Роль и место корпоративного сектора в CEN-SAD: развитие и перспективы
Филина Александра Дмитриевна
аспирант, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, [email protected]
Актуальность статьи обусловлена высокой значимостью корпоративного сектора в развитии экономики: он играет ключевую роль в обеспечении занятости, производстве товаров, исследованиях и разработках научной продукции, это доказано успешным опытом развитых стран и отдельных государств с развивающейся экономикой. Целью статья является научное обоснование роли и места корпоративного сектора в странах CEN-SAD, выявление направлений и перспектив развития. В качестве методов исследования в статье были использованы: систематизация и обобщение научной литературы и статистической информации, сравнительный и логический анализ. В статье определены основные проблемы, ограничивающие возможности предпринимательства в странах Африки. Основными препятствиями развития корпоративного сектора в странах CEN-SAD являются доступ к электроэнергии, доступ к финансированию (особенно для малых и средних предприятий), а также политические факторы (коррупция, налогообложение, политическая нестабильность). Сформулированы перспективы корпоративного сектора: развитие инфраструктуры (транспортной и цифровой), повышение уровня интеграции между странами - партнёрами по региональным интеграционным группировкам.
Ключевые слова: корпоративный сектор, инфраструктура, интеграция, Африка, конкуренция, предпринимательство, финансирование
м см о см
1С
О!
^
I-О ш т х
<
т о х
X
Корпоративный сектор играет очень важную роль в экономическом развитии страны. Спектр общественно-политических и экономических функций, выполняемых данным сектором, очень широк. Однако для того, чтобы эти функции носили не только декларативный характер, а действительно реализовы-вались, и корпоративный сектор занимал всё более значимое положение в экономике, - необходим ряд факторов и условий, способствующих его развитию [3]. Корпоративный сектор обеспечивает необходимую мобильность в рыночных условиях, создаёт глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима высокая эффективность. Во-вторых, он способен не только быстро заполнить возникшие ниши в потребительской сфере, но и относительно быстро окупиться. В-третьих, создать конкурентную среду. В-четвертых (и, пожалуй, самое главное), он создаёт бизнес-среду и предпринимательскую активность, без которых невозможна рыночная экономика [9].
Трудности континента имеют вполне ясные причины: политическая нестабильность; отсутствие государства, заинтересованного в долгосрочном развитии; клиентелизмом в обществах, структуры которых долгое время оставались более ориентированными на перераспределение богатств, чем на их накопление. Рост, наблюдаемый в последние годы, ещё не представляет собой реальный экономический взлёт, подобный тому, что наблюдается в азиатских странах. Всё ещё ма-лоиспользуемые природные ресурсы и «молодость» населения открывают большой потенциал, но неразвитость инфраструктуры, почти полное отсутствие образования и подготовки для трудоустройства, большой вес неформальной экономики и семейных фермерских хозяйств являются серьёзными препятствиями [7, 17].
Региональная интеграция в Африке прошла несколько этапов и приняла множество форм в соответствии с различными целями и областями. Вначале она возникла в виде региональных группировок, которые справились с региональными и международными изменениями на африканском континенте и с тем, что было известно как «старый регионализм», где была создана Организация африканского единства, а затем образовались некоторые региональные блоки, возникшие в 70-х и 80-х годах прошлого века, такие как Экономическое сообщество западноафриканских государств (ЭКОВАС), Экономическое сообщество центральноафрикан-ских государств (ЭСЦАГ), Общий рынок Восточной и Южной Африки (КОМЕСА). В рамках «нового регионализма» в Африке возникло несколько региональных группировок, наиболее заметным из которых является Сообщество Сахело-Са-харских государств, созданное в 1998 г. и известное как сообщество ОЕЙ-БАО. Его деятельность направлена на достижение экономической интеграции путём сосредоточения внимания на следующих целях [15, 20]:
1. Создание всеобъемлющей экономической интеграции.
2. Реализация комплексной стратегии развития.
3. Устранение всех барьеров, препятствующих свободному движению людей и капиталов.
4. Расширение и улучшение наземного, воздушного и морского транспорта и телекоммуникаций.
Несмотря на годы существования сообщества, регион остаётся в значительной степени поражённый нищетой, очень динамичной демографией, изменением климата, продовольственными кризисами, нестабильностью и всплесками конфликтов, которые стоили человеческих жизней и привели к перемещению сотен тысяч людей. Сочетание всех этих проблем создало беспрецедентную ситуацию нестабильности. По мнению автора, нет готовых решений на вызовы, стоящие перед CEN-SAD, но любое из них должно в обязательном порядке учитывать участие корпоративного сектора и его жизненно важный вклад в создание рабочих мест, развитие промышленности и сельского хозяйства, инклюзивность и экономический рост [18].
Корпоративный сектор играет решающую роль в содействии устойчивому развитию экономики. Общепризнано, что компания создаёт богатство, создаёт рабочие места и, таким образом, способствует улучшению условий жизни населения; в то же время имея возможность во всё большей степени обеспечивать сохранение природных ресурсов, биоразнообразия и климата, а также способствуя эмансипации женщин [16]. Таким образом, устойчивое укрепление экономической структуры в странах CEN-SAD предполагает преодоление трудностей, с которыми сталкиваются африканские предприниматели.
Низкий доступ к кредитам объясняется не только слабостью африканских компаний, которые не всегда отвечают многим требованиям, необходимым для доступа к существующему финансированию, но и неадекватным предложением финансирования. Банки и инвестиционные фонды неохотно кредитуют предприятия из-за того, что им трудно оценить реальный риск, связанный с этими инвестициями, и высокие фиксированные затраты, которые снижают прибыльность этих кредитов. Микрофинансовый сектор не в состоянии поддерживать рост самых динамичных компаний. Кроме того, африканские компании не всегда имеют право на получение финансирования [8].
Для развития экономики и социальной сферы CEN-SAD ежегодно проходит Форум по финансированию развития, на котором собираются эксперты из корпоративного и государственного секторов с целью обсуждения средств, которые можно использовать для укрепления экономики и улучшения условий жизни населения. Данная платформа для встреч — важная возможность для CEN-SAD. Результаты форума дают возможность изучить проблемы, связанные с развитием в Западной Африке и регионе Сахеля, и подумать над возможными решениями. Обсуждения сосредоточены на агробизнесе и продовольственной безопасности, цифровой инфраструктуре и транспорте, трёх ключевых секторах, которые создают возможности для людей в регионе, в который трудно, но возможно инвестировать [10].
Более того, помощь в развитии оказывают международные организации. К примеру, в Мали - Международная финансовая корпорация (IFC), дочерняя компания Группы Всемирного банка, занимающаяся развитием корпоративного сектора, в 2020 году инвестировала 2,5 миллиона евро в Mali Shi, компанию по переработке орехов ши, основанную недалеко от Бамако (столица Мали). Это финансирование позволит компании построить первый современный завод по производству масла ши, а также увеличить доход 120 000 производителей ядер ши, большинство из которых — женщины. Также IFC помогла Нигеру мобилизовать 74 миллиона долларов для его сухого порта в Досо, стратегического инфраструктурного проекта страны. IFC также оказывает финансовую поддержку и техническую помощь Буркина-Фасо, чтобы помочь фермерам, выращивающим хлопок, справиться со всё
более непредсказуемыми осадками и улучшить своё производство [10].
Помимо сельскохозяйственного сектора, предприниматели составляют основу промышленности Сахельского региона. Однако они сталкиваются со многими препятствиями в плане доступа к финансированию для поддержки своего роста. Крупные коммерческие банки покрывают лишь часть финансовых потребностей малых и средних предприятий. Столкнувшись с этой ситуацией, IFC поставила перед собой задачу предоставить соответствующие решения, чтобы вывести обе стороны из тупика.
Помощь в развитии корпоративного сектора оказывает также Альянс Сахеля (Sahel Alliance), который был основан 13 июля 2017 года и на сегодняшний день насчитывает пятнадцать полноправных членов, включая многие страны Европы, международные организации. Каждая членская организация имеет возможность включать в портфель проектов Сахель-ского Альянса проекты развития, отвечающие следующим критериям [19]:
- реализуемые в странах G5 Sahel (Буркина-Фасо, Мавритания, Мали, Нигер и Чад);
- относящиеся к одному из ключевых или сквозных секторов Сахельского альянса;
- реализация которых не была завершена к 1 января 2017 года.
На рисунке 1 представлено количество проектов, реализованных данным Альянсом в странах.
Рис. 1. Количество проектов, реализованных Альянсом, по странам [19]
На рисунке 2 представлено количество проектов, реализованных данным Альянсом по секторам.
Рис. 2. Количество проектов, реализованных Альянсом, по секторам [19]
Одним из ключевых механизмов развития корпоративного сектора в CEN-SAD является OHADA (Организация по гармонизации коммерческого права в Африке) - панафриканская организация, созданная в 1993 г., целью которой является создание единой правовой базы, регулирующей коммерческую деятельность в государствах-членах, с простыми, современными, общими правилами, адаптированными к экономической ситуации. Единые правила в регионе могут облегчать предпринимателям из государства-члена вести бизнес в других странах зоны OHADA. В последние несколько лет государства-члены OHADA провели масштабную реформу своей деловой среды. Были приняты поправки к Единому закону об общем коммерческом праве и Единому закону об организации ценных бумаг. Это позволило улучшить деловую среду за
X X
о
го А с.
X
го m
о
2 О
м
CJ
fO CS
о
CS
in
О Ш
m
X
<
m О X X
счёт упрощения формальностей при создании бизнеса в государствах-членах. Помимо этого, компании зоны OHADA внедряют Международные стандарты финансовой отчётности, что облегчает доступ инвесторов и повышает инвестиционную привлекательность бизнеса [18].
С 1998 г. принято девять единых актов, регулирующих предпринимательское право. Эти стандарты регулируют несколько этапов жизни бизнеса, а также деловую деятельность предпринимателей и, таким образом, напрямую отражаются в правовой составляющей четырёх показателей Доклада «Ведение бизнеса»: открытие бизнеса, получение кредитов, защита инвесторов и урегулирование неплатёжеспособности. Они также влияют на процедуры, относящиеся к трём другим показателям: исполнение контрактов, уплата налогов и сборов и трансграничная торговля.
Инициатива OHADA оказала значительное влияние на доступ к финансам, регистрацию бизнеса и экономию средств. Собранная информация свидетельствует о том, что воздействие на доступ к финансированию, направляемое через сложные механизмы безопасности, было сосредоточено на крупных компаниях (включая инфраструктурные проекты). Точно так же долевое финансирование в основном приносит пользу крупным компаниям или компаниям с высоким технологическим содержанием. Малые предприятия в традиционных секторах — типичные клиенты микрофинансовых ассоциаций — не получили такой же выгоды от новых залоговых инструментов и ещё меньше от долевого финансирования. С другой стороны, влияние на регистрацию бизнеса и экономию затрат в значительной степени пошло на пользу предприятиям с небольшим капиталом, особенно малым предприятиям [15].
Сельское хозяйство занимает центральное место в CENSAD, где оно составляет 35% регионального ВВП и обеспечивает занятость 60% активного населения. Однако в данном секторе производственно-сбытовые цепочки региона значительно отстают от других субрегионов континента. Это важный канал для создания рабочих мест и доходов. Правительства и корпоративный сектор должны работать вместе, чтобы предоставить фермерам и производителям агропродоволь-ственных товаров лучшие рыночные возможности и создать динамичные и конкурентоспособные сельскохозяйственные производственно-сбытовые цепочки (вдоль цепочки от производства до распределения и переработки) [12].
Доступ к транспорту также является ключевым аспектом социальных и экономических преобразований в Африке. Отсутствие инфраструктуры и транспортных систем изолирует более 70% сельского населения Африки, или 450 миллионов жителей. По мнению от 24 до 58% компаний, опрошенных в основных городах Сахеля, транспорт является основным препятствием для их деятельности. Благодаря лучшему городскому и региональному сообщению и более широкому предложению эффективных, экологичных и безопасных транспортных средств у населения будет больше возможностей для доступа к образованию, рабочим местам и услугам, а предприятиям — к рынкам [12].
Регион CEN-SAD готов к цифровой трансформации, которая может изменить траекторию его развития. Быстрый переход к цифровой экономике, вероятно, повысит производительность и создаст рабочие места для всё более технически подкованного населения. Это важно, поскольку высокий уровень проникновения услуг мобильных платежей устраняет традиционные барьеры на пути к финансовой доступности и повышает предпринимательскую активность.
В Кот-д'Ивуаре новый проект «Электронное сельское хозяйство» расширяет доступ к цифровым услугам и задей-
ствует потенциал онлайн-платформ для повышения производительности сельского хозяйства и доступа к рынкам. В рамках Программы региональной инфраструктуры связи в CENSAD происходит подключение стран к подводному оптоволоконному кабелю, обслуживающему страны западного побережья Африки и Европы (ACE). Это подключение привело к резкому снижению цен на подключение к Интернету (в большинстве случаев наполовину) и позволило многим предприятиям воспользоваться более качественным подключением.
Проблемы есть и в международной торговле, только самые продуктивные компании могут экспортировать свою продукцию и услуги. Кроме того, частный сектор в Африке характеризуется не только преобладанием неформальной деятельности, но и существующими формальными предприятиями, имеющими скромные показатели. Производительность африканских фирм вдвое меньше, чем у аналогичных фирм в других развивающихся странах [15].
Данное международное открытие обеспечивает доступ к товарам первой необходимости для развития стран (в частности, благодаря вводу иностранной валюты), а также для повышения эффективности местных компаний в обмен на передачу технологий и конкурентное давление. С этой точки зрения показателен пример стран Юго-Восточной Азии 1980-х гг., поскольку он наглядно продемонстрировал, как национальные компании значительно повысили свою эффективность в контактах с зарубежными коллегами.
Интерес представляет и уровень интеграции в CEN-SAD. Для измерения степени интеграции каждой страны и каждого региона Африки с соседями используется 16 индикаторов, сгруппированных по пяти параметрам. Индекс также измеряет состояние региональной интеграции на континенте в целом. Уровень интеграции региона можно назвать слабым со средним значением около 0,541. Подобно ECOWAS и SADC, CEN-SAD демонстрирует слабые результаты с точки зрения продуктивной интеграции и инфраструктуры, это относительно удовлетворительно с точки зрения свободного передвижения людей. Кот-д'Ивуар, Сенегал и Марокко являются наиболее интегрированными странами в CEN-SAD (Кот-д'И-вуар и Сенегал также имеют лучшие показатели в ECOWAS). Высокие баллы Кот-д'Ивуара и Сенегала отчасти обусловлены их взаимной торговлей горюче-смазочными материалами: эта деятельность учитывается в баллах этих стран за продуктивную интеграцию, которые намного превосходят показатели второго места в CEN-SAD - Либерии. Третья, наиболее интегрированная страна CEN-SAD, Марокко, лидирует среди своих стран-партнёров по макроэкономической интеграции. Марокко имеет почти высший балл по этому показателю и является лидером по количеству действующих двусторонних инвестиционных договоров [13].
Подводя итог, можно сделать вывод о том, что развитие корпоративного сектора является проявлением растущей конкуренции и отражает развитие предпринимательства. Он является своеобразным стимулятором экономического развития, а уровень насыщенности предпринимательством в экономике является одним из показателей этого развития. В условиях развитой рыночной экономики данный сектор - работающий в сфере промышленности, торговли и услуг - выполняет дополняющую функцию по отношению к государственному сектору [12].
Однако, уровень развития корпоративного сектора в странах CEN-SAD недостаточен для активного участия в экономике. Многочисленные преимущества сектора не используются, пока он не выполняет важные функции в рыночной экономике: социальные, политические, экономические, причём социальная и политическая роль особенно важна в период преобразований. Она заключается в ослаблении социальной
напряжённости и снижении высоких социальных издержек трансформационного процесса, которые могут угрожать продолжению уже начавшихся преобразований. Эта цель достигается как за счёт абсорбции появляющихся излишков рабочей силы, так и за счёт формирования предпринимательских установок, выявления возможностей для самозанятости, а также достижения успеха и изменения социального статуса [2, 5].
Для развития корпоративного сектора местные и региональные условия должны способствовать общей активизации бизнес-среды; созданию вертикальной и горизонтальной интеграции и связей сотрудничества и, таким образом, созданию межличностных связей и консолидации местных и региональных сообществ. Корпоративный сектор, который выражается в увеличении числа малых и средних предприятий, побуждает к инициативе, творчеству, дальновидности, гибкости и ответственности. Из-за этих особенностей предприниматели заботятся об эффективном использовании ресурсов компании, как материальных, так и финансовых. Это косвенно активизирует экономическое развитие и вызывает желаемые структурные изменения в экономике. Это одна из экономических функций сектора [4, 6].
В настоящее время принцип работы современного корпоративного сектора - предприимчивость и конкурентоспособность, для которых характерно дальновидное мышление и восприятие изменений на рынке и во всём регионе как возможности для развития. При управлении компанией необходимо быстро реагировать на: потребности рынка, потребителей, конкуренцию и изменения внешней среды. Кроме того, очень важен современный подход к экологическим вопросам. Наибольшие шансы на успех имеют те компании, которые стараются быть лучшими не только с точки зрения маркетинга, качества и технологий, но и с точки зрения защиты окружающей среды [1].
Это означает формулирование двух дополняющих друг друга стратегий развития: конкурентной стратегии и предпринимательской стратегии. Конкурентная стратегия — это стратегия, усиливающая привлекательность корпоративного сектора, его способность привлекать людей, финансы, ресурсы и т. д.
Стратегическая цель будет достигнута за счёт реализации горизонтальных конкретных задач. Горизонтальными целями являются: повышение качества человеческого капитала и повышение социальной сплочённости; строительство и модернизация технической и социальной инфраструктуры, имеющих принципиальное значение для роста конкурентоспособности, повышения конкурентоспособности и инновационности предприятий, включая, в частности, производственный сектор с высокой добавленной стоимостью и развитие сферы услуг; выравнивание возможности развития и обеспечение структурных изменений в сельской местности.
Большинство стран CEN-SAD по-прежнему сталкиваются с существующими проблемами: подчинённость в отношении экспорта сырьевых продуктов, отсутствие производственной базы, ограниченная рентабельность производительного капитала в отношении риска, ограниченное покрытие потребностей в области здравоохранения и образования в связи с необходимостью реагирования к демографическим и экологическим проблемам. И из всех регионов, наиболее нуждающихся в развитии, Сахель занимает первое место.
Появление сильного корпоративного сектора имеет жизненно важное значение для Сахельского региона, поскольку он является фактором создания рабочих мест, новых возможностей и надежд для местного населения, особенно молодёжи, что позволяет им вносить свой вклад в усилия по строительству и стабилизации своих стран. Для этого необходимо
создание условий для роста конкурентоспособности экономики на основе знаний и предпринимательства, обеспечения роста занятости и повышения уровня социальной, экономической и пространственной интеграции стран региона.
Литература
1. Абрамова И.О., Фитуни Л.Л. Африканский сегмент многополярного мира: динамика геостратегической зависимости // Мировая экономика и международные отношения. - 2018. -№ 12. - с. 5-14.
2. Дробот Е.В. Проблемы и перспективы реализации концепции корпоративной социальной ответственности в Африке // Экономические отношения. - 2021. - № 4. - С. 827-854.
3. Дробот Е.В., Колесников В.В., Макаров И.Н. Государственно-корпоративное партнерство в условиях пандемии COVID-19: африканский опыт // Вестник Академии права и управления. 2021. №3 (64). С.82-87.
4. Калиниченко Л.Н., Морозенская Е.В. Кластеры в африканской экономике как перспективная модель организации производства // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2021. №2. С.164-175.
5. Павлов В.В., Сапунцов А.Л. Расширение участия стран Африки в международной промышленной кооперации // Экономика, предпринимательство и право. - 2020. - Том 10. - № 12. - С. 3109-3120. - doi: 10.18334/ epp.10.12.111506.
6. Сапунцов А.Л., Павлов В.В. Диверсификация внешнеэкономических связей России со странами Африки в сфере контрактной внешней торговли и инвестиций // Вопросы инновационной экономики. 2021. №4. С.2079-2094.,
7. Торкановский Е.П. Автаркия 2.0: глобальная экологическая повестка, пандемия COVlD-19 и новая нормальность // Экономические отношения. - 2020. - Том 10. - № 3. - С. 663682. - doi: 10.18334/eo.10.3.110600
8. Эуман Нгетта Ирене Кристиан Банковский сектор стран африканского континента // Экономика и социум. 2021. №4-2 (83). С.800-803.
9. Akihiko Nishio. Le secteur privé pourrait être un partenaire puissant au service du développement de l'Afrique de l'Ouest et du Sahel. URL:https://blogs.worldbank.org/fr/voices/le-secteur-prive-pourrait-etre-un-partenaire-puissant-au-service-du-developpement-de
10.Baraton, P., Fleury, S., Léon, F., 2021. Entreprises privées et gouvernance publique en Afrique : difficultés et leviers d'actions. In Agence Française de Développement, L'économie africaine 2021, collection Repères, Edition La Découverte, Chapitre 6, pages 90-105.
11 .Caldeira, E., Compaore, A., Dama, A.A., Mansour, M., Rota-Graziosi, G., 2019. Effort fiscal en Afrique subsaharienne : les résultats d'une nouvelle base de données. Revue d'Economie du Développement, 27, 5-51.
12.CEN-SAD: Communauté des États sahélo-sahariens. URL: https://www.integrate-africa.org/fr/classements/communautes-economiques-regionales/cen-sad/
13.Evaluation de l'Impact des Réformes OHADA. Programme IFC sur le Climat d'Investissement - OHADA (2007-2017). International Finance Corporation / OHADA Permanent Secretariat. 2018. 113 р.
14.Gravellini J.-M., Léon F. Comment renforcer la contribution du secteur privé au développement africain en améliorant son financement ? URL: https://ferdi.fr/dl/df-wTUE1ZNf9KL1xLAbjNLtEp56/note-comment-renforcer-la-contribution-du-secteur-prive-au-developpement.pdf
15.Kersten, R., Harms, J., Liket, K., Maas, K., 2017. Small firms, large impact? A systematic review of the SME finance literature. World Development, 97, 330-348.
X X
о
го А с.
X
го m
о
2 О M
со
16.Léon, F., 2021. The elusive quest for high-growth firms in Africa: When other metrics of performance say nothing. Small Business Economics, à paraître.
17.Plan de soutien de l'ONU au Sahel. Travailler ensemble pour un Sahel Prospere et Paisible. Nations Unies. 2018. 20 p.
18.Sahel Alliance. URL: https://opendata.alliance-sahel.org/portfolio
19.Un rapport du Groupe de la Banque mondiale souligne l'impact des réformes passées au sein de l'OHADA sur le développement du secteur privé. URL: https://pressroom.ifc.org/all/pages/PressDetail.aspx?ID=18437
Role and place of the corporate sector in CEN-SAD: development and prospects Filina A.D.
Financial University under the Government of the Russian Federation The relevance of the article is due to the high importance of the corporate sector in the development of the economy: it plays a key role in employment, production of goods, research and development of scientific products, this has been proven by the successful experience of developed countries and individual states with developing economies. The purpose of the article is to scientifically substantiate the role and place of the corporate sector in the CEN-SAD countries, to identify directions and prospects for development. The following research methods were used in the article: systematization and generalization of scientific literature and statistical information, comparative and logical analysis. The article identifies the main problems that limit the possibilities of entrepreneurship in African countries. The main obstacles to the development of the corporate sector in CEN-SAD countries are access to electricity, access to finance (especially for small and medium-sized enterprises), as well as political factors (corruption, taxation, political instability). The prospects of the corporate sector are formulated: the development of infrastructure (transport and digital), increasing the level of integration between partner countries in regional integration groupings. Keywords: corporate sector, infrastructure, integration, Africa, competition,
entrepreneurship, financing References
1. Abramova I.O., Fituni L.L. African segment of the multipolar world: dynamics of geostrategic dependence // Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya. - 2018. - No. 12. - p. 5-14. - aok 0.20542/0131-2227-2018-62-12-514
2. Drobot E.V. Problems and prospects for the implementation of the concept of corporate social responsibility in Africa // Economic relations. - 2021. - No. 4. -p. 827-854. - aok 10.18334/eo.11.4.112135.
3. Drobot E.V., Kolesnikov V.V., Makarov I.N. Public-corporate partnership in the context of the COVID-19 pandemic: African experience // Bulletin of the Academy of Law and Management. 2021. No. 3 (64). S.82-87.
4. Kalinichenko L.N., Morozenskaya E.V. Clusters in the African economy as a promising model for the organization of production // Outlines of global transformations: politics, economics, law. 2021. №2. pp. 164-175.
5. Pavlov V.V., Sapuntsov A.L. Expanding the participation of African countries in international industrial cooperation // Economics, Entrepreneurship and Law. -2020. - Volume 10. - No. 12. - S. 3109-3120. - doi: 10.18334/epp. 10.12.111506.
6. Sapuntsov A.L., Pavlov V.V. Diversification of Russia's Foreign Economic Relations with African Countries in the Sphere of Contractual Foreign Trade and Investments // Issues of Innovative Economics. 2021. №4. pp.2079-2094.,
7. Torkanovskiy E.P. Autarky 2.0: the global environmental agenda, the COVID-19 pandemic and the new normal // Economic relations. - 2020. - Volume 10. - No. 3. - S. 663-682. - doi: 10.18334/eo. 10.3.110600
8. Euman Nguetta Irene Christian Banking sector of the countries of the African continent // Economy and society. 2021. No. 4-2 (83). pp. 800-803.
9. Akihiko Nishio. Le secteur privé pourrait être un partenaire puissant au service du développement de l'Afrique de l'Ouest et du Sahel. URL: https://blogs.worldbank.org/fr/voices/le-secteur-prive-pourrait-etre-un-partenaire-puissant-au-service-du-development-de
10. Baraton, P., Fleury, S., Léon, F., 2021. Entreprises privées et gouvernance publique en Afrique : difficultés et leviers d'actions. In Agence Française de Développement, L'économie africaine 2021, collection Repères, Edition La Découverte, Chapitre 6, pages 90-105.
11. Caldeira, E., Compaore, A., Dama, A.A., Mansour, M., Rota-Graziosi, G., 2019. Effort fiscal en Afrique subsaharienne : les résultats d'une nouvelle base de données. Revue d'Economie du Développement, 27, 5-51.
12. CEN-SAD: Communauté des États sahélo-sahariens. URL: https://www.integrate-africa.org/fr/classements/communautes-economiques-regionales/cen-sad/
13. Evaluation de l'Impact des Réformes OHADA. Programme IFC sur le Climat d'Investissement - OHADA (2007-2017). International Finance Corporation / OHADA Permanent Secretariat. 2018. 113 p.
14. Gravellini J.-M., Léon F. Comment renforcer la contribution du secteur privé au développement africain en améliorant son financement ? URL: https://ferdi.fr/dl/df-wTUE1ZNf9KL1xLAbjNLtEp56/note-comment-renforcer-la-contribution-du-secteur-prive-au-development.pdf
15. Kersten, R., Harms, J., Liket, K., Maas, K., 2017. Small firms, large impact? A systematic review of the SME finance literature. World Development, 97, 330348.
16. Léon, F., 2021. The elusive quest for high-growth firms in Africa: When other metrics of performance say nothing. Small Business Economics, paraître.
17. Plan de soutien de l'ONU au Sahel. Travailler ensemble pour un Sahel Prospére et Paisible. Nations Unions. 2018. 20 p.
18. Sahel Alliance. URL: https://opendata.alliance-sahel.org/portfolio
19. Un rapport du Groupe de la Banque mondiale souligne l'impact des réformes passées au sein de l'OHADA sur le développement du secteur privé. URL: https://pressroom.ifc.org/all/pages/PressDetail.aspx?ID=18437
fO
es o es
№
o m m
X
<
m o x
X