Научная статья на тему 'Роль и место этического знания в современной духовной ситуации'

Роль и место этического знания в современной духовной ситуации Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
817
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
современная духовная ситуация / современная этика / идея нелинейности / Экологическая этика / учение Живой Этики / синергетика

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Хакимьянов А. М.

В статье определяются роль и значение этического знания в формировании духовного бытия современности. При этом обосновывается мысль о неизбежности возникновения новых базовых этических принципов, связанных с нелинейной спецификой в развитии современной науки и всего общества в целом. В статье автор апеллирует к трудам крупнейших мыслителей и ученых, как зарубежных, так и отечественных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль и место этического знания в современной духовной ситуации»

УДК 17

РОЛЬ И МЕСТО ЭТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ДУХОВНОЙ СИТУАЦИИ

© А. М. Хакимьянов

Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450074 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.

Тел.: +7 (909) 349 71 86.

E-mail: [email protected]

В статье определяются роль и значение этического знания в формировании духовного бытия современности. При этом обосновывается мысль о неизбежности возникновения новых базовых этических принципов, связанных с нелинейной спецификой в развитии современной науки и всего общества в целом. В статье автор апеллирует к трудам крупнейших мыслителей и ученых, как зарубежных, так и отечественных.

Ключевые слова: современная духовная ситуация, современная этика, идея нелинейности, экологическая этика, Учение Живой Этики, синергетика.

Духовное бытие - важнейшая, можно сказать, определяющая ипостась человеческого бытия: как известно, именно своей духовностью человек прежде всего отличается от животных. В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. Даль поясняет, что «Дух - это бестелесное существо; обитатель невещественного мира; бесплотный житель недоступного нам духовного мира. Относя слово это к человеку, иные разумеют душу его, иные видят в душе только то, что дает жизнь плоти, а в духе высшего искру Божества, ум волю, или же стремление к небесному.... Духовный бесплотный, не телесный, относимое к душе человека, все умственные и нравственные силы его, ум и воля» [1].

По признанию многих мыслителей, от философов Античности и богословов Средневековья до наших дней, дух признается вечным, неизменным, данным от Бога «зерном» или «искрой», субстанцией. Таково традиционное понимание духа, дошедшее до наших дней практически в неизменном виде. В современной философии определяется, что духовное « ... охватывает процессы сознания и бессознательного ... включает знания, воплощающиеся ... в формах естественных языков и искусственных знаково-символических систем. К духовным продуктам и процессам принадлежат также нормы, принципы человеческого общения, включая нормы и критерии нравственности, права, художественного творчества» [2, с. 40].

Вообще объем духовного бытия определить непросто: духовное делится «на индивидуализированное духовное, которое включает сознание индивида и неотделимо от его жизнедеятельности, а также объективированное духовное, носящее вне-индивидуальный характер, сохраняющееся в духовной культуре цивилизации» [2, с. 45-48]. Как объективированное духовное, дух проявляется в выражении высших духовных ценностей, среди которых, несомненно, любовь - самая весомая. Далеко не случайно во всех религиях мысль, что Бог любит всех, проходит красной нитью.

К проявлениям духовного относится и коллективное бессознательное: действительно, «знание

духа» постигается не только философским трактатом и логикой, но постигается именно «знанием духа», то есть тем потенциалом особых личностных возможностей, которые до поры до времени таятся в человеке и которые каждый раз, даже в зрелом возрасте, он открывает в себе как бы заново, находя их как клад, некогда мудро захороненный; как наступившую, наконец, реализацию некогда накопленных, но забытых способностей, как неожиданный дар из Прошедшего [3, с. 260]. Это знание является плодом долгих жизненных опытов и наслоений; оно «знает непреложно именно сущность всего происходящего ... знает направление эволюции, знает будущее». Оно далеко от неясных предчувствий, туманных сновидений, эфемерных прозрений, ибо это знание обладает простотой «прежде всего в смысле ясности духовной» [3, с. 260].

Один из крупнейших русских философов, представитель Серебряного века, Н. А. Бердяев отмечал, что «Дух есть иное, высшее качество существования, чем существование душевное и телесное. Трехчленное понимание человека как существа духовного, душевного и телесного имеет вечный смысл и должно быть удержано. Но это совсем не означает, что в человеке есть как бы духовная природа наряду с природой душевной и телесной, это значит, что душа и тело человека могут вступить в иной, высший порядок духовного существования... Реальность духа имеет иной генезис, это реальность не от объекта, а от Бога» [4, с. 366]. Вообще, по Н. А. Бердяеву, «Дух носит аксиологический характер, дух есть ... истина, красота, добро, смысл, свобода» [4, с. 366].

Тем не менее иногда мы сталкиваемся с людьми, которых окружающие определяют как людей «бездуховных» или даже «бездушных». Такие люди не способны воспринимать не только высшие духовные ценности, но даже самые простые и необходимые человеческие качества, такие, как милосердие, сочувствие, взаимопомощь, им недоступны. Примеров жестокости в наше время, к сожалению, достаточно много.

Учение Живой Этики в этом аспекте представляется крайне актуальным, поскольку призыва-

ет человека к чистоте помыслов. В Учении обосновывается, что «лекарство от всяких болезней и злобы начинается от совершенствования сердца. Человек, стремящийся к свету, полон иммунитета. Соблюдение гигиены мысли и духовной, и земной является лучшей дезинфекцией» [5, с. 50]. Далее, там же утверждается, что «Преступность, жестокость, садизм, злость - все это есть болезни психические. ... при наличии возвышенных мыслей, нравственного состояния, добрых намерений человека психическая энергия целительно действует. Духовное бодрствование оказывает благотворное, целебное воздействие на психическое состояние человека» [5, с. 50].

В самом деле злобный, завистливый человек не просто сложен в общении, он еще и болен, поскольку его психическая энергия заблокирована и не способствует развитию его личности. Таков вердикт Учения Живой Этики. Только осознание, что душевное здоровье и общее благополучие жизнедеятельности зависит не только от материальных ценностей, но, прежде всего, от духовного самосовершенствования личности, делает личность по-настоящему целостной и жизнеспособной.

Эти актуальные выводы разделял и великий русский писатель, а также философ-моралист Л. Н. Толстой. Только такой мудрец, как он, мог прозорливо утверждать, что «та единственная жизнь, которую ... человек чувствует и бережет,- обманчива и невозможна: а жизнь вне его, та, которую он не любит, не чувствует и не знает,- она-то и есть единая и настоящая жизнь. Он видит, что то, чего он не чувствует, то только и имеет ту жизнь, которую он один желал бы иметь. И это не то, что так кажется человеку, когда он унывает или падает духом» [6, с. 28].

Что касается современности, то в проявлениях экологического кризиса сегодняшнего дня человек, объявивший себя царем природы, к сожалению, чужд ей помыслами и своими разрушительными действиями. Он не чувствует своего родства с природой, неразрывной связи с ней. Он не слышит голос живой природы и не видит ее красоты, ибо смотрит на окружающий мир через призму выгоды и наживы. Для подъема по ступеням, ведущим к вершинам духовности, человеку поистине необходимо совершить подвиг, изменить мировоззрение, пробудиться от паутины сна, в конечном счете, человеку необходимо преодолеть свою биологическую природу.

Как подчеркивал еще Б. Спиноза, «... человек представляет собой некую человеческую природу, гораздо более сильную, чем его собственная, и при этом не видит препятствий к тому, чтобы постигнуть ее. Он побуждается к исканию средств, которые повели бы его к такому совершенству. Все, что может быть средством к достижения этого, называется истинным благом; высшее же благо, это достижение того, чтобы вместе с другими индивидуумами, если это возможно, обладать такой природой. ... именно, что она есть знание единства, которым дух связан со всей природой» [7, с. 28].

Основной проблемой для нашей культуры является то, что ее материальная сторона развивается гораздо интенсивнее духовной стороны, поэтому необходимое для общей гармонии равновесие духовного и материального в современной культуре нарушено в пользу материального. Дело в том, что под воздействием научных открытий наши знания существенно обогатились, а возможности практического преобразования внешнего мира возросли в масштабах, которые ранее вряд ли могли бы считаться мыслимыми. Представляется, что сегодня мы чересчур переоцениваем материальные достижения цивилизации и не принимаем во внимание значение духовного начала в той мере, в какой это следовало бы сделать.

Можно сказать, что культура, развивающая лишь материальную сторону без соответствующего духовного прогресса, подобна хромому, который, лишившись одной ноги, теряет все данные природой способности к самостоятельному передвижению. В результате наиболее прогрессивные мыслители нашего времени приходят к поистине революционному выводу о том, что «главное в культуре не материальные достижения, а то, что индивиды постигают идеалы совершенствования человека и улучшения социально-политических условий жизни народов и всего человечества и в своих взглядах постоянно руководствуются этими идеалами» [8, с. 39].

Представляется, что проблема исследования современной духовной ситуации человека как определения его шансов на позитивное будущее стоит теперь острее, чем когда-либо ранее. Очевидно, «что кризис охватил сегодня все сферы Бытия, в том числе и феноменальный мир сознания, пространство человеческих переживаний. Современные психологи констатируют не просто обилие критических ситуаций, обрушившихся на человека; они свидетельствуют о подлинном кризисе Жизни!» [3, с. 457].

Поэтому совершенно неудивительно, что исследование «современной духовной ситуации» становится важнейшей задачей философии. При этом, по определению К. Ясперса, современная духовная ситуация - это ситуация не только отдельного человека, а ситуация «групп, государств, человечества, институтов, таких, как церковь, университет, театр; объективных образований - науки, философии, поэзии.» [9, с. 4]. «А если я ищу духовную ситуацию времени,- добавляет К. Ясперс,- то... это означает, что я хочу быть человеком до тех пор, пока я еще противостою человеческому бытию, я размышляю о его будущем и его осуществлении, но как только я сам становлюсь им, я пытаюсь мысленно реализовать его посредством уяснения фактически схваченной ситуации в моем бытии» [9, с. 4].

В нашей стране общественное сознание, меняющееся со времен перестройки, от административно-командной системы управления экономикой фактически переориентировалось на принципы рыночной экономики, в результате чего сущест-

венно поменялись приоритеты: стала нормой терпимость по отношению к другим мировоззрениям и культурам, стремление к ведению заинтересованного диалога с ними. Мы считаем, что одной из существенных черт современной духовной ситуации является логика общецивилизационного процесса, ведущая к гуманизации всей жизни человека и общества, а также понимание важности ценностей индивидуально-личностного характера. К примеру, сегодня можно констатировать резко возросший интерес к исследованию религиозных ценностей.

Но вместе с тем сегодня совершенно ясны и серьезные проблемы современной экономики: недостатки в распределении накопленных ценностей, оскорбляющие нравственные чувства людей, что существенно осложняет развитие страны в целом. В наше время для отдельного человека появилось гораздо больше возможностей для экономической самореализации: к примеру, возможность быстрого взлета в бизнесе.

Оценивая современную духовную ситуацию в целом, философы делают вывод, что «только восстановление идеального здания, т. е. возвращение на метафизическую родину, поможет нам, людям технической цивилизации, жить долго в нашем планетарном доме» [10, с. 10]. Это означает, что в мире технической цивилизации нам надлежит либо преобразовать свои социальные условия на духовно значимых основаниях, либо погибнуть.

Сегодня уже не приходится сомневаться в том, что рост человеческих знаний и технологических возможностей, в конечном счете, приводит к глобальным этическим проблемам. Как известно, одной из наиболее актуальных и фундаментальных проблем в условиях современной научнотехнической революции стала проблема засилья негативной информации. Приходится констатировать, что сегодня много насилия, жестокости, сплетен и клеветы в СМИ, и к тому же явственно ощущается большой дефицит программ духовнонравственного значения.

Вообще можно констатировать, что сегодняшняя духовная ситуация очень напоминает ситуацию, сложившуюся в свое время в Древнем Риме, где, как известно, народ требовал «хлеба и зрелищ». Поэтому представляется совершенно справедливым утверждение о том, что сегодня «наряду с экономической и политической революциями, которые у нас происходят, нам нужна и третья революция - революция нравственная» [11, с. 13]. В самом деле, какие бы открытия ни происходили в любой сфере человеческой деятельности якобы во благо всего общества, но без учета духовной стороны, они, как правило, обречены на провал. Представляется, что лозунг Сократа «Познай себя» далеко еще не снят с повестки дня.

В целом же современная философия пессимистична: в частности, констатируется, что «в условиях постмодернистского хаоса мы незаметно привыкаем к тому, что высокие идеалы и духовные

ценности предаются осмеянию...» [12, с. 92]. И это самое удручающее - на современной жизненной шкале ценностей чувство нравственного достоинства человека занимает одно из последних мест. А ведь «чувство собственного достоинства - еще не нравственность, но это условие, без которого невозможен никакой, даже самый малый, зачаток нравственного поведения» [13, с. 357]. Это крайне важно, поскольку представляется, что «... только посредством духовного возвышения потребностей человека и его нравственного роста человечество сможет обеспечить себе долгую жизнь...» [12, с. 92].

Однако сегодня, хотим мы этого или нет, темп современной жизни создает ситуацию нескончаемого марафона для основной массы людей, марафона за материальными ценностями. Действительно, трудно найти двести тысяч рублей на операцию ребенка, но на двадцать миллионов долларов покупают футболиста. К сожалению, это сегодня феномен массового сознания, возможно, временный.

В современном обществе индивид, несомненно, стесненный и зависимый от материальных ценностей, необходимых для реализации элементарных жизненных условий, не свободен и морально унижен. Поневоле с теплотой подумаешь об историческом времени натурального хозяйства, когда человек выживал в сложнейших условиях, но, как представляется, был намного более независим.

Можно констатировать, что современная социальная реальность наглядно демонстрирует многогранность современной духовной ситуации. Например, А. Тоффлер считает, что ситуация, сложившаяся в культуре на рубеже ХХ-ХХ1 веков, и в социально-историческом, и в научно-познавательном измерениях характеризуется существенной нелинейностью ее динамики. При этом А. Тоффлер оценивает «современную стадию ускорения социальных изменений» как «носящую нелинейный характер» [14].

Таким образом, можно сказать, что в фокусе научного познания сегодня находится идея нелинейности. А, как известно, в современном естествознании очевидным лидером в исследовании нелинейных процессов выступает синергетика, непосредственно осмысливающая себя в качестве концепции нелинейных динамик. Как было отмечено на Международной конференции Общества сложных систем (октябрь 1997 г.), наука сегодня снимает «линейные очки»: синергетика видит целью «защиту нелинейного мышления по всему спектру научных изысканий, от квантовой механики до изучения истории человечества» [15, с. 138-143].

Отмечается, что «в гуманитарной сфере также могут быть обнаружены аналогичные тенденции» [15, с. 260-261]. Это означает, что нелинейность сегодня «вторгается» и в область исследования гуманитарного познания. Применительно к сфере этических исследований это означает, что участие этики сегодня необходимо буквально во всех сфе-

рах развития современных научных инноваций. Но при этом необходимо учитывать обозначенную выше нелинейность современного познавательного процесса. Суть этой нелинейности может быть объяснена по Ж. Делезу, согласно которому необходимо не только учитывать случайное разветвление, но при этом и «разветвлять случай» [15, с. 62].

Ж. Делез, в свою очередь, иллюстрирует эту идею ссылкой на Х. Л. Борхеса, который утверждал, что онтологически «Число жеребьевок бесконечно. Ни одно решение не является окончательным, все они разветвляются, порождая другие»» [15, с. 260].

Сегодня мы видим, что политики все чаще апеллируют к этике, общественность требует этического контроля над бизнесом и рекламой, экологи ратуют за применение этических норм к регулированию взаимоотношений с окружающей средой и природой. Тот же критерий - соответствие моральным нормам - выдвигается и в оценке успешности банковской деятельности, инвестиций, страхового бизнеса. Если раньше традиционные занятия этикой предполагали, в основном, теоретическое исследование философских проблем морали, то теперь специалисты в области этики вовлекаются в совершенно новые для них, по сути, нетрадиционные, сферы деятельности.

Как представляется, сегодня на этику возложена задача полного осмысления значения новейших открытий современной науки, в корне изменивших образ жизни современного общества. Современная этика должна не только определять критерии добра и зла, или их сущность, не только определять правомерность или неправомерность тех или иных деяний. Современная этика должна осмыслить все значение современных научных открытий и определить, каким образом эти научные открытия отразятся на будущем человечества.

Представляется, что, по сути, на современную этику общество пытается возложить глобальную задачу выбора пути для дальнейшего развития. По

силам ли этике решение этой задачи? Отыщет ли она механизмы духовного преобразования общества? Как представляется, современная этика, трансформирующаяся в рамках неклассической парадигмы,- это фактически попытка ответить на эти вопросы. Но, вопрошая этику, человечество должно понимать, что ответственности с каждого конкретного человека за свои деяния не в силах снять даже самая нелинейная и суперсинергетическая этика; более того, представляется, что современная, то есть нетрадиционная, неклассическая, этика эту ответственность только еще более усиливает и делает практически неотвратимой.

ЛИТЕРАТУРА

1. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4-х т. М.: Цитадель, 1998.

2. Введение в философию: учебник для вузов: в 2 ч. Ч. 2 / И. Т. Фролов. М.: Политиздат. 1990.

3. Уроженко О. А. Размышляя о культуре внутренней жизни: Вера, Надежда, Любовь как деятельность в пространстве Беспредельности // Живая Этика и Наука. М.: МЦР, 2008.

4. Бердяев Н. А. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994. 433 с.

5. Магомедова А. Д. Педагогические возможности использования творческого наследия Н. К. Рериха в духовно нравственном развитии личности: дис. ... канд. пед. наук. Махачкала. 2006. С. 50.

6. Толстой Л. Н. Хрестоматия по философии. М.: Высшая школа, 1998. С. 28.

7. Спиноза Б. Хрестоматия по философии. М.: Высшая школа, 1998. С. 58.

8. Швейцер А. Культура и этика. М.: Прогресс, 1973. 340 с.

9. Ясперс К. Духовная ситуация времени. М.: Политиздат, 1991. 527 с.

10. Хесле В. Философия и Экология. М.: Наука, 1993. 205 с.

11. Гусейнов А. А. Перестройка: новый образ морали // Этическая МЫСЛЬ. М.: Политиздат, 1990.

12. Мантатова Л. В. Духовный императив устойчивого развития // Вестник МГУ. Серия философия. 2003. №2. С. 87-95.

13. Библер В. С. // Этическая МЫСЛЬ. М.: Политиздат, 1990.

14. Тоффлер А. Футурошок. СПб.: Лань, 1997. 464 с.

15. Можейко М. А. От «этики кодекса» к «этике творчества»: трансформация нравственного сознания в современной культуре // Живая Этика и Наука. Мн.: Технопринт, 2005. С. 288-322.

Поступила в редакцию 22.12.2009 г. После доработки — 01.07.2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.