Научная статья на тему 'Формирование и развитие информационно-образовательной среды библиотеки'

Формирование и развитие информационно-образовательной среды библиотеки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
448
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование и развитие информационно-образовательной среды библиотеки»

ность, чувственное восприятие, образное мышление и укрепляет память, но и является базовым компонентом воспитания и образования. Для решения этой задачи используются и традиционные методы библиотечного обслуживания: тематические книжные выставки, беседы, обзоры, литературные гостиные, списки рекомендуемой литературы, проведение дней специальности.

Экскурсии для первокурсников позволяют им познакомиться с информационными возможностями библиотеки, это способствует быстрой адаптации к новым условиям обучения. В читальном зале библиотеки проходит значительная часть учебно-воспитательных мероприятий — встречи с ветеранами, почетными гражданами нашего региона, представителями государственных и общественных структур, а также тематические классные часы.

И, конечно же, библиотека активно участвует в воспитательной работе, в том числе вносит свой вклад в патриотическое воспитание молодежи, организует встречи с интересными людьми нашего города. В рамках этой работы 22 февраля 2018 года в читальном зале библиотеки техникума был проведен урок мужества, приуроченный к празднованию Дня защитника Отечества, на который были приглашены ветеран боевых действий, полковник запаса, член городского Совета ветеранов Василий Петрович Казаков и ветеран педагогического труда (преподаватель техникума) Александра Николаевна Щеглова. Василий Петрович рассказал ребятам о том, как и в каких условиях, ему и его сотрудникам приходилось

нести службу, какие задачи выполняло подразделение под его командованием, продемонстрировал очень много наглядного материала (муляжи различного вооружения военных в разное время). Очень заинтересовал присутствующих ребят рассказ о сослуживцах Василия Петровича, героически погибших при исполнении служебных обязанностей, получивших награды посмертно.

Также ветераном была затронута тема угроз безопасности в современных условиях, включая терроризм. Ребята слушали с большим интересом, задавали много вопросов, завязалась оживленная дискуссия: «Нужно ли рисковать собой ради спасения других?». В результате дискуссии общими усилиями определили мужество как способность человека оставаться Человеком в любых ситуациях, осознанный выбор в пользу честности, порядочности. Этот выбор происходит не только в кризисных ситуациях, но и в повседневной жизни. Делать добро можно, не отходя далеко от дома.

Арсенал возможностей библиотеки для развития познавательного интереса велик. Прежде всего — это сами читатели с их вопросами, мыслями, способностью быть распространителями идеи чтения среди сверстников. Роскошь человеческого общения — непринужденного, свободного — как индивидуального, так и группового — главное отличие библиотеки от учебных классов. И в то же время библиотека — это информационный центр, единая точка доступа к информации и знаниям, центральное место для приобщения к интеллектуальным инновациям учеников и педагогов.

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДы БИБЛИОТЕКИ

Т. А. Филатова, заведующая библиотекой Кузнецкого техникума сервиса и дизайна им. Волкова В. А.

Выдающийся индийский ученый, один из классиков библиотековедения прошлого века Ранганатан Шиали сформулировал пять законов библиотечной науки, которые, как оказалось, и сегодня являются актуальными:

1. Книги — для использования.

2. Каждому читателю — его книгу.

3. Каждой книге — ее читателя.

4. Берегите время читателя.

5. Библиотека — растущий организм. Деятельность библиотеки направлена

на формирование и развитие информационно-

образовательных ресурсов техникума. Целевым ориентиром является создание условий (программно-методических, материально-технических, информационных, ор-ганизационно-управ-ленческих), обеспечивающих совершенствование информа-

ционно-образовательной среды в соответствии с концепцией модернизации российского образования.

Основной задачей библиотеки как ресурса самообразования является повышение мотивации обучающихся и педагогов к образовательному процессу.

На этапе модернизации образования, когда лозунг «Образование на всю жизнь» сменился необходимостью получения образования в течение жизни, возрастает необходимость самостоятельного получения знаний. Сформировать в человеке потребность в обучении — одна из значимых задач техникума, а вот развить способность самостоятельно ориентироваться в потоке знаний — одна из основных задач библиотеки.

В ходе реализации программы развития библиотеки улучшаются условия для повышения уровня самообразования обучающихся и совершенствования их самостоятельной мыслительной деятельности.

С этой целью в библиотеке:

1) рабочее место библиотекаря оборудовано компьютером, принтером, сканером;

2) установлена библиотечная программа — АИБС «ИРБИС»;

3) проводится работа по созданию и использованию электронного каталога;

4) обновляется сформированный фонд документов на разных носителях информации;

5) создаются новые информационные продукты: путеводители («Как пользоваться справочными изданиями», «Как написать реферат» и др.), справки обеспеченности литературой по специальностям, презентации, электронные выставки и др.

К услугам пользователей для самостоятельной работы в целях формирования устойчивого интереса к чтению предлагается банк электронных презентаций (новинки литературы, викторины и т. д.).

Читальный зал является также местом практического обучения студентов информационной культуре. Здесь проводятся учебные занятия, массовые мероприятия, заседания советов общественности и профилактики. Таким образом, зал не просто выполняет функцию сопровождения образовательного процесса, но и сам является той образовательной средой, которая предоставляет обучающимся и педагогам новые возможности для саморазвития.

В целях повышения общекультурного уровня обучающихся и содействия образовательному процессу в читальном зале оформляются книж-

ные выставки. Эти выставки функционируют как самостоятельно, так и сопровождают различные мероприятия. Значимость их состоит в том, что они не только привлекают внимание читателей к печатному материалу, но и активизируют познавательные интересы студентов и преподавателей. Наряду с этим, в библиотеке действуют постоянные выставки: «Мир без наркотиков», «Владеешь информацией — владеешь ситуацией», «Профессии, которые выбираем мы», «Готовимся к экзаменам» и др. Регулярно к знаменательным и памятным датам обновляются тематические выставки. Для повышения эффективности воздействия выставок на участников образовательного процесса используются иллюстрированные материалы, викторины, кроссворды и пр.

Библиотека выполняет и справочно-инфор-мационную функцию. Для более быстрого и качественного обслуживания запросов пользователей в библиотеке организована система электронного каталога. С целью более эффективного использования ресурсов библиотеки создаются электронные базы данных, что позволяет поддерживать высокое качество методико-би-блиографического обслуживания пользователей и способствует непрерывному повышению профессионального уровня педагогов посредством самообразования.

В библиотеке ведется электронный каталог учебной литературы и периодических изданий с использованием программы «ИРБИС-64». Этот информационный продукт сочетает в себе функции алфавитного и систематического каталогов. Доступ к базам данных каталогов реализуется через компьютер библиотеки.

Принципиально новое направление деятельности библиотеки — предоставление социально значимой информации. Библиотека как социальный институт может развиваться только в том случае, если ее деятельность соответствует ожиданиям и удовлетворяет требования всех участников образовательного процесса.

В библиотеке осуществляется подбор материалов для обучающихся и педагогов при написании проектно-исследовательских работ, выпускных квалификационных и курсовых работ, научных трудов, а также при составлении текущих планов уроков, программ и т. д. Помимо книжного фонда и фонда периодических изданий, преподаватели имеют возможность использовать постоянно пополняющийся на дисках банк данных.

Приоритетным направлением в работе сегодняшней библиотеки является использование новых информационных технологий и современ-

ных технических средств. Применение различных информационных технологий меня заинтересовало. В результате мною был создан сайт библиотеки tat71842273.wix.com/tatyana, на котором пользователь может познакомиться с деятельностью библиотеки в целом и использовать ссылки на различные электронные ресурсы.

Работа с разного рода информацией формирует у обучающихся целостное представление о мире. Сегодня именно библиотека помогает

осуществлять межпредметные и междисциплинарные связи. И сейчас не имеет принципиального значения наличие либо отсутствие конкретных материалов в отдельно взятой библиотеке. Главная наша задача — проинформировать пользователя о существовании запрашиваемого им издания, научить его эффективным и целесообразным способам использования той или иной информации. Наличие ЭБС во многом облегчает выполнение этой задачи.

РОЛЬ БИБЛИОТЕКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ТЕХНИКУМА

Л. А. Ходус, заведующая библиотекой Мариинского политехнического техникума В. В. Карновская, библиотекарь

Информационным центром Мариинского политехнического техникума и его важнейшим структурным подразделением является библиотека. Библиотека техникума — одна из самых больших среди библиотек учреждений СПО Кемеровской области, ее площадь составляет почти 500 кв. м, а многоотраслевой библиотечный фонд состоит из более 100 тыс. экземпляров и включает в себя учебную, учебно-методическую, психолого-педагогическую, научно-популярную, художественную литературу, а также периодические издания. Работу библиотеки обеспечивают два сотрудника, осуществляющие свою деятельность в тесном взаимодействии со студентами, преподавателями и мастерами производственного обучения.

Основными задачами работы библиотеки являются:

— обеспечение образовательного процесса литературой;

— помощь преподавателям, мастерам производственного обучения, студентам;

— формирование у обучающихся техникума информационной культуры и умение грамотно организовать внеаудиторную самостоятельную работу.

Профессиональное образование — сложный и многогранный процесс, задача библиотеки своевременно умело и грамотно предоставить помощь в подготовке высококвалифицированного специалиста.

Деятельность библиотеки невозможно сегодня представить без использования Интернета, так как это, прежде всего, свобода получе-

Л. А. Ходус В. В. Карновская

ния информации. Мы предоставляем студентам и преподавателям возможность бесплатного доступа к информационным ресурсам сети Интернет при помощи компьютеров, установленных в читальном зале,и с использованием собственных устройств через wi-fi.

Комплектование библиотечного фонда организовано в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, профилем техникума, учебными планами и образовательными программами. При формировании заявок на приобретение литературы учитываются пожелания преподавателей и мастеров производственного обучения.

Для более полного обеспечения учебной и справочной литературой читателей наш техникум заключает договор о сотрудничестве с электронно-библиотечной системой Znanium.com. Электронная библиотека предоставляет возможность воспользоваться полнотекстовыми базами учебников, справочников и прочей литера-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.