УДК 338.45 : 622.323
Ассис Франсиско Мануэл де Фрейтас
РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НЕФТЯНЫХ КОМПАНИЙ В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
Assis Fransisko Manuel de Freitas
THE ROLE OF STATE-OWNED OIL COMPANIES IN THE DEVELOPMENT OF ECONOMIC PROCESSES
Аннотация:
В статье рассмотрена роль национальных нефтяных компаний в активизации международного сотрудничества между странами, финансировании капиталоемких проектов с привлечением иностранного капитала, увеличении нефтепереработки нефти на уровне страны, решении глобальной проблемы обеспеченности страны необходимыми энергетическими ресурсами. Кроме положительных аспектов деятельности нефтяных компаний с государственным участием рассмотрены отдельные возможные проблемы их функционирования в масштабе страны.
Ключевые слова:
глобальный рынок нефти, крупнейшие нефтяные компании мира, национальная нефтяная компания.
Summary:
The article discusses the role of national oil companies’ work focused on the enhancing of the international cooperation between countries, the financing of capital-intensive projects with foreign capital raising, the increase of oil refining on the country level, the resolution of the global problem of providing the country with necessary energy resources. Besides the positive aspects of the oil companies with state participation, the author considers some possible problems of their functioning on a national scale.
Keywords:
global oil market, the largest oil companies in the world, national oil company.
На современном этапе развития экономических отношений национальные нефтяные компании с полным или частичным государственным участием выступают важными игроками в глобальной и национальной нефтяной сферах. По разным оценкам, от 65 до 90 % современной мировой добычи нефти и природного газа находится под контролем государственных компаний. В рейтинге Energy Intelligence (Petroleum Intelligence Weekly Ranks World's Top 50 Oil Companies (2013) [1] в числе крупнейших нефтяных компаний мира большая часть полностью или частично принадлежит государству (табл. 1): из 50 компаний, включенных в рейтинг, 28 с государственной собственностью (а из 20 крупнейших - 14 компаний). Положение тройки лидеров Saudi Aramco, NIOC и Exxon Mobil за последние годы не изменилось. В тройке лидеров - две национальные компании в 100%-й государственной собственности.
Таблица 1 - Рейтинг крупнейших нефтяных компаний мира [2'
Рейтинг Компания Страна Доля государственной собственности(%)
2013 2012 2008 2007
1 1 1 1 Saudi Aramco Саудовская Аравия 100
2 2 2 2 NIOC Иран 100
3 3 3 3 Exxon Mobil США -
4 4 5 5 CNPC Китай 100
5 5 4 4 PDV Венесуэла 100
6 6 6 6 BP Великобритания -
7 7 7 7 Royal Dutch Shell Нидерланды -
8 10 14 13 Gazprom Россия 50,0023
9 8 9 9 Chevron США -
10 8 10 10 Total Франция -
...15 16 17 18 Lukoil Россия -
16 19 16 16 Rosneft Россия 75,16
17 17 22 21 QP Катар 100
В последние годы национальные нефтяные компании определяются не только как компании, работающие исключительно в пределах своих национальных границ, а рассматриваются как международные игроки, формирующие свои компетенции, конкурирующие с международными нефтяными компаниями и во все большей степени расширяющие свое присутствие за рубежом. Например, Petrobas, бразильская государственная нефтяная компания, в 1997 г. оперировала в 11 странах, а сегодня она имеет представительства уже в 29 странах мира.
Растущее влияние национальных нефтяных компаний на экономику определяется не только тем, что они контролируют большую часть мировых запасов нефти, но и в силу увеличения их финансовой устойчивости [3]. Из 50 крупнейших нефтяных компаний мира на компании с государственным участием приходится 32 % общей рыночной стоимости всех компаний, для сравнения: в 2001 г. данный показатель составлял всего 1 %.
Нефтяные компании с государственным участием широко вовлечены в широкомасштабные инвестиционные проекты, в том числе международного уровня. Такие компании в силу роста их финансовой технологической и управленческой мощи успешно конкурируют с частными фирмами как внутри страны, так и за рубежом. Государственные нефтяные компании имеют потенциальную возможность внести существенный вклад в обеспечение:
- обновления производственных мощностей в отрасли;
- формирования и развития инфраструктуры нефтяного сектора;
- расширения сети местных поставщиков;
- технологических возможностей, квалифицированных кадров, внедрения передовых технологий и ноу-хау как в нефтяной сфере, так и в смежных отраслях;
- реализации социальных программ.
Существенными предпосылками вмешательства государства в нефтяной сектор, в том числе через национальные государственные компании, является конфликт интересов участников нефтяных проектов. Например, при разработке месторождений задействованы стратегические интересы государственных структур принимающей страны и международных частных корпораций, оперирующих в стране) [4]. В этом случае государственные компании фактически обеспечивают ответственность остальных участников национального и международного рынка за эксплуатацию запасов углеводородов, а также энергетическую безопасность, тем самым содействуя экономическому процветанию страны.
Национальные нефтяные компании, имея существенную поддержку своих государств, приобретают легитимность и полномочия для осуществления необходимых направлений деятельности: содействие рациональному, эффективному использованию энергии и разработки сбалансированного, устойчивого глобального энергетического пространства [5]. Идея заключается в том, что такие компании в рамках современных глобальных вызовов расширяют свой традиционный нефтяной бизнес за счет проектов по разработке и эксплуатации возобновляемых и альтернативных источников энергии. В этом случае происходит изменение видения, миссии, стратегий и бизнес-моделей нефтяных компаний с государственным участием в направлении их фактического превращения в национальные энергетические компании.
Участие государства в нефтяном комплексе способно оказать положительное воздействие на развитие всей экономики в целом. В качестве примера можно привести историю развития ОАЭ, высокие темпы роста и ВВП на душу населения которых обеспечены целесообразным использованием государством нефтяных запасов. Как показывает опыт арабских стран, в том случае, если доходы, получаемые от эксплуатации нефтяных месторождений, используются рационально (вкладываются в здравоохранение, образование, развитие национальной инфраструктуры, направляются на модернизацию нефтяной и нефтехимической отрасли), то они способны оказать значительный экономический и социальный эффект на развитие страны, создать развитую современную структуру нефтедобычи и нефтепереработки.
Несмотря на рост значимости деятельности национальных нефтяных компаний в страновом и глобальном масштабе, вместе с тем следует учитывать возможные негативные последствия функционирования таких компаний. Прежде всего из истории известно, что национализация нефтяного комплекса в ряде случаев приводит к распространению так называемой «голландской болезни». Излишняя концентрация внимания государства на нефтяных месторождениях обусловливает отставание других отраслей экономики, а неэффективное перераспределение ресурсов и доходов от продажи нефти приводит к развитию коррупции, дефицита потребительских товаров и производственных мощностей, не предназначающихся для нефтяной отрасли.
Другая проблема - развитие человеческого капитала и подготовка высококвалифицированных менеджеров, поскольку наличие богатых природных ресурсов заметно снижает интерес к данным направлениям [6].
Кроме того, проблемы могут возникать и во внутренней среде государственных нефтяных компаний. Так, их «погоня за рентой» (разрыв между стоимостью нефти и затратами на ее добычу) приводит к утрате научно-технологического потенциала, недостаточной степени развития инновационной сферы, в целом к несовершенству системы инновационной деятельности компаний. Вместе с тем, при выстраивании соответствующей политики государства национальные нефтяные компании могут иметь существенное влияние в процессе трансфера технологий. Так, крупные компании с государственным участием могут приобретать через различные формы
сотрудничества (слияния и поглощения, стратегические партнерства и альянсы) наиболее современные инженерные и консалтинговые решения у лидирующих мировых компаний, тем самым решая проблемы догоняющего развития отрасли и страны.
Имеются определенные риски и в неизбежной связи менеджмента национальных нефтяных компаний с аппаратом государственных чиновников. В этом случае зачастую трудно отделить собственные интересы компании от стратегических приоритетов государства. Во многих ситуациях национальные компании фактически навязывают собственные интересы руководству страны и используют государственный бюрократический аппарат для борьбы за рынки стратегических интересов. При этом политика компаний выстраивается таким образом, что их коммерческие интересы неразрывно связываются с внешнеполитическими приоритетами страны. В итоге получается так, что на государственном уровне решаются, например, вопросы усиления энергетических и политических позиций страны на территории отдельных государств или региона, а для национальной компании это дает укрепление ее позиций на соответствующем зарубежном рынке (рынках), контроль над инфраструктурой (прежде всего транспортной), доступ к конечным потребителям. Например, широко известны в этом контексте «энергетические войны» России, Украины и Белоруссии [7].
Подводя итог рассмотрению роли национальных нефтяных компаний в экономике, отметим, что нефтяная сфера выступает важной структурной составляющей экономической системы страны и соответственно является одной из ключевых сфер стратегических интересов государства. При этом стратегия развития нефтяной отрасли - органическая часть социально-экономической стратегии развития страны и определяется последней, а не наоборот.
Ссылки:
1. Petroleum Intelligence Weekly Ranks World's Top 50 Oil Companies (2013). Energy Intelligence [Электронный ресурс]. URL: http://www.energyintel.com (дата обращения: 30.05.2014).
2. Energy Intelligence [Электронный ресурс]. URL: http://www.energyintel.com (дата обращения: 30.05.2014).
3. Costa M.F., Martinez P.L. The end of national oil companies [Электронный ресурс]. URL: http://www.world-petro-leum.org/docs/docs/publications/2010yearbook/ (дата обращения: 30.05.2014).
4. Шевченко И.В., Александрова Е.Н., Пенжоян О.Г. Актуальные вопросы регулирования нефтяного комплекса в мировой практике: роль государства // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 23 (116).
5. Costa M.F., Martinez P.L. Op. cit.
6. Павленкова С.К., Шаров И.Н. Госрегулирование нефтяного комплекса арабских стран // Российское предпринимательство. 2012. № 19 (217). C. 62-65.
7. Долинский А., Габуев А. В компании с государством // Коммерсант. 2013. 15 июля [Электронный ресурс]. URL: http://www.kommersant.ru/doc/2229282 (дата обращения: 30.05.2014).