Научная статья на тему 'Роль и место Министерства внутренних дел России в правоотношениях из публичного обещания награды за предоставление сведений, имеющих значение для правоохранительных органов'

Роль и место Министерства внутренних дел России в правоотношениях из публичного обещания награды за предоставление сведений, имеющих значение для правоохранительных органов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
110
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОРГАН ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / СУБЪЕКТ ПРАВООТНОШЕНИЙ / ПУБЛИЧНОЕ ОБЕЩАНИЕ НАГРАДЫ / СВЕДЕНИЯ / ИМЕЮЩИЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ОВД / ФИЗИЧЕСКОЕ ЛИЦО / ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО / ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ / СОТРУДНИК ОВД / INTERNAL AFFAIRS AGENCIES / SUBJECT OF LEGAL RELATIONS / PUBLIC PROMISE OF A REWARD / DATA WHICH IS ESSENTIAL FOR LAW ENFORCEMENT AGENCIES / NATURAL PERSON / ARTIFICIAL PERSON / REMUNERATION / POLICE OFFICER

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Максимов В. А.

Предпринята попытка обосновать роль и место МВД России при практической реализации положений института публичного обещания награды за предоставление сведений, имеющих значение для правоохранительных органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Максимов В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role and place of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the legal relationship of the public promise of a reward for providing information relevant to law enforcement agencies

The article attempts to substantiate the role and place of Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation in the practical realization of public promise of a reward for the provision of data, which is essential for law enforcement agencies.

Текст научной работы на тему «Роль и место Министерства внутренних дел России в правоотношениях из публичного обещания награды за предоставление сведений, имеющих значение для правоохранительных органов»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 347.5

РОЛЬ И МЕСТО МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ В ПРАВООТНОШЕНИЯХ ИЗ ПУБЛИЧНОГО ОБЕЩАНИЯ НАГРАДЫ ЗА ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ СВЕДЕНИЙ, ИМЕЮЩИХ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

В.А. Максимов*

Аннотация. Предпринята попытка обосновать роль и место МВД России при практической реализации положений института публичного обещания награды за предоставление сведений, имеющих значение для правоохранительных органов.

Ключевые слова: орган внутренних дел; субъект правоотношений; публичное обещание награды; сведения, имеющие значение для ОВД; физическое лицо; юридическое лицо; вознаграждение; сотрудник ОВД.

THE ROLE AND PLACE OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA IN THE LEGAL RELATIONSHIP OF THE PUBLIC PROMISE OF A REWARD FOR PROVIDING INFORMATION RELEVANT TO LAW ENFORCEMENT AGENCIES

V.A. Maksimov

Abstract. The article attempts to substantiate the role and place of Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation in the practical realization of public promise of a reward for the provision of data, which is essential for law enforcement agencies.

Keywords: Internal affairs agencies, subject of legal relations, public promise of a reward, data which is essential for law enforcement agencies, natural person, artificial person, remuneration, police officer.

Научная специальность 12.00.12 — Криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность

Правоприменительная практика и сложившиеся социально-экономические отношения демонстрируют, что вопросы борьбы с преступностью и стимулирования граждан к конкретным действиям по борьбе с ней напрямую связаны с поощрением активного поведения по противодействию правонарушениям. Но, к сожалению, в настоящее время наилучшим фактором, способным мотивировать и заинтересовать того или иного субъекта к совершению определенных действий в борьбе с преступностью, является материальная выгода, которая в совокупности с общественным признанием социальной значимости самого факта оказания содействия правоохранительным органам, способна дать быстрый и резкий спад преступности и рост активности граждан.

Институт публичного обещания награды в данном конкретном случае как нельзя лучше подходит для регу-

лирования данных общественных отношений. Ведь он выступит гражданско-правовым инструментом регулирования общественных отношений, возникающих по поводу стимулирования лиц, осуществляющих такие важные и ответственные услуги обществу как поимка особо опасного преступника или сообщение сведений, служащих неопровержимым доказательством для раскрытия тяжкого или особо тяжкого преступления, т.е. выполняющих свой гражданский долг, путем предоставления им на основании и в порядке, закрепленном в законе, право получить заранее обещанное вознаграждение.

Институт назначения вознаграждения за помощь в раскрытии преступлений в СССР, а позднее и в РФ до настоящего времени отсутствует. В странах Запада он существует уже более 300 лет и довольно успешно способствует раскрытию наиболее резонансных и общественно опасных преступлений.

© Максимов В.А., 2014

* МАКСИМОВ ВИТАЛИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ,

преподаватель, кандидат юридических наук Санкт-Петербургский университет МВД России

Контакты: ул. Партизана Германа, д. 7, Санкт-Петербург, Россия, 198329 E-mail: [email protected]

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Кроме того, на наш взгляд, введение в широкую практическую деятельность такого института как публичное обещание награды за предоставление сведений, имеющих значения для МВД России, поимку особо опасного преступника, розыск без вести пропавшего лица позволит стать ему также эффективным средством привлечения финансирования из частных источников, если об этом добровольно и публично заявлено заинтересованным частным субъектом гражданских правоотношений, ведь практически любое физическое и юридическое лицо, как субъект гражданско-правовых отношений при осуществлении им подобной деятельности в качестве «отозвавшегося» или «призвавшего» лица, никоем образом не ограничено при осуществлении своих правомочий в данных правоотношениях.

Заслуживает внимание и тот факт, что данная концепция подтверждается успешной практикой в ряде зарубежных стран. Так, например, в США все вопросы, связанные с объявлением вознаграждения за предоставление сведений, имеющих значение для раскрытия и расследования противоправных деяний, определением суммы выплачиваемого вознаграждения и процедуры его выплаты находятся в компетенции правоохранительных органов.

Обращает на себя тот факт, что вопросы финансирования публичного обещания награды за предоставление сведений, имеющих значение для правоохранительных органов не отражены в действующих нормативно-правовых актах. В процессе исследования, мы пришли к выводу, что финансирование указанных правоотношений должно проводиться следующим образом. Необходимо, например, при МВД России создать специальный фонд, целью которого будет аккумулирование средств на выплату вознаграждений, и, соответственно, из него же они и будут выплачиваться. Формирование фонда целесообразно проводить за счет средств как федерального бюджета, так и пожертвований отдельных граждан и организаций. Ответственность за целевое использование средств фонда необходимо возложить непосредственно на МВД России. Однако, зарубежный опыт показывает немного иную систему финансирования. В частности, в США подобные фонды создаются не только на уровне государства, но и на уровне штатов и муниципальных образований. Тем не менее, учитывая специфику российской действительности, такая структура представляется нам неприменимой на территории РФ и слепо копировать ее не стоит. Объясняется это тем, что централизованная, на уровне министерства, организация финансирования позволит исключить путаницу при сообщении сведений, выплате вознаграждений, а также даст возможность четко контролировать получение и расходование средств фондом.

Как показывает практика, многие граждане не ориентируются в вопросах публичного обещания награды за предоставление сведений, имеющих значения для МВД России, поимку преступника, розыск без вести пропавшего лица в силу отсутствия широкого применения данного института в практической деятельности правоохранительных органов.

Необходимо отметить, что российскими правоохранительными органами применение института публичного обещания награды за предоставление сведений, имеющих значение для ОВД, началось сравнительно недавно. Однако, это относится лишь к преступлениям, повлекшим серьезный общественный резонанс (т.е. теракты, заказные убийства и т.д.), и в сфере предупреждения, раскрытия и расследования преступлений в сфере незаконного оборота наркотических, психотропных веществ и их прекурсов, против собственности, в сфере экономической деятельности данный институт не применяется.

Широкое внедрение публичного обещания награды за предоставление сведений, имеющих значение для правоохранительных органов, позволило бы поднять уровень предупреждения, раскрытия и расследования преступлений в данной сфере на качественно новый уровень. К сожалению, на данный момент практически отсутствует нормативная база для урегулирования данных правоотношений, а общих положений, изложенных в Гражданском Кодексе РФ явно не достаточно.

Анализируя зарубежный опыт в этой сфере, необходимо детально разработать общие принципы функционирования института публичного обещания награды за предоставление сведений, имеющих значение для правоохранительных органов, создав, таким образом надежную правовую основу эффективного предупреждения, раскрытия и расследования преступлений в указанных сферах.

В заключение необходимо сделать следующие выводы.

Во-первых, центральным субъектом, объявляющим публичное обещание награды за предоставление сведений, имеющих значение для правоохранительных органов, необходимо сделать Министерство внутренних дел России, как субъекта правоохранительной системы, обладающего наибольшей компетенцией по раскрытию и расследованию различного рода противоправных деяний, и закрепить данное положение в законодательстве Российской Федерации.

Во-вторых, детально проработать вопросы финансирования исследуемых правоотношений, учитывая, что оно должно быть организовано на уровне МВД России, что обеспечит его прозрачность и существенно расширит возможности контроля финансирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.