УДК 336.01
Н. В. Волкова
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (Россия)
РОЛЬ И ФУНКЦИИ МЕТОДОЛОГИИ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В ПОДГОТОВКЕ МАГИСТРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ "ЭКОНОМИКА"
Рассматриваются основные аспекты влияния дисциплины «Методология научного исследования» на качество подготовки магистров по направлению «Экономика». Проблема анализируется во взаимосвязи Федеральных государственных образовательных стандартов и Профессиональных стандартов Минтруда РФ. Сформирована логическая структура курса "Методология научного исследования" с учетом профессионально-ориентированных компетенций магистров. Охарактеризованы аспекты использования методологии в экономических исследованиях. Выявлены группы компетенций и соответствующие разделы учебного плана, обоснованы функции дисциплины в подготовке магистров.
МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ; ПОДГОТОВКА МАГИСТРОВ; ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ; ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ; КОНЦЕПЦИИ ПОЗНАНИЯ; МЕТОДЫ И МЕТОДИКИ; НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ; ФУНКЦИИ МЕТОДОЛОГИИ; ЭЛЕМЕНТЫ ФУНКЦИЙ.
Формирование двухступенчатой системы высшего образования в России предусматривает подготовку бакалавров и магистров по направлению «Экономика». Подготовка бакалавров предусматривает практическую ориентацию учебного процесса, что находит отражение в ФГОС для бакалавриата, в учебных планах, подборе учебных дисциплин и практик [1, 2]. Подготовка магистров рассматривается как научно - ориентированная подготовка специалистов более высокой квалификации, способных занять ведущие позиции в управлении компаниями, вести научные исследования и педагогическую работу в высшей школе [3]. Государственные требования к подготовке магистров установлены в официальных нормативных документах Министерства образования и науки Российской Федерации, а также в локальных нормативных актах соответствующих вузов.
Важнейшим аспектом в подготовке магистров является ее ориентация на определенные Профессиональные стандарты, разрабатываемые Минисреством труда РФ [4].
Приобретение навыков и умений, требуемых профессиональными стандартами, достигается за счет формирования комплекса компетенций, которыми будущий магистр должен обладать по окончании учебного курса. Важнейшие характеристики компетенций магистра следующие:
• Самостоятельность и исследовательский характер работы;
• Новизна и оригинальность предлагаемых решений проблемы;
• Законченность исследований;
• Регламентированное оформление магистерской диссертации.
Растущее значение подготовки магистров как научно -ориентированных специалистов обусловлено динамическим ростом научных знаний со второй половиной ХХ века и по настоящее время. Эти знания становятся все сложнее, зачастую знания из различных областей взаимосвязаны и взаимозависимы, что приводит к возникновению новых научных направлений на базе двух или нескольких классических, уже существующих научных направлений (математическая экономика, экономическая глобалистика, экономика знаний и т.д.).
В современных условиях наука определяет как развитие определенного хозяйствующего субъекта, так национальной и мировой экономики, что требует учета этого фактора развития в таких научных направлениях как «Микроэкономика», «Макроэкономика», «Мировая экономика».
Кроме того следует отметить, что наука начинает сближаться с реальными производительными силами: проводится учет и амортизация нематериальных активов; учитывается категория «гудвилл» при оценке стоимости компании; инновационные процессы и инновации рассматриваются в аспекте коммерциализации научных исследований.
Отмеченные роль и значение науки в развитии современного общества, несомненно, должны найти отражение в подготовке магистров по направлению «Экономика».
Исторически выявлено, что на всех этапах развития науки важнейшую роль играли методы и методики, то есть стратегия подходов, путь построения структуры научного знания с целью последующего ее заполнения конкретными знаниями. Методология научного исследования в качестве науки о методе [5] концентрируется именно на указанных направлениях и должна занять соответствующее ей место в подготовке магистра. Так как подготовка магистров по всем направлениям предусматривает с первого по третий семестр выполнение научно- исследовательской работы магистра (НИРМ), то представляется необходимым курс «Методология научного исследования» включать в учебный план подготовки магистров уже в первом семестре. Основные этапы структуры курса «Методология научного исследования» в процессе подготовки магистров представлены на Рис.1.
Рис.1 Основные этапы курса "Методология научного исследования" в процессе формирования профессионально-ориентированных компетенций
Роль методологии научного исследования в подготовке магистров по направлению «Экономика» особо значима, так как экономические исследования касаются трудноформализуемых процессов, которые не всегда подаются моделированию; кроме того, в изучении экономических законов и закономерностей существенным является субъективный фактор. Соответственно роль методологии в экономических исследованиях может быть рассмотрена по следующим аспектам:
• Формирование объективных знаний и адекватных реальной действительности методов направлено на компенсацию субъективных факторов, играющих существенную роль в экономической среде;
• Комплексный и системный подход к изучению проблемы обеспечивает учет всего многообразия факторов, и учет этих факторов во взаимовлиянии и взаимозависимости;
• Четкая грамотная формулировка проблемы и логической схемы ее исследования содействуют целенаправленности исследования, экономии ресурсов и времени;
• Борьба с субъективностью в ее различных проявлениях базируется на использовании научных принципов и методов исследования, на формировании достоверной репрезентативной информационной базы исследования;
• Преодоление негативного влияния компьютеризации на качество научного исследования, которое выражается в примитивной компиляции текстов, в использовании недопустимых языковых форм изложения материала, в отсутствии логики представления результатов исследования, в неумении проводить сравнительный критический анализ и четко формулировать новизну и выводы по работе;
• Обеспечение сочетания стратегии и тактики подготовки магистерской диссертации [6]. Подготовка и защита магистерской диссертации требуют достаточно длительного периода времени. С этой позицией необходимо установить стратегические цели, этапы и сроки подготовки диссертации. Тактика подготовки диссертации рассматривает реализацию текущих задач учебного процесса и конкретных научных исследований с ориентацией на достижение стратегических целей.
Процесс изучения дисциплины «Методология научного исследования» направлен на формирование с методических позиций определенных компетенций:
• Общекультурных - формируются в процессе изучения дисциплин блока общенаучной подготовки;
• Профессиональных, в том числе:
1. Общепрофессиональных - формируются в процессе изучения дисциплин блока общепрофессиональных дисциплин;
2. Специальных профессиональных - формируются в процессе изучения дисциплин блока специальных дисциплин;
• Педагогических - формируются в процессе изучения дисциплин «Методология научного исследования»; подготовки научно-исследовательских работ магистра, магистерской диссертации; при участии в научных конференциях и дискуссиях;
• Управленческих - формируются в процессе планирования и реализации процесса подготовки НИРМ, магистерской диссертации, статей, докладов, выступлений, процесса защиты диссертации.
Эти компетенции, в свою очередь, совместно с компетенциями, формируемыми по другим дисциплинам учебного плана, содействуют реализации функции методологии научного исследования в подготовке магистров.
К основным функциям методологии в подготовке магистров следует отнести:
1. Функция методологическая - реализуется в сфере научно -исследовательской деятельности;
2. Функция методическая - реализуется при формировании структуры исследования, выборе и обосновании используемых подходов, методов, моделей;
3. Функция управленческо-организационная - реализуется при управлении, планировании, организации всех этапов учебного процесса магистров, при подготовке НИРМ и магистерской диссертации.
Первая функция включает следующие направления:
• Обеспечение приобретения знаний и умений по требуемым компетенциям подготовки магистра по направлению «Экономика» достигается в процессе реализации учебного плана в форме лекций, практикумов, НИРМ, самостоятельной работы студентов и различных производственных практик;
• Формирование диалектического подхода к изучению научных проблем позволяет выявить противоречия в исследуемых экономических проблемах, которые требуют актуального рассмотрения и решения, диалектический подход обеспечивает динамику и новизну научной работы любого уровня;
• Учет элементов научного познания: теория, методология, методика, практика [7]; учет соотношения этих элементов друг с другом обеспечивает логику, обоснованность, практическую направленность исследования;
• Ориентация на сочетание эмпиризма и рационализма как методологической основы современной науки формирует объективный характер научного исследования;
• Выделение характеристик новизны исследования направленно на обоснование необходимости и обоснованности исследования, на оценку авторского вклада исследователя и оценку уровня достигнутых в исследовании результатов;
• Выбор методологической парадигмы или "концептуального каркаса" исследования [5, 7] ориентирует исследователя на наиболее прогрессивные положения, аксиомы, зависимости, допущения в комплексе используемые в процессе научной работы;
• Ориентация на биоцентризм как наиболее прогрессивную концепцию научной картины мира [7], которая объявляет жизнь и жизненные процессы, человека и его деятельность высшей ценностью и целью развития. Этот подход заставляет по-новому ориентировать науку и научные исследования, особенно в сфере экономики, где следует переориентировать оценку эффективности принимаемых решений и проектов с чисто рыночных критериев (прибыль, рентабельность, экономия затрат) на критерии социально-ориентированные, критерии достойного существования каждой отдельной личности.
Вторая функция включает следующие компоненты:
• Системное представление о методах научного исследования позволяет сочетать теоретические и эмпирические методы; методы универсальные и специальные; устанавливать иерархию зависимостей и их характер;
• Выделение и использование специфических методов исследования экономических явлений и процессов обеспечивает учет их своеобразия и многообразия, а также адекватность исследований экономическим реалиям;
• Освоение и применение общенаучной методики подготовки научной работы (магистерской диссертации) формирует у исследователя умения и навыки публичного представления результатов своих исследований. Кроме того, реализация этого направления создает единообразную методическую основу для проведения экспертиз и оценки научного уровня, достигнутого в исследовании.
Третья функция включает следующие направления:
• Управленческий аспект: как всякий вид деятельности научная деятельность требует планирования, организации, учета. Соответственно исследователь в процессе своей деятельности выполняет функции различного характера [8]: чисто научные; функции менеджмента и администрирования; функции редактора, эксперта, маркетолога, специалиста по связям с общественностью;
• Проверка соответствия результатов, полученных в научном исследовании, критериям оценки магистерской диссертации осуществляется в соответствии с нормативными документами федерального и локального характера;
• Соблюдение требований к языку научного изложения, что является актуальной современной проблемой. Обычно это обеспечивается руководителем магистерской диссертации;
• Обеспечение и организация соблюдения принципов публичного представления результатов, полученных в магистерской диссертации, реализуется в оформлении диссертации, подготовке доклада и презентации, в процедуре защиты и дискуссии.
Характеристика и оценка роли и функций методологии научного исследования позволяют сформулировать следующие рекомендации:
1. Необходимо повысить роль методологии в учебном процессе;
2. В дисциплинах общепрофессиональной и профессиональной подготовки должны учитываться методологические принципы научного исследования;
3. Необходимо начинать изучение основ методологии научного исследования при подготовке бакалавров.
Предложенные рекомендации призваны содействовать повышению качества подготовки магистров по направлению «Экономика».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».
2. Методические рекомендации по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов. Утверждено Министерством образования и науки Российской Федерации от 22.01.2015г. №ДЛ-1/05вн.
3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. №1662-р.
4. www.rosmintrud.ru-Intemet-ресурс Министерства труда и социальной защиты РФ.
5. Пивоев В.М. Философия и методология науки. Учебное пособие для магистров и аспирантов. - Петрозаводск: Из-во ПетрГУ, 2013.-320с.
6. Филиппов Г.Г., Яновский В.В. Как делать научную работу: учебное пособие: СевероЗападный Институт упр. - филиал РАНХиГС. - СПб.: ИПЦСЗИУ РАНХиГС, 2014. - 56с. ISBN: 978-5-89781-514-2
7. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология научного исследования: учебное пособие: М.: ЛИБРОКОМ, 2010 - 280с. ISBN: 978-5-397-00849-5
8. Соловьева И.В. Понятие вклада в науку в современной парадигме философии науки и науковедения // Современные научные исследования и инновации. 2013. №11 (31).С.26.
Волкова Надежда Васильевна - кандидат экономических наук, доцент Высшей школы государственного и финансового управления; Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 195251 ул. Политехническая, 29, Санкт-Петербург, Россия; e-mail: [email protected]
Volkova Nadezhda V. - Peter the Great Saint-Petersburg Polytechnic University, 195251, Politekhnicheskaya Str. 29, Saint-Petersburg, Russia; e-mail [email protected]
ROLE AND FUNCTIONS OF SCIENTIFIC RESEARCH METHODOLOGY IN THE
TRAINING OF MASTERS OF ECONOMY
The article discusses the main aspects of the impact of the discipline "Methodology of scientific research" on the quality of Master students' training in "Economics". The problem is analyzed in relation to Federal state educational standards and Professional standards of the Ministry of labor of the Russian Federation. The syllabus of the course "Methodology of scientific research" aimed at the development of professionally-oriented competences has been formed. Aspects of the methodology use in economic research are characterized. Sections of the syllabus forming different groups of competencies are specified. The main functions of methodology in training Masters of economics are identified and discussed.
METHODOLOGY OF SCIENTIFIC RESEARCH; TRAINING OF MASTERS; FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS; LEARNING CONCEPT; METHODS AND TECHNIQUES; SCIENTIFIC RESEARCH; METHODOLOGY FUNCTION; ELEMENTS OF FUNCTIONS
© Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2016