УДК 623.4.015.4
РОЛЬ И МЕСТО ОРУЖИЯ НЕЛЕТАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ В СОВРЕМЕННЫХ КОНФЛИКТАХ
Д.П. Левин, В.В. Селиванов
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, Россия e-mail: dlevine@yandex.ru
Приведены основные области применения оружия нелетального действия, показаны его характерные признаки и особенности. Рассмотрены типовые сценарии применения оружия нелетального действия для полицейских и военных операций, а также для операций по противодействию терроризму. Выделены общие для операций различного типа ключевые характеристики, определяющие необходимость использования оружия нелетального действия. Приведены сравнительные данные о применении различных типов оружия в России и за рубежом.
Ключевые слова: оружие нелетального действия, сценарий применения, современный конфликт, антитеррористическая операция, полицейская операция.
THE ROLE AND PLACE OF NON-LETHAL WEAPONS IN MODERN CONFLICTS
D.P. Levin, V.V. Selivanov
Bauman Moscow State Technical University, Moscow, Russia e-mail: dlevine@yandex.ru
The main fields of application of non-lethal weapons (NLW) are given; the NLW main characteristics and features are shown. Typical NLW application scenarios for using NLW in the police and military operations as well as in counter-terrorism operations are considered. Key characteristics common for different-type operations, which determine the need for NLW application, are marked out. Comparative data on the use of different types of NLW in Russia and abroad are presented.
Keywords: non-lethal weapons, application scenario, modern conflict, counter-terrorism operation, police operation.
История развития нелетальных технологий в России насчитывает порядка двадцати пяти лет. Первые образцы простейших полицейских средств нелетального воздействия — резиновые дубинки — появились только в начале девяностых годов, поскольку в СССР подобные средства считались негуманными. После первых опытов использования за дубинками закрепилось народное название "демократизаторы". Несмотря на то, что история оружия нелетального действия (ОНД) в России значительно короче, нежели в США и Европе, сегодня перечень такого оружия в МВД РФ весьма широк и разнообразен. Номенклатура специальных средств фактически аналогична зарубежным, однако имеет характерные отличия как в технических аспектах конструкций и действия устройств, так и в методике их оперативного применения и юридических аспектах. Разработчики вооружений для армии также уделяют ОНД весьма серьезное внимание. Ограничение побочного ущерба во всем спектре угроз и кризисных ситуаций, включая
и полномасштабные войны, является весьма важным фактором для преодоления последствий и восстановления порядка в пострадавших регионах. Кроме того, увеличение "асимметричности" угроз и разнообразия кризисных ситуаций требует придания вооруженным силам, специальным силовым подразделениям и силам по поддержанию внутреннего правопорядка способности селективно реагировать на такие угрозы, осуществлять быстрые и эффективные меры по контролю за поведением населения или враждебных террористических группировок, предотвращению эскалации потенциально взрывных ситуаций. Как полагают сегодня эксперты силовых ведомств многих стран, принятие на вооружение систем ОНД позволит более эффективно выполнять перечисленные выше задачи и значительно снизить потери в живой силе и ущерб, наносимый гражданскому населению и окружающей среде [1].
Чтобы понять место ОНД в структуре систем конфликтных ситуаций различного типа и задач, решаемых посредством ОНД, необходимо выделить и охарактеризовать основные области применения ОНД. В настоящее время можно выделить четыре основных области: самооборона гражданских лиц; простые полицейские операции; специальные операции, среди которых наиболее характерными для современной ситуации в мире являются антитеррористические; военные операции в рамках конфликта низкой интенсивности. Покажем, что перечисленные области применения силовых методов решения конфликтных ситуаций при всех своих особенностях имеют некоторые схожие характеристики, являющиеся предпосылкой для применения ОНД.
1. Оружие самообороны гражданских лиц. Простейшие технические средства самообороны, такие как газовый баллончик, электро-шокер или пневматическое оружие, по определению являются ОНД. Такие средства предназначены для использования против живой силы (нападающего) на короткой дистанции.
Данная область применения значительно отличается от остальных перечисленных, хотя аналогичные по принципу действия изделия нашли свое применение и в арсенале полиции, где исполняют роль средств самообороны сотрудников правоохранительных органов. Однако средства, предназначенные для гражданского применения, оказывают меньшее воздействие, что делает их применение более безопасным для объекта воздействия. Такой подход является естественным. При возникновении опасности для жизни и здоровья объекта воздействия вследствие применения ОНД сотрудник полиции сможет оказать соответствующую медицинскую помощь, в то время как гражданское
лицо, защищавшееся от нападения, не сможет (да и скорее всего не захочет) этого сделать, что при определенных условиях может перевести его из разряда жертвы в разряд правонарушителя.
2. Простые полицейские операции. В операциях, проводимых силами по поддержанию правопорядка, особенно важны правовая легитимность применения силы и обеспечение обратимости ее воздействия на живую силу (критерием безопасности считается возможность повторного воздействия на ту же цель с крайне незначительной вероятностью нанесения серьезного постоянного ущерба здоровью). В критических ситуациях, например при массовых беспорядках, специальные средства используются с целью предотвратить эскалацию конфликта.
Непосредственный интерес в плане регламентирования применения специальных средств представляет Глава 5 Федерального закона РФ от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ "О полиции": "Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия".
Список определенных в законе специальных средств выглядит следующим образом: специальные палки, специальные газовые средства, средства ограничения подвижности, специальные окрашивающие средства, электрошоковые устройства, светошоковые устройства, служебные собаки, световые и звуковые специальные средства, средства принудительной остановки транспорта, средства сковывания движения биологических объектов (сети), водометы, бронемашины, средства защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп правонарушителей, средства разрушения преград.
Кроме того, в законе приводится перечень конкретных типовых сценариев применения специальных средств и регламентируются виды специальных средств, использование которых возможно в рамках конкретного сценария (табл. 1). Кроме описанных в табл. 1 сценариев, специальные средства могут применяться во всех случаях, когда законом разрешено применение огнестрельного оружия.
3. Специальные операции. К ним относятся антитеррористические операции (в том числе освобождение заложников), миротворческие операции, крупномасштабные операции по борьбе с организованной преступностью, пиратством.
С приходом третьего тысячелетия, несмотря на уменьшение опасности мировой войны, в мире по-прежнему сохраняется обстановка напряженности и продолжающихся региональных и внутренних конфликтов, которые стали основной проблемой мирового сообщества. Расширяется спектр угроз, связанных с терроризмом (внутренним и международным) и организованной преступностью, вследствие масштабного, зачастую конфликтного, изменения форм собственности,
Таблица 1
Применение ОНД в различных сценариях полицейских операций
№ 1
Сценарии применения специальных средств
Применяемые специальные средства
Отражение нападения на гражданина или сотрудника полиции
Специальные палки, специальные газовые средства, электрошоковые устройства, светошоковые средства, сети
Пресечение преступления или административного правонарушения
Пресечение оказываемого сотруднику полиции сопротивления
Специальные палки, специальные газовые средства, электрошоковые устройства, светошоковые средства, сети, средства ограничения подвижности.
Задержание лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться
Задержание лица, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно может оказать вооруженное сопротивление
Специальные палки, специальные газовые средства, электрошоковые устройства, светошоковые средства, световые и звуковые специальные средства, сети, средства разрушения преград
Ограничение свободы граждан на месте их задержания, конвоирования и охраны лиц, задержанных, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста и заключенных под стражу, когда есть основания полагать, что они могут совершить побег, оказать сопротивление сотруднику полиции, причинить вред окружающим или себе
Средства ограничения подвижности
Освобождение насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков
Специальные палки, специальные газовые средства, электрошоковые устройства, светошоковые средства, световые и звуковые специальные средства, водометы, средства разрушения преград
Пресечение массовых беспорядков и групповых действий, нарушающих работу транспорта, средств связи и организаций
Невыполнение лицом, управляющим транспортным средством, требования сотрудника полиции об остановке
Средства принудительной остановки транспорта
10
Выявление лиц, совершающих или совершивших преступления или административные правонарушения
Специальные окрашивающие средства
Защита охраняемых объектов, блокирование движения групп правонарушителей
Специальные окрашивающие средства, средства принудительной остановки транспорта, средства защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп правонарушителей (спирали)
4
5
6
7
8
9
обострения борьбы за власть на основе групповых и этнонациональ-ных интересов. Основной причиной появления международного терроризма как проблемы, представляющей угрозу не только национальной безопасности многих стран, но и угрозу региональной и глобальной безопасности, является экстремизм. Его питательная среда — доведенные до крайности различия во взглядах и оценках тех или иных аспектов жизнедеятельности, основными из которых являются политические, социальные, национальные и конфессиональные. В экстремальной форме различия во взглядах на происходящие события могут объединять людей разных национальностей вне зависимости от их государственной принадлежности. Нарастает активность неправительственных религиозно-политических организаций. При этом формы их действий чрезвычайно разнообразны — от массовых народных демонстраций до террористических акций и вооруженных выступлений.
Сегодня в мире насчитывается 160 зон этнополитической напряженности, 80 из них присущи все атрибуты неурегулированных конфликтов. Только в последнем десятилетии произошло более 100 войн, в которых участвовало более 90 государств. Вооруженные конфликты и акты международного терроризма могут приобретать огромный пространственный размах с вовлечением широкого круга гражданских лиц и отсутствием выраженных линий боевого противостояния и единого центра политического и военного управления. Оценивая характер вооруженной борьбы, следует отметить, что террористы действуют, как правило, небольшими мобильными группами или в одиночку. Однако, как показали события в Чечне, Косово, Македонии, Афганистане, Ираке, Испании, на Филиппинах, в Индонезии, Колумбии и в ряде других стран, террористы могут действовать в составе и более крупных формирований и обладать практически всеми видами вооружения и военной техники, особенно ее мобильными составляющими. К особенностям тактики действий террористических групп следует отнести их высокую мобильность, что исключает наличие линии фронта, а также их укомплектованность таким составом людей и оружия, который обеспечивает одновременное использование всего арсенала стрелкового вооружения для достижения высокой плотности огня и скоротечности огневого воздействия на противника. Обращают на себя внимание высокая профессиональная подготовка к ведению боевых действий при любом соотношении техники и личного состава противника, а также высокий моральный дух, основанный прежде всего на конфессиональной базе. Нельзя не отметить использование террористами мирного населения в качестве живого щита, что во многом затрудняет действия военных и специальных формирований. В последнее время лидерами террористических формирований стали
широко использоваться средства массовой информации (в том числе Интернет) для дезинформации мировой общественности об истинных целях экстремистов, о реальных потерях среди мирного населения и противостоящих им сил.
Одним из важных элементов национального могущества любой высокоразвитой в военно-техническом отношении страны является использование военной силы для предотвращения и ликвидации кризисных ситуаций и военных конфликтов. При этом обычно используется либо угроза применения силы — наращивание своего потенциала путем переброски боевых сил и средств в зону кризиса, либо ее непосредственное применение, сопровождающееся жертвами и разрушениями. Однако, как это показывает мировой опыт, оба варианта могут приводить к неадекватному реагированию на складывающуюся в зоне кризиса обстановку. Особенно большие проблемы с применением военной силы возникают при проведении антитеррористических и миротворческих операций. Это связано с тем, что боевые действия против террористических формирований приходится вести, как правило, на территориях, где велика плотность гражданского населения. А поскольку современные средства вооруженной борьбы создавались для ведения крупномасштабных боевых действий и имеют колоссальную разрушительную силу, то их использование всегда опасно с точки зрения нанесения непоправимого ущерба не только инфраструктуре среды обитания людей, но главное — опасно большими потерями среди мирного населения. Кроме того, при наличии в районах боевых действий экологически опасных объектов всегда существует угроза их повреждения и инициирования техногенной катастрофы не только в этих районах, но и в окружающих регионах. Подобные обстоятельства требуют разработки и применения принципиально иных видов вооружения, исключающих многие негативные последствия, которые имеют место при применении традиционных видов оружия. Наиболее вероятно, что сегодня таким средством воздействия на живую силу и военную технику может стать ОНД. Наличие таких средств дает возможность вооруженным силам и силам специального назначения добиваться своих целей в тех случаях, когда использование обычного оружия неприемлемо по политическим и этическим соображениям.
Оперативная и тактическая целесообразность применения специальных средств при проведении той или иной силовой операции определяется уровнем риска нанесения необратимого ущерба людям и (или) окружающей среде. Рутинные полицейские операции — задержание преступника, установление контроля над толпой и другие — требуют максимального снижения риска необратимых последствий
для здоровья людей за счет выбора максимально безопасных уровней воздействия, поскольку противодействующей стороной являются гражданские лица и один из основных рисков — эскалация конфликта за счет нанесения неоправданных повреждений. Специальные антитеррористические операции характеризуются высокими рисками. Использование в решении подобных оперативно-тактических задач ОНД с минимальными уровнями воздействия может привести к трагическим последствиям.
В состав группировки сил и средств противодействия терроризму могут включаться подразделения Федеральной службы безопасности, Вооруженных сил РФ, МВД, МЧС, и других подразделений федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами безопасности, обороны, внутренних дел, юстиции, гражданской обороны, защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. При этом для терминологической ясности следует объяснить, что в соответствии с Российским законодательством полицейские операции по освобождению заложников чаще всего проходят с участием специальных групп Федеральной службы безопасности. Поэтому эти полицейские операции базируются на оперативных и тактических принципах антитеррористических операций. Это значит, что в этом аспекте проблемы использования ОНД в силовых операциях термины "полицейская" и "антитеррористическая" законодательно уравнены.
Необходимость использования ОНД в антитеррористических операциях определена законодательно Федеральным законом "О противодействии терроризму" от 6 марта 2006 года. Понятие антитеррористической операции в законе определено следующим образом:
Антитеррористическая операция — комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта.
Одним из основных принципов противодействия терроризму в законе определен принцип "минимизации и/или ликвидации последствий проявлений терроризма" в сочетании с "соразмерностью мер противодействия терроризму степени террористической опасности". Именно этот подход открыл перспективы для разработки и использования ОНД в антитеррористических операциях на территории Российской Федерации. Минимизация ущерба в данном случае обеспечивается не только техническими принципами работы устройств, но и комплексом мер, в том числе своевременным оказанием медицинской помощи.
Основное назначение ОНД в специальных операциях:
— нейтрализация массовых беспорядков путем рассеивания и/или блокирования толпы; создание прохода в толпе; разделение толпы на отдельные группы; спасение отдельных граждан/групп граждан;
— нейтрализация отдельных участников противостояния, обеспечение их захвата и ареста; выделение отдельных личностей из толпы; маркировка отдельных/групповых целей в толпе;
— предотвращение несанкционированного доступа к различным объектам (человеку, объектам на суше/воде/в воздухе);
— освобождение зданий и территории от противника и мирного населения;
— защита отдельных/групповых целей (живой силы);
— вывод из строя отдельных/групповых целей; вывод из строя наземной техники; вывод из строя сооружений; защита зданий и оборудования; вывод из строя ВВТ; вывод из строя систем связи.
В Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации от 5 октября 2009 года определена необходимость заблаговременной оценки последствий проведения антитеррористических операций в виде создания системы прогнозирования возможных последствий террористических актов и осуществляемых спецподразделениями мероприятий по противодействию терроризму. Основной целью применения этой прогностической системы является минимизация человеческих жертв. Основные математические выкладки этой системы базируются на фундаментальных законах теории боевых систем.
Так, количественная оценка эффективности управления силовой операцией (7) с использованием ОНД (как боевой системы) представляет собой сложную математическую задачу. Но эту задачу можно решить за счет сопряжения между собой поражающей эффективности ОНД (в) и прогнозируемого травматического следствия использования данного ОНД (а). При этом величина а проявится в виде абсолютного числа физических лиц (п), попавших под воздействие ОНД, с вероятностным распределением обратимости последствий для их жизни и здоровья [2].
Рассмотрим Р(х100 %) — вероятность выполнения силовой операции с использованием ОНД.
Величина Р зависит от чрезвычайно большого числа разнообразных и противоречивых факторов. Тем не менее, для прогностического расчета можно утверждать, что в наибольшей степени величина Р зависит от общего оперативного и тактического превосходства полицейских сил (£) над группой лиц, совершающей целенаправленные агрессивные действия в отношении других лиц. В этом случае, с определенными допущениями для прогностических расчетов можно
использовать следующую экспоненциальную зависимость величины Р от значения Б:
Р = 1 - е-(Кх3).
Для определения эмпирического коэффициента К в формуле можно воспользоваться эмпирическим опытом использования ОНД, а также обобщенными результатами экспериментального моделирования повреждающего действия ОНД.
Общее превосходство Б допустимо рассматривать в виде двух основных событий:
— создания оперативного и тактического превосходства в силах и средствах именно за счет использования ОНД (расчет реализуется через в);
— полной реализации созданного оперативного и тактического превосходства в силах и средствах путем повышения общего уровня управления в виде эффективно работающей системы минимизации последствий проведенной силовой операции с использованием ОНД (реализуется через а).
(К х Б) = (1/7), Р = 1 - е(-1/7); е-(Кхя) = в х а, Р =1 - (в х а).
Таким образом, некоторые избыточные эффекты ОНД в определенной степени можно компенсировать превосходством в уровне управления имеющимися силами и средствами, привлеченными к силовой операции, в частности за счет эффективно работающего медицинского обеспечения.
4. Военные операции. Здесь ОНД является дополнением к традиционному оружию и средствам поражения (боеприпасам основного назначения), обеспечивающим возможность более гибкого ответа на действия противника, в том числе если сопротивление оказывается гражданским населением.
Современный конфликт имеет свои характерные отличительные особенности. Критически возрастает численность населения, а также число и населенность городов, что говорит о высокой вероятности проведения силовых операций различного типа в специфических городских условиях. Граница между операциями по правопринуждению и военными операциями размывается, поскольку ресурсы террористических и организованных преступных групп схожи с ресурсами специальных силовых и армейских формирований. Растет влияние независимых средств массовой информации на общественную реакцию, которая становится все более жесткой по отношению к действиям силовых структур и возникновению жертв, особенно среди гражданского населения. Этнические, политические и религиозные сообщества,
стремящиеся к самостоятельности, провоцируют деятельность террористических и преступных организаций. Таким образом, использование традиционных военных силовых методов зачастую неприемлемо, поскольку сопровождается большими человеческими жертвами, в том числе и среди людей, не участвующих в конфликте, и разрушениями инфраструктуры. В своей основе нормы международного гуманитарного права призваны обеспечить равновесие между военной необходимостью и гуманностью. Исходя из этого, международное гуманитарное право налагает запрет на некоторые действия, например на бесполезные в военном отношении действия, совершаемые с особой жестокостью. Некоторые нормы этого права представляют собой компромисс между военной необходимостью и требованиями гуманности. Так, принцип пропорциональности допускает случайные потери жизни среди гражданского населения в случае нападения, однако нападение не допускается, если существует опасность того, что случайные потери среди гражданского населения будут чрезмерными по отношению к военному преимуществу, которое предполагается получить.
Итак, ОНД предназначено для заполнения промежутка в иерархии решений между несиловыми мерами воздействия (политическими, информационными и экономическими) и применением обычных видов вооружений, предоставляя более широкий спектр действий и повышая гибкость и селективность применения оружия. Оно не рассматривается как замена обычного вооружения (непреднамеренные потери неизбежны при любых военных операциях), однако может дополнить его и обеспечить гибкость применения силы, особенно при возможности варьирования эффекта воздействия (рисунок).
Оружие нелетального действия должно повысить возможности выполнения поставленных задач. Не исключается возможность применения ОНД для решения оперативных и стратегических задач, но основное внимание сосредоточивается на тактическом применении, поскольку именно там чаще всего встречаются ситуации, когда невозможно разделить противника и сторонних участников.
В военных операциях, чтобы определить принадлежность того или иного образца оружия к ОНД, можно пользоваться следующим выражением:
5онд
"=ют ■
где $овд — площадь нелетального воздействия, — общая площадь поражения (площадь, на которой с заданной вероятностью Р выводится из строя живая сила на время не менее заданного т > т*). Причем при 0,9 < п < 1,0 оружие будет относиться к ОНД, при 0,7 < п < 0,9 оружие является оружием пониженной летальности (оружие с низким
Вероятность летального
исхода, % Раздражение
Слабое фугасное Сильное фугасное
А Оповещение Временное оглушение Баротравма действие действие
80 дБ 120 дБ (20 Па) 140 дБ 135 дБ (35 кПа) 200ДБ (250 кПй) 500 кПа
Качественная зависимость вероятности летального поражения от типа используемого вооружения на примере акустических спецсредств:
1 — федства оповещения и предупреждения; 2 — ОНД; 3 — оружие с варьируемым эффектом; 4 — обычные виды вооружений
уровнем непреднамеренных потерь), а при п < 0,7 — оружие летального действия. При этом для определения $ОНд требуется проведение соответствующих медико-биологических исследований в целях набора достоверных статистических данных о воздействии на живую силу различных типов ОНД.
Рассмотрим некоторые сценарии с участием войсковых подразделений, в которых ОНД может быть эффективно использовано, изложенные в Объединенной концепции по ОНД США от 11.07.99 (Приложение А. Сценарии применения).
Сценарий 1. Спасательная операция в критической ситуации в городской местности.
Сценарии 2. Угроза использования оружия массового поражения (ОМП) в городской местности.
Сценарии 3. Защита закрытых объектов.
Сценария 4. Установление контроля над массовым скоплением гражданского населения в пункте распространения питания/медикаментов (в рамках миротворческой операции или операции восстановления инфраструктуры после ведения боевых действий) и на контрольно-пропускных пунктах (КПП).
Сценарий 5. Сценарий защиты и эвакуации населения (национального, этнического или религиозного меньшинства).
Сценарий 6. Асимметричные операции (табл. 2). Крупные военно-промышленные державы обладают военными средствами, которые делают трудным или невозможным для противника достижение его задач
Асимметрия военной операции
Таблица 2
Составляющие военной операции. Потенциальные источники асимметрии
Вооруженные силы государства Противник
Задачи Восстановление/поддержание стабильности Установление/пособничество возникновению нестабильности
Силы Профессиональные Нерегулярные
Оружие Разрешенные виды вооружения (все вооружение — традиционное и ОНД — будет подчиняться международным договорам, резолюциям и национальным законам) Нестандартные виды вооружения (могут использоваться запрещенные виды вооружений, гражданское оборудование и снаряжение в качестве оружия или разрешенные виды вооружений в неустановленном порядке)
Цели Правомерные (все цели будут подчиняться принципам законов вооруженного конфликта: военная потребность, рациональный подход, пропорциональность и минимизация вынужденного ущерба) Правомерные и неправомерные (гражданские и военные цели как внутри области конфликта, так и вне его, могут быть атакованы, в том случае если такие действия послужат достижению цели)
Тактика Из расчета возможностей. Использование численного превосходства, мобильности, воздействия оружия/систем и т.п., чтобы получить возможность достичь желаемых результатов Из расчета на терпение. Использование способности выбирать время, место и цели (и готовность использования нерегулярных сил и нестандартных видов вооружения) в качестве преимущества
через симметричное противоборство (т.е. используя обусловленные средства в прямых столкновениях, подчиняясь законам вооруженного конфликта).
Основные задачи, делающие необходимым использование ОНД:
1) контроль/направление толпы;
2) отделение групп индивидуумов;
3) спасение индивидуумов/групп;
4) удаление индивидуумов из толпы;
5) пометка индивидуумов и групп в толпе;
6) рассеяние толпы;
7) запрет доступа в область для определенных лиц;
8) отказ наземным, воздушным и морским транспортным средствам в доступе к области;
9) защита индивидуумов/групп;
10) нейтрализация индивидуумов и групп;
11) нейтрализация наземных, воздушных, морских, подводных транспортных средств;
12) нейтрализация инфраструктуры и средств;
13) защита средств и оборудования;
14) нейтрализация оружия и военного оборудования;
16) нейтрализация коммуникаций.
Рассмотрим конкретные варианты сценариев, содержащих перечисленные задачи.
Сценарий 1. Операции по спасению в критических условиях в городской местности.
Группа террористов взяла заложников, чтобы принудить правительство выпустить лидера мятежников, заключенного в тюрьму. Террористы убедились, что есть обширный медиа-охват события. Однако есть достоверные сведения, что террористы намереваются захватить химический завод и, в конечном счете, могут совершить крупномасштабную химическую атаку, если их условия не будут удовлетворены. Химический завод размещен на берегу реки, в непосредственной близости города. Террористы двигаются по направлению к заводу в моторной лодке с заложниками на борту. Задачи - воспрепятствовать мятежникам достичь химического завода, а также спасти заложников. В соответствие с первой задачей осуществляется запрет на допуск к области персоналу, судам и нейтрализация преступников. В соответствии со второй задачей необходимо провести нейтрализацию индивидуумов или групп и спасение индивидуумов или групп. Ключевые ограничения включают недопущение катастрофы, последующей за применением террористами химического оружия; минимизацию ущерба инфраструктуре и вреда заложникам; а также желательно не уничтожение, а пленение террористов, что позволит правительству привлечь их к уголовной ответственности.
Сценарий 2. Угроза применения ОМП в городской местности.
Войска вовлекаются в освобождение страны, управляемой диктатором. Войска приближаются к столице государства, в пределах которой сосредоточено большое число гражданских лиц, в том числе в непосредственной близости к месту производству ОМП и местам его хранения. Диктатор угрожает применением ОМП (химические и/или биологические материалы). Кроме того, есть террористические ячейки, действующие в столице, и они, возможно, предоставят диктатору некоторые другие причины для применения ОМП. В добавление к главным силам, приближающимся к столице, союзники имеют специальные силы, уже действующие в столице. В этом сценарии ключевые задачи — обеспечение охраны материалов ОМП, защита гражданских лиц от угроз со стороны диктатора и его режима. Для решения первой задачи необходимо ограничить доступ к объекту по земле, морю и воздуху. Вторая задача — освобождение людей, служащих живым щитом
для террористов; захват или нейтрализация охраны этих людей — обездвиживание или нарушение возможностей передвижения, дезориентация (нарушение способности восприятия или способности передачи информации). Заключительные меры будет включать: идентификацию, пометку, отслеживание и захват/нейтрализацию террористов.
Сценарий 3. Защита ключевых объектов.
Большие городские массивы содержат очень много военных и правительственных объектов, в том числе наземных, морских и воздушных. Правительству сообщают об угрозе нападения на определенные объекты. Природа потенциального нападения неизвестна. Доступная сенсорная сеть контролирует окружение и обнаруживает передвигающуюся враждебную группу. Намерение группы не ясно. Ключевые задачи — установление контроля над группой и защита средств, оборудования и индивидуумов, при этом вред гражданскому населению и инфраструктуре должен быть минимизирован.
Сценарий 4. Контроль массового скопления гражданского населения на КПП.
После окончания конфликта в городских условиях, основная задача — обеспечить безопасность области, в которой будет проходить выдача провианта/воды и располагаются силы союзников. Толпа собралась для получения еды, но ведет себя враждебно. Разведка сообщает: ожидается враждебное действие со стороны преступников в толпе. Задача — обеспечить все необходимые меры, чтобы гарантировать, что продовольствие и вода могут распространяться в пределах безопасного участка. Задачи поддержки, подразумевают защиту склада, защиту конвоев снабжения, учреждение контрольно-пропускного пункта, контроль/направление толпы и предотвращение враждебных актов.
Сценарий 5. Защита и эвакуация гражданского населения.
Часть гражданского населения (национальное, этническое или религиозное меньшинство) в населенном пункте просит защиты от сил союзников. Были проведены превентивные меры в целях защиты меньшинства, однако они были недостаточно эффективны. Группа меньшинств требует эвакуации из населенного пункта. В течение эвакуации враждебная толпа пытается предотвратить эвакуацию. Ключевая задача состоит в контроле движения толпы. Задачи поддержки включают в себя охрану области эвакуации, обеспечения безопасности линий коммуникаций, контроль за поведением толпы и нейтрализацию индивидуумов и групп, демонстрирующих враждебное намерение.
Таблица 3
Сравнительная таблица использования нелетальных спецсредств в РФ, США и странах Европы
Спецсредства Австрия Чехия Франция Германия Италия Нидерланды Россия Швеция Швейцария Великобритания США
Гражданская самооборона Электрические устройства Да Нет Да Да Нет Нет Да Оценка Нет Нет Да
Полиция Электрические устройства Да Да Да Да Нет Да (с 2009) Да Нет Нет Да Да
Армия Электрические устройства Нет Нет Нет Нет Нет Нет Нет Нет Нет Да* Да*
Гражданская самооборона Ирритант ОС Да Да Да Да Да Нет Да Нет Да Нет Да
Полиция Ирританты СБ-ОС-РАУА Да Да Да Да Да*** Да Да (кроме PAVA) Да Да Да Да
Армия Ирританты СБ-ОС-РАУА Да Нет Нет Нет Да*** Да* Нет Да Да Нет Да
Окончание табл. 3
Сравнительная таблица использования нелетальных спецсредств в РФ, США и странах Европы
Австрия Чехия Франция Германия Италия Нидерланды Россия Швеция Швейцария Великобритания США
Армия Ирританты СБ-ОС-РАУА Да Нет Нет Нет Да*" Да* Нет Да Да Нет Да
Полиция Слезоточивый газ Да Да Да Да Да Да Да Да Да Нет Да
Армия Слезоточивый газ Да Да" Да Нет Да Да Нет Да Да Нет Да
Полиция Кинетическое (травматическое) оружие Да Да Да Нет Нет Оценка Да Нет Да Да*** Да
Армия Кинетическое (травматическое) оружие Да Да" Да (с 2009) Да Да*** Да Нет Да Да*** Да*** Да
* — Только военная полиция. ** — Только специальные подразделения. *** — Ограниченно.
Сценарий 6. Асимметричная угроза.
Правительство сталкивается с угрозами террористических атак или атак организованных преступных групп. Проводится крупномасштабная операция с целью стабилизировать ситуацию, предотвратить распространение случаев нарушения безопасности и дестабилизации обстановки через границу в другие страны и области, и предотвратить нападения террористов в этом районе. Задачи — выделить, пометить, отследить и нейтрализовать террористов и предотвратить или уменьшить опасность использования гражданских средств и оборудования. Цели — уменьшение гражданских потерь при сохранении главных средств и оборудования для будущего использования.
В табл. 3 приведена сравнительная информация об использовании различных видов ОНД полицейскими и военными силами в РФ, США и некоторых странах Европы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Клочихин В.Л., Пирумов В.С., Селиванов В.В. Современный взгляд на развитие и применение ОНСД в антитеррористических и миротворческих операциях // Вооружение. Политика. Конверсия, № 5 (41), 2001. С. 41-43.
2. Selivanov V.V., Levin D.P., Savostyanov V.V Evaluation of management performance efficiency in pólice Operations with use of less-lethal weapons // Proc. of 6th European Symposium on Non-Lethal Weapons. Ettlingen (Germany). 2011.
Статья поступила в редакцию 27.11.2012