Научная статья на тему 'Роль государственных целевых программ и централизованных инвестиций в финансовой поддержке сельского хозяйства'

Роль государственных целевых программ и централизованных инвестиций в финансовой поддержке сельского хозяйства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
188
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА / FINANCIAL SUPPORT / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / INVESTMENT ATTRACTIVENESS / ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / CENTRALIZED PUBLIC INVESTMENTS / БЮДЖЕТНЫЕ СРЕДСТВА / BUDGET RESOURCES / ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ / TARGETED STATE PROGRAMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юсупов Мухиддин Соатович

В статье рассматриваются современное состояние и перспективы привлечения инвестиций в аграрный сектор экономики, вопросы развития сельского хозяйства посредством государственных целевых программ и централизованных инвестиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль государственных целевых программ и централизованных инвестиций в финансовой поддержке сельского хозяйства»

Литература

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года; утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 года.

The role of state programs and centralized investments in financial support

of agriculture Yusupov M. (Republic of Uzbekistan) Роль государственных целевых программ и централизованных инвестиций в финансовой поддержке сельского хозяйства Юсупов М. С. (Республика Узбекистан)

Юсупов Мухиддин Соатович / Yusupov Mukhiddin - старший научный сотрудник-исследователь, Ташкентский государственный экономический университет, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматриваются современное состояние и перспективы привлечения инвестиций в аграрный сектор экономики, вопросы развития сельского хозяйства посредством государственных целевых программ и централизованных инвестиций. Abstract: this article discusses the current situation and prospects for attracting investments in agricultural sector of the economy, the development of agriculture through state programs and centralized investments.

Ключевые слова: финансовая поддержка, инвестиционная привлекательность, централизованные государственные инвестиции, бюджетные средства, целевые программы.

Keywords: financial support, investment attractiveness, centralized public investments, budget resources, targeted state programs.

Сельское хозяйство является одним из важных секторов экономики Республики Узбекистан. В аграрном секторе экономики за 2000-2015 годы наблюдается динамика роста валовой продукции сельского хозяйства. В частности, за рассматриваемый период 20002015 гг. среднегодовые темпы роста составили ни менее 6% (Таблица 1).

Таблица 1. Основные макроэкономические показатели развития сельского хозяйства

в Республике Узбекистан

Показатели 2004 2006 2008 2010 2012 2015

Доля добавленной стоимости сельского хозяйства в ВВП, % 26,4 25,1 19,7 18,0 17,6 16,7

Годовые темпы роста валовой продукции сельского хозяйства, в % к пред. году 108,9 106,7 104,5 106,9 107,2 106,9

Удельный вес сельского хозяйства в инвестициях в основной капитал, % 4,3 4,1 2,7 3,5 4,8 3,3

Удельный вес сельского хозяйства в численности занятых в экономике, % 30,6 28,0 27,5 26,8 26,6 27,6

Источник: Сельское хозяйство Узбекистана. Статистический сборник. Государственный комитет по статистике. За 2004-2015 годы.

В устойчивом развитии сельского хозяйства особое место занимают инвестиции. В связи с этим, правительством республики уделяется особое внимание привлечению в отрасль внутренних и внешних, в том числе централизованных, государственных инвестиций.

В привлечении инвестиций в аграрный сектор особое значение имеет «инвестиционная привлекательность» отрасли. По нашему мнению, к основным факторам, определяющим инвестиционную привлекательность отрасли, можно отнести следующие: темпы роста и перспективы развития сельского хозяйства; уровень средней рентабельности производства в отрасли; возможные инвестиционные риски; система преференций, льгот и гарантий в законодательстве страны для инвесторов; производственно-ресурсный потенциал региона; уровень развития инженерно-коммуникационных и инфраструктурных систем; демографические особенности сельских территорий; политическая стабильность и уровень безопасности региона для ведения бизнеса и т. д.

Наши исследования показывают, что следующие факторы сильно влияют на определение инвестиционной привлекательности аграрного сектора:

- природно-климатические условия аграрного производства (географическое расположение, погода и климат, природные катаклизмы, уровень засолённости орошаемых земель, экологическое равновесие и др.);

- возрастающий диспаритет цен на материально-технические ресурсы для села и продукцию сельского хозяйства приводит к ухудшению финансового состояния и стабильности сельскохозяйственных товаропроизводителей, а низкая уровень рентабельности по сравнению с другими отраслями снижает эффективность и препятствует привлечению потенциальных инвесторов;

- низкая эластичность спроса на сельскохозяйственную продукцию негативно влияет на формирование выгодных цен для фермеров и препятствует получению максимальной прибыли;

- относительная иммобильность капитала в аграрном секторе препятствует нормальной циркуляции оборотного капитала, снижая норма прибыли.

Аграрный сектор отстаёт от других отраслей экономики по привлечению частных и прямых иностранных инвестиций для развития производства из-за низкой инвестиционной привлекательности. Несмотря на то, что в 2015 году удельный вес сельского хозяйства в ВВП Республики Узбекистан составил 16,7%, а в численности занятых в экономике 27,6%, доля отрасли в общем объёме инвестиций в основной капитал составил 3,3%. Эта цифра не превысила с 2004 года 5% .

По мнению некоторых учёных, «низкая инвестиционная привлекательность отрасли ограничивает возможности по привлечению инвестиций в основной капитал» [1, с. 19]. А «для развития инвестиционной привлекательности аграрного сектора экономики необходимо привлечение дополнительных финансовых ресурсов в сельское хозяйство с целью улучшения финансового состояния убыточных и малорентабельных сельскохозяйственных предприятий, снижения затрат на производство продукции и повышения её конкурентоспособности» [2, с. 11].

Но, к сожалению, большинство фермерских и дехканских хозяйств не обладают достаточным количеством собственных средств для финансирования перспективных инвестиционных проектов из-за небольшого размера прикреплённых земельных участков (в среднем 36,1 га на 1 декабря 2015 г.). Привлечение банковского кредита ограничено отсутствием необходимого залогового имущества у фермеров. В большинстве случаев коммерческие банки склонны к кредитованию краткосрочных инвестиционных проектов, а долгосрочные проекты для них невыгодны, так как краткосрочные кредиты быстро окупаются и не подвержены влиянию инфляции.

Тем не менее, для освоения новых и улучшения мелиоративного состояния существующих орошаемых земель, технического и технологического оснащения производства современными высокопроизводительными средствами, применения научно -технических достижений и передовых технологий в производство, улучшения селекционной и племенной работы требуются огромные капитальные вложения. Для решения этих задач,

кроме частных инвестиций, необходимо привлечь централизованные государственные средства и иностранные инвестиции под гарантию правительства.

Одной из важных задач, решение которой трудно представить без государственных централизованных инвестиций и целевых государственных программ, является улучшение мелиоративного состояния орошаемых земель, создание и финансирование эксплуатационных затрат ирригационно-водных сооружений и сетей. Орошаемое земледелие имеет жизненно важную роль в развитии сельского хозяйства Республики Узбекистан. По данным Государственного комитета Узбекистана по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственного кадастра, по состоянию на 1 января 2015 года из имеющихся в республике всех земельных ресурсов, орошаемые земли составляют только 9,6%, а из всех посевных площадей 91,3% составляют орошаемые [3, с. 5].

До начало реализации первой государственной программы в 2008 году из имеющихся в республике 4 281,9 тыс. гектаров орошаемых земель 3,7% относились к сильно-, 15,7% средне- и 30,9% слабозасолённым землям и все это составило 50,3% от общего количества орошаемых земель. Исходя из этого Постановлением Президента Республики Узбекистан от 29 октября 2007 года № 3932 «О мерах по коренному совершенствованию системы мелиоративного улучшения земель» была разработана и реализована целевая государственная программа на период 2008-2012 годы.

По завершении первой программы, Постановлением Президента Республики Узбекистан от 19 апреля 2013 года 1111-1958 «О мерах по дальнейшему улучшению мелиоративного состояния орошаемых земель и рациональному использованию водных ресурсов на период 2013-2017 годы» осуществляется вторая широкомасштабная целевая государственная программа по улучшению мелиоративного состояния орошаемых земель и рациональному использованию водных ресурсов. В результате в 2015 г. в отношении к 2001 г. незасолённые земли увеличились на 333,7 тыс. га (на 17,3%), слабозасолённые земли на 131,8 тыс. га (на 10,9%), среднезасолённые земли сократились на 306,4 тыс. га (на 34,3%), а сильнозасолённые земли сократились на 104,9 тыс. га (на 48,0%) (Таблица 2).

Таблица 2. Изменение уровня засолённости орошаемых земель в Республике Узбекистан

за 2001-2015 гг.

Виды земель Единица измерения 2001 2015 в 2015 г. к 2001 г., (+, -)

Незасолённые тыс. га 1928,0 2261,7 + 333,7

По отношению к итогу % 45,3 52,5 + 7,2

Слабозасолённые тыс. га 1212,9 1344,7 + 131,8

По отношению к итогу % 28,5 31,2 + 2,7

Среднезасолённые тыс. га 893,3 586,9 - 306,4

По отношению к итогу % 21,0 13,6 - 7,4

Сильнозасолённые тыс. га 218,4 113,5 - 104,9

По отношению к итогу % 5,1 2,6 - 2,5

Всего орошаемых земель тыс. га 4252,6 4306,8 + 54,2

Итого, в % 100 100 100

Источник: Составлено автором на основе данных Министерства сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан.

К 2015 году от общего количества орошаемых земель сильнозасолённые земли составили 2,6%, средне засолённые 13,6% и слабозасолённые 31,2%, то есть в 2015 г. по сравнению с 2001 годом доля засолённых земель в общем количестве снизилась с 54,7% до 47,5%.

Следует отметить, что благодаря реализации вышеуказанных государственных целевых программ и других мероприятий за 1990-2015 годы урожайность пшеницы выросла с 26,4 до 54,9 ц/га (207,9%), картошки с 80 до 218,9 ц/га (273,6%), овощей с 192,0 до 277,1 ц/га (144,3%), плодов с 47,0 до 116,0 ц/га (246,8%) и винограда с 76,2 до 126,7 ц/га (166,2%).

В условиях нехватки водных ресурсов внедрение водосберегающих технологий полива в сельскохозяйственном производстве является одним из основных направлений рационального использования водных ресурсов и развития сельскохозяйственного производства.

В соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 23 июня 2013 года №176 «О мерах по эффективной организации внедрения и финансирования системы капельного орошения и других водосберегающих технологий полива» внедрение системы капельного орошения в сельскохозяйственном производстве осуществляется в приоритетном порядке на: орошаемых земельных участках со среднемноголетним дефицитом водных ресурсов в вегетационный период, а также на землях машинного орошения с большими затратами по подъему оросительной воды; земельных участках, отведенных под сады, виноградники, овощебахчевые и другие высокорентабельные культуры; земельных участках с большими уклонами, подверженных ирригационной эрозии; равнинных земельных участках с легкими незасоленными и не подверженными засолению грунтами.

Внедрение системы капельного орошения на основе ежегодно утверждаемых Государственных программ внедрения системы капельного орошения и других водосберегающих технологий полива. Источниками финансирования проектов являются: по проектам внедрения системы капельного орошения - средства кредитной линии Фонда мелиоративного улучшения орошаемых земель при Министерстве финансов Республики Узбекистан (далее - Фонд), собственные средства сельскохозяйственных товаропроизводителей, включая кредиты коммерческих банков.

На основе государственной программы по улучшению мелиоративного состояния орошаемых земель и рациональному использованию водных ресурсов на период 2013 -2017 годы предусмотрено: внедрение системы капельного орошения на садах, виноградниках и при выращивании овощей и бахчевых на 25000 га; внедрение альтернативных способов полива хлопчатника по бороздам (с применением мобильных гибких поливных труб) на 34000 га; внедрение технологии полива хлопчатника по экранированным плёнкой бороздам на 45600 га.

В последние годы в ряде регионов республики проходит испытание и рекомендуется к использованию новые технологии орошения в рамках государственной программы. По данным Министерства Сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан за 2011-2015 годы в республике внедрена технология капельного орошения на садах, виноградниках и при выращивании овощей и бахчевых на 47356,0 га, полива хлопчатника по экранированным плёнкой бороздам на 19214,0 га, полива хлопчатника по бороздам (с применением мобильных гибких поливных труб) на 18418,0 га посевной площади. Таким образом, можно создать основу для бесперебойного обеспечения сельского хозяйства водными ресурсами и укрепления продовольственной безопасности страны в условиях глобального дефицита поливных вод.

Если учесть, что республика находится в нижней части трансграничных водных ресурсов и только 20,0% от общего количества потребляемых водных ресурсов образуется в пределах Узбекистана, а остальное 80% на территории соседних государств, то необходимость ускорения внедрения современных водасберегающих технологий орошения на системной основе не вызывает сомнения. В случае продолжения строительства ГЭС Рогун (по проекту общая вместимость воды 13,3 млрд м3, из этого полезная 8,6 млрд м3, высота дамбы 347 м) на территории Таджикистана и Камбарата-1 (по проекту общая вместимость воды 4,65 млрд м3, из этого полезная 3,43 млрд м3, высота дамбы 275 м) и Камбарота-2 на территории Киргизии, дефицит поливных вод для республики становится ещё актуальнее [4]. В связи с этим, все больше возрастает необходимость внедрения современных водасберегающих технологий полива, в том числе системы капельного орошения.

На наш взгляд, для дальнейшего улучшения мелиоративного состояния орошаемых земель и повышения эффективности использования водных ресурсов, необходимо осуществление следующих мер:

1. Для поддержания необходимого уровня мелиоративного состояния орошаемых земель необходимо осуществление целевых государственных программ и выделение централизованных государственных инвестиций на постоянной основе, так как без бюджетных средств такое тяжёлое бремя не под силу ни одному фермерскому хозяйству или их объединениям.

2. Учитывая исключительно важную роль современных водасберегающих технологий полива для развития сельского хозяйства республики, целесообразно увеличить государственную поддержку на эти цели.

3. Кредитование сельскохозяйственных товаропроизводителей на внедрение системы капельного орошения за счет средств кредитной линии Фонда осуществляется, как правило, до 1000-кратного размера минимальной заработной платы, с 6-месячным льготным периодом, на срок не менее трех лет по льготной процентной ставке с учетом маржи обслуживающего коммерческого банка. Льготная процентная ставка за использование кредитов за счет средств кредитной линии Фонда устанавливается в размере 6% годовых. Но на наш взгляд имеются и недостатки этой системы.

Во-первых, максимальный размер кредита, выделяемый банком за счёт средств Фонда (с 01.10.2016 г. 1000 кратный размер минимальной заработной платы равен - 149775 тыс. сум) не позволяет индивидуальному фермерскому хозяйству осуществлять более весомые проекты, так как по некоторым данным для внедрения системы капельного орошения на 1 гектара хлопчатника требуется вложить около 8 836,0, пшеницы 9 156,0 и садов 5 036,0 тысяча сум. [5, с. 11]. Отсюда видно, что без учёта повышения затрат, максимальный размер кредита для одного фермера, то есть 149775 тыс. сум. достаточно лишь для внедрения капельного орошения на 16,9 га хлопчатника (16,35 га пшеницы или 29,7 га садов).

Если учесть, что средней размер фермерских хозяйств, специализирующихся на производстве хлопка и зерновых, по республике составляет в среднем 52,7 га, то становится очевидной недостаточность размера кредита для тех фермеров, которые имеют достаточно имущества для залогового обеспечения и хотели бы внедрить капельное орошение на сравнительно больших посевных площадях.

Во-вторых, срок возврата кредита, который составляет 3 года, также создаёт определённые трудности фермерам при возврате кредита. Исходя из того, что внедрение капельного орошения на больших посевных площадях является достаточно дорогим инвестиционным проектом, целесообразно увеличить строк возврата от 5 до 8 лет, учитывая объем работы, природно-климатические условия местности и почвенную характеристику земли.

4. Хотя в республике только за последние 2009-2015 г.г. на 50,58 тыс. га посевных площадей внедрена система капельного орошения, это составляет только 1,5% от общего количества орошаемых посевных площадей республики (на 1 января 2015 г. 3 288,2 тыс. га). Учитывая жизненную необходимость и все вышеуказанные преимущества системы капельного орошения для сельского хозяйства республики, целесообразно принять и осуществлять целевые государственные программы на каждые 5 лет до достижения необходимого уровня и систематически выделять централизованные капитальные вложения из государственного бюджета на эти цели. Достижение этих целей позволяет: предотвратит дефицит поливных вод, значительно сэкономить материально-трудовые ресурсы для производства, повысить урожайность сельскохозяйственных культур и избегать деградации орошаемых земель.

Литература

1. Холмирзаева Д. Повышение эффективности привлечения инвестиций в сельское хозяйство. Монография. Т.: Издательство «Фан», 2011. 160 с.

2. Чепик О. В. Финансовый механизм государственного регулирования и поддержки сельского хозяйства. Автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора экономических наук. Ростов-на-Дону, 2012. 50 с.

30

3. Национальный отчёт о состоянии земельных ресурсов Республики Узбекистан. Государственный Комитет Узбекистана по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственного кадастра. Ташкент, 2015. 85 с.

4. Данные Министерства сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан.

5. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sgp.uz/uz/news/662. Д. Ниязметов, И. Руденко. Капельное орошение - необходимость для Узбекистана. ННО «KRASS»/ (дата обращения: 08.10.2016).

Problems and the prospects of enhancement of strategic management

in Kazakhstan Tumassova N. (Republic of Kazakhstan) Проблемы и перспективы совершенствования стратегического управления в Казахстане Тумасова Н. В. (Республика Казахстан)

Тумасова Наталья Вячеславовна / Tumassova Natalya - магистр экономических наук,

кафедра экономики и менеджмента, Алматинская академия экономики и статистики, г. Алматы, Республика Казахстан

Аннотация: в статье проанализированы результаты интервью тех менеджеров, которые, работая в казахстанских средних промышленных предприятиях, реально участвовали в процедурах стратегического менеджмента. Проблемы и перспективы совершенствования стратегического управления в Казахстане рассматриваются в контексте общемировых тенденций и новых научных идей. По итогам интервью сформулированы предложения по совершенствованию методологии стратегического управления.

Abstract: the results of the survey of experts, who participated in the strategic management proceedings in Kazakhstani industrial medium-sized enterprises analyzed. Problems of strategic management enhancement are considered in the context of global trends and new scientific ideas. According to the survey recommendations for the strategic management improving in Kazakhstan developed.

Ключевые слова: стратегическое управление, интервью, правила и процедуры, информационная база, общемировые тенденции.

Keywords: strategic management, survey of experts, rules and procedures, database, global trends. Введение

Реализация большинства современных концепций менеджмента (таких как BSC, TQM, HRM и др.) предполагает и подразумевает обязательное наличие у компании стратегии. Однако, несмотря на то, что с начала 70-х вышло множество книг и статей по стратегическому менеджменту, и сегодня при разработке стратегии менеджеры компании часто сталкиваются с нерешёнными вопросами фундаментального свойства

Десятилетиями специалисты доказывали, что бизнес непременно должен следовать своду правил стратегического менеджмента, включающему весьма обширный набор методов для каждого из этапов - поскольку иначе успешную стратегию разработать невозможно. И предлагали свои совсем не бесплатные услуги: разработка стратегии требует особой квалификации, проведения значительного объёма исследований, анализа информации, которой нет в открытом доступе, привлечения множества высокооплачиваемых специалистов для проведения экспертных оценок.

Фактическое превращение стратегического менеджмента из научной дисциплины в отрасль индустрии консалтинговых услуг привело к тому, что научный уровень

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.