УДК 329 (100)
РОЛЬ И МЕСТО ПРАВОЗАЩИТНОГО ДВИЖЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
А. В. Погорельский
Воронежский государственный университет
Статья посвящена актуальной проблеме роли правозащитного движения в современной системе международных отношений. Автором рассмотрено становление правозащитного движения, его взаимодействие с системой ООН, а также основные направления деятельности международных правозащитных организаций.
Современные международные отношения характеризуются все более очевидным возрастанием количества международных неправительственных организаций, усилением их роли в современном мире. Рост числа неправительственных организаций, их возрастающее влияние на международной арене обусловлены рядом проблем, для решения которых уже не достаточно возможностей государств. Неуклонно повышается роль неправительственных организаций, в которых граждане объединяются для защиты своих конституционных прав — международных правозащитных НПО. Международные правозащитные НПО отражают существенную необходимость в организациях, позволяющих оперативно и эффективно содействовать решению насущных проблем в области прав человека и контролировать деятельность государств в этой сфере. Сегодня в мире действуют сотни международных правозащитных НПО, прямо или косвенно вовлеченных в защиту прав человека. Основным атрибутом международных правозащитных НПО является их полная (организационная и финансовая) независимость от государства, четко определенные программы действий, отсутствие политизированного подхода. Важнейшей функцией международных правозащитных НПО является мониторинг за действиями государств в сфере прав человека путем сбора, оценки и распространения информации о состоянии соблюдения прав человека и нарушениях в этой сфере. Такая деятельность правозащитных НПО повышает ответственность властей за состояние соблюдения прав человека и стимулирует ориентацию на международные стандарты.
Международные правозащитное движение зародилось в западноевропейских государствах в середине XIX столетия. Первой правозащитной организацией стал созданный в 1863 году в Жене-
© Погорельский А. В., 2008
ве во имя защиты прав человека в ходе вооруженных конфликтов Международный Комитет Красного Креста. В 1902 году появилась Французская лига защиты прав человека и гражданина. В Великобритании в 1909-м году было создано Общество борьбы с рабством, в последующие десятилетия превратившееся в Международный интернационал против рабства. В период между двумя мировыми войнами количество правозащитных организаций увеличилось многократно, а их авторитет уже позволял рассматривать их в качестве реальных выразителей интересов гражданского общества [11, 29]. Одной из самых влиятельных организаций стала созданная в 1942 году в Нью-Йорке Международная Лига прав человека.
Важным этапом в развитии правозащитного движения стало окончание Второй мировой войны и разработка и принятие устава ООН. Начало институционализации системы ООН по защите прав человека во второй половине 40-х годов привело к консолидации демократических сил и появлению крупнейших международных Неправительственные организации вместе с Комиссией по правам человека приняли активное участие в разработке Всеобщей декларации прав человека, принятой 10 декабря 1948-го года [2, 1—4]. Большинство неправительственных организаций заявили о своей готовности содействовать институтам ООН в реализации Всеобщей Декларации прав человека. НПО принимали официальное и неофициальное участие в работе Секретариата, совещательных процессах, информационно-просветительной и оперативной деятельности Организации Объединенных Наций. Принятие Всеобщей декларации прав человека убедительно подтвердило одну истину, что защита прав человека не является делом лишь одних государств и их правительств.
Одним из самых значительных этапов в развитии правозащитного движения стали 70-е годы XX-го века. Многократному увеличению количест-
ва правозащитных организаций способствовало принятие ООН Международного Билля о правах. Были приняты Пакт о гражданских и политических правах и Пакт об экономических, социальных и культурных правах. С появлением этих важнейших международных договоров значительно укрепилась правовая основа деятельности международных и локальных правозащитных НПО. В этот период возникает множество влиятельных международных правозащитных организаций таких как: Международная амнистия, Международная федерация прав человека, Международная ассоциация юристов, Международная федерация «Земля людей», Международный совет женщин и другие. Появляются и региональные сети правозащитных НПО. Особым стимулом для создания правозащитных НПО стали подписанные в 1975-м году Хельсинские соглашения по безопасности и сотрудничеству в Европе, в тексте которых немалое внимание было уделено проблемам соблюдения прав человека. Под воздействием этих соглашений в Восточной Европе стали возникать правозащитные Хельсинские группы. В Соединенных штатах в конце 70-х годов XX-го века появилось сразу несколько международных правозащитных организаций, которые занимались контролем развития Хельсинского процесса. К числу самых авторитетных американских НПО, возникших в это время, можно отнести Хьюман Райтс Вотч, Группу международной защиты прав человека, а также Американский гражданский комитет. За прошедшие годы, правозащитная повестка была законодательно закреплена в качестве одного из факторов двусторонних отношений, в том числе и такими международными игроками, как США и Евросоюз.
После окончания «холодной войны» в международном правозащитном движении произошли фундаментальные изменения. Бывшие диссиденты из соцлагеря, на защиту которых раньше вставало мировое сообщество, не только обрели свободу, но и в некоторых странах пришли к власти. В Африке утвердилась тенденция в направлении многопартийной демократии. В Латинской Америке завершился переход от эпохи военных диктаторов, поддерживавшихся Соединенными Штатами. Правозащитные движения способствовали демократизации и в некоторых азиатских странах, таких как Филиппины и Южная Корея. Новое демократическое большинство, в которое теперь вошли многие государства Восточной Европы и Латинской Америки, позволило, наконец, заработать в полную силу Комиссии ООН по правам человека, в резуль-
тате чего в начале 1990-х гг. произошел реальный разворот ООН в сторону правозащитной повестки. Самым важным моментом стало неуклонное размывание незыблемости принципа государственного суверенитета в пользу прав человека. Решительную точку в этом процессе поставила Всемирная конференция ООН по правам человека в Вене в 1993 г., провозгласившая, что: «поощрение и защита всех прав человека являются предметом законной обеспокоенности международного сообщест-ва»[3, 25]. Обращение государства с собственными гражданами стало вопросом международного уровня. Права человека стали доминирующим моральным вокабуляром международных отношений, даже если на практике они зачастую приносились в жертву текущим экономическим и геостратегическим соображениям.
После терактов 11 -го сентября 2001 года в Нью-Йорке, правозащитное движение столкнулось с новым вызовом, который поставил под угрозу и до сих пор угрожает свести на нет большую часть достигнутых результатов. Преступления против человечества спровоцировали реакцию, которая чревата подрывом многих завоеваний последних лет под прикрытием бесконечной глобальной войны с терроризмом. Антитеррористическая кампания во многом сопровождается не утверждением законности, а ее размыванием. По всему миру многие страны правительства попытались использовать борьбу с терроризмом как повод для усиления собственных репрессий против политических противников, сепаратистов и религиозных групп или заговорили о том, что их практика в области прав человека теперь не подлежит критике. Был принят целый ряд репрессивных национальных антитер-рористических законов, расширяющих полномочия государства по задержанию и слежке за гражданами таким образом, что это создает угрозу подрыва основных прав. Правозащитная повестка отходит на второй план и в межгосударственных отношениях, уступая место интересам формирования анти-террористических коалиций. Безусловно, не приходится сомневаться, что в сегодняшних условиях правозащитное движение столкнулось с новым вызовом. В новую эпоху правозащитное движение должно показать, что продвижение правозащитной повестки на международном уровне — это не просто вопрос морали, но и ключевой инструмент противостояния терроризму. Сложные вызовы, с которыми столкнулись в своей деятельности международные правозащитные НПО, требуют объединенных усилий глобального гражданского общества в
выработке новых подходов к решению задач защиты прав человека.
На сегодняшний день одним из основных направлений деятельности международных правозащитных организаций является участие в процессе выработки международных правовых норм в области прав человека. Практически все действующие конвенции в области прав человека создавались и принимались при активном участии неправительственных организаций. Сотни правозащитных НПО сотрудничают с системой ООН, выступая в качестве независимых консультантов. Сегодня становится очевидным, что процесс создания международных норм, который традиционно являлся сферой исключительно государств, видоизменяется в сторону активного участия в нем институтов гражданского общества. Участие неправительственных организаций в выработке международных инструментов в сфере защиты прав человека стало реальностью. Всемирная конференция по правам человека, прошедшая в Вене в 1993-м году, признав, что основная ответственность за выработку международных норм лежит на государствах, отметила особый вклад, который вносят в этот процесс неправительственные организации, и подчеркнула важность продолжения диалога по этому вопросу между правительствами и неправительственными организациями [3, 32]. Участию правозащитных НПО в процессах разработки норм международного права способствует выработанный Организацией Объединенных Наций механизм сотрудничества с неправительственными организациями. Наиболее плодотворным оказалось сотрудничество правозащитных НПО и Комиссии по правам человека. Это сотрудничество началось с момента разработки Всеобщей Декларации прав человека и продолжалось вплоть до упразднения Комиссии решением Генеральной Ассамблеи ООН. Главным итогом их совместной работы стала разработка и принятие Международного билля о правах человека, в который входят Всеобщая Декларация прав человека, Международный Пакт о гражданских и политических правах, Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах. Важным достижением в совместной работе Комиссии по правам человека и правозащитных НПО, помимо принятия Международного билля о правах, стала разработка документов, касающихся прав и свобод отдельных социальных групп населения. Подготовленные ООН, во взаимодействии с НПО, проекты договоров были приняты Генеральной Ассамблеей и являются откры-
тыми для ратификации или иной формы их принятия государствами, включая и те государства, которые не принимали участие в подготовке договоров. Кроме Устава ООН и Международного Билля о правах человека, наиболее важными договорами ООН, ратифицированными достаточным количеством государств для вступления в силу, являются: Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, Конвенция о статусе беженцев, Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Конвенция о правах ребенка, Второй Факультативный протокол к Международному Пакту о Гражданских и Политических Правах, направленный на отмену смертной казни [12].
Упомянутые договоры считаются международным законодательством в области защиты прав человека. В добавление к договорам, ООН разработала несколько десятков деклараций, кодексов, правил, инструкций, резолюций, и других средств, дающих толкование обязательств членов-участни-ков в отношении прав человека в соответствии со ст. 55 и 56 Устава ООН [16].
Взаимодействие и сотрудничество институтов ООН и правозащитных НПО в процессе законотворчества способствовало не только разработке международно-правовой базы стандартов в области прав человека, но и совершенствованию механизмов их имплементации в национальное законодательство стран-членов Организации Объединенных Наций, а также осуществления мониторинга за деятельностью правительств. В связи с реформированием правозащитной системы ООН изменилась и форма взаимодействия ООН с международными правозащитными НПО по вопросам выработки международных правовых норм. Теперь правозащитные организации взаимодействуют не только с ЭКОСОС, но и благодаря учреждению Совета по правам человека, имеют возможность напрямую сотрудничать с Генеральной Ассамблеей ООН.
Важнейшим направлением деятельности международных правозащитных организаций является сотрудничество с системой ООН. С момента своего основания одним из важнейших направлений в деятельности Организации Объединенных Наций стали вопросы защиты прав человека. Благодаря последовательной и настойчивой работе всей сис-
темы ООН на протяжении второй половины ХХ го века, была создана мощная международно-правовая база, состоящая из более чем двухсот документов: конвенций, деклараций, соглашений, пактов, дополнительных протоколов и т.д. Система ООН по защите прав человека начала складываться сразу после Второй Мировой Войны. В июне 1946 года Экономический и Социальный Совет учредил Комиссию по правам человека. Важнейшей задачей комиссии с самого ее основания стало сотрудничество с неправительственными организациями. Она имела право создавать специальные рабочие группы неправительственных экспертов, которые в дальнейшем сыграли большую роль. Главной заслугой Комиссии стала разработка и принятие в декабре 1948 года Всеобщей декларации прав человека, которая стала основополагающим документом в системе защиты прав человека[1, 21]. В последующие два десятилетия в ООН шли жаркие дискуссии, посвященные созданию всеобщей правовой базы защиты прав человека. В это же самое время происходит институционализация системы взаимоотношений органов ООН и гражданского общества, в лице правозащитных неправительственных организаций. Наконец, после бурных и продолжительных дебатов, 16 декабря 1966 года Генеральная Ассамблея ООН принимает Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Принятие этих документов имело большое историческое значение. Вместе с Всеобщей декларацией прав человека они составляют Международный билль о правах человека, ставший главнейшим документом в системе защиты прав человека. Конец 80-х, начало 90-х годов ознаменовался крупными изменениями в системе защиты прав человека, в связи с крушением авторитарных режимов в государствах Восточной Европы. Стала очевидна необходимость выработки новой концепции защиты прав человека в условиях нового миропорядка. И первым шагом на этом пути стала подготовка и проведение Всемирной конференции по правам человека в 1993 году в Вене. Конференция привлекла внимание широких кругов правозащитной общественности и имела большой политический резонанс. Главным же следствием дебатов на конференции, стало решение Генеральной Ассамблеи ООН об учреждении поста Верховного комиссара ООН по правам человека. Однако уже в конце 90-х годов стало очевидно, что реформа не дала значимых результатов. С этого же времени крупнейшие международные
правозащитные организации начинают жесткую критику системы ООН по защите прав человека, требуя немедленного реформирования и повышения ее эффективности. Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан так же подверг критике работу Комиссии по правам человека. На юбилейной 60-й сессии Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке в сентябре 2005 года было принято решение заменить Комиссию на Совет по правам человека, обладающий гораздо более широкими полномочиями. Девятого мая 2006 года в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке на пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН прошли выборы в Совет по правам человека. На 47 мест в этом новом органе претендовало 65 государств. Каждый член Совета избирался большинством голосов членов Генеральной Ассамблеи путем прямого тайного голосования. В ходе двух туров голосования в состав Совета были избраны все 47 членов. В Совете по правам человека были сохранены все механизмы сотрудничества с международными правозащитными НПО, в том числе участие НПО в разработке документов принимаемых Советом[4].
Девятнадцатого июня 2006 года в Европейском отделении ООН в Женеве открылась первая сессия Совета. Выступая перед ее участниками, Генеральный секретарь Кофи Аннан призвал членов нового органа не повторять ошибок его предшественницы — одноименной Комиссии, — погрязшей в последние годы в политическом противостоянии и прибегавшей к двойным стандартам. Одновременно Кофи Аннан подчеркнул, что Совет должен вобрать и укрепить доказавшие свою эффективность правозащитные механизмы комиссии — институты специальных докладчиков, независимых экспертов, посланников и рабочих групп[10]. 29 июня 2006 года, деятельность Совета по правам человека принесла значимые результаты, когда Совет одобрил первые в своей короткой истории важные международные документы — Конвенцию о насильственных исчезновениях [7] и Декларацию о правах коренных народов [8]. Совет также произвел несколько необходимых процедурных шагов, включая формирование рабочих групп по запуску процесса периодической оценки ситуации с правами человека во всех странах-членах ООН и по рассмотрению системы экспертов, назначенных прежней Комиссией по правам человека. Через несколько дней, после окончания основной сессии, Совет по правам человека собрался на внеочередную сессию, в ходе которой рассматривалась ситуация на оккупированной палестинской территории.
Совет принял резолюцию, в которой потребовал от Израиля немедленно прекратить военные действия в секторе Газа и освободить арестованных палестинских министров, а также выразил обеспокоенность ухудшающейся там гуманитарной ситуацией [13]. Уже 11 августа 2006 года в Женеве прошла вторая специальная чрезвычайная сессии посвященная ситуации в Ливане. На ней 27 голосами «за» была одобрена резолюция, осуждающая грубые нарушения прав ливанского народа вследствие военных операций Израиля. Члены Совета заявили, что действия Израиля являются нарушением принципов Устава ООН, международного права и вопиющим нарушением прав человека. Они выразили возмущение по поводу безнаказанно совершаемых Израилем бессмысленных убийств детей, женщин и других гражданских лиц в Ливане[14].
12 декабря 2006 года в Европейском отделении ООН в Женеве Совет по правам человека провел чрезвычайную специальную сессию, посвященную ситуации в Дарфуре и принял резолюцию о ситуации в этой Суданской провинции. Таким образом, Совет показал, что он учитывает мнение мирового сообщества по этой проблеме[6].
2 октября 2007 года на чрезвычайной сессии Совета ООН по правам человека была одобрена резолюция по Мьянме. В ней Совет решительно осудил насильственные репрессии по отношению к мирным демонстрантам и призвал власти немедленно освободить арестованных и задержанных участников протестов, а также дать свободу политическим узникам[15]. Немаловажным является тот факт, что многие данные, приведенные в резолюции, были предоставлены международными правозащитными НПО, сотрудничающими с Советом. Тем самым, Совет по правам человека обозначил линию преемственности от Комиссии по правам человека на сотрудничество с независимыми экспертами и неправительственными организациями. Данный факт, несомненно, свидетельствует об укреплении роли представителей глобального гражданского общества в работе Организации Объединенных Наций и позволяет надеяться на еще более успешное сотрудничество в будущем.
Участие правозащитных организаций в нормотворческой деятельности находит логическое продолжение в участии их в работе контрольных механизмов ООН. Наиболее эффективной формой сотрудничества является участие правозащитных НПО в работе конвенционных органов. В соответствии с шестью основными договорами по правам человека, было создано шесть комитетов для обес-
печения их авторитетного толкования. Этими комитетами являются: Комитет по правам человека (в соответствии с Международным Пактом о Гражданских и Политических правах); Комитет по Экономическим, Социальным и Культурным правам; Комитет по ликвидации расовой дискриминации; Комитет по ликвидации дискриминации против женщин, Комитет против пыток; Комитет по правам ребенка. Данные комитеты регулярно изучают отчеты государств-участников на предмет соблюдения соответствующего договора, и большинство из них издает общие комментарии и рекомендации, отражающие результаты этих изучений. Кроме того, комитеты обеспечивают официальное толкование договоров. Конвенционные органы также издают заключения в отношении отчета каждого государства, которые содержат полезные разъяснения и предложения по улучшению ситуации с соблюдением договора сторонами. Более того, четыре конвенционных органа - Комитет по правам человека, Комитет по ликвидации расовой дискриминации, Комитет против пыток и Комитет по ликвидации дискриминации против женщин могут получать сообщения с жалобами на нарушение этих договоров и принимать решения, которые интерпретируют условия договора, применяют их и рекомендуют устранить нарушения. Характерной особенностью деятельности конвенционных органов является практика консультаций с представителями неправительственных организаций. Правозащитные НПО приглашаются на заседания комитетов, где обсуждаются правительственные доклады. Как правило, это право получают НПО, имеющие консультативный статус при Экономическом и Социальном Совете. Однако для участия в работе конвенционных органов приглашаются и организации, не поддерживающие постоянных контактов с ООН, но обладающие достаточным авторитетом в сфере защиты прав человека. Контроль, осуществляемый комитетами ООН с участием правозащитных организаций, стимулирует эффективность работы правительств в области прав человека, помогает выявить препятствия на пути их реализации, принять необходимые меры для их устранения. Нередко правозащитные НПО представляют на рассмотрение конвенционных органов «альтернативные доклады», в которых они на конкретных примерах показывают нарушения государствами своих международных обязательств и указывают на несоответствие действительности официальных отчетов государств. От достоверности и убедительности собранных фактов, а также от
формы их представления зависят и реакция правительств, и влияние на общественное мнение [5, 15]. Необходимо отметить, что практика привлечения правозащитных организаций к контролю за реализацией международных соглашений по правам человека убеждает в том, что партнерство Организации Объединенных Наций и неправительственных организаций в этой сфере становится постоянным и все более плодотворным.
Сегодня деятельность НПО в сфере защиты прав человека все более выходит за рамки отдельных государств и приобретает глобальный характер, становясь все более универсальным явлением. В последнее десятилетие правозащитное движение распространилось на те страны, в которых ранее НПО не могли действовать свободно. Во многих странах проходящих через серьезные изменения и реформы, правозащитные НПО оказывают помощь в установлении конституционных гарантий соблюдения прав человека. По данным авторов книги «Глобальное гражданское общество», к 2000 г, в мире насчитывалось свыше 37 тысяч неправительственных организаций (против 31 тысячи в 1990 г.). Из них 12 тысяч занимались правозащитной деятельностью. Число постоянных членов международных НПО выросло со 148 тысяч в 1990 г. До 255 тыс. в 2000 г., то есть более чем на 70%, что дает основание для признания их в качестве важного элемента формирующегося «глобального гражданского общества»[17, 25—26]. Инициативная информационно-просветительская, законотворческая и регулирующая функции международных правозащитных организаций в сфере международных отношений признаются мировым сообществом, ООН и другими международными организациями. Кроме этого, важнейшим показателем усиления роли международных правозащитных организаций является проведение международных кампаний в защиту прав человека в отдельных странах или даже целых регионах, с участием нескольких крупнейших международных правозащитных НПО, а также их участие в представительных международных конференциях. В последнее время самым крупным форумом для встреч международных НПО стал форум «Гражданской Восьмерки», проходящий в преддверии саммитов лидеров ведущих индустриальных стран мира. Самая представительная по количеству участников встреча «Гражданской Восьмерки» состоялась 4 июля 2006 года в Москве. Делегаты, представляющие крупнейшие международные неправительственные организации, в сотрудничестве с
российскими НПО провели серию круглых столов посвященных самым актуальным проблемам международной защиты прав человека и выработали свои рекомендации для обсуждения главами государств - участников саммита «Большой восьмерки» в Санкт-Петербурге по вопросам: «Миграция, ксенофобия и расовая дискриминация», «Гражданский контроль над правоохранительными органами и пенитенциарной системой», «Противодействие терроризму, вооруженные конфликты и права человека», «Неправительственные организации и органы государственной власти: законодательство и практика взаимодействия. Мировой опыт»[9]. Бесспорным свидетельством возрастания роли всемирного саммита НПО стало участие в его работе президента РФ Владимира Путина. Все вышеперечисленные факты позволяют рассматривать правозащитное движение в качестве реально действующего субъекта современной системы международных отношений.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бутрос-Гали Б. Организация Объединенных Наций и права человека / Б. Бутрос-Гали. — М., 1995. — 156 с.
2. Всеобщая Декларация прав человека / Сборник международных договоров. Права человека. — Нью-Йорк, 1994. — С. 1—4.
3.Всемирная конференция по правам человека: Венская декларация и Программа действий. Июнь 1993 года. — Нью-Йорк, 1995. — 126 с.
4. В штаб-квартире ООН в Нью-Йорке прошли выборы в Совет по правам человека // Центр Новостей ООН. — 2006. — 9 мая. — (http://www.un.org/russian).
5. Вэйсбродт. Д. Международные права человека. Закон, политика и процесс, Третье издание / Д. Вэйсбродт, Д. Фитцпатрик, Ф. Ньюман. — Центр по правам человека Университета Миннесоты, 2001. — 196 с.
6. Генеральный секретарь призвал участников чрезвычайной сессии Совета по правам человека отозваться на мольбы жителей Дарфура о помощи // Пресс-релизы Совета по правам человека ООН. — 2006. — 12 декабря.
— (http://www.ohchr.org/english/bodies/hrcouncil/).
7. Документ Совета по правам человека ООН Л/КББ/61/177. 29 июня 2006 г. 8. Документ Совета по правам человека ООН Л/КББ/61/ 178. 29 июня 2006 г.
9. Документы «Гражданской восьмерки». — 2006.
— 4 июля. — (http://www.hro.org/ngo/about/2006/07/04-2.р^.
10. Кофи Аннан надеется, что Совет по правам человека докажет свою значимость и через пять лет будет «повышен в ранге» // Центр Новостей ООН. — 2006.
— 19 июня. — (http://www.un.org/russian).
11. Матвеева Т.Д. По зову сердца, а не по долгу службы, неправительственные организации в защите прав человека: Международная практика и опыт России / Т. Д. Матвеева. — М., 1998. — 223 с.
12. Права человека: конвенции и соглашения. — (http://www.un.org/russian/documen/convents/hr.htm).
13. Совет по правам человека ООН требует, чтобы Израиль немедленно прекратил военные действия на оккупированной палестинской территории // Центр Новостей ООН. — 2006. — 6 июля. — (http://www.un. org/russian).
14. Совет по правам человека осудил грубые нарушения прав ливанского народа и призвал Израиль немедленно прекратить военные операции и снять блока-
ду // Пресс-релизы Совета по правам человека ООН.
— 2006. — 11 августа. — (http://www.ohchr.org/english/ bodies/hrcouncil/).
15. Совет ООН по правам человека одобрил резолюцию по Мьянме // Пресс-релизы Совета по правам человека ООН. — 2007. — 2 октября. — (http://www. ohchr.org/english/bodies/hrcouncil/).
16. Устав Организации Объединенных Наций. — Нью-Йорк, 1995. — 30 с.
17. Anheir H. Global Civil Society / H. Anheir., M. Classias., M., Caldor. — London, 2001. — 230 p.