Научная статья на тему 'Роль и место «Национального плана развития науки и технологий в авиастроении на период до 2025 года и последующую перспективу» в документах стратегического планирования'

Роль и место «Национального плана развития науки и технологий в авиастроении на период до 2025 года и последующую перспективу» в документах стратегического планирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
591
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПЛАН / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ЗАДЕЛ / ДОКУМЕНТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ / АВИАСТРОЕНИЕ / УРОВНИ ГОТОВНОСТИ ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Харитон Вячеслав Аркадьевич, Дворников Игорь Владимирович, Гресь Антон Валентинович

В статье проведен краткий обзор документов стратегического планирования в области авиастроения, определён нормативно-правовой статус разрабатываемого «Национального плана развития науки и технологий в авиастроении на период до 2025 года и последующую перспективу», дана оценка его роли и места в документах стратегического планирования, показана взаимосвязь с основными документами. Раскрыта структура Национального плана, а также цели создания научно-технического задела, определяемые Национальным планом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Харитон Вячеслав Аркадьевич, Дворников Игорь Владимирович, Гресь Антон Валентинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE AND PLACE OF THE «NATIONAL PLAN FOR SCIENCE AND TECHNOLOGY IN THE AIRCRAFT INDUSTRY FOR THE PERIOD UP TO 2025 AND THE SUBSEQUENT PROSPECT» IN STRATEGIC PLANNING DOCUMENTS

A brief overview of the strategic planning documents in the aviation industry, defined the legal status of the developed "National Plan for Science and Technology in the aircraft industry for the period up to 2025 and the subsequent prospect" assesses its role and place in the strategic planning documents, the relationship with the main documents. Disclosed structure of the National Plan and the goal of scientific and technological potential, defined by the National Plan.

Текст научной работы на тему «Роль и место «Национального плана развития науки и технологий в авиастроении на период до 2025 года и последующую перспективу» в документах стратегического планирования»

УДК 338.28

РОЛЬ И МЕСТО «НАЦИОНАЛЬНОГО ПЛАНА РАЗВИТИЯ НАУКИ И ТЕХНОЛОГИЙ В АВИАСТРОЕНИИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА И ПОСЛЕДУЮЩУЮ ПЕРСПЕКТИВУ» В ДОКУМЕНТАХ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

В.А. ХАРИТОН, И.В. ДВОРНИКОВ, А.В. ГРЕСЬ

Статья представлена доктором технических наук, профессором Самойленко В.М.

В статье проведен краткий обзор документов стратегического планирования в области авиастроения, определён нормативно-правовой статус разрабатываемого «Национального плана развития науки и технологий в авиастроении на период до 2025 года и последующую перспективу», дана оценка его роли и места в документах стратегического планирования, показана взаимосвязь с основными документами.

Раскрыта структура Национального плана, а также цели создания научно-технического задела, определяемые Национальным планом.

Ключевые слова: Национальный план, Государственная программа, научно-технический задел, документы стратегического планирования, авиастроение, уровни готовности технологий.

Введение

В течение последних десятилетий ХХ столетия экономисты ведущих стран мира пришли к пониманию необходимости суверенного стратегического планирования развития важнейших сфер деятельности общества. Важность стратегического планирования обусловлена стремлением согласовать баланс доходов и расходов производителей и конечных потребителей на каждом конкретном этапе исторического развития.

В соответствии с положениями «Основ стратегического планирования в Российской Федерации», введенных в действие Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 536 под стратегическим планированием в Российской Федерации понимается определение основных направлений, способов и средств достижения стратегических целей устойчивого развития Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности.

Целью стратегического планирования является оценка возможностей использования объективных законов, определяющих развитие рыночной экономики в практической деятельности по составлению стратегических прогнозов, проектов программ и планов, а также разработка и совершенствование методологии и методики решения многообразных проблем стратегического планирования и организация его осуществления [1].

В ходе стратегического планирования анализируются вызовы и угрозы, а также вырабатываются меры по их парированию. В связи с этим в Российской Федерации решения в оборонной, социальной, технологической и экономической сферах в последние десятилетия приобретают долгосрочный стратегический характер, что повышает значение системы стратегического планирования.

Основным способом достижения стратегических целей устойчивого развития Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности является реализация стратегических национальных приоритетов, включая приоритеты социально-экономического развития Российской Федерации [2].

В обеспечении национальной безопасности существенную роль играет авиационная промышленность России, являясь одной из самых инновационных, высокотехнологичных и системообразующих отраслей промышленности. В свою очередь развитие авиационной промышленности способствует развитию регионов страны, подготовке кадров высокой квалификации и оказывает значительное влияние на создание новейших высоких технологий в смежных и других отраслях промышленности.

Развитие авиационной промышленности, создание инновационной научно-технической продукции и технологий невозможно без эффективной сферы науки, которая, создавая постоянно обновляемый научно-технический задел (НТЗ), обеспечивает высокую конкурентоспособность продукции отрасли.

Наличие НТЗ, созданного в период советской экономики, позволило российскому авиастроению в период 1990-2000-х гг., сохранить свои позиции на мировом рынке военной продукции. Однако позиции отрасли на рынке гражданской продукции оказались существенно ослабленными. Отрасль уже отошла от советской централизованной системы управления наукой, каждое научное учреждение финансируется отдельно. Конкурсы по распределению средств на научные исследования проводит Минпромторг России на основании предложений заинтересованных организаций. При этом централизованный координатор распределения средств, способный оценить научную новизну и уровень выполнения научных исследований, отсутствует.

Для решения вышеуказанных проблемных вопросов требуется формирование такого документа стратегического планирования, который позволит на систематической основе осуществлять планирование и управление созданием НТЗ в области авиастроения и авиационных технологий, обеспечит координацию проведения научных исследований, выполняемых в рамках различных целевых программ в области развития авиастроения, тем самым увеличит эффективность научного потенциала.

1. Краткий обзор действующих документов стратегического планирования в области авиастроения

«Основы стратегического планирования в Российской Федерации», являются ключевым методологическим документом стратегического планирования в Российской Федерации. Они разрабатываются с учетом федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также международных договоров и соглашений Российской Федерации в сфере обеспечения международной и национальной безопасности.

В первую очередь, к ним относятся:

- Федеральный закон «Об обороне» (№ 61-ФЗ от 31.05.1996 г.);

- Федеральный закон «О безопасности» (№ 390-Ф3 от 28.12.2010 г.);

- Федеральный закон «О государственном оборонном заказе» (№ 213-Ф3 от 27.12.1995 г.).

Данные законы определяют основы и организацию обороны Российской Федерации, основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, устанавливают общие правовые и экономические принципы, порядок формирования, размещения, финансирования и исполнения государственного оборонного заказа и регулируют отношения в этой области.

Такие руководящие документы, как: Федеральный закон «О государственном регулировании развития авиации» от 08.01.1998 г. № 10, ред. 29.04.2008 г. и Государственная программа Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы», утвер-

жденная распоряжением Правительства Российской Федерации 24.12.2012 г. № 2509-р, являются документами стратегического планирования в области развития авиации.

Непосредственно сам процесс стратегического планирования осуществляется путем разработки концепций, доктрин, стратегий, программ, проектов (планов) устойчивого развития Российской Федерации с учетом задач обеспечения национальной безопасности.

Концепции и доктрины являются документами стратегического планирования, представляющие собой систему официально принятых в государстве взглядов в определенной сфере, к примеру: «Военная доктрина Российской Федерации» представляет собой систему официально принятых в государстве взглядов на подготовку к вооруженной защите и вооруженную защиту Российской Федерации.

Стратегии это общие не детализированные планы какой-либо деятельности, охватывающие длительный период времени, способ достижения сложной цели. Примером здесь может служить «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», которая является базовым документом по планированию развития системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. В связи с широким спектром проблем, отраженных в данной стратегии, она носит более концептуальный характер и не содержит каких-либо конкретных показателей и индикаторов.

Государственные и федеральные целевые программы представляют собой увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации.

Целевые программы являются одним из важнейших средств реализации политики государства, активного воздействия на его социально-экономическое развитие и должны быть сосредоточены на реализации крупномасштабных, наиболее важных для государства инвестиционных и научно-технических проектов, направленных на решение системных проблем, входящих в сферу компетенции федеральных органов исполнительной власти. В программах определены целевые показатели и индикаторы, характеризующие реализацию данных программ.

В области авиастроения к вышеперечисленным программам можно отнести:

- «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года»;

- «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на период 20112020 годы»;

- «Государственная программа вооружения на 2011-2020 годы»;

- «Государственный оборонный заказ на 2014 и плановый период 2015, 2016 годы»;

- Государственная программа Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы».

В Подпрограмме № 7 «Авиационная наука и технологии» Государственной программы «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы» предусмотрена разработка «Национального плана развития науки и технологий в авиастроении на период до 2025 года и последующую перспективу» (далее - Национальный план).

2. Роль и место Национального плана в документах стратегического планирования

Национальный план, как документ стратегического планирования развития науки и технологий в авиастроении, будет определять согласованную систему стратегических целей и ожидаемых результатов в области науки и технологий, комплекс приоритетных научно-технических,

научно-технологических и организационных задач на долгосрочную перспективу, направленных на разработку НТЗ, развитие научных компетенций, инфраструктуры и кадрового потенциала авиационной науки и авиационной промышленности Российской Федерации.

Для определения приоритетных направлений работ по созданию НТЗ Национальный план будет опираться на:

- основные результаты прогноза рынка авиационной техники в Российской Федерации и в мире;

- форсайт (прогноз) развития науки и технологий в авиастроении;

- требования государства по развитию авиационной деятельности, а также государственные задачи и приоритеты в области авиационной деятельности.

Реализация Национального плана осуществляется через разрабатываемые комплексные планы научно-исследовательских работ (далее - Комплексный план НИР) и развития экспериментальной и полигонной базы (далее - Комплексный план развития ЭПБ), призванные детализировать состав и ресурсное обеспечение работ по созданию НТЗ в авиастроении в соответствии с мероприятиями Государственной программы «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы».

Комплексный план НИР разрабатывается для обеспечения достижения основных целей, приоритетных направлений и решения ключевых (научно-технических) задач создания НТЗ в соответствии с положениями Национального плана и реализуется с учетом предложений отраслевых НИИ, ведущих ученых и специалистов отрасли, корпоративной, вузовской и академической науки, а также профильных технологических платформ и инновационных территориальных кластеров на конкурсной основе. Комплексный план НИР является обоснованием для развития научной, технологической и инженерной инфраструктуры, обеспечивающей проведение запланированных в нем экспериментальных НИР, и служит основой для формирования Комплексного плана ЭПБ [3].

Место Национального плана в системе документов стратегического планирования развития авиационной промышленности и совершенствования авиационной техники можно определить, анализируя взаимосвязь следующих уровней основных документов в данной области (рис. 1).

Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочный период Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на среднесрочную перспективу

1-й уровень

Военная доктрина Российской Федерации 2-й урр

Транспортная стратегия Российской Федерации Основы государственной политики Российской Федерации в области авиационной деятельности и развития ОПК на период до 2020 года Долгосрочная бюджетная стратегия Российской Федерации Стратегия развития авиационной промышленности на период до 2015 года

Национальный план развития науки и технологий в авиастроении до 2025 года и последующую перспективу

Приоритеты развития авиационной деятельности в Российской Федерации, цели и задачи развития авиационной науки и технологий, ключевые целевые индикаторы

Правила управления созданием НТЗ, включая проведение независимой экспертизы на всех стадиях (этапах) проведения научных исследований и разработки авиационных технологий

Комплексный план НИР

(перечень проектов, КНИР, НИР с указанием сроков, объемов финансирования работ, ответственных исполнителей и результатов окончания)

Комплексный план развития экспериментальной и полигонной базы (перечень проектов (мероприятий) развития материально-технической базы авиационной науки)

_

Технологические платформы («Авиационная мобильность и авиационные технологии» и другие)

Программы проведения исследований научно-исследовательских организаций авиационной промышленности и других отраслей экономики, институтов РАН, вузов, промышленных корпораций

Ж

Программы развития компаний с государственным участием (ОАО «ОАК», ОАО «Вертолеты России», ОАО «УК «ОДК», ОАО «ТРВ», ОАО «Концерн «Авиаприборостроение», ОАО «Концерн «Авиационное оборудование»)

Рис. 1. Место Национального плана в системе стратегического планирования

1-й уровень:

- прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочный период;

- прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период;

- концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации;

- основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на среднесрочную перспективу.

На основе документов 1-го уровня разрабатывается 2-й уровень документов:

- военная доктрина Российской Федерации;

- транспортная стратегия Российской Федерации;

- основы государственной политики Российской Федерации в области авиационной деятельности и развития ОПК на период до 2020 года;

- долгосрочная бюджетная стратегия Российской Федерации;

- стратегия развития авиационной промышленности на период до 2015 года.

Из основных положений 2-го уровня документов определяются требования к тактико-техническим, технико-экономическим характеристикам перспективной авиационной техники, срокам разработки соответствующих технологий и срокам передачи технологий в промышленность. Эти требования используются в определении «целей - направлений - задач» Национального плана и являются основой для согласования направлений и параметров финансирования приоритетных исследований и разработок, сроков и условий начала финансирования перспективных авиастроительных проектов, определяемых комплексными планами НИР и развития ЭПБ.

Разрабатываемый Национальный план учитывает и в дальнейшем будет корректировать:

- направления проведения исследований и разработок, привлечение дополнительного (внебюджетного) финансирования к реализации перспективных научно-технологических проектов, осуществление независимой экспертизы предложений по тематике и результатам работ, выполняемых различными технологическими платформами;

- программы проведения исследований научно-исследовательских организаций авиационной промышленности и других отраслей экономики, институтов РАН, вузов, промышленных корпораций;

- программы развития компаний с государственным участием (ОАО «ОАК», ОАО «Вертолеты России», ОАО «УК «ОДК», ОАО «ТРВ», ОАО «Концерн «Авиаприборостроение»», ОАО «Концерн «Радиоэлектронные технологии»»).

Функционально Национальный план определит:

- приоритеты развития авиационной деятельности в Российской Федерации, цели и задачи развития авиационной науки и технологий, ключевые целевые индикаторы;

- правила управления созданием НТЗ, включая проведение независимой экспертизы на всех стадиях (этапах) проведения научных исследований и разработки авиационных технологий.

Как отмечалось выше, определяемые Национальным планом «цели - направления - задачи» создания НТЗ реализуются через разрабатываемые комплексные планы НИР и развития ЭПБ.

Таким образом, в системе стратегического планирования Национальный план должен стать аккумулирующим звеном создания НТЗ в области перспективной авиационной техники, которое гармонично вписано в правовое поле нормативных документов Российской Федерации.

3. Структура Национального плана и определяемые им цели создания НТЗ

3.1. Структура Национального плана

Структурно мероприятия по созданию НТЗ распределены по пяти основным блокам направлений работ, тематическая направленность которых определяется характером выполняемых работ, видом авиационной техники (технологий), на развитие которых направлены исследования и разработки, а также спецификой ожидаемых результатов.

Первый блок предполагает проведение исследований и разработку технологий в интересах развития гражданской авиационной техники. В рамках блока направления работ структурированы по нескольким группам (направлениям разработки/развития) технологий, которые обеспечивают решение задач по удовлетворению наиболее важных требований развития гражданской авиации.

Второй блок направлений работ предполагает проведение исследований и разработку технологий в интересах развития авиационной техники военного и специального назначения. В рамках этого блока направления работ структурированы по группам (направлениям разработки/развития) технологий, которые обеспечивают решение задач по удовлетворению основных перспективных требований развития авиационной техники военного и специального назначения.

Третий блок направлений работ является обеспечивающим по отношению к первым двум и предполагает развитие базовых компетенций авиационной науки, а также создание универсальных технологий, которые могут быть использованы при разработке, производстве и эксплуатации различных видов летательных аппаратов и их компонент. Направления работ сгруппированы по приоритетным направлениям развития научно-технологического потенциала национального авиастроения.

Четвертый блок направлений работ предполагает проведение мероприятий по развитию научно-исследовательской, технологической и инженерной инфраструктуры авиационной науки, включая экспериментальную и испытательную базу.

Принимая во внимание то, что ключевым элементом, определяющим продуктивность и результативность научно-технологического развития отрасли, является кадровый потенциал, вопросы развития научных и инженерно-технических кадров авиационной промышленности выделены в отдельный - пятый блок направлений работ.

Предложенная структура направлений работ учитывает специфику бюджетного финансирования развития науки и технологий, предполагающую использование бюджетных средств по направлениям научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, капитальных вложений и прочих расходов.

3.2. Цели создания НТЗ, определяемые Национальным планом

Действующими стратегическими и программными документами Российской Федерации поставлены амбициозные цели и задачи развития авиастроения в России. В соответствии с концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. целью государственной политики в области развития авиастроения является создание высококонкурентной авиационной промышленности, возвращение ее на мировой рынок в качестве одного из ведущих производителей по объему гражданской продукции, достижение 10-15% уровня мирового рынка продаж гражданской авиационной техники в 2020-2025 гг.

Государственной программой Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 гг.», в качестве ожидаемых результатов развития национального авиастроения к 2025 г. предусматривается достижение 3,2% и 10,9% долей мирового рынка в денежном

выражении в гражданском и военном самолетостроении, 12% и 16,5% долей мирового рынка в денежном выражении в гражданском и военном вертолетостроении соответственно, повышение производительности труда в отрасли в 9,3 раза (по отношению к уровню 2011 г.), выход на мировой рынок в качестве финальных интеграторов, интеграторов 1 -го уровня, а также поставщиков 2-4-го уровней в ключевых сегментах авиастроения [4].

Основным содержанием разрабатываемого Национального плана являются целевые установки и приоритетные направления работ по созданию научно-технического задела в авиастроении и смежных отраслях, включая ожидаемые результаты этих работ, а также основные направления и задачи развития базовых компетенций авиационной науки, экспериментальной и полигонной базы, научных и инженерно-технических кадров.

Стратегическими и основными целями создания НТЗ в авиастроении Российской Федерации являются:

1. В области гражданского авиастроения - получение новых знаний, разработка новых технических и технологических решений, обеспечивающих повышение потребительских свойств гражданской авиационной техники российского производства, конкурентоспособность национальной промышленности и создаваемой (выпускаемой) ею продукции на российском и мировом рынке, соответствие их технического уровня текущим и перспективным требованиям экс-плуатантов и авиационных властей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В качестве основных целей создания научно-технического задела в области гражданского авиастроения определено получение научно-технических результатов, обеспечивающих:

- повышение безопасности техники российского производства;

- повышение экономической и физической доступности авиационной техники российского производства;

- повышение качества авиационной техники российского производства;

- соответствие создаваемой (разрабатываемой, модернизируемой) авиационной техники российского производства перспективным экологическим требованиям;

- повышение эффективности промышленных технологий в сфере разработки, производства и эксплуатации авиационной техники российского производства.

2. В области создания авиационной техники военного и специального назначения - получение новых знаний, разработка новых технических и технологических решений, обеспечивающих повышение целевой эффективности авиационной техники военного и специального назначения российского производства в интересах укрепления национальной безопасности и обороноспособности Российской Федерации, а также решения специальных задач.

В качестве основных целей создания научно-технического задела в области военного авиастроения определено получение научно-технических результатов, обеспечивающих: повышение боевой мощи, выживаемости, мобильности и боеготовности, а также доступность приобретения и эксплуатации.

3. В области развития базовых компетенций авиационной науки, приоритеты должны соответствовать мировым тенденциям развития авиационной науки и технологий, с учетом состояния и проблем развития российского авиастроения, имеющегося и планируемого к созданию НТЗ в области гражданского и военного авиастроения.

Анализ стратегических целей и задач развития авиастроения в Российской Федерации, установленных Правительством Российской Федерации, ключевых научно-технических, технологических и организационно-методических проблем российского авиастроения, показал, что в качестве основной цели развития базовых компетенций авиационной науки определено расширение возможностей науки по формированию НТЗ и научному сопровождению стадий разра-

ботки, производства и эксплуатации авиационной техники, обеспечению промышленности технологиями разработки, производства и испытаний авиационной техники.

4. В качестве основной цели развития научно-исследовательской, технологической и инженерной инфраструктуры авиационной науки определено развитие и поддержание на мировом уровне экспериментальной и полигонной базы авиационной промышленности, обеспечивающей текущие и перспективные потребности в проведении экспериментальных исследований и испытаний.

5. В качестве основных целей развития кадрового потенциала, обеспечивающего реализацию Национального плана, формирование и поддержание на мировом уровне опережающего и постоянно обновляемого научно-технического задела, развитие базовых компетенций авиационной науки, а также ее научно-исследовательской, технологической и инженерной инфраструктуры, установлены:

- совершенствование подготовки научных и инженерно-технических кадров, включая кадры высшей квалификации;

- поддержка ведущих научных школ авиастроения;

- снижение среднего возраста персонала, занятого научными исследованиями в организациях авиационной науки;

- создание благоприятных условий для развития кадрового потенциала, в том числе обеспечение необходимыми материальными и социально-бытовыми условиями, а также поддержание и стимулирование творческой обстановки в организациях и научных коллективах.

Достижение вышеизложенных целей, предлагаемых Национальным планом, обеспечит:

- необходимую концентрацию сил и средств государства для создания научно-технического, технологического и опытно-экспериментального задела разработки перспективной авиационной техники с минимизацией временных и финансовых ресурсов;

- выполнение задач социально-экономического развития Российской Федерации;

- развитие авиационной промышленности и смежных с ней отраслей;

- появление авиационной техники, соответствующей мировым стандартам;

- условия для увеличения доли отечественной авиационной техники на мировых рынках;

- выход на качественно новый уровень развития научно-технологического и производственного комплексов Российской Федерации.

Заключение

Таким образом, документы стратегического планирования Российской Федерации определяют основные направления, способы и средства достижения стратегических целей устойчивого развития Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности.

Основным способом достижения стратегических целей является реализация стратегических национальных приоритетов, одним из которых является развитие авиастроения и авиационных технологий.

Развитие авиационной промышленности, создание инновационной научно-технической продукции и технологий, конкурентоспособной авиационной техники может быть только на основе использования достижений науки и техники, которые дают возможность резко повысить потребительские свойства техники в условиях соперничества на рынке наукоемкой авиатехнической продукции. Условия соперничества вынуждают производителя планировать исследования и перспективные разработки, пытаться опередить конкурента в уровне и масштабах применяемых инноваций.

В этих целях в авиастроительной промышленности создается НТЗ - совокупность научно-технических результатов (новые знания, новые технические решения, технологические процессы и специализированное оборудование), формируемая до начала создания конкретных образцов техники, использование которых на стадии разработки и производства новой техники дает возможность снизить технические риски, повысить реализуемость программ, выйти на мировой рынок авиационной техники с требуемым уровнем тактико-технических характеристик создаваемого продукта.

Однако авиастроительная отрасль в настоящее время имеет ряд проблемных вопросов экономического и политического характера. Для решения проблем создания НТЗ, осуществления планирования и управления созданием НТЗ в области авиастроения и авиационных технологий на систематической основе требуется формирование принципиально нового документа стратегического планирования в области авиастроения. Таким документом призван быть разрабатываемый Национальный план.

Являясь аккумулирующим звеном создания НТЗ в области авиационной техники, гармонично вписанным в правовое поле нормативных документов Российской Федерации, Национальный план обеспечит координацию проведения научных исследований, проводимых в рамках комплексных планов НИР и ЭПБ, различных целевых программ в области развития авиастроения, тем самым кардинально увеличит эффективность научного потенциала России в целом.

Управление процессом создания и использования НТЗ должно базироваться на следующих принципах:

- внедрение системы оценки уровней готовности технологий, при планировании и оценке результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

- обязательное проведение оценки конкурентоспособности авиационной техники на всех этапах работ по созданию авиационной техники военного и специального назначения, а также гражданской авиационной техники (при осуществлении государственного финансирования);

- внедрение системы классификации работ по созданию научно-технического задела, предусмотренной Государственной программой «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы»;

- повышение уровня объективности при выборе приоритетных направлений научных исследований и перспективных разработок, а также при проведении экспертизы полученных результатов;

- поддержание конкурентной среды за счет расширения рассматриваемых предложений по тематикам работ и вовлечения в конкурсные процедуры большего числа научно-исследовательских организаций и коллективов;

- обеспечение реализации приоритетов, целей и мер в области внутренней и внешней политики, изложенных в «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» (в области АТ ВН и СН);

- обеспечение защиты национальных интересов при осуществлении международного сотрудничества путем закрепления прав на результаты интеллектуальной деятельности, полученные за счет средств государственного бюджета, за Российской Федерацией и (или) российскими организациями.

С 2016 г. разрабатываемый Национальный план станет консолидированным документом, объединив соответствующие разделы действующих государственных и федерально-целевых программ в части направлений и научно-технических задач мероприятий, объемов их финансирования (в рамках мероприятий Подпрограммы № 7, Государственной программы «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы»), позволив обеспечить достижение основных целей развития науки и технологий в авиастроении.

Дальнейшую работу над совершенствованием Национального плана планируется проводить в рамках деятельности ФГБУ «Национальный исследовательский центр (НИЦ) Институт им. проф. Н.Е. Жуковского» с регулярной актуализацией, не реже 1 раза в 2 года, на основе анализа достигнутых результатов, оценки тенденций развития рынков авиаперевозок, а также сфер использования авиационной техники, уточнения прогнозов развития авиационной науки и технологий (включая анализ общемировых тенденций), мониторинга состояния и ключевых проблем российского авиастроения, включая анализ и оценку состояния научно-технического задела, сформированного за предыдущий период.

Всё это позволит решить задачи по созданию в Российской Федерации высококонкурентной авиационной промышленности и развитию авиационной науки на уровне мировых авиационных держав.

ЛИТЕРАТУРА

1. Уткин Э.А. Стратегическое планирование. - М., 2000.

2. Об основах Основы стратегического планирования в Российской Федерации: Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 536.

3. Государственная программа Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы»: распоряжение Правительства РФ от 24 декабря 2012 г. № 2509-р.

4. Проект «Национального плана развития науки и технологий в авиастроении на период до 2025 года и последующую перспективу».

THE ROLE AND PLACE OF THE «NATIONAL PLAN FOR SCIENCE AND TECHNOLOGY IN THE AIRCRAFT INDUSTRY FOR THE PERIOD UP TO 2025 AND THE SUBSEQUENT PROSPECT» IN STRATEGIC PLANNING DOCUMENTS

Hariton V.A., Dvornikov I.V., Gres A.V.

A brief overview of the strategic planning documents in the aviation industry, defined the legal status of the developed "National Plan for Science and Technology in the aircraft industry for the period up to 2025 and the subsequent prospect" assesses its role and place in the strategic planning documents, the relationship with the main documents.

Disclosed structure of the National Plan and the goal of scientific and technological potential, defined by the National Plan.

Keywords: National plan, State program, scientific and technical reserve, strategic planning documents, aircraft industry, levels of readiness of technologies.

Сведения об авторах

Харитон Вячеслав Аркадьевич, 1969 г.р., окончил ДВВАИУ ПВО им. Я. Фабрициуса (1991), кандидат технических наук, начальник научно-исследовательского комплекса ЦАГИ, автор более 30 научных работ, область научных интересов - стратегическое планирование в области создания авиационной техники.

Дворников Игорь Владимирович, 1965 г.р., окончил ИВВАИУ (1987), начальник научно-исследовательского отдела ЦАГИ, ЦАГИ, автор 5 научных работ, область научных интересов - стратегическое планирование в области создания авиационной техники.

Гресь Антон Валентинович, 1973 г.р., окончил ВВИА им. проф. Н.Е. Жуковского (2005), ведущий специалист ЦАГИ, ЦАГИ, автор 5 научных работ, область научных интересов - стратегическое планирование в области создания авиационной техники.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.