УДК 338
РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РЕГУЛИРОВАНИИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В ОБОРОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ
Иванов В.А.,соискатель кафедры экономических теорий и военной экономики, Военный университет Министерства обороны РФ
В статье на основе анализа современной ситуации в оборонно-промышленном комплексе Российской Федерации предлагаются основные направления государственного регулирования инвестиционных потоков промышленных предприятий с учетом необходимой финансовой и организационной нагрузки.
Ключевые слова: предприятие оборонно-промышленного комплекса, инвестиционная программа, риск.
ROLE OF THE STATE IN REGULATION OF INVESTMENT PROJECTS IN RUSSIAN
DEFENSE INDUSTRY
Ivanov V., the applicant,Economic theory and the war economy chair, Military University of the Ministry of Defence of the RF
On the basis of the analysis of the current situation in the military-industrial complex of the Russian Federation offered the main directions of state regulation of investment flows of industrial enterprises with the necessary financial and organizational burden.
Keywords: industrial military complex, investment program, risk.
Основополагающими целями государства при использовании института государственно-частного партнерства (ИГЧП) являются: во-первых, создание наукоемкой продукции с высокой добавленной стоимостью для нужд общества. Эта цель достигается за счет использования частных компаний, обладающих проактивным менеджментом, современными методами планирования и инновационной направленностью своих услуг, во-вторых, передача частному бизнесу, как партнеру, рисков, связанных с текущей деятельностью, а именно планированием, строительством, финансированием и управлением объектов управления [1].
В ходе выполнения совместных проектов государство, как инвестиционный донор помимо увеличения поступлений в бюджет получает и другие экономические результаты: повышение инвестиционной привлекательности, улучшение рыночной конъюнктуры.
Практика показывает, что если государство заявляет о намерении привлечь частный сектор, экономический эффект от использования ИГЧП получается максимальным. Для реализации инвестиционного проекта в государственной системе кроме строгого распределения ответственности и полномочий необходимо определение условий преддоговорной работы с частными инвесторами и соинвесторами. Однако следует учитывать, что запрос премии за риск всегда будет оставаться ниже, если будут гарантии от государства в отношении инвестиционных проектов ИГЧП [2, 8].
Проектные риски должны нести те партнеры, которые в состоянии наилучшим образом справляться с ними. Рассматривая эти моменты с точки зрения издержек следует оговориться, что перекладывать все риски на одного партнера некорректно в моральном плане и неэффективно в экономическом плане. На различных этапах проекта, определение границ проекта и ответственности могут распределяться следующим образом: государству следует заниматься общим планированием и административными процедурами, относящимися к сфере ответственности, а детальное планирование, бюджетирование и управление деятельностью объекта инвестирования должно быть отнесено к сфере ответственности частного партнера.
Инвестиционные проекты с механизмом ИГЧП как правило затрагивают сферы территориального развития, городского хозяйства, социальной сферы, безопасности, правопорядка и обороны, причем в основном это проекты так называемой инфраструктуры, которые довольно сложно осуществлять не только государству, но и частному бизнесу в одиночку [3, 9]. Но если отойти от традиционного потребления механизма ИГЧП и ввести в оборот сферу предприятия промышленного производства, то экономические выгоды не заставят себя долго ждать.
Стоит уточнить, что в настоящее время ИГЧП уже широко используется, например, в ракетно-космической промышленности, в отрасли среди основных направлений обеспечения государственной поддержки развития инновационной деятельности является использование ГЧП.
Автор считает, что в условиях отсутствия конкуренции на стадиях распределения госзаказов необходимо создавать «конкуренцию
за обладание монополией». В связи с этим исполнительная власть в лице Правительства РФ, должна также предусмотреть создание для всех участников ИГЧП такие стимулы, которые смогли бы побуждающих членов ИГЧП участвовать в оптимизации инвестиционных проектов.
В то же время автор считает, что в современных условиях при реализации проектов ГЧП могут возникать препятствия, выражающиеся в следующих факторах:
- законные требования государства, связанные с расчетом дополнительных (предельных)общественных издержек и возможности достижения бюджетно-финансовой стабильности;
- особенности бухгалтерского учета и налогообложения;
- сценарии «входа-выхода» в проект и обратно, дающие государству право принимать соответствующие решения.
До начала выполнения проекта необходимо проводить анализ реализуемости проекта и моделирования сценариев его выполнения. Кроме того, следует разработать реалистичные сценарии будущих инвестиционных потоков. Без этого проект начинать нельзя. Только так можно оценить, каковы затраты по проекту и обладает ли инвестиционный проект потенциалом, необходимым для покрытия всех инвестиционных затрат при существующих рыночных условий по процентным ставкам в течение всего срока его выполнения на практике.
Отметим, что одним и исходных условий реализации инвестиционного проекта на основе механизма ИГЧП является способность и готовность частных партнеров принять на себя ряд рисков, делегированных из общественного сектора экономики, связанные с решением крайне сложных народно-хозяйственных задач управления. Инвестиционные договоры по проектам ИГЧП трудно стандартизированы, так как включают в себя большое количество элементов, нуждающихся в согласованиях в различных органах власти. Зачастую при реализации инвестиционных проектов создаются специализированные проектные компании. И здесь особое место приобретает корпоративное право.
В реализации подобных проектов очень важным моментом является структурирование и распределение проектных рисков. Они классифицируются, выявляются, проводится их оценка, распределение с целью нейтрализации негативных последствий для реализуемого проекта.
В мировой практике среди таких рисков выделяют два типа рисков - элементарные (не включающие в свою структуру других видов рисков, например, риск хищения ценностей, риск сбоя технических средств обеспеченияфинансовых операций) и глобальные общеполитического и экономического характера. Элементарные риски разделяются на технические (риски планирования, геологические, производственные, технологические, управленческие, финансовые и др.). К глобальным относятся политический риск и риск возникновения форс-мажорных обстоятельств[2].
Видно, что это очень узкое место в системе государства оборачивается для частного бизнеса затратами на участие в торгах и тендерах, рисками и задержками [4]. В связи с этим, на передний
план выдвигается первостепенная задача создания квалифицированных и подготовленных кадров по ведению инвестиционных проектов ИГЧП.
Кроме того, необходимо учитывать и необходимость планирования и осуществления мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации. Так, несмотря на рыночные принципы функционирования национальной экономики, сохраняется возможность государственного вмешательства в деятельность хозяйствующих субъектов. Постановлением Правительства Российской Федерации, учитывая значение отраслей национальной экономики в военное время, определяются процентные нормы изъятия техники. Помимо этого, периодически проводятся командно-штабные мобилизационные учения и тренировки, в ходе проведения которых военные комиссариаты, граждане, предназначенные из запаса в аппарат усиления, получают навыки работы по оповещению, сбору и поставке мобилизационных ресурсов в комплектуемые воинские части.
Применение организационно-экономических механизмов ИГЧП связано также и с необходимостью улучшения нормативно-правовой базы, регулирующей инвестиционную деятельность по перспективным и текущим проектам. Здесь роль правительства заключается в том, чтобы обеспечить требуемую политическую стабильность и финансовые условия для стимулирования развития частного бизнеса в целях повышения эффективной и конкурентной среды[5,6].
Для руководства работой частного сектора правительству необходимо наращивать собственную ресурсную базу управленческих кадров в сфере управления финансами и повышать эффективность администрирования, и учиться добиваться от участников и исполнителей выполнения всех условий и договорных обязательств проектов ИГЧП.В обществе давно назрело мнение, что подобные проекты с частным сектором должны вестись в условиях обеспечивающих повышение транспарентности.
Следует выделить организационные мерыгосударственной поддержки инвестиционных проектов ГЧП[7]:
- организации доступа к «дешевым» финансовым ресурсам, в частности, путем субсидирования процентной ставки по кредитам и лизинговым платежам;
- разработка комплексных программ создания и развития индустриальных и промышленных парков, предусматривающих систему мер государственной поддержки и стимулирования;
- решение о поддержке проекта должно опираться на оценки государственных или региональных структур целесообразности инвестиционного проекта.
Стимулирующие меры воздействия на проекты ГЧП:
- предоставление государственных гарантий по кредитам;
- предоставление льгот или временная поддержка исполнителя, реализующего проект, что будет гарантировать их поддержку в реализации, координации и управлении проектами;
- в дополнение к доходам компании, реализующей проект могут предоставляться тарифные субсидии.
Кроме того, следует предусмотреть предоставление таможенных и тарифно-налоговых преференций; снижение налоговой нагрузки на предприятие в части НДС, налога на прибыль, имущество, НДПИ;освобождение от налога на прибыль инвестиций на период реализации проекта; внедрение в практику методики оценки налогового аспекта мотивации экономической деятельности предприятий, учитывающей коэффициент мотивации;совершенствование таможенного законодательства и механизмов его реализации (относительно ввозных пошлин на сырье и оборудование);совершенствование комплекса мер налогового стимулирования (действующего порядка применения НДС, амортизационной премии);разработка
нормативно-правовой базы в сфере создания и развития индустриальных и промышленных парков;предоставление сверхнормативных преференций налогового и таможенного характера в целях стимулирования инновационных процессов и модернизации промышленного производства[10].
Данные направления необходимо предложить Министерству экономического развития России, которое в настоящее время позиционируется в роли «драйвера», ответственного за функционирование ГЧП. В этой связи Министерство экономического развития России должно участвовать в руководстве деятельностью Федерального инвестиционного фонда, в задачи которого должно входить финансирование масштабных не только инфраструктурных проектов, но и проектов с участием промышленных предприятий с государственным участием.
Таким образом, для того чтобы обеспечить необходимый поток реальных инвестиций в российскую экономику необходимо использовать механизм государственно-частного партнерства в реальном секторе национальной экономики. Создание прозрачных и четких правил для реализации ГЧП проектов в промышленном производстве должно стать ведущим элементом государственной инвестиционной политики в отношении формирования благоприятного инвестиционного климата в России.
Литература:
1. Сильвестров С. Партнерство государства и частного сектора// Экономика России: ХХ! век». № 18. 2006.
2. Партнерство государства и частного сектора//Эконо-мика России-XXI век [сайт]. URL: http://www.ruseconomy.ru/ nomer18_200501/ec24.html (дата обращения 16.04.2015).
3. Рекомендации по реализации проектов государственно-частного партнерства в субъектах Российской Федерации. М.: Минэкономразвития России, 2013.
4. Материалы IX Международной научной конференции «Модернизация экономики и глобализация», 2008 г. Правила хорошего тона для ГЧП [сайт]. URL: http://conf.hse.ru/2008/news/1025090. html?prv1 (дата обращения 11.02.2015).
5. Айрапетян М.С. Зарубежный опыт использования государственно-частного партнерства // Аналитическая записка, ГД ФС РФ: http://wbase.duma.gov.ru:8080/law?d&nd(дата обращения 17.05.2015).
6. Абросимов Н.В., Хачатурян А.А., Золотарев В.И. Повышение эффективности системы управления предприятием на основе формирования эффективных коммуникаций // Транспортное дело России. 2011. № 6.
7. Хачатурян А.А. Совершенствование системы коллективной безопасности государств-участников СНГ как фактор укрепления военно-экономической безопасности России // Вестник университета (Государственный университет управления), 2008, Т. 1, № 22.
8. Хачатурян А.А., Николаев А.Е. Структура организационно-экономического механизма управления научно-технологическим развитием оборонной промышленности России // Экономика и предпринимательство, 2013, № 12-3.
9. Хачатурян К.С., Рыжова Ю.И. Тенденции, функции, цели и задачи развития системы управления человеческими ресурсами высокотехнологичных корпораций России // Экономика и предпринимательство, 2013, № 11-2.
10. Хачатурян К.С., Николаев А.Е. Кластерный механизм государственно-частного партнерства в стратегии инновационного развития оборонной промышленности России // Транспортное дело России, 2013, № 6.