Научная статья на тему 'Роль и место образовательного страхования в формировании рабочей силы'

Роль и место образовательного страхования в формировании рабочей силы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
149
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Baikal Research Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / СТРАХОВАНИЕ / РАБОЧАЯ СИЛА / EDUCATION / INSURANCE / LABOR FORCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Затепякин Олег Аркадьевич

Посвящена образовательному страхованию населения, выступающему в качестве экономического метода воспроизводства рабочей силы в современных социально-экономических условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF EDUCATIONAL INSURANCE IN FORMING LABOR FORCE

The article deals with educational insurance of population as an economic technique of labor force renewal in the contemporary socioeconomic conditions.

Текст научной работы на тему «Роль и место образовательного страхования в формировании рабочей силы»

Ю УДК 369.361.3+37.03 О.А. Затепякин

ББК 74.584+65.272

РОЛЬ И МЕСТО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ РАБОЧЕЙ СИЛЫ

%

О

СЧ Посвящена образовательному страхованию населения, выступаю-

щему в качестве экономического метода воспроизводства рабочей силы в современных социально-экономических условиях.

Ключевые слова: образование, страхование, рабочая сила.

PQ

со

O.A. Zatepyakin

ROLE OF EDUCATIONAL INSURANCE IN FORMING LABOR FORCE

The article deals with educational insurance of population as an economic technique of labor force renewal in the contemporary socioeconomic conditions.

Keywords: education, insurance, labor force.

Формирование рабочей силы, т.е. постоянной способности к труду, — это подготовка индивида к труду, которая начинается в дошкольных учреждениях и общеобразовательной школе, где начинается процесс формирования личностных характеристик человека-труда, его индивидуального осознания себя как будущего субъекта социально-трудовых отношений, и продолжается в системе профессионального образования, на рабочем месте, в институтах повышения квалификации, на стажировках и в других образовательных формациях, где постоянно заклады-«к? ваются необходимые профессиональные знания и навыки на протяже-

5 нии всей жизни человека [2].

' Как видно из сказанного, устойчивость процесса формирования ра-

®н §

бочей силы в большей степени зависит от устойчивого состояния сферы ^ | образования и возможности индивида включаться в образовательную

! деятельность практически на протяжении всей своей жизни, тем са-

мым воспроизводить свою рабочую силу. Это объяснить мы можем тем, и н 1 что если раньше ведущим компонентом работника являлись навыки и

ояЦ умения, зависящие от его опыта работы, то теперь основное значение

о| | приобретают знания, которые, как правило, концентрируются в сфере

образования.

МО 5

лм| В современных условиях, когда общественное производство стано-

.7 вится более динамичным, постоянно меняются задачи производствен-

ЦЦ ных единиц и методы их реализации, в деятельности работников все

большее значение приобретают знание современных методов решения возникающих проблем, владение результатами новейших теоретичес-

|ких исследований и умение реализовать их на практике. В этой связи опыт как компонент рабочей силы может служить причиной существования стереотипов в трудовой деятельности работников, попыток старыми методами решать новые проблемы. Поэтому объективно возрастает потребность в работниках, отличающихся широтой и многообразием знаний, имеющих развитые творческие способности. Можно сказать, что постоянное развитие трудовых ресурсов через сферу образования

© ОА. Затепякин, 2011

Ю

%

«К1

2нё Яч >

МнЗ|

нйе

«31

оК

^ 1

1

^ Л £ ё§!

« ЦТ I

8Н! й§ о

ул* ЕнО а

*МЦ МО I £И4

нее

и

н

н

о

н

м

со

н

является важнейшим условием устойчивого формирования рабочей силы для функционирования любой современной производственной системы.

Образование в процессе жизни, непрерывное образование становится реальностью, т.е. жизнь, работа и образование действительно сливаются в единый процесс. Только люди, которые могут, работая, учиться, обучаясь, работать и при этом еще и полноценно творчески жить, будут в состоянии достичь успеха. Следовательно, непрерывность образования индивида выступает фактором воспроизводства рабочей силы в современных социально-экономических условиях, иначе может возникнуть ситуация, когда индивидуальные образовательные параметры части населения в трудоспособном возрасте будут не соответствовать общественным и производственным нормам и стандартам.

На макроэкономическом уровне устойчивое формирование рабочей силы в системе образования как институт духовного производства и интеллектуального развития личности, развития ее творческого потенциала формирует такую совокупность знаний и навыков членов общества, которая обеспечивает возможность их целесообразной деятельности в системе общественного разделения труда. Устойчивое формирование рабочей силы в таком контексте приведет к постоянному повышению качеств у личности как субъекта социально-трудовых отношений. Можно сказать, что постоянное развитие трудовых ресурсов через сферу образования является важнейшим условием устойчивого формирования рабочей силы для функционирования любой современной производственной системы. Таким образом, устойчивое формирование рабочей силы в современных социально-экономических условиях — это процесс капитализации знаний у субъектов социально-трудовых отношений с помощью системы образования.

Капитализацию знаний у субъектов социально-трудовых отношений возможно обеспечить системой государственного образовательного страхования, что можно объяснить следующим:

- во-первых, благодаря включенности индивидов в систему образования происходит процесс формирования запаса их знаний, умений, навыков и мотиваций, что приобретает форму капитала, который используется для получения доходов индивидом, домохозяйствами, организациями и страной в целом. Капитализация знаний, умений, навыков и мотиваций вызывает имущественный интерес индивидов, связанный с их образованием, т.е. интерес к получению образования как источнику их доходов. Появление имущественного интереса, предметом которого является образованность человека, позволяет нам говорить о возможности возникновения отношений по страхованию доходов индивида, обусловленных его образованностью. Это, в свою очередь, приводит к мысли о необходимости страховой защиты прав и гарантий индивида в области образования;

- во-вторых, на такую необходимость указывают также современные социально-экономические условия. Так, реформы и особенно сопровождающие их кризисы привели к новым явлениям, качественно отличающимся прежде всего резко возросшей неустойчивостью и неопределенностью в образовании, что вызывает серьезную озабоченность у индивида. Постоянная дефицитность бюджета системы образования сказывается здесь самым отрицательным образом и грозит индивиду необеспеченностью его прав и гарантий в области образова-

%

Ю ния. Данную проблему, т.е. обеспечение прав и гарантий индивидов в

области образования, решает государство, используя организационноправовую форму — государственное обеспечение, в основе которой лежит государственно-бюджетная модель финансирования сферы обра-^ зования, сформировавшаяся еще в условиях тоталитарной экономики

5^ СССР. Для ее адаптации к новым рыночным условиям был принят в

1992 г. закон РФ «Об образовании», который предоставил образовательным учреждениям реальную самостоятельность в решении творческих проблем и открыл перспективу развития платного образования. Рыночная практика использования данной организационно-правовой формы обеспечения прав и гарантий индивидов в области образования с имплантированными законодательно коммерческими функциями показала себя недостаточно эффективной. Таким образом, сложившаяся ситуация побудила нас к переосмыслению существующей организационно-правовой формы обеспечения прав и гарантий в области образования. Речь идет о новом понятии социальной защиты прав и гарантий населения в области образования, базирующемся на выдвинутой нами концепции государственного страхования сферы образования в рамках социального страхования. Постоянное страховое финансирование системы образования обществом дает гарантию ее сохранения как для настоящего, так и для будущего поколения, что создает условие устойчивого формирования рабочей силы;

- в-третьих, страховой метод финансирования формирования рабочей силы в системе образования направлен на расширение круга участников образовательного процесса и более равномерное перераспределение как затрат, так и выгод. Именно наличие перераспределительных отношений определяет сущность страхования и позволяет использовать его в качестве альтернативного экономического инструмента финансового обеспечения сферы образования. В результате государственное

§ЦЦ¥ финансирование становится только частью, хотя и очень важной, ин-

; вестиций в систему образования. Известно, что основу страхования во-

обще составляет принцип распределения материального и финансового ой § ущерба, возникающего при наступлении страхового случая, на всех

^1 участников страхового процесса. Это позволяет защитить пострадав-

^ | ших в результате наступления страхового случая за счет общих ресурсу 1 сов. Применительно к системе общественного страхования, к которому

в отнесем образовательное страхование, это означает, что обеспечение

§к§ воспроизводства рабочей силы в страховой ситуации осуществляется

в за счет финансовых ресурсов, формируемых путем отчисления стра-

йоэ ховых взносов как работодателями, так и работниками, а в отдельных

к®Э случаях и государством;

- в-четвертых, каждый субъект страхования реализует свой интерес. Так, работники получают солидарную социальную защиту при

23 наступлении нетрудоспособности вследствие старости, болезни, полу-

чении травмы, профзаболевания, беременности и родов и т.п.; работодатели сохраняют физический и косвенно интеллектуальный потенциал рабочей силы, не допуская ее деградации; государство добивается социальной и политической стабильности в обществе на основе социального партнерства. Здесь необходимо отметить, что общественное страхова-со ние (социальное, медицинское и пенсионное) по сути страхует трудос-

Нпособность индивида, обусловленную его физическими способностями, и не учитывает его интеллектуальный потенциал, который в большей

н

о

н

РЭ

Ю

%

«К1

2нё Яч >

МнЗ|

нйе

«31

оК

^ 1

5к 1

^ Л £ ё§! ь Е

« Я41

8Н! й§ о

ЕнО а

*МЦ МО I £И4

нее

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и

н

н

о

н

м

со

н

степени формируется системой образования. В процессе производственной деятельности и физические, и интеллектуальные элементы трудовой деятельности расходуются или потребляются. Для поддержания непрерывности производства как физические, так и интеллектуальные элементы трудовой деятельности должны постоянно воспроизводиться. В этой связи определенная часть общественного продукта в виде страховых взносов должна расходоваться для обеспечения жизнедеятельности работника и поддержания его работоспособности, включая подготовку нового поколения работников, заменяющих тех, кто утратил способность к труду, что обеспечивает устойчивое формирование рабочей силы. В силу этого образовательное страхование населения выступает в качестве экономического метода формирования рабочей силы при наступлении страхового случая — отсутствие трудоспособности в случае низкой образованности человека труда. Следовательно, образовательное страхование как экономическая категория представляет собой совокупность экономических отношений, обеспечивающих устойчивость процесса формирования рабочей силы у индивида, предотвращая тем самым возникновение угрозы его материальной необеспеченности из-за невозможности участия в производственном процессе по причине необразованности;

- в-пятых, предлагаемые нами национальный масштаб и общественный характер страхования сферы образования обусловлены в основном укоренившимися в социальном страховании представлениями

о справедливости, а соответствующие расходы на содержание сферы образования, таким образом, должны осуществляться за счет фондов общественного страхования. В социальном страховании накопление фондов общественного страхования обеспечивается, как правило, с помощью обязательных страховых взносов. Принудительное финансирование страхования образования обусловлено, с одной стороны, потребностью в получении качественного образования, а с другой — наличием существенных изъянов рынка (рыночной ортодоксией модернизации системы образования), препятствующих эффективному удовлетворению этой потребности на основе свободно действующих рыночных сил. Образовательное страхование в контексте социального страхования вызвано неприятием социального и профессионального риска. Например, для индивида второе образование — относительно редкое, но затратное событие; в то же время для населения страны, взятого в целом, оплата дополнительного образования относится к числу регулярных событий, зато ущерб от них в среднем на одного жителя не столь уж значителен. Соединившись между собой, т.е. как бы признав издержки общими, подлежащими коллективному возмещению, население способно заменить риски высоких индивидуальных потерь долевым покрытием ущерба от неблагоприятного события, практически неизбежного для всего населения. Следовательно, то, что для индивида выступает объектом риска, для большой совокупности индивидов, рассматриваемой в целом, часто представляет собой нечто почти полностью предсказуемое. Так, для общественного страхования сферы образования характерна значительная экономия на масштабе. Увеличение числа застрахованных — это не только ключевое условие объединения рисков, но и важнейший фактор относительного снижения административных издержек. С этой точки зрения общественное страхование сферы образования, которое способно обеспечить только государство, имеет

%

Ю преимущество перед частным. В отличие от частных страховщиков го-

сударство способно справляться с социальными рисками благодаря недоступному для частных компаний всеобщему охвату страхованием и в особенности благодаря своей способности привлекать дополнительные ^ средства с помощью обязательных страховых взносов. Еще одним ис-

5^ ключительно важным фактором, объясняющим обязательное участие

государства в страховании сферы образования, является неблагоприятный отбор. Данное явление характерно для тех случаев, когда совокупность страхующихся неоднородна с точки зрения уровня риска, т.е. риск необразованности существенно различен у людей разного возраста, с разной профессиональной ориентацией, имеющих разный уровень образования, проживающих в неблагоприятных географических условиях по отношению к образовательным центрам;

- и, наконец, образовательное страхование поможет с меньшей нагрузкой в долгосрочной перспективе заложить финансовое основание для получения образования детям как будущим трудовым ресурсам нашей страны. Так как исследования российских экономистов показывают, что норма отдачи от образования в России традиционно низкая [1], то по фактору отдачи от образования в России более приемлемой оказывается образовательное страхование, которое не обязывает индивида после получения им образования возвращать денежные средства кредитным учреждениям.

Для устойчивого формирования качественной рабочей силы необходимо создать внебюджетный фонд государственного образовательного страхования, который обеспечит страховое финансирование сферы образования и выступит как новый орган системы контроля за качеством образования. Фонд государственного образовательного страхования, таким образом, предоставит финансовое обеспечение гражданам на случай утраты трудоспособности за счет снижения или отсутствия §ЦЦ¥ на определенном возрастном этапе достаточного уровня образованнос-

; ти, которое имеет своим объектом все население в целом или отдельные

социальные группы, выделенные по критериям наличия профессио-ой § нальных рисков.

^1 Механизм государственного образовательного страхования для

^ | устойчивого формирования рабочей силы должен предусматривать на-

1 личие двух уровней страхования. Первый уровень — Фонд государствен венного образовательного страхования, который осуществляет общее

§к§ нормативное и организационное руководство системой государственно в ного образовательного страхования, но при этом не проводит стра-

йоэ ховые операции и в целом не финансирует систему. Второй уровень в

к®! осуществлении государственного образовательного страхования предан ставляют страховые образовательные организации, которым отводится

роль непосредственно страховщика и которые ведут расчеты с образо-23 вательными учреждениями по поводу формирования рабочей силы. Со-

ответственно система управления образованием на основе государственного образовательного страхования предусматривает объединение всех структур системы образования в две независимые друг от друга вер-1^| тикали — заказчик и исполнитель. Заказчиком является государство

в лице Министерства образования и науки РФ, исполнителем — фонд со государственного образовательного страхования, страховые образова-

Н тельные организации и образовательные учреждения, которые непос-

редственно формируют рабочую силу.

н

о

ю

%

о

<N

И в заключение необходимо отметить, что государственное образовательное страхование можно рассматривать как возможную форму организации экономических отношений в сфере образования, которая обеспечит устойчивое формирование рабочей силы в современных экономических и социальных условиях.

Список использованной литературы

1. Захаров Ю.А. Новые финансовые инструменты в высшем образовании / Ю.А. Захаров, М.В. Курбатова, В.С. Долганов, Е.А. Морозова. — URL: http://www.umj.ru/index.php/pub/inside/410.

2. Экономика труда и социально-трудовые отношения / под ред. Г.Г. Мели-кьяна, Р.П. Колосовой. — М.: Изд-во МГУ: ЧеРо, 1996. — 623 с.

Referenses

1. Zakharov Yu.A. Novye finansovye instrumenty v vysshem obrazovanii / Yu.A. Zakharov, M.V. Kurbatova, V.S. Dolganov, E.A. Morozova. — URL: http://www.umj.ru/index.php/pub/inside/410.

2. Ekonomika truda i sotsial’no-trudovye otnosheniya / pod red. G.G. Melik’yana, R.P. Kolosovoi. — M.: Izd-vo MGU: CheRo, 1996. — 623 s.

Информация об авторе

Затепякин Олег Аркадьевич — кандидат педагогических наук, доцент, кафедра экономики и финансов, филиал Кузбасского государственного технического университета, г. Новокузнецк, e-mail: olegzatepyakin@ya.ru.

Author

Zatepyakin Oleg Arkadievich — PhD in Pedagogics, Associate Professor, Chair of Economy and Finance, Branch of Kuzbass State Technical University, Novokuznetsk, e-mail: olegzatepyakin@ya.ru.

ss?

2s!

KS S

йн|

«21

ОЙ"

°i<s ^ I

5s і

I

S І

8s!

о

Е-Ю!

fcMs

И0Ц

H

H

о

H P3

co

H

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.