро трансформировать проблему в ясно понимаемую цель и немедленно делать шаги в направлении этой цели. Приходит так называемая деловая хватка, высоко ценящаяся в бизнесе. Однако вместе со всеми этими плюсами становятся привычными и ориентация на слишком короткий горизонт планирования и достаточно узкий специализированный подход к принятию решений. Оба фактора со временем превращаются в недостатки для развития и ведут к застреванию в текущих проблемах, к отрыву от стратегии развития компании.

В целом опытный и успешный менеджер никогда не должен забывать о диалектическом характере опыта: с одной стороны, а он придает нам уверенность и позволяет экономить усилия, нервы и средства, с другой - является фундаментальным ограничителем при поиске альтернатив.

Пока российские менеджеры не имели опыта, их конкурентное преимущество заключалось как раз в предельной широте воззрений. Известно, что российские менеджеры часто с легкостью справлялись с ситуациями, перед которыми пасовали опытные западные управленцы.

Как сохранить это конкурентное преимущество, набравшись опыта?

Простой ответ на этот вопрос заключается в том, что надо понять: творческий подход к управлению - это умение регулярно отказываться от устаревших уроков прошлого. При этом необходимо признать, что видение будущего - это не вольная фантазия ума, а сложная интеллектуальная работа, направленная на то, чтобы понять, как соотносится сегодняшняя практика ведения бизнеса с будущим. Прагматическая сторона этого процесса - умение соизмерять уровень неопределенности с имеющимися ресурсами для ее преодоления. Такая работа требует определенных знаний и навыков, то есть способности к более широкому взгляду на процессы в окружающем мире и к адаптации в зависимости от изменения привычной окружающей ситуации. В этом отношении в российской действительности наблюдаются две противоречивые тенденции.

Первая, позитивная, состоит в переходе в бизнес людей, имеющих "непрофессиональное" базовое образование. Среди успешных российских менеджеров доминируют люди с инженерно-техническим и естественнонаучным образованием. Многие из них обладают искомой широтой воззрений и ума.

Вторая, отрицательная, тенденция состоит в преувеличении негативного опыта, приобретенного в советскую эпоху и в начальный период экономических реформ. Вследствие этого многие менеджеры в возрасте от тридцати до сорока лет скептически воспринимают разговоры об этичном или социально ответственном бизнесе либо о возможности реализации долгосрочной стратегии развития бизнеса.

Тем не менее творческий потенциал россиян, вовлеченных в менеджмент, используется недостаточно эффективно. В настоящий момент его можно рассматривать

как определенный скрытый ресурс, требующий высвобождения. Надо только научиться тому, как это делать.

Российский бизнес остро нуждается в менеджерах, способных системно взглянуть на вещи и принять решение на основе комплексного рассмотрения проблемы. Как и где можно подготовить таких менеджеров?

Большинство проблем российского менеджмента отражает определенный этап развития российского бизнеса. Не будем отрицать, что в развитых странах накоплен огромный опыт, который может пригодиться россиянам. Однако многие трудности, которые необходимо преодолеть нам, просто никогда не возникали в других странах и, следовательно, требуют оригинального решения. Как можно осуществить синтез чужого опыта и национальной специфики?

Преодоление барьеров для широты и открытости мыш-ления возможно не только за счет содержания курса "Менеджмент", но прежде всего с помощью адекватных методов преподавания.

Например, развитие открытого мышления связано с методиками обучения действием (action learning) и анализом деловых ситуаций (case method). Они позволяют погрузить слушателя программы в проблемную ситуацию, но в ином, существенно отличающемся от привычного контексте, продемонстрировать стереотипы в принятии решений и научить выявлению истинных проблем и нестандартным подходам к их решению.

Преодолев ментальные барьеры, слушатель получает навыки построения баланса между краткосрочными и долгосрочными целями, умение видеть мир под разными углами зрения, работать с неопределенностью, сценариями развития и неоднозначными решениями.

Зарубежный опыт обучения менеджеров свидетельствует о том, что именно конкретные ситуации (case) составляют основу программ обучения для всех групп специалистов по менеджменту.

В рамках совершенствования учебного процесса при подготовке экономистов-менеджеров предлагается следующая схема обучения с использованием "case method" (анализ деловых ситуаций), состоящая из трех этапов.

На первом этапе происходит теоретическое и практическое изучение самой методики (учебно-методической литературы) и пакета деловых, конкретных ситуаций. На первом этапе важно создать для всестороннего изучения конкретную ситуацию, максимально приближенную к реальной действительности. Это можно сделать, взяв в качестве объекта изучения и анализа конкретное действующее предприятие. Усилить приближение к реальной ситуации можно, пригласив на аудиторные занятия менеджера действующего предприятия, знакомого с использованием такого метода обучения в учебных целях. Для предотвращения утечки информации о конкретном действующем предприятии возможна маскировка ситуации -

в этом случае изменяются статистические данные, имена, даты и т.п.; при этом не искажается суть поставленной управленческой проблемы. Информация о ситуации должна быть представлена в упорядоченном виде с помощью ведущего преподавателя и приглашенного менеджера.

На первом этапе в процессе обучения каждый участник должен освоить определенную методологию; он учится логически рассуждать и формулировать рекомендации. При этом изучается широкий спектр управленческих ситуаций. Обсуждение деловых ситуаций позволяет обобщить имеющийся у слушателей опыт решения управленческих проблем, их наблюдения и эмпирические приемы работы. При использовании ситуаций все участники располагают одними и теми же базовыми материалами, на основе которых приходится принимать решения, т.е. они имеют равные исходные возможности сформулировать "принципы бизнеса".

После окончания первого этапа студент получает задания, ориентированные на анализ конкретных ситуаций на действующих предприятиях. Второй этап представляет самостоятельную работу студента - анализ деловых ситуаций на конкретном предприятии. В ходе выполнения заданий на данном этапе происходит активизация творческого потенциала студента и закрепление на практике знаний, полученных на первом этапе обучения. Второй этап может быть периодом учебной практики для студентов дневной формы обучения, или приходиться на промежуток времени между сессиями для студентов заочного отделения.

Третий этап обучения с использованием анализа деловых ситуаций (case method) проходит после завершения второго этапа на аудиторных занятиях в вузе. Возможно коллективное обсуждение подготовленных каждым студентом ответов на выданные задания по деловым ситуациям в группах от 8 до 10 человек. Такое обсуждение создает в учебной группе атмосферу "мозгового штурма", по типу обсуждения в рамках "круглого стола". После коллективного обсуждения возможна корректировка ответов на анализ конкретных деловых ситуаций и подготовка окончательных вариантов ответа. Данные материалы можно использовать при обучении следующей группы студентов, слушателей курсов на первом этапе обучения. Тем самым поддерживается непрерывность процесса обучения и преемственность использования анализа конкретных ситуаций на действующих предприятиях.

Литература

1. Рыцарева Е. Фабрика новых людей // Эксперт, 2002. № 34. С.72-73.

РОМАНОВ Николай Васильевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и организации производства.

Л. А. МАМЫКИНА

Омский государственный технический университет

УДК 517

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГРАФИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ В КУРСЕ МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА__

В СТАТЬЕ РАССМАТРИВАЮТСЯ ПОДХОДЫ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ГРАФИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ БОЛЕЕ ВЫСОКОЕ КАЧЕСТВО ЗНАНИЙ ПО ПРЕДМЕТУ

В одном старом определении математики говорится, что это наука о числах и фигурах. Безусловно, такие разные понятия, как числа и фигуры, объединены в один предмет потому, что фигуры могут быть измерены и ре-

зультат измерения охарактеризован определенным числом. С тех пор как Р. Декарт ввел в употребление систему координат, стало возможным перевести любую геометрическую задачу на язык алгебры, язык математического

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.