Научная статья на тему 'Роль государственного управления в активизации инновационной деятельности'

Роль государственного управления в активизации инновационной деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
184
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / INNOVATION MANAGEMENT / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INNOVATION / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / STATE INNOVATION POLICY / ИННОВАЦИОННЫЕ КОМПЛЕКСЫ / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС / SCIENTIFIC AND TECHNOLOGICAL PROGRESS / INNOVATION CENTERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Морозова Галина Алексеевна

Рассмотрены теоретические аспекты научной деятельности как сферы активной государственной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role of public administration in innovative activities

The article considers the theoretical aspects of scientific activity as a sphere of active government policy. The fact that scientific ideas cannot be directly used in the economic activity, the purpose of which is profit. Therefore, organizations and companies are very reserved on the direct funding of research, although a great need in their results. In modern conditions the state is largely takes over the function of providing the business with one of the most important resources of the innovation process scientific knowledge and ideas. That is why the STP in the official documents of the leading countries is considered as a unified chain: scientific ideas and developments an innovative business large-scale use.

Текст научной работы на тему «Роль государственного управления в активизации инновационной деятельности»

УДК 332.1

Г.А. Морозова

РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В АКТИВИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Нижегородский институт управления - филиал РАНХиГС Рассмотрены теоретические аспекты научной деятельности как сферы активной государственной политики.

Ключевые слова: инновационный менеджмент, инновационная деятельность, государственная инновационная политика, инновационные комплексы, научно-технический прогресс.

Научная деятельность традиционно считается сферой активной государственной политики. Дело в том, что научные идеи не могут быть непосредственно использованы в хозяйственной деятельности, целью которой является прибыль. Поэтому организации и компании весьма сдержанно идут на прямое финансирование исследований, хотя испытывают большую потребность в их результатах. В современных условиях государство во многом берет на себя функцию обеспечения бизнеса одним из важнейших ресурсов инновационного процесса

- научными знаниями и идеями. Именно поэтому НТП в официальных документах ведущих стран рассматривается как единая цепь: научные идеи и разработки - инновационный бизнес

- широкомасштабное использование.

Государство призвано формировать цели и принципы своей политики и собственные приоритеты в этой области. Целями научной и инновационной политики ведущих стран мира, как правило, являются увеличение вклада науки и техники в развитие экономики страны; обеспечение прогрессивных преобразований в сфере материального производства; повышение конкурентоспособности национального продукта на мировом рынке; укрепление безопасности и обороноспособности страны; улучшение экологически обстановки; сохранение и развитие сложившихся научных школ.

Для выхода из кризиса необходимо разработать стратегию сохранения и развития научно-технического и инновационного потенциала страны по следующим направлениям [1]:

• реструктуризация научно-технического потенциала в различных отраслях экономики с учетом концентрации материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов на прорывных направлениях науки и техники;

• создание фонда имущества науки и инноваций за счет объектов науки, являющихся государственной собственностью и не используемых по назначению;

• разработка системы использования лизинга как эффективного рыночного механизма для субъектов инновационной деятельности, разрабатывающих и производящих наукоемкую продукцию с использованием дорогостоящих приборов и оборудования;

• совершенствование механизмов системы привлечения банковского кредита для расширения инновационной деятельности и создания условий для развития рынка капитала;

• разработка и использование системы обязательных отчислений части прибыли от экспорта нефти, нефтепродуктов, газа и минерального сырья для создания фонда инноваций в топливно-энергетический комплекс;

• создание в финансово-промышленных группах наряду с системой консолидации финансовых и производственных потенциалов специальных инновационных центров,

© Морозова Г.А., 2015.

Экономика, инновации и менеджмент

269

координирующих и реализующих инновационные проекты;

• формирование института разработчиков и управляющих инновационными проектами из числа научно-технических работников, ученых и специалистов;

• образование на базе фондов, поддерживающих инновационную деятельность ассоциации фондов с развитым финансовым капиталом для помощи прорывным проектам;

• формирование системы целевого использования средств амортизационного фонда на финансирование мероприятий, связанных с проведением НИОКР, экспериментальных и других видов работ, освоением инноваций, патентованием новых решений, приобретением и освоением отечественных и зарубежных патентных и беспатентных лицензий;

• разработка предложений об изменении налогового законодательства, обеспечивающих значительное повышение инновационной активности

Инструментами государственного регулирования должны стать:

• социально-экономические и научно-технические прогнозы государственной политики в области финансов, цен, денежного обращения, воспроизводственной, структурной политики и др.;

• государственно-административные, общеэкономические и рыночные регуляторы;

• федеральные и региональные программы, балансы и модели оптимизации экономических процессов;

• государственные заказы и современные контрактные системы;

• индикативные механизмы и регуляторы деятельности государственных предприятий и организаций и других форм собственности;

• механизм интеграции регуляторов и структур.

Государственная научно-техническая программа - комплекс взаимосвязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, обесценивающих эффективное решение важнейших научно-технических проблем на приоритетных направлениях развития науки и техники. Отбор программ осуществляется, исходя из социально-экономических приоритетов, прогнозов, целей структурной политики, международных обязательств, при соблюдении следующих условий: существенной их значимости для крупных структурных изменений, направленных на формирование нового технологического уклада, принципиальной новизне и взаимосвязанности программных мероприятий (проектов), необходимых для широкомасштабного распространения прогрессивных научно-технических достижений.

К основным функциям государственных органов в инновационной сфере относятся следующие [2]:

• аккумулирование средств на научные исследования и инновации;

• координация инновационной деятельности;

• стимулирование инноваций, конкуренции в данной сфере, страхование инновационных рисков, введение государственных санкций за выпуск устаревшей продукции;

• создание правовой базы инновационных процессов, особенно системы защиты авторских прав инноваторов и охраны интеллектуальной собственности;

• кадровое обеспечение инновационной деятельности;

• формирование научно-инновационной инфраструктуры;

• институциональное обеспечение инновационных процессов в отраслях государственного сектора;

• обеспечение социальной и экологической направленности инноваций;

• повышение общественного статуса инновационной деятельности;

• региональное регулирование инновационных процессов;

• регулирование международных аспектов инновационных процессов. Государство в первую очередь осуществляет программы развития приоритетных

направлений науки и техники. В их числе программы по созданию высокоэффективных процессов производства для агропромышленного комплекса, экологически чистых и ресурсосберегающих, технология в энергетике, химии, металлургии; новых материалов; технологий и оборудования для строительства, транспорта, создание технологи, машин для производств будущего, перспективных информационных технологий. В рамках государственных научно-технических программ предусматриваются также создание новых лекарственных средств, развитие медицины и здравоохранения, решение социальных проблем. Статистическое наблюдение за ходом выполнения государственных научно-технических программ осуществляется в рамках статистики ассигнований на научные исследования и разработки. Внутренние текущие затраты на научные исследования и разработки рассматривания в разрезе направлений (программ) и крупных областей науки.

Государственная научно-техническая политика не может и не должна ограничиваться лишь финансовой поддержкой научно-технических программ и предоставлением различных льгот хозяйствующим субъектам, которые осуществляют инновационную деятельность. Государство обязано выполнять (посредством своих уполномоченных исполнительных органов прежде всего инновационных научно-технических фондов) функции экономической (коммерческой) реализации научно-технических новшеств, выступать основным инвестором интеллектуального капитала, субъектом присвоения экономических эффектов НТП.

Библиографический список

1. Морозова, Г.А. Управление современной организацией: монография / Г.А. Морозова. - Нижний Новгород: НИУ РАНХиГС, 2013. - 136 с.

2. Морозова, Г.А. Инновационное развитие промышленных комплексов в регионе: монография / Г.А. Морозова [и др.]. - Нижний Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии гос. службы, 2010. - 160 с.

Дата поступления в редакцию 27.04.2015

G.A. Morozova

ROLE OF PUBLIC ADMINISTRATION IN INNOVATIVE ACTIVITIES

Nizhny Novgorod institute of management - branch RANEPA

The article considers the theoretical aspects of scientific activity as a sphere of active government policy. The fact that scientific ideas cannot be directly used in the economic activity, the purpose of which is profit. Therefore, organizations and companies are very reserved on the direct funding of research, although a great need in their results. In modern conditions the state is largely takes over the function of providing the business with one of the most important resources of the innovation process - scientific knowledge and ideas. That is why the STP in the official documents of the leading countries is considered as a unified chain: scientific ideas and developments - an innovative business - large-scale use.

Key words: innovation management, innovation, state innovation policy, innovation centers, scientific and technological progress.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.