The role of the government in the local development Chumakov T. Роль государства в местном развитии Чумаков Т. В.
Чумаков Тимур Владимирович / Chumakov Timur — магистр, экономический факультет, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, г. Москва
Аннотация: в данной статье рассматривается роль государства в развитии региона или муниципалитета страны. Также определены некоторые факторы, которые сдерживают это развитие. Актуальность данной работы исходит из того, что, помимо развития инфраструктуры, еще одним итогом местного развития является повышение качества жизни населения.
Abstract: this article discusses the role of the state in the region or country of the local development. Also in this work were identified some of the factors that handle this development. The relevance of this work comes from the fact that apart from boosting infrastructure, another result of local development is hanging the quality of life.
Ключевые слова: развитие на местном уровне, устойчивое развитие, государство, проблемы местного развития, коррупция, взаимодействие власти и бизнеса.
Keywords: local development, sustainable development, government, local development issues, corruption, the interaction between business and government.
В настоящее время одной из ключевых задач каждого государства является проведение такой политики, которая бы способствовала местному развитию. Это развитие является важным, так как от него зависит уровень жизни населения. Данный вопрос является очень актуальным для многих стран, в том числе и для России, так как в них существуют серьезные различия в уровне развития регионов. Также существует множество факторов, которые негативно влияют на местное развитие, с которыми может справиться только государство. Решение данных вопросов волнует не только жителей страны, но также и людей, которые принимают решения и занимаются управлением. Таким образом, актуальность данной статьи определяется необходимостью решения сложившихся проблем и пониманием того, какую роль в данном процессе должно играть государство.
Государство в лице власти - это один из самых главных институтов, который способен повлиять на процессы, происходящие в нем. Именно решения, которые принимаются на различных уровнях власти, приводят либо к процветанию, либо к упадку. На сегодняшний день одной из главных проблем, существующих в нашей стране, является очень серьезная социально-экономическая дифференциация между разными регионами страны [1]. Данная дифференциация не только тормозит развитие определенного региона, но и является сдерживающим фактором для всей страны в целом. Это довольно серьезная проблема, с которой можно справиться только общими усилиями государства, бизнеса и населения. Однако роль государства в данном взаимодействии является определяющей по следующим причинам.
Во-первых, именно этот институт создает нормативно-правовую базу, на которую опираются и бизнес, и население в своей деятельности. Существующая сложность для понимания законов для большинства, как населения, так и бизнеса, её несовершенство привели к появлению и развитию такого явления как «коррупция». Данное явление серьезно тормозит не только экономическое развитие региона, но также и социальное. В то же время существуют меры по борьбе с коррупцией, которые могут быть применимы для ликвидации данного явления. К таким мерам относятся [2]:
1. Резкое сокращение объема функций, выполняемых органами государственного и муниципального управления в хозяйственной деятельности. Акцент должен быть смещен на первоочередное выполнение государственным аппаратом задач по охране собственности граждан и юридических лиц, обеспечение свобод по реализации предпринимательской инициативы.
2. Укрепление и обеспечение открытости бюджетной сферы. Переход к реальным и реализуемым бюджетам ликвидирует ситуацию дефицита средств, при которой резко расширяется сфера «личного усмотрения» при принятии решений чиновниками.
3. Обеспечение реализации контрактных прав, прав собственников и акционеров, установление прозрачности деятельности предприятий для акционеров и другие подобные меры дают возможность предпринимателям апеллировать к закону и уменьшают шанс появления поводов использования чиновниками взяток как средства защиты своих коммерческих интересов.
4. Совершенствование налогового законодательства уменьшает теневую (следовательно, в более высокой степени зараженную коррупцией) зону экономики, ограничивает возможности попадания предпринимателей в тиски шантажа со стороны служащих налоговых органов.
5. Уменьшение наличного оборота, расширение современных электронных средств расчета, внедрение современных форм отчетности облегчают контроль за движением средств, затрудняют возможности дачи взяток в наличном виде. Это особенно важно для ограничения низовой коррупции.
Таким образом, именно государство должно стать драйвером развития регионов и решения существующих проблем.
Еще одним фактором, который определяет роль государства, является наличие государственно-частного партнерства. Так как для реализации многих программ разумнее сотрудничать с фирмами, которые находятся непосредственно в регионе, поэтому развитие данных отношений является ключевым [3]. Так была создана специальная организация «Центр развития государственно-частного партнерства», которая ставит перед собой следующие задачи [3]:
• повышение уровня компетенций участников рынка в сфере ГЧП;
• повышение качества подготовки проектов ГЧП, инициируемых как публичной, так и частной стороной;
• формирование необходимой институциональной среды и эффективной системы;
• управление проектами ГЧП в регионах РФ (достижение целевых показателей ЕЙ);
• совершенствование нормативно-правовой и методологической базы в сфере государственно-частного партнерства в интересах ускоренного развития рынка;
• создание площадки для эффективного взаимодействия органов власти, инфраструктурных компаний и финансирующих организаций.
Как можно видеть, данные задачи нацелены на создание благоприятных условий реализации государственно-частного партнерства. В то же время, в связи с тем, что именно государство определяет правила, по которым происходит это взаимодействие, то значит, в основном от него зависит, насколько активно будет реализовываться данное сотрудничество.
Также, к развитию какого-либо региона или муниципалитета приводит не только взаимодействие государства и бизнеса, но и отношение местного населения к действиям правительства. С одной стороны местное правительство должно принимать решения исключительно в интересах населения, проживающего на соответствующей территории. Более того, правительство должно предоставлять населению возможность участвовать в принятии каких-либо решений. С другой стороны, население должно проявлять активность, а не пассивно ждать, когда улучшится их жизнь. Именно поэтому, на государство ложится еще одна задача, которая связана с тем, чтобы поддерживать уровень доверия населения к принимаемым им решениям и создание условий для того, чтобы население могло влиять на принятие этих решений.
Таким образом, роль государства в стимулировании местного развития велика, и требует комплексных решений по поводу взаимодействия, как с властью, так и с населением. Достижение устойчивого роста является одной из ключевых задач сегодня, и для его достижения необходимо усовершенствовать нормативно-правовую базу, побороть коррупцию, а также стимулировать государственно-частное партнерство, и, конечно же, повышать доверие населения к власти. Только тогда можно достигнуть уменьшения социально-экономической дифференциации между отдельными регионами, а также достичь устойчивого экономического роста.
Литература
1. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 15.11.2016).
2. Онлайн библиотека. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://studme.org/1728092421664/ekonomika/mery_borby_korruptsiey/ (дата обращения: 18.11.2016).
3. Министерство экономического развития РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/privgovpartnerdev/ (дата обращения: 18.11.2016).
4. Миссия центра развития государственно-частного партнерства в РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pppcenter.ru/about/mission.html/ (дата обращения: 19.11.2016).
A review of international experience of scientific research in the field of
"green" cargo aviation Belyaeva E.
Обзор мирового опыта научных исследований в области «зеленой»
грузовой авиации Беляева Е. Т.
Беляева Елизавета Тимофеевна / Belyaeva Elizaveta — студент, факультет бизнеса и менеджмента, Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики, г. Москва
Аннотация: в статье раскрываются основные направления мировых исследований по «зеленой» авиации. Приведены примеры практических разработок на базе исследований. Abstract: the article describes the main directions of international research on "green" aviation. Examples of practical developments based on research are observed.
Ключевые слова: зеленая логистика, грузовая авиация, экология транспорта, шумовое загрязнение.
Keywords: green logistics, cargo aviation, transport ecology, noise pollution.
Статистика и основные направления исследований.
Проблема повышения экологичности грузовой авиации - актуальная тема для научных исследований последнего десятилетия, сфокусированных на теоретическом обосновании возможных путей снижения вреда воздушного транспорта. При этом в рамках зеленой авиации грузоперевозки рассматриваются совместно с пассажирскими, поскольку основные исследования и разработки связаны с инфраструктурными и техническими особенностями, присущими обоим типам. Основными направлениями мировых исследований в области экологии авиационного транспорта выступают проблемы сокращения выбросов CO2, модификации самолетов (позволяющие уменьшить объемы эмиссии вредных газов), использования альтернативного топлива, а также вопросы контролирования атмосферного и шумового загрязнения.
Статистические исследования международной организации гражданской авиации ICAO регулярно проводятся с целью прогнозирования грядущих тенденций и проблем в данной области. Один из разделов публичного отчета посвящен экологическим вызовам. По данным ICAO, в ближайшие 50 лет потребление топлива воздушным транспортом вырастет в 3 раза. Еще один волнующий тренд - очень медленный рост показателя топливной эффективности (этот показатель определяется как отношение расхода топлива на 1 км расстояния к объему груза). Тем не менее, статистика по выбросам углекислого газа не так пессимистична: всего 2 % от всех мировых выбросов связаны с авиатранспортом. Прогнозируется некоторое повышение этого показателя. Общий вывод отчета об экологическом аспекте гражданской авиации заключается в том, что эмиссия CO2 будет постоянно расти (горизонт прогноза - до 2050 г.), но в гораздо меньших объемах, чем спрос и предложение на рынке авиаперевозок. Это свидетельствует о стабильном и не критичном влиянии воздушного транспорта на окружающий мир. В отчете также акцентируется внимание на необходимости корректировки прогноза в случае популяризации перехода на альтернативное топливо [2].
Сокращение выбросов CO2.
Тема сокращения выбросов CO2 привлекает особое внимание исследователей: помимо актуальности данной проблемы для многих видов транспорта и ощутимого влияния на экологическую ситуацию, отмечается также глубина охвата - почти все научные труды так или иначе исследуют проблему эмиссии, предлагая различные пути решения, в том числе, изменения в конструкции самолетов и переход на альтернативное топливо. В данном контексте стоит определить, каким показателем измеряется объем выбросов. Для всех видов транспортировки, производственной и иной деятельности фиксируется углеродный след,