Научная статья на тему 'РОЛЬ И МЕСТО МЕДИЦИНСКОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ПРИ ОКАЗАНИИ ДЕРМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В ЧАСТНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

РОЛЬ И МЕСТО МЕДИЦИНСКОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ПРИ ОКАЗАНИИ ДЕРМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В ЧАСТНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Медицинские науки и общественное здравоохранение»

CC BY
1
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дерматологические заболевания / организация медицинской помощи / качество / частные медицинские организации / информационные системы / dermatological diseases / organization of medical care / quality / private medical organizations / information systems.

Аннотация научной статьи по медицинским наукам и общественному здравоохранению, автор научной работы — Карайланов М. Г., Васильченко П. С., Сушкова Н. С.

Дерматологические заболевания сохраняют статистически значимые позиции в структуре современной соматической патологии и часто характеризуются тяжелыми медико-социальными последствиями. К последним следует отнести необоснованно высокое количество неудовлетворительных результатов лечения, высокий уровень расходов на диагностику и лечение, низкий уровень удовлетворенности пациентов. В совокупности это позволяет считать комплексное качество дерматологической помощи в целом недостаточным. Не являются исключением в этом аспекте и медицинские организации частного сегмента здравоохранения. Одним из современных эффективных направлений в повышении качества самых разнообразных видов медицинской помощи населению является широкое применение т. н. медицинских информационных систем (МИС). Однако, на уровне дерматологических организаций частного сегмента здравоохранения данное направление до настоящего времени практически не проработано. Цель исследования: повышение качества дерматологической помощи населению в частной медицинской организации на основе разработки и внедрения медицинской информационной системы. Материалы. В исследование включено 2000 дерматологических пациентов частной медицинской организации. Контрольную группу (1000 чел.) составили пациенты в период до внедрения, основную группу (1000 чел.) – пациенты в период после внедрения разработанной системы. Продолжительность сравниваемых периодов составила по 2,5 года. Методы. Для получения результатов использовались методы объективного осмотра, специализированного анкетирования пациентов, простой и расширенной дерматоскопии, контент-анализа медицинской документации и баз данных медицинской организации, фармакоэкономического анализа. Применена система интегрированной оценки качества медицинской помощи. Для анализа результатов использовались методы вариационной статистики. Рассчитывался точный уровень статистической значимости различий результатов до и после внедрения разработанной МИС. Предмет. Исследование находится на «стыке» двух предметных областей – «Организация дерматологической помощи населению» и «Медицинские информационные системы». Результаты. В составе настоящего исследования разработана МИС, направленная на улучшение организации оказания дерматологической помощи населению. Система внедрена м медицинскую организацию частного сегмента здравоохранения. Основными результатами такого внедрения явились: повышение количества результатов успешного лечения, уровня удовлетворенности пациентов качеством дерматологической помощи, уровня ее стандартизации, снижение прямых экономических расходов на диагностику и лечение. Повышены интегрированный и комплексный показатели качества дерматологической помощи. Заключение. Повышение качества дерматологической помощи населению в медицинской организации частного сегмента здравоохранения на основе разработки и внедрения медицинской информационной системы достигнуто. Полученные результаты имеют высокий уровень статистической и медико-социальной значимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по медицинским наукам и общественному здравоохранению , автор научной работы — Карайланов М. Г., Васильченко П. С., Сушкова Н. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE AND PLACE OF MEDICAL INFORMATION SYSTEM IN PROVIDING DERMATOLOGICAL CARE IN A PRIVATE MEDICAL ORGANIZATION

Dermatological diseases retain statistically significant positions in the structure of modern somatic pathology and are often characterized by severe medical and social consequences. The latter include an unreasonably high number of unsatisfactory treatment results, high level of expenses for diagnostics and treatment, low level of patient satisfaction. Taken together, this allows us to consider the comprehensive quality of dermatological care as a whole insufficient. Medical organizations in the private healthcare segment are no exception in this regard. One of the modern effective directions in improving the quality of a wide variety of types of medical care for the population is the widespread use of the so-called medical information systems (MIS). However, at the level of dermatological organizations in the private healthcare segment, this direction has not been practically worked out to date. Purpose of the study: improving the quality of dermatological care for the population in a private medical organization based on the development and implementation of a medical information system. Materials. The study included 2000 dermatological patients of a private medical organization. The control group (1000 people) consisted of patients in the period before the implementation, the main group (1000 people) – patients in the period after the implementation of the developed system. The duration of the compared periods was 2,5 years. Мethods. To obtain the results, the methods of objective examination, specialized patient questionnaires, simple and extended dermatoscopy, content analysis of medical documentation and databases of the medical organization, pharmacoeconomic analysis were used. The system of integrated assessment of the quality of medical care was applied. The methods of variation statistics were used to analyze the results. The exact level of statistical significance of differences in the results before and after the implementation of the developed MIS was calculated.. Subject. The study is at the intersection of two subject areas: «Organization of dermatological care for the population» and «Medical information systems». Results. As part of this study, a MIS was developed aimed at improving the organization of dermatological care for the population. The system was implemented in a medical organization in the private healthcare segment. The main results of such implementation were: an increase in the number of successful treatment results, the level of patient satisfaction with the quality of dermatological care, the level of its standardization, a decrease in direct economic costs for diagnostics and treatment. The integrated and comprehensive indicators of the quality of dermatological care have been increased.. Conclusion. Improving the quality of dermatological care for the population in a medical organization of the private healthcare segment based on the development and implementation of a medical information system has been achieved. The results obtained have a high level of statistical and medical-social significance

Текст научной работы на тему «РОЛЬ И МЕСТО МЕДИЦИНСКОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ПРИ ОКАЗАНИИ ДЕРМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В ЧАСТНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

ОС1: 10.21045/1811-0185-2024-10-89-99 УДК 614.2

РОЛЬ И МЕСТО МЕДИЦИНСКОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ

ПРИ ОКАЗАНИИ ДЕРМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В ЧАСТНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

М.Г. Карайланов0, П.С. Васильченкоь: , Н.С. Сушковас

ь ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Санкт-Петербург, Россия;

а ФГБВОУ ВО «Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова» Министерства обороны Российской Федерации, г. Санкт-Петербург, Россия; с ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет», г. Воронеж, Россия.

а http://orcid.org/0000-0001-6584-9492; ь https://orcid.org/0009-0003-3516-9877; с https://orcid.org/0009-0005-0974-0069.

И Автор для корреспонденции: Васильченко П.С.

АННОТАЦИЯ

Дерматологические заболевания сохраняют статистически значимые позиции в структуре современной соматической патологии и часто характеризуются тяжелыми медико-социальными последствиями. К последним следует отнести необоснованно высокое количество неудовлетворительных результатов лечения, высокий уровень расходов на диагностику и лечение, низкий уровень удовлетворенности пациентов.

В совокупности это позволяет считать комплексное качество дерматологической помощи в целом недостаточным. Не являются исключением в этом аспекте и медицинские организации частного сегмента здравоохранения.

Одним из современных эффективных направлений в повышении качества самых разнообразных видов медицинской помощи населению является широкое применение т.н. медицинских информационных систем (МИС).

Однако, на уровне дерматологических организаций частного сегмента здравоохранения данное направление до настоящего времени практически не проработано.

Цель исследования: повышение качества дерматологической помощи населению в частной медицинской организации на основе разработки и внедрения медицинской информационной системы.

Материалы. В исследование включено 2000 дерматологических пациентов частной медицинской организации. Контрольную группу (1000 чел.) составили пациенты в период до внедрения, основную группу (1000 чел.) - пациенты в период после внедрения разработанной системы. Продолжительность сравниваемых периодов составила по 2,5 года.

Методы. Для получения результатов использовались методы объективного осмотра, специализированного анкетирования пациентов, простой и расширенной дерматоскопии, контент-анализа медицинской документации и баз данных медицинской организации, фармакоэкономического анализа. Применена система интегрированной оценки качества медицинской помощи. Для анализа результатов использовались методы вариационной статистики. Рассчитывался точный уровень статистической значимости различий результатов до и после внедрения разработанной МИС.

Предмет. Исследование находится на «стыке» двух предметных областей - «Организация дерматологической помощи населению» и «Медицинские информационные системы».

Результаты. В составе настоящего исследования разработана МИС, направленная на улучшение организации оказания дерматологической помощи населению. Система внедрена м медицинскую организацию частного сегмента здравоохранения. Основными результатами такого внедрения явились: повышение количества результатов успешного лечения, уровня удовлетворенности пациентов качеством дерматологической помощи, уровня ее стандартизации, снижение прямых экономических расходов на диагностику и лечение. Повышены интегрированный и комплексный показатели качества дерматологической помощи.

Заключение. Повышение качества дерматологической помощи населению в медицинской организации частного сегмента здравоохранения на основе разработки и внедрения медицинской информационной системы достигнуто. Полученные результаты имеют высокий уровень статистической и медико-социальной значимости.

Ключевые слова: дерматологические заболевания, организация медицинской помощи, качество, частные медицинские организации, информационные системы.

Для цитирования: Карайланов М.Г., Васильченко П.С., Сушкова Н.С. Роль и место медицинской информационной системы при оказании дерматологической помощи в частной медицинской организации. Менеджер здравоохранения. 2024; 10:89-99. DOI: 10.21045/1811-0185-2024-10-89-99

•КС

© Карайланов М.Г., Васильченко П.С., Сушкова Н.С., 2024 г.

№ 10

2024

Manager

Zdravoochranenia

/Менеджер

здравоохранения

Введение

Дерматологическая патология сохраняет высокий уровень медико-социальной значимости [1—3]. При этом частные медицинские организации амбулаторного типа занимают все более «уверенные» позиции в структуре современного здравоохранения РФ [4, 5]. Ввиду относительно нового организационного «характера» и условий функционирования подобных медицинских центров неизбежно возникает проблема улучшения оказания и управления качеством медицинской помощи [6-15] в них.

В частности, проявлениями этой проблемы являются неоптимальные медицинский (по показателям ранней выявляемости патологии, диспансеризации, продолжительности активного лечения и реабилитационного периода, тяжести течения основного заболевания и наличия осложнений, эффективности профилактики, «затянутости» сроков консервативного и амбулаторного лечения) [15, 16], социальный (по показателям удовлетворенности пациентов оказанной медицинской помощью и их комплаен-са по отношению к специалистам и организациям) [17] и экономический (по показателям себестоимости лечебно-диагностического процесса, управленческого учета и инвестиционной деятельности компании) [18-23] компоненты комплексного качества [24-27], а также дефицит стандартизации [28, 29].

«Традиционный» подход к управлению качеством в дерматологии до настоящего времени характеризуется фактическим отсутствием автоматизации и низким уровнем эргономичности работы, что препятствуют ее надлежащей эффективности - «доказательства подтвердили связь между информационной перегрузкой и медицинскими ошибками» [30].

В этой связи следующим этапом на пути решения сложившейся ситуации явилось создание различных медико-информационных систем (МИС), показавших значительную эффективность в самых различных направлениях экономики [16, 31-36]. Однако, несмотря на свой высокий функциональный потенциал и уровень автоматизации процесса, известные МИС оказались недостаточно адаптированы конкретно к условиям частных амбулаторных медицинских организаций дерматологического профиля, т.к. эффективность медицинской помощи в них продолжает находиться на недостаточно высоком уровне [37].

Основными усматриваемыми причинами текущего состояния проблемы со стороны известных МИС являются отсутствие у них: 1) приспособленности к одновременному и равноэффективному

медицинскому и экономическому анализу; 2) эффективных интегральных показателей, детализирующих достигнутое качество дерматологической помощи; 3) возможности полноценных интерактивных коммуникаций в системе «врач-МИС-пациент»; 4) подсистем контроля качества, направленных на выбор оптимальных протоколов лечения, количества используемых препаратов, выявление «проблемных зон» в оказании помощи; 5) в целом - достаточности учета специфики функционирования медицинских организаций рассматриваемого типа.

К сожалению, в доступных информационных источниках на найдено исследований, направленных на усовершенствование подходов, разработку и реализацию МИС, направленных на полноценное и комплексное устранение приведенных «недостатков» традиционных решений по управлению качеством в заданных условиях. Приведенные обстоятельства доказывают актуальность настоящего исследования.

Целью исследования: повышение качества дерматологической помощи населению на основе разработки и внедрения медицинской информационной системы.

Материалы исследования

База исследования (место внедрения разработанной информационной системы): частная медицинская организация - Поликлиника «Дубрава» (Воронежская область, г. Воронеж, г. Калач).

Объекты исследования - 2000 пациентов дерматологического профиля.

Модель пациента: «подтвержденное наличие дерматологического заболевания, возраст 2070 лет».

Критерии включения в исследование:

• соответствие модели пациента;

• информированное согласие.

Критерии исключения из исследования:

• несовпадение по любому из критериев включения;

• онкологические заболевания кожи и слизистых;

• психическая патология;

• тяжелая соматическая патология в стадии суб- и декомпенсации;

• неотложные состояния.

Среди контингента, включенного в исследование, были выделены 2 сравниваемые группы:

• контрольная (1000 чел.) - пациенты в период до внедрения системы;

—1 90

Менеджер / Мападег № 10

здравоохранения / 2с1гв\/оосЬгвпвп'1в 2024 а

• основная (1000 чел.) - в период после внедрения системы.

Основу стандартизации групп составляло идентичное внутригрупповое распределение участников групп по возрасту и полу.

Периоды исследования:

• «до внедрения системы»: 2019 год - 1-я половина 2021 года (2,5 года);

• «после внедрения системы»: 2-я половина 2021 года - 2023 год (2,5 года).

Методы исследования

Дизайн исследования. Сравнение параллельных групп (parallel group design).

Для получения первичных данных был применен комплекс следующих методов - это:

• анализ жалоб, сбор анамнестических данных;

• объективный осмотр пациентов;

• анкетирование пациентов на предмет выяв-ляемости дерматологической патологии и удовлетворенности качеством дерматологической помощи (составлены специальные стандартизированные опросные формы);

• простая и расширенная дерматоскопия;

• методы уточняющей диагностики (лабораторные, инструментальные, морфологический);

• контент-анализ медицинской документации (амбулаторных историй болезни, отчетов заведующего отделением, базы данных медицинской организации) с включением регистрации исходов лечения по градациям «удовлетворительный», «промежуточный», «неудовлетворительный» в соответствии с рекомендациями Российского общества дерматовенерологов и косметологов и [38];

• фармакоэкономический анализ.

Фармакоэкономический анализ использовался

для оценки расходов на диагностику и лечение. Был использован анализ типа «затраты - эффективность» с вычислением коэффициента экономических расходов в пересчете на конкретного пациента по методикам [16, 19-23] Решетникова А.В. с соавт. (2003), Воробьева П.А. с соавт. (2008) и Drummond M.F. et al. (2005).

На основе показателей, извлеченных из первичных данных, производилась интегрированная оценка качества дерматологической помощи по официальной методике, утвержденной Национальным НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко (2010) [25]. Эта оценочная система включает по утвержденным формулам расчет 4 интегральных коэффициентов качества - это:

• коэффициент медицинской эффективности (КМЭ) - отношение числа достигнутых медицинских результатов к общему числу случаев оказания дерматологической помощи;

• коэффициент социальной эффективности (КСЭ) - отношение числа случаев удовлетворенности пациентов качеством оказания дерматологической помощи к общему числу случаев ее оказания;

• коэффициент экономической эффективности (КЭЭ) - отношение нормативных затрат к фактически произведенным затратам на оцениваемые случаи оказания дерматологической помощи;

• коэффициент стандартизации (К ) - отношение случаев оказания дерматологической помощи, соответствующих официальному стандарту или оптимальной технологии, к общему числу случаев ее оказания.

Далее в рамках этой оценочной системы: на основе КМЭ, КСЭ и КЭЭ рассчитывался интегрированный показатель качества (ИПК), на основе ИПК и Кст - комплексный показатель качества (КПК).

Методы статистического анализа результатов включили последовательное применение следующих методик.

Расчет необходимого объема выборок в соответствии с желаемой точностью исследования проводился по методике Н.А. Плохинского (1961) [25, 39] и К.А. Отдельновой (1980) [25, 40].

Для осуществления статистического анализа эмпирические данные по каждой исследуемой группе были интегрированы в единую базу данных. База данных содержала исследуемые показатели в виде абсолютных и относительных величин, занесенных в электронные статистические таблицы. Все собираемые данные отвечали критериям достоверности и сопоставимости. Совокупность значений каждого из изучаемых показателей в составе каждой стадии и этапа исследования представлялась в виде вариационных рядов, соответствующих сравниваемым группам.

Для анализа вариационного ряда использовались следующие описывающие его параметры (т.н. «дескриптивные статистики») [41]:

• объем выборки (n);

• «центральные значения»: среднее арифметическое (М), медиана (Ме);

• «статистический разброс»: среднее квадра-тическое отклонение (± s), верхний и нижний квартили (UQ и LQ), коэффициент вариации (CV), стандартная ошибка среднего (m).

С

«КС

№ 10

2024

Manager

Zdravoochranenia

/Менеджер

здравоохранения

Для показателей, которые не имеют внутри-группового «статистического разброса», производилось вычисление их относительного количества в % случаев в каждой из групп с последующим сопоставлением [41].

Для показателей, которые имеют «статистический разброс», в каждой из групп вычислялось центральное значение показателя и его «дисперсия» [41].

Для оценки характера распределения значений исследуемых показателей применялся W-критерий Шапиро-Уилка [41].

Для оценки статистической значимости межгрупповых различий использовались параметрический t-критерий Стьюдента и непараметрический U-критерий Манна-Уитни [41].

Принятый критический уровень статистической значимости межгрупповых различий р < 0,05 [25, 38, 41].

Техническое оснащение:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• светильник Ajax LED-2; лупа «8066LED-A 3D»; лампы Вуда D-221 и «Сапфир»; дерматоскоп «EUROLIGHT D302,5V», анализатор кожи «Moji AI», анализатор кожи и волос RMS-TST-568, гематологический анализатор «Mindray BC-5800», иммунохимический анализатор «IMMAGE800», иммуноферментный анализатор «ELISYS DUO», количественная флуоресцентная ДНК-ПЦР-система «TIANLONG Gentier 96E» (тест в режиме реального времени), оптический микроскоп «Olympus BX43», стандартное оснащение гистологической лаборатории;

• персональный компьютер Asus на основе процессора Intel (R) Core (TM) 2 Quad CPU Q 9550 @ 2,83 ГГц 2,00 ГБ ОЗУ с операционной системой Microsoft Windows® XP Professional Service Pack 3 версия 5.1.

Автоматизация статистического анализа. Были применены стандартные пакеты прикладного программного обеспечения MS Excel XP и StatSoft Statistica 6.0.

Результаты исследования оформлены в соответствии с рекомендациями [38], [41] и [42].

Результаты исследования

В настоящем исследовании разработана медицинская информационная система «МИС «Дубрава» include Private Dermatology Organization Expert-1.0», направленная на оптимизацию управления качеством медицинской помощи в описываемых условиях.

Технические характеристики программы. Разработанная программа представляет собой кросс-платформенное приложение, которое адаптировано для таких типов ЭВМ, как IBM PC-совместимые персональные компьютеры, и таких типов операционных систем, как Windows 7/8/8.1/10/11. Объём программы (исходного текста) составил 8,29 Мбайт, листинг исходного кода - 14 страниц в формате RTF, размер исполняемого файла - 3,104 Кбайт.

Используемые инструментальные средства. Используемый подход к разработке программного комплекса «МИС «Дубрава» include Private Dermatology Organization Expert-1.0» был направлен на обеспечение высоких показателей качества функционирования, производительности программирования, надежности дальнейшего развития и сопровождения. Программные модули программы созданы с помощью языка программирования C# (C Sharp) с использованием инструментального средства быстрой разработки корпоративных информационных систем Qt 5.12. Данное средство сочетает в себе удобство визуальной среды разработки, объектно-ориентированный подход, разнообразные возможности повторного использования кода, открытую архитектуру и высокопроизводительный компилятор языка C# (C Sharp), являющийся на сегодняшний день одним из наиболее мощных языков программирования. Т.о., в средство Qt 5.12 входит мощная и гибкая среда программирования. Логическая структура программного комплекса «МИС «Дубрава» include Private Dermatology Organization Expert-1.0» включает файлы исходного кода системы («программные»).

Файлы исходного кода объединены в проект, состав и свойства которого описаны в файле vmp_ diagnostic.pro. Проект включает 6 файлов, наименование и назначение которых описано в таблице 1.

Структурно-функциональные характеристики программы. Разработанная МИС имеет 8 модулей. Каждый из модулей затрагивает работу определенного персонала поликлиники:

модуль 1: «Терминал электронной очереди» -отправная точка Электронной Очереди (ЭО), выдает талоны к регистратору или специалисту;

модуль 2: «Регистратор» - позволяет регистраторам обрабатывать ЭО, переадресовывать пациентов к специалисту, регистрировать рабочее время сотрудников, обрабатывать результаты анализов для выдачи пациентам;

модуль 3: «Монитор электронной» - позволяет выводить на монитор и озвучивать очередь талонов;

Менеджер / Maneger № 10

здравоохранения / Zdrevoochrenenie 2024 *

Таблица 1

Наименование и назначение файлов системы «МИС «Дубрава» include Private Dermatology Organization Expert-1.0»

Наименование Назначение

vmp_dignostic.pro главный файл проекта, осуществляет создание формы проекта и запуск программы

mainwindow.h заголовочный файл проекта

mainwindow.cpp файл реализации логики проекта

mainwindow.ui файл дизайна формы проекта

resources.qrc файл дополнительных ресурсов проекта

main.cpp файл точки входа в приложение

модуль 4: «Медсестра» - позволяет медицинской сестре пригласить пациента на процедуру, списать расходные материалы;

модуль 5: «Оператор Центра звонков» - предназначен для работы Операторов Центра Звонков (Call-center). Имеет интеграцию с VoIP-сервером Asterisk, что позволяет при входящем звонке с известного номера видеть информацию о пациенте. Позволяет вести Лист ожидания. Имеет функционал обработки результатов анализов с выгрузкой в локальную базу и в личный кабинет на сайт поликлиники;

модуль 6: «Администратор» - многофункционален и предназначен для работы Администраторов поликлиники, Бухгалтера, Администратора системы. Позволяет управлять персоналом, вести учет рабочего времени персонала и управлять МИС;

модуль 7: «Специалист» - позволяет Специалисту вызвать талон пациента на прием через ЭО, провести прием в электронном виде с использованием расчетов данных и рекомендаций по лечению, списать расходные материалы. При завершении приема специалист проходит контроль;

модуль 8: «Private Dermatology Organization Expert-1.0» - осуществляет собственно информационно-аналитическое обеспечение работы дерматолога, наиболее важен в интересах исследования.

Информационная часть модуля «Private Dermatology Organization Expert-1.0» включает 2 раздела - это:

раздел 1: «банк пациентов»;

раздел 2: «структурированный дерматологический справочник».

Аналитическая часть модуля «Private Dermatology Organization Expert-1.0» включает 5 разделов - это: раздел 1: «диагностика заболевания по входящим данным»;

раздел 2: «формирование протокола уточняющей диагностики (при необходимости»);

раздел 3: «формирование протокола лечения»; раздел 4: «протокол маршрутизации»; раздел 5: «экспертиза качества».

«Входные данные» для дерматолога: стандартизированные данные анкетирования, анамнеза, осмотра и обследования пациентов.

«Выходные данные» для дерматолога: диагноз (включая нозологическую форму, степень тяжести и клинико-патогенетическую стадию процесса), рекомендательный протокол дообследования, лечения и маршрутизации. Также учитываются сочетанные поражения.

Механизм преобразования данных. Было разработано 33 протокола диагностики, лечения и маршрутизации пациентов в соответствии с конкретными нозологическим формами или любыми их сочетаниями. Протоколы получили программную реализацию.

Результаты эмпирической проверки эффективности разработанной медицинской информационной системы. Поток профильных пациентов в медицинской организации - базе исследования (за весь период наблюдения) представлен в таблице 2.

С

«КС

Таблица 2

Показатели потока дерматологической обращаемости в частную медицинскую организацию за периоды исследования

количественные количество обслуженных пациентов, чел.

показатели в день в месяц в год за период исследования

min - max 0-47 619-768 7423-9217 42062

M ± s 23,5 ± 3,54 693,5 ± 105,66 8412,40 ± 721,36 42062 ± 0,00

№ 1O

2O24

Manager

Zdravoochranenia

/Менеджер

здравоохранения

Таблица 3

Подробные вариационные статистики показателей дерматологической обращаемости в частную медицинскую организацию за периоды исследования

сравниваемые периоды наблюдения по отношению к внедрению МИС M Me 2 min max LQ UQ ± s m

общая обращаемость:

«до» 4250,3 5063,0 12751 2515 5173 2515 5173 1503,12 35,38 868,25

«после» 3991,7 4508,0 11975 2516 4951 2516 4951 1297,11 32,49 748,83

первичная обращаемость:

«до» 2987,3 3445,0 8962 1806 3711 1806 3711 1031,13 34,53 595,64

«после» 2964,0 3462,0 8892 1806 3624 1806 3624 1006,10 33,94 580,89

% первичной от общей:

«до» 69,9 69,9 139,9 66,6 73,3 66,6 73,3 4,74 6,77 3,35

«после» 75,0 75,0 150,0 73,2 76,8 73,2 76,8 2,55 3,39 1,80

Количество пациентов, представленное в таблице 2, позволило отобрать из них 2 репрезентативные выборки по 1000 чел. для определения фактической эффективности разработанной системы в сравнении с контролем.

Подробные вариационные статистики показателей дерматологической обращаемости представлены в таблице 3.

При дальнейшем статистическом анализе - определении уровня статистической значимости межгрупповых различий показателей дерматологической обращаемости - мы получаем результаты, представленные в таблице 4.

Данные, представленные в таблицах, позволяют заключить, что между сравниваемыми периодами наблюдения: 1) показатели общей обращаемости и % первичной от общей обращаемости имеют статистически значимые различия (р <0,05); 2) показатель первичной обращаемости, напротив, не имеет таких различий (р > 0,05).

Такое соотношение показателей дерматологической обращаемости возможно интерпретировать,

как сокращение повторных обращений, связанных с недостаточно эффективным лечением, при сохранении потока пациентов, обращающихся впервые. При этом повышение удельного веса первичной обращаемости среди всей обращаемости составляет +7,3%.

Другим немаловажным наблюдением явилось то, что доля активной ранней выявляемости дерматологической патологии среди всей первичной обращаемости с верификацией диагноза составляет: до внедрения МИС - 32%, после ее внедрения -73%. Т.о. преимущество разработанной системы в этом аспекте составило 41% (!).

На завершающем этапе исследования результаты интегрированной оценки качества дерматологической помощи до и после внедрения разработанной системы показали следующее.

Показатель медицинской эффективности. Среди обследуемого контингента значения показателя составили (рис. 1):

• до внедрения системы (контрольная группа, 1000 чел., из периода наблюдения «2010 - 1-я пол. 2021 гг.»): 64%;

Таблица 4

Результаты анализа статистической значимости межгрупповых

различий показателей дерматологической обращаемости в частную медицинскую организацию за периоды исследования

Показатели М ± s \-vaiue p-level

обращаемости «до внедрения» «после внедрения»

общая («О»), чел. 4250,3 ± 1503,12 3991,7 ± 1297,11 0,225602 0,043256

первичная («П»), чел. 2987,3 ± 1031,13 2964,0 ± 1006,10 0,028045 0,447897

% «П» от «О» 69,9 ± 4,74 75,0 ± 2,55 11,32791 0,031541

Менеджер / Мепедег № 10

здравоохранения / 2с1гв\/оосЬгвпвп'1в 2024 а

• после внедрения системы (основная груп-па,1000 чел., из периода наблюдения «2-я пол. 2021-2023 гг.»): 86%;

• межгрупповое различие составило 22% с преимуществом со стороны основной группы.

Показатель социальной эффективности. Среди обследуемого контингента значения показателя составили (рис. 1):

• до внедрения системы (контрольная группа, 1000 чел., из периода наблюдения «2010-1-я пол. 2021 гг.»): 52%;

• после внедрения системы (основная группа, 1000 чел., из периода наблюдения «2-я пол. 20212023 гг.»): 87%;

• межгрупповое различие составило 35% с преимуществом со стороны основной группы.

Показатель экономической эффективности. Среди обследуемого контингента значения показателя составили (рис. 1):

• до внедрения системы (контрольная группа, 1000 чел., из периода наблюдения «2010-1-я пол. 2021 гг.»): 42%;

• после внедрения системы (основная группа, 1000 чел., из периода наблюдения «2-я пол. 20212023 гг.»): 89%;

• межгрупповое различие составило 47% с преимуществом со стороны основной группы.

Показатель стандартизации. Среди обследуемого контингента значения показателя составили (рис. 1):

• до внедрения системы (контрольная группа, 1000 чел., из периода наблюдения «2010-1-я пол. 2021 гг.»): 61%;

• после внедрения системы (основная группа, 1000 чел., из периода наблюдения «2-я пол. 20212023 гг.»): 95%;

• межгрупповое различие составило 34% с преимуществом со стороны основной группы.

Рис. 1. Результаты интегрированной оценки качества дерматологической помощи в частной медицинской организации до и после внедрения разработанной МИС

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С

#хс

№ 10

2024

Мападег

Хс5га^оосЬгвпвп1в ,

'Менеджер

здравоохранения

Интегрированный показатель качества. Среди обследуемого контингента значения показателя составили (рис. 1):

• до внедрения системы: 56%;

• после внедрения системы: 87,3%;

• межгрупповое различие составило 31,3% с преимуществом со стороны основной группы.

Комплексный показатель качества. Среди обследуемого контингента значения показателя составили (рис. 1):

• до внедрения системы: 57,3%;

• после внедрения системы: 89,3%;

• межгрупповое различие составило 32% с преимуществом со стороны основной группы.

Т.о. полученные результаты показали, что на уровне интегрированной оценки качества дерматологической помощи внедрение разработанной системы информационно-аналитического обеспечения в качестве аддитивного инструмента управления им следует признать высокоэффективным. Это доказывается медико-социально-адаптивными изменениями как «отдельных» популяционных показателей медицинской, социальной, экономической эффективности и стандартизации, так и рассчитанных на их основе интегрированного и комплексного показателей качества дерматологической помощи по сравнению с «традиционными условиями» при высоком уровне статистической значимости этих изменений.

Обсуждение

До настоящего времени («в традиционных условиях») организация дерматологической помощи населению в медицинских организациях частного сегмента здравоохранения являлась неоптимальной. Этому свидетельствуют интегральные показатели ее медицинской, социальной, экономической эффективности, уровня стандартизации, а также комплексного качества, которые в целом являлись недостаточными.

С целью устранения или компенсации установленной проблемы в составе настоящего исследования предпринята разработка специализированной медицинской информационной системы, функциональные характеристики которой направлены на это.

Система была успешно внедрена в работу крупной медицинской организации частного сегмента здравоохранения, состоящей из двух филиалов, обслуживающих значительный поток дерматологических пациентов.

После ее внедрения организация дерматологической помощи заметно оптимизировалась: обозначенные интегрированные показатели ее качества принципиально улучшились (на 22-47%). Комплексный показатель качества улучшен на 32%.

Т.о., результаты проведенного исследования позволили сделать научный вывод о том, что организация дерматологической помощи в описываемых условиях с применением разработанной медицинской информационной системы является принципиально лучшей по сравнению с таковыми без ее использования, что доказывается интегрированной оценкой качества и позволяет рекомендовать ее к дальнейшему внедрению в практику организационного и дерматологического здравоохранения.

Заключение

Результаты проведенного исследования: 1) имеют высокий уровень статистической и медико-социальной значимости; 2) позволяют заключить, что его цель, а именно - повышение качества дерматологической помощи населению в частной медицинской организации на основе разработки и внедрения медицинской информационной системы, следует считать достигнутой.

Основная роль медицинской информационной системы при оказании дерматологической помощи в частной медицинской организации заключается в повышении ее комплексного качества, ровно, как и каждого из его базисных компонентов - медицинской, социальной и экономической эффективности.

Место медицинской информационной системы при оказании дерматологической помощи в частной медицинской организации заключается не только в структурах обеспечения логистики потока и маршрутизации пациентов, но и в информационно-аналитической поддержке организации лечебно-диагностического процесса.

1. Скрипкин Ю.К. Дерматовенерология: национальное руководство / Ю.К. Скрипкин, Ю.С. Бутов, О.Л. Иванов. - Москва, 2011. - 1024 с.

2. Улумбекова Г.Э. Медицинская информатика в общественном здоровье и организации здравоохранения. национальное руководство, 3-е изд / Г.Э. Улумбекова, В.А. Медик. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2022. - 1184 с. -^N978-5-9704-7023-7.

Менеджер / Мепедег № 10

здравоохранения / 2с1гт\/оосЬгвпеп'1в 2024 а

3. Улумбекова Г.Э. Общественное здоровье и здравоохранение с основами медицинской информатики: национальное руководство, 2-е изд/ Г.Э. Улумбекова, ВА Mедик. - Mосква: ГЭОTAР-Mвдиа, 2022. - 1144 с. - I SBN 978-5-9704-6723-7.

4. Частный бизнес в здравоохранении / Прогноз Mинэкономразвития: что ждёт здравоохранение в 2024 году? // Современная научно-технологическая академия: официальный сайт [электронный ресурс]. - 2023. - https://www.snta.ru/ press-center/prognoz-minekonomrazvitiya-chto-zhdyet-zdravookhranenie-do-2024-goda/(Дата обращения: 19.03.2024).

5. Муслимов М.И. Оценка качества платных медицинских услуг в негосударственных медицинских учреждениях, как фактор повышения эффективности и результативности медицинской помощи / M.K Mуслимов // Социальные аспекты здоровья населения. - 2013. - Т. 4, № 32. - С. 8.

6. Карайланов М.Г. Mетодический подход к оценке эффективности медицинской организации, оказывающей амбулаторную помощь / M.r. Карайланов [и др.] // Клиническая патофизиология. - 2016. - Т. 22, № 4. - С. 134-140.

7. Карайланов М.Г. Первичная медико-санитарная помощь в современной системе здравоохранения / M.r. Карайланов [и др.] // «Mатериалы всеармейской научно-практический конференции «Опыт применения сил и средств медицинской службы вооруженных сил министерства обороны РФ ^О СССР) при ликвидации медико-санитарных последствий ЧС», Санкт-Петербург, 25 ноября 2016 года» сб. науч. тр. - Санкт-Петербург: Военно-медицинская академия имени CM. Кирова, 2016. - С. 144-145.

8. Мартынов A.A. Основные направления стратегического развития дерматовенерологической помощи / A.A. Mарты-нов, AA Власова // Фарматека. - 2017. - № 54. - С. 56-63.

9. Бильдюк E.B. Оптимизация качества медицинской помощи пациентам хроническими дерматозами в условиях стационара: дис. ... канд. мед. наук: 14.01.10 - кожные и венерические болезни / Е.В. Бильдюк. - Казань, 2020. - 215 с.

10. Donabedían А. The Criteria and Standards of Quality / A. Donabedian // JAMA. - 1988. - 260. - P. 1743-1748.

11. Donabedian А. Explorations in Quality Assessment and Monitoring / A. Donabedian. - Mich: Health Administration Press, 1982. - 25 p.

12. Donabedian А. The Methods and Findings of Quality Assessment and Monitoring / A. Donabedian. - Michigan: Health Administration Press, 1985. - 900 p.

13. Donabedian А. The Quality of Care: How Can It Be Assessed? / A. Donabedian // JAMA. - 1988. - Vol. 260. -P. 1743-1748.

14. Donabedian А. The quality of medical care methods for assessing and monitoring the quality of care for research and for quality assurance programs / A. Donabedian // Science. - 1978. - Vol. 200. - P. 856-864.

15. Donabedian А. Explorations in Quality Assessment and Monitoring. Vol. 1: The Definition of Quality and Approaches to Its Assessment / A. Donabedian. - Michigan: Health Administration Press, 1980. - 457 p.

16. Золотухин Q.B. Трехуровневая система оказания медицинской помощи на примере урологической службы Воронежской области: дис. ... д-ра мед. наук / О.В. Золотухин. - Mосква, 2018. - 342 с.

17. A/ксенова Е.И. Показатели доступности и качества медицинской помощи, обеспечивающие удовлетворенность населения медицинской помощью в различных странах мира: экспертный обзор / Е.И. Aксенова, О.В. Бессчетнова. - Mо-сква: ГБУ «HИИОЗMM ДЗM», 2021. - 40 с.

18. Баканов М.И. Теория экономического анализа / M.K Баканов, A^. Шеремет. - Mосква, 2001. - 416 с.

19. Решетников A.B. Mедико-социологический мониторинг / A3. Решетников. - Mосква, 2003. - 1048 с.

20. Решетников A.B. Применение клинико-экономического анализа в медицине / A3. Решетников [и др.]. - Mосква, 2009. - 179 с.

21. Решетников A.B. Управление финансами в государственном здравоохранении / A3. Решетников, В.Б. Филатов // «Управление в здравоохранении России и США опыт и проблемы»: сб. науч. тр. - Новосибирск, 1997. - С. 137-158.

22. Bоробьев П.A. Клинико-экономический анализ / ПА Воробьев [и др.]. - Mосква, 2008. - 778 с.

23. Current trends in the use of pharmacoeconomics and outcomes research in Europe / M.F. Drummond [et al.] // Value Health. - 1999. - Vol. 2, № 5. - Р.323-330.

24. Байгулова A.A. Эффективность частных медицинских организаций в системе здравоохранения России / A.A. Байгу-лова, A3. Довлетов // Теоретическая и прикладная экономика. - 2023. - № 1. - С. 36-45.

25. Лисицин Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение / Ю.П. Лисицын. - Mосква, 2010. - 512 с.

26. Стародубов B.И. Общественное здоровье и здравоохранение: национальное руководство / В.И. Стародубов, О.П. Щепин. - Mосква, 2014. - 624 с.

27. Сергеева Н.М. О подходах к оценке эффективности функционирования медицинских организаций / KM. Сергеева // Mеждународный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2017. - № 2-1. - С. 72-76.

28. Золотарев П.Н. Научное обоснование многофакторного подхода к оценке деятельности лабораторной службы субъекта Российской Федерации: дис. ... д-ра мед. наук: 14.02.03 - общественное здоровье и здравоохранение / П.Н. Золотарев. - Mосква, 2019. - 299 с.

29. Манухина E.B. Роль стандартов в повышении эффективности здравоохранения и качества медицинской помощи / Е.В. Mанухина, Г.Б. Aртемьева // Социальные аспекты здравоохранения. - 2012. - Т. 5, № 27. - С. 5.

30. Балиашвили Д.У. Информационно-аналитическое обеспечение контроля качества медицинской помощи в многопрофильном стационаре: дис. ... канд. мед. наук / Д.У. Балиашвили. - Mосква, 2005. - 137 с.

31. Олхорст Ф. Бизнес-аналитика превращается в нечто новое? [Электронный ресурс] / Ф. Олхорст. - 2013. -http://www.pcweek.ru/idea/article/detail.php? ID=134942 (дата обращения: 12.04.2024).

32. Пьянков О.В. Информационно-аналитическая система: назначение, роль, свойства / О.В. Пьянков // Информационная безопасность регионов. - 2014. - Т. 14, № 1. - С. 21-26.

33. Грибова B.B. Облачный сервис поддержки принятия решений в кардиологии на основе формализованных знаний / В.В. Грибова, M3. Петряева, E.A. Шалфеева // Сибирский журнал клинической и экспериментальной медицины. -2020. - Т. 35, № 4. - С. 32-38.

•КС

№ 1O

2O24

Manager

Zdravoochranenia

/Менеджер

здравоохранения

34. Плащевая Е.В. Информационные технологии в медицине: методические указания / Е.В. Плащевая. - Благовещенск, 2022. - 30 с.

35. Сушкова Н.С. Разработка информационной системы как инструмент повышения качества медицинских и туристских услуг / Н.С. Сушкова [и др.] // Современная экономика: проблемы и решения. - 2022. - Т. 152, № 8. - С. 41-59. -DOI 10.17308/meps/2078-9017/2022/8/41-59.

36. Карайланов М.Г. Основные направления улучшения диспансерного наблюдения за пациентами с применением цифровых технологий / М.Г. Карайланов [и др.] // Медицина и организация здравоохранения. - 2024. - Т. 9, № 1. -С. 136-150. - DOI 10.56871/MHC0.2024.40.98.011.

37. Кубанова А.А. Предпосылки развития дерматовенерологической помощи с учетом реализации национального проекта «Здравоохранение» / А.А. Кубанова, А.А. Мартынов, А.В. Власова // Вестник РАМН. - 2019. - Т. 74. - № 4. -С. 235-244.

38. Флетчер Р. Клиническая эпидемиология: основы доказательной медицины / Р. Флетчер, С. Флетчер, Э. Вагнер. -Москва, 1998. - 352 с.

39. Плохинский Н.А. Биометрия / Н.А. Плохинский. - Новосибирск, 1961. - 365 с.

40. Отдельнова К.А. Определение необходимого числа наблюдений в социально-гигиенических исследованиях / К.А. Отдельнова // ММИ № 2: сб. науч. тр. - Т. 150, № 6. - Москва, 1980. - С. 18-22.

41. Реброва О.Ю. Статистический анализ медицинских данных. Применение пакета прикладных программ «Statistica» / О.Ю. Реброва. - Москва, 2002. - 312 с.

42. World Association of Médical Editors (WAME) [electronic resource]. - http://www.wame.org (дата обращения: 20.09.2024).

ЗНО DHO

S

зЯо

ORIGINAL PAPER

THE ROLE AND PLACE OF MEDICAL INFORMATION SYSTEM IN PROVIDING DERMATOLOGICAL CARE IN A PRIVATE MEDICAL ORGANIZATION

M.G. Karailanova, P.S. Vasilchenkob: , N.S. Sushkova'

a b Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "St. Petersburg State Pediatric Medical University" of the Ministry of Health of the Russian Federation, St. Petersburg, Russia; a Federal State Budgetary Military Educational Institution of Higher Education "Military Medical Academy named after S.M. Kirov" of the Ministry of Defense of the Russian Federation, St. Petersburg, Russia; c Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Voronezh State University", Voronezh, Russia.

a http://orcid.org/0000-0001 -6584-9492; b https://orcid.org/0009-0003-3516-9877; c https://orcid.org/0009-0005-0974-0069.

H Corresponding author: Vasilchenko P.S.

ABSTRACT

Dermatological diseases retain statistically significant positions in the structure of modern somatic pathology and are often characterized by severe medical and social consequences. The latter include an unreasonably high number of unsatisfactory treatment results, high level of expenses for diagnostics and treatment, low level of patient satisfaction.

Taken together, this allows us to consider the comprehensive quality of dermatological care as a whole insufficient. Medical organizations in the private healthcare segment are no exception in this regard.

One of the modern effective directions in improving the quality of a wide variety of types of medical care for the population is the widespread use of the so-called medical information systems (MIS).

However, at the level of dermatological organizations in the private healthcare segment, this direction has not been practically worked out to date. Purpose of the study: improving the quality of dermatological care for the population in a private medical organization based on the development and implementation of a medical information system.

Materials. The study included 2000 dermatological patients of a private medical organization. The control group (1000 people) consisted of patients in the period before the implementation, the main group (1000 people) - patients in the period after the implementation of the developed system. The duration of the compared periods was 2,5 years.

Methods. To obtain the results, the methods of objective examination, specialized patient questionnaires, simple and extended dermatoscopy, content analysis of medical documentation and databases of the medical organization, pharmacoeconomic analysis were used. The system of integrated assessment of the quality of medical care was applied. The methods of variation statistics were used to analyze the results. The exact level of statistical significance of differences in the results before and after the implementation of the developed MIS was calculated..

Subject. The study is at the intersection of two subject areas: «Organization of dermatological care for the population» and «Medical information systems».

Results. As part of this study, a MIS was developed aimed at improving the organization of dermatological care for the population. The system was implemented in a medical organization in the private healthcare segment. The main results of such implementation were: an increase in the number of successful treatment results, the level of patient satisfaction with the quality of dermatological care, the level of its standardization, a decrease in direct economic costs for diagnostics and treatment. The integrated and comprehensive indicators of the quality of dermatological care have been increased..

Conclusion. Improving the quality of dermatological care for the population in a medical organization of the private healthcare segment based on the development and implementation of a medical information system has been achieved. The results obtained have a high level of statistical and medical-social significance.

Key words: dermatological diseases, organization of medical care, quality, private medical organizations, information systems. For citation: Karailanov M.G., Vasilchenko P.S, Sushkova N.S The role and place of the medical information system in the provision of dermatological care in a private medical organization. Manager Zdravoohranenia. 2024; 10:89-99. DOI: 10.21045/1811-0185-2024-10-89-99

—I 98

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Менеджер / Meneger № 10

здравоохранения / ZdrevoochrBnenie 2024 •

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / ABOUT THE AUTHORS

Карайланов Михаил Георгиевич - д-р мед. наук, доцент, заведующий кафедрой организации здравоохранения и общественного здоровья Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова Минобороны России, г. Санкт-Петербург, Россия; профессор кафедры общественного здоровья и здравоохранения Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета Минздрава России, г. Санкт-Петербург, Россия.

Mikhail G. Karailanov - Doctor of Medical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Healthcare Organization and Public Health of the Kirov Military Medical Academy of the Ministry of Defense of the Russian Federation, St. Petersburg, Russia; Professor of the Department of Public Health and Healthcare of the St. Petersburg State Pediatric Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation, St. Petersburg, Russia. E-mail: [email protected]

Васильченко Петр Сергеевич - соискатель ученой степени кандидата медицинских наук, кафедра общественного здоровья и здравоохранения Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета Минздрава России, г. Санкт-Петербург, Россия.

Petr S. Vasilchenko — candidate for the degree of candidate of medical sciences, Department of Public Health and Healthcare, St. Petersburg State Pediatric Medical University, Ministry of Healthcare of the Russian Federation, St. Petersburg, Russia. E-mail: [email protected]

Сушкова Наталья Сергеевна - канд. эконом. наук, доцент кафедры «Рекреационная география, страноведение и туризм», г. Воронеж, Россия.

Natalia S. Sushkova - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Recreational Geography, Regional Studies and Tourism, Voronezh, Russia. E-mail: [email protected]

Здравоохранение-2024

В МИНЗДРАВЕ НАЗВАЛИ БЫСТРЫЕ МЕРЫ ПО ЛИКВИДАЦИИ КАДРОВОГО ДЕФИЦИТА

акрыть 50% кадрового дефицита в российском здравоохранении в краткосрочной перспективе позволит трудоустройство ординаторов второго года обучения, сокращение сроков подготовки медработников по некоторым специальностям и перераспределение профицитных специальностей внутри регионов. Об этом заявила 24 сентября на V Всероссийском демографическом форуме заместитель министра здравоохранения Евгения Котова. По словам представителя Минздрава, эти меры в числе «быстрых». А вопросы по трудоустройству врачей-ординаторов в медорганизации и сокращению сроков подготовки по отдельным специальностям уже решены. Также Котова сообщила, что к 2030 году в России планируется завершить создание цифровой платформы, на которой будут объединены все данные о состоянии здоровья человека, о состоянии сети медицинских организаций и о медицинских кадрах. Управление отраслью на основе цифровых двойников, на ее взгляд, создает предпосылки и условия для персонализированной медицины, профилактики и лечения.

Источник: ТАСС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.