Научная статья на тему 'Роль и место педагогической культуры преподавателя математики в научно-исследовательской деятельности студентов'

Роль и место педагогической культуры преподавателя математики в научно-исследовательской деятельности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
355
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Artium Magister
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль и место педагогической культуры преподавателя математики в научно-исследовательской деятельности студентов»

© И.В. Г айдамакина, 2007

РОЛЬ И МЕСТО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ В НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СТУДЕНТОВ

И.В. Гайдамакина

Преподаватели вузов являются одной из основных социально-профессиональных групп, на которую обществом возложена задача воспитания интеллектуально и творчески одаренных молодых людей, способных решать новые сложные задачи науки XXI века.

Именно поэтому преподаватель вуза должен обладать совокупностью универсальных качеств. Помимо высокой компетентности в своей области и эрудиции в других областях знаний, он должен быть способным организатором, прекрасным оратором, аналитиком, психологом, владеть строгой логикой педагогического процесса и воспитания, культурой устной и письменной речи. Никакая другая профессия не имеет такой многоплановой квалификационной характеристики 1.

Стандартной оценкой качества научной работы преподавателя всегда была и остается успешная защита диссертации. Точного критерия для оценки педагогической работы попросту не существует. Педагогические аспекты подготовки специалистов рассматриваются как второстепенные и сводятся в основном к изучению традиционных разделов педагогики и психологии. Ситуация на сегодняшний день сложилась парадоксальная: у нас готовят учителей школы, но не учат, как учить в вузе. Несомненная сложность задачи подготовки преподавателя вуза усугубляется еще и тем, что отсутствует четкое концептуально и технологически разработанное представление о данной профессии 2.

Как известно, преподавательский состав формируется и пополняется наиболее талантливыми выпускниками различных вузов, чаще всего не имеющими профессионального педагогического образования. Современных преподавателей вуза учили специальности, а не профессии.

При этом важнейшим компонентом преподавательского профессионализма является его непосредственная психолого-педагогичес-кая подготовленность. Она характеризует готовность и способность решать задачи обучения и воспитания, опираясь на принципы педагогики, психологии и других наук, а также придавать педагогическую направленность всеем сторонам своего труда.

Психолого-педагогическая подготовленность наряду с такими характеристиками, как глубокое знание предметной области, сформиро-ванность жизненных позиций и другими отличается способностью специалиста творчески подходить к использованию психолого-педагогичес-ких технологий в практической деятельности.

Современной профессиональной школой накоплен богатый педагогический опыт, который должен быть реализован в конкретной преподавательской деятельности. Однако он часто остается невостребованным, так как у большинства преподавателей не сформирована потребность в его изучении и применении, отсутствуют навыки в его отборе и анализе. В реальной практике преподаватели часто не задумываются о необходимости и целесообразности анализа собственного педагогического опыта и опыта своих коллег 3.

Педагогическая практика порождает сложное и противоречивое многообразие методов, методик и технологий обучения в высшей школе. Однако методологически неверно чисто механически брать их на вооружение. Передача готовых советов и методик, независящих от конкретных условий обучения, невозможна. Надежную основу для убедительного воспроизведения и творческого применения передового опыта, для поиска инновационных решений со-

здает профессионально-технологическая и педагогическая культура преподавателя 4.

Современные исследователи (Е.В. Бон-даревская, К.М Левитан и др.) рассматривают педагогическую культуру как интеграцию, синтез природных и приобретенных личностных свойств, обеспечивающих высокий уровень деятельности учителя и воспитателя -педагога в широком смысле слова 5.

Понятие «культура» очень сложное и многокомпонентное. Среди множества определений культуры наиболее удачными в данном контексте представляются те из них, которые трактуют это системное социальное явление и как фонд ценностей, созданных людьми, и как способ творческого освоения мира, реализации сущностных сил индивида6. Таким образом, культура является средоточием духовности, энергии; высшим критерием достижений в различных областях жизнедеятельности.

Главными критериями, по которым можно судить о формировании профессиональнотехнологической культуры преподавателей и их готовности к педагогической деятельности, на наш взгляд, являются:

1) диапазон профессионального педагогического мышления, его категориальнопонятийный и концептуальный аппарат;

2) ориентировка в сфере преподаваемого предмета, уровень владения им; способность к трансформации предметного содержания;

3) мотивационная и практическая готовность к различным педагогическим функциям;

4) владение современными образовательными технологиями; формирование на их основе личностно-креативных;

5) исследовательский потенциал;

6) саморазвивающая активность. Культура педагогического мышления

включает в себя развитие способности к педагогическому анализу и синтезу, развитие таких качеств мышления, как критичность, самостоятельность, широта, гибкость, активность, быстрота, развитие наблюдательности, педагогической памяти, творческого воображения.

Культура педагогического мышления подразумевает развитость мышления преподавателя на трех уровнях: методологическом, дающем возможность придерживаться правильных ориентиров в своей профессиональной деятельности; тактическом, позволяющем мате-

риализовывать педагогические идеи в технологии педагогического процесса; оперативном, проявляющемся в самостоятельном творческом применении общих педагогических закономерностей к частным, уникальным явлениям реальной педагогической действительности.

Конкретно-предметные знания имеют важное значение в силу того, что именно они выступают первоосновой формирования всей профессиональной компетентности.

Мотивационное и ценностное отношение к педагогической реальности проявляется через понимание и оценку целей и задач педагогической деятельности, осознание ценности педагогических знаний, признание ценности субъект-субъектных отношений, удовлетворенность педагогическим трудом.

Не менее важное значение имеет технологический компонент педагогической культуры. Овладение современными образовательными технологиями - это процесс присвоения преподавателем на личностно-творческом уровне выработанных педагогических ценностей, постоянная оценка, переосмысление, перенос известных идей и педагогических технологий в новые условия. Осваивая ценности педагогической культуры, личность способна преобразовывать, интерпретировать их, что определяется как личностными особенностями преподавателя, так и характером его научно-педагогической деятельности.

Формирование педагогической культуры преподавателя вуза предполагает овладение технологией педагогического общения, педагогическими инновациями, приемами и способами организации учебной деятельности, а также технологией управления собственной профессиональной деятельностью 7.

Саморазвивающая активность преподавателя прежде всего определяется потребностью в самореализации и осуществляется благодаря ориентации на собственные способности, возможности, мотивы.

Подготовка и повышение квалификации преподавателей российских вузов должна иметь многоуровневый, многоаспектный и непрерывный характер.

Формирование профессиональной культуры преподавателя высшей школы обеспечивается посредством следующей совокупности условий: становление личностно-творческой

концепции педагогической деятельности; формирование целостности педагогической деятельности; включение преподавателей в инновационную деятельность; ориентация их на прогрессивный вариант личностно-творческой самореализации; дифференциация и индивидуализация в процессе внутривузовского повышения научно-педагогической квалификации; внедрение вариативных форм повышения профессионально-педагогической культуры преподавателей 8. В итоге преподаватель должен выработать собственную индивидуальную систему средств создания личностно-развивающей педагогической системы в своей профессиональной деятельности.

Творчество - одна из главных социальнопедагогических ценностей. Преподаватель вуза в силу особенностей профессиональной деятельности сочетает научное и педагогическое творчество. Безусловно, характер научной деятельности, логика и алгоритм решения научных задач детерминируют алгоритм решения задач педагогических. При этом задача каждого педагога создать условия для гармоничного развития творческой деятельности студентов.

Существуют различные технологии создания условий для творчества. На первый план в вузе выходит научно-исследовательская работа студентов (НИРС), как универсальный механизм развития личности. Научно-исследовательская деятельность призвана расширять кругозор студентов, стимулировать познавательный интерес в различных областях знаний, предоставлять дополнительные возможности для эффективной творческой самореализации, формировать креативные способности. Результативность данной работы повышается в зависимости от качества ее организации: продуманной программы учебно- и научно-исследовательской работы студентов, дифференциации по курсам, целенаправленного планирования самостоятельной работы.

Для успешной организации исследовательской работы студентов необходим системный подход к творчеству, включающий в себя профессиональную готовность преподавателей к инновационной деятельности, овладение принципами организации исследований в учебной работе, диагностику готовности студентов к самостоятельной научной работе, создание условий для формирования у студентов потребности в знаниях.

Для системного решения проблем организации НИРС современные ученые - педагоги и психологи выделяют три основных вида научно-исследовательской деятельности 9, что предполагает различные задачи, формы и методы ее организации.

Во-первых, это научно-исследовательская работа, встроенная в учебный процесс, основной задачей которой является активизация процесса обучения. Содержание данного вида научной работы - изучение литературы, подготовка научных рефератов, участие в предметных олимпиадах и конкурсах.

Во-вторых, это научные исследования, дополняющие учебный процесс. Здесь основной задачей является выход за рамки программы и индивидуализация процесса обучения, создание условий для обеспечения непрерывности учебы в магистратуре или аспирантуре. Этот вид научных исследований реализуется выполнением курсовых и выпускных квалификационных работ, участием в разного рода конкурсах, семинарах, конференциях.

В-третьих, это научные исследования, проводимые параллельно учебному процессу. Основная задача - научная профессионализация студентов под руководством высококвалифицированных преподавателей, то есть специализация и подготовка к научной деятельности в конкретной области, выбор научного руководителя. Содержание работы на этом этапе - участие в плановых научных исследованиях, выполняемых по госбюджетным и хозяйственным договорам, различного рода грантам и т. п.

Системный подход к включению студентов в исследовательскую работу должен осуществляться с младших курсов. Обычно он состоит из нескольких этапов.

I этап - подготовка студентов к исследовательской деятельности: работа с первоисточниками, научной и публицистической литературой, самостоятельный анализ информации.

II этап - написание докладов, рефератов и курсовых работ по различным темам по выбору.

III этап - исследовательская работа студентов во время преддипломной практики.

IV этап - выпускная квалификационная работа.

Данный традиционный подход трудно осуществлять преподавателям тех кафедр, на которых программой не предусмотрены рефе-

раты, курсовые работы и дипломные проекты. Например, преподавателям-математикам в экономическом вузе. В таких условиях и должна проявиться личная педагогическая культура преподавателя, от которого потребуется целый комплекс умений:

- разработка новых технологий обучения и отдельных предметных методик преподавания;

- организация новых информационно-коммуникативных структур в процессе обучения;

- интенсификация методов обучения;

- составление новых учебных программ, включающих элементы научных разработок;

- анализ основных тенденций развития системы образования;

- выявление приоритетных направлений в развитии педагогических технологий;

- разработка личной концепции научно-исследовательской деятельности студентов;

- анализ опыта работы коллег, его обобщение и применение и др.

По мнению академика А.М. Новикова, в таких условиях «во главу угла становится самостоятельная работа студента, самоорганизация его учебной деятельности. Учебно-воспитательный процесс коренным образом преображается: позиция “преподаватель впереди студента” должна поменяться на позицию “студент впереди”. Преподаватель должен сориентировать, направить студента вводными и обзорными лекциями, а затем “пропустить вперед” и время от времени консультировать, подправлять в его самостоятельной деятельности».

Однако в процессе перестройки высшей школы подчас самой консервативной частью образовательной системы является сознание профессорско-преподавательского состава. Педагогический опыт и педагогическое мировоззрение большинства преподавателей формировались под влиянием иной социальной действительности и в настоящее время требуют пересмотра и переосмысления.

Убеждение, что лекция является основной частью вузовского образования и основная задача лекционного курса - формирование у учащихся системы знаний, приходит в противоречие с приоритетной целью образования - воспитанием в процессе обучения активной личности, способной творчески строить и корректи-

ровать свою учебно-познавательную и научноисследовательскую деятельность 10.

Уверенность, что преподаватели несут и передают свои знания студентам, является самообольщением. Знания есть продукт работы человеческого сознания и имеют сугубо индивидуальный характер. Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Поскольку в настоящее время в центр всей образовательной системы ставится личность студента, то все обучение должно базироваться на самостоятельной исследовательской работе обучаемых.

При такой постановке проблемы преподаватель математики должен коренным образом изменить характер, содержание и направленность своей деятельности в учебном процессе. Так как знания могут быть получены студентом только в процессе самостоятельной познавательной деятельности, то цели преподавателя в процессе учебных занятий изменяются с информационных на организационные. Преподаватель выступает в роли организатора и руководителя работы студентов. Он создает условия для реализации успешной познавательной и научно-исследовательской деятельности студентов, стимулирует их деятельность, корректирует и оказывает помощь, оценивает результаты. Другими словами, преподаватель в учебном процессе выполняет управленческие функции, а не выступает как источник информации и не передает свои знания студентам 11.

Лекционные занятия по математике в экономическом вузе приобретают новый статус в учебном процессе и являются помощью студентам в их самостоятельной деятельности. В процессе лекционных занятий преподаватель инструктирует студентов, показывает образцы деятельности, раскрывает аксиоматическую базу учебной дисциплины, после изучения темы проводит систематизацию и обобщение изученного материала.

Очень важно, чтобы каждый преподаватель-математик находился в творческом поиске наиболее оптимальных путей, способствующих личностному развитию студентов. Так, например, итоговая научная работа по мате-

матике для студентов-экономистов, имеющих повышенный уровень подготовки по дисциплинам математического цикла, может стать альтернативой курсового экзамена. При этом тематика работ обязательно должна быть согласована с ведущими преподавателями экономических кафедр. Студент с помощью преподавателя должен получить убедительное подтверждение значения научной работы по математике для его личностного роста, обретения профессиональных качеств экономиста и для повышения его статуса.

Известно, что при реализации междисциплинарных связей общепризнанными дидактическими преимуществами являются взаимное использование информации, исключение дублирования, формирование единой системы взглядов на материальную картину мира. Наиболее яркой, на наш взгляд, формой проведения лекции, демонстрирующей междисциплинарные связи, может служить интегрированная лекция, которую читают два преподавателя - преподаватель математики и экономики. Такая лекция предполагает написание согласованного сценария, основными элементами которого являются фиксация проблематики высказывания, режиссура (понимается как совокупность педагогических ситуаций и ролей преподавателей). Последний элемент - прогноз того, что может сказать аудитория. Ее проведение базируется на основе двух подходов: чтение лекции на «контрасте» (на различных точках зрения) или на взаимодополнении.

Совместная работа преподавателей математики и специальных предметов вызовет повышенный интерес у студентов и окажется весьма плодотворной: курс математики обогатится конкретными прикладными задачами, требующими математического решения. Это поможет развить у студентов гибкое интегрированное мышление и даст им практические навыки по использованию методов математики в экономических дисциплинах.

Исследовательская подготовка студен-тов-экономистов на протяжении всего периода обучения математике позволит не только более глубоко изучить предметную область, но и привить устойчивый интерес к самообразованию, сформировать навыки и умения исследовательской работы, необходимые буду-

щему профессионалу в своей области, и выработать творческий подход к профессиональной деятельности.

Таким образом, можно сказать, что профессионально-педагогическая культура - это мера и способ творческой самореализации личности преподавателя в разнообразных видах педагогической деятельности и общении, направленных на освоение, передачу и создание педагогических ценностей и технологий.

Высокий уровень психолого-педагогической подготовки, умение грамотно и ответственно решать педагогические задачи должны стать отличительной чертой каждого преподавателя вуза.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Жураковский В., Приходько В., Федоров И. Вузовский преподаватель сегодня и завтра (Педагогический и квалификационный аспекты) // Высшее образование в России. 2000. №2 3. С. 3-12.

2 Гайдамакина И.В. О роли педагогической культуры преподавателя в учебном процессе // Социально-экономическая значимость инновационных технологий для цели повышения качества образования: Сб. тр. междунар. науч.-практ. конф. (9 дек. 2005 г.). Орел: СГА, 2005. С. 74-76.

3 Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям / Под общ. ред. С.Я. Батышева. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1999.

4 Гайдамакина И.В. О роли педагогической культуры преподавателя в учебном процессе.

5 Бондаревская Е.В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность // Педагогика. 1999. №> 3. С. 37-43.

6 Там же.

7 Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям.

8 Гайдамакина И.В. О роли педагогической культуры преподавателя в учебном процессе.

9 Нырков А. Научно-исследовательская деятельность // Высшее образование в России. 2005. № 1. С. 85-88.

10 Гайдамакина И.В. Управленческие функции преподавателя в организации самостоятельной познавательной деятельности студентов // Организация и методическое обеспечение самостоятельной работы студентов в условиях ее значительного увеличения: Сб. тр. междунар. науч.-практ. конф. (29-30 марта 2005 г). Орел: ОрелГАУ 2005. С. 124-127.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.