Научная статья на тему 'Открой мир фантастики А. Азимова и Р. Бредбери при изучении химии (культурно-исторический аспект)'

Открой мир фантастики А. Азимова и Р. Бредбери при изучении химии (культурно-исторический аспект) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
217
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дергачева Ирина Николаевна

Сегодня в обучении химии актуальным является использование на уроках, внеклассных занятиях идеи взаимосвязи (интеграции) химии и научной фантастики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дергачева Ирина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Открой мир фантастики А. Азимова и Р. Бредбери при изучении химии (культурно-исторический аспект)»

Таблица 1

<Т1>, к ДТ1, к <Т2>, К ДТ2, К < р, > атм api, атм < Р2> атм Дрг, атм <V,> л AVi л <v2> л AV, Л

р(Т) 1 0.8

0.6

0.4 0.2

° 0 30 90 150 210 т 300

Рис. 4. Моделирование изохорного процесса.

Программа апробирована и используется в Омском государственном университете путей сообщения. Согласно данным применение компьютерных средств обучения повышает интерес к образовательному процессу, позволяет обучаемым быстрее освоить необходимый учебный материал, положительно сказывается на результатах итогового контроля. Таким образом, использование новых информационных технологий является мощным средством интенсификации учебного процесса, улучшения фундаментальной и профессиональной подготовки будущего специалиста.

Литература

1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Направление подготовки дипломированного специалиста. 650800 - Теплоэнергетика. Москва, 05.04.2000. 61 с.

2. Дубенский Ю.П., Зырянова И. М., Тодер Г.Б. Проблемы психологической адаптации студентов младших курсов при изучении общей химии и физики в профильном университете // Материалы конференции. Международная конференция "Университетская наука - образованию России", 2002, Санкт -Петербург, с.84 - 85.

И. Н. ДЕРГАЧЕВА

Омский госудаственный институт сервиса

УДК 372.854

Проведем анализ произведений А. Азимова и Р. Бред-бери с целью поиска, выявления рационального зерна, определенного смысла. Попытаемся ответить на вопросы: «что дает учебному предмету «химия»... научная фантастика?», «почему современному школьнику нужно и даже необходимо ее изучать?» Попробуем порассуждать.

Фантастика отражает желания, тревоги, страхи и надежды, внутреннюю и внешнюю напряженность нашего

3. Дубенский Ю.П., Зырянова И. М., Гель вер С.А. Изучение интенсификации учебного процесса при использовании компьютерных программ (на примере общей химии и физики) в профильном университете // Материалы конференции. Международная конференция "Университетская наука - образованию России", 2002, Санкт-Петербург, с. 80-81.

4. Зырянова И.М., Имашов М.А. Компьютерные конт-ролирующе - обучающие программы по общей химии. // Тезисы докладов. Всероссийская научно-методическая конференция "Новые образовательные технологии в вузе" 2001, Екатеринбург, с. 39.

5. Зырянова И.М., Гельвер С.А. Дистанционное обучение как форма самостоятельной работы студентов // Тезисы докладов. Подготовка кадров для системы открытого и дистанционного образования: Международный научно-практический семинар. Томас ТомГУ , 2001, с. 111*115.

6. MathCAD.

7. Гельвер С.А., Смердин С.Н. Расчет погрешностей результатов измерений при выполнении лабораторных работ по физике с использованием ПЭВМ // Сборник научных статей с международным участием в четырех частях. Новые технологии - железнодорожному транспорту: подготовка специалистов, организация перевозочного процесса, эксплуатация технических средств: Ч. - 1. - Омск, ОмГУПС, 2000. с.63 - 65.

8. Зырянова И М, Гельвер С.А. Использование ПВЭМ в лабораторном практикуме по химии и физике как фактор повышения качества профессиональной подготовки инженера // Сборник материалов. Всероссийская научно-практическая конференция "Проблемы модернизации образования: региональный аспект", 2002, Пенза, с. 149-151.

ГЕЛЬВЕР Сергей Александрович, кандидат технических наук, доцент кафедры физики и химии. ЗЫРЯНОВА Ирина Михайловна, старший преподаватель кафедры физики и химии.

времени. Фантастика не монотонна. Она пестра, как радуга, и так же, как радуга, меняет цвета, переходя от реализма к самой буйной игре ума. Известно семь основных цветов в спектре американской фантастики: Т. Драйзер, Э. По, Э. Берроуз, Р. Бредбери, А. Азимов, М. Твен, Саймак, в спектре русской фантастики - А. Толстой, А. Беляев, И. Ефремов, Л. Толстой, М. Булгаков, Н. Гоголь, Ф. Достоевский. Любопытно, что фантастика подразделяется на три вида [6]. а) научная («сайнс фикшн»);

открой мир Фантастики

а. азимова и р. бредбери при изучении химии

(КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)

СЕГОДНЯ В ОБУЧЕНИИ ХИМИИ АКТУАЛЬНЫМ ЯВЛЯЕТСЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА УРОКАХ, ВНЕКЛАССНЫХ ЗАНЯТИЯХ ИДЕИ ВЗАИМОСВЯЗИ (ИНТЕГРАЦИИ) ХИМИИ И НАУЧНОЙ ФАНТАСТИКИ.

б) игра воображения («фэнтеэи»);

в) сказка («космическая опера»).

Особый интерес в нашем исследовании представляет творчество великих фантастов: А. Азимова и Р. Бредбери. Проблемы, которые они поднимают, способны воздействовать на наше представление о мире, обществе и самом себе. Научная фантастика - это предупреждение человека о каких-либо опасностях (глобальные экологические проблемы, потеря нравственного облика и т.д.), и размышления о будущем, некий прогноз дальнейшего развития цивилизации.

Научная фантастика непременно содержит в себе научные сюжеты из области различных наук (химии, биологии, математики, физики, техники и т.д.). Выделим некоторые преимущества такой взаимосвязи, а именно химии и научной фантастики. Такая взаимосвязь позволяет:

• в новом качестве и смысле воспринимать и понимать некоторые химические проблемы, абстрактные химические понятия;

• рассматривать в динамике и развитии химические достижения современной цивилизации, их пользу и вред, конфликт и согласие;

• развивать воображение ребенка, помогает «мыслить образами»;

• не уводит ребенка от реальности, а учит переживать и чувствовать;

- поможет ребенку по-другому взглянуть на окружающий мир и самого себя.

• данная инверсия делает знания значимыми для ребенка.

Необходимо учитывать при отборе содержания материала химико-фантастического содержания возрастные особенности ребенка.

Перенесемся в «фантастический мир» Рея Дугласа Бредбери (род. в 1920 г.). Им написано более 800 произведений - это несколько романов, повестей, пьес, сотни рассказов, интервью, заметок, кино-, теле-, радиосценариев, а также множество стихов. Его называют «самым выдающимся из ныне живущих фантастов». Сам же Бредбери предпочитает называть себя «моралистом и впередсмотрящим». Он заглядывает в будущее и пытается нам оттуда передать весть. Поступить в университет ему помешала бедность, и молодому Рэю пришлось начать трудовую жизнь продавцом газет. Писатель занимался самообразованием, работал часами в библиотеке. «К 20-ти годам я уже прочитал все пьесы, знал американскую, французскую, итальянскую, английскую историю, знаменитые повести и рассказы» [5, с. 646]. Уже первые работы 18-летнего Бредбери (1938 г.) серьезны, наполнены определенным нравственно-этическим смыслом. Его мастерство росло с каждым новым произведением, а главное, что автор нашел свой стиль. «Перенести на бумагу то, что чувствуешь - это мой стиль, а стиль - это выражение правды» [5, с. 647].

Главная поставленная в произведениях писателя проблема - это драматичность человеческого существования, поиск путей преодоления духовного отчуждения человека от мира, природы и самого себя. В человеке борются «нет» самоотречения от мира и «да» самоутверждения для мира. Он всегда обречен выбирать Зло или Добро. И Рэй Бредбери средствами научной фантастики подвергает «существо разумное» неожиданным нравственным испытаниям.

Особый интерес в данном аспекте представляет роман «451' по Фаренгейту» (1953 г.), содержащий этические, нравственные, культурологические смыслы. На наш взгляд, этот роман-предостережение актуален и сегодня, поскольку в нем поднята проблема необходимости возрождения духовности человека и формирования его личностной духовной картины мира.

Это роман-помощь сегодняшнему псдростку, испытывающему большую потребность в самоутверждении, самопознании, самовоспитании.

В центре романа проблема взаимоотношений, конфликтов и сосуществования Человека-машины и Человека-достоинства. Человек, по Бредбери, двойственен. Это связано с противоречивостью окружающего мира. В том мире, который рисует Бредбери в романе, нет места для человеческого самовыражения. «Мы живем в век, когда люди, как бумажные салфетки, не имеют своего лица» [5, с. 19-20].

Индивидуальность и «людская масса» - ключевые понятия романа. Тьма и свет, огонь и вода переплетены в романе. «Люди больше похожи на факелы, которые полыхают во всю мощь, пока их не потушат. Но как редко на лице другого человека можно увидеть отражение твоего собственного лица, твоих сокровенных и трепетных мыслей!» [5, с. 15].

Роман насыщен глубокой символикой и контрастами, множественными сравнениями. Автор сравнивает человека с огнем, лицо с маской, а человеческую жизнь с глиной. Вода противостоит огню, общение - убийству, человек - роботу. Философские размышления о судьбе человека и цивилизации в обществе массового потребления, в постиндустриальную эпоху. Бредбери считает, что он чутко ощущает реальную опасность дегуманизации человека и общества в эпоху глобального наступления «машин». «Я, - пишет Бредбери, - оптимистичен и вижу перед человечеством простор, свободу для творчества и инициативы» [5, с. 644]. Эта мысль подтверждается словами: «Выжить - вот наш девиз!» [5, с. 97]. «Где-то человек должен вновь начать процесс сбережения ценностей...» [5, с. 129].

Это произведение содержит интересные химические сюжеты о веществах и их превращениях, о некоторых химических реакциях (например, горение). «Жечь было наслаждением. Какое-то особое наслаждение видеть, как огонь пожирает вещи, как они чернеют и меняются» [5, с. 7]. Автор наделяет огонь двойственной функцией, показывает его пользу (тепло) и вред (уничтожение). Такой контраст позволяет эмоционально сопереживать (!) герою романа.

В этой работе поставлена также проблема освоения человеком пространства. «Вселенная несется по кругу, время сжигает годы и людей, а если я, Монтег (главный герой романа) вместе с другими пожарниками буду сжигать то, что создано людьми, то не останется ничего -все сгорит. Кто-то должен остановиться. Кто-то должен снова собрать и сберечь то, что создано человеком, сберечь это в книгах, в головах людей, уберечь любой ценой от плесени, ржавчины и людей со спичками» [5, с. 129].

Этическими аспектами наполнены и многие рассказы Р. Бредбери: «Превращение», «Ветер», «Бетономешалка», «Электрическое тело пою», «О скитаниях вечных и о Земле» и др. Следует учащимся порекомендовать также чтение романа «451° по Фаренгейту». Затем провести дискуссию.

Творчество другого научного фантаста А. Азимова (1920-1992 гг) также уникально. Азимов - «первый среди первых», даровитый писатель. Его называют подлинным классиком научной фантастики, широко эрудированным ученым. Его книги посвящены не только химии, биологии, где он является специалистом, но и математике, астрономии, физике, географии. Нам известны его книги, написанные живым увлекательным языком: «Мир азота», «Мир углерода», «Краткая история химии», «Химические агенты жизни» и др.

Автор более 400 книг - романов, сборников научно-популярной литературы, учебников. Писал также для детей под псевдонимом Поль Френч. Родился в России (Смоленская губерния), затем его семья иммигрировала в США, где он принял американское гражданство. Азимов

ж

а £ !

окончил Колумбийский университет в Нью-Йорке по специальности химия, после аспирантуры и службы в армии защитил диссертацию по биохимии. В 1963 г. получил премию «Хьюго» за деятельность в области научной фантастики. Наиболее значительными произведениями являются серия новелл «Я, робот», «Вид с высоты», а также романы о галактической цивилизации.

Особенность стиля Азимова, по сравнению с Бред-бери, - способность переноса основного внимания с характеров на идеи. Провозглашение темы науки и ее будущих возможностей: пользы (благо) и вреда (зло) в использовании тех или иных веществ и материалов.

Ставит проблему безопасности мира, ее зависимости от химической науки. С помощью последней можно осуществлять в будущем переустройство мира. (Впервые проблему переустройства мира поднял в американской литературе Э. По, а затем и Кэмбелл).

А связывала работы Азимова и Бредбери - общность видения мира. Главные понятия, используемые Азимовым - это «этическая ответственность», «добро» и «зло», «счастье», «человеческая уникальность», «нравственные законы», «прогноз будущего». Он ставит и решает в своих работах те же проблемы, что и Бредбери: проблему конфликта и сосуществования Человека и Машины. Поиск путей, утраченной человеком индивидуальности, уникальности (роман «На пути к основанию»).

Наибольший интерес для сегодняшнего школьника представляют произведения «Я, робот», главные герои которого не люди, а высокоорганизованные, думающие машины. Действие разворачивается во время атомной войны. А также рассказы «Тиотимолин и космический век», «Паштет из гусиной печенки», «Химические агенты жизни» и др., содержат в себе любопытные химические сюжеты [2, 6]. Учащимся можно порекомендовать книгу «Язык науки», в которой автор показал корни современной научной лексики, ее тесную связь с латинским и греческим языками, языками древних цивилизаций [4].

Приведем некоторые их примеры о веществах и их необыкновенных превращениях, а также химических реакциях. В рассказе «Тиотимолин и космический век». Азимов описывает странные свойства этого вещества: оно растворяется раньше, чем соприкоснется с водой [2, с. 404].

Важным нашим наблюдением является то, что автор рассматривает химические понятия, проблемы через призму истории. Даже происхождение слова «тиоти-

Н. В. РОМАНОВ

Омский государственный институт сервиса

УДК 37: 331.001.85

Несмотря на большое количество российских вузов, занятых подготовкой экономистов-менеджеров, в стране наблюдается недостаток предпринимательских кадров.

На рынке труда "обращаются" одни и те же люди, переходящие из корпорацию в корпорацию со все большей зарплатой. Выпускники же вузов не готовы решать реальные проблемы предприятия, а собственно предпринимательству вообще нигде не учат.

молин» от «time» - время. Это вещество, в котором углерод имеет 4 валентности. Вся фантастичность его в том, что одна валентность направлена в прошлое, две находятся в настоящем, а четвертая валентность устремлена в будущее. Свойства этого вещества просто необходимы человечеству.

Особенностью творчества Азимова является постановка проблемы и незамедлительное ее решение.

В рассказе «Паштет из гусиной печенки» также можно встретить необыкновенные химические сюжеты, которые можно использовать в обучении химии. «Скорлупа состояла из карбоната кальция, само же яйцо было золотое, напоминало по цвету латунь» [2, с. 170]. Далее мы встречаем у Азимова такие химические термины и понятия, как «белок», «гемоглобин», «ферменты», «витамины», «неорганические вещества», «изотопы золота» и даже замечания автора по поводу «что полезней для белов золото или свинец?». Следует подчеркнуть, что чтение подобных рассказов научно-популярного характера учит ребенка быть исследователем, рассуждать и открывать.

В заключение следует сказать словами Р. Бредбери, подчеркивающими еще раз актуальность выбранной нами проблемы, Что...«люди не должны забывать, что они живут в окружении природы, которая легко может взять обратно все, что дала человеку. Человек не так всемогущ, как он думает. Посмотри же вокруг, оглянись, что лежит перед тобой!?» [5, с. 149].

Использование взаимосвязи химии и научной фантастики в обучении содержит в себе мощный развивающий и воспитывающий потенциал, имеющий культурологические смыслы.

Литература

1. Азимов А. На пути к основанию. М.: Мир, 1985. -458 с.

2. Азимов А. Паштет из гусиной печенки. В сб. Калейдоскоп. Алма-Ата.: Жалын, 1980. - 432 с.

3. Азимов А. Сердобольные стервятники. В сб.: Экспедиция на Землю. М.: Мир, 1965. - с. 104-130.

4. Азимов А. Язык науки. М.: Мир, 1995. - 280 с.

5. Бредбери Р. О скитаниях вечных и о Земле. М.: Правда, 1987. - 656 с.

6. Калейдоскоп: научно-фантастические повести и рассказы. Алма-Ата.: Жалын, 1990. - 432 с.

ДЕРГАЧЕВА Ирина Николаевна, старший преподаватель кафедры естественнонаучных дисциплин.

В начале 2002 года в России стартовала программа массового производства предпринимателей. Была создана специальная структура - Первый Национальный фонд кадровых инвестиций (НФКИ). Он поставил перед собой цель - создать-таки в России настоящий рынок кадров для решения задач управления любого уровня. Прежде всего, необходимо ликвидировать острейший дефицит и начать штамповать поточным методом из студентов-

роль и место современных методов обучения (case method) при подготовке экономистов-менеджеров

ПОВЫСИТЬ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПОДГОТОВКИ МЕНЕДЖЕРОВ ДЛЯ РОССИЙСКОГО БИЗНЕСА МОЖНО ПРЕЖДЕ ВСЕГО С ПОМОЩЬЮ АДЕКВАТНЫХ МЕТОДОВ ПРЕПОДАВАНИЯ. В РАМКАХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПРЕДЛАГАЕТСЯ ОРИГИНАЛЬНАЯ СХЕМА ОБУЧЕНИЯ, СОСТОЯЩАЯ ИЗ ТРЕХ ЭТАПОВ И ВКЛЮЧАЮЩАЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ "CASE METHOD" (АНАЛИЗ ДЕЛОВЫХ СИТУАЦИЙ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.