Научная статья на тему 'Роль государства в регулировании регионального агрорынка'

Роль государства в регулировании регионального агрорынка Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
101
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК / ГОСУДАРСТВО / РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА / ПЕРМСКИЙ КРАЙ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Черданцев В. П., Болдырев В. А.

В статье обоснована роль государства в регулировании регионального аграрного рынка. Данный аспект следует рассматривать в контексте целенаправленного воздействия федеральных и региональных органов управления на сферу производства и реализации сельскохозяйственной продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF THE STATE IN REGULATION OF THE REGIONAL AGRARIAN MARKET

In clause the role of the state in regulation of the regional agrarian market is proved. The given aspect should be considered in a context of purposeful influence of federal and regional controls on sphere of manufacture and realization of agricultural production.

Текст научной работы на тему «Роль государства в регулировании регионального агрорынка»

Экономика

валового дохода по плановым результатам реализации продукции животноводства, а также по тракторно-полеводческой бригаде за товарное зерно.

Норматив определяется отдельно -для рабочих и для служащих (работников аппарата управления), табл. 1.

Итак, исходными данными для определения норматива прямой оплаты труда являются плановые показатели на предстоящий год:

- выручка от реализации продукции животноводства, а также товарной продукции растениеводства (если она имеет и будет иметь место).

- материальные затраты на производство продукции животноводства (и товарной продукции растениеводства).

- фонд (прямой!) оплаты труда рабочих (в том числе на производство продукции животноводства и производство кормов) и служащих (работ-

ников аппарата управления); все доплаты и премии в расчёт не включаются, чтобы избежать уравниловки; они носят персональный характер.

Фактический фонд прямой оплаты труда будет зависеть:

- от фактически полученной выручки, которая, в свою очередь, определяется объёмом производства и продажи продукции и ценой её реализации (отражающей, скажем, сортность реализуемого на молзавод молока);

- от материальных затрат на производство продукции.

Как известно, чем больше выручка и меньше материальные затраты, тем больше валовой доход, а значит и заработок работников. Этим самым такая оплата труда выполняет противозатратную функцию.

2. Используя полученный (табл. 1) норматив, произведем расчет факти-

ческого фонда оплаты труда по результатам деятельности предприятия в 2007 году (табл. 2).

3. По доле затрат на производство продукции животноводства начисленный по нормативу от валового дохода коллективный заработок распределяется между растениеводческим и животноводческим подразделениями (табл. 3).

Выводы

На первый взгляд, может создаться впечатление, что такой способ распределения коллективного заработка за продукцию животноводства породит соблазн к увеличению затрат как со стороны тракторно-полеводческой бригады, так и со стороны животноводческих ферм. Однако реализация такого соблазна отразится отрицательно на величине валового дохода, а значит и коллективного заработка.

Литература

1. Баянова О. Организация материального стимулирования в условиях рыночных отношений // Нормирование и оплата труда в сельском хозяйстве. - 2005. - №12. - С.17-23.

2. Мальцев Н.В. Организационно-экономические основы хозяйственного расчета. - М.: «Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий», 2004. - 188 с.

3. Пельков А.А. Совершенствование хозрасчетных отношений в сельскохозяйственных организациях. Диссертация -Курган, 2008.

4. Рудков В.В. Развитие хозрасчетных отношений в сельском хозяйстве: теория и практика. - Саранск: Изд-во Мордовского ун-та, 2006. - 157с.

5. Тарасов Н. Рыночная модель мотивации труда в сельском хозяйстве // Нормирование и оплата труда в сельском хозяйстве - 2006. - №1. - С.41 -54.

6. Ушачёв И. Внутрихозяйственные отношения в сельскохозяйственных предприятиях // АПК: Экономика, управление -

2004. - №5. - С. 3-12. ________________________________________________

РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РЕГУЛИРОВАНИИ РЕГИОНАЛЬНОГО АГРОРЫНКА

В.П. ЧЕРДАНЦЕВ,

кандидат экономических наук, доцент

В.А. БОЛДЫРЕВ,

аспирант, Пермская ГСХА им. акад. Д.Н. Прянишникова

Ключевые слова: региональный рынок, государство, регулирование рынка, Пермский край, сельскохозяйственное производство.

В современных условиях появляется тенденция разработки стратегии развития регионального агрорынка исходя из специфики исторически сложившихся и природно-климатических условий.

Для основных сельскохозяйственных районов Пермского края характерны: относительно низкий биоклимати-ческий потенциал, рискованное земледелие, низкая плотность населения, большая территориальная рассредоточенность предприятий и организаций, отставание дорожно-транспортной системы от нужд отрасли, недостаточная компактность расположения сельскохозяйственных предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств.

Цель и методика исследований В Пермской государственной сельскохозяйственной академии разрабатывается концепция программы "Развития агропромышленного комплекса на 2009-

2012 года", где одним из стратегических направлений развития АПК Пермского края должно стать производство картофеля.

Посевная площадь сельскохозяйственных культур в 2007 году в хозяйствах всех категорий Пермского края составила 991,4 тыс. га, что на 25,6 тыс. га меньше, чем в предыдущем году. Сократились посевы зерновых (на 7,1%), картофеля (на 3%) и овощей (на 4,5%). Вместе с этим снизилась и продуктивность полей. Вследствие чего производство основных видов растениеводческой продукции уменьшилось (таблица 1).

По производству картофеля на лидирующей позиции остается индивидуальный сектор, где произведено - 93,5% общего объема, в хозяйствах населения было произведено 631,4 тыс. тонн. По сравнению с 2006 годом, их объемы сократились на 17,6%. Основная причина

- снижение урожайности. С одного гектара картофельного поля, в среднем, население собрало 102 ц клубней.

В то же время урожайность картофеля в средних и крупных сельхозпредприятиях за два года выросла почти в два раза (в 2005 г. - 95 ц/га, в 2007 г. - 187 ц/га). Это самая высокая урожайность по сравнению с предприятиями регио-нов-соседей: Кировской, Свердловской областей и Республики Удмуртия. Рентабельность производства картофеля на сельскохозяйственных предприятиях Прикамья в 2007 году превысила 60%.

Индекс цен реализации растениеводческой продукции составил в 2007 г 130,1%, в том числе картофеля - 143,7% (таблица 2).

Продажа картофеля сельскохозяйственными организациями края вырос-

The regional market, the state, regulation of the market, the Perm edge, agricultural production.

Таблица 1

Посевные площади, валовые сборы и урожайность сельскохозяйственных культур в хозяйствах всех категорий Пермского

края

Показатель Зерно Картофель Овощи

2006 г. 2007 г. ( +; - ) к 2006 г. 2006 г. 2007 г. ( +; - ) к 2006 г. 2006 г. 2007 г. ( +; - ) к 2006 г.

Общая посевная площадь, тыс. га 375,5 350,6 -24,9 66,6 64,6 -2,0 15,6 14,9 -0,7

Общая площадь уборки, тыс. га 371,1 348,8 -22,3 66,5 64,5 -2,0 15,6 14,9 -0,7

Валовой сбор, тыс. тонн 443,3 398,3 -45,1 806,6 675,1 -131,5 373,2 354,8 -18,4

Урожайность, ц / га 11,9 11,4 -0,5 121,4 104,6 -16,8 233,5 232,6 -0,9

Таблица 2

Средние цены на картофель по годам, рублей

Год 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.

Цена за 1 тонну 3439 4393 4092 4074 4353 6254

Высшие и средние учебные заведения, НИИ

Консалтинговые

фирмы

~Ж~

_4_

Органы власти и Предприятия

общественные транспорта,

организации региона энергетики, связи

Рисунок 1. Модель картофелеводческого кластера, рекомендуемая для

Пермского края

ла в 1,5 раза и составила 22,0 тыс. тонн. ли - необеспеченность семенным фон-

Такое увеличение произошло за счет сельскохозяйственного предприятия ООО "Овен" в Суксунском районе, специализирующемся на выращивании картофеля. ООО "Овен" производит более половины картофеля в регионе. В 2007 года предприятие собрало 20 тысяч тонн картофеля. За пределы Пермского края было вывезено 3,5 тыс. тонн или 16% от объёма реализованного картофеля.

В числе основных проблем отрас-

дом, недостаток квалифицированных кадров и вопросы обеспечения жильём специалистов на селе.

Обеспечение устойчивых темпов развития территории, достижение стратегических целей региона и муниципалитетов невозможно без заинтересованного партнерства органов власти с представителями бизнеса. Использование ограниченных бюджетных средств зачастую не позволяет осуществлять

Экономика

стратегически важные и масштабные проекты. Губернатор Пермского края

О.А. Чиркунов в программе социальноэкономического развития Пермского края выделил основные точки роста. На основе этих точек можно провести кластеризацию отраслей. Кластерный подход в управлении региональной экономикой является альтернативой традиционной отраслевой агропромышленной политике. Мировой опыт дает примеры повышения конкурентоспособности территорий и производственных комплексов путем реализации кластер-ориенти-рованной региональной политики.

В России кластерный подход получил недостаточное распространение. Начатые в некоторых регионах России кластерные проекты в большинстве своем находятся в начальной стадии реализации. Учитывая сложившуюся в Российской Федерации модель управления, именно региональные органы власти и органы местного самоуправления должны стать основными инициаторами кластерных проектов.

На практике кластерный подход оказался полезным для развития и применения новых форм управления, когда вместо прямого вмешательства используются формы косвенного побуждения. Данный подход основывается на создании сетей и системы институтов, создающих стимулы для вызванного потребностями рынка образования кластеров и восстановления активности существующих кластеров.

Цель предлагаемой в крае кластерной инициативы - разработка плана действий по повышению конкурентоспособности картофелеводческого подкомплекса как ключевого сектора АПК Пермского края. Процесс разработки плана даст толчок последующей программе повышения конкурентоспособности кластеров, так как в этот процесс планируется вовлечь ключевые заинтересованные стороны, и будут проводиться меры, направленные на получение реальных результатов, что приведёт к немедленному повышению конкурентоспособности агропредприятий и их окружения.

Для успешной реализации региональная стратегия и стратегия развития отраслевого (картофельного) кластера должны быть взаимно согласованы. При разработке региональной стратегии необходимо учесть, какие ключевые точки роста существуют в регионе и что могут сделать различные группы интересов для развития этих ключевых точек роста.

В связи с этим предлагаем организационно-институциональную модель структуры картофельного кластера, представленную на рисунке 1.

Первую группу участников кластера составляют покупатели, в качестве которых на картофельном рынке региона выступают заготовительные организации, осуществляющие операции по закупке, хранению, переработке карто-

Земледелие

феля и реализации картофелеводческой продукции.

Другую группу субъектов картофелеводческого кластера образуют производственные предприятия различных форм собственности и хозяйствования, крестьянские (фермерские) хозяйства и их ассоциации. Важная подсистема структуры организованного картофелеводческого рынка - это развитая инфраструктура, включающая сеть предприятий высокоорганизованных форм торговли (биржи, оптовые рынки, аукционы, ярмарки), финансово-кредитные учреждения (банки, страховые компании, инвестиционные фонды) и организации обслуживающего и вспомогательного назначения (маркетинговые, консалтинговые, юридические, снабженческие). Особая роль принадлежит государству, которое не только участвует на рынке как хозяйствующий субъект, но и выступает субъектом его контроля и регулирования.

Проведённые исследования по оценке состояния картофельного рынка в Пермском крае позволяют сделать вывод о том, что его функционирование происходит в условиях отсутствия полноценной рыночной инфраструктуры, важной составной частью

которой является сеть районных и межрайонных оптовых рынков.

Именно поэтому среди основных направлений работы кластера целесообразно выделить следующие. Во-первых, развитие инфраструктуры регионального рынка, которое предполагает решение комплекса организационных вопросов, включающих организацию в крае сети районных и межрайонных оптовых рынков и осуществление контроля за их работой; создание и последующее участие в работе специализированной региональной биржи картофеля; реализация конкурсной системы закупок картофеля для федеральных и региональных государственных нужд; подготовка проектов по созданию институтов рыночной инфраструктуры; а также обслуживающего и вспомогательного назначения (маркетинговых, консалтинговых, юридических фирм и др.).

Во-вторых, информационное обеспечение, которое включает вопросы создания компьютерной сети с банком данных о региональном рынке картофеля, сбор и обработку поступающей информации, распространение сведений о наличии картофеля, текущих и прогнозируемых ценах, организацию обучения участников кластера основам аг-

робизнеса, маркетинга, биржевой торговли, государственных закупок.

В-третьих, деятельность кластера должна основываться на результатах комплексных маркетинговых исследований, предполагающих анализ эффективности картофельного производства как источника торговых ресурсов для регионального рынка и определение ёмкости рынка по видам культур и их назначению для обоснования необходимости регулирующего воздействия.

Выводы

Развитие и регулирование регионального оптового рынка следует рассматривать в контексте целенаправленного воздействия федеральных и региональных органов управления на сферу производства и реализации сельскохозяйственной продукции. Регулирование предполагает взаимодействие комплекса административно-организационных, правовых и экономических механизмов. Результативность этого взаимодействия определяется оптимальностью сочетания интересов трех групп участников картофелеводческого кластера: потребителей, производителей и государства. Приоритеты, конечно же, должны быть отданы потребителям сельскохозяйственной продукции и сырья.

Литература

1. Георгиева Н.Н. Возможности создания отраслевых кластеров на территории региона // Мат-лы Всеросс. научн.-практ. конф. "Социально-экономическое и инновационное развитие региона". В 2 ч. Ч I. - Сызрань: Сам. гос. техн. ун-т, 2006. - 500 с. - С. 224-243.

2. Черданцев В.П. Совершенствование механизма закупок агропродукции для государственных нужд. - М: РАКО АПК, 2004,

- 215с.

3. http://www.permstas.ru.

О

ВЛИЯНИЕ СООТНОШЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКИХ ФОРМ НА УРОЖАЙНОСТЬ СЕМЯН ГИБРИДОВ ПОДСОЛНЕЧНИКА НА ЧЕРНОЗЕМНЫХ ПОЧВАХ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

А.В. КАШКАРЕВ,

аспирант, Волгоградская ГСХА, г. Волгоград

Ключевые слова: урожайность семян гибридов подсолнечника, биологические особенности гибридов.

Волгоградская область - крупный производитель маслосемян подсолнечника. Ежегодно подсолнечник в области высевается на площади свыше 600 тыс. га.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Цель и методика исследований В связи с этим особое внимание должно уделяться семеноводству гибридов подсолнечника. В настоящее время значительная работа по выращиванию семян гибридов подсолнечника ведется в ООО "Солнечная страна" Новоаннинского района Волгоградской области, на базе которой проводятся исследования по оценке эффективности различных схем выра-

щивания гибридов Сигнал и С-207.

В опытах применяются следующие схемы размещения отцовской и материнской линий (соотношение рядков): 2:6, 2:10, 2:14, 4:12.

Для оценки эффективности применения физиологически активных веществ на варианте схемы размещения 2:6 применяли биопрепарат Гумат с нормой расхода 0,5 л/т, Альбит - 30 мл/т, Биосил - 40 мл/т при норме расхода водного раствора 10 л/т семян.

В фазу бутонизация - цветение проводили опрыскивание растений Гу-матом - 0,5 л/га, Альбитом - 30 мл/га, Биосилом - 40 мл/га, при норме расхо-

да рабочего раствора - 200 л/га.

Почва опытных участков - южный чернозём, содержание гумуса 5,63.5,69%. Обеспеченность подвижным фосфором - 22,3 мг/кг, обменным калием - 340-390 мг/кг, гидролизуемым азотом - 75,6-80,0 мг/кг.

Плотность сложения пахотного слоя - 1,14-1,23 т/м3, влажность завя-дания - 13,3%.

Норма высева отцовской и материнской линий из расчёта 62,0 тыс. всхожих семян на гектар, способ посева - пунктирный с междурядьями -0,70 м, повторность - трехкратная, размещение систематическое, площадь делянок - 117 м2, предшественник - озимая пшеница.

Климат сухостепной зоны чернозём-

Productivity of seeds of hybrids of sunflower, biological features of hybrids.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.