Научная статья на тему 'Роль государственного регулирования в повышении конкурентоспособности угольной промышленности Дальнего Востока'

Роль государственного регулирования в повышении конкурентоспособности угольной промышленности Дальнего Востока Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
354
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УГЛЕЙ / ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РЕГИОН / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тонких А. И.

Обоснована необходимость усиления государственного регулирования развитием угольной промышленности в Дальневосточном экономическом регионе в зависимости от общепризнанной стратегии развития отрасли и формирования результативной региональной политики, учитывающей интересы государства, товаропроизводителей и потребителей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль государственного регулирования в повышении конкурентоспособности угольной промышленности Дальнего Востока»

УДК 622:658.51 А.И. Тонких

РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ПОВЫШЕНИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

Обоснована необходимость усиления государственного регулирования развитием угольной промышленности в Дальневосточном экономическом регионе в зависимости от общепризнанной стратегии развития отрасли и формирования результативной региональной политики, учитывающей интересы государства, товаропроизводителей и потребителей

Ключевые слова: угольная промышленность, использование углей, Дальневосточный экономический регион, государственное регулирование.

Семинар № 9

еханизм совершенствования государственного регулирования угольной промышленности в современных условиях должен быть основан на создании внешних условий эффективного вхождения предприятий отрасли в рынок и их эффективного функционирования в условиях рыночной экономики.

От степени совершенства механизма регулирования в решающей степени зависят возможности как выработки общепризнанной стратегии развития отрасли, так и формирования результативной региональной политики, учитывающей интересы государства, товаропроизводителей и потребителей.

Организационно-экономический механизм государственного регулирования угольной промышленности в условиях трансформируемой экономики является составной частью единого механизма государственного регулирования национальной экономики. Он представляет собой сложную систему, обеспечивающую переход плановой системы в рыночную и создающую условия для эффективного развития отрасли.

Проведенные нами исследования развития угольной промышленности Дальневосточного региона, позволили обозначить в обобщенном виде основные элементы организационноэкономического механизма регулирования угольной промышленности и предложить ряд мер по совершенствованию государственного регулирования угольной промышленности ДВЭР в современных условиях.

Одним из основных элементов структуры организационно-экономического механизма регулирования угольной промышленности является система формирования и поддержания конкурентной среды. Эффективное функционирование механизмов, способствующих формированию и поддержанию конкурентной среды, будет способствовать и формированию благоприятного инвестиционного климата в регионе, и развитию производства конкурентоспособной продукции многих отраслей, в том числе и угольной промышленности.

Развитие инфраструктуры, обслуживающей угольную промышленность, является одним из основных элементов ор-

ганизационно-экономического механизма государственного регулирования угольной промышленности в реформируемой экономике. Формирование институтов инфраструктуры должно осуществляться на федеральном, региональном и местном уровнях. Однако зачастую государственные органы всех уровней самоустраняются от активного участия в создании комплекса объектов инфраструктуры на местах. Это приводит к отрицательным последствиям: происходит распыление ограниченных средств, в том числе бюджетных; деятельность вновь созданных объектов не всегда соответствует заявленным функциям из-за нехватки ресурсов; услуги объектов инфраструктуры имеют низкое качество или недоступные цены.

Совершенствование государственного регулирования формирования и функционирования рыночной инфраструктуры, обслуживающей угольную промышленность, должно осуществляться по следующим направлениям:

• создание и совершенствование

нормативно-правового обеспечения элементов инфраструктуры; активизация федерального воздействия на ускорение формирования регионально-

муниципального звена нормативноправового регулирования элементов инфраструктуры с участием федеральных органов управления в финансировании региональных программ, инвестиционных проектов и др.;

• систематизация процесса формирования элементов инфраструктуры государственными органами управления и коммерческими структурами; привлечение государственных средств, для обеспечения комплексности деятельности и взаимодействия всех структур; налаживание связей между самими элементами инфраструктуры, объединение их в региональные и отраслевые ассоциации. Такое

направление в совершенствовании государственного регулирования вызвано отсутствием единой целостной продуманной политики формирования инфраструктуры рынка угольной промышленности, что приводит к дублированию и однобокости набора элементов инфраструктуры;

• дифференцированный подход к развитию отдельных элементов инфраструктуры, исходя из анализа уже достигнутого уровня их развития и потребностей региона;

• финансовое содействие и материально-техническое обеспечение со стороны государства на паритетных началах (когда федеральные, региональные и местные власти вносят соответствующие доли ресурсного обеспечения) создания объектов инфраструктуры в связи с тем, что, как правило, такие объекты капиталоемкие, имеют длительный срок окупаемости или вообще не приносят прибыли, т.е. являются малопривлекательными для частных инвесторов; привлечение частного и иностранного капитала при наличии государственного начального капитала и гарантий;

• введение системы аккредитации и/или сертификации объектов инфраструктуры, претендующих на финансовую поддержку своей деятельности из бюджетных средств особенно для организаций, предоставляющих информационные, консультационные (финансовые, юридические услуги); проведение конкурсов на осуществление финансовой поддержки как вновь создающихся, так и уже активно функционирующих объектов инфраструктуры;

• участие в создании и деятельности объектов инфраструктуры не только финансовыми средствами, но и другими ресурсами (государственные и муниципальные земельные участки, объекты недвижимости); резервом для формирования определенных элементов инфраструк-

туры может стать имущество, высвобождаемое при ликвидации несостоятельных предприятий, а также при их реорганизации или перепрофилировании;

• использование механизмов косвенной финансовой поддержки инфраструктурных институтов, позволяющих расширить круг получателей поддержки: гарантий и поручительств по кредитам коммерческих банков под проекты создания и развития объектов инфраструктуры; субсидирование разработки программ и бизнес-планов создания объектов инфраструктуры, обслуживающих уголь-ную промышленность, и др.;

• установление налоговых льгот коммерческим структурам, создающим объекты инфраструктуры угольной промышленности, по соответствующим видам налогов, поступающим в бюджеты субъектов Федерации и в местные бюджеты;

• разработка на федеральном уровне принципов построения региональной инфраструктуры управления и регулирования подготовки кадров для рыночной экономики;

• создание сети государственных консалтинговых организаций (правовых, информационных, общеэкономических, управленческих, бухгалтерско-учетных, налоговых и др.), способствующих эффективному функционированию угольной промышленности.

Реализация выше перечисленных направлений по совершенствованию инфраструктурного механизма государственного регулирования угольной промышленности позволит внести весомый вклад в решение проблемы конкурентоспособности угольной промышленности.

В условиях перехода к рыночной экономике в России не было создано механизма для согласования действий государства и предприятий, адекватного рыночному механизму. В результате интере-

сы предприятий стали учитываться меньше, чем при плановой экономике. Хотя в развитых странах наряду с рыночными регуляторами широко используется механизм индикативного планирования, что ведет к согласованию деятельности на всех уровнях, координации позиций государства и частного бизнеса. Устанавливаемые при индикативном планировании целевые параметры необязательны для исполнения, но они служат теми ориентирами, которых отраслевые предприятия придерживаются достаточно последовательно.

Методы планирования на основе социально-экономических индикаторов позволят объективно оценить состояние угольной промышленности региона, послужат основой государственного регулирования развития отрасли с учетом поставленной цели на каждом конкретном этапе. Государство получит возможность контролировать ситуацию в угольной промышленности, устанавливать основные тенденции в изменении конкурентоспособности отрасли за анализируемый период, выявлять слабые места, отрицательно влияющие на конкурентоспособность отрасли, определять неиспользованные возможности повышения ее конкурентоспособности и быстро реагировать на негативные тенденции.

Важнейшим внеотраслевым фактором, во многом определяющим конкурентоспособность продукции угольной промышленности и успех реструктуризации отрасли, является соотношение цен на топливно-энергетические ресурсы.

Ценообразование во многом определяет условия функционирования финансового, а следовательно, и всего хозяйственного механизма страны. Цены обслуживают товарно-денеж-ные отношения и определяют деятельность товаропроизводителей. От складывающихся экономических отношений зависят внутренняя

структура цен и модель ее построения. В свою очередь, цены подчинены экономическим законам, которые обусловливают методы и тенденции их формирования. В переходный период к рыночной экономике особенно важна роль государства, которое призвано, опираясь на действие экономических законов, направлять развитие ценообразование.

Мировые тенденции развития угольной промышленности, динамика использования угольных ресурсов в электроэнергетике свидетельствуют о том, что доля угля в мировом балансе будет только возрастать. Уголь оказывает и будет оказывать стабилизирующее влияние на экономику в целом, спасая ее от зависимости вечно меняющихся цен на газ и нефть. Потенциал угольной отрасли не смогут ограничить даже условия накладываемые Киотским протоколом на выбросы тепличных газов, так как сегодня угольная отрасль адаптировалась к таким ограничениям (технологии сжигания топлива становятся экологически чистыми).

Спрос на уголь в последние годы растет в мире быстрее, чем на альтернативные виды. Сейчас на угле вырабатывается 23% всей энергии и 39% - электроэнергии. Он стал главным топливом при выработке электроэнергии в США, Германии, Китае, Индии, ЮАР, Австралии, в большинстве стран Центральной Европы. В топливно-энергетическом балансе России, уголь занимает 19%, то есть меньшую долю, чем в среднем в мире [1].

До настоящего времени Россия не имеет программы и прогнозных показателей потребления угля на внутреннем рынке теплоэнергетики, а также необходимых мер по защите конкурентоспособности российского угольного экспорта. Вместе с этим перед страной стоит проблема покрытия растущего энергодефицита. По инерционному сценарию развития экономики России к 2010 г. энергодифицит со-

ставит 10% роста энергопотребления, а к 2015 г. - 24%. Развитие атомной энергетики (15,7% выработки электроэнергии в нашей стране) и гидроэнергетики (17,1%) не в состоянии покрыть этот дефицит. Основной прирост энергообеспеченности остается за тепловыми электростанциями.

Дальнейший рост потребления угольного топлива на тепловых электростанциях России, прежде всего, связан с решением проблемы соотношения цен на уголь и природный газ, который является главным препятствием на пути расширения внутреннего рынка угля. В настоящее время на внутреннем рынке России соотношение цен уголь - газ в пересчете на условное топливо составляет 1:1, однако этого недостаточно, для того, чтобы заработали механизмы конкуренции между энергоресурсами. Ожидается, что к 2010 г. данное соотношение составит уже 1:1,4 -1,6, а к 2020 г. достигнет уровня 1:2, что подтолкнет энергетиков к более интенсивному использованию угольного топлива.

Сегодня расширению внутреннего рынка угля препятствует его конкуренция с природным газом.

Правительство, когда принимало «Энергетическую стратегию России на период до 2020 года», четко декларировало: такая ситуация - ненормальна, долю газа в топливном балансе страны надо снижать, а долю угля - увеличивать. Однако получилось наоборот. В энергобалансе РАО «ЕЭС» доля угля в 2005 г. сократилась с 30% (2000 г.) до 25,8%, а доля газа возросла - с 64 до 70,6%. Газ стал основным энергоносителем на тепловых электростанциях и энергосистемах. Сейчас доля газа по основным регионам России составляет: Северо-Запад России -61%; Центр России - 83,7%; Средняя Волга - 93,5; Урал - 79%. Для сравнения доля газа в структуре ТЭС: в США - 22%, в Канаде - 20%, Японии - 7%, Италии -

42%. Во всех экономически развитых странах доля угля в выработке электроэнергии неуклонно растет. На практике доказано, что цены на тепло и электроэнергию стабильны в тех странах, где доля угля в выработке электроэнергии находится на уровне не менее 30-35% [1, 2].

В Дальневосточном экономическом регионе общая ситуация потребления первичных энергоресурсов всеми отраслями в ДВЭР отличается значительным использованием углей и очень небольшой долей природного газа. С одной стороны дефицит потребляемых регионом и производимых им ресурсов восполняется ископаемыми углями. С другой стороны, имеющиеся на территориях региона месторождения нефти и природного газа, практически не осваиваются. Исключение составляют шельфовые месторождения о. Сахалина, осваиваемые нефтедобывающей компанией "Сахалинморнефтегаз" (Роснефть) [3].

Необходимо отметить, что в топливноэнергетическом балансе требуется разработка такой политики ценообразования, практическое осуществление которой позволит сочетать интересы ТЭКа в целом с интересами внутренних потребителей его продукции, а также будет способствовать

1. Итоги работы угольной промышленности России за 2006 год //Уголь. -2007. - 3. - С. 23-29.

2. Малышев Ю.Н. Современные подходы к рентабельному освоению угольных месторождений //Уголь. - 2000. №3. - С. 43.

развитию топливных отраслей комплекса и, в частности, успешной реструктуризации угольной промышленности.

Таким образом, существующие на угольную продукцию цены не соответствуют ее потребительским свойствам и качеству. Введение свободных цен на уголь с одновременным предоставлением производителям угольной продукции права самим устанавливать ее величину, а также резкое увеличение размера транспортного тарифа на перевозку угля привели в итоге к значительному повышению цен на уголь. При этом было сохранено прямое государственное регулирование цен на природный газ, оказавшееся в сравнении с угольной продукцией существенно заниженным. Все это свидетельствует об отсутствии единой скоординированной политики в области ценообразования.

Следовательно, развитие угольной промышленности Дальнего Востока

должно идти по такому пути, в котором необходимо предусмотреть исправление такого совершенно ненормального для рыночных условий положения, с существенным снижением финансовой нагрузки на федеральный бюджет, но при сохранении целевой государственной поддержки угольной промышленности.

-------------- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

3. Подолян В.И., Курьянов Ю.В. Угольная минерально-сырьевая база Дальневосточного экономического района. //Перс-пективы развития угольной промышленности Восточного Китая и Дальнего Востока. - Владивосток, 2001. - С. 6-53. ЕШ

г Коротко об авторе ----------------------------------------------------------

Тонких А.И.- кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономики и производственного менеджмента», Дальневосточный государственный технический университет (ДВГТУ), институт экономики и управления, горный институт,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.