Научная статья на тему 'Роль художественной литературы в моделировании географических образов (на примере Перми)'

Роль художественной литературы в моделировании географических образов (на примере Перми) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
546
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИТЕРАТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ОБРАЗ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ПРОЕКТЫ / ТУРИСТСКИЙ ПРОДУКТ / LITERARY HERITAGE / GEOGRAPHIC IMAGE / SOCIAL AND CULTURAL PROJECTS / TOURISM PRODUCTS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Фирсова Анастасия Владимировна

Художественная литература взаимодействует с географическим пространством и формирует его новую легенду, «картирует» местность. Локальное литературное наследие является важной составляющей географического образа более сложного понятия, которое включает основной блок (географическую характеристику), блок трансформаций (метафоры мест в социальном контексте), блок синтеза (художественный текст), блок инноваций (социально-культурные проекты). В статье представлен опыт изучения литературного наследия Перми, в соотношение с географическими характеристиками места и существующими социально-культурными проектами. Представлены ключевые географические образы города: «Пермь дальняя земля», «Кама мать моего мира», «Город выстроен правильно», «Пермь станет вдруг столичной». Эти географические образы города включены в существующие и могут составить перспективные туристские продукты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF FICTION IN MODELING GEOGRAPFICAL IMAGE (BY THE EXAMPLE OF PERM)

Fiction and novels interact with the geographic space and create a new legend and "map" of the area. Local literary heritage is an important component of geographic image. Geographical image a complex concept that includes the main unit (geographical characteristics), the unit transformation (metaphor place in the social context), unit the synthesis (literary text), the unit of innovation (social and cultural projects). The article presents the experience of learning the literary heritage of Perm, in relation to the geographical characteristics of the area and the existing socio-cultural projects. Presents the key geographic images of the city: "Perm a distant land", "Kama the mother of my world", "the city is built correctly New York", "Perm suddenly become the capital." These geographical images of the city are included in the existing tourism products and can form a promising types of tourism.

Текст научной работы на тему «Роль художественной литературы в моделировании географических образов (на примере Перми)»

Туризм

ТУРИЗМ

УДК 911 (908):821

A.B. Фирсова

РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В МОДЕЛИРОВАНИИ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ

ОБРАЗОВ (НА ПРИМЕРЕ ПЕРМИ)

Художественная литература взаимодействует с географическим пространством и формирует его новую легенду, «картирует» местность. Локальное литературное наследие является важной составляющей географического образа - более сложного понятия, которое включает основной блок (географическую характеристику), блок трансформаций (метафоры мест в социальном контексте), блок синтеза (художественный текст), блок инноваций (социально-культурные проекты). В статье представлен опыт изучения литературного наследия Перми, в соотношение с географическими характеристиками места и существующими социально-культурными проектами. Представлены ключевые географические образы города: «Пермь - дальняя земля», «Кама - мать моего мира», «Город выстроен правильно», «Пермь станет вдруг столичной». Эти географические образы города включены в существующие и могут составить перспективные туристские продукты.

Ключевые слова: литературное наследие, географический образ, социально-культурные проекты, туристский продукт

Географический образ территории (далее ГО) - это система взаимосвязанных знаков, символов, архетипов и стереотипов, ярко, и в то же время достаточно просто характеризующих какую-либо территорию (место, ландшафт, регион, страну) [7]. Моделируемые и реконструируемые ГО являются частью феноменологии культуры, они могут функционировать автономно, без территориальной привязки. ГО создают собственное метагеографическое пространство, а в случае их выявления и применения с прикладной целью становятся важным инструментом культурной политики и экономических действий региона.

Особую роль в процессах формирования ГО играет художественная литература. Создавая образы пространства, литература формирует его новую легенду, «картирует» местность [4]. Локусы, нашедшие образное отражение в известном литературном произведении художественно индивидуализируются, приобретают особую смысловую насыщенность, обрастают ассоциативным ореолом, - географическое пространство становится поэтическим [3]. Иначе говоря, место приобретает дополнительные аттрактивные свойства, что создает предпосылки для развития связанных с ними новых социально-культурных практик (конференций, фестивалей, туризма) [2]. Законченный образ пространства, сформированный под влиянием художественного произведения или биографии его автора, становится своеобразным маркетинговым продуктом - стилизованным символьным комплексом, передающий информацию о регионе через разнообразные коммуникативные каналы [6]. Известные «литературные города» мира - это во многом результат реализации проектов, основанных на презентации литературного образа пространства (классический пример - Верона «Ромео и Джульетты»), Рейтинг литературных городов мира зависит от степени известности писателя, от сходства деталей художественного мира с реальным ландшафтом, от атмосферы творчества, свойственной городу в целом. Так, по мнению редакторов журнала National Geographie, признанными литературными центрами являются: Эдинбург, Дублин, Лондон, Париж, Петербург, Стокгольм, Мельбурн [16]. Во всех перечисленных пунктах литературное наследие стало эффективным средством формирования имиджа территории, а художественный образ - важной составляющей ГО. В настоящей статье мы рассмотрим ГО Перми, сформировавшиеся под влиянием художественных произведений и нашедшие применение в социально-культурных практиках города.

Литературная судьба Перми гораздо скромней, чем история мировых центров туризма, но не уступает другим провинциальным городам России. Она начинается с истории пребывания в нашем городе ссыльных или путешествующих писателей - А.Н. Радищева, П.А. Вяземского, А.И. Герцена. Далее, в местном сообществе появляются собственные имена: писатели-народники Ф.М. Решетников,

©Фирсова A.B., 2015

Фирсова Анастасия Владимировна, к.г.н., доцент кафедры туризма Пермского государственного национального исследовательского университета; 614990 Пермь, ул. Букирева, 15; firssowa@mail.ra

Туризм

A.A. Кирпищикова, A.C. Погорелов, поэт-футурист В.В. Каменский, писатель русского зарубежья М.А. Осоргии, современные прозаики J1.A. Юзефович, A.B. Королев, Н.В. Горланова, A.B. Иванов. С Пермью связаны творчески плодотворные периоды жизни П.И. Мельникова-Печерского, В.Г. Короленко, Д.Н. Мамина-Сибиряка, П.П. Бажова, А.П. Чехова, A.M. Горького, A.C. Грина, Б.Л. Пастернака, В.А. Каверина. Все перечисленные писатели оставили след в культурной памяти города. Благодаря произведениям Б.Л. Пастернака, А.П. Чехова, М.А. Осоргина, В.А. Каверина, Л.А. Юзефовича, A.B. Иванова, Пермь стала одним из топосов русской литературы [10].

Структуру ГО Перми и его литературную компоненту проанализируем согласно методике построения базовой модели географического образа Д.Н. Замятина [7]. А именно воспользуемся определением четырех системных блоков модели идеального ГО, конкретизировав их на пермском материале: 1. Основной блок: качественные характеристики пространства в географической литературе. 2. Блок трансформаций: географические метафоры мест, бытующие в широком социокультурном контексте. 3. Блок инноваций: механизм отбора эффективных метафор в научном, художественном, политическом тексте; образы художественных произведений. 4. Блок синтеза: создание и применение ГО как элемента культурной политики и практики региона.

Соотнесем блоки географической характеристики места и исторических фактов, с их отражением в публицистике и известных литературных произведениях и, наконец, с социально-культурными проектами, построенными на презентации художественных образов пространства, использовании их в имиджевых целях

ГО «Лесной край». География: территория Пермского края имеет высокую лесистость, более 2/3 площади края располагается в зоне тайги. Площадь Перми 790 км2, из них леса занимают 320 км2. История топонима: одна из версий происхождения названия «Пермь», восходит к понятию «Парма» - гористая местность, поросшая лесом; другая - к преданиям о Биармии - легендарной стране на северо-востоке Европы, богатой лесами и пушниной. Общепринятой версией является трактовка Пермь - «Pere-ma» -дальняя земля. Отражение географических особенностей в художественной литературе: «Вот пермские дремучие леса» (A.C. Пушкин); «<...> этот безграничный лесной мир» (Е. Вердеревский); «Я был и остался сыном матери-реки и отца-леса и отречься от них уже никогда не смогу» (М. Осоргин); «Я был в Биармии великой/ И я нашел ее в пути/ Как и всегда прекрасноликой/ достойной в вечности цвести» (К. Бальмонт). Социокультурные практики: в городе, в пределах многочисленных лесопарков (Черняевский лес, Липогорский лес, Закамский бор) развиты активные виды отдыха (велотуризм, лыжные походы, спортивное ориентирование). Лесной образ края стал основой современного арт-объекта «Пермские ворота» скульптора Н. Полисского.

ГО «Регулярный город». География: топографическая особенность - город имеет регулярную планировку: «Прямоугольные кварталы нанесены без учета рельефа местности, очень жестко» [14, с.25]. Городской нарратив: Пермь строилась «под Санкт-Петербург» - все улицы шли параллельно и перпендикулярно друг другу и Каме - сравнение, к которому часто прибегают экскурсоводы Перми в своем рассказе. Литература: «Город выстроен правильно, можно сказать, правильнее Нью-Йорка: ровные большие кварталы и параллельное направление улиц и переулков бросается в глаза при первом взгляде всякому приезжему» (П.И. Мельников-Печерский). Социокультурные практики: особенности городской планировки становятся достопримечательностью города в проектах пешеходных маршрутов: «Зеленая линия» (2009 г.), «Красная линия» (2010 г.).

ГО «Граница Европы и Сибири» География: Пермь - самый восточный миллионный город Европы. Он расположен на пересечении дорог из Европы в Азию, на Сибирском тракте и Транссибирской магистрали. Городской нарратив: «Ворота в Сибирь», «Первый миллионный город Европы». Литература: «Пермь - город ужасный, просцениум Сибири, холодный, как минералы его рудников» (А. Герцен). «Кругом снег, метель; граница Европы, впереди Сибирь и таинственная судьба в ней, позади все прошедшее - грустно было, и меня прошибли слезы» (Ф. Достоевский) [15]. Социокультурные практики: тема ссылки представлена в ряде экскурсионных объектов и маршрутов: Музей политических репрессий «Пермь-36»; виртуальная экспозиция сталинских репрессий в бывшей пересыльной тюрьме; трассовая экскурсия «История Сибирского тракта»; двухдневный тур «Сибирский тракт: пермские истории».

ГО «Город на Каме». География: город расположен на большой судоходной р. Кама при впадении в нее р. Чусовой. Кама - важная транспортная магистраль, она соединяет западный Урал с центральной Россией. Кама - основная ось, вдоль которой развивается город. Кама - источник энергии, место отдыха и составляющая эстетического пространства города. Литература: Кама -«мать» пермского мира, место творческого вдохновения: «Кама для меня как бы мать моего мира » (М. Осоргин), «Мать Кама синеокая» (В. Каменский), «Ныряла и светильней плавала/ В лампаде камских вод звезда» (Б. Пастернак), «Вечно Каме по жизни народа струиться» (В. Радкевич). Социокультурные практики: Имя реки акцентировано в этно-футуристическом фестивале KAMWA

Туризм

.ПЕРМЬ-КУЛЬТУРНАЯ СТОЛИЦА ЕВРОПЫ. (ПРОЕКТ)

«ПЕРМЬ, КАК ВСЕ ВЕЛИКИЕ ГОРОДА МИРА, ЛЕЖИТ НА СЕМИ ХОЛМАХ» (ГОРОДСКОЕ КЛИШЕ) ¡V

«ЧЕТКИЙ СИЛУЭТ НА ФОНЕ ВЕЧЕРНЕГО

НЕБА. А. ЗЫРЯНОВ

¡пермь станет вдруг

столичной»

в. каменский

.ВЕЧНО КАМЕ по жизни НАРОДА СТРУИТЬСЯ» В. РАДКЕВИЧ

.НЫРЯЛА И СВЕТИЛЬНЕЙ ПЛАВАЛА В ЛАМПАДЕ КАМСКИХ ВОД ЗВЕЗДА»

• ПЕРМЬ -СТРАНА

/рекой

ЛИТЕРАТУРЫ. С. МИХАЛКОВ

«НА ГОРЕ... ВЫСТУПИЛ БОЛЬШОЙ ГОРОД... ОН ЯРУСАМИ ЛЕПИЛСЯ ВОЗВЫШЕННОСТИ. КАК ГОРА АФОН. НА ЛУБОЧНОЙ КАРТИНКЕ» Б.ПАСТЕРНАК

«ГОРОД ВЫСТРОЕН... ПРАВИЛЬНЕЕ НЬЮ-ЙОРКА« П МЕЛЬНИКОВ-ПЕЧЕРСКИЙ

«ПЕРМИ ПОСЧАСТЛИВИЛОСЬ ПО ЧАСТИ ИСТОРИИ КРАЯ. Д. МАМИН-СИБИРЯК

«кама для меня как бы мать моего мира»

м. осоргин

• ПЕРМЬ ЗАЛЕЗЛА НА ГОРУ

БЕЗ ВСЯКОЙ УВАЖИТЕЛЬНОЙ ПРИЧИНЫ» Д.МАМИН-

сивиряк

(ЗДЕШНИЕ ЛЮДИ

РОДЯТСЯ НА /ГУНОЛИТЕЙНЫХ ЗАВОДАХ» А. ЧЕХОВ

«ИЗУВЕРСТВА БЕЛЫХ И КРАСНЫХ СОПЕРНИЧАЛИ ПО

ЖЕСТОКОСТИ. Б.ПАСТЕРНАК

«ДЕЙСТВИЕ («ТРЕХ СЕСТЁР.) ПРОИСХОДИТ В ПРОВИНЦИАЛЬНОМ ГОРОДЕ ВРОДЕ ПЕРМИ» А. ЧЕХОВ

«ЦЕНТР ГОРОДА-СОБОР, БИБЛИОТЕКА» Б. ПАСТЕРНАК

«пере-ма - дальняя земля» топоним

«ПЕРМЬ -ПРОСЦЕНИУМ СИБИРИ» А. ГЕРЦЕН

(2006-2013 гг.) - проекте, направленном на сохранение и трансляцию национальных культур народов Прикамья. Само название фестиваля - творческая реконструкция гидронима, в котором содержится географическая и этнографическая составляющая: «кам», по мнению авторов фестиваля, восходит к угро-финскому «человек», «шаман»!, «\уа» - «вода».

Подобные примеры мы можем привести для таких ГО, как «Пермь -город-завод», «Пермь -провинция», «Пермь - станет вдруг столичной» и др. Сопоставляя различные ГО важно выявить «ключевые» и «производные», для этого мы обратимся к методам составления картоидов - образно-географической схемы территории [7]. Простейшей формой картоида выступают диаграммы Венна, с их помощью можно отобразить пересечения и вхождения ГО друг в друга, их внутреннюю иерархию. По данной методике мы составили схему «Географические образы Перми в художественной литературе» (рис.1).

«Я БЫЛ В БИАРМИИ ВЕЛИКОЙ» К. БАЛЬМОНТ

«ВОТ ПЕРМСКИЕ ДРЕМУЧИЕ ЛЕСА» А ПУШКИН

«ТРАКТ Н ЗНАМЕНИТЫЙ. ЧЕРЕЗ ВСЮ

СИБИРЬ ПРОХОДИТ. КАТОРГОЙ ВОСПЕТ»

«МОЛОТОВ БЫЛ

ХОРОШО ВООРУЖЕННЫЙ ГОРОД» В. КАВЕРИН

Рис. 1. Географические образы Перми в художественной литературе

В центре схемы расположены четыре круга большего диаметра. Они отражают наиболее устойчивые ГО Перми, которые реализуются в социально-культурных проектах города (фестивали, конференции, спектакли, экскурсии). Круги расположены по восходящей линии от природного образа «Пере-ма» (дальняя земля) - к цивилизационному: «Пермь станет вдруг столичной». Рассмотрим центральные ГО Перми в соотношении с их производными.

1. Топоним «Пере-ма» восходит к древнему вепсскому «дальняя земля» и связан с образом «дремучего леса», образ размещен в круге зеленого цвета. Лес - одна из выразительных характеристик Перми и Пермского края. На уровне герба она поддерживается образом медведя. A.C. Пушкин, не бывавший в Пермской губернии, дал ей точную характеристику в реплике Федора Годунова: «Тут Новгород, тут Астрахань. Вот море. Вот пермские дремучие леса, а вот Сибирь» [13, с. 383]. Удаленность, труднодоступность территории, ее лесные богатства дали повод сопоставить Пермь Великую с легендарной скандинавской Биармией, расположенной между р. Печорой и р. Камой. Биармия - легендарный образ Перми, зафиксированный в поэтических строках К.Д. Бальмонта. Представление о далекой земле, покрытой лесами, наличие заповедной территории, богатой ягодными, грибными угодьями, промысловым зверем носит положительные коннотации и располагается выше центрального концепта. На гостей города из центральной, южной России производит впечатление Закамский бор, Черняевский лес, лесные массивы вдоль региональных дорог

Туризм

- все то, что не воспринимается жителями Перми как достопримечательность, но формирует рекреационно-досуговую среду городской агломерации. Вниз направлены образы со сниженной коннотацией - производные от концепта «дальняя земля»: «Пермь - провинция» (город «Трех сестер») и Пермь - «просцениум Сибири» (место каторги и ссылки). Именно эти драматические сюжеты находят воплощение в социокультурных проектах и экскурсионной практике.

2. Далее следует голубой круг - образ Камы - «матери пермского мира», в прозе М.А. Осоргина. Образ отражает бассейновый характер Пермского края и подчеркивает значение реки как градообразующей оси города. Над центральным кругом даны поэтические образы Камы. Ниже -исторические сюжеты: Кама - свидетель Гражданской войны («изуверства белых и красных соперничали по жестокости, попеременно возрастая одно в ответ на другое» [12, с.367], взорванный мост, кровопролитные бои за город в 1919 г. ). Кама - транспортная магистраль - путь массовой эвакуации в годы Великой Отечественной войны в романе В.А. Каверина «Два капитана» [9].

3. Следующий географический образ, обозначенный оранжевым цветом, характеризует холмистый ландшафт города и его планировку. Пермь - «город на горе», с четкими параллельно-перпендикулярными улицами, выходящими к Каме. Панорама города со стороны р. Камы, планировка его

центральных улиц вызывают, как правило, положительные эмоции. В монографии «Пермь как текст» В.В. Абашев предпринял подробный семантический анализ описаний города в путевой литературе и пришел к выводу, что созданные независимо друг от друга путевые очерки повторяются в своих доминирующих характеристиках. Один из ведущих мотивов «Пермь - город на горе»: «Город расположен на небольшой возвышенности и казался мне, когда я был еще на пароходе, довольно эффектным...» (И.С. Левитов); «вид на <...> город с Камы <...> очень хорош» (П.И. Мельников-Печерский); «Издали с палубы парохода город чрезвычайно красив» (В.И. Немирович-Данченко) [1, с. 86-91]. В романе «Доктор Живаго» визуальные впечатления трансформируются в художественный образ духовной символики - Юрятин открывается Юрию «словно гора Афон на <...> лубочной картине» [12, с.247]. По мнению географа А.И. Зырянова, «четкий силуэт на фоне вечернего неба» -одна из достопримечательностей города [8]. Регулярная планировка Перми, которая, по образному замечанию П.И. Мельникова-Печерского, «правильнее Нью-Йорка», акцентирована в проектах пешеходных маршрутов «Зеленая» и «Красная линия». В качестве примера негативного восприятия города мы привели скептическое замечание Д.Н. Мамина-Сибиряка: «Пермь залезла на гору без всякой уважительной причины» [11], где автор критикует не столько местоположение в ландшафте, сколько пустоту провинциальной жизни, несоответствие Перми статусу губернского города, особенно в сравнении с соседним Екатеринбургом.

4. Красным кругом отмечены «столичные» притязания Перми - стремление играть роль административного, экономического или культурного центра. Стратегически важная задача - быть не вторым членом оппозиции «столица - провинция», а «равным» субъектом. Москва - столица Родины, Пермь - столица самобытной земли «Пере-ма». В связи с этим пророчески звучат поэтические строки В.В. Каменского: «И я не стану удивленным, когда Пермь станет вдруг столичной», - они выступают своеобразным лозунгом культуртрегерского проекта «Пермь - культурная столица Европы». К полю «столичных» концептов примыкают культурные образы, сформировавшиеся исторически: «Пермь -страна детской литературы»; «Пермь - центр книжной культуры», «Пермь-Молотов» - город-завод, столица тяжелой промышленности и военной индустрии. Подтверждение тому мы находим в художественных образах, созданных А.П. Чеховым: «Здешние люди внушают приезжему нечто вроде ужаса. <...> Родятся они на местных чугунолитейных заводах, и при рождении их присутствует не акушер, а механик» [5, с.59] и В.А. Кавериным: «М-в был хорошо вооруженный город» [9, с.242].

Мы видим, что в процессе создания образно-географической схемы территории достигается максимальная символизация географического пространства. При этом художественный текст выступает не столько объектом, сколько инструментом образно-географического картирования. Ценность данного моделирования заключается в выявлении «образных узлов» города, которые способствуют созданию социально-культурных проектов и туристских продуктов, основанных на синтезе географических ресурсов и культурного наследии. Согласно нашей схеме, в Пермском крае целесообразно продвигать туристские продукты, построенные на использовании лесных и речных ресурсов, индустриальных достижений, историко-культурного и литературного наследия. В Перми должны успешно развиваться экологический, активный, индустриальный и историко-культурный туризм.

Библиографический список

1. Абашев В.В. Пермь как текст. Пермь в русской культуре и литературе XX века. Пермь: Изд-во Пермского университета, 2000. 404 с.

Туризм

2. Абашев В.В. Пастернаковский город Юрятин: география, семиотика и прагматика романного образа // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2010. Вып. 8(98). С. 121-128.

3. Абашев В.В., Абашева М.П. Поэзия пространства в прозе Алексея Иванова // Сибирский филологический журнал. 2010. № 2. С. 81-90.

4. Абашев В.В., Фирсова A.B. План местности: литература как путеводитель // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2010. Вып. 4. С. 98-104.

5. Гладьшев В. Ф. Чехов и Пермь. Легенда о трех сестрах. Пермь, 2008. 176 с.

6. Джанджугазова Е.А. Маркетинг туристских территорий. М.: Академия, 2008. 224 с.

7. Замятин Д.Н. Методологические и теоретические основания моделирования географических образов // Гуманитарная география. 2006. Вып. 3. С. 19-44.

8. Зырянов А.И. Туристская география Пермского края; Перм. ун-т. Пермь, 2005. 28 с.

9. Каверин В.А. Два капитана. Кишинев.: Литература артистикэ, 1986. 640 с.

10. Калуцков В.Н. Топос и культурный ландшафт // География и природные ресурсы. 2002. № 3. С . 10-15.

11. Мамин-Сибиряк Д.Н. Старая Пермь. Путевые очерки. Чердынь, 1994. 68 с.

12. ПастернакБ.Л. Собрание сочинений в 5 т. Т.5. М., 1990. 734 с.

13. Пушкин A.C. Сочинения. В 3-х т. Т.2. Поэмы; Евгений Онегин; Драматические произведения. М. : Худож. лит., 1985. 527 с.

14. Терехин A.C. Пермь. Очерки архитектуры. Пермь: Кн. Изд-во, 1980. 119 с.

15. «Я увез из Перми воспоминание...»: Письма, дневники, воспоминания русских писателей, связанных с Пермским Прикамьем / Сост. Д.А. Красноперов. Пермь. : Книж. изд-во, 1989. 287 с.

16. Официальный сайт National Geographie. URL:http://www.nationalgeographic (дата обращения 06.08.2014).

A.V. Firsova

ROLE OF FICTION IN MODELING GEOGRAPFICAL IMAGE (BY THE EXAMPLE OF PERM)

Fiction and novels interact with the geographic space and create a new legend and "map" of the area. Local literary heritage is an important component of geographic image. Geographical image - a complex concept that includes the main unit (geographical characteristics), the unit transformation (metaphor place in the social context), unit the synthesis (literary text), the unit of innovation (social and cultural projects). The article presents the experience of learning the literary heritage of Perm, in relation to the geographical characteristics of the area and the existing socio-cultural projects. Presents the key geographic images of the city: "Perm - a distant land", "Kama - the mother of my world", "the city is built correctly New York", "Perm suddenly become the capital." These geographical images of the city are included in the existing tourism products and can form a promising types of tourism.

Key words: literary heritage, geographic image, social and cultural projects, tourism products

Anastasia V. Firsova, Candidate of Geography, assistant professor, Tourism Department, Perm State University; 15, Bukireva St., Perm, Russia 614990; E-mail: firssowa@mail.ru

УДК 379. 835

А.Г. Гусейнова

РАЗВИТИЕ ДЕТСКИХ ЛАГЕРЕЙ КАК ДРАЙВЕР ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА

В ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

Образовательный туризм рассматривается как одно из перспективных направлений развития Ярославской области, его важным фактором является формирование образовательных лагерей для школьников. Рассмотрены вопросы реализации деятельности образовательных лагерей на территории

О Гусейнова А.Г., 2015

Гусейнова Алёна Гаднровна, аспирант кафедры туризма и сервиса Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского, методист ГОУ ЯО Центр детского и юношеского туризма и экскурсий; Россия, 150007, Ярославль, Сквозной переулок, 5А; aljonka2401@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.