УДК 330:636.92 (470.620)
РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ В РАЗВИТИИ КРОЛИКОВОДСТВА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
UDC 330:636.92 (470.620)
THE ROLE OF THE STATE SUPPORT IN DEVELOPMENT OF RABBIT-BREEDING IN KRASNODAR REGION
Андреев Сергей Юрьевич старший преподаватель
Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия
В статье отражены предложения о создании на региональном уровне законодательной базы, призванной стимулировать развитие кролиководства в крае. Указаны конкретные мероприятия, способствующие развитию производства кролиководческой продукции и требующие государственной поддержки. Автором предложена поэтапная стратегия развития кролиководческого бизнеса в Краснодарском крае
Ключевые слова: КРОЛИКОВОДСТВО, ФИРМА-ИНТЕГРАТОР, СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ, БИЗНЕС, КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ
Andreev Sergey Yurievich Senior lecturer
Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia
The article reflects suggestions about creation of legislative base for rabbit-breeding development at region level. It proposes concrete actions that can promote development of rabbit-breeding production and need a state support. The author gives description of phased strategy of the rabbit-breeding business development in Krasnodar region
Keywords: RABBIT-BREEDING, COMPANY INTEGRATOR, DEVELOPMENT STRATEGY, BUSINESS, KRASNODAR REGION
Государственное регулирование малых форм хозяйствования в сельской местности представляет собой систему экономического, социального, правового и политического обеспечения государственными органами среды для их формирования и устойчивого развития.
Поддержка малых форм хозяйствования среди населения сельских территорий имеет большое значение для государства, так как она способствует достижению не только экономического, но и социального эффекта. Следует учитывать, что увеличение занятости населения повышает уровень и устойчивость экономического развития региона. А это, в свою очередь, ведет к росту национального богатства и, следовательно, создает возможность повышения благосостояния всех членов общества.
Вполне очевидно, что специфика сельского хозяйства не позволяет добиться устойчивости в получении высокого уровня
предпринимательского дохода и является одной из менее привлекательных для инвесторов и предпринимателей. Без государственной поддержки малых форм хозяйствования трудно будет добиться устойчивости в их деятельности, а значит невозможно решить продовольственные и социальные проблемы, опираясь на них.
Сельское хозяйство, ввиду особой рискованности, зависимости от колебания природно-климатических условий, длительности цикла воспроизводства, низкого уровня развития производительных сил, давления монопольных структур производителей средств производства для села и других предприятий АПК (хранение, переработка и реализация сельскохозяйственной продукции), значимости этой сферы для жизнеобеспечения населения страны, особенно нуждается в государственной поддержке, и кролиководство здесь не исключение.
Вполне очевидно, что поддержка ЛПХ в условиях реализации национального проекта «Развитие АПК» проходит слабыми темпами, так как, по сути, вскрываются те проблемы, которые не были предусмотрены главными идеологами этих программ.
Сам факт проведения реформ сверху без активного сотрудничества с местным населением в процессе разработки и реализации национальных программ свидетельствуют о слабой адаптации национальных проектов к местным условиям разных по социально-экономическому уровню развития и имеющимся факторам производства регионов.
Так, к примеру, на Кубани многие сельские жители скептически относятся к осуществляемым мероприятиям по поддержке ЛПХ, так как с их точки зрения не решена главная задача - формирование пунктов заготовки (закупки) произведенной населением продукции, отсутствие гарантий адекватной и справедливой цены на неё. В то же время банки не спешат выдавать кредиты хозяйствам населения, требуют наличие хорошей залоговой базы, бизнес-планы и другие документы, способные
оградить их от неэффективного размещения денежных средств, и тем самым сдерживают развитие малых форм хозяйствования на селе. Поэтому, как нам кажется, для развития кролиководства в крае нужна своя программа (условно назовем её «Развитие кролиководства Краснодарского края»), которая будет иметь свои особенности и адаптивно корректироваться исходя из меняющихся условий конъюнктуры рынка.
Учитывая, что предлагаемая нами программа «Развитие кролиководства Краснодарского края» будет гармонично сочетать цели сразу двух национальных проектов «Развитие АПК» и «Здоровье», считаем целесообразным выгодно дифференцировать товаропроизводителей диетического мяса, среди аналогичных форм хозяйствования, занятых производством мясной продукции, посредством предоставления им ряда льгот.
Разработку программы «Развитие кролиководства Краснодарского края» необходимо проводить при тесном сотрудничестве представителей ЛПХ, КФХ, других форм хозяйствования с органами исполнительной и законодательной власти региона, научно-исследовательскими и учебными институтами. В «планируемой» программе предполагается, что:
- Законодательное собрание Краснодарского края примет решение в форме закона, утвердит программу и выделит денежные средства на её реализацию;
- глава администрации (губернатор) края примет постановление о разработке порядка реализации мероприятий и финансовой поддержке программы, будет осуществлять контроль за ходом её выполнении;
- на основании краевой программы районная и поселковая администрация будут разрабатывать свои программы поддержки отрасли;
- ГНУ НИИПЗК им. В.А. Афанасьева, КубГАУ, СКНИИЖ будут совместными усилиями решать задачи по формированию единой информационной системы и процедур подготовки учредительных и
внутренних документов; поддерживать создание новых кролиководческих ферм, потребительских кооперативов; проводить семинары для кролиководов по вопросам организации производства и проведения ветеринарных мероприятий, осуществлять консультационную поддержку кролиководов-любителей, анализ и мониторинг развития отрасли; помогать при разработке бизнес-планов; выдавать лицензии по окончании обучения на право заниматься коммерческим кролиководством; формировать единую государственную политику по развитию кролиководства и т.д.;
- организации общественного самоуправления малых форм хозяйствования АПК и сельскохозяйственных потребительских кооперативов - осуществлять лоббирование интересов малого кролиководческого бизнеса и сельскохозяйственных потребительских кооперативов, задействованных в кролиководстве, в органах государственной власти разного уровня, участвовать в разработке различных нормативно-правовых актов, способствующих развитию отрасли посредством выше названных категорий экономических субъектов;
- КФХ, ЛПХ, индивидуальные предприниматели без образования юридических лиц, другие формы хозяйствования будут объединять материальные и финансовые ресурсы для учреждения сельскохозяйственных потребительских кооперативов, осуществлять управление ими, принимать непосредственное участие в деятельности кооперативов.
Учитывая тот факт, что в настоящее время региональные власти оказывали до кризиса в 2008 г. личным подсобным хозяйствам финансовую поддержку в виде доплат за произведенную продукцию (за 1 литр молока - 2 руб, за 1 кг говядины и свинины - 7 руб, за 1 кг овечьей
шерсти - 31 руб), считаем целесообразным организовать финансовую поддержку кролиководов со стороны государства.
В качестве основных мероприятий финансовой поддержки кролиководства в хозяйствах населения со стороны региональных властей, на наш взгляд, можно было бы предложить:
а) предоставление субсидированных кредитов (за счет бюджетных средств - ставка рефинансирования должна погашаться на 100%);
б) организация поставки племенного молодняка и маточного поголовья с отсрочкой платежа на один год;
в) дотировать производство товарной кролиководческой продукции в размере 10 руб за кг мяса и 15 руб за шкурку (к примеру, в 2008 г.);
г) дотировать производство мяса кроликов предназначенного для детского питания в размере 20 руб за 1 кг крольчатины (в 2008 г.);
д) предоставление инвестиционных кредитов на 5 лет фирмам, осуществляющим интеграционные функции в кролиководческом бизнесе, действующим на кооперативной и контрактной основе, для приобретения перерабатывающего оборудования.
Для обеспечения общего руководства администрация региона должна назначить государственного координатора программы в лице департамента сельского хозяйства, который будет нести ответственность за реализацию и конечные результаты программы, рациональное использование выделяемых на её выполнение финансовых средств, определять формы и методы управления реализацией программы, осуществлять руководство координационными советами.
Существующие советы по развитию малых форм хозяйствования и сельскохозяйственной потребительской кооперации, созданные в составе руководителей задействованных в программе «Развитие АПК» ведомств, общественных и других организаций, должны взять на себя дополнительные функции по регулированию и поддержке кролиководства в крае.
На региональные (муниципальные) координационные советы должны возлагаться решения следующих задач:
- определение стратегии развития кролиководства в регионе;
- разработка и предоставление на утверждение в законодательные и
исполнительные органы власти целевых программ развития кролиководства, создания потребительских кооперативов,
задействованных в отрасли;
- разработка и предоставление на утверждение в законодательные и исполнительные органы нормативных документов по созданию систем сельскохозяйственных потребительских коопераций и развитию малых форм хозяйствования, задействованных в кролиководческом бизнесе;
- организация информационной работы на региональном (муниципальном) уровне;
- организация семинаров для муниципальных координационных советов, рабочих групп, специалистов отрасли;
- контроль за ходом развития отрасли и соответствующей её потребностям инфраструктуры отрасли;
- предоставление консультации рабочей группе по вопросам создания системы сельскохозяйственной потребительской кооперации, задействованной в кролиководческом бизнесе;
- участие в проведении семинаров, собраний, конференций, посвященных развитию кролиководства в крае;
- обеспечение взаимодействия и координации работы участников программы;
- обобщение и распространение опыта создания кролиководческих ферм и востребованной отраслью системы сельскохозяйственной потребительской кооперации.
Департамент сельского хозяйства должен осуществлять следующие функции:
- подготавливать и согласовывать проекты решений (законодательных актов) Администрации региона (муниципалитета) и Законодательного собрания об утверждении программы «Развитие кролиководства Краснодарского края», утверждении государственного заказчика, передаче при необходимости части функций государственного заказчика организациям, которым государственный заказчик может передавать в установленном порядке на договорной основе выполнение части своих функций;
- подготавливать исходное задание на формирование целевой программы, координировать действия разработчиков;
- разрабатывать в пределах своих полномочий нормативные
(индивидуальные) правовые акты в области развития
сельскохозяйственной потребительской кооперации, крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств и малого предпринимательства, необходимые для выполнения программы по развитию кролиководства;
- подготавливать ежегодно доклад о ходе реализации программы;
- осуществлять ведение ежеквартальной отчетности по реализации программы по развитию кролиководства;
- подготавливать ежегодно в установленном порядке предложения по уточнению перечня программных мероприятий на очередной финансовый год, уточнить затраты по программным мероприятиям, а также механизм реализации программы;
- разрабатывать перечень целевых индикаторов и показателей для мониторинга реализации программных мероприятий;
- согласовывать с основными участниками программы возможные сроки выполнения мероприятий, объемы и источники финансирования;
- организовывать проведение специализированной экспертизы проекта программы «Развитие кролиководства Краснодарского края» и в
соответствии с ее результатами, а также с результатами независимой экспертизы, осуществлять его доработку;
- нести ответственность за своевременную и качественную подготовку
и реализацию программы по развитию кролиководства, осуществлять управление её исполнителями, обеспечивать эффективное использование средств, выделяемых на ее реализацию;
- организовывать размещение в электронном виде информации о ходе и результатах реализации программы, финансировании программных мероприятий, привлечении внебюджетных ресурсов;
- разрабатывать организационно-финансовый план реализации целевой программы;
- подготавливать и реализовывать программные мероприятия;
- собирать и систематизировать статистическую и аналитическую информацию о реализации программных мероприятий;
- проводить мониторинг результатов реализации программных мероприятий;
- подготавливать информационные справки и аналитические доклады о ходе реализации программных мероприятий;
- разрабатывать предложения для внесения в Правительство региона о целесообразности продолжения работ и финансирования программы или об их прекращении, уточнении льгот или применении санкций к участникам реализации программ.
Для осуществления перечисленных выше функций департамент сельского хозяйства должен создавать на договорной основе региональные и муниципальные рабочие группы консультантов.
Основными задачами рабочих групп консультантов будут:
- подготовка и предоставление на рассмотрение соответствующим комиссиям проектов нормативных и других документов по созданию
системы потребительской кооперации и развитию малых форм хозяйствования, задействованных в кролиководческом бизнесе;
- разработка системы привлечения доступных кредитных ресурсов в сферу кролиководческого бизнеса;
- отработка системы взаимодействия с банковскими структурами,
- проведение учебных семинаров;
- организация и проведение информационной работы, выявление инициативных групп и организация их работы;
- предоставление материалов по созданию системы
сельскохозяйственной потребительской кооперации и развитию малых форм хозяйствования, задействованных в кролиководстве, региональным и муниципальным средствам массовой информации (СМИ);
- участие в собраниях, совещаниях и других мероприятиях по развитию кролиководства;
- оказание консультационной помощи комиссиям (координационным советам), а также специалистам потребительских кооперативов и малым формам хозяйствования, задействованных в кролиководстве;
- проведение постоянного мониторинг результатов развития отрасли.
На наш взгляд, развитие кролиководства в крае, предполагает
увеличение роли сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Поэтому представляется важным администрации края стимулировать создание следующих видов потребительских кооперативов:
- перерабатывающие - кооперативы, занимающиеся переработкой кролиководческой продукции (производство мясных продуктов, выделка шкур, пошив одежды и другие виды деятельности);
- сбытовые (торговые) - кооперативы, осуществляющие продажу (распространение) кролиководческой продукции, а также её хранение, сортировку, расфасовку, упаковку и транспортировку (заключают сделки, проводят изучение рынка и другие мероприятия);
- обслуживающие - кооперативы, осуществляющие транспортные, ремонтные, строительные работы, ветеринарное обслуживание кроликов и заготовку кормов, консультационные и другие мероприятия;
- снабженческие - кооперативы, образуемые в целях закупки средств производства, кормов, нефтепродуктов, других товаров, необходимых для производства кролиководческой продукции;
- страховые - кооперативы, осуществляющие различного рода услуги по личному и медицинскому страхованию, страхованию от падежа и т. д.
На рисунке 1 отметим основные этапы предложенной нами стратегии развития кролиководческого бизнеса в Краснодарском крае.
Рисунок 1 - Стратегия развития кролиководческого бизнеса в крае
С нашей точки зрения, программа «Развитие кролиководства Краснодарского края» должна способствовать решению следующих основных задач:
1) создание фирмы-интегратора, или в случае отсутствия такого объединения сельскохозяйственных потребительских кооперативов, задействованных в кролиководческом бизнесе;
2) способствовать доступности кредитования для малых форм хозяйствования, занятых в кролиководческом бизнесе, посредством продления срока кредита до 8-10 лет с 100% ставкой рефинансирования;
3) сделать кредитование кролиководов под залог земельных участков и другой недвижимости необязательным условием предоставления ссуды для лиц, прошедших специальный учебный курс на базе КубГАУ (с обязательной стажировкой на действующей кролиководческой ферме) и получившему лицензию на право ведения коммерческой кролиководческой фермы в сотрудничестве с фирмой-интегратором на контрактной основе;
4) способствовать формированию обслуживающих предприятий, специализирующихся на производстве и сбыте кролиководческим фермам бункерных кормушек, полов, поилок и другого инвентаря, а также фирм, занимающихся строительством ферм «под ключ»;
5) совместно с сотрудниками ГНУ НИИПЗК им. В.А. Афанасьева разработать систему мероприятий по государственной поддержке кролиководов-селекционеров;
6) развить инфраструктуру для кролиководческого бизнеса, предоставить бесплатные или льготные информационные ресурсы, организовать региональный консультационный сайт для обслуживания всех экономических субъектов задействованных в отрасли (предполагается, что будет предоставляться также информация,
отражающая сложившуюся конъюнктуру рынка, помогающая в поиске каналов сбыта);
7) разработка и предоставление налоговых льгот (к примеру, предоставление налогового иммунитета на период погашения кредитов взятых на создание кролиководческой фермы), содействие в лизинге оборудования;
8) обеспечить льготную аренду помещений;
9) предоставление госзаказов;
10) привлечь сельскохозяйственные предприятия к производству кормов для кролиководов и тем самым способствовать их финансовому укреплению посредством предоставления постоянной клиентуры на произведенную ими растениеводческую продукцию.
На наш взгляд, организация мероприятий программы по развитию кролиководческого бизнеса в регионе не должна носить однобокий характер в качестве поддержки одних производителей товарной кролиководческой продукции, необходим комплексный подход к формированию условий для эффективного функционирования производителей, переработчиков и торговых организаций.
Литература
1. Гладилов Ю.И. Кролиководы делают попытку объединиться / Ю.И. Гладилов // Кролиководство и звероводство. - 2006. - №5. - С. 24.
2. Дукмас А. Повышение эффективности сельскохозяйственного производства - основа подъема производства и социальных преобразований в сельском хозяйстве / А. Дукмас // Международный сельскохозяйственный журнал. - 2005. - №1. - С. 31-34.
3. Концепция развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов. - Москва, 2006. - С. 5.
4. Тинаев Н.И. Семейные фермы - основа роста продукции кролиководства / Н.И. Тинаев, Е.А. Тинаева // Кролиководство и звероводство. -2007. - №4. - С. 24.