ственной концепцией налогообложения, учитывающей объективные факторы экономического развития и макроэкономические тенденции.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что формирование и совершенствование налоговой политики в Республике Беларусь должно проходить в соответствии с общепризнанными принципами нейтральности, справедливости и простоты, что позволит государству учесть весь комплекс интересов, как хозяйствующих субъектов, так и граждан, не ограничивая их возможности и удовлетворяя их потребности.
Нельзя также забывать и внешнюю среду. Эффективная налоговая политика государства должна обеспечивать создание благоприятного налогового климата для инвесторов, что обеспечит приток иностранных инвестиций в экономику страны и повысит привлекательность Республики Беларусь на международной арене.
На основании всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что налоговая политика является частью экономической политики государства, целью которой является обеспечение устойчивого экономического роста путем косвенного воздействия на экономику страны, удовлетворяя как общегосударственные интересы, так и интересы непосредственно каждого члена общества.
Список литературы:
1. Василевская Т.И. Налоги Беларуси: теория, методика, практика. -Мн., 2003.
2. Киреева Е. Налоговая политика: выбор форм и приоритетов // Финансы, учет, аудит. - 2006. - № 2.
3. Шунько И. Налоговая политика как инструмент либерализации экономики // Финансы. Учет. Аудит. - 2009. - № 1.
РОЛЬ ГРАДООБРАЗУЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ
© Лебедева А.Д.*, Рачковская А.С.*
Костанайский филиал Челябинского государственного университета, Республика Казахстан, г. Костанай
Градообразующие предприятия играют важнейшую роль в социально-экономической жизни моногородов, в формировании доходной час-
* Старший преподаватель.
* Студент направления полготовки 080100.62 Экономика.
ти региональных бюджетов и государства в целом. Исторически сложилось, что в Российской Федерации индустриализация сопровождалась образованием городов, в основании которых лежит одно предприятие, один вид деятельности, то есть сформировались моногорода - города с монопрофильной экономикой, в которых расположены градообразующие предприятия. Градообразующее предприятие влияет на занятость населения, воздействует на социальные проблемы, играет важнейшую роль в формировании доходной части региональных бюджетов и государства в целом.
Ключевые слова: градообразующие предприятия, доходы бюджета, налоги, финансовые показатели деятельности предприятия.
Исторически сложилось, что в Российской Федерации индустриализация сопровождалась образованием городов, в основании которых лежит одно предприятие, один вид деятельности, то есть сформировались моногорода - города с монопрофильной экономикой, в которых расположены градообразующие предприятия.
Градообразующим предприятием является производственное предприятие, на котором занята значительная или даже основная часть работающих граждан города, посёлка, тем самым такое предприятие определяющим образом влияет на занятость населения, воздействует на социальные проблемы, играет важнейшую роль в формировании доходной части региональных бюджетов и государства в целом [1, с. 205].
В субъектах РФ от 28.07.2009 г. были определены следующие критерии, по которым предприятие можно считать градообразующим:
- на предприятии работает от 25 % от общего числа занятых в экономике города;
- предприятие производит более 50 % общегородского объема продукции;
- оно имеет на своем балансе объекты социально-коммунальной сферы и инженерной инфраструктуры, обслуживающей не менее 30 % населения города;
- доля доходов, поступающих от предприятия в бюджет города, составляет свыше 20 % его доходной части.
При наличии хотя бы одного из перечисленных признаков предприятие можно считать градообразующим.
Так, в настоящее время в 62 регионах Российской Федерации сосредоточены 342 моногорода с градообразующими предприятиями, с численностью населения около 60 млн. чел., что составляет примерно 15 % от всего населения страны. Из них, наиболее доходные предприятия представлены в табл. 1.
Так как данные предприятия имеют большую доходность, за счет их налоговых отчислений формируется значительная часть бюджетов регионов.
Таблица 1
Крупнейшие градообразующие предприятия РФ
Название Субъект РФ Моногород Выручка млрд. руб. Чистая прибыль млрд руб.
ОАО «Сургутнефтегаз» Ханты-Мансийский автономный округ - Югра г. Сургут 849,6 180,1
ОАО ЧерМК «Северсталь» Вологодская область г. Череповец 449,9 24,3
ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат» Липецкая область г Липецк 387,8 19,5
ЗФ ОАО ГМК «Норильский никель» Красноярский край г Норильск 384,8 68,4
ОАО «Газпром нефтехим Салават» Республика Башкортостан г Салават 153,6 0,12
На рисунке 1 мы видим, что доля налоговых платежей от градообразующих предприятий составляет от 5 % до 30 % всех доходов регионов.
Рис. 1. Доля налоговых платежей, поступивших от градообразующих предприятий в бюджеты регионов в 2012 году, в млрд. руб.
На рисунке 2 проиллюстрировано количество занятых на градообразующем предприятии от общей численности населения моногорода, что составляет от 8 % до 46 %.
На основе представленных предприятий можно сделать вывод, что градообразующие предприятия играют важнейшую роль в социально-экономической жизни моногородов, в формировании доходной части региональных бюджетов и государства в целом [2, с. 73].
Одним из крупнейших предприятий является ОАО «Сургутнефтегаз», которое расположено в Ханты-Мансийском автономном округе, городе Сургут.
Рис. 2. Доля занятых на градообразующих предприятиях от общей численности моногородов в 2012 году
«Сургутнефтегаз» - одна из крупнейших нефтяных компаний России, активно развивающая секторы разведки и добычи нефти и газа, переработку газа и производство электроэнергии, производство и маркетинг нефтепродуктов, продуктов нефте- и газохимии.
В качестве вертикально-интегрированной компании ОАО «Сургутнефтегаз» присутствует на рынке 20 лет. Но у предприятий, вошедших в ее состав в период приватизации нефтяного комплекса России, достаточно богатая история: более чем 45-летний опыт добычи нефти, 43 года работы в сфере нефтепереработки, от 50 до 100 лет деятельности по нефтепродукто-обеспечению.
Компания образована в 1993 году путём выделения из состава «Главтю-меньнефтегаза» нефтедобывающего производственного объединения «Сургутнефтегаз», Киришского НПЗ и сбытовых предприятий. Вскоре была приватизирована, однако точная структура собственников не известна до сих пор. Структура собственности Сургутнефтегаза похожа на военную тайну, и это делается для того, чтобы не допустить враждебных поглощений и захватов.
Известный своей таинственностью Сургутнефтегаз никогда не раскрывал информацию о том, кто владеет его акциями, и почему у компании такая сложная структура, в которой одна фирма владеет другой, другая третьей и так далее по цепочке.
В 2004 году компания получила лицензию на разработку крупного Та-лаканского месторождения. Ранее лицензией владела компания «ЮКОС».
18 декабря 2012 г. «Сургутнефтегаз» победил на конкурсе на право освоения одного из крупнейших в России нефтяного месторождения имени Шпильмана с запасами в 145 млн. т по категории С1, 250 млн. т по категории С2 и около 32 млн. т по категории С3.
Для исследования дальнейшей деятельности компании был проведен стратегический SWOT-анализ - метод стратегического планирования, заключающийся в выявлении факторов внутренней и внешней среды организации и разделении их на четыре категории: Strengths (сильные стороны), Weaknesses (слабые стороны), Opportunities (возможности) и Threats (угрозы).
Сильные (S) и слабые (W) стороны являются факторами внутренней среды объекта анализа; возможности (O) и угрозы (T) являются факторами внешней среды [3, с. 49].
ОАО «Сургутнефтегаз» отличает стабильная динамика роста, основанная на высоких темпах роста производства и постоянном наращивании сырьевого капитала (рис. 3).
Рис. 3. Уровень добычи нефти за 2010-2012 гг.
На рис. 3 показана динамика добычи нефти с 2010 по 2012 гг. Не смотря на преобладание трудноизвлекаемых запасов и высокую долю истощенных месторождений, добыча нефти за данный период увеличилась на 1,9 млн. т (3,2 %), что предопределяет активную производственную политику компании с очевидным стремлением к лидерству. Уровень производства газа снизился на 1,1 млрд. м3 (8,2 %) (рис. 4).
При этом - акцентом корпоративной газовой программы является не рост добычи газа, а максимально возможный уровень полезного его использования. Газ идет на переработку, применяется в качестве топлива для производственных объектов и для выработки электроэнергии, питающей инфраструктуру удаленных месторождений. «Сургутнефтегаз» продолжает работать над оптимизацией потоков используемого газа. Так, на протяжении ряда лет продолжается расширение поставок газа на переработку и на выработку электроэнергии.
Рис. 4. Динамика производства газа в разрезе 2010-2012 гг.
На протяжении многих лет компания является лидером отрасли по разведочному, эксплуатационному бурению и вводу в эксплуатацию новых добывающих скважин.
На рисунке 5 представлены доли участия компаний в объеме эксплуатационного бурения по итогам 2012 года, где Сургутнефтегазу отводится 24 % общероссийского показателя.
Рис. 5. Доли участия компаний в объеме эксплуатационного бурения в России в 2012 году
На основании данных рисунка 6 видно, что по объемам поисково-разведочного бурения ОАО «Сургутнефтегаз» занимает лидирующее место среди крупнейших нефтяных компаний РФ и на его долю приходится 28 % всего осуществляемого поисково-разведочного бурения в стране. На предприятии создан первый в России полный цикл производства, переработки газа, выработки на его основе собственной электроэнергии, получения готового продукта и сырья для нефтехимии. 59 структурных подразделений предприятия осуществляют весь комплекс работ по разведке и разработке месторо-
ждений, по строительству производственных объектов и трубопроводов, по обеспечению экологической безопасности производства и по автоматизации производственных процессов.
■ Сургутнефтегаз ЛУКОЙЛ
■ ТНК-ВР
■ Роснефть Газпром нефть Прочие
Рис. 6. Доли участия компаний в объеме разведочного бурения в России в 2012 году
Одним из значимых конкурентных преимуществ предприятия является наличие в его составе мощных сервисных подразделений, которые обеспечивают высокую эффективность внедрения передовых технологий нефтегазодобычи. Нефть поставляется как на российские нефтеперерабатывающие заводы, так и за рубеж - в страны СНГ и Западной Европы. Основные рынки сбыта компании - регионы Северо-Запада России. В настоящее время розничная сеть Сургутнефтегаза представлена 5 торговыми компаниями: «Калининграднефтепродукт», «Киришиавтосервис», «Новгороднефтепро-дукт», «Псковнефтепродукт», «Тверьнефтепродукт».
Единственный НПЗ компании расположен в очень удобном месте - во-первых, рядом находится Санкт-Петербург, потребности которого обеспечивают высокий спрос на продукцию завода, а во-вторых, завод соединен про-дуктопроводом с расположенным поблизости терминалом на побережье Финского залива.
В декабре 2013 года ОАО «Сургутнефтегаз» завершило строительство и ввело в промышленную эксплуатацию крупнейший в Европе комплекс глубокой переработки нефти на базе гидрокрекинга вакуумных газойлей. Проектная мощность комплекса - 4,9 млн. тонн мазута с получением дизельного топлива и авиационного керосина, отвечающих самым высоким требованиям к их экологическим и эксплуатационным свойствам.
Комплекс состоит из 86 производственных объектов, основные из которых - комбинированная установка глубокой переработки мазута: вакуумной дестилляции, гидрокрекинга, висбрекинга, парового реформинга, установки получения элементарной серы, очистки сточных вод и отпарки кислой воды. Также в комплекс входят объекты общезаводского хозяйства. Реализован
ряд природоохранных мероприятий, которые позволяют снизить воздействие от деятельности предприятия на окружающую среду.
С вводом данного комплекса в Ленинградской области созданы дополнительные рабочие места для 1 400 высококвалифицированных работников.
ОАО «Сургутнефтегаз» считает квалификационные кадры одним из своих основных конкурентных преимуществ, активно занимается поддержкой и развитием персонала.
Ежегодно каждый третий сотрудник ОАО «Сургутнефтегаз» проходит учебный цикл по повышению квалификации, для этого используются все доступные способы обучения: дистанционные программы, стажировка персонала, выездные семинары и тренинги по программе Master of Business Administration (MBA). Знания, приобретаемые в процессе обучения, создают основу для успешной профессиональной карьеры и мобилизации творческих возможностей работников.
В настоящее время 41,7 % сотрудников компании имеют высшее и среднее профессиональное образование, 116 человек - ученую степень.
Одним из важных направлений в работе с персоналом является работа с молодежью и молодыми специалистами.
В компании четко выстроена работа по профессиональной адаптации молодежи на производстве, привлечению молодых специалистов к научно-технической деятельности, повышению квалификации, обеспечению карьерного роста перспективной молодежи. Однако ввиду своего географического положения компания сталкивается с проблемой квалифицированных кадров и привлечения их в регионы своего присутствия.
Одновременно сильной и слабой стороной «Сургутнефтегаза» считается накопленный за ряд последних лет значительный объём свободных денежных средств, составляющих в 2013 году более 30 млрд. долларов, размещённых в банках и не вкладываемых в развитие бизнеса. С одной стороны это сильная финансовая устойчивость, с другой - недополученная прибыль.
На рисунке 7 проиллюстрирована динамика финансовых показателей «Сургутнефтегаза» в разрезе 2010-2012 гг. Наблюдается рост выручки за данный период на 37,8 %. Чистая прибыль в 2012 году составила 160,9 млрд. руб., что на 30,97 % меньше, чем годом ранее, во-первых это может быть связано с изменением курсовой разницы между рублём и долларом (последний снизился с начала 2012 года на 2,5 %). Во-вторых, в отчётность компании за аналогичный период 2011 года были включены доходы от продажи компанией доли в венгерской нефтяной компании MOL, что и привело тогда к росту соответствующих показателей.
Немаловажную роль в конечном финансовом результате компании играют природные факторы. Основными месторождениями, разрабатываемыми Сургутнефтегаз являются: Федоровское, Лянторское, Западно-Сургутское. Отрицательными сторонами добычи полезных ископаемых данных ме-
сторождений являются: низкие пластовые давления, высокая обводненность продуктивных горизонтов (свыше 80 %), добыча полезных ископаемых затруднена тем, что фонтанные способы добычи, не влекущие за собой значительных затрат - невозможны, ввиду вышеперечисленных факторов. Внедрение новых технологий добычи позволило вовлечь в оборот трудноизвлекае-мые запасы нефти, однако это повлекло за собой большие затраты на разработку методов добычи и приобретение современного оборудования, что значительно увеличило стоимость строительства и эксплуатации скважин.
ХИЛ14
Выручка от продажи продукции, работ, услуг Валовая прибыль, млн руб.
Чистая прибыль, млн руб.
2010 год 2011 год 2012 год
Рис. 7. Финансовые показатели ОАО «Сургутнефтегаз» за 2010-2012 гг.
При открытии месторождений нефть добывалась фонтанным способом, без использования штуцеров, что привело к высокой степени обводненности продуктивных горизонтов. На сегодняшний день добыча полезных ископаемых затруднена в виду АНПД (аномально низких пластовых давлений).
Пласты истощены из-за варварских методов добычи в 80-х годах.
Анализируя внешнюю среду ОАО «Сургутнефтегаз», можно отметить, что явной угрозой для компании является конъюнктура цен на нефть, нефтепродукты на российском и мировом рынках. Пагубное воздействие может оказать повышение цен на сырье и материалы. Также конкурентная среда играет немаловажную роль: предприятие постоянно конкурирует на рынках сбыта, соревнуется за право получения лицензии на освоение и разработку месторождений, приобретения активов, доступа к трубопроводной системе и нефтеперерабатывающим отраслям.
Существенные угрозы могут быть со стороны государства, связанные с выдачей лицензий на разработку недр, определения энергетической стратегии, тарифообразования, национализации активов.
Несмотря на возможные угрозы, компания имеет огромные возможности для дальнейшего совершенствования и стабильного роста, представленные в таблице 2.
Таблица 2
Анализ сильных и слабых сторон ОАО «Сургутнефтегаз»
Сильные стороны Слабые стороны
1. Высокий темп роста производства. 2. Стабильное наращивание сырьевого капитала. 3. Реально работающая инновационная политика, внедрение зарубежных и разработка собственных технологий. 4. Лидер отрасли по разведочному, эксплуатационному бурению и вводу в эксплуатацию новых добывающих скважин. 5. Квалифицированный персонал, развитие персонала. 6. Отсутствие долговых обязательств, высокая концентрация финансовых ресурсов. 7. Высокие инвестиционные затраты. 1. Значительный объём свободных денежных средств, не вкладываемых в развитие бизнеса. 2. Высокая себестоимость. 3. Определенная географическая ограниченность. 4. Ограниченная диверсификация.
Возможности Угрозы
1. Разработка крупных месторождений в Восточной Сибири, подлежащих налоговым льготам. 2. Улучшение корпоративного управления и значительный рост стоимости акций. 3. Снижение рентабельности запасов нефти в России как возможность увеличения доли рынка. 4. Диверсификация деятельности. 5. Географическое расширение. 6. Расширение рынка сбыта. 7. Внедрение НАНО технологий. 8. Внедрение экологического топлива. 1. Конъюнктура цен на нефть. 2. Усиление конкуренции на рынке. 3. Повышение цен на сырье и материалы. 4. Изменение запросов потребителей. 5. Влияние государства на деятельность отрасли в области выдачи лицензий на разработку недр, определения энергетической стратегии, тарифообразования, национализации активов. 6. Возможность нехватки квалифицированных кадров.
В результате исследования было выявлено, что ОАО «Сургутнефтегаз» на данный момент проводит правильную политику, а именно поддерживает свои высокие показатели в сфере товародвижения нефтепродуктов, разрабатывает новые программы, расширяет рынок сбыта своей продукции и в результате успешной деятельности играет важную роль в экономической и социальной жизни города Сургут.
Результатом многолетнего устойчивого финансового положения «Сургутнефтегаз» является возможность уделять достаточное внимание социальным и благотворительным программам: в течение ряда лет оказывается помощь в сохранении и пополнении шедевров Государственной Третьяковской галереи; продолжается тесное сотрудничество с московским Государственным академическим театром им. Евгения Вахтангова и петербургским Академическим Малым театром (г. Санкт-Петербург). При помощи ОАО «Сургутнефтегаз» построена детская музыкальная школа в г. Сургуте, в которой
учатся сотни одаренных детей, многие из них уже успели стать лауреатами региональных и российских аукционов юных музыкантов.
В 2012 году Сургутнефтегаз сделал Якутии и России бесценный подарок - 9 апреля в Якутии прошло открытие аэропорта «Талакан» - первого аэропорта, построенного в России за более чем 30 лет, да еще и частной компанией. Сургутнефтегаз очень помог федеральному правительству - фактически, компания за свой счет прорубила транспортное окно в Восточную Сибирь. А цена вопроса очень даже серьезна - по словам Владимира Богданова, на все работы по строительству «Талакана» ушло около 15 млрд. рублей. Очевидно, что государство бы никогда не построило такой аэропорт в такие сроки (полтора года) и за такие деньги.
Город Сургут слишком зависит от работы градообразующего предприятия: на долю ОАО «Сургутнефтегаз» приходится около 15 процентов занятых и более 30 процентов налоговых доходов бюджета города, которые в основном выплачиваются работниками компании в виде налога на доходы физических лиц. Однако в долгосрочной перспективе темпы роста экономики города будут ограничены вследствие постепенного истощения зрелых нефтяных месторождений и лишь небольшого (один-два процента) роста объемов промышленного производства, а концентрация экономики города на нефтяной отрасли приводит к волатильности доходов бюджета. Позитивных сдвигов в рейтинге Сургут сможет добиться в том случае, если принимаемые администрацией города меры и финансовая политика в целом будут компенсировать волатильность бюджетных доходов.
Что касается региональных бюджетов, куда Сургутнефтегаз отчисляет значительную часть налогов, их доходы напрямую зависят от деятельности компании. Так бюджет Ханты-Мансийского автономного округа - Югра в 2013 году получил на 25 миллиардов меньше налога на прибыль организаций, чем годом ранее. Главным «виновником» «потери» миллиардов в 2013 году стали нефтяники - как основные налогоплательщики. Налоговую базу по налогу на прибыль организаций значительно уменьшили разовые крупномасштабные сделки. В частности Сургутнефтегазом было приобретено лицензии на часть месторождения им. Шпильмана.
Республика Якутия с 2004 года не менее зависима от Сургутнефтегаза. Сейчас на долю компании приходится примерно 12 % налоговой базы республики. Согласно прогнозу объем налоговых поступлений, уплачиваемых акционерным обществом в бюджет республики, в 2014 году сократится почти на 10 % (535,8 миллиона рублей), в 2015 году на 4,2 % (218 миллионов рублей).
При том, что объемы добычи нефти в республике планомерно наращиваются. К 2016 году компания рассчитывает добыть уже свыше 8 миллионов тонн нефти. В 2008 году считалось добыто всего 600 тысяч тонн, в 2010 году 3,3 миллиона тонн, в 2012 6,6 миллиона тонн (рис. 8).
Рис. 8. Уровень добычи нефти в республики Якутия в разрезе 2008-2016 гг.
Потери бюджета связаны с введением закона о консолидированной группе налогоплательщиков, вступившего в силу с 2012 года. Его действие негативно отражается на доходной части бюджета республики Якутия [4, с. 65].
Сегодня многие субъекты Российской Федерации, включая Якутию, бьют тревогу, требуя корректировки закона, который оборачивается для них потерями объемов отчислений крупных компаний по налогу на прибыль.
В федеральный бюджет ОАО «Сургутнефтегаз» в 2012 году направил 254 миллиарда рублей, включая НДПИ, экспортную пошлину, НДС и налог на прибыль, что составило 1,98 % всех доходов государства.
Проанализировав одно из крупнейших градообразующих предприятий России ОАО «Сургутнефтегаз», можно сделать вывод о том, что компании отводится значительная роль в формировании доходности бюджетов 2-х регионов: ХМАО-Югры и республики Якутия. Поэтому в первую очередь необходимо решить проблему потери налоговых доходов региональных бюджетов и поддержать градообразующие предприятия, как основных налогоплательщиков. Для решения данной проблемы предлагается принять ряд мер со стороны государства:
- Увеличить долю расходов на НИОКР в структуре федерального бюджета, тем самым предприятия станут меньше денежных средств использовать на разработки и больше налоговых отчислений направлять в бюджеты регионов;
- Осуществлять поддержку спроса на продукцию предприятий, путем установления приоритетности для градообразующих предприятий при размещении федерального, регионального и муниципального государственного заказа при прочих равных условиях.
- Предоставлять налоговые отсрочки и инвестиционные налоговые кредиты по федеральным налогам предприятиям на территории моногородов.
- Предоставлять налоговые вычеты, за суммы, потраченные на инфраструктуру города.
- Решить проблему нехватки квалифицированных кадров, за счет предоставления грантов на обучение, обеспечения максимальной поддержки молодых специалистов.
Государство должно взять на себя функции не руководителя, а помощника градообразующих предприятий - наладить контроль за денежной массой, объемами и направленностью кредитов, обеспечить государственные гарантии и осуществить иные меры.
Сейчас мало, что из этого пока делается в России, но объективные законы развития экономики все равно возьмут верх. Наличие природных и трудовых ресурсов даст возможность градообразующим предприятиям сыграть основную роль в экономическом возрождении Российской Федерации.
Список литературы:
1. Золотарева Г.И. Бюджетная система Российской Федерации [Текст]: ГРИФ УМО Учебник. - М.: ЮНИТИ, 2013. - 803 с.
2. Шуляк П.Н. Финансы [Текст]: учебник / П.Н. Шуляк, Н.П. Белотело-ва, Ж.С. Белотелова; под ред. П.Н. Шуляка. - М.: Дашков и К, 2013. - 384 с.
3. Финансы [Текст]: учебник / Под общ. ред. д.э.н., проф. А.П. Балаки-ной, проф. И.И. Бабленковой. - М.: Дашков и К, 2013. - 384 с.
4. Врублевская О.В. Финансы: учеб. для бакалавров / Отв. ред. М.В. Романовский. - 4-е изд., пер. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2013. - 599 с.
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ДЕНЕЖНЫМИ ПОТОКАМИ В ОРГАНИЗАЦИИ
© Ляхницкая Т.Л.*
Институт экономики и управления в медицине и социальной сфере,
г. Краснодар
На основе проведенного анализа предложены основные направления, способствующие росту эффективности денежных потоков организации на базе формирования политики управления денежными потоками и комплексной автоматизации учетно-аналитических работ. В ра-
* Доцент кафедры Экономики и управления, кандидат экономических наук.