Научная статья на тему 'Роль государства в инвестиционной политике машиностроительного комплекса'

Роль государства в инвестиционной политике машиностроительного комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
187
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Макаренко Е. В.

Статья посвящена проблеме разработки единой инвестиционной политики машиностроительного комплекса на уровне государства. Определены основные функции государственных органов, их роль в формировании инвестиционной политики машиностроительного комплекса с учетом его специфических особенностей. Подчеркнута значимость синхронизации целей предприятий машиностроительного комплекса и государственных институтов при разработке единой государственной инвестиционной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль государства в инвестиционной политике машиностроительного комплекса»

Роль государства в инвестиционной политике машиностроительного комплекса

Е.В. Макаренко

Экономический факультет МГТУ, кафедра национальной экономики

Аннотация. Статья посвящена проблеме разработки единой инвестиционной политики машиностроительного комплекса на уровне государства. Определены основные функции государственных органов, их роль в формировании инвестиционной политики машиностроительного комплекса с учетом его специфических особенностей. Подчеркнута значимость синхронизации целей предприятий машиностроительного комплекса и государственных институтов при разработке единой государственной инвестиционной политики.

Abstract. The paper considers the development of the state investment policy in the machine-building industry. The author has determined the main functions and role of the state institutions in coordination of the investments' aims and objectives.

1. Введение

Машиностроительный комплекс является одним из ключевых промышленных комплексов государства. По его состоянию можно судить об уровне развития промышленной политики государства в целом. Рост темпов развития машиностроительного комплекса может вызвать рост темпов развития многочисленных смежных отраслей и комплексов и, напротив, сокращение темпов развития машиностроения неизбежно вызовет сокращение развития многих предприятий и комплексов. Таким образом, машиностроительный комплекс является "локомотивом" для других отраслей и комплексов промышленности, для экономики страны в целом.

Для поддержания темпов развития машиностроительных предприятий необходимы значительные инвестиции. Большой объем инвестиций предполагает высокий уровень рисков этих инвестиционных вложений. Необходим контроль инвестиционных вложений, упорядочение и систематизация направления инвестиций.

Для поддержки государством предприятий машиностроительного комплекса, необходимо наличие четкой государственной инвестиционной политики. Роль государства в разработке и реализации этой политики велика: она заключается и в предоставлении благоприятных возможностей и условий для инвестирования, и в наличии упорядоченного контроля деятельности машиностроительных предприятий, целенаправленного и грамотного использования инвестиционных средств.

2. Инвестиционная политика государства: ее значение, функции, роль

Инвестиционная политика является залогом успешной экономической деятельности государства в целом. Она должна разрабатываться по инициативе правительства, быть целенаправленной, планироваться на определенный срок и учитывать специфику развития страны.

К сожалению, в настоящее время, единая государственная политика отсутствует, цели инвестиционной политики слишком размыты и воспринимаются разными ключевыми участниками инвестиционного процесса (правительством РФ, кредитными учреждениями, предприятиями) совершенно по-разному. Существование разных взглядов на инвестиционную политику, безусловно, положительный фактор, но должен существовать какой-то единый подход к осуществлению инвестиционной политики. Отсутствие четких подходов и продуманного плана инвестиционной политики на государственном уровне порождает неопределенность в подходах к инвестиционной политике в разных отраслях экономики и на предприятиях, что негативно сказывается на эффективности развития российских предприятий в целом.

Функциями инвестиционной политики государства являются:

— регулирование (применение комплексного и системного подходов при формировании государственной инвестиционной политики; разработка единой и понятной концепции);

— финансирование;

— правовая, организационная помощь;

— контроль.

Вестник МГТУ, том 9, №4, 2006 г. стр.640-642

Особое внимание при разработке инвестиционной политики государства необходимо уделять предприятиям машиностроительного комплекса, поскольку машиностроительный комплекс, в сущности, является одним из главных локомотивов экономического развития государства.

Принимая во внимание специфику машиностроительных предприятий, роль государственных структур и институтов в формировании инвестиционной политики машиностроительного комплекса можно представить по нескольким направлениям (Видищева, 2003; Штыренко, 2002):

— стимулирование привлечения инвестиций в машиностроительный комплекс;

— утверждение единых и обоснованных критериев и приоритетов конкурентных преимуществ машиностроительных предприятий с точки зрения их инвестиционной привлекательности;

— предоставление различных льгот и преимуществ инвестиционно-привлекательным предприятиям машиностроения со стороны государства;

— поддержка развития инноваций, создание более благоприятных условий вновь создаваемым инновационно-ориентированным предприятиям машиностроительного комплекса, поддержка развития инновационных производств на уже действующих машиностроительных предприятиях.

3. Стимулирование привлечения инвестиций в машиностроительный комплекс

Промышленные предприятия, относящиеся к машиностроительному комплексу, являются достаточно "рисковыми" объектами с точки зрения привлечения инвестиций различных инвесторов. Существует множество причин таких рисков. Одна из причин состоит в том, что объем инвестиций требуется, как правило, большой, а срок окупаемости при этом - достаточно длительный. Другой причиной может быть то, что вложения в предприятия машиностроения могут быть невыгодными для инвестора, так как, вкладывая средства в такие предприятия, практически невозможно установить высокий процент оплаты по кредиту, поскольку текущий уровень рентабельности машиностроительных предприятий может быть ниже процента оплаты по кредиту. Для устранения или смягчения таких факторов, необходимо стимулировать привлечение инвестиций в машиностроительный комплекс с помощью определенных мер, таких как (Максимов, Спиридонов, 2003):

— прямые инвестиции со стороны государства в деятельность машиностроительных предприятий;

— контроль финансового состояния и репутации предприятий-реципиентов инвестиций; контроль привлечения инвестиций предприятиями;

— государственная поддержка обучения персонала предприятий;

— создание дополнительных особых экономических зон (ОЭЗ) для открытия машиностроительных предприятий, выпускающих стратегически важную продукцию;

— создание инвестиционных фондов, или участие в их создании;

— сотрудничество с банками по вопросам прогнозирования возможных кризисов машиностроительных предприятий.

4. Предоставление льгот и преимуществ привлекательным в инвестиционном плане предприятиям машиностроения

Предприятиям машиностроительного комплекса, которые являются инвестиционно-привлекательными, выпускают стратегически важную продукцию и стремятся к достижению конкурентоспособности государству, целесообразно обеспечить условия "наибольшего благоприятствования". К ним относятся:

— предоставление льгот и преимуществ предприятиям, производящим и выпускающим стратегически важную продукцию;

— предоставление определенных преимуществ инвесторам, вкладывающим средства в развитие машиностроительного комплекса;

— предоставление льгот и дополнительных гарантий кредитным учреждениям, инвестирующим средства в машиностроение;

— предоставление предприятиям в случае обоснованной необходимости отсрочек по платежам, "налоговых каникул";

— предоставление налоговых льгот предприятиям, инвестирующим средства в развитие производства (в части налога на прибыль, НДС, ЕСН, др. налогов).

Предприятиям, которые заинтересованы в развитии научных разработок, улучшении качеств и свойств продукции поддержка может быть оказана (Ласкин, Ленчук, 2004):

— прямыми инвестициями государства в развитие инновационной продукции;

— финансированием инновационных технологий и инновационной продукции машиностроения;

— помощью в лицензировании и сертификации инновационной продукции машиностроения;

— созданием государственных центров поддержки промышленных инноваций;

— увеличением объема финансирования научных и учебных организаций с целью стимулирования разработки промышленных инноваций.

5. Заключение

Машиностроение является стратегической, наукоемкой, инновационной отраслью, поэтому данную отрасль необходимо поддерживать, предоставлять возможности для развития, создавать условия для эффективного функционирования, инвестировать средства в различные направления комплекса.

Наличие согласованной, грамотной и продуманной инвестиционной политики сможет обеспечить развитие машиностроительного комплекса, реализовать наиболее приоритетные направления инвестиционных вложений. Единая государственная инвестиционная политика машиностроительного комплекса обусловит целостность и синхронность целей различных участников инвестиционного процесса (правительства РФ, кредитных учреждений, предприятий), эффективность инвестиционных вложений различных инвесторов в предприятия машиностроительного комплекса.

Литература

Видищева Е.В. Основные направления инвестиционной политики в нефтегазовом комплексе: На

примере Астраханской области. Дисс. на соиск. ученой степени канд. экон. наук, Астрахань, 2003. Ласкин Г.А., Ленчук Е.Б. Промышленно-инновационная политика России в условиях глобализации. М., ЭКО, № 6, с.32-44, 2004.

Максимов В.А., Спиридонов М.А. Федеральный и региональный компоненты промышленно-инвестиционной политики. Ростов, Экономический вестник Ростовского государственного университета, т.1, № 2, с.106-116, 2003. Штыренко П.В. Формирование инвестиционной политики предприятия: На примере предприятий черной металлургии. Дисс. на соиск. ученой степени канд. экон. наук, М, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.