Научная статья на тему 'Роль и место библиотеки в образовательном пространстве'

Роль и место библиотеки в образовательном пространстве Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6137
537
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль и место библиотеки в образовательном пространстве»

РОЛЬ И МЕСТО БИБЛИОТЕКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Е. В. Кузнецова, заведующая библиотекой ГОУ СПО «Киселевский политехнический техникум»

Одной из составляющих профессиональной компетен-

ции студента является информационная компетенция. Нема-

ловажную роль в ее формировании играет библиотека образовательного учреждения. Вопрос сохранности библиотек как информационных центров и библиотекарей как путеводителей в огромном мире информации предлагаю обсудить на страницах журнала.

Ежегодно на нашей планете исчезают некоторые виды животных и растений. Может ли случиться, что однажды из нашей жизни исчезнут такие культурные феномены, как книга, библиотека? Или же книга всегда будет с нами? Ответ далеко не очевиден.

Думаю, никого не надо долго убеждать в том, что библиотека и книга имеют огромное значение в образовательном процессе. Именно библиотеки всегда играли важнейшую роль в распространении информации и развитии образования и многие века служили основным способом хранения и передачи культурной традиции. Как говорил Лобачевский,

который был ректором и библиотекарем Казанского университета: «Дайте мне хорошую библиотеку, и я создам вокруг нее университет». То есть библиотека является центром, одним из основных компонентов любого образовательного учреждения. Главная задача, стоящая перед библиотекарями, конечно, просветительская. Не раз задумывалась: а может, надо оставить печатную продукцию и перейти целиком на электронные издания, на мультимедийную продукцию, туда перебросить все силы? Может, таким образом буду оказывать более сильное влияние на современное молодое поколение, сделаю учебную литературу более близкой им? Но нет, убедилась в обратном. Как известно, образовательная функция библиотеки раскрывается в процессах увеличения количества и повышении качества знаний, расширении кругозора личности читателя, формировании умений и навыков самостоятельного поиска информации, ее переработки и получения знаний, становлении основы непрерывного образования на базе самообразования. Студенты сегодня должны владеть информацией для выполнения профессиональных задач, эффективно находить, оценивать, использовать информацию на уровне, который требуется для включения личности студента в разнообразные виды деятельности и отношений.

В связи с этим образовательное учреждение и библиотека работают в режиме диалога. Современная библиотека, обеспеченная печатными и электронными изданиями, способна оказать реальную помощь учебному процессу, тем более что ее пользователями являются и студенты, и педагоги. Конечно, есть преподаватели, которые учат между делом и работе с информацией, и поиску в Интернете, но все же — это исключения, не правило. Потому что у преподавателя другие задачи. Он должен учить своему предмету. Он предлагает студенту тему для исследования или просто параграф для усвоения и задание. Например, написать реферат, доклад. А как и где студент нашел материал для этого доклада, как он его отобрал, понял — об этом преподавателю думать некогда. Он будет оценивать результат, а не процесс. Но в этом процессе кто-то должен студенту помогать! Эту немаловажную роль помощника и берут на себя хорошая библиотека и библиотекарь образовательного учреждения. В современных условиях они оказывают услуги навигации в информационном пространстве, в поисках необходимых знаний, качественном анализе найденной информации и участвуют в приращении новых знаний. Информация и знания становятся важнейшими стратегическими ресурсами развития.

Студенты, приходящие в библиотеку, очень рады, что все доступно: традиционные учебники, электронный читальный зал с выходом в Интернет и, соответственно, к удаленным электронным ресурсам. Но как только они начинают этим пользоваться, звучат вопросы: что? где? как?

И здесь библиотекарь развеивает миф об Интернете, где якобы можно найти все. Далеко не все! Он уже знает это из собственного опыта. И этот факт подтвердит любой специалист по работе с информацией. Там, кроме искомого, можно получить массу непроверенной и недостоверной информации. Я отнюдь не против Интернета. Его можно поставить в ряд величайших изобретений человечества. Просто с ним, как со всяким источником информации и как со всякими высокими технологиями, надо уметь работать, чтобы от этого получать пользу, а не вред. А многие студенты сегодня умеют пользоваться хорошо только социальными сетями, и абсолютное большинство не владеет технологией поиска информации даже в традиционных учебниках, не говоря уже об Интернете, что свидетельствует об очень низкой информационной культуре обучающихся. Также

возникают трудности с установленными в обязательном порядке в образовательных учреждениях интернет-фильтрами, которые зачастую не дают доступ даже к федеральным образовательным официальным ресурсам.

В связи с этим мы и возвращаемся в современную библиотеку с ее основными функциями за помощью.

Да, можно и нужно использовать мультимедийные ресурсы, работать с новейшими технологиями (что мы, собственно, и делаем). Самое главное знать: что искать? как это делать? где можно найти? Зато новые технологии очень эффективно помогают в открытии для молодежи целого мира — мира информации, привлекают молодого читателя в библиотеку. Вот тогда и приходит осознание необходимости работника библиотеки с его знаниями и опытом. Если читатель не умеет работать с традиционной книгой и находить быстро нужную информацию в учебнике, то он никогда не отыщет то, что ему нужно в огромном потоке информации.

Поэтому и возникает острая необходимость не только привлечь читателя в библиотеку, но и научить грамотно работать с информационными источниками, находящимися в ней. На современном этапе с введением ФГОС нового поколения большой объем времени отводят на самостоятельное изучение материала. У студента возникают потребности научиться самостоятельно искать необходимую информацию, анализировать и синтезировать ее. Вот здесь и становится востребованной работа грамотного библиотекаря. Сегодня они работают как поисковики, как консультанты в этом мире информации.

Можно выделить два главных направления работы библиотеки Киселевского политехнического техникума в Интернете:

- создание электронных информационных ресурсов библиографического характера и предоставление их для использования;

- использование действующих электронных информационных ресурсов в процессе справочно-информационного обслуживания читателей.

На данном этапе в библиотеке техникума для упрощения поиска и сокращения затраченного на него времени мы создаем в одном электронном документе виртуальную книжную выставку, где обычно представляем новые учебные печатные издания, а второй раздел документа — это путеводитель по интернет-ресурсам. Созданы они по каждой специальности в техникуме для студентов и педагогов. Ча-

ще всего работа по ознакомлению студентов и педагогов с электронными путеводителями проходит в форме индивидуальных консультаций. Но как было уже проверено, проведение массовых мероприятий по информационной грамотности, студенческих конференций и библиотечных часов приносит свои плоды. И все что для этого требуется — желание работников библиотек создать условия в библиотеках образовательных учреждений, в которых студенты чувствовали бы себя уверенно. На уроках этого добиться не всегда удается, поэтому отдельные студенты не могут проявить себя в полной мере и у них не возникает интереса приобретать новые знания и умения. Проблему по побуждению и привлечению студентов к самостоятельной работе подчас и позволяют решить внеклассные мероприятия, проводимые в нашей библиотеке в форме конкурса, виртуального путешествия, игры, в том числе и командной. Содержание таких мероприятий и методика их проведения да-

ют преподавателям и библиотекарям возможность использовать самые разнообразные методы работы. Это осуществимо еще и потому, что конкурс как действие или процесс знаком всем с детства. Во время игры они погружаются в предложенные ситуации на подсознательном уровне. Пропадает боязнь незнания чего-либо, смущение от неуверенности в своих силах, поскольку обучающиеся сами порой не замечают, насколько их увлекают эти мероприятия. Именно с этой целью в библиотеке техникума проводятся мероприятия по технологии поиска информации в сети Интернет, обучению культуре общения, совершенствованию навыков пользования традиционными книгами и словарями. Интересные конкурсные задания с применением презентаций, видео-и фотоматериалов дают возможность заинтересовать и увлечь пользователя.

И это лишь верхушка айсберга в вопросе о роли и возможностях библиотеки современного образовательного учреждения.

ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ ВЛАДЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫМИ СРЕДСТВАМИ ОБУЧЕНИЯ

А. С. Горбулин, преподаватель ГОУ СПО «Новокузнецкий техникум пищевой промышленности»

Электронные средства обучения (ЭСО) занимают все большее место не только в педагогической деятельности. Преимущества ЭСО настолько неоспоримы, что использование их в профессиональной педагогической деятельности становится просто необходимым. К сожалению, степень внедрения ЭСО в образовательных учреждениях неравномерна. Это зависит от месторасположения учреждения (столица, город-миллионер, провинциальные города, сельская местность), экономического развития региона от степени готовности профессионально-педагогических работников использовать интернет-ресурсы. Эта готовность также зависит от нескольких условий.

Мы провели в ГОУ СПО «Новокузнецкий техникум пищевой промышленности» исследование, целью которого было выявить уровень внедрения и использования электронных средств обучения среди педагогов.

Исследование проводилось в сентябре 2013 г. и состояло из двух частей: оценка технического оснащения Новокузнецкого техникума пищевой промышленности и оценка степени внедрения ЭСО в профессиональную работу педагогов.

Для оценки технического оснащения была заполнена анкета 1 (приложение 1), с помощью которой было выявлено количество компьютеров в образовательном учреждении, возможность подключения к сети Интернет, наличие локально-вычислительных сетей. Анкета была дана для заполнения заместителю директора по АХЧ, заместителю директора по УВР, преподавателям информатики. Это обусловлено тем, что зам. директора по АХЧ отвечает за техническое оснащение училища. Замести-

й I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.