ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ
УДК 338(470+571)(09)«1851/1917»:342.5 ББК 63.3(2)522/53-3
В. И. Данильченко*
Роль государственных органов Российской империи в организации выставочной деятельности в середине XIX - начале ХХ в.
В статье дается характеристика выставочной политики России в середине XIX - начале ХХ в. Выясняется роль центральных и местных органов в организации этой деятельности. Наибольшее внимание уделяется участию России во всемирных выставках и роли государственных структур в проведении этих мероприятий.
The article describes the exhibition activities of Russian in the middle of XIX -beginning of XX century. Author explains the role of central and local authorities in organizing this activity. Most attention is paid to the participation of Russia in the World Exhibition and the role of government agencies in carrying out these activities.
Ключевые слова: Россия, промышленность, сельское хозяйство, наука, выставочная деятельность, всемирные выставки, государственные органы.
Key words: Russia, industry, agriculture, science, exhibition activities, World Exhibition, the public authorities.
Для того чтобы с достаточной степенью достоверности оценить результаты российского участия во всемирных выставках, стоит более детально рассмотреть основные моменты экономического развития России данного исторического периода. Вторая четверть XIX в., время правление императора Николая I, для Российской империи явилась сложным и противоречивым периодом. Советская историческая школа традиционно представляет его как время разгула реакции, засилье аракчеевщины, забывая порой о том, что на этот период приходится расцвет карьеры таких светил российской науки, как будущие академики Н.А. Северцов и А.Н. Бекетов и многих других известных в научном мире имен. О подобном феномене говорил в 1996 г. на конференции «Наука и просвещение в николаевское время» профессор Э.И. Колчинский, директор Санкт-Петербургского филиала Института истории естествознания РАН. Он отметил, что, как ни парадоксально, но «периоды авторитарных правлений совпадают в нашей истории со временем расцвета наук и культуры» [9, с. 30].
* Данильченко Виталий Иванович, аспирант кафедры истории, Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
88
Возникновение, и формирование такого направления политики государства, как выставочное дело, также происходило в царствование императора Николая I, государственный курс которого, направленный на развитие экономики страны, русский историк
С.Ф. Платонов оценил таким образом: «Знакомясь с правительственной деятельностью изучаемой эпохи, мы приходим к заключению, что первое время царствования Николая I было временем бодрой работы, поступательный характер которой, по сравнению с концом предшествующего царствования, очевиден» [6, с. 232].
Еще в царствование Александра I манифестом от 8 сентября 1802 г. были созданы, в том числе, министерство финансов и министерство коммерции. Именно эти государственные ведомства позд -нее были задействованы в первую очередь как организующие структуры выставочного дела. Наряду с названными структурами устройство выставок регионального уровня, за исключением сельскохозяйственных, возлагалась на глав региональных администраций - губернаторов и генерал-губернаторов [10, с. 362].
Результатом предпринятых усилий становится проведение в 1820 г. Первой всероссийской промышленной выставки в Одессе. Затем, в 1829 г., 15 мая, в Санкт-Петербурге открывается Первая публичная выставка российских изделий. Начиная с 1837 г., в ряде губернских городов проводятся региональные выставки, где экспонируется продукция местных производителей.
Роль государственных органов в организации участия России в международных выставках заключалась в следующем:
• Издание правовых актов, обеспечивавших и регламентировавших выставочную деятельность.
• Финансирование проектов по участию в выставках.
• Учреждение организационных комиссий, осуществлявших непосредственное руководство и координацию подготовки к выставкам.
• Информационная поддержка.
• Координация деятельности государственных и коммерческих организаций.
• Привлечение подведомственных организаций и предприятий к производству и изготовлению экспонатов.
Законодательно данное направление социально-экономической деятельности обеспечивалось в первую очередь статьями закона Российской империи, а именно: 24-27 Устава сельского хозяйства [11, с. 135], а также рядом других нормативных актов. Это, прежде всего, изданное, по инициативе Николая I, 25 августа 1836 г., предписание Министерства внутренних дел «Об учреждении во всех губерниях выставок изделий и образцов фабричной, заводской, ремесленной и всякого другого рода местной промышленности». Его выход был приурочен к инспекционно-ознакомительной поездке наследника, великого князя Александра по стране.
Данный документ послужил мощным катализатором для развития русского выставочного дела, поскольку в большинстве губернских городов появились местные выставки продукции народного хозяйства. Многие из них продолжили свою деятельность и в последующие годы, например: Вятская, Владимирская, Казанская выставки. Профессор Казанского университета М.Я. Киттары писал: «Вятская очередная выставка сельскохозяйственных произведений 1854 г. ... была богата посетителями, большинство которых составляли крестьяне... Завлекаемые любопытством, они осматривали выставку с полным вниманием по нескольку раз, смекали на ум, что считали полезным, вслух высказывали мнение там, где признавали себя знатоками, дивились диковинкам, обращались за объяснением их к членам комитета, и улыбка душевного удовольствия и национальной гордости осеняла простую физиономию вятчанина, когда за объяснением узнавал он, что хитрая вещь не из-за моря, а дело рук его соотчича» [4, с. 37].
В 1848 г. было издано Высочайшее повеление «О выставках изделий мануфактурных, фабричных, заводских», в котором были предложены основные критерии оценки экспонатов. Характерно, что в этом документе, помимо экономического эффекта, рассматривался и социальный вопрос об улучшении положения рабочих, устранении опасности для их жизни и здоровья, сопряженных со свойством некоторых работ.
В 1850 г. были утверждены «Нормальные правила для губернских выставок сельских произведений» Министерством государственного имущества [1, с. 27]. Эти правила были разработаны с целью регламентации и унификации выставочной деятельности в стране. Губернскими департаментами министерств и ведомств, а также канцеляриями губернаторов, на основании министерских регламентов были разработаны аналогичные документы, регламентировавшие выставочную деятельность местного уровня. В итоге Россия к середине XIX в. имела обширную сеть губернских и региональных выставок. Вот что было написано в официальном издании Министерства государственных имуществ об одной из них - Вятской выставке сельских произведений, открывшейся 15 августа 1850 г.: «. одно из наиболее изобильных, благоустроенных и поучительных во всей империи» [3, с. 12]. Таким образом, имелся целый ряд официальных документов, утверждавших и регламентировавших развитие выставочного дела в России.
Помимо законодательной базы выставочное дело обеспечива -лось поддержкой общественных организаций, в частности, Вольного экономического общества, созданного в 1765 г. Также способствовали распространению передовых методов ведения хозяйства Московское экономическое и Казанское общества. Позднее, уже при следующем императоре, в 1866 г. по инициативе промышленников,
инженеров и представителей науки было организовано Русское техническое общество (РТО), имевшее обширную сеть местных отделений по всей территории России, и занимавшееся научными изысканиями и распространением технических знаний. В различные годы отраслевые комиссии Общества возглавляли такие выдающиеся деятели русской науки, как Яблочков, Менделеев, Бутлеров. Русское техническое общество постоянно принимало деятельное участие в организации выставок, а его члены регулярно выступали на них в качестве экспертов. В состав правления Общества входили члены правительства, за время своего существования над ним осуществлялся патронаж со стороны императорской фамилии, а с 1874 г. император лично принял шефство над РТО, ежегодно выделяя из своих средств 25 тыс. рублей [8. Л. 2].
При подготовке международных выставок каждый раз создавалась специальная Организационная комиссия по участию в соответствующей выставке. Ее задачей было непосредственное руководство и координация усилий различных ведомств и департа -ментов в ходе подготовки к этому мероприятию. Председатель и члены комиссии назначались приказом министра финансов и утвер -ждались императором. Комиссия определяла список пунктов для сбора экспонатов; в этих городах учреждались подкомитеты, занимавшиеся организационными вопросами непосредственно в подве -домственных регионах.
По результатам изучения источников, автором предложена «Схема взаимодействия государственных органов в процессе подготовки участия России во всемирных выставках середины XIX - начала XX в.».
Особая комиссия получала от курировавшего его министерства финансов ссуду на покрытие расходов, связанных с организацией выставок. Так, в 1865 г. для участия в Парижской выставке 1867 г. ею было получено 200 тыс. рублей. Правительство, в лице комиссии, оплачивало расходы по доставке экспонатов, страховку предметов в пути, аренду выставочных площадей, строительство и оформление выставочных павильонов. Помимо этого, в случае необходимости, комиссия соотносилась с различными российскими ведомствами для решения организационно-финансовых вопросов. Так, в 1876 г. она обращалась в управление железных дорог с во -просом о сокращении расходов на транспортировку экспонатов и получила скидки с тарифов в размере от 30 до 50 % [7. Л. 11].
Для дальнейшего развития аграрного сектора российского хозяйства, правительство оказывало организационную и финансовую поддержку научным и исследовательским организациям, разработки которых способствовали прогрессу в сельском хозяйстве. История взаимодействия российской науки и сельского хозяйства показывает, что важной составляющей в поддержке научных исследований в
России наряду с частными лицами и всевозможными общественными образованиями (от научных и промышленных обществ до структур общественного самоуправления на местах - земств), оставалось государство в лице профильных министерств и департаментов.
Исследования известных химиков и специалистов в области минеральных удобрений Д.И. Менделеева и А.Н. Энгельгарда, научные разработки выдающихся российских почвоведов, основателей данного направления сельскохозяйственных наук в России П.А. Костычева, К.Д. Глинки, В.В. Докучаева, равно как и других представителей русской научной мысли XIX в. в области сельского хозяйства, в значительной степени были следствием целенаправ -ленной поддержки, в первую очередь со стороны государственных органов [2, с. 40-63].
1895
V
28%
1915
□ I
■ II
□ III
□ IV
■ V
I земства IV промышленные общества
II частные лица V научные и с/х общества
III министерства
Рис. 1. Различные формы патронажа научных и исследовательских учреждений в Российской империи в конце XIX (1895 г.) и начале XX в. (1915 г.)
Информационное обеспечение выставок заключалось в издании и распространении тиражей объявлений об участии в выставках, с приложением описания формы заявки. Так, в 1861 г. было издано 4 тыс. экземпляров. Также было разослано 300 личных писем к ведущим производителям отдельных отраслей с предложением участия в выставке [5, с. 2]. Помимо этого, условия участия экспонентов публиковались для всеобщего сведения в «Губернских ведомостях» всех губерний империи. К открытию выставки на двух языках, русском и принимающей стороны, издавался каталог предметов, выставляемых в Русском отделе. По окончании выставочных мероприятий издавался отчет по участию в выставке, куда, помимо официальных документов Комиссии, включались отчеты приглашенных специалистов-экспертов по основным отраслям производства.
Подводя итог рассмотрению роли государственных органов Российской империи в организации представления России на всемирных выставках, хотелось бы отметить следующие существенные аспекты.
Инициатива участия и подготовки России к всемирным выставкам в нашей стране принадлежала государственным органам. Имелась достаточно четкая вертикально интегрированная структура, обеспечивающая взаимодействие как отдельных подразделений, так и всей системы государственных органов в целом, с разветвленной системой сложных связей, различного уровня, горизонтальных и вертикальных. Жесткая вертикальная структура подчинения имела и свои негативные стороны - излишнюю формализацию, сдерживание частной инициативы. Государственной казной полностью финансировались такие статьи выставочного процесса, как транспортировка от сборного пункта до места экспонирования, страховка экспонатов, аренда выставочных площадей, оформление экспозиций. Информация о выставках была открыта и доступна всем желающим.
Список литературы
1. Беляновский А. С чего начинались сельскохозяйственные выставки России // Экспо Ведомости. - 2007. - № 4. - С. 27.
2. Елина О.Ю. Наука для сельского хозяйства в Российской империи: формы патронажа // ВИЕТ. - 1995. - № 1. - С. 40-63.
3. Журнал Министерства государственных имуществ. - СПб., 1850. - С. 12.
4. Киттары М.Я. Вятская очередная выставка сельских произведений. 1854 г. - Казань: Изд. Императорского Казанского Экономического Общества, 1856. - С. 37.
5. Отчет о действиях Распорядительного Комитета по устройству Русского отдела Лондонской Всемирной выставки 1862 г. - СПб., 1862. - С. 2.
6. Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. - СПб., 2005. -С. 232.
7. РГИА. Ф. 338 Оп. 15. Д. 4850-а.
8. РГИА. Ф. 90. Оп. 1 Д. 255.
9. Россия в николаевское время/ наука, политика, просвещение. - СПб.,
1998.
10. Свод законов Российской империи. Т. I. Гл. V. Ст. 362. - СПб., 1912.
11.Свод законов Российской империи. Т. ХМ. Ч. Вторая Устава сельского хозяйства гл. II. Отд. III. Ст. 24-27. Т. I. Гл. 5. Департаменты. Ст. 362. Прим. 1.
УДК 338.43(470+571 )(09)«1875/1917»
ББК 63.3(2)53-21
В. В. Шевлякова*
Передовые сельскохозяйственные технологии конца XIX - начала ХХ в. и их пропаганда российской периодической печатью
Во второй половине XIX в. сельское хозяйство оставалось основной отраслью экономики России. В статье показана роль сельскохозяйственных журналов и газет в пропаганде и распространении новых технологий в растениеводстве.
The dissemination of new technologies by agricultural magazines at the end of the 19-th - the beginning of the 20-th centuries. At the second half of the 19-th century agriculture was the main branch (basic industry) of the economy of Russia. The author of the article describes (shows) the role of agricultural magazines and newspapers in the promotion (propaganda) and dissemination of new technologies in plant - growing.
Ключевые слова: сельское хозяйство, сельскохозяйственные машины, сельскохозяйственная печать, агротехника, сельскохозяйственная культура, севооборот, растениеводство, земство, достижения народного (сельского) хозяйства.
Key words: Agriculture, Agricultural machines, Agricultural print, Agricultural engineering, Agricultural crops, Rotation of crops, Plant-growing, plant-raising, Zemstvo, Achievements in national (agriculture) economy.
Во второй половине XIX в. сельское хозяйство оставалось основной отраслью экономики России, поэтому в конце XIX в. российским правительством были приняты организационные меры, направленные на стимулирование передовых методов ведения сельского хозяйства. В 1894 г. Министерство государственных иму-ществ было преобразовано в Министерство земледелия и государственных имуществ с сосредоточением главной задачи на улучшение состояния аграрной отрасли.
* Шевлякова Валентина Владимировна, аспирант кафедры истории, Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
94