Научная статья на тему 'РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РАЗВИТИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ОТРАСЛЕВОЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ'

РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РАЗВИТИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ОТРАСЛЕВОЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
36
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ОТРАСЛЕВАЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ИННОВАЦИОННОЕ ПРОИЗВОДСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рубан Владимир Алексеевич, Булгатова Юлия Сергеевна

По мнению авторов, в последние годы в стране меняется территориально-отраслевая социально-экономическая система (ТОСЭС) в сторону реформирования промышленной и других отраслей, поддержки, создания и расширения производств, нацеленных на конкурентоспособность и инновации. Для развития экономики необходимы инвестиции, которые направляются на поддержку и создание предприятий, нацеленных на экономический рост. Выявление ключевых отраслей инвестирования в точки роста и создание условий для сопровождающих инвестиций в остальные отрасли обеспечивают закрепление тенденции роста экономики. В статье рассмотрены и предложены рекомендации по разработке методов и механизмов государственной поддержки в целях повышения эффективности управления развитием территориально-отраслевой социально-экономической системы региона и возможному их использованию органами исполнительной власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Рубан Владимир Алексеевич, Булгатова Юлия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF THE STATE IN THE DEVELOPMENT OF THE TERRITORIAL-SECTORAL ECONOMIC AND SOCIAL SYSTEM

We are of the opinion that in recent years, territorial-sectoral economic and social systems in our country has been changing in the direction of reforming the industrial and other sectors of economic activity, supporting, creating and expanding industries aimed at competitiveness and innovation. For the development of the economy, there is a need of investments for enterprises targeted at economic growth. The identification of key sectors of investment in growth areas and the creation of conditions for accompanying investments in other sectors ensure the consolidation of the economic growth trend. The article offers recommendations for the development of methods and mechanisms for state support in order to improve the efficiency of managing the development of territorial-sectoral economic and social systems in the region and their possible use by executive authorities.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РАЗВИТИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ОТРАСЛЕВОЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ»

Научная статья УДК 332.112

DOI 10.18101/2304-4446-2022-2-81-89

РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РАЗВИТИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ОТРАСЛЕВОЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

© Рубан Владимир Алексеевич

доктор экономических наук, профессор, Сибирский государственный университет путей сообщения Россия, 630049, г. Новосибирск, ул. Дуси Ковальчук, 191 vlalru@mail.ru

© Булгатова Юлия Сергеевна

кандидат философских наук, доцент,

Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а feu2001@mail.ru

Аннотация. По мнению авторов, в последние годы в стране меняется территориально-отраслевая социально-экономическая система (ТОСЭС) в сторону реформирования промышленной и других отраслей, поддержки, создания и расширения производств, нацеленных на конкурентоспособность и инновации. Для развития экономики необходимы инвестиции, которые направляются на поддержку и создание предприятий, нацеленных на экономический рост. Выявление ключевых отраслей инвестирования в точки роста и создание условий для сопровождающих инвестиций в остальные отрасли обеспечивают закрепление тенденции роста экономики. В статье рассмотрены и предложены рекомендации по разработке методов и механизмов государственной поддержки в целях повышения эффективности управления развитием территориально-отраслевой социально-экономической системы региона и возможному их использованию органами исполнительной власти.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, инвестиционная привлекательность, территориально-отраслевая социально-экономическая система, инновационное производство.

Для цитирования

Рубан В. А., Булгатова Ю. С. Роль государства в развитии территориально-отраслевой социально-экономической системы // Вестник Бурятского государственного университета. Экономика и менеджмент. 2022. № 2. С. 81-89.

Для развития экономики и политики страны необходимо создание следующих условий: 1) инфляция должна быть на низком уровне; 2) торгово-экономические отношения с участниками из других стран развиваться благоприятно; 3) ставка по кредитам лавировать в интересах всех участников.

Улучшение качества жизни людей и уровня развития экономики и общества возможно за счет роста инвестиций. Для этого необходимы капиталовложения в территориально-отраслевую социально-экономическую систему (ТОСЭС).

Во-первых, это вложение и развитие таких проектов, которые направлены на стабилизацию экономики и создание баз данных для экономического роста. Во-

вторых, в последние годы происходит реинжиниринг промышленных предприятий и других организаций в различных отраслях ТОСЭС. В-третьих, оказывается всесторонняя поддержка конкурентоспособных и инновационных производств, что способствует их развитию. В-четвертых, инвестиционные проекты реализо-вываются в политике импортозамещения той качественной продукции, которую предприятия способны выпускать и такие предприятия могут стать флагманами нашей экономики.

Другим ключевым приоритетом инвестирования является придание экономическому росту устойчивой долгосрочной динамики, выявление ключевых отраслей первого эшелона инвестирования в точки роста и сопровождение инвестиционных проектов в остальных отраслях, обеспечивающих постоянные тенденции экономического роста.

Эти задачи можно решить путем изменения следующих параметров:

- прогнозирование бюджета;

- реформирование отрасли жилищно-коммунального хозяйства для повышения эффективной работы;

- поиск новых инвесторов с льготным привлечением, повышение качества предоставляемых услуг и увеличение их стоимости;

- поиск денежных средств, направленных на реализацию целевых задач.

Следующие задачи, решаемые в ТОСЭС, направлены на обеспечение экономического развития:

- изменение структуры территориально-отраслевой социально-экономической системы для производства товаров, способных конкурировать на рынке наряду с инновационными товарами и технологиями с импортными товарами за счет поддержки местных производителей товаров и услуг;

- оказание помощи органов государственной власти РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления малому и среднему бизнесу, реализация мер по увеличению и поддержке местных товаропроизводителей, которые страдают в условиях санкций;

- выявление хозяйствующих субъектов и видов экономической деятельности — полюсов экономического роста лидеров, позволяющих обеспечить эффективное использование инвестиций и формирование мультипликативного эффекта;

- применение и стимулирование ресурсосберегающих технологий на производстве, в муниципальной экономике и экономике в целом;

- рост капиталовложений в ТОСЭС, улучшение экономических, финансовых и социально-политических условий в регионе, основание институтов для реализации инвестиционной политики ТОСЭС;

- создание и налаживание местных, межрегиональных и международных связей в интересах развития ТОСЭС.

Также важнейшими проблемами, которые необходимо решать в первую очередь являются различные качественные и легкодоступные социальные услуги; грамотное распределение бюджетных средств для поддержки малообеспеченных, многодетных семей и семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья; оказание различных видов качественных социальных услуг общественными организациям, политическими партиями, меценатами и волонтерами; решение задач по запросам населения в сфере социальной инфраструктуры

и отраслей социальной сферы ТОСЭС; развитие экологического воспитания для оздоровления и формирования имиджа территориально-отраслевой социально-экономической системы; обеспечение культурной, информационной, правовой и национальной безопасности общества.

При разработке целевых индикаторов роста и прогнозировании социально-экономического развития ТОСЭС нужно учитывать и предусматривать положительные векторы развития, а также анализ путей развития экономики данной системы.

Республика Бурятия является одним из лидеров по наличию уникальных природных ресурсов, качественного человеческого капитала и выгодному географическому положению. И поэтому она может стать лакомым кусочком для инвесторов разного уровня, не только тех, кто интересуется добычей и переработкой природных ресурсов, но и желающих развивать сферы услуг, образования, здравоохранения.

Такие инструменты финансовой политики, как ипотечное кредитование, лизинг, а также развитие и поддержка инновационных высокотехнологичных, энергосберегающих, здоровьесберегающих технологий в сфере промышленности, энергетики, образования, здравоохранения должны правильно разрабатываться в виде четких механизмов реализации и стимулироваться государством. Для решения этих задач предлагается произвести подбор и отбор действующих предприятий и организаций, способных конкурировать на рынке для составления реестра объектов инвестирования. Затем данным организациям предоставить требования и условия, необходимые для получения кредитных средств и определить алгоритм для инвесторов.

Четкие механизмы реализации инвестиционной политики для всех участников рынка необходимы, и их разработка является первостепенной задачей государства. В Республике Бурятия наблюдается неблагоприятная финансовая ситуация для привлечения инвесторов из-за отсутствия предприятий, являющиеся высоколиквидными. Предприятия и организации должны стремиться ликвидировать задолженности по кредитным обязательствам, налоговым выплатам, заработной плате для привлечения потенциальных инвесторов. Улучшение благоприятного инвестиционного климата организации приведет к развитию благосостояния Республики Бурятия.

Если определить направление первоочередных капиталовложений, то можно увеличить число потенциальных инвесторов благодаря разработке четких требований к отраслям, которые могут определить вектор развития экономики Республики Бурятия.

Из тех проектов, которые имеются на данный момент, многие предприятия предполагают развивать те, какие они в силах выполнить, а не те, какие необходимы республике. В итоге в республике наблюдается отсутствие потребительского баланса: доля продукции, которая ввозится в Республику Бурятия, превышает долю, которая вывозится, что является одним из оснований существенного недопоступления средств в республиканский бюджет и приводит к оттоку капитала из региона.

Значительные капиталовложения в инвестиционные проекты возможны только после обозначения приоритетных направлений. Создание реестра, возможно, по мнению авторов, на основе проектов:

1) направленных на замещение продукции из других регионов РФ;

2) нацеленных на производство продукции из местного сырья;

3) являющихся социально значимыми.

Отбираться должны именно те проекты, которые окажут максимальное влияние на объемы ВРП, увеличат объемы производства местной продукции, услуг с национальным колоритом, будут развивать организации, повышающие имидж республики, соблюдая здоровую экологическую обстановку.

ТОСЭС как территориальная подсистема должна одновременно и согласованно развивать все подсистемы. Поскольку ТОСЭС создает условия для удовлетворения совокупных потребностей населения и других субъектов, территориальные различия касаются не состава, а масштабов и пространственной сосредоточенности на территории субъектов, роста добавленной стоимости, определения отраслей, приоритеты которых соответствуют перспективам развития региона и инфраструктуры ТОСЭС.

Только новая экономическая идеология территориально-отраслевой социально-экономической системы региона может помочь реализовать стратегии ускоренного инновационного развития. Рассчитывать на государственную поддержку бизнеса могут крупные предприятия и собственник, способный правильно принимать решения. Традиционно в промышленности и других секторах экономики выделяется крупный, средний и малый бизнес.

Основным условием эффективной деятельности партнерства в бизнесе признается создание системы государственной поддержки. Существующие меры государственной поддержки партнерства в бизнесе, необходимые для результативной работы, соответствуют сегодняшнему пониманию управления экономикой в России в целом и в большинстве ее регионов в частности. Экономическая политика и экономическая стратегия являются основой системы поддержки и исходят из центра.

Крупные предприниматели зарекомендовали себя как ответственные исполнители кредитных обязательств, как профессионалы в своем деле, как новаторы в различных областях экономики и поэтому они имеют право на различные льготы и преференции со стороны государства, но при этом они также нуждаются в государственной поддержке для развития устойчивой экономики региона. Особая поддержка хорошо зарекомендованных предприятий и организаций доказывает их необходимость и требует отдельных подходов для решения проблем на достойном уровне.

Еще большей поддержки и внимания требует малый бизнес, т. к. зачастую в нем не хватает ни кадровых, ни финансовых, ни материальных ресурсов. Механизмы реализации государственной поддержки малого бизнеса требуют более подробной, открытой, понятной проработанности и учитывать все нюансы. Система господдержки малого бизнеса должна работать в виде партнерства и активно помогать на начальных этапах развития.

За рубежом развитие малого и среднего бизнеса более реально, т.к. упрощена система регистрации, есть возможность получить помощь в разработке и развитии предпринимательской идеи, также существуют консультанты в сфере налогообложения, кадрового консалтинга и инжиниринга, но финансовая поддержка партнерства минимальна. В России в последнее время также стали развиваться центры предпринимательства «Мой Бизнес», которые оказывают услуги по всем

мерам поддержки — от развития и направления предпринимательской идеи, написания бизнес-плана до субсидирования бизнеса и получения денежных средств.

На данный момент такие меры обязательны, но недостаточны, т. к. развитие научно-технического прогресса заставляет постоянно пересматривать приоритеты ключевых отраслей экономики региона. В настоящее время условия диктуют развитие информационных технологий и связанные с ними инновации в бизнесе.

Для организации государственной помощи развитию любого бизнеса необходимо разработать критерии и параметры предоставления поддержки партнерства, можно создать систему прохождения конкурса инвестиционных проектов и бизнес-планов, где составляющими этой системы будут являться следующие подсистемы:

- система центров поддержки предпринимательства;

- претенденты и создатели предпринимательских идей и бизнес-планов, потенциальные инвесторы;

- получатели и потребители услуг и товаров различной направленности.

Конкурс проводится с целью отбора проектов по созданию бизнеса, направленного на улучшение благосостояния не только предпринимателя, но и региона. Лучшими могут считаться те проекты, которые будут экономически грамотные, полезные обществу и региону, социально значимые, а также с предоставлением большого количества рабочих мест и стабильным заработком.

Одним из инструментов механизма реализации господдержки является, например, создание базы данных для сбора прогнозов, анализа и системы обратной связи для участников проекта.

Органы государственной и региональной власти, органы местного самоуправления должны выступать как инициаторы и разработчики таких центров, ведения и хранения баз данных прогнозов и анализа для развития малого, среднего и крупного бизнеса в регионе в частности и в стране в целом. Для этого должен быть создан реестр инвестирования, т. е. определены отрасли, являющиеся ключевыми для Республики Бурятия, организованы ярмарки инвестиционных проектов, базы практик для учащихся вузов и ссузов, стажировки и обучение населения финансовой грамотности и ведению бизнеса.

В каждой программе социально-экономического развития (СЭР) территории прописаны оценки уровня партнерских связей по тем отраслям экономики, которые будут являться приоритетными. Действующая программа СЭР состоит из предпочтений и мер реализации, которые будут представлены к исполнению в первую очередь, и из критериев, которые являются второстепенными для развития территории.

База данных прогнозов и анализа, а также система обратной связи призвана дать возможность и время разработать определенный план действий по изменению социально-экономической системы. Если успеть его создать и определить вектор влияния бизнеса на формирование и удовлетворение запросов населения с помощью инноваций, то экономика будет благоприятствовать привлечению инвестиций, а следовательно, повышению уровня качества жизни в регионе.

Основная часть ТОСЭС — продукты жизнедеятельности — как базовая часть запросов с позиции развития и функционирования экономики должна быть обеспечена на длительное время. В такие отрасли необходимы вливания для поддер-

жания качества продукции и удешевления жизненно необходимых продуктов путем внедрения новых технологий, расширения и реинжиниринга предприятий.

Непрерывное внимание и требует вариативная часть ТОСЭС, она важна ничуть не меньше базовой части. В первую очередь это ответ на стремительное развитие информационных технологий, в связи с этим идет развитие инновационного бизнеса, изменение поведения человека и появление новых сфер бизнеса.

Органы государственной и муниципальной власти, а также бизнес-сообщество должны рассмотреть и определить все условия, требования, механизмы реализации господдержки бизнеса средних и крупных предпринимателей, нацеленных на развитие инноваций и новых технологий.

В основу государственной поддержки развития ТОСЭС должны, по мнению авторов, быть заложены следующие принципы.

1. Предоставление различных услуг. Услуги делятся на социальные и экономические, которые гарантированы для любого потребителя в любой части территории; и на вариативные, которые дифференцированы исходя из планово-рыночных возможностей субъектов ТОСЭС.

2. Солидарное финансирование с распределением обязательств. Для распределения средств, которые были получены в виде различных налогов с населения и бизнеса, необходимо разработать систему требований, обязательных к выполнению путем не только выдачи субъектам по уровням, а с осуществлением непрерывного контроля.

3. Управление качеством услуг и планирование процессов. Качество услуг должно быть прописано в нормативных документах и локально-нормативных актах, разработанных в системе ТОСЭС и утвержденных государством. Оформление понятий качества услуги будет полным при условии определения стандарта качества, задаваемого потребителем.

4. Включение потребителя в процесс на равноправных условиях. Существующая система государственно-частного партнерства давно устарела и должна быть построена на взаимовыгодных условиях, на примере стимулирования потребителя, повышения ответственности производителя, осуществления контроля как со стороны производителя и потребителя, так и государства. Если в партнерстве нарушаются права одной из участников процесса, то вряд ли можно говорить об инновациях или инвестиционной политике.

5. Создание системы регулирования рынка услуг. Предоставляемые ТОСЭС услуги должны отвечать требованиям доступности, достаточности, обеспеченности, качественности и эффективности. И это необходимо рассматривать с точки зрения удовлетворения интересов всех субъектов экономики.

Введение системы индикативного управления, на наш взгляд, требует последовательной связи между уровнями (субъектами) управления и индикаторами в них (рис. 1).

Рис. 1. Последовательность индикативного планирования

Последовательная связь индикаторов между уровнями управления предполагает наличие схожих и однородных признаков. При этом индикаторы нижнего уровня управления являются составными частями индикаторов высшего уровня и должны проявляться как копии друг друга или каким-то более сложным образом. В таком случае логично, что индикаторы, обозначенные в деятельности отрасли, должны проходить по всем уровням в сторону увеличения признаков.

Участники индикативного планирования на данный момент решают задачи несогласованно, что приводит к тому, что каждый заинтересован только в достижении собственных целей, иногда в ущерб самой системе. Система индикаторов разработана с нарушением логической цепочки, с повторением каких-либо параметров, без учета важных составляющих и бессистемно.

Проблема местного и отраслевого управления определена давно, даже если и сложна и трудна в решении, но эта цель достижима. Для этого необходимо разработать систему индикаторов, включающую в себя отраслевые, территориальные, социальные нормативы, а также определить критерии и нормы ответственности за выполнение этих индикаторов всеми участниками индикативного планирования, что является важным моментом в координации систем индикаторов.

Роль государства в индикативном планировании сводится, по мнению авторов, к соблюдению следующих моментов:

- индикаторы развития отрасли или макроэкономические индикаторы должны быть определены ролью отрасли в регулировании экономических процессов;

- отраслевые индикаторы развития должны быть достигнуты согласно программам развития отрасли.

Таким образом, государственное регулирование должно усиливать свое влияние на государственно-частное партнерство. Грамотно и правильно разработанные и оформленные договоры между партнерами в системе государственно-частного партнерства приводит к взаимовыгодному сотрудничеству всех участников в реализации социально значимых, инфраструктурных, инвестиционных, национальных проектов и программ.

Инфраструктурный комплекс Республики Бурятия давно устарел и требует пересмотра всех стандартов, целей и требований к объектам. Для модернизации и реинжиниринга стратегических важных отраслей экономики республики и повышения качества объектов инфраструктуры необходима реализация следующих мер обновления:

- постройка качественных инфраструктурных объектов;

- амортизация основных средств;

- поиск достаточных ресурсов на обновление.

Создание объектов инфраструктуры через использование механизмов государственно-частного партнерства приведет к успешной работе органов государственной и муниципальной власти и бизнес-сообщества.

В системе государственно-частного партнерства популярны инвестиционные проекты в таких отраслях экономики, как транспорт, энергетика, транспортная инфраструктура.

В заключение отметим, что в данном направлении требуется эффективное решение таких задач, как повышение привлекательности приоритетных секторов экономики для бизнесменов посредством улучшения инвестиционного климата в

конкретных отраслях и территориях, развитие и применение новых форм государственно-частного партнерства.

В связи с этим целесообразно применение различных механизмов государственно-частного партнерства, применяемых в России, для дальнейшего развития которых должна быть сформирована необходимая нормативно-правовая база в сфере государственно-частного партнерства, а также создана структура управления данными процессами.

Литература

1. Михеева А. С., Атанов Н. И. Методологические подходы и практическая импле-ментация формирования экологических затрат в условиях особого режима природопользования // Вестник Бурятского государственного университета. Экономика и менеджмент. 2019. № 3. С. 56-61. Текст: непосредственный.

2. Потаев В. С., Цыренов Б. Д., Хошхоева Е. Г. О факторах, влияющих на развитие социальной инфраструктуры сельских территорий // Вестник Бурятского государственного университета. Экономика и менеджмент. 2015. №1. С. 29-35. Текст: непосредственный.

3. Рубан В. А., Литвиненко М. О. Развитие системы оценки эффективности государственного управления в Российской Федерации // Вестник Бурятского государственного университета. Экономика и менеджмент. 2018. Вып. 3. С. 61-66. Текст: непосредственный.

4. Рубан В. А. Процедура программно-проектного формирования стратегических партнерств // Вестник ВСГУТУ. 2013. № 3(42). С. 99-104. Текст: непосредственный.

5. Территориально-отраслевая социально-экономическая система региона: монография / А. А. Алакиди, Л. П. Андрианова, В. А. Рубан [и др.]. Петрозаводск: Новая наука, 2022. 308 с. Текст: непосредственный.

6. Рубан В. А. Управление привлекательностью региона на основе стратегического партнерства: монография. Санкт-Петербург: Изд-во СПбУУЭ, 2012. 252 с. Текст: непосредственный.

7. Беломестнов В. Г., Багинова В. М., Рубан В. А. Управление развитием социальной инфраструктуры региона: монография. Улан-Удэ: Изд-во ВСГУТУ, 2011. 140 с. Текст: непосредственный.

8. Рубан В. А., Метелева М. А. Механизмы управления государственно-частным партнерством в инвестиционной политике формирования инфраструктуры региона: пути оптимизации и развития // Вестник ВСГУТУ. 2017. № 1(64) С. 117-124. Текст: непосредственный.

9. Рубан В. А., Цыренов Д. Д. Управление развитием территориально-отраслевой социально-экономической системы (региональный аспект): монография. Улан-Удэ, 2015. 274 с. Текст: непосредственный.

10. Слепнева Л. Р., Цыренов Д. Д. Совершенствование организационно-хозяйственной инфраструктуры в сельском хозяйстве региона // Вестник Бурятского государственного университета. 2012. № 4. С. 33-37. Текст: непосредственный.

Статья поступила в редакцию 24.01.2022; одобрена после рецензирования 29.04.2022; принята к публикации 04.05.2022

ROLE OF THE STATE IN THE DEVELOPMENT OF THE TERRITORIAL-SECTORAL ECONOMIC AND SOCIAL SYSTEM

Vladimir A. Ruban Dr. Sci. (Econ.), Prof.,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Siberian State University of Communications,

191 Dusi Kovalchuk St., Novosibirsk 630049, Russia

vlalru@mail.ru

Yulia S. Bulgatova

Cand. Sci. (Philos.), A/Prof.,

Dorzhi Banzarov Buryat State University

24a Smolina St., Ulan-Ude 670000, Russia

feu2001@mail.ru

Abstract. We are of the opinion that in recent years, territorial-sectoral economic and social systems in our country has been changing in the direction of reforming the industrial and other sectors of economic activity, supporting, creating and expanding industries aimed at competitiveness and innovation. For the development of the economy, there is a need of investments for enterprises targeted at economic growth. The identification of key sectors of investment in growth areas and the creation of conditions for accompanying investments in other sectors ensure the consolidation of the economic growth trend. The article offers recommendations for the development of methods and mechanisms for state support in order to improve the efficiency of managing the development of territorial-sectoral economic and social systems in the region and their possible use by executive authorities. Keywords: public-private partnership, investment attractiveness, territorial-sectoral socioeconomic system, innovative production.

For citation

Ruban V. A., Bulgatova Yu. S. Role of the State in the Development of the Territorial-Sectoral Economic and Social System. Bulletin of Buryat State University. Economy and Management. 2022; 2: 81-89 (In Russ.).

The article was submitted 24.01.2022; approved after reviewing 29.04.2022; accepted for publication 04.05.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.