Н. Е. Бондаренко
РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РАЗВИТИИ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ
В статье рассматриваются качественные сдвиги в современной экономике, характеризующие факт значительной перегруппировки факторов и источников, определяющих экономическое развитие. Отраженыг положения, показыг-вающие, что в новой экономике не только рыночные меха-низмыг, но и целенаправленная государственная политика являются движущей силой инновационные процессов на всех уровнях и во всех отраслях. Рассмотреныг цели научно-технической и инновационной политики государства, определяющие эффективные направления в экономической деятельности.
Ключевые слова и словосочетания: государство, инновации, государственная инновационная политика, развитие, экономика.
На рубеже веков в ведущих странах мира сформировался фундамент новой экономики, базирующейся на знаниях. Основой происходящих изменений являются инновационная деятельность, ускорение темпов инвестирования в знания государством и частным сектором1.
Понятие «инновации» распространяется на нововведения в разных отраслях и сферах деятельности, включая не только производство, но и распределение, обмен, потребление производимого продукта. Инновационный процесс из точечного экономического явления постепенно превратился в доминанту экономического развития. Инновационность стала существенной особенностью развитых экономических систем, где началось активное формирование экономики знаний.
Овладение новыми знаниями, приобщение к опыту предыдущих поколений приводили к изобретениям и открытиям, распространению более совершенных методов освоения природных богатств, механизации и автоматизации труда, замены ручного труда машинным, внедрению ресурсосберегающих технологий. Тем самым инновации легли в основу как научно-технического прогресса, так и проведения курса на
1 См.: Любимцева С. Инновационная трансформация экономической системы // Экономист. -2008. - № 9.
рациональное использование ресурсов, получение максимально возможного в данных условиях результата.
Эффективное использование инновационного и научно-технического потенциала бышо бы невозможно без формирования в стране комплексной инновационной политики и законодательной основы для ее реализации.
Государственная инновационная политика формируется и реализуется исходя из признания приоритетности инновационной деятельности для повышения конкурентоспособности отечественной продукции, повышения уровня и качества жизни населения, обеспечения устойчивого экономического роста, оборонной, технологической и экологической безопасности страны.
Поскольку инновационная деятельность сопряжена, как правило, с необходимостью совместных действий науки и промышленности, государственная инновационная политика в этой области затрагивает обе сферы деятельности.
Государство принимает участие в организации, финансировании и оценке ключевых направлений научно-технического развития и роста национального инновационного потенциала, создает инновационный климат в промышленности, способствующий инновационной деятельности. Необходимость государственной поддержки научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР) вызвана, с одной стороны, важной ролью технологического прогресса в обеспечении экономического роста, а с другой - тем, что частный сектор далеко не всегда готов финансировать необходимые для поддержания конкурентоспособности НИОКР в полном объеме.
Комплекс средств государственного стимулирования инновационной деятельности разнороден. Главный экономический инструмент научно-технической инновационной политики - прямое финансирование исследований и разработок из средств государственного бюджета.
Существуют три основных механизма реализации государственной бюджетной политики в направлении финансирования инновационного развития:
1. Организация крупных научных комплексов, институтов, лабораторий, технопарков и других форм инфраструктуры, находящихся на бюджетном финансировании, являющихся государственной собственностью и бесплатно предоставляющих полученные результаты широкому кругу потенциальных пользователей.
2. Финансирование государством исследований и разработок (ИР) в лабораториях или научных центрах частного сектора по контрактам. Наиболее яркий пример этих работ - создание систем вооружений или космической техники. Финансирование исследований и разработок в
тех областях, которые традиционно считаются зонами государственной ответственности, осуществляется в форме целевых программ, ответственность за которые несут одно или несколько ведомств.
В этом случае на государство возлагается ответственность отбора таких программ инновационного развития, которые в максимальной степени способствовали бы распространению технологий, использующихся в разных отраслях экономики, а также технологий двойного назначения, созданных для военного сектора.
3. Непосредственное участие государства в инициализации исследований и разработок - предоставление грантов (субсидий) на проведение фундаментальных научных исследований ученым или научным коллективам.
Меры прямой государственной финансовой поддержки в промышленности сегодня, как правило, носят адресный характер. Они в большей степени ориентированы на достижение определенных целей и приоритетов государства. Кроме того, такие меры дают больше возможностей для контроля за бюджетными финансовыми потоками со стороны правительства. Однако наряду с этим для них характерны более высокая степень сопутствующего риска и более высокие административные расходы.
На протяжении последних лет возрастало значение мер косвенного стимулирования инноваций со стороны государства за счет обеспечения благоприятного инновационного климата в стране. Косвенное стимулирование используется при установлении правил взаимодействия государства и бизнеса и включает механизмы как бюджетной политики, так и инновационной деятельности, в том числе законодательной, патентной, прогностической и др. В развитых странах взаимоотношения государства и бизнеса в инновационной деятельности основываются на соглашении, определяющем принципы раздела интеллектуальной собственности для работ, выполняемых совместно государством и частными организациями. Государство обязано также сформировать правила, по которым осуществляется трансфер технологий, созданных на государственные средства или на долевой основе, в частности, правила распределения интеллектуальной собственности. Кроме того, государство создает патентную систему, обеспечивающую возможность легального трансфера технологий.
Инструментом государственной бюджетной политики, который обеспечивает косвенное стимулирование инновационной деятельности, являются налоговые льготы и кредиты, ускоренная амортизация затрат на наукоемкие проекты для частного бизнеса, вкладывающего средства в ИР.
В российской экономике наблюдается возрастающая потребность в переходе на инновационный путь развития. Становится все более очевидным, что без опоры на инновации не удастся преодолеть проблемы в экономической и технологической сферах, повысить конкурентоспособность на мировых рынках.
Несмотря на достижения российской экономики в повышении ее устойчивости и обеспечении высоких темпов роста, сохраняется отставание отечественного производства от мирового уровня технико-технологического прогресса. Экспортная ориентация отечественной экономики на природное сырье обусловлена не только его богатыми запасами и высокими мировыми ценами. Малочисленность изготовляемых в России видов конкурентоспособной продукции машиностроения, приборостроения, а также продуктов глубокой переработки добываемого в стране углеводородного сырья, удовлетворяющих по показателям качества требованиям мировых стандартов, служит главным препятствием полноценного проникновения страны на внешние рынки. Исключением являются отдельные образцы оборонной техники.
В настоящее время годовой объем мирового рынка продукции наукоемких секторов промышленности составляет около 2,5-3 трлн. долларов. Россия присутствует на нем в сегментах, представленных в основном ядерными технологиями, вооружением и военной техникой, производством ракетных двигателей, коммерческими запусками ракет-носителей, оборудованных для телекоммуникационной и навигационной инфраструктур. При этом на долю нашей страны, по разным оценкам, приходится всего 0,3-0,5% этого рынка1.
Одной из весомых причин наблюдаемой ситуации является недостаточное внимание к поиску эффективных путей решения проблемы повышения инновационной активности со стороны органов государственного управления экономикой. Реальные институты и инструменты государственного регулирования инновационных процессов используются слабо. Также недостаточна направленность бюджетного распределения финансовых ресурсов, федеральных и региональных целевых программ, кредитно-банковской и налоговой систем, государственных преференций на развитие технико-технологического прогресса, производственных и управленческих инноваций. Кроме того, остается невысоким научно-методическое обеспечение государственного управления инновационными процессами в условиях, отражающих специфику функционирования национальной экономики.
1 Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на 2008-2020 гг. // www.youngscience.ru/753/820/978/index.shtml
Целостная, системная концепция государственного управления производственными нововведениями с использованием экономических механизмов и инструментов, современных информационных технологий, методов и средств регулирования рыночных отношений на сегодняшний день полностью не создана.
Анализ степени и результативности государственного воздействия на активизацию инновационной деятельности и придание инновационной направленности производственно-экономическим системам и процессам в России позволяет выделить следующие актуальные направления государственной инновационной политики:
- возрождение государственной или государственно поддерживаемой автономной научно-исследовательской инфраструктуры, инициирующей и генерирующей продуктивные научные идеи, способствующие их воплощению в инновационные проекты;
- формирование спроса и государственного заказа на инновационные товары и технологии широкого применения, в том числе двойного назначения, используемые в оборонных и гражданских отраслях;
- создание благоприятного инвестиционного, налогового климата, патентной среды, способствующих притоку инвестиций в инновации;
- организация государственной или поддерживаемой государством системы страхования рисков инвестиционно-инновационной деятельности;
- государственное кредитование либо поддерживаемое государственными гарантиями банковское кредитование инновационных процессов.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на 2008-2020 гг. указаны четыре основных направления реализации перехода страны на инновационный путь развития.
Первое направление - обеспечение использования глобальных конкурентных преимуществ России в сферах энергетики, транспорта, аграрного сектора, прежде всего обеспечение стабильности энергетического снабжения крупнейших мировых потребителей энергоресурсов и использование транспортного (транзитного) потенциала российской экономики.
Второе направление - формирование мощного научно-технологического комплекса, обеспечивающего глобальную специализацию России на высокотехнологичных рынках: достижение и поддержание лидерства в научных исследованиях и технологиях по ряду приоритетных направлений (нанотехнологии, ядерная энергетика, авиация, судостроение, космос, программное обеспечение). Следует отметить, что среди
приоритетных направлений нет биотехнологий, новых систем связи, новой медицины, производства новых материалов, хотя в России есть уникальные разработки в этих областях.
Третье направление - структурная диверсификация экономики на основе повышения конкурентоспособности перерабатывающей промышленности, высокотехнологичных отраслей и экономики знаний. Сюда входит улучшение условий предпринимательской деятельности, создание благоприятного инвестиционного климата и механизмов обеспечения инновационной активности компаний и т. д.
Четвертое направление - развитие демократии и обеспечение защиты прав и свобод личности, создание экономических и социальных условий для реализации творческого потенциала человека.
Вместе с тем в Концепции не отмечено, что одна из проблем в инновационном процессе России - это избыток бюрократии, коррупция, сопротивление изменениям в чиновническом аппарате. Первый шаг в этом направлении уже сделан. В декабре 2008 г. президент РФ Д. Медведев подписал Закон о борьбе с коррупцией. Сюда же относится Стратегия развития информационного общества, одной из целей которой является введение в действие системы электронного правительства для снижения бюрократического давления.
В документе ничего не говорится о том, как решить кадровый вопрос для стратегии инновационного прорыва. До 2020 г. осталось 10 лет, а на то, чтобы воспитать творческого человека, способного создать что-то новое, обладающего глобальным мышлением и социальной ответственностью, нужно несколько десятков лет. В июле 2008 г. постановлением правительства была утверждена федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры России» на период 2009-2013 гг. с целью создания условий для эффективного воспроизводства научных и научно-педагогических кадров и закрепления молодежи в сфере науки, образования и высоких технологий.
В Концепции отмечена необходимость формирования эффективной национальной инновационной системы (НИС). В программе МЭРТ присутствуют многие компоненты НИС, присущие западным странам: система прогнозирования, гранты, единство академической науки и промышленности, кластеры, технопарки, бизнес-инкубаторы, система защиты интеллектуальной собственности. Кроме того, подчеркивается необходимость создания системы технологического обеспечения общенациональных приоритетов развития, базирующейся на крупных инновационных проектах, реализуемых на основе государственно-частного партнерства.
Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2030 г. разработана в порядке реализации Основ политики
РФ в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу. Базой для создания Стратегии стали интересы России в долгосрочной перспективе, закономерности цикличной динамики науки, техники и технологий, партнерство государства, бизнеса и науки в инновационном развитии, инновационно-технологическая интеграция со странами СНГ и всего мира. При ее разработке учтен прогноз инновационного развития России на период до 2050 г. с учетом мировых тенденций, разработанный Отделением исследования циклов и прогнозирования Российской академии естественных наук и Институтом экономических стратегий Отделения общественных наук РАН.
Таким образом, Стратегия инновационного развития нашла отражение во многих документах. Изложенные в них принципы являются приоритетными в условиях формирования постиндустриального общества, основанного на знаниях, т. е. инновационного по своему характеру. Именно такой характер приобретает экономика XXI в.
Ведущие страны Запада и Япония уже давно вступили в постиндустриальную эпоху. В экономике этих стран стремительно увеличивается доля услуг и инноваций, оттесняя промышленность на второй план. Россия остается страной сырьевого экспорта. Великобритания, например, экспортирует главным образом финансовые услуги, Германия - продукцию средних технологий высокого качества, Китай - трудоемкую продукцию среднего качества. 2/3 российского экспорта приходится на сырье, в то время как в США этот показатель составляет 1/12, в Швейцарии - 1/301.
В связи с этим удержание экономики России на траектории устойчивого роста настоятельно требует, чтобы государственная инновационная политика стала основой концепции долгосрочного социально-экономического развития страны. Эта политика должна быть активной и устремляться на модернизацию индустриального комплекса, преимущественное развитие его гражданского направления, работающего на производственный и потребительский секторы рынка, ресурсосбережение и энергосбережение, сохранение и приумножение научно-технического и интеллектуального потенциала, создание инновационного партнерства между государственным, научным и предпринимательским секторами экономики в целях получения синергетического эффекта в инновационной деятельности.
Необходимо правильно выбрать стратегию и приоритеты развития инновационной сферы. Для России, на наш взгляд, должна быть наиболее перспективной смешанная стратегия развития инноваций. В тех на-
1 Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2030 года. - М. : ИНЭС, 2004.
правлениях, где российский научно-промышленный комплекс имеет конкурентные преимущества (отдельные виды нанооборудования, на-номатериалов и нанопокрытий, лазерные технологии, атомная, ракетно-космическая, авиационная промышленность), возможно применение стратегии лидерства, ориентированной на опережающее освоение соответствующих ниш мирового рынка. В направлениях, где допущено значительное отставание (наноэлектроника, нанобиотехнологии, судо- и автомобилестроение), необходимо реализовать стратегию догоняющего развития через покупку патентов и лицензий. В сферах, где конкурентные преимущества сочетаются с небольшим отставанием (нанофотони-ка, большая часть наноматериалов и нанооборудования, электротехническая промышленность), необходима стратегия динамического наверстывания и опережающей коммерциализации результатов НИОКР.
Ядром государственной инновационной политики должна стать эффективная система мер регулирования инновационной сферы, обеспечивающих прогрессивные структурно-технологические сдвиги в российской экономике, позволяющих создавать наукоемкие отрасли, конкурентоспособную отечественную продукцию и услуги.
Список литературы
1. Балышева А. В., Балдин К. В., Голов Р. С., Передеряев И. И. Инновации. - М., 2008.
2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на 2008-2020 гг. // www.youngscience.ru/753/ 820/978/Мех^т1
3. Кузык Б. Н. Россия в цивилизационном измерении: фундаментальные основы стратегии инновационного развития. - М. : Институт экономических стратегий, 2008.
4. Любимцева С. Инновационная трансформация экономической системы // Экономист. - 2008. - № 9.
5. Прогноз инновационного развития России на период до 2050 года с учетом мировых тенденций. - М. : ИНЭС, 2004.
6. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2030 года. - М. : ИНЭС, 2004.