Научная статья на тему 'Роль государства в развитии инновации в банках России'

Роль государства в развитии инновации в банках России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
234
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / БАНКИ / БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА / ИННОВАЦИИ / ИНСТРУМЕНТ ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ИННОВАЦИОННЫЙ КЛИМАТ / СТАБИЛИЗАЦИОННЫЙ ФОНД / STATE REGULATION / BANKS / THE BANKING SYSTEM / INNOVATION / INSTRUMENT TO SUPPORT INNOVATION / INNOVATIVE CLIMATE / THE STABILIZATION FUND

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Блаженкова Н. М., Хакимов Р. М.

В статье рассматривается необходимость государственного регулирования изучения инноваций, его возможные инструменты. Банковская система указана авторами как фундамент государства при реализации активной политики. Рассматривается проблема развития национальных и региональных инновационных концепций в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF THE STATE IN THE DEVELOPMENT OF INNOVATIONS IN BANKS OF RUSSIA

The article considers the necessity of state regulation of studies in innovation, possible tools. The banking system is listed by the authors as the Foundation of the state in the implementation of an active policy. Examines the problem of development of national and regional innovative concepts in Russia.

Текст научной работы на тему «Роль государства в развитии инновации в банках России»

Социально-экономическое развитие Social-economic development

3) формирование условий для стимулирования инвестиционной активности в жилищном строительстве, в том числе в части реализации проектов комплексного освоения и развития территорий;

4) создание условий для развития ипотечного жилищного кредитования и деятельности участников рынка ипотечного жилищного кредитования;

5) развитие производственной базы для жилищного строительства (промышленность строительных материалов) Ростовской области с выходом на максимальную обеспеченность строительными материалами на внутреннем рынке и формирование конкурентных преимуществ для продвижения продукции стройиндустрии области на внешних рынках;

6) снижение административных барьеров в строительстве;

7) выполнение социальных гарантий по поддержке граждан при приобретении жилья и улучшении жилищных условий;

8) обеспечение информационной открытости для населения мер, предпринимаемых государством в целях стимулирования развития жилищного строительства.

Общий объем средств, привлекаемых для реализации программы, составляет 471 808,8 млн. рублей, в том числе: средства бюджета Российской Федерации - 11304,5 млн. рублей, средства бюджета Ростовской области - 21 708,5 млн. рублей, средства местных бюджетов - 4041,5 млн. рублей, внебюджетные средства - 434 754,3 млн. рублей.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы:

- обеспечение ввода жилья в Ростовской области к 2015 году - 3,157 млн. кв. м с перспективой увеличения годового объема ввода жилья к 2020 году до 5,178 млн. кв. м.;

- создание условий для повышения уровня обеспеченности граждан области жильем с 22,2 кв. м на одного проживающего в 2011 году до 24,9 кв. м в 2015 году, с перспективой увеличения показателя к 2020 году до 31,0 кв. м на одного проживающего;

- ежегодный прирост доли семей, имеющих возможность приобрести жилье, соответствующее стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заемных средств, с увеличением значения данного показателя к 2015 году до 19,5 %;

- полное обеспечение вводимого в области жилья основными строительными материалами, про-

изводимыми на территории области, и выход на экспортную составляющую промышленности строительных материалов.

Ростовская область имеет предпосылки для дальнейшего развития жилищного строительства, наращивания его объемов и повышения доступности жилья для населения.

В 2013 году объемы жилищного строительства в Южном округе, по оценкам экспертов и участников рынка, продолжат расти. В Ростовской области правительство уже озвучило прогноз по вводу жилья. Планируется, что он увеличится на 8 %, превысив 2,1 млн. кв. м. Основным сегментом, в котором ожидается максимальный прирост новых объектов, будет эконом-класс. При этом основной акцент, как и прежде, придется на проекты комплексного освоения территории. В Ростове крупные объемы ввода жилья будут обеспечивать текущие проекты застройки Левенцовского района, микрорайона Норд. Будет набирать темпы начавшееся в 2012 году строительство ЖК «Европейский», в котором планируется возвести 28 многоквартирных домов. Кроме того, в прошедшем году был утвержден проект планировки участка площадью более ста гектаров в западной части города. Там планируется построить триста индивидуальных жилых домов.

Реализация механизмов и комплекса мероприятий, предусматриваемых программой развития жилищного строительства в Ростовской области в период 2011-2015 годов, позволит сформировать необходимый резерв развития территорий муниципальных образований области и обеспечить положительную тенденцию решения жилищного вопроса для населения и повышения качества его жизни.

Список литературы:

1. Областная программа «Развитие жилищного строительства в Ростовской области на 2011-2015 гг.». Электронный ресурс: http://ratingregions.ru/ зкев/с^аик/Шез/арШосА!/.

2. Официальный портал городской Думы и Администрации города Ростова-на-Дону // Ы1р://\¥\¥\¥.го8Шу-gorod.ru/.

3. Постановление Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы».

4. Федеральная служба государственной статистики. Электронный ресурс: http://www.gks.ru/.

Блаженкова Н.М.

доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой «Финансы и банковское дело» Уфимского государственного университета экономики и сервиса, Россия, г. Уфа

Хакимов P.M.

аспирант кафедры «Финансы и банковское дело» Уфимского государственного университета экономики и сервиса, Россия, г. Уфа

УДК 338.28:336.711 (470+571)

РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РАЗВИТИИ ИННОВАЦИИ

В БАНКАХ РОССИИ

В статье рассматривается необходимость государственного регулирования изучения инноваций, его возможные инструменты. Банковская система указана авторами как фундамент государства при реализации активной политики. Рассматривается проблема развития национальных и региональных инновационных концепций в России.

Ключевые слова: государственное регулирование, банки, банковская система, инновации, инструмент поддержки инновационной деятельности, инновационный климат, Стабилизационный фонд.

ROLE OF THE STATE IN THE DEVELOPMENT OF INNOVATIONS

IN BANKS OF RUSSIA

The article considers the necessity of state regulation of studies in innovation, possible tools. The banking system is listed by the authors as the Foundation of the state in the implementation of an active policy. Examines the problem of development of national and regional innovative concepts in Russia.

Key words: state regulation, banks, the banking system, innovation, instrument to support innovation, innovative climate, The Stabilization fund.

Процесс распространения банковских инноваций находится под влиянием ряда факторов, где центральное место занимает государственное регулирование. Следствием особенностей регулирования банковской сферы России стали законодательные ограничения, запрет некоторых видов деятельности, изменение требования к достаточности капитала. Стратегия российских коммерческих банков нуждается в изменениях, которые необходимы для дальнейшей разработки новых банковских услуг и продуктов. Данные разработки должны быть целевыми - на обслуживание физических, юридических лиц, индивидуальное или корпоративное. Исходя из этого и создаются инновации, так необходимые как клиенту, так и банку.

Государству необходимо уделять достаточно внимания, касающегося изучения инноваций, заниматься практической реализацией их в жизнь, а это, в свою очередь, требует финансирования. Российское государство должно ориентироваться на западный опыт. Рост производительности труда и уровня жизни населения, умение быть практичными во всем поставили на уровень выше западное общество над другими, поэтому государству необходимо стимулировать инновационную деятельность. Для привлекательности инновационной деятельности необходимо субъектам, создающим и продвигающим ее, найти инструмент-стимулятор. Таким инструментом может выступать налогообложение, оно косвенно влияет на все три функции инновации.

Банковский бизнес высокотехнологичен, запуск нового продукта или услуги невозможен без сопутствующих аналитических материалов, компьютерных программ, автоматизированных систем управления [5]. Как правило, большая часть этих разработок становится коммерческой тайной. К регистрации объектов интеллектуальной собственности прибегают реже, так как уровень ответственности за нарушение прав зачастую не соразмерен ущербу, многие нововведения непатентоспособны или устаревают быстрее, чем будет получен патент.

Безынвестиционный или малоинвестиционный период для российской экономики закончился. Дальнейший ее рост требует ввода новых мощностей (замена основных производственных фондов, прежде всего их активной части), что, в свою очередь, предполагает вложение значительных инвестиций. Темпы экономического роста не могут быть обеспечены механизмами рынка. Государство должно активно участвовать в регулировании экономики через реализацию активной политики, включая увеличение участия в инвестиционном процессе для развития инноваций. Здесь имеются в виду не прямые бюджетные инвестиции в экономику, а такие методы регулирования инвестиционного процесса, как налоговая, тарифная политика, политика по поддержанию нормального инвестиционного климата и т. д., которые в полной мере государство сегодня и не использует [2].

Фундаментом государства при реализации указанной политики должна стать продуктивная банковская система. При этом связь государства и банковской системы основывается на сотрудничестве, так как государство заинтересовано в таком бизнесе, которое даст экономический рост и создаст комплиментарные условия для развития экономики в целом.

Подъем уровня экономического роста и инновационного развития в России реализуется при высоком уровне монетизации экономики, а не объеме Стабилизационного фонда. Стабилизационный фонд следует преобразовать в фонд развития и инвестиционно-кредитный фонд. Фонд развития своими ресурсами поможет в создании фонда будущих поколений, который, в свою очередь, будет финансировать национальные проекты и федеральные программы развития человеческого капитала. Инвестиционно-кредитный фонд положит начало в формировании финансовых и экономических рынков России, а также их развитию. Проблемы инновационного развития кредитных организаций должны решаться через накопление и распространение знаний.

Существуют определенные решения, в частности, связаны они с ипотекой. Банки по-разному относятся к ипотеке. Одни как к комиссионному

бизнесу - выдают кредит и в максимально сжатые сроки передают другому. Другие рассматривают ее со стратегической точки зрения - выдать кредиты, купить портфели и накопить на балансе. В прогнозе при снижении ставок цена такого портфеля вырастет. Возможным путем решения является инновационная для России схема рефинансирования: так, заемщик может поменять кредитора, взяв кредит во втором банке под более низкий процент и погасив его в первом банке, при этом обременение на квартиру перенести в пользу второго кредитора. Безусловным преимуществом будут обладать банки, которые смогут реализовать постоянный, непрерывный механизм создания инноваций, анализируя всю совокупность внутренних бизнес-процессов, а также изменяющиеся внешние факторы влияния [3].

Данные нововведения сопровождаются повышенным риском и требуют детальной проработки и поиска оптимального соотношения между доходностью и возможными потерями с учетом интереса всех участников данных отношений. При этом, учитывая новизну, особое значение должно уделяться безопасности их использования. Исходя из этого усиливается важность развития рынка межбанковского кредитования и системы рефинансирования в целях обеспечения финансовой устойчивости, платежеспособности и ликвидации разрывов ликвидности. В настоящее время система рефинансирования становится более эффективной - расширяется ломбардный список, происходит снижение процентных ставок. Иначе ситуация складывается с рынком МБК, особенно на региональном уровне: в некоторых субъектах РФ существуют Ассоциации коммерческих банков, никогда не использующие возможность МБК.

Исходя из этого можно утверждать, что сложившаяся в банковской системе России ситуация предоставляет широкие возможности для дальнейшего развития российской экономики, но лишь при условии решения вышеназванных проблем и внедрения соответствующих инноваций в кредитно-финансовой сфере [1].

По своей природе инновации подчинены, как процессы целенаправленной деятельности, единым закономерностям становления и развития. Именно эта подчиненность процессов инноваций и является объективной предпосылкой управления. Бесконечность возможных изменений в системе управления и непредсказуемость творческих решений создавали бы такую неопределенность, что не давало бы возможности построения долгосрочной стратегии.

В настоящее время построение системы управления инновационной деятельностью включает в себя инновационный подход, основанный на умении организации быстро реагировать на изменения

внешней среды, опережая технический прогресс [4]. Внедрение и развитие инновационных процессов способствует проведению системного анализа, а именно росту возможностей кредитных организаций для внедрения того или иного новшества.

Приоритетным направлением инновационных процессов является внедрение инновационных проектов с использованием информационно-коммуникативных технологий, следствием которых является настоятельное требование к руководящим работникам уметь принимать комплексные решения. Это, прежде всего, означает способность видеть и принимать во внимание взаимосвязи и взаимозависимости сложных ситуаций, динамично развивающихся обстоятельств с элементами неопределенности и риска при значительном влиянии субъективных факторов. Именно настоятельное требование комплексности означает, что не просто удобно, а необходимо использовать инновационную стратегию как составную часть общей стратегии развития воспроизводственного процесса в организации. Стратегия нововведения с применением ЭВМ обеспечивает эффективную динамику процесса воспроизводства в организации, прежде всего с точки зрения его качественных характеристик. Она является движущей силой всей производственной стратегии, именно от нее зависит соотношение общей производственной стратегии и среды деятельности (конкуренты, потребители и поставщики). Таким образом, будущее развитие инновационной деятельности кредитных организаций определяют инновации [4].

На стратегию, цели и методы управления кредитных организаций оказывает влияние управление инновационной деятельностью. Конкурентоспособность, стратегическая позиция на рынке, наличие новых технологий, выпускаемые продукты, окружающие потребители - все это результаты инновационной деятельности, будущий облик компании. Формирование государственной инновационной политики, всесторонняя поддержка инноваций - вот

что является стратегически необходимым для инновационного менеджмента России. Современная инновационная концепция характеризуется как взаимодействие государственных и негосударственных секторов экономики, обеспечивающих воплощение научных знаний в современные технологии.

Проблемой развития национальных и региональных инновационных концепций в России является образование единой инновационной структуры коммерциализации новых продуктов и услуг, защищенных правами на интеллектуальную собственность, страхование риска и всесторонняя поддержка инновационной деятельности. Немаловажная роль инновации отведена в использовании механизма частно-государственного партнерства. Так, например, прикладные исследования, создание инновационной инфраструктуры возможно осуществлять с участием бизнеса, а большую часть технологической модернизации отвести бизнесу.

Таким образом, можно констатировать, что достижение поставленных целей коммерческими банками невозможно без разработки востребованных, эффективных и доходных инноваций. Развитие экономики страны предъявляет все новые требования к их созданиям.

Список литературы:

1. Федеральный закон от 2 декабря 1990 года № 3 «О банках и банковской деятельности». Ст. 5, 28-34.

2. Аныиин В.М., Дагаев А.А. Инновационный менеджмент: Многоуровневые концепции, стратегии и механизмы инновационного развития. - М.: «ДЕЛО», 2008.-С. 171-181.

3. Балабанов И.Т. Банки и банковское дело. - СПб.: ПИТЕР, 2011.-205 с.

4. Taeacuee A.M. Банковское дело: управление кредитной организацией. - М.: «Дашков и К», 2010. -С. 274-276.

5. Тарасов Г.М. Банковское дело. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. - С. 82-100.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.