Научная статья на тему 'Культурный туризм как метод развития территории (концепция «Пермская Биармия»)'

Культурный туризм как метод развития территории (концепция «Пермская Биармия») Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
417
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНЫЙ ТУРИЗМ / ТУРИСТСКИЕ РЕСУРСЫ / СКАНДИНАВСКАЯ БИАРМИЯ / ПЕРМСКИЙ КРАЙ / ПРОДВИЖЕНИЕ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОЕКТЫ / ТУРИЗМ / ВОСТОЧНЫЙ ПУТЬ (AUSTRVEGR) / EASTERN PATH (AUSTRVEGR) / "СЕРЕБРО ЗАКАМСКОЕ" / "SILVER ZAKAMSKAYA" / ПЕРМСКИЙ ЗВЕРИНЫЙ СТИЛЬ / ФИННОУГОРСКИЙ ЭПОС / СКАНДИНАВСКИЕ САГИ / ТУРИСТСКИЙ ПРОДУКТ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИИ / CULTURAL TOURISM / TOURIST RESOURCES / SCANDINAVIAN BIARMIA / PERM REGION / PROMOTION / PROJECTS / TOURISM / PERM ANIMAL STYLE / FINNO-UGRIC EPIC SCANDINAVIAN SAGAS / TOURIST PRODUCT / SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE TERRITORY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ширинкин Павел Сергеевич

Пермский край обладает значительными культурными и туристскими ресурсами, которые могут стать основой для значимых брендов, социокультурных проектов и турпродуктов. Одним из таких брендов является легендарная страна скандинавских викингов Биармия (Bjarmaland). Среди специалистов до сих пор ведутся жаркие споры, и большинство не согласны с ее размещением на территории Северного Прикамья и юго-восточной части Республики Коми. Большинство географических и топонимических доказательств нахождения скандинавской Биармии на части территории Пермского края содержится в скандинавских сагах, например, указание на «Восточный путь» (Austrvegr). Историки и лингвисты используют любые аргументы, чтобы отвергнуть генетическую взаимосвязь между Биармией и Прикамьем, несмотря на то, что разнообразные археологические артефакты и сложный коми-пермяцкий эпос подтверждают нашу гипотезу. Северная Двина и Кама образуют транзитный водно-волоковый путь из Скандинавии до Уральских гор и далее до Каспия. Одновременно с продолжением научной полемики можно оптимизировать направление для разработки и реализации культурно-туристской концепции «Пермская Биармия». Эксплуатация и развитие существующих культурно-исторических ресурсов под общим брендом «Биармия» может стать эффективным методом для социально-экономического развития территории Прикамья. Будет создан уникальный туристский продукт для жителей Северной Европы, а Биармия как туристский мотив может привлечь реальных иностранных туристов. Развитие концепции «Пермская Биармия» в социокультурном и туристском плане позволит многим северным территориям Прикамья и юго-восточным районам Республики Коми, находящимся сегодня в депрессивном социально-экономическом состоянии, решить ряд проблем. Культурный туризм выступает как пропульсивный метод развития территорий, даже если в основе лежит историческая легенда, такая как «Пермская Биармия».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cultural tourism as a method of development of the territory (the concept of “Perm BJARMALAND”)

Perm region has significant cultural and tourist resources, which can become the basis for significant brands, socio-cultural projects and products. One of such brands is by the legendary country Scandinavian Viking Biarmia. Among experts still lead by heated debate and the majority do not agree with the placement of this country on the Northern Tell family and the South-Eastern part of the Republic of Komi. Most of the geographic and historic record of the evidence of Scandinavian governments Biarm on part of the territory of the Perm region is contained in the Scandinavian sagas, for example, reference to "Eastern way" (Austrvegr). Historians and linguists use any kind of arguments you to reject the genetic relationship between the Biarmia and Kama, despite the fact that different-shaped archaeological artifacts and complex Komi-Permyak epic confirms our hypothesis. CE-faithful Dvina and Kama form of transit water-wolokolie the way from Scandinavia to the Ural mountains, and Yes-more to the Caspian sea. Simultaneously with the continuing scientific debate can be optimized direction for razrabotki and implementation of cultural tourism the concept of "Perm Bjarmaland". Operation and development of existing cultural and historic resources under the common brand "Bjarmaland" can be effectiveness of the method for socio-economic development of the territory of the Perm region. Will create a unique tourist product for the people of Northern Europe, and Biarmia, as a tourist motive, can draw from there real foreign tourists. The development of the concept of "Perm Bjarmaland" in the socio-cultural and Tu-estscom plan will allow many Northern areas of the Kama region and South-Eastern regions of the Komi Republic, which is now depressed socio-economic status, to solve a number of problems. Cultural tourism acts as a propulsion method development, even if it is based on the historical legend, such as "Perm Bjarmaland".

Текст научной работы на тему «Культурный туризм как метод развития территории (концепция «Пермская Биармия»)»

УДК 338.48

П. С. Ширинкин

канд. геогр. наук, доцент, Пермская государственная академия культуры и искусств

E-mail: ethnic1@yandex.ru

КУЛЬТУРНЫЙ ТУРИЗМ КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ (КОНЦЕПЦИЯ «ПЕРМСКАЯ БИАРМИЯ»)

Пермский край обладает значительными культурными и туристскими ресурсами, которые могут стать основой для значимых брендов, социокультурных проектов и турпродуктов. Одним из таких брендов является легендарная страна скандинавских викингов Биармия (Bjarmaland). Среди специалистов до сих пор ведутся жаркие споры, и большинство не согласны с ее размещением на территории Северного Прикамья и юго-восточной части Республики Коми. Большинство географических и топонимических доказательств нахождения скандинавской Биармии на части территории Пермского края содержится в скандинавских сагах, например, указание на «Восточный путь» (Austrvegr). Историки и лингвисты используют любые аргументы, чтобы отвергнуть генетическую взаимосвязь между Биармией и Прикамьем, несмотря на то, что разнообразные археологические артефакты и сложный коми-пермяцкий эпос подтверждают нашу гипотезу. Северная Двина и Кама образуют транзитный водно-волоковый путь из Скандинавии до Уральских гор и далее до Каспия. Одновременно с продолжением научной полемики можно оптимизировать направление для разработки и реализации культурно-туристской концепции «Пермская Биармия». Эксплуатация и развитие существующих культурно-исторических ресурсов под общим брендом «Биар-мия» может стать эффективным методом для социально-экономического развития территории Прикамья. Будет создан уникальный туристский продукт для жителей Северной Европы, а Биармия как туристский мотив может привлечь реальных иностранных туристов. Развитие концепции «Пермская Биармия» в социокультурном и туристском плане позволит многим северным территориям Прикамья и юго-восточным районам Республики Коми, находящимся сегодня в депрессивном социально-экономическом состоянии, решить ряд проблем. Культурный туризм выступает как пропульсивный метод развития территорий, даже если в основе лежит историческая легенда, такая как «Пермская Биармия».

Ключевые слова: культурный туризм, туристские ресурсы, скандинавская Биармия, Пермский край, продвижение, социокультурные проекты, туризм, Восточный путь (Austrvegr), «серебро закамское», пермский звериный стиль, финноугорский эпос, скандинавские саги, туристский продукт, социально-экономическое развитие территории

Для цитирования: Ширинкин, П. С. Культурный туризм как метод развития территории (концепция «пермская Биармия») /П. С. Ширинкин //Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2015. - № 1 (41). - С. 62-67.

Прикамье - регион дисбаланса между туристским потенциалом и его минимальным использованием, помноженным на слабое продвижение и отсутствие уверенности муниципалитетов в своем историко-культурном наследии, в котором заложен мощный финансовый потенциал, а его эффективная эксплуатация гарантированно принесет запланированную прибыль. Один пример: именем «пермь», благодаря англичанину

Р. И. Мэрчисону, названа целая мировая геологическая система, коренным образом определившая становление и развитие жизни на планете. Однако как туристский ресурс пермская геологическая система у нас слабо позиционируется и уже требует ребрендинга, но она хотя бы фрагментарно представлена географически в виде музеев (города Пермь, Очер), мини-парка Пермского периода (Очер) и отдельных экспонатов на фоне слабого

62

внимания со стороны краевых, муниципальных властей и предпринимателей. Турист, при должной мотивации и дополнительных финансово-временных затратах, все-таки сможет составить себе определенные представления о пермской геологической системе при посещении Пермского края. К сожалению, этого нельзя сказать о скандинавской Биармии ^агша1апф, восточная часть которой располагалась на территории Прикамья.

Величайшими морскими походами и территориальными завоеваниями скандинавских викингов известны IX - Х1 вв. н. э. На Западе они освоили Гринланд (остров Гренландия), еще западнее, почти за 500 лет до Колумба (около 1000 г.), открыли северо-восточные земли американского континента: Маркланд, Хеллуланд и Винланд («земля винограда» - остров Ньюфаундленд). В поисках богатств и наживы викинги плавали не только на Запад, но и на Восток, где помещали страну Биармию. Несмотря на то, что географическое положение Биармии достаточно точно описано в скандинавских сагах, сегодня она по-прежнему остается столь же неуловимой и притягательной, как и мифическая золотая страна Эльдорадо в Новом Свете. Только вместо золота в Биармии были... персидское серебро, пушнина и моржовый клык!

Викинги утверждали, что эта земля находилась далеко на Востоке за студеными морями и долгой полярной ночью. Там жили бьярмы, торговавшие серебром и мехами. Викинги называли ее Бьярмаландом (так именовались все территории, лежащие к востоку от Белого моря).

Краткая справка из Советской исторической энциклопедии: «Биармия - страна на крайнем северо-востоке Европейской части России, славившаяся мехами, серебром и мамонтовой костью; известна по скандинавским и русским преданиям IX - XIII вв. Некоторые историки считают, что Биармия, или Биармаланд, - это скандинавское название берега Белого моря, Двинской земли; другие отождествляют Биармию с "Пермью Великой"» [13]. Этот текст сопровождается указанием на работы трех исследователей, специально занимавшихся данным вопросом, -

С. К. Кузнецова [4], К. Ф. Тиандера [16] и А. И. Соболевского[12].

Территорию от Северной Двины до самых Уральских гор викинги называли Бьярмаленд (Бьярмаланд) - «земля бьярм». Скандинав Отер в путевых заметках рассказывает, что «...Многое поведали ему бьярмийцы как о своей родной земле, так и о близлежащих землях: но он не знал, насколько правдивы эти рассказы, потому что сам этого не видел. Показалось ему, что и финны, и бьярмийцы говорят почти на одном [и том же] языке...» [5]. Викинги заметили языковое родство жителей этой страны - финно-угров - с уже известными им финнами и назвали их «бьярм». Так этноним диалектически перешел в топоним, из которого родилось: бьярма - парма -перемь - пермь. По еще одной близкой версии, «бьярм» созвучно названию медведя в северогерманских языках ^0гпе (датск.). Однако сами же коренные народы не имеют этнонима, созвучного со словом «бьярм». Вероятнее всего, слово каждый раз подхватывалось новыми волнами заселения: от викингов к новгородцам, от новгородцев к московитам - и каждый раз слегка деформировалось: так «барм» (берм) могло с веками смягчиться до «перм»...

Еще одним из доказательств скандинавских походов в Биармию является «Сага о Харальде Серая Шкура»: «Харальд Серая Шкура поплыл одним летом со своим войском на север в страну Бьярмов, и совершал там набеги, и дал большую битву бьярмам на берегах Вины. Харальд конунг одержал победу и перебил много народу. Он совершал набеги по всей стране и взял огромную добычу» [2]. В этой саге фигурирует река Вина, и она реально существует - входит в бассейн Северной Двины. На языке коми-пермяков она называется Вынва, это означает, что викинги могли бывать на ее берегах и использовать реку как часть своего пути в страну бьярмов...

Интересно, что зарубежные, да и отечественные историки, рисуя схемы походов викингов, доводят «стрелочки» даже до Средиземного моря и Византии. Однако линия, огибающая Скандинавский полуостров, обычно прерывается в Белом море или в устье Северной Двины, и дальше на картосхемах прохо-

63

дит правая ограничительная линия рамки. В реальности экспансия викингов была похожа на диффузию, поэтому мнение, что на Запад и Юг они распространились куда дальше, чем, например, на Восток, вполне субъективно.

Анализируя саги, исследователи не всегда обращают внимание на принципиальную географическую привязку к маршруту - так называемый восточный путь - Austrvegr! «Сага о Хальфдане Эйстенссоне» и «Сага о Боси» повествуют даже о берегах Бьярмаленда (undir Biarmaland), о лесе Вины (Vinuskogr) [1], где происходят многочисленные события, включая нападение на святилище или набег отца берсеркеров Арнгрима на Биармаленд [16].

Многоплановой работой, специально посвященной вопросу о местоположении Биармии и возможной этнической принадлежности би-армийцев/бьярмов, стала статья А. Л. Никитина «Биармия и древняя Русь» [8]. Автор категорически против размещения Биармии на территории Прикамья. Известные современные скандинависты, разрабатывающие данную тему, в первую очередь Т. Н. Джаксон и Г. В. Глазырина, также отвергают мнение, что Биармия находилась в пермских землях, но и у них нет единого мнения с А. Л. Никитиным. За весь период полемики местоположения Биармии «на крайнем северо-востоке» исследователи помещали ее на Кольском полуострове (Олаус Магнус, XVI в.) [11], в норвежской Лапландии (И. Шеффер, XVII в.) [5], на Карельском перешейке (В. Н. Татищев, XVIII в.) [15], в Пермской области и нижнем Подвинье (Ф. И. Стра-ленберг) [14], в устье Северной Двины (К. Ф. Ти-андер) [16], на берегу Рижского залива (А. Л. Никитин) [9; 10], в Ярославском Поволжье (К. Ф. Мейнандер) [6], между реками Онега и Стрельна или Варзуга (Т. Н. Джаксон) [3], «вся территория Севера Восточной Европы от Кольского полуострова вплоть до Ладожского озера» (Е. А. Мельникова [7] и Г. В. Глазырина [1]).

Большинство историков и филологов подошли к вопросу исключительно на основе анализа филологического материала, топонимики и текста скандинавских саг, следуя проторенным путем за К. Ф. Тиандером.

Естественно, что мы являемся сторонниками местонахождения Биармии именно в пермских землях, хотя не отрицаем, что ее западные «ворота», как считают все сторонники альтернативной географии Биармии, находились на Кольском полуострове, на побережье Белого моря и в устье Северной Двины, там, где викинги впервые встречали финноговорящих жителей, видели характерные таежные ландшафты и очевидно присутствующую тогда в изобилии популяцию медведей. Кстати, на многих средневековых европейских картах вдоль по долине Северной Двины нарисованы многочисленные медведи в виде «внемасштабных» значков.

Следует понимать, что важнейшей частью экономики и хозяйственной деятельности любой страны, и в том числе древней Биармии, являются товарно-сырьевые потоки. В данном случае - серебро, пушнина и моржовый клык, но, вероятно, викинги даже не представляли, что начало серебряного пути находилось не в Биармии, а далеко на юге, в Персии. Никакие торговые трансконтинентальные пути не существуют из простого любопытства открытия других территорий. Пермская Биармия для викингов имела четкий экономический и товаро-ориентированный смысл. Совершенно естественной была их попытка выяснить у аборигенов источник серебра, и можно с уверенностью утверждать, что им показывали дальше против течения реки, уходящей вглубь земли бьярмов, в сторону восходящего солнца, говоря при этом: «pera maa» («дальняя страна, берег дальний»). В более поздние времена, начиная с XVII в., по этому пути повезли в Европу соль, боровую дичь, рыбу и чай.

Более того, пермские и вычегодские земли -это не просто транзитный регион, здесь серебро теряло монетарную основу, экономическую ценность и становилось частью приношений на святилища, во славу местным таежным богам, или частью культовых украшений, поясов, подвесок и ожерелий. Определенный торговый обмен мог иметь место, и тогда персидские монеты, в случае честного торга, а не грабежа, могли обмениваться на скандинавские вещи. Но, оказавшись в руках викингов, а позднее новгородцев, серебро

64

вновь обретало монетарную основу и вместе с пушниной наполняло скандинавскую и европейскую экономику.

Эксплуатация существующих культурно-исторических ресурсов под общим брендом «Би-армия» могла бы привести к закреплению и установлению окончательного приоритета этой легендарной страны викингов именно за севером Пермского края. Воспользуемся виртуальной перспективой с тем, чтобы представить, какие муниципалитеты Прикамья, центры и ресурсы могли быть положены в основу нового перспективного туристского бренда «Биармия».

Создание и успешная эксплуатация туристского бренда «Биармия» для целей туризма не нуждается в научных доказательствах, фактах и мировом признании. Надо лишь создать на территории Прикамья законченный одноименный туристский продукт и продвинуть его на зарубежном и отечественном рынке. Кстати, это может стать новым поводом для научных форумов и конференций с целью возобновления полемики по данному вопросу.

Особенно интересным и познавательным предлагаемый туристский продукт станет для жителей Скандинавского полуострова, Дании, Прибалтики и всего финно-угорского мира. Самой яркой страницей Биармии, безусловно, является «серебро закамское» (монеты и посуда), а также многочисленные предметы пермского звериного стиля. География их экспонирования достаточно широка: музейные экспозиции в скандинавских странах, Прибалтике, Республике Коми, Государственном Эрмитаже (Санкт-Петербург), в Перми и многочисленных прикамских муниципальных музеях. Это культурное наследие, представленное в пермских, коми-пермяцких и вычегодских землях, и является в каком-то смысле наследием Биармии.

Однако перечисленных ресурсов может быть явно недостаточно для цельного и законченного туристского продукта «Бьярмаленд» и значимого туристского мотива для посещения зарубежными и отечественными гостями территории Пермского края. В первую очередь это неумелое продвижение и слабая информационная наполненность этой тематики. Полагаем, что

здесь чрезвычайно важная роль может быть отведена театрализации, анимации и исторической реконструкции. При этом вновь подчеркнем, что историческая достоверность и даже географическая привязка не играет в туризме особо значимой роли. На начальных этапах продвижения бренда «Биармия» сложно будет оторваться от инфраструктуры: транспорта, связи, сервиса и гостеприимства. В перспективе могут быть созданы и эксплуатироваться маршруты активного туризма, связанные с тематикой Биармии. Бренд «Биармия» должен быть в первую очередь использован для перспективного развития территории бывшего Коми-Пермяцкого автономного округа (город Кудымкар, Гайнский, Косинский, Кочевский, Кудымкарский, Юрлинский и Юсь-венский муниципальные районы). Географически в предлагаемый туристский продукт будет вовлечен и Чердынский муниципалитет, в нем можно позиционировать «свою долю» туристской Биармии. Начиная с отворота на Кудымкар (по трассе Пермь - Ижевск) и аналогично по автодороге Соликамск - Чердынь (в районе Реди-кора), вполне объективно разместить большие информационные стенды, сообщающие о пересечении туристами виртуальной юго-восточной границы скандинавской Биармии. Предпринимателям следует воспользоваться этой ситуацией для создания в этих местах автобусных стоянок с соответствующей инфраструктурой сервиса и гостеприимства.

Обязательной частью экскурсионного маршрута должно стать посещение Искорского городища, где на территории между Узкой Улочкой и самим городищем можно создать скандинавскую этнодеревню с «длинным домом», в которой туристы смогут ознакомиться с образом жизни викингов и финно-угров того времени и в завершение даже совершить плавание на дракаре викингов по Колве, в направлении Чердыни. Эффективный опыт организации такой деревни уже есть в Дании - 8авп1аЫе! Ье_)ге. На территории компактного проживания коми-пермяков также возможно создание этнодеревни и активное продвижение финно-угорской и «чудской» тематики - сегодня это необычайно популярное направление у современных зарубежных и отечественных туристов.

65

Наконец, венцом туристского бренда «Биармия» должен стать ежегодный этнофе-стиваль с рабочим названием «Биармия - это Пермия!», который необходимо «продвинуть» в первую очередь на весь финно-угорский мир. Как мы уже отмечали, подобного рода мероприятия будут носить пропульсивный экономический характер и станут локомотивом развития названных муниципалитетов. Географически вполне логично сделать центром такого фестиваля г. Кудымкар. Недавно построенный в городе театр обязательно должен иметь в своем постоянном репертуаре постановки «Царь Кор» и «Биармия» (по мотивам произведений К. Жакова) на русском и коми-пермяцком языках, так что туристам из Финляндии почти не потребуется перевода.

Биармия никогда не была для викингов страной в полном смысле этого слова. Биармия -это скорее «доступ» к ресурсам и торговым путям, пространство без границ и ограниченное во времени, затерянная земля в «зеленом океане» тайги к северо-западу от Уральских гор.

Таким образом, развитие концепции «Пермская Биармия» в социо-культурном и туристском плане позволит многим северным территориям Прикамья и юго-восточным районам Республики Коми, находящимся сегодня в явно депрессивном социально-экономическом состоянии, решить ряд проблем. Культурный туризм выступает в данном случае как пропуль-сивный метод развития территорий, даже если в основе лежит историческая легенда, такая как «Пермская Биармия».

1. Глазырина, Г. В. Исландские викингские саги о Северной Руси / Г. В. Глазырина. - Москва, 1996. - С. 65, 97.

2. Джаксон, Т. Н. Исландские королевские саги как источник по истории Древней Руси и ее соседей. Х -Х111 вв. / Т. Н. Джаксон // Древнейшие государства на территории СССР. Материалы и исследования, 1988-1989. - Москва, 1991. - С. 86.

3. Джаксон, Т. Н. Исландские королевские саги о Восточной Европе (с Древнейших времен до 1000 г.). Тексты, перевод, комментарий / Т. Н. Джаксон. - Москва, 1993. - С. 249.

4. Кузнецов, С. К. К вопросу о Биармии / С. К. Кузнецов // Этнографическое обозрение, кн. ЬХУ - ЬХУ! -1905. - № 2, 3.

5. Матузова, В. И. Английские средневековые источники 1Х - ХШ вв. / В. И. Матузова. - Москва, 1979. - С. 19-35.

6. Мейнандер, К. Ф. Бьярмы / К. Ф. Мейнандер // Финно-угры и славяне. - Ленинград, 1979. - С. 35-40.

7. Мельникова, Е. А. Древнескандинавские географические сочинения / Е. А. Мельникова. - Москва, 1986. - С. 199.

8. Никитин, А. Л. Биармия и древняя Русь / А. Л. Никитин. // Вопросы истории. - 1976. - № 7. - С. 56-69.

9. Никитин, А. Л. Костры на берегах / А. Л. Никитин. - Москва, 1986. - С. 333-493.

10. Никитин, А. Л. Точка зрения / А. Л. Никитин. - Москва, 1985. - С. 7-132.

11. Савельева, Е. А. Олаус Магнус и его «История северных народов» / Е. А. Савельева. - Ленинград, 1983.

12. Соболевский, А. Древняя Пермь / А. Соболевский // Известия Общества археологии, истории и этнографии. Т. 34, вып. 3-4. - Казань, 1929.

13. Советская историческая энциклопедия: в 16 т. - Москва: Совет. энцикл., 1961-1976.

14. Страленберг, Ф. И. Историческое и географическое описание северной и восточной частей Европы и Азии / Ф. И. Страленберг. - Санкт-Петербург, 1797.

15. Татищев, В. Н. История Российская. Т. I / В. Н. Татищев. - Москва; Ленинград, 1962. - С. 108.

16. Тиандер, К. Ф. Поездки скандинавов в Белое море / К. Ф. Тиандер. - Санкт-Петербург: типография И. Н. Скороходова, 1906. Получено 19.11.2014

P. Shirinkin

Сandidate of Geographical Sciences, Associate Professor, Perm State Academy of Arts and Culture E-mail: ethnic1@yandex.ru

CULTURAL TOURISM AS A METHOD OF DEVELOPMENT OF THE TERRITORY (THE CONCEPT OF "PERM BJARMALAND") Abstract. Perm region has significant cultural and tourist resources, which can become the basis for significant brands, socio-cultural projects and products. One of such brands is by the legendary country Scandinavian Viking Biarmia. Among experts still lead by heated debate and the majority do not agree with the placement of this

66

country on the Northern Tell family and the South-Eastern part of the Republic of Komi. Most of the geographic and historic record of the evidence of Scandinavian governments Biarm on part of the territory of the Perm region is contained in the Scandinavian sagas, for example, reference to "Eastern way" (Austrvegr). Historians and linguists use any kind of arguments you to reject the genetic relationship between the Biarmia and Kama, despite the fact that different-shaped archaeological artifacts and complex Komi-Permyak epic confirms our hypothesis. CE-faithful Dvina and Kama form of transit water-wolokolie the way from Scandinavia to the Ural mountains, and Yes-more to the Caspian sea. Simultaneously with the continuing scientific debate can be optimized direction for raz-rabotki and implementation of cultural tourism the concept of "Perm Bjarmaland". Operation and development of existing cultural and historic resources under the common brand "Bjarmaland" can be effectiveness of the method for socio-economic development of the territory of the Perm region. Will create a unique tourist product for the people of Northern Europe, and Biarmia, as a tourist motive, can draw from there real foreign tourists. The development of the concept of "Perm Bjarmaland" in the socio-cultural and Tu-estscom plan will allow many Northern areas of the Kama region and South-Eastern regions of the Komi Republic, which is now depressed socio-economic status, to solve a number ofproblems. Cultural tourism acts as a propulsion method development, even if it is based on the historical legend, such as "Perm Bjarmaland".

Keywords: cultural tourism, tourist resources, Scandinavian Biarmia, Perm region, promotion, projects, tourism, Eastern path (Austrvegr), "silver Zakamskaya", Perm animal style, Finno-Ugric epic Scandinavian sagas, tourist product, socio-economic development of the territory

For citing: Shirinkin, P. Cultural tourism as a method of development of the territory (the concept of "Perm Bjar-malend") / P. Shirinkin // Vestnik Chelyabinskoy gosudarstvennoy akademii kul'tury i iskusstv [Herald of the Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts]. - 2015. - № 1 (41). - P. 62-67.

References

1. Glazyrina, G. V. Islandskie vikingskie sagi o Severnoj Rusi [Icelandic Viking Saga of Northern Russia] / G. V. Glazyrina. - Moscow, 1996. - P. 65, 97.

2. Jackson, T. N. Icelandic kings' sagas as a source for the history of Ancient Russia and its neighbors. X - XIII centuries / T. N. Jackson // Drevnejshie gosudarstva na territorii SSSR. Materialy i issledovaniya, 1988-1989 [The oldest state in the territory of the USSR. Materials and research, 1988-1989]. - Moscow, 1991. - P. 86.

3. Jackson, T. N. Islandskie korolevskie sagi o Vostochnoj Evrope (s Drevnejshih vremen do 1000 g.) [Icelandic kings' sagas of Eastern Europe (from the Earliest times to 1000). Text, translation, commentary] / T. N. Jackson. - Moscow, 1996. - P. 249.

4. Kuznetsov, S. C. To the question of Biarmia / S.C. Kuznetsov // EHtnograficheskoe obozrenie, kn. LХV -LХVI [Ethnographic review, vol. LХV - L^]. - 1905. - № 2, 3.

5. Matusova, V. I. Anglijskie srednevekovye istochniki K - ХIII vv. [English medieval sources IX - XIII centuries] / V. I. Matusova. - Moscow, 1979. - P. 19-35.

6. Meinander, C. F. Biarm / C. F. Meinander // Finno-ugry i slavyane [Finno-Ugrians and the Slavs]. - Leningrad, 1979. - P. 35-40.

7. Melnikova, E. A. Drevneskandinavskie geograficheskie sochineniya [Norse geographical works] / E. A. Mel-nikova. - Moscow, 1986. - P. 199.

8. Nikitin, A. L. Biarmia and ancient Rus / A. L. Nikitin // Voprosy istorii [Questions of history]. - 1976. - № 7. -P. 56-69.

9. Nikitin, A. L. Kostry na beregah [Bonfires on the banks of the] / A. L. Nikitin. - Moscow, 1986. - P. 333-493.

10. Nikitin, A. L. Tochka zreniya [View] / A. L. Nikitin. - Moscow, 1985. - P. 7-132.

11. Savelyeva, E. A. Olaus Magnus i ego «Istoriya severnyh narodov» [Olaus Magnus and his «History of the Northern peoples»] / E. A. Savelyeva. - Leningrad, 1983.

12. Sobolevsky, A. Ancient Perm / A. Sobolevsky // Izvestiya Obshchestva arheologii, istorii i ehtnografii. T. 34, vyp. 3-4 [Proceedings of the Society of archeology, history and Ethnography. Vol. 34, ed. 3-4]. - Kazan, 1929.

13. Sovetskaya istoricheskaya ehnciklopediya: v 16 t. [Soviet historical encyclopedia: in 16 vol.]. - Moscow, 19611976.

14. Stralenberg, F. I. Istoricheskoe i geograficheskoe opisanie severnoj i vostochnoj chastej Evropy i Azii [Historical and geographical description of the North and Eastern parts of Europe and Asia] / F. I. Stralenberg. - Saint Petersburg, 1797.

15. Tatishchev, V. N. Istoriya Rossijskaya. T. I [Russian History. Vol. I] / V. N. Tatishchev. - Moscow; Leningrad, 1962. - P. 108.

16. Tiander, C. F. Poezdki skandinavov v Beloe more [Travel Scandinavians in the White sea] / C. F. Tiander. -Saint Petersburg: Tipografy I. N. Scorohodova, 1906. Received 19.11.2014

67

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.