Научная статья на тему 'Роль государства в развитии транспортной отрасли РФ в условиях экономического кризиса'

Роль государства в развитии транспортной отрасли РФ в условиях экономического кризиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
235
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / АВТОПРОИЗВОДИТЕЛИ / ТРАНСПОРТНАЯ ОТРАСЛЬ / FOREIGN INVESTMENTS / INDUSTRIAL PRODUCTION / MOTOR-CAR MANUFACTURERS / TRANSPORT BRANCH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Новикова Ю. А.

В статье рассматривается роль государства в развитии транспортной отрасли РФ в условиях экономического кризиса, а также основные проблемы, связанные с привлечением инвестиций в машиностроительную отрасль. Кроме того, автором предлагается статистический материал по продажам автомобилей в России и экспертные прогнозы на ближайшее развитие автомобильного рынка в США, Европе, Азиатском регионе и в России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STATE ROLE IN DEVELOPMENT OF RUSSIAN TRANSPORT BRANCH IN THE CONDITIONS OF THE WORLD ECONOMIC CRISIS

The article contains the state role in development of Russian transport branch in the conditions of the world economic crisis, and also the basic problems connected with attraction of investments into car-building branch is considered. Besides, the author offers the statistical material on sales of cars in Russia and expert forecasts for the nearest development of the automobile market in the USA, Europe, the Asian region and in Russia.

Текст научной работы на тему «Роль государства в развитии транспортной отрасли РФ в условиях экономического кризиса»

РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РАЗВИТИИ ТРАНСПОРТНОЙ ОТРАСЛИ РФ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА

Новикова Ю.А., аспирантка кафедры «Экономическая теория» МГТУ «МАМИ»

В статье рассматривается роль государства в развитии транспортной отрасли РФ в условиях экономического кризиса, а также основные проблемы, связанные с привлечением инвестиций в машиностроительную отрасль. Кроме того, автором предлагается статистический материал по продажам автомобилей в России и экспертные прогнозы на ближайшее развитие автомобильного рынка в США, Европе, Азиатском регионе и в России.

Ключевые слова: иностранные инвестиции, промышленное производство, автопроизводители, транспортная отрасль.

THE STATE ROLE IN DEVELOPMENT OF RUSSIAN TRANSPORT BRANCH IN THE CONDITIONS OF THE WORLD ECONOMIC CRISIS

Novikova U., MGTU «MAMI» «economic theory» chair The post-graduate student

The article contains the state role in development of Russian transport branch in the conditions of the world economic crisis, and also the basic problems connected with attraction of investments into car-building branch is considered. Besides, the author offers the statistical material on sales of cars in Russia and expert forecasts for the nearest development of the automobile market in the USA, Europe, the Asian region and in Russia.

Key words: foreign investments, industrial production, motor-car manufacturers, transport branch.

Для сохранения высоких темпов роста экономики привлечение иностранных инвестиций в экономии Российской Федерации является важным фактором.

В выступлении на расширенном заседании Государственного совета 8 февраля 2008 г. В.В.Путин изложил стратегию развития России до 2020 года, поставив задачу радикального повышения эффективности нашей экономики. Президент призвал к созданию в стране максимально комфортной конкурентной среды, в том числе и для привлечения инвестиций, подчеркнув в первую очередь особую значимость высокотехнологичных отраслей.

Однако, в сложившихся экономических условиях, когда во многих странах мира экономика приходит в упадок это делать становится всё сложнее и сложнее. Россия еще до разразившегося экономического кризиса былане самой привлекательной страной для иностранных инвестиций, сейчас же привлечение инвестиций в любую отрасль, в том числе и в машиностроительную находится под большим вопросом. Если посмотреть суверенный рейтинг России в марте 2008 года, то можно отметить, что по данным международного рейтингового агентства Standard & Poors долгосрочный рейтинг РФ являлся «Позитивным». Как говорилось в пресс-релизе агентства, прогноз «Позитивный» по рейтингам Российской Федерации отражает потенциал повышения рейтингов вследствие политики преемственности, проводимой новым правительством, и большей координации налогово-бюджетной и монетарной политики как составляющей долгосрочной приверженности политике стерилизации и сбережения доходов, полученных вследствие благоприятной конъюнктуры торговли. Однако уже спустя полгода в сентябре 2008 года, долгосрочный рейтинг был пересмотрен в сторону понижения, вследствие разразившегося кризиса на межбанковском рынке. Как отметил кредитный аналитик Standard & Poor’s Фрэнклин Гилл [2]: «Пересмотр прогноза обусловлен растущей неопределенностью по поводу экономической политики, связанной с преодолением кризиса ликвидности на российских финансовых рынках, который углубился ввиду растущих рисков ухудшения условий торговли, поскольку мировая экономика переживает период рецессии». Последний пересмотр рейтинга страны произошел в декабре 2008 года, который также оказался отрицательным. S&P снизило не только долгосрочный рейтинг России, но и краткосрочный на «Негативный» вследствие резкого сокращения международных резервов и инвестиционных потоков. Как утверждают аналитики агентства, способность правительства привлекать капитал по-прежнему ослаблена непредсказуемостью бизнес-среды. Принятие мер, направленных на улучшение законодательных и институциональных основ, с целью привлечения прямых иностранных инвестиций, повышение конкурентоспособности экономики в целом, а также проведение монетарной политики, направленной на сохранение все еще значительных ликвидных активов, могут заложить основания для большей устойчивости платежного баланса к внешним потрясениям и привести к стабилизации суверенного рейтинга Российской Федерации.

Не способствует росту иностранных инвестиций в России и доклад всемирного банка 30 марта 2009 года, согласно которому, ВВП России сократится в те^щем 2009 году на 4,5 процента. Этот показатель существенно хуже результатов, которые ожидаются от мировой и европейской экономики в целом. Причиной беспрецедентного за последние 10 лет спада станет обвал внутреннего спроса, который добавится к уже зафиксированному паде-

нию российского экспорта. В расчет была принята и скорость утечки капитала из страны. Если в 2008 году российская финансовая система потеряла около 130 миллиардов долларов, то в те^щем чистый отток увеличится до 170 миллиардов по предположению ВБ. Капитал продолжит покидать Россию и в 2010-м, правда темпы этого процесса несколько снизятся - до 90-100 миллиардов. Инвестиции в Россию поступать не будут; в то время как отечественным компаниям надо будет отдавать взятые под большие проценты кредиты из-за рубежа. Только банки в 2009 году будут вынуждены вернуть за рубеж 90 миллиардов долларов. В целом прогноз по росту российского ВВП в ближайшие годы оказался у Всемирного банка даже более мрачным, чем предсказания российских властей. Минэкономразвития, к примеру, считает, что спад в 2009 году составит не более 2,2 процента. Российские чиновники (в частности, вице-премьер Игорь Шувалов) даже утверждали, что экономика достигла «дна» и уже к концу года следует ждать возобновления роста. Шувалов не согласился и с прогнозом Всемирного банка, оценив его как «очень пессимистичный сценарий для России». Вице-премьер счел необходимым придерживаться прогноза Минэкономразвития, однако поручил правительственным экспертам «проанализировать» доклад международного финансового институт[6,10].

По данным Росстата объем иностранных инвестиций в экономии России в 2008 году снизился на 14,2% по сравнению с 2007 годом. Больше всего сократился объем портфельных иностранных инвестиций. В транспортную отрасль было привлечено 3 050 млн. $США. Больше всего средств в эту отрасль экономики инвестировала Ирландия, затем Кипр и Германия. Наибольший объем иностранных инвестиций поступил в обрабатывающее производство, оптовую и розничную торговлю и операции с недвижимым имуществом, и это лишний раз свидетельствует о том, что значительная доля реальных инвестиций направляется либо в экспортно-ориентированные отрасли, либо в сверхприбыльные проекты с малыми сроками окупаемости (торговля, телекоммуникации, строительство офисных и частных зданий в крупных городах). Помимо отраслевого перекоса реальных иностранных инвестиций имеется налицо их неравномерное территориальное вложение. Большая их часть направляется в регионы с развитой торговой, транспортной и информационной инфраструктурой и высоким потребительским спросом (Москва и область, Санкт-Петербург, Приморский Край), либо в регионы с высокой плотностью экспортно-ориентированных предприятий топливно-энергетического комплекса (Тюмень, Томск, Омск, Самара, Татарстан). Таким образом, иностранные инвестиции играют роль катализатора на данный момент лишь в нескольких узких секторах производства, ориентированных в первую очередь на зарубежный спрос, как раньше, так и сегод-ня[3].

Промышленное производство в России в январе 2009 года сократилось на 16 процентов в годовом выражении, что стало рекордом с октября 1994 года. Об этом сообщает «Интерфакс» со ссылкой на данные Росстата. В октябре 1994 года промышленное производство обвалилось на 18 процентов. Стоит отметить, что в январе 2009 года показатель промышленного производства упал даже больше, чем в сентябре 1998 года, когда падение составило «всего» 15 процентов. Наиболее заметным падение промышленного производства оказалось в автомобилестроении и машиностроении, где этот показатель упал почти на 80 процентов по сравнению с январем 2008 года.

Если рассматривать количественную статистику по зарегистрированным автомобилям на территории РФ, то по состоянию на начало 2009 года на учете в российском ГИБДД числилось 41 млн. 206,4 тыс. транспортных средств. Это на 2,51 млн. единиц (6,1%) больше, чем было на начало 2008 года. При этом, основной прирост парка достигнут за счет легкового автотранспорта. Об этом свидетельствует свежая статистика ГИБДД, полученная аналитическим агентством «АВТОСТАТ».

Аналитики констатируют, что число легковых автомобилей на просторах России за истекший год выросло на 2,62 млн. шт. (8,2%) и составило 32,02 млн. единиц. Парк грузовых автомобилей увеличился на 3,4% (180,8 тыс. штук) до 5,35 млн. единиц. Парк автобусов за прошедший год вырос на 11,7 тыс. шт. (1,3%) до 894,1 тысяч единиц. А вот количество мототранспорта, который стоит на учете в российском ГИБДД, наоборот снизилось. Сокращение более чем на 10% (298,2 тыс. шт.) привело к уменьшению числа транспортных средств этой категории («А») до 2,94 млн. единиц, констатируют аналитики агентства «АВТОСТАТ»[5].

Но, в целом, начало 2009 года для транспортной отрасли России отличным не назовешь, например, в январе по данным Ассоциации Европейского Бизнеса продажи автомобилей снизились на 33%, по сравнению с тем же периодом 2008 года. Впечатляющие цифры роста сменились отрицательной динамикой. Низкая доступность кредитных ресурсов, возникшая вследствие кризиса, не могла не повлиять на результаты. На данный момент люди предпочитают накапливать средства, нежели тратить их на дорогостоящие покупки, и уж тем более брать дорогостоящие кредиты. Все это вкупе будет плохо влиять на развитие транспортной отрасли. Аналитики разных агентств дают прогнозы по продажам автомобилей в 2009 году 1-1,9 млн. шт. По мнению директора аналитического агентства «АВТОСТАТ» Сергея Цели-кова, после того, как дешевые автомобили будут распроданы и на рынке останутся только модели 2009 года, объемы их реализации в отношении к прошлому году снизятся в 2-3 раза - до 70-90 тыс. в месяц, против 200-210 тыс. шт., которые продавались с апреля по июль 2008 года. Ужесточение таможенного режима для ввозимых в страну иномарок, введенный правительством РФ также напрямую повлияло на стоимость продаж автомобилей в стране, в среднем цены на авто в салонах к весне по прогнозам экспертов повысятся на 30-40%[5].

Если рассматривать мировой рынок автомобилестроения, то по прогнозам американского исследовательского агентства R. L. Polk & Co, продажи новых легковых автомобилей в мире упадут в 2009 году на 13% - до 56,8 млн. единиц. Как пишет Auto-Dealer.Ru, эксперты прогнозируют, что автомобильный рынок США в нынешнем году продолжит падение: если в 2008м спад продаж составил 17%, то по итогам 2009 года в стране будет продано еще на 19% меньше машин - всего 10,7 млн. штук. Специалисты Polk считают, что рынок Западной Европы меньше пострадает от кризиса и снизится на 12% [9].

А лучше всего, по мнению экспертов, переживет мировую рецессию Азиатский регион (за исключением Японии), где продажи снизятся всего на 6,8% - до 12,4 млн. автомобилей. Японские концерны тоже откладывают запуск инвестиционных программ. Например, в связи с увеличением убытков и 30-процентным сокращением инвестиционной программы на II полугодие 2008-2009 финансового года компания Mitsubishi Motors перенесет на несколько месяцев начало выпуска своих внедорожников на заводе в России. Об этом сообщает Autonews со ссылкой на слова президента Mitsubishi Motors Осаму Масуко.

Хотя еще в в июне 2008 года в Калуге прошла церемония закладки камня совместного российского завода Mitsubishi Motors и концерна PSA. В строительство предприятия мощностью 160 тысяч автомобилей в год партнеры планировали вложить 470 млн. евро, а начало производства было запланировано на 2011 год.

Среди одних из мер правительства по поддержанию отрасли в период экономического кризисаэто предоставление из федерального бюджета 2 млрд. рублей на субсидирование банкам процентных ставок по кредитам российским гражданами на приобретение российских автомобилей. Как сообщил в феврале премьер-министр РФ Владимир Путин в ходе заседания президиума правительства РФ. Этих денег, по первым прикидкам, должно хватить примерно на 150 тысяч автомобилей.

23 февраля 2009 года Министерство промышленности и торговли РФ опубликовало список автомобилей, покупатели которых смогут получить льготные кредиты в рамках объявленной программы, а также перечень отечественных моделей, которые будут приобретаться в рамках государственных закупок. И в том и в другом случае в списках оказалось по несколько иномарок, собираемых на территории России: Fiat Albea - 349 тыс.руб., Ford Focus - 389 тыс.руб., Kia Spectra - 340 тыс.руб., Renault Logan - 277 тыс.руб., Skoda Fabia - 349 тыс.руб. Однако, как считают некоторые эксперты, из-за того, что в списке Минпромторга оказались машины дороже 350 тысяч рублей, льготные деньги закончатся гораздо быстрее - их хватит на покупку 50-

60 тысяч машин, что составляет лишь 50 процентов ежемесячных продаж новых автомобилей в России. Для сравнения, в Германии существует программа премирования покупателей, которые получают 2500 евро за то, что поменяли свою старую машину на новую, рассчитана на то, чтобы помочь примерно 600 тысячам немцев. А это четверть от годовых продаж автомобилей в этой стране.

Дать реальную оценку тому, как повлияют вводимые меры можно только после того как программа заработает. Но, безусловно, баланс между продажами иномарок и отечественных автомобилей может сильно поменяться в сторону последних, хотя в текущей ситуации забота об отечественных автопроизводителях и о компаниях, инвестировавших в производство автомобилей на территории РФ вполне оправданный шаг.

Если рассматривать уже имеющеюся статистику, то по информации Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса в России (АЕБ), в первом квартале размеры российского авторынка уменьшились на 40 процентов. В приведенной таблице видно, что по итогам провального первого квартала восемь компаний остались «в плюсе». Марка Volkswagen по сравнению с прошлым годом увеличила свои продажи на 46 процентов, Skoda - на восемь, Peugeot - на 19 процентов. А в лидерах оказались марки Infiniti (+70 процентов), Cadillac (+53 процента) и Hummer (+62 процента), на которые сейчас действуют внушительные скидки. Кроме того, марке Ford затри месяца удалось увеличить свою долю на рынке на1,3 процента - до 7,7 процента. Компания Mitsubishi Motors, которая в прошлом году была одним из лидеров российского рынка, в 2009 году никак не может подстроиться под изменившийся рынок: продажи автомобилей этой марки по итогам первого квартала упали в три с половиной раза, а в марте - на 82 процента

Если же сравнивать показатели продаж в феврале и марте, то положительную динамику продемонстрировала лишь половина участников рейтинга и сами темпы роста по сравнению с февралем существенно замедлились: до 15-20 процентов против 30-40 процентов месяцем ранее.

С каждым месяцем прогнозы аналитиков о перспективах российского автомобильного рынка становятся все мрачнее. По оценке вице-председателя Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса в России (АЕБ) Мартина Яна, в 2009 году продажи автомобилей на отечественном рынке не превысят 1,7 миллиона автомобилей. А президент и управляющий директор компании Ford в России Найджел Брэкенбери (Nigel Brackenbury) в среду, комментируя статистику продаж за первый квартал, сделал еще более пессимистичный прогноз - 1,5-1,6 миллиона машин, что означает практически двукратное сокращение рынка [1].

Причем все эксперты сходятся во мнении, что если столь сильный спад продолжится и втором квартале 2009 года, то и озвученные ими цифры могут вновь уменьшиться - до 1,3 миллиона автомобилей. Для сравнения, в Китае почти столько же машин сейчас продается каждый месяц.

В таких условиях привлечение инвестиций в транспортную отрасль является практически нереальной задачей и государству необходимо предпринимать меры, что оно и пытается сделать. По сообщению газеты «Коммерсант» Волжский автозавод планирует получить от Сбербанка, ВТБ и Газпромбанка кредиты на развитие собственных инвестиционных проектов на общую сумму в 90 миллиардов рублей. Как заявил 30 марта 2009 года президент «АвтоВАЗа» Борис Алешин, меморандумы о намерениях с этими банками планируется подписать в самое ближайшее время. Помимо денег на реализацию инвестиционных проектов, в понедельник «АвтоВАЗ» получил от премьер-министра РФ Владимира Путина обещание выделить заводу краткосрочный займ в размере восьми миллиардов рублей на погашение первоочередных долгов предприятия, а к 10 мая правительство подготовит все необходимые документы на предоставление «АвтоВАЗу» еще 25 миллиардов рублей. Эти деньги планируется выделить госкорпорации «Ростехнологии», владеющей частью акций автозавода, которая затем передаст их «АвтоВАЗу» в качестве долгосрочной ссуды. Вскоре после заявления государства о поддержке, в «АвтоВаз» в качестве исполнительного вице-президента от «Ростехнологий» был поставлен Игорь Комаров, которому было доверено контролировать финансовые дела «АвтоВАЗа» в результате чего на совете директоров было принято решение уволить девять из 27 вице-президентов. Такие шаги предпринимаются в рамках программы по сокращению доходной части топ-менеджеров, принятой на совете директоров пишет «Коммерсант» со ссылкой на директора госкорпорации «Ростехнологии» Сергея Чемезова[10]. В текущей ситуации, когда банковское кредитование практически встало, привлечь деньги из-за рубежа по приемлемым ставкам не получается, доллар постоянно растет, правительство старается поддерживать крупнейшие стратегические отрасли, в том числе и транспортную для поддержания стабильности в стране. Как отмечает Мартин ЯН, Вице-председатель Комитета Автопроизводителей АЕБ,: «Снижение показателей российского автомобильного рынка постепенно стабилизируется, и мы, как Комитет Автопроизводителей, считаем финансирование ключевым фактором для даль-

Таблица 1. Продажи новых автомобилей в России за первый квартал 2009 года (по данным АЕБ)

Марки янв.-март 09 янв.-март 08 % мар.09 мар.08 % фев.09 март/февр. 09

Lada 88 720 144 777 -39% ЗО 266 51 956 -42% 29344 3%

Chevrolet ЗО 268 58 498 -48% 9387 22 990 -59% 10870 -14%

Ford 29 956 41 499 -28% 11 507 17 804 -35% 10497 10%

Nissan 22 927 37 253 -38% 9312 15 588 -40% 7364 26%

Hyundai 21 391 44 054 -51% 6252 14 613 -57% 7669 -18%

Toyota 19 356 35 825 -46% 5507 13 809 -60% 6522 -16%

Renault 15011 24 303 -38% 6293 10117 -38% 5465 15%

Kia 13710 21 101 -35% 5399 7863 -31% 4676 15%

Mazda 13176 17 094 -23% 4768 7629 -38% 4927 -3%

ГАЗ 12 087 32 298 -63% 5172 11 970 -57% 3607 43%

Opel 11 945 23 479 -49% 3890 10 376 -63% 4244 -8%

Daewoo 11 692 23941 -51% 5764 9088 -37% 4011 44%

Volkswagen 10 935 7507 46% 4066 2822 44% 3987 2%

Peugeot 9981 8403 19% 2864 3544 -19% 3746 -24%

Skoda 9826 9082 8% 3220 3747 -14% 3819 -16%

Honda 9218 15 445 -40% 1850 6090 -70% 3708 -50%

Mitsubishi 6042 21296 -72% 1689 9246 -82% 2079 -19%

УАЗ 5720 12019 -52% 2071 4919 -58% 1823 14%

Suzuki 4407 9890 -55% 1301 4578 -72% 1812 -28%

BMW 4011 4009 0% 1607 1879 -14% 1503 7%

FIAT 3915 4515 -13% 1310 2079 -37% 1370 -4%

Audi 3302 3880 -15% 1501 1718 -13% 1288 17%

Citroen 3194 2000 60% 1026 911 13% 1220 -16%

Land Rover 3031 4612 -34% 1415 1823 -22% 847 67%

Subaru 2990 4296 -30% 650 1808 -64% 1272 -49%

Volvo 2741 4238 -35% 1089 2554 -57% 945 15%

Mercedes-Benz 2360 3388 -30% 803 1846 -57% 915 -12%

ИЖ (вкл. ВАЗ 2104) 2166 5628 -62% 770 2198 -65% 662 16%

SsangYong 2063 3000 -31% 694 1195 -42% 708 -2%

Infiniti 1877 1102 70% 614 395 55% 686 -10%

Lexus 1460 2705 -46% 287 1104 -74% 430 -33%

Volkswagen ком. автомобили 1406 1754 -20% 626 780 -20% 450 39%

Chery 957 5361 -82% 304 1907 -84% 363 -16%

Geely 915 360 281 28%

Great Wall 833 2607 -68% 268 879 -70% 340 -21%

Lifan 618 662 -7% 178 285 -38% 205 -13%

BYD 606 920 -34% 191 437 -56% 159 20%

Cadillac 472 308 53% 265 175 51% 154 72%

Mercedes-Benz ком. автомобили 435 730 -40% 136 387 -65% 228 -40%

Jaguar 366 285 28% 161 189 -15% 120 34%

Hummer 309 191 62% 153 81 89% 108 42%

Porsche 299 390 -23% 105 192 -45% 123 -15%

SEAT 292 232 26% 112 151 -26% 97 15%

Dodge 186 938 -80% 47 420 -89% 36 31%

Mini 173 202 -14% 77 110 -30% 60 28%

Jeep 161 795 -80% 22 431 -95% 51 -57%

IKCO 108 681 -84% 23 176 -87% 55 -58%

SAAB 100 249 -60% 42 118 -64% 26 62%

Chrysler 70 406 -83% 19 219 -91% 21 -10%

Alfa Romeo 37 74 -50% 10 28 -64% 15 -33%

Isuzu 22 3 4 -25%

Всего 387 843 647 922 -40% 135446 255224 -47% 134912 0,40%

нейшего развития и поддержания продаж»[1] с чем невозможно пе согласится.

Итак, шаги предпринятые государством РФ для поддержания автомобильной отрасли в первой половине 2009 года в условиях продолжающегося экономического кризиса можно свести к следующим:

1. Поддержка банковского сектора - выделение средств банкам для льготного кредитования в автомобильной отрасли

2. Выделение денег крупнейшему российскому автопроизводителю «АвтоВазу» для развития собственных инвестиционных проектов

На данный момент согласно статистике всего 3% автомобилей продано по программе льготного кредитования (данные РИА НОВОСТИ 1 канал), что является свидетельством того, что программа па данный момент работа-етнев полной мере и требует качественной доработки. Государственная поддержка одного из крупнейших российских производителей автомобилей является необходимой мерой в текущих экономических условиях, однако результаты можно будет оценивать спустя некоторое время.

Литература:

1. Association of European Businesses in the Russian Federation

«Sales of cars and light commercial vehicles in Russia in february 2009», «sales of cars and light commercial vehicles in Russia in april 2009», «sales of cars and light commercial vehicles in Russia in q1 2009», www.aebrus.ru

2. Standard&Poors, «Суверенный кредитный рейтинг Российской Федерации» www.standardandpoors.ru, данные от 11.03. 2008 и от 28.12.2008

3. Rambler Media Group издание «Lenta.ru», www.lenta.ru

4. Аналитическое агентство «АВТОСТАТ», www.autostat.ru

5. Всемирный Банк «Доклад об экономике России» от 30 марта 2009 года www.worldbank.org.ru

6. Министерство промышленной торговли Российской Федерации «Программа льготного автокредитования», www.minprom.gov.ru

7. В.В. Мыльник. Инвестиционный менеджмент. Учебное пособие для Вузов.4-е издание.- М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга,2005

8. Президент России, официальный сайт wwwkremlin.ru, выступление на расширенном заседании Государственного Совета «О стратегии развития России до 2020 года»

9. Федеральная служба государственной статистики, www.gks.ru

10. www.Auto-Dealer.Ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.