Мехренцев А.В.,
Стариков Е.Н.,
Мезенцева Е.С.1
РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ2
Ключевые слова: государственное управление, экономика, промышленность, цифровизация, Индустрия 4.0
Цифровизация экономики, в частности переход к цифровому производству, или Индустрии 4.0 является актуальным мировым трендом, она признана приоритетным направлением и в РФ. Так, среди приоритетных направлений авторы Стратегии научно-технологического развития России до 2035 г.3 выделили цифровые производственные технологии, развитие систем, способных обрабатывать большие объемы данных, искусственный интеллект и машинное обучение.
Распоряжением Правительства РФ от 28 июля 2017 г. № 1632-р. утверждена Программа «Цифровая экономика Российской Федерации»4. В ней определены цели, задачи, направления и сроки реализации основных мер государственной политики по созданию необходимых условий для развития в России цифровой экономики, в которой данные в цифровом виде являются ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности.
В структуре российской экономики около 30% занимает индустриальный сектор. Однако в Программе не уделено место большинству отраслей реального сектора. Актуальным является оценка эффектов, которые окажет цифро-визация экономики на традиционные отрасли промышленности, а также возможностей влияния государства на эти процессы.
В Указе Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» № 204 от 7 мая 2018 г.5 Правительству РФ при реализации совместно с органами государственной власти субъектов РФ национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» поручено обеспечить в 2024 г. достижение следующих целей и целевых показателей:
- увеличение внутренних затрат на развитие цифровой экономики за счет всех источников (по доле в валовом внутреннем продукте страны) не менее чем в 3 раза по сравнению с 2017 г.;
- создание устойчивой и безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры высокоскоростной передачи, обработки и хранения больших объёмов данных, доступной для всех организаций и домохозяйств;
- использование преимущественно отечественного программного обеспечения государственными органами, органами местного самоуправления и организациями.
Кроме этого, представлен обширный перечень задач:
- создание системы правового регулирования цифровой экономики, основанного на гибком подходе в каждой сфере, а также внедрение гражданского оборота на базе цифровых технологий;
- создание глобальной конкурентоспособной инфраструктуры передачи, обработки и хранения данных преимущественно на основе отечественных разработок;
- обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров для цифровой экономики;
- обеспечение информационной безопасности на основе отечественных разработок при передаче, обработке и хранении данных, гарантирующей защиту интересов личности, бизнеса и государства;
- создание сквозных цифровых технологий преимущественно на основе отечественных разработок;
- внедрение цифровых технологий и платформенных решений в сферах государственного управления и оказания государственных услуг, в том числе в интересах населения и субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей;
1 Мехренцев Андрей Вениаминович - к.т.н., профессор, и.о. ректора, Уральский государственный лесотехнический университет. - E-mail: [email protected]
Стариков Евгений Николаевич - к.э.н., доцент, доцент кафедры экономики и экономической безопасности, руководитель КЦП «Исследования и разработки фундаментальных и прикладных проблем лесного сектора цифровой экономики РФ, Уральский государственный лесотехнический университет; с.н.с. Института экономики УрО РАН. E-mail: [email protected]
Мезенцева Елена Сергеевна - к.э.н., зав. сектором Института экономики УрО РАН; в.н.с., Уральский государственный лесотехнический университет. E-mail: [email protected]
Статья подготовлена в соответствии с государственным заданием ФАНО России для Института экономики УрО РАН на
2018 г.
3 О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации: Указ Президента РФ от 01.12.2016 г. № 642. -http://www.kremlin.ru/acts/bank/41449
4 Программа «Цифровая экономика Российской Федерации»: Распоряжение Правительства РФ от 28 июля 2017 г. № 1632-р. -http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf
5 Сайт Президента РФ. Новости. - http://kremlin.ru/acts/news/57425
- преобразование приоритетных отраслей экономики и социальной сферы, включая здравоохранение, образование, промышленность, сельское хозяйство, строительство, городское хозяйство, транспортную и энергетическую инфраструктуру, финансовые услуги, посредством внедрения цифровых технологий и платформенных решений;
- создание комплексной системы финансирования проектов по разработке и (или) внедрению цифровых технологий и платформенных решений, включающей в себя венчурное финансирование и иные институты развития;
- разработка и внедрение национального механизма осуществления согласованной политики государств-членов Евразийского экономического союза при реализации планов в области развития цифровой экономики1.
Внедрение системы цифрового производства в России - одно из стратегических направлений по мнению Министерства промышленности и торговли РФ. В июне 2017 г. Министерство представило базовую концепцию «4.0 RU», которая была разработана в рамках совместной инициативы Минпромторга и ведущих инновационных компаний - НПП «ИТЭЛМА», «Лаборатория Касперского», «Сименс», «СТАН». Основой для построения единого цифрового пространства «4.0 RU» является комплексное внедрение цифровых технологий на всех этапах и уровнях промышленного производства. Формирование такой киберфизической среды обеспечивает возможность сокращения времени вывода новых продуктов на рынок, повышения степени гибкости производства, качества продукции, эффективности производственных процессов и, в конечном счете, вывода промышленности страны на принципиальной новый уро-вень2. В качестве ключевых преимуществ отмечается полная прозрачность жизненного цикла изделий и возможность активного управления изменениями от этапа конструирования до доставки готовой продукции заказчику и ее сервисного обслуживания. При этом элементы цепочки создания добавленной стоимости постоянно оптимизируются с учетом различных критериев, например, стоимости, ресурсов, фактора серийности и т.п. Использование цифровых моделей изделия и технологического процесса производства («цифровых двойников») позволяет сделать необходимое количество виртуальных корректировок для достижения целевого результата.
Представленная Минпромторгом модель 4.0 RU - это только первый шаг, который призван продемонстрировать участникам отрасли практические преимущества цифровизации. Государство в этом процессе выполняет роль интегратора, инициирует создание инфраструктуры цифровизации и обеспечивает доступность системы для потенциальных участников, а компании уже сами будут его развивать, подключаясь к общей системе и реализуя ее возможности для бизнеса.
Внедрение единого цифрового пространства связано не только с интеграцией производственного оборудования в единую сеть, но предопределяет и трансформацию процессов и моделей взаимоотношений между участниками цепочки создания добавленной стоимости промышленной продукции. В Минпромторге рассчитывают, что на базе 4.0 RU возникнет своего рода биржа производственной кооперации, на которой можно будет подбирать оптимальных подрядчиков для конкретного заказа, то есть экономический эффект будет масштабироваться на всю национальную промышленность. Необходимым условием для бесперебойного взаимодействия участников процесса с помощью таких площадок является стандартизация и соответствующее нормативное регулирование, в частности - наличие стандартов обмена электронной конструкторской документацией и унифицированной формы электронного технического задания на производство.
Хотя не вполне корректно ставить знак равенства между четвертой промышленной революцией и термином Индустрия 4.0 (Industrie 4.0), большая часть подходов к использованию глобальной промышленной сети Интернета вещей и услуг (Internet of Things and Services) для создания умного производства (Smart Manufacturing) структурирована в одноименной программе, которая входит в национальную Hi-Tech стратегию Германии до 2020 г. Поэтому именно Индустрия 4.0 стала именем нарицательным для концепции внедрения IoT в промышленности во всем мире. Аналогичные немецкой государственные программы цифровизации производства реализуют Великобритания, США и Китай.
Все эти национальные стратегии преследуют цели увеличения производительности труда и снижения производственных издержек за счет практически идентичного инструментария: М2М-систем, робототехники, Big Data и облачных сервисов. На практике Индустрия 4.0 предполагает, что промышленное оборудование оснащается датчиками (сенсорами), объединенными в единую сеть, а информация с сенсоров обрабатывается в режиме реального времени. Как итог - полностью контролируется производственный процесс, прогнозируются и предотвращаются поломки оборудования, а высвобождение ремонтных и сервисных специалистов обеспечивает серьезную экономию.
В России уже заложены фундаменты первых «цифровых» заводов и целые производственные цепочки подключены к индустриальному Интернету вещей (IIoT). На государственном уровне разворачиваются программы по созданию «умных» фабрик3.
В 2017 г. президиум Совета при президенте РФ по модернизации экономики и инновационному развитию утвердил дорожную карту рабочей группы «Технет». Документ представляет собой план мероприятий программы «Национальная технологическая инициатива» и включает в себя развитие цифрового проектирования и моделирования, робототехники, Big Data и прочих технологий для управления и автоматизации промышленности. Ключевое значение в дорожной карте «Технет» отводится формированию так называемых «Фабрик будущего» - технологических плат-
1 Указ Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» №204 от 7 мая 2018 г. - .http://static.kremlin.ru/media/acts/files/0001201805070038.pdf
2 Стартовала программа создания единого цифрового пространства промышленности «4.0 ru». Пресс-релиз Минпромторга. -http://minpromtorg.gov.rU/press-centre/news/#ictartovala_programma_sozdaniya_edinogo_cifrovogo_prostranstva_promyshlennosti_40_ru
3 Станки и «цифра»: как российский бизнес привыкает к «умному» производству // Innoprom View. 2018. - 9 апреля. -http://www.innoprom.com/media/letters/stanki-i-tsifra-kak-rossiyskiy-biznes-privykaet-k-umnomu-proizvodstvu/
форм и решений, объединяющих элементы цифровых, «умных» и виртуальных фабрик. Речь идет о применении цифрового проектирования и производства, проведении виртуальных испытаний. В проекте задействуют цифровое проектирование и сертификацию, новые материалы, аддитивные технологии, промышленных роботов и информационные системы управления логистикой. «Дорожная карта» «ТехНет» предполагает, что реализация проекта начинается в 2017 г., планируется создать три испытательных полигона, а к 2025 г. открыть до десяти таких фабрик.
Основными возможностями развития для предприятий традиционных отраслей промышленности на основе внедрения цифровых технологий являются следующие:
- Повышение эффективности деятельности за счет полной автоматизации отдельных процессов, возникновение эффекта масштаба.
- Снижение трансакционных издержек вследствие доступа к глобальным рынкам сбыта, рынку труда, создания цифровой репутации, общего повышения прозрачности, снижения информационной асимметрии.
- Рост эффективности систем управления производственными системами, посредством применения новых подходов к управлению ими.
Для промышленных предприятий особое значение имеет также то, что развитие цифровой экономики приведет к переходу от традиционной отраслевой структуры к другим не отраслевым категориям, таким как креативная экономика, совместная экономика, зеленая экономика, когда специалисты из одной сферы деятельности продолжают карьеру в другой1.
Что касается инструментов государственной политики, которые могли бы способствовать внедрению цифровых технологий в промышленности РФ, то представители бизнес-сообщества поддерживают идею по снижению налоговой нагрузки, что, по их мнению, позволит ускорить внедрение технологий. Речь идет о том, что сейчас региональные власти могут устанавливать разные налоги на движимое имущество, т.е. станки и оборудование, которые являются основой «умного» производства. Даже 1,1% является тормозом для развития и инвестирования в модернизацию. Кроме того, звучат идеи о введении субсидий развития стратегических производств, а также об обеспечении стабильных объемов производств за счет госзаказа и программы льготного кредитования или лизинга. При этом помощь должна быть доступна не только крупным корпорациям, но и небольшим предприятиям.
Фонд развития промышленности РФ разработал Программу «Цифровизация промышленности»2, в рамках которой планируется предоставлять заемное софинансирование на проекты, направленные на внедрение цифровых и технологических решений, призванных оптимизировать производственные процессы на предприятии. Согласно заявлению министра промышленности и торговли РФ Д. Мантурова, на проекты разработки технологий «Интернета вещей» будут предоставляться льготные займы под 1% годовых.
Среди направлений государственного влияния на развитие цифровой экономики следует отметить развитие институтов цифровой экономики, в том числе, в промышленном комплексе РФ и ее регионов. К ним относятся: содействие формированию новой структуры экономических активов в научно-производственном секторе региона, отвечающих экономическим приоритетам цифровой экономики; внедрение перспективных стандартов и новых подходов к организации производственных отраслей, учитывающих достижения цифровой экономики и тенденции развития глобального цифрового пространства; внедрение организационных и нормативно-правовых условий, которые делают привлекательным активное участие субъектов промышленной деятельности в формировании пространства цифровой экономики; обеспечение безопасности и суверенитета национального пространства цифровой экономики; развитие цифровой инфраструктуры, в том числе создание благоприятных условий для функционирования цифровых платформ; а также развитие производства оборудования для обеспечения информационной инфраструктуры: для инфраструктуры хранения и обработки данных; телекоммуникационного оборудования для строительства сети по технологии LPWAN; для технологий подвижной и фиксированной связи 5G; для организации широкополосного доступа к сети «Интернет».
Таким образом, в развитии цифровой экономики значительную роль призвано играть государство, которое имеет возможность направить свои усилия на устранение бюрократических барьеров развитию цифровой экономики, на внедрение цифровых технологий на промышленных предприятиях страны, а также на создание соответствующей экосистемы.
1 Стариков Е.Н., Раменская Л.А. Развитие менеджмента в условиях перехода к цифровой экономике: материалы X Всерос. (с междунар. участием) науч.-практ. конф. (г. Пермь, ПГНИУ, 7 дек. 2017 г.) / Перм. гос. нац. исслед. ун-т. - Пермь, 2017. - С. 146149.
2 Программа «Цифровизация промышленности» // Сайт Фонда развития промышленности. - http://frprf.ru/zaymy/tsifro vizatsiya-promyshlennosti/