Таблица 2
Числовые коэффициенты готовности к ПЛС в зависимости от ее уровня
Коэффициент Уровни
Низкий Средний Высокий
^ггслс 1 - 1,66 1,67 - 2,33 2,34 - 3
Таблица 4
Уровень сформированности готовности к ПЛС в КГ и ЭГ (в %)
КГ ЭГ
Уровни До После прирост До После прирост
эксперимента эксперимента эксперимента эксперимента
Низкий 28,7 24,2 -4,5 29,3 16,1 -13,2
Средний 48,7 47,9 -0,8 48,2 44,6 -3,6
Высокий 22,6 27,9 +5,3 22,5 39,3 +16,8
При анализе полученных результатов было выявлено позитивную динамику всех уровней готовности в экспериментальной группе: количество студентов с низким уровнем готовности уменьшилось на 13,2%, а высоким уровнем стали обладать на 16,8% больше участников ЭГ. В свою очередь, в контрольной группе установлена незначительная динамика полученных результатов, в связи с чем можно сделать вывод об эффективности разработанной программы формирования готовности будущих инженеров к ПЛС, а, следовательно, достижении цели и задач экспериментальной работы.
Внедрение модели и указанных выше педагогических условий позволило обеспечить в рамках педагогического процесса:
• научно-методическое, организационное, профессионально-нравственное сопровождение преподавателями саморазвития студентов;
• формирование мотивационно-ценностного отношения студентов к саморазвитию как важнейшему условию раскрытия и использования всех их возможностей;
Библиографический список
• целенаправленное педагогическое управление со стороны преподавателей процессом самопознания и саморазвития студентов как важной части педагогического процесса;
• активизацию способностей студентов к самопознанию и рефлексии; формирование у студентов уверенности в себе и высокой самооценки, лежащие в основе их самоуважения;
• обучение студентов формам и методам ведения самостоятельной работы, навыкам самоконтроля и саморегуляции.
Профессионально-личностное саморазвитие по своей сути стало осознанным, целенаправленным самосовершенствованием, самоизменением с целью достижения высоких результатов в будущей профессиональной деятельности, позволило стимулировать переход студентов от учебно-познавательной деятельности к профессиональной, с соответствующей сменой потребностей и мотивов, целей, системы ценностей, направленный на овладение профессиональной деятельностью и достижение успеха в ней.
Акмеологический словарь / под общ. ред. А.А. Деркача. - М., 2005.
Сластенин, В.А. Профессиональная готовность учителя в воспитательной работе: содержание, структура, функционирование // Профессиональная подготовка учителя в системе высшего образования. - М., 1982.
Пєхота, О.М. Особистісно-орієнтована освіта і технології // Неперервна професійна освіта: проблеми, пошуки, перспективи. - Киев, 2000.
Ильина, Г.Н. Формирование готовности к профессиональному саморазвитию у студентов технических вузов. - Волгоград, 1991. Романовский, А.Г. Педагогика успеха / А.Г. Романовский, В.Е. Михайличенко, Л.Н. Грень. - Харьков, 2012.
Bibliography
1. Akmeologicheskiyj slovarj / pod obth. red. A.A. Derkacha. - M., 2005.
2. Slastenin, V.A. Professionaljnaya gotovnostj uchitelya v vospitateljnoyj rabote: soderzhanie, struktura, funkcionirovanie // Professionaljnaya podgotovka uchitelya v sisteme vihsshego obrazovaniya. - M., 1982.
3. Pekhota, O.M. Osobistisno-orientovana osvita i tekhnologii // Neperervna profesiyjna osvita: problemi, poshuki, perspektivi. - Kiev, 2000.
4. Iljina, G.N. Formirovanie gotovnosti k professionaljnomu samorazvitiyu u studentov tekhnicheskikh vuzov. - Volgograd, 1991.
5. Romanovskiyj, A.G. Pedagogika uspekha / A.G. Romanovskiyj, V.E. Mikhayjlichenko, L.N. Grenj. - Kharjkov, 2012.
Статья поступила в редакцию 06.11.13
З
УДК 378
Khadikova E.N., Sorokopud Yu. У ROLE OF HUMANITARIAN TECHNOLOGIES IN PREPARATION OF MASTERS OF THE PEDAGOGICAL EDUCATION DIRECTION. In article humanitarian technologies which proved the efficiency in preparation of masters of the Pedagogical education direction are considered.
Key words: humanitarian technologies, professional competences, masters.
Е.Н. Хадикова, специалист Центра внешних связей и карьерного роста, Северо-Осетинский гос. педагогический институт, г. Владикавказ, E-mail: [email protected]; Ю.В. Сорокопуд, д-р. пед. наук, проф. каф. педагогики и психологии профессионального образования Института образования и социальных наук СКФУ, г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
РОЛЬ ГУМАНИТАРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОДГОТОВКЕ МАГИСТРОВ НАПРАВЛЕНИЯ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»
В статье рассматриваются гуманитарные технологии, которые доказали свою эффективность в подготовке магистров направления «Педагогическое образование».
Ключевые слова: гуманитарные технологии, профессиональные компетенции, магистры.
В последнее время всё большую актуальность приобретают гуманитарные технологии. Они являются неотъемлемым компонентом в подготовке кадров для системы образования, так как в современных условиях без гуманитарных технологий невозможно организовать образовательный процесс на высоком уровне.
Точного и общего понимания и определения что такое «гуманитарные технологии» на сегодняшний момент не существует, вместе с тем они являются одной из основ успешной, отвечающей реалиям жизни профессиональной деятельности.
Гуманитарные технологии в педагогике направлены на личность обучающегося. А основными их формирующими инструментами являются: влияние, проектирование, консультирование, обучение, управление. Иными словами, преподаватель создает инициативу в пространстве перспективы, а обучающийся выбирает линию поведения, и делать это ему тем легче и интереснее, чем более перспективным он ощущает это следование и те выгоды и преимущества, которые оно приносит.
Гуманитарные технологии - разновидность социальных технологий, основанная на практическом использовании знаний о человеке в целях создания условий для свободного и всестороннего развития личности.
В контексте гуманитарных технологий человек выступает как своеобразная знаковая система, высокоинформативная и открытая для контактов, что облегчает актуализацию индивидуальноличностных смыслов, выступающих в этом случае в качестве преобразующего и преобразуемого начала. Гуманитарные технологии предполагают обязательное наличие обратной связи, диалога между участниками коммуникативного процесса.
В принципе можно сделать вывод, что к гуманитарным технологиям можно отнести все интерактивные, информационные технологии, технологии проблемного, контекстного обучения, если в основу их содержания положено гуманитарное знание.
Авторы [1] так же отмечают гуманитарные технологии из зарубежной образовательной практики, которые достаточно эффективно применяются при подготовке педагогических кадров в магистратуре:
Скэффолдинг - стратегия сопровождения студентов в ходе самостоятельной работы, представляющая собой процесс поэтапного инструктирования в ситуациях взаимодействия преподавателя и студента по решению учебных задач.
Веб-квест - нахождение необходимой информации в сети ив сети Интернет и интеграция ее в собственную систему знаний студента. Работа над краткосрочным веб-квестом занимает от одного до трех сеансов работы в сети Интернет. Целью долгосрочного веб-квеста является расширение и уточнение понятий, углубление уже имеющихся знаний. Работа над долгосрочным веб-квестом может длиться от одной недели до месяца.
Гуманитарная экспертиза - особый род, форма принципиально незавершенной деятельности, диалога, взаимодействия, коммуникации, в ходе которой участники (эксперты) приходят к более глубокому пониманию ценностей, мотивов действий -и собственных, и своих оппонентов.
Данные технологии, а также другие гуманитарные технологии активно применялись нами в магистратуре направления «Педагогическое образование» различных профилей подготовки на базе Института образования и социальных наук СевероКавказского федерального университета.
На наш взгляд, наиболее разнообразное применение гуманитарных технологий осуществлялось в процессе преподавания дисциплин «Корпоративная культура образовательного учреждения», «Инновационные технологии в образовании», «Основы акмеологии».
Обозначенные дисциплины реализуются с использованием коммуникативно-диалоговых гуманитарных технологий: диспут, интеллектуальная дуэль «К барьеру», проблемно-поисковых технологий: кейс-технологии, решение проблемных задач, разработки и защиты проектов на основе информационных технологий и др.
Для оптимизации работы магистрантов предполагается активное использование интерактивных технологий, среди которых отметим метод проектов на основе информационных технологий. Этот метод рекомендуется использовать для внеаудиторной работы, результаты которой затем демонстрируются на семинарских занятиях.
На 1 занятии мы рекомендуем сформировать микрогруппы из магистрантов (по 3 - 4 человека). Все микрогруппы должны
выполнить за период освоения дисциплины 2 - 3 творческих проекта, каждый их которых оформляется в виде компьютерных презентаций (программы PowerPoint, FrontPage и др.). Обобщённо алгоритм реализации проекта включает прохождение следующих этапов:
Подготовительный - выбор темы проекта в зависимости от личностных, научных интересов и предпочтений микрогруппы.
Информационно - поисковый - поиск информации по заданной теме из различных книжных и некнижных носителей.
Операционно-действенный - оформление собранной информации в виде компьютерной презентации.
Демонстрационный - демонстрация разработанного проекта на семинарском занятии, обсуждение со всей группой магистрантов, в преподавателем содержания разработанных слайдов, их оформления.
Контролирующе-коррекционный - рефлексия магистрантами своей проектно-познавательной деятельности. Исправление указанных недостатков: корректировка содержания проекта, способа его оформления в виде компьютерной презентации (гиперссылка в виде схемы).
С учётом вышеуказанного, при комплектовании микрогрупп подбирается состав с учётом ролевых функций, которые необходимо будет выполнять в процессе выполнения проекта:
В процессе реализации проекта рекомендуется следующее распределение ролей в процессе выполнения проектов:
- информатор: осуществление поиска необходимой информации по выбранной теме исследования;
- генератор идей: творческий переработчик информации, генератор новых идей, составитель эскизов презентаций;
- технический исполнитель: компьютерный набор собранного материала и изготовление слайдов;
- презентатор: презентация проекта на семинарском занятии, организация дискуссии с группой магистрантов в процессе представления проекта.
В процессе работы над различными проектами магистранты могут меняться ролями, но основные функции в группе сохраняются. В тоже время, данная дифференциация может быть и достаточно условной, так, например, осуществление поиска необходимой информации, её оформление в виде презентаций может осуществляться совместно несколькими участниками группы [2; 3].
В качестве форм контроля используется защита творческих проектов по составлению персонального имиджа и корпоративного имиджа; по составлению и демонстрации самопрезен-таций с последующей гуманитарной экспертизой разработанных проектов со стороны всей группы и преподавателя. Особый интерес вызвали проекты магистрантов «Имидж современного преподавателя»; «Корпоративная культура образовательного учреждения». При разработке проектов по корпоративной культуре образовательного учреждения (на примере школ и вузов г. Ставрополя, Владикавказа) была применена гуманитарная технология брендинг для разработки бренда образовательного учреждения с целью увеличения его привлекательности среди населения и повышения конкурентоспособности среди аналогичных учреждений района, города, региона.
Как показала практика, результаты опросов выпускников, с которыми мы поддерживаем связь, обучающиеся в группах, в которых активно применялись гуманитарные технологии, более успешно конкурируют на рынке образовательных услуг, лучше проходят период адаптации в образовательном учреждении, меньше допускают ошибок, связанных с формированием индивидуального стиля деятельности, оптимального имиджа, выборе современных образовательных технологий.
Резюмируя вышеизложенное отметим, что гуманитарные технологии, по словам Н.В. Бордовской, с которой мы полностью солидарны, «..способны обеспечивать многообразие и полноту ощущения, восприятия и понимания студентами ценности учебной информации, предлагаемой на лекциях и практических занятиях, ...обеспечивают возможность проявить каждому студенту свою субъектность в вузе и оценить жизненное значение для себя получаемых в вузе знаний и умений, осознать личностный смысл профессиональной подготовки через осознание и принятие профессиональных ценностей» [4, с. 243]. Применение гуманитарных технологий при подготовке магистров направления «Педагогическое образование» позволяет более эффективно формировать общекультурные и профессиональные компетенции будущих преподавателей образовательных учреждений различных типов.
Библиографический список
1. Междисциплинарная стратегия выбора гуманитарных технологий в подготовке магистра образования: учебное пособ. / под ред. Н.В. Чекалевой. - СПб., 2010.
2. Сорокопуд, Ю.В. Новые требования к подготовке преподавателей высшей школы в контексте современных образовательных реалий // Мир науки, культуры, образования. - 2013. - № 4(41).
3. Сорокопуд, Ю.В. и др. Формирование имиджа будущего педагога в процессе профессиональной подготовки / Ю.В. Сорокопуд [и др.] // Концепт. - 2013. - № 1. - Т. 2.
4. Бордовская, Н.В. Гуманитарные технологии в вузовской образовательной практике: теория и методология проектирования. -СПб., 2007.
Bibliography
1. Mezhdisciplinarnaya strategiya vihbora gumanitarnihkh tekhnologiyj v podgotovke magistra obrazovaniya: uchebnoe posob. / pod red. N.V. Chekalevoyj. - SPb., 2010.
2. Sorokopud, Yu.V. Novihe trebovaniya k podgotovke prepodavateleyj vihssheyj shkolih v kontekste sovremennihkh obrazovateljnihkh realiyj / / Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2013. - № 4(41).
3. Sorokopud, Yu.V. i dr. Formirovanie imidzha buduthego pedagoga v processe professionaljnoyj podgotovki / Yu.V. Sorokopud [i dr.] // Koncept. - 2013. - № 1. - T. 2.
4. Bordovskaya, N.V. Gumanitarnihe tekhnologii v vuzovskoyj obrazovateljnoyj praktike: teoriya i metodologiya proektirovaniya. - SPb., 2007.
Статья поступила в редакцию 07.11.13
УДК 379.8.093
Shvetsova I.V THE INFLUENCE OF «ENVIRONMENT» AND «METHODS» ON OF INTELLECTUAL AND CREATIVE ABILITIES OF CHILDREN ELEMENTARY SCHOOL IN LESURE TIME. The author refers to issue such as on development of intellectual and creative abilities of children elementary school in leisure time. Secondary educational institutions involved in the process of intellectual development and reveal creative abilities rich person at a time when the institution of the family from social and economic problems, is not affected appropriately to the forming personality of the children elementary school. Musical activities are the best tools in dealing with these issues.
Key words: the intellectual and creative abilities, social and cultural activities, musical activities, the institution of the family, secondary educational institutions, children of elementary school.
И.В. Швецова, преп. ГБОУ ДОД «Детская школа искусств №11», аспирант каф. социально-культурной деятельности Санкт-Петербургского университета культуры и искусств, г. Санкт-Петербург,
E-mail: [email protected]
ВОЗДЕЙСТВИЕ «СРЕДЫ» И «СРЕДСТВА» НА РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ДОСУГОВОЕ ВРЕМЯ
Автор обращается к вопросу развития интеллектуально-творческих способностей младших школьников в досуговое время. Образовательные учреждения, призваны, активно участвовать в процессе интеллектуально-творческого развития, в условиях, когда институт семьи, в силу сложившихся социально-экономических причин, не может должным образом воздействовать на формирующуюся личность младшего школьника. Музыкальная деятельность, в досуговое время, выступает как наиболее эффективное средство в решении данных вопросов.
Ключевые слова: интеллектуально-творческие способности, социально-культурная деятельность, музыкальная деятельность, институт семьи, образовательные учреждения, младшие школьники.
В сложившейся социально-экономической и социальнокультурной ситуации в современной России одной из обозначившихся, как социальных, так и педагогических проблем, является развитие интеллектуально-творческих способностей детей младшего школьного возраста. Нельзя не заметить, что проблемы интеллектуально-творческого потенциала нации, становятся ключевыми вопросами на государственном уровне. Выступления руководителей страны, издание законопроектов, добавление поправок уже к существующим законам, выход в свет методических разработок, учебно-методических пособий, затрагивающих данную тематику - все это говорит о пристальном внимании к развитию интеллектуально-творческой сферы подрастающего поколения на всех уровнях власти.
Происходящие изменения и обозначившиеся тенденции в сложившихся современных условиях не случайны. Россия и весь цивилизованный мир, подчиняясь стремительному развитию научно-технического прогресса, вступил в эпоху глобализации, диктующей свои законы и свои правила жизни. Образ «успешности», требующий от современного человека умения владеть несколькими иностранными языками, знаниями различных культур, иначе говоря, всего того, что подразумевает высокооб-разованность; провозглашение принципа толерантности, открытие границ, постоянное обновление и быстрое распространение технических средств, также требуют определенной иннова-
ционности мышления; доступность практически любой информации, в том числе и для детей - все это характеризует образовавшееся информационное пространство. Иными словами, в условиях модернизации во всех областях жизни, важно обратить пристальное внимание на интеллектуально-творческую сферу подрастающего поколения, которая, порой из-за агрессивной информационной среды, окружающей младшего школьника, как в семье, так и в общественных институтах, как никогда находится в уязвимом состоянии.
Для того чтобы детально проанализировать создавшуюся ситуацию с целью поиска наиболее эффективного выхода из обозначившихся кризисных процессов, для начала мы предлагаем рассмотреть таких два основных аспекта, как: среда, которая позволит раскрыть заложенный интеллектуально-творческий потенциал, и средство, с помощью которого будет возможно эффективно развивать интеллектуально-творческие способности младших школьников
Итак, первый аспект - среда. Обратим наше внимание на микро и макросреду младших школьников: семью и школьные образовательные учреждения. Рассмотрим институт семьи как важнейший институт социализации, в котором ребенок получает свой первоначальный социально-культурный опыт, и в котором формируются не только его интеллектуальные и творческие способности, но и происходит развитие и становление че-