Научная статья на тему 'Роль и место правозащитного движения в современной системе международных отношений'

Роль и место правозащитного движения в современной системе международных отношений Текст научной статьи по специальности «Право»

2550
394
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Погорельский А. В.

Статья посвящена актуальной проблеме роли правозащитного движения в современной системе международных отношений. Автором рассмотрено становление правозащитного движения, его взаимодействие с системой ООН, а также основные направления деятельности международных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE AND THE STATUS OF A HUMAN RIGHTS PROTECTION MOVEMENT IN CONTEMPORARY INTERNATIONAL RELATIONS SYSTEM

This article is devoted to the current problems of a human rights protection movement role in the contemporary system of international relations. The author analyses the instititualization of human rights protection movement, cooperation between NGOs and UNO system. The main trends of international NGO's activity are also taken into consideration.

Текст научной работы на тему «Роль и место правозащитного движения в современной системе международных отношений»

УДК 329 (100)

РОЛЬ И МЕСТО ПРАВОЗАЩИТНОГО ДВИЖЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

А. В. Погорельский

Воронежский государственный университет

Статья посвящена актуальной проблеме роли правозащитного движения в современной системе международных отношений. Автором рассмотрено становление правозащитного движения, его взаимодействие с системой ООН, а также основные направления деятельности международных правозащитных организаций.

Современные международные отношения характеризуются все более очевидным возрастанием количества международных неправительственных организаций, усилением их роли в современном мире. Рост числа неправительственных организаций, их возрастающее влияние на международной арене обусловлены рядом проблем, для решения которых уже не достаточно возможностей государств. Неуклонно повышается роль неправительственных организаций, в которых граждане объединяются для защиты своих конституционных прав — международных правозащитных НПО. Международные правозащитные НПО отражают существенную необходимость в организациях, позволяющих оперативно и эффективно содействовать решению насущных проблем в области прав человека и контролировать деятельность государств в этой сфере. Сегодня в мире действуют сотни международных правозащитных НПО, прямо или косвенно вовлеченных в защиту прав человека. Основным атрибутом международных правозащитных НПО является их полная (организационная и финансовая) независимость от государства, четко определенные программы действий, отсутствие политизированного подхода. Важнейшей функцией международных правозащитных НПО является мониторинг за действиями государств в сфере прав человека путем сбора, оценки и распространения информации о состоянии соблюдения прав человека и нарушениях в этой сфере. Такая деятельность правозащитных НПО повышает ответственность властей за состояние соблюдения прав человека и стимулирует ориентацию на международные стандарты.

Международные правозащитное движение зародилось в западноевропейских государствах в середине XIX столетия. Первой правозащитной организацией стал созданный в 1863 году в Жене-

© Погорельский А. В., 2008

ве во имя защиты прав человека в ходе вооруженных конфликтов Международный Комитет Красного Креста. В 1902 году появилась Французская лига защиты прав человека и гражданина. В Великобритании в 1909-м году было создано Общество борьбы с рабством, в последующие десятилетия превратившееся в Международный интернационал против рабства. В период между двумя мировыми войнами количество правозащитных организаций увеличилось многократно, а их авторитет уже позволял рассматривать их в качестве реальных выразителей интересов гражданского общества [11, 29]. Одной из самых влиятельных организаций стала созданная в 1942 году в Нью-Йорке Международная Лига прав человека.

Важным этапом в развитии правозащитного движения стало окончание Второй мировой войны и разработка и принятие устава ООН. Начало институционализации системы ООН по защите прав человека во второй половине 40-х годов привело к консолидации демократических сил и появлению крупнейших международных Неправительственные организации вместе с Комиссией по правам человека приняли активное участие в разработке Всеобщей декларации прав человека, принятой 10 декабря 1948-го года [2, 1—4]. Большинство неправительственных организаций заявили о своей готовности содействовать институтам ООН в реализации Всеобщей Декларации прав человека. НПО принимали официальное и неофициальное участие в работе Секретариата, совещательных процессах, информационно-просветительной и оперативной деятельности Организации Объединенных Наций. Принятие Всеобщей декларации прав человека убедительно подтвердило одну истину, что защита прав человека не является делом лишь одних государств и их правительств.

Одним из самых значительных этапов в развитии правозащитного движения стали 70-е годы XX-го века. Многократному увеличению количест-

ва правозащитных организаций способствовало принятие ООН Международного Билля о правах. Были приняты Пакт о гражданских и политических правах и Пакт об экономических, социальных и культурных правах. С появлением этих важнейших международных договоров значительно укрепилась правовая основа деятельности международных и локальных правозащитных НПО. В этот период возникает множество влиятельных международных правозащитных организаций таких как: Международная амнистия, Международная федерация прав человека, Международная ассоциация юристов, Международная федерация «Земля людей», Международный совет женщин и другие. Появляются и региональные сети правозащитных НПО. Особым стимулом для создания правозащитных НПО стали подписанные в 1975-м году Хельсинские соглашения по безопасности и сотрудничеству в Европе, в тексте которых немалое внимание было уделено проблемам соблюдения прав человека. Под воздействием этих соглашений в Восточной Европе стали возникать правозащитные Хельсинские группы. В Соединенных штатах в конце 70-х годов XX-го века появилось сразу несколько международных правозащитных организаций, которые занимались контролем развития Хельсинского процесса. К числу самых авторитетных американских НПО, возникших в это время, можно отнести Хьюман Райтс Вотч, Группу международной защиты прав человека, а также Американский гражданский комитет. За прошедшие годы, правозащитная повестка была законодательно закреплена в качестве одного из факторов двусторонних отношений, в том числе и такими международными игроками, как США и Евросоюз.

После окончания «холодной войны» в международном правозащитном движении произошли фундаментальные изменения. Бывшие диссиденты из соцлагеря, на защиту которых раньше вставало мировое сообщество, не только обрели свободу, но и в некоторых странах пришли к власти. В Африке утвердилась тенденция в направлении многопартийной демократии. В Латинской Америке завершился переход от эпохи военных диктаторов, поддерживавшихся Соединенными Штатами. Правозащитные движения способствовали демократизации и в некоторых азиатских странах, таких как Филиппины и Южная Корея. Новое демократическое большинство, в которое теперь вошли многие государства Восточной Европы и Латинской Америки, позволило, наконец, заработать в полную силу Комиссии ООН по правам человека, в резуль-

тате чего в начале 1990-х гг. произошел реальный разворот ООН в сторону правозащитной повестки. Самым важным моментом стало неуклонное размывание незыблемости принципа государственного суверенитета в пользу прав человека. Решительную точку в этом процессе поставила Всемирная конференция ООН по правам человека в Вене в 1993 г., провозгласившая, что: «поощрение и защита всех прав человека являются предметом законной обеспокоенности международного сообщест-ва»[3, 25]. Обращение государства с собственными гражданами стало вопросом международного уровня. Права человека стали доминирующим моральным вокабуляром международных отношений, даже если на практике они зачастую приносились в жертву текущим экономическим и геостратегическим соображениям.

После терактов 11 -го сентября 2001 года в Нью-Йорке, правозащитное движение столкнулось с новым вызовом, который поставил под угрозу и до сих пор угрожает свести на нет большую часть достигнутых результатов. Преступления против человечества спровоцировали реакцию, которая чревата подрывом многих завоеваний последних лет под прикрытием бесконечной глобальной войны с терроризмом. Антитеррористическая кампания во многом сопровождается не утверждением законности, а ее размыванием. По всему миру многие страны правительства попытались использовать борьбу с терроризмом как повод для усиления собственных репрессий против политических противников, сепаратистов и религиозных групп или заговорили о том, что их практика в области прав человека теперь не подлежит критике. Был принят целый ряд репрессивных национальных антитер-рористических законов, расширяющих полномочия государства по задержанию и слежке за гражданами таким образом, что это создает угрозу подрыва основных прав. Правозащитная повестка отходит на второй план и в межгосударственных отношениях, уступая место интересам формирования анти-террористических коалиций. Безусловно, не приходится сомневаться, что в сегодняшних условиях правозащитное движение столкнулось с новым вызовом. В новую эпоху правозащитное движение должно показать, что продвижение правозащитной повестки на международном уровне — это не просто вопрос морали, но и ключевой инструмент противостояния терроризму. Сложные вызовы, с которыми столкнулись в своей деятельности международные правозащитные НПО, требуют объединенных усилий глобального гражданского общества в

выработке новых подходов к решению задач защиты прав человека.

На сегодняшний день одним из основных направлений деятельности международных правозащитных организаций является участие в процессе выработки международных правовых норм в области прав человека. Практически все действующие конвенции в области прав человека создавались и принимались при активном участии неправительственных организаций. Сотни правозащитных НПО сотрудничают с системой ООН, выступая в качестве независимых консультантов. Сегодня становится очевидным, что процесс создания международных норм, который традиционно являлся сферой исключительно государств, видоизменяется в сторону активного участия в нем институтов гражданского общества. Участие неправительственных организаций в выработке международных инструментов в сфере защиты прав человека стало реальностью. Всемирная конференция по правам человека, прошедшая в Вене в 1993-м году, признав, что основная ответственность за выработку международных норм лежит на государствах, отметила особый вклад, который вносят в этот процесс неправительственные организации, и подчеркнула важность продолжения диалога по этому вопросу между правительствами и неправительственными организациями [3, 32]. Участию правозащитных НПО в процессах разработки норм международного права способствует выработанный Организацией Объединенных Наций механизм сотрудничества с неправительственными организациями. Наиболее плодотворным оказалось сотрудничество правозащитных НПО и Комиссии по правам человека. Это сотрудничество началось с момента разработки Всеобщей Декларации прав человека и продолжалось вплоть до упразднения Комиссии решением Генеральной Ассамблеи ООН. Главным итогом их совместной работы стала разработка и принятие Международного билля о правах человека, в который входят Всеобщая Декларация прав человека, Международный Пакт о гражданских и политических правах, Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах. Важным достижением в совместной работе Комиссии по правам человека и правозащитных НПО, помимо принятия Международного билля о правах, стала разработка документов, касающихся прав и свобод отдельных социальных групп населения. Подготовленные ООН, во взаимодействии с НПО, проекты договоров были приняты Генеральной Ассамблеей и являются откры-

тыми для ратификации или иной формы их принятия государствами, включая и те государства, которые не принимали участие в подготовке договоров. Кроме Устава ООН и Международного Билля о правах человека, наиболее важными договорами ООН, ратифицированными достаточным количеством государств для вступления в силу, являются: Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, Конвенция о статусе беженцев, Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Конвенция о правах ребенка, Второй Факультативный протокол к Международному Пакту о Гражданских и Политических Правах, направленный на отмену смертной казни [12].

Упомянутые договоры считаются международным законодательством в области защиты прав человека. В добавление к договорам, ООН разработала несколько десятков деклараций, кодексов, правил, инструкций, резолюций, и других средств, дающих толкование обязательств членов-участни-ков в отношении прав человека в соответствии со ст. 55 и 56 Устава ООН [16].

Взаимодействие и сотрудничество институтов ООН и правозащитных НПО в процессе законотворчества способствовало не только разработке международно-правовой базы стандартов в области прав человека, но и совершенствованию механизмов их имплементации в национальное законодательство стран-членов Организации Объединенных Наций, а также осуществления мониторинга за деятельностью правительств. В связи с реформированием правозащитной системы ООН изменилась и форма взаимодействия ООН с международными правозащитными НПО по вопросам выработки международных правовых норм. Теперь правозащитные организации взаимодействуют не только с ЭКОСОС, но и благодаря учреждению Совета по правам человека, имеют возможность напрямую сотрудничать с Генеральной Ассамблеей ООН.

Важнейшим направлением деятельности международных правозащитных организаций является сотрудничество с системой ООН. С момента своего основания одним из важнейших направлений в деятельности Организации Объединенных Наций стали вопросы защиты прав человека. Благодаря последовательной и настойчивой работе всей сис-

темы ООН на протяжении второй половины ХХ го века, была создана мощная международно-правовая база, состоящая из более чем двухсот документов: конвенций, деклараций, соглашений, пактов, дополнительных протоколов и т.д. Система ООН по защите прав человека начала складываться сразу после Второй Мировой Войны. В июне 1946 года Экономический и Социальный Совет учредил Комиссию по правам человека. Важнейшей задачей комиссии с самого ее основания стало сотрудничество с неправительственными организациями. Она имела право создавать специальные рабочие группы неправительственных экспертов, которые в дальнейшем сыграли большую роль. Главной заслугой Комиссии стала разработка и принятие в декабре 1948 года Всеобщей декларации прав человека, которая стала основополагающим документом в системе защиты прав человека[1, 21]. В последующие два десятилетия в ООН шли жаркие дискуссии, посвященные созданию всеобщей правовой базы защиты прав человека. В это же самое время происходит институционализация системы взаимоотношений органов ООН и гражданского общества, в лице правозащитных неправительственных организаций. Наконец, после бурных и продолжительных дебатов, 16 декабря 1966 года Генеральная Ассамблея ООН принимает Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Принятие этих документов имело большое историческое значение. Вместе с Всеобщей декларацией прав человека они составляют Международный билль о правах человека, ставший главнейшим документом в системе защиты прав человека. Конец 80-х, начало 90-х годов ознаменовался крупными изменениями в системе защиты прав человека, в связи с крушением авторитарных режимов в государствах Восточной Европы. Стала очевидна необходимость выработки новой концепции защиты прав человека в условиях нового миропорядка. И первым шагом на этом пути стала подготовка и проведение Всемирной конференции по правам человека в 1993 году в Вене. Конференция привлекла внимание широких кругов правозащитной общественности и имела большой политический резонанс. Главным же следствием дебатов на конференции, стало решение Генеральной Ассамблеи ООН об учреждении поста Верховного комиссара ООН по правам человека. Однако уже в конце 90-х годов стало очевидно, что реформа не дала значимых результатов. С этого же времени крупнейшие международные

правозащитные организации начинают жесткую критику системы ООН по защите прав человека, требуя немедленного реформирования и повышения ее эффективности. Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан так же подверг критике работу Комиссии по правам человека. На юбилейной 60-й сессии Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке в сентябре 2005 года было принято решение заменить Комиссию на Совет по правам человека, обладающий гораздо более широкими полномочиями. Девятого мая 2006 года в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке на пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН прошли выборы в Совет по правам человека. На 47 мест в этом новом органе претендовало 65 государств. Каждый член Совета избирался большинством голосов членов Генеральной Ассамблеи путем прямого тайного голосования. В ходе двух туров голосования в состав Совета были избраны все 47 членов. В Совете по правам человека были сохранены все механизмы сотрудничества с международными правозащитными НПО, в том числе участие НПО в разработке документов принимаемых Советом[4].

Девятнадцатого июня 2006 года в Европейском отделении ООН в Женеве открылась первая сессия Совета. Выступая перед ее участниками, Генеральный секретарь Кофи Аннан призвал членов нового органа не повторять ошибок его предшественницы — одноименной Комиссии, — погрязшей в последние годы в политическом противостоянии и прибегавшей к двойным стандартам. Одновременно Кофи Аннан подчеркнул, что Совет должен вобрать и укрепить доказавшие свою эффективность правозащитные механизмы комиссии — институты специальных докладчиков, независимых экспертов, посланников и рабочих групп[10]. 29 июня 2006 года, деятельность Совета по правам человека принесла значимые результаты, когда Совет одобрил первые в своей короткой истории важные международные документы — Конвенцию о насильственных исчезновениях [7] и Декларацию о правах коренных народов [8]. Совет также произвел несколько необходимых процедурных шагов, включая формирование рабочих групп по запуску процесса периодической оценки ситуации с правами человека во всех странах-членах ООН и по рассмотрению системы экспертов, назначенных прежней Комиссией по правам человека. Через несколько дней, после окончания основной сессии, Совет по правам человека собрался на внеочередную сессию, в ходе которой рассматривалась ситуация на оккупированной палестинской территории.

Совет принял резолюцию, в которой потребовал от Израиля немедленно прекратить военные действия в секторе Газа и освободить арестованных палестинских министров, а также выразил обеспокоенность ухудшающейся там гуманитарной ситуацией [13]. Уже 11 августа 2006 года в Женеве прошла вторая специальная чрезвычайная сессии посвященная ситуации в Ливане. На ней 27 голосами «за» была одобрена резолюция, осуждающая грубые нарушения прав ливанского народа вследствие военных операций Израиля. Члены Совета заявили, что действия Израиля являются нарушением принципов Устава ООН, международного права и вопиющим нарушением прав человека. Они выразили возмущение по поводу безнаказанно совершаемых Израилем бессмысленных убийств детей, женщин и других гражданских лиц в Ливане[14].

12 декабря 2006 года в Европейском отделении ООН в Женеве Совет по правам человека провел чрезвычайную специальную сессию, посвященную ситуации в Дарфуре и принял резолюцию о ситуации в этой Суданской провинции. Таким образом, Совет показал, что он учитывает мнение мирового сообщества по этой проблеме[6].

2 октября 2007 года на чрезвычайной сессии Совета ООН по правам человека была одобрена резолюция по Мьянме. В ней Совет решительно осудил насильственные репрессии по отношению к мирным демонстрантам и призвал власти немедленно освободить арестованных и задержанных участников протестов, а также дать свободу политическим узникам[15]. Немаловажным является тот факт, что многие данные, приведенные в резолюции, были предоставлены международными правозащитными НПО, сотрудничающими с Советом. Тем самым, Совет по правам человека обозначил линию преемственности от Комиссии по правам человека на сотрудничество с независимыми экспертами и неправительственными организациями. Данный факт, несомненно, свидетельствует об укреплении роли представителей глобального гражданского общества в работе Организации Объединенных Наций и позволяет надеяться на еще более успешное сотрудничество в будущем.

Участие правозащитных организаций в нормотворческой деятельности находит логическое продолжение в участии их в работе контрольных механизмов ООН. Наиболее эффективной формой сотрудничества является участие правозащитных НПО в работе конвенционных органов. В соответствии с шестью основными договорами по правам человека, было создано шесть комитетов для обес-

печения их авторитетного толкования. Этими комитетами являются: Комитет по правам человека (в соответствии с Международным Пактом о Гражданских и Политических правах); Комитет по Экономическим, Социальным и Культурным правам; Комитет по ликвидации расовой дискриминации; Комитет по ликвидации дискриминации против женщин, Комитет против пыток; Комитет по правам ребенка. Данные комитеты регулярно изучают отчеты государств-участников на предмет соблюдения соответствующего договора, и большинство из них издает общие комментарии и рекомендации, отражающие результаты этих изучений. Кроме того, комитеты обеспечивают официальное толкование договоров. Конвенционные органы также издают заключения в отношении отчета каждого государства, которые содержат полезные разъяснения и предложения по улучшению ситуации с соблюдением договора сторонами. Более того, четыре конвенционных органа - Комитет по правам человека, Комитет по ликвидации расовой дискриминации, Комитет против пыток и Комитет по ликвидации дискриминации против женщин могут получать сообщения с жалобами на нарушение этих договоров и принимать решения, которые интерпретируют условия договора, применяют их и рекомендуют устранить нарушения. Характерной особенностью деятельности конвенционных органов является практика консультаций с представителями неправительственных организаций. Правозащитные НПО приглашаются на заседания комитетов, где обсуждаются правительственные доклады. Как правило, это право получают НПО, имеющие консультативный статус при Экономическом и Социальном Совете. Однако для участия в работе конвенционных органов приглашаются и организации, не поддерживающие постоянных контактов с ООН, но обладающие достаточным авторитетом в сфере защиты прав человека. Контроль, осуществляемый комитетами ООН с участием правозащитных организаций, стимулирует эффективность работы правительств в области прав человека, помогает выявить препятствия на пути их реализации, принять необходимые меры для их устранения. Нередко правозащитные НПО представляют на рассмотрение конвенционных органов «альтернативные доклады», в которых они на конкретных примерах показывают нарушения государствами своих международных обязательств и указывают на несоответствие действительности официальных отчетов государств. От достоверности и убедительности собранных фактов, а также от

формы их представления зависят и реакция правительств, и влияние на общественное мнение [5, 15]. Необходимо отметить, что практика привлечения правозащитных организаций к контролю за реализацией международных соглашений по правам человека убеждает в том, что партнерство Организации Объединенных Наций и неправительственных организаций в этой сфере становится постоянным и все более плодотворным.

Сегодня деятельность НПО в сфере защиты прав человека все более выходит за рамки отдельных государств и приобретает глобальный характер, становясь все более универсальным явлением. В последнее десятилетие правозащитное движение распространилось на те страны, в которых ранее НПО не могли действовать свободно. Во многих странах проходящих через серьезные изменения и реформы, правозащитные НПО оказывают помощь в установлении конституционных гарантий соблюдения прав человека. По данным авторов книги «Глобальное гражданское общество», к 2000 г, в мире насчитывалось свыше 37 тысяч неправительственных организаций (против 31 тысячи в 1990 г.). Из них 12 тысяч занимались правозащитной деятельностью. Число постоянных членов международных НПО выросло со 148 тысяч в 1990 г. До 255 тыс. в 2000 г., то есть более чем на 70%, что дает основание для признания их в качестве важного элемента формирующегося «глобального гражданского общества»[17, 25—26]. Инициативная информационно-просветительская, законотворческая и регулирующая функции международных правозащитных организаций в сфере международных отношений признаются мировым сообществом, ООН и другими международными организациями. Кроме этого, важнейшим показателем усиления роли международных правозащитных организаций является проведение международных кампаний в защиту прав человека в отдельных странах или даже целых регионах, с участием нескольких крупнейших международных правозащитных НПО, а также их участие в представительных международных конференциях. В последнее время самым крупным форумом для встреч международных НПО стал форум «Гражданской Восьмерки», проходящий в преддверии саммитов лидеров ведущих индустриальных стран мира. Самая представительная по количеству участников встреча «Гражданской Восьмерки» состоялась 4 июля 2006 года в Москве. Делегаты, представляющие крупнейшие международные неправительственные организации, в сотрудничестве с

российскими НПО провели серию круглых столов посвященных самым актуальным проблемам международной защиты прав человека и выработали свои рекомендации для обсуждения главами государств - участников саммита «Большой восьмерки» в Санкт-Петербурге по вопросам: «Миграция, ксенофобия и расовая дискриминация», «Гражданский контроль над правоохранительными органами и пенитенциарной системой», «Противодействие терроризму, вооруженные конфликты и права человека», «Неправительственные организации и органы государственной власти: законодательство и практика взаимодействия. Мировой опыт»[9]. Бесспорным свидетельством возрастания роли всемирного саммита НПО стало участие в его работе президента РФ Владимира Путина. Все вышеперечисленные факты позволяют рассматривать правозащитное движение в качестве реально действующего субъекта современной системы международных отношений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бутрос-Гали Б. Организация Объединенных Наций и права человека / Б. Бутрос-Гали. — М., 1995. — 156 с.

2. Всеобщая Декларация прав человека / Сборник международных договоров. Права человека. — Нью-Йорк, 1994. — С. 1—4.

3.Всемирная конференция по правам человека: Венская декларация и Программа действий. Июнь 1993 года. — Нью-Йорк, 1995. — 126 с.

4. В штаб-квартире ООН в Нью-Йорке прошли выборы в Совет по правам человека // Центр Новостей ООН. — 2006. — 9 мая. — (http://www.un.org/russian).

5. Вэйсбродт. Д. Международные права человека. Закон, политика и процесс, Третье издание / Д. Вэйсбродт, Д. Фитцпатрик, Ф. Ньюман. — Центр по правам человека Университета Миннесоты, 2001. — 196 с.

6. Генеральный секретарь призвал участников чрезвычайной сессии Совета по правам человека отозваться на мольбы жителей Дарфура о помощи // Пресс-релизы Совета по правам человека ООН. — 2006. — 12 декабря.

— (http://www.ohchr.org/english/bodies/hrcouncil/).

7. Документ Совета по правам человека ООН Л/КББ/61/177. 29 июня 2006 г. 8. Документ Совета по правам человека ООН Л/КББ/61/ 178. 29 июня 2006 г.

9. Документы «Гражданской восьмерки». — 2006.

— 4 июля. — (http://www.hro.org/ngo/about/2006/07/04-2.р^.

10. Кофи Аннан надеется, что Совет по правам человека докажет свою значимость и через пять лет будет «повышен в ранге» // Центр Новостей ООН. — 2006.

— 19 июня. — (http://www.un.org/russian).

11. Матвеева Т.Д. По зову сердца, а не по долгу службы, неправительственные организации в защите прав человека: Международная практика и опыт России / Т. Д. Матвеева. — М., 1998. — 223 с.

12. Права человека: конвенции и соглашения. — (http://www.un.org/russian/documen/convents/hr.htm).

13. Совет по правам человека ООН требует, чтобы Израиль немедленно прекратил военные действия на оккупированной палестинской территории // Центр Новостей ООН. — 2006. — 6 июля. — (http://www.un. org/russian).

14. Совет по правам человека осудил грубые нарушения прав ливанского народа и призвал Израиль немедленно прекратить военные операции и снять блока-

ду // Пресс-релизы Совета по правам человека ООН.

— 2006. — 11 августа. — (http://www.ohchr.org/english/ bodies/hrcouncil/).

15. Совет ООН по правам человека одобрил резолюцию по Мьянме // Пресс-релизы Совета по правам человека ООН. — 2007. — 2 октября. — (http://www. ohchr.org/english/bodies/hrcouncil/).

16. Устав Организации Объединенных Наций. — Нью-Йорк, 1995. — 30 с.

17. Anheir H. Global Civil Society / H. Anheir., M. Classias., M., Caldor. — London, 2001. — 230 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.