гий и предоставлением большого количества рабочих мест представителям местного населения.
Таким образом, несмотря на множество экономических и политических рисков, российские игроки продолжают зарабатывать авторитет на иракском рынке. Однако крайне нестабильная ситуация в государстве способна внести серьезные коррективы в планы отечественных компаний. Юг страны со своими внушительными углеводородными запасами, пока еще подконтрольный федеральной власти, вполне может оказаться в руках исламистов.
«Вестник аналитики», М., 2014 г., № 4, с. 66-72.
А. Зуев,
аспирант кафедры МО Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова РОЛЬ И МЕСТО АФГАНИСТАНА В РЕАЛИЗАЦИИ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ США
На сегодняшний день Центрально-Азиатский регион, в частности Афганистан, является наиболее напряженным не только в военном, но и в геополитическом плане. Сталкивающиеся интересы крупнейших международных акторов преследуют главную цель - внедрение и дальнейшее распространение собственных ценностей.
Уже второе десятилетие, выступая в качестве мирового лидера, Соединенные Штаты пытаются создать эффективное правительство в Афганистане. Однако особый интерес вызывает такой важный вопрос: насколько данный регион важен для администрации Вашингтона, если средства, вложенные в ходе самой продолжительной войны США, с объективной точки зрения не оправдывают результаты?
Во-первых, известно, что на территории Афганистана сосредоточено большое количество жизненно важных ресурсов: удобное территориальное месторасположение, самые крупные в Евразии медно- и железорудные месторождения, нефтяные и газовые ресурсы. Из-за крайней бедности региона его потенциал долгое время было сложно исследовать. Кроме того, по оценкам экспертов, в недалеком будущем Афганистан может превратиться в литиевую Саудовскую Аравию. Отсюда следует, что Афганистан, и так истощенный всевозможными продолжительными кризисами,
может и в дальнейшем снабжать США ресурсами. Вполне вероятно, что после вывода основной части военного контингента НАТО талибы активизируются с особой силой, так как захотят взять под контроль уже исследованные территории с залежами полезных ископаемых. Возможно, это также приведет и к жесткой конкуренции между группировками, что гарантирует междоусобицу в стране.
Другими словами, если политика Соединенных Штатов, начиная с 2001 г., помогла объединить и укрепить многие нации Афганистана, то в 2015 г. эти самые племена могут столкнуться уже друг с другом.
В контексте богатства природными ресурсами особый интерес к этому региону проявляют также Китай и Индия. Данные страны уже подписали с администрацией Кабула часть контрактов относительно освоения медных и золотых месторождений. Но и сейчас, и в будущем США будут особо контролировать такие экономические операции.
Во-вторых, Центрально-Азиатский регион является неотъемлемой частью Нового Шёлкового пути, стратегии, реализация которой приведет к созданию единого рынка и транспортного коридора в Центральной и Южной Азии. Соединенные Штаты, активно занимаясь выводом войск из Афганистана, заявляют о серьезных намерениях в дальнейшем помочь региону в экономическом и военном становлении.
«Выстраивание еще более прочных экономических связей по всему этому региону является ключевым элементом нашей долгосрочной стратегии по Афганистану. Если вы посмотрите на карту, вы увидите, почему в течение многих поколений за Афганистан шла борьба. Он был частью "большой игры" из-за своего стратегического положения в самом центре этого торгового маршрута», -заявляет бывший госсекретарь США Хилари Клинтон [Чувакин 2014].
Иными словами, Соединенные Штаты демонстрируют то, насколько для них важен данный регион. Более того, администрация Белого дома, ощущая угрозу со стороны соседних азиатских государств, заявляет, что реализация новых проектов потребует больших затрат и массы времени. Соответственно, контроль над осуществлением данных планов посредством присутствия в регионе неизбежен.
В рамках реализации данного проекта США уже помогли учредить Национальное управление железных дорог и разработали
национальный план железнодорожных коммуникаций. В процессе находится создание системы электропередач и строительство газопровода Туркменистан - Афганистан - Пакистан - Индия (ТАПИ) для доставки природного газа из Туркменистана в последующие страны. В перспективе вероятно, что Афганистан даже станет членом ВТО. Особо администрация Белого дома выделяет инвестиции Китая, который «естественным образом станет там лидером в сфере торговли», как выразился заместитель помощника госсекретаря по делам Южной и Центральной Азии Линн Трей-си [Кауфман 2013]. Стивен Бланк, профессор военного колледжа США, подчеркивает, что пока торговый маршрут, проходящий через Центрально-Азиатский регион, представляет важность для Соединенных Штатов, Афганистан может рассчитывать на поддержку и после вывода американского контингента, а также на развитие военного потенциала страны. Однако количество выделяемых средств резко сократится, так как Кабулу уже пора самостоятельно справляться с внутренними вызовами и угрозами национальной безопасности. Коллеги Бланка Макс Манваринг и Роберт Блейк считают, что реальные угрозы заложены в самой природе Центрально-Азиатского региона [Сайфуллин 2013]. Толчок извне уже поступил, теперь все в руках афганского правительства.
Но такие мнения в полной мере оправдывают действия Соединенных Штатов и снимают с них ответственность за фактический провал афганской кампании. Более того, хочется обратить внимание не на то, сколько администрация Белого дома «вложила» в Афганистан, а на то, сколько «унесла» оттуда. И сейчас уже там полноценно работают над «словесными проектами», которые преследуют лишь личные интересы руководства Вашингтона.
К тому же очевиден тот факт, что Афганистан не в состоянии в одиночку поднять «ту западную демократию», которую оставляет руководство США. Обама на это делает весомую ставку. Даже несмотря на отказ бывшего президента Афганистана Хамида Карзая подписать соглашение о безопасности, командующий международным военным контингентом в Афганистане (ISAF) под руководством США генерал Джозеф Данфорд изначально планировал оставить в регионе внушительный контингент: «Если мы уйдем к концу 2014 г., уровень афганских сил безопасности начнет снижаться, обстановка начнет ухудшаться, и, я думаю, можно будет спорить лишь о том, как быстро это будет происходить»
[Командующий ISAF... 2014]. Как результат, там сохраняется контингент в 12 тыс. солдат НАТО, 11 тыс. из которых - американцы.
Весьма точно выразился директор по исследованиям влиятельной британской программы Control Risk Майкл Денисон, сказав, что «государства Центральной Азии из потребителей созданной извне геополитической игры превратились в ее агентов» [Денисон 2013]. Примером могут послужить неоднократные заявления Хамида Карзая о преждевременном завершении кампании и выводе контингента войск НАТО. Достаточно слов той же Трейси: «Мы стремимся к формированию экономически перспективного, взаимосвязанного региона, в котором Афганистан выступает в качестве полноправного партнера» [Братерский 2007]. Из данной речи можно понять, что за все время пребывания Соединенных Штатов в Центрально-Азиатском регионе руководство Кабула стало серьезно восприниматься лишь сейчас, «когда фактически антитеррористическая кампания, проводимая НАТО, потерпела неудачу и США ищут возможные пути, чтобы задержаться в регионе.
Более того, существует мнение, что создание угроз мирному населению финансируют сами Соединенные Штаты, дабы продемонстрировать, что в Афганистане обстановка еще нестабильна, требуется активная военная и экономическая деятельность со стороны.
Кроме того, здесь остро стоит проблема наркотиков. Как известно, на территории Афганистана, по сути, ничего нельзя вырастить, кроме опийного мака и конопли, поэтому здесь проходит самый широкий поток наркотиков, являющийся источником коррупции во многих регионах мира, и в первую очередь в самой республике. Данная проблема, являющаяся приоритетной на данный момент, пока не находит своего решения.
На слушаниях в Комитете по международным делам палаты представителей конгресса США, состоявшихся в начале февраля 2014 г., констатировалось, что за всю афганскую кампанию администрации Вашингтона не удалось решить вопрос наркотрафика. Более того, Соединенные Штаты на данный момент не разработали никакой стратегии того, как эта борьба будет осуществляться после их «ухода» из Афганистана, и всячески пытаются привлечь к решению этой проблемы Казахстан, Киргизию, Туркменистан, Таджикистан и Узбекистан. Однако, как утверждает помощник госсекретаря Уильям Браунфилд, никакой заинтересованности данные страны не проявляют [Северов 2014].
Логично предположить, что данный вопрос стал очередной причиной сохранения американского контингента в Афганистане.
К тому же «активная работа» администрации Белого дома по продвижению и развитию экономических потоков всячески в этом помогает. В итоге получается, что антитеррористическая операция, с чего все начиналось, отступает назад и на первый план выходит экономическое и военное развитие региона. Вследствие этого аналитики разделились на два лагеря: первые выступают за полноценное присутствие американского контингента и усиление позиций в регионе; другие же полагают, что вовлеченность в дела региона стоить ограничить, но и не пускать на самотек, нужно проводить лишь необходимые программы, что поможет сделать политику более эффективной и снизить затраты. Большая ответственность в этом вопросе ложится на плечи Афганистана, и последнее слово, соответственно, тоже за ним.
Однако США не собираются смешивать политику, проводимую в Афганистане, с политикой в Центрально-Азиатском регионе на случай, если одна из них потерпит неудачу. Таким образом, основными официальными целями введения американского контингента в Афганистан выступили борьба с терроризмом и уничтожение «Аль-Каиды», установление демократии и свободы. Однако интервенция имела более глубокий смысл: внедриться и укрепиться в регионе ради использования уже готовых ресурсов и освоения новых. Важно отметить, что действия Буша-мл. стали предметом жесткой критики, так как их скрытый смысл не был виден со стороны, а видны лишь бомбардировки, приведшие к массовым жертвам среди мирного афганского населения. Обама, изменив подход к реализации проводимой кампании, во многом сделал ставку на территориальное расположение Афганистана. Присутствуя в регионе, Соединенные Штаты масштабно реализуют политику сдерживания в отношении держав-конкурентов (Китая, России, Пакистана и Индии), а также якобы следят за нераспространением оружия массового уничтожения.
В заключение можно сделать вывод, что, объективно говоря, проводимая Соединенными Штатами афганская кампания потерпела поражение: колоссальные ресурсы, вложенные в решение внутренних проблем региона, не нашли своего выражения в достижении изначально поставленных целей. Однако к сегодняшнему дню спектр будущих задач невероятно расширился, найдены весомые причины, которые обеспечат Соединенным Штатам присутствие и контроль в регионе. И в недалеком будущем военное присутствие США в Афганистане все же обеспечено, так как
опиумные поля как источник громадных доходов могут перейти
обратно к талибам, что для Соединенных Штатов неприемлемо.
Литература
1. Братерский М. 2007. Политика США в Центральной Азии и интересы России. Доступ: http://cyberleninka.rU/article/n/politika-ssha-v-tsentralnoy-azii-i-interesy rossii (Проверено 05.02.2015.)
2. Денисон М. 2013. Игра окончена? Изменения в энергетической геополитике в Центральной Азии. - Центр. Азия. Доступ: http://www.centrasia. ru/newsA. php?st=1374588480 (Проверено 15.02.2015.)
3. Кауфман С. 2013. Концепция «Нового Шёлкового пути» сулит Афганистану светлое будущее. Доступ: http://iipdigital.usembassy.gov/st/russian/article/ 2013/10/20131030285480.html#axzz3JQ8yP0Zm (Проверено 02.03.2015.)
4. Командующий ISAF грозит оставить военных США в Афганистане. 2014. Доступ: http://www.rosbalt.ru/main/2014/03/13/1243516.html (Проверено 15.02.2015.)
5. Сайфуллин Р. 2013. Эксперт: Чего ожидать от новой политической стратегии США в Афганистане? Доступ: http://www.12news.uz/news/2013/03/ekspert-chegoozhidat-ot-novoj-politich/ (Проверено 09.02.2015.)
6. Северов Ю. 2014. США не сумели победить наркомафию в Афганистане. -Общероссийский информационный ресурс. Доступ: http://inosmi.ru/world/ 20140304/218169732.html (Проверено 09.02.2015.)
7. Чувакин О. 2014. «Новый Шёлковый путь» - плохая американская дорога. Доступ: http://topwar.ru/21736-novyy-shelkovyy-put-plohaya-amerikanskaya-doroga.html
«Власть», М., 2015 г, № 6, с. 212-215.
А. Фролов,
доктор политических наук,
ведущий научный сотрудник
Группы по исследованию проблем мира
и конфликтов Отдела международно-политических
проблем ИМЭМО РАН
ТУРЦИЯ - СИРИЯ: МЕТАМОРФОЗЫ
БЛИЖНЕВОСТОЧНОЙ ПОЛИТИКИ
«Лучшее - враг хорошего»
17 сентября 2009 г., выступая на торжественном приеме в честь сирийской делегации во главе с президентом Башаром Аса-дом, премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил: