Научная статья на тему 'Роль государства в активизации инновационной деятельности субъектов трансформационной экономики'

Роль государства в активизации инновационной деятельности субъектов трансформационной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
425
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / ЭКОНОМИКА / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАТИКА / GOVERNMENT / ECONOMY / INNOVATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Давлатзод У. Д.

Анная работа посвящена роли государственных структур в процессе активизации инновационной деятельности в условиях трансформации экономических процессов, разработаны рекомендации по ее совершенствованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This work focuses on the role of state structures in the process of activation of innovative activity in the conditions of transformation of economic processes, developed recommendations for its improvement.

Текст научной работы на тему «Роль государства в активизации инновационной деятельности субъектов трансформационной экономики»

Давлатзод У.Д.

РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В АКТИВИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ ТРАНСФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ

Воронежский государственный университет инженерных технологий

Ключевые слова: государство, экономика, инновационная деятельность, инноватика.

Аннотация: данная работа посвящена роли государственных структур в процессе активизации инновационной деятельности в условиях трансформации экономических процессов, разработаны рекомендации по ее совершенствованию.

Keywords: government, economy, innovation, Innovation.

Abstract: This work focuses on the role of state structures in the process of activation of innovative activity in the conditions of transformation of economic processes, developed recommendations for its improvement.

Отсутствие автоматизма инновационных процессов в условиях рыночных отношений и необходимость государственной поддержки регулирования отмечают многие специалисты в области инноватики. Проблема нововведений не может быть частной задачей того или иного производителя. Она носит общественный характер, поскольку социально-экономические перспективы общества зависят от того, насколько органично в нем осуществляются инновационные процессы. Кроме того, мировой исторический опыт показывает, что чем больше стран отстает в своем экономическом развитии, тем больше хозяйственные функции, связанные с созданием инфраструктуры, мобилизацией ресурсов, определением приоритетов хозяйственного развития, обеспечением пропорций и взаимосвязей в экономике, вынуждены брать на себя государственные органы управления.

Переход к инновационной экономике требует формирования определенной среды, способствующей активизации инновационной деятельности. В результате на первый план выходит проблема выбора модели отдельно взятой страны на инновационный тип развития. Возможные варианты решения данной проблемы связаны с разработкой и обоснованием организационно-методических подходов к осуществлению инновационной деятельности субъектов

хозяйствования на основе реализации государственной инновационной политики.

Как показывает мировая практика хозяйствования, переход Японии и стран Западной Европы к инновационному типу развития способствовал мощному развитию фундаментальной науки и прикладных исследований на основе функционирования научно-технических парков, появлению новейших информационных технологий и видов техники, что послужило коренному преобразованию производительных сил и обусловило социальные сдвиги, стабилизирующие общественные отношения. Специфика пути перехода к инновационному типу развития экономики Таджикистан заключается в неизбежном слиянии во времени тех процессов, которые в других индустриально развитых странах проходили со значительным временным лагом. Осуществляемые ими реформы, направленные на создание условий, стимулирующих инновации, проходили в сфере традиционно рыночных отношений, не вызывая особенно болезненных издержек.

В республике Таджикистан инновационный тип развития формируется в условиях реформ, вторгающихся в глобальные процессы социально-экономической системы в целом. Социально-экономическая ситуация в стране, в свою очередь, адекватно отражает содержание процесса освоения и реализации новшеств через ее хозяйственный механизм, характерными чертами которого являются способы и методы управления и формы саморазвития и эффективной предпринимательской системы. Их формирование и функционирование призвано способствовать созданию комплекса побудительных мотивов к инновационной деятельности, основным из которых является конкуренция и институциональные основы его развития.

На данном этапе перехода к экономике инновационного типа развития функция государства заключается в создании благоприятных условий, в результате реализации которых создается новая организационно-экономическая и институциональная среда, обусловливающая появление заинтересованности хозяйствующих субъектов к нововведениям.

В условиях рыночной экономики открываются новые возможности для конкурирующих структур, интерес к нововведениям стимулируется действием законов конкуренции, спроса и предложения, то есть конкуренция в процессе согласования интересов потребителей с эффективным использованием ресурсов побуждает

управленческие кадры предприятий к поиску новых путей повышения качества товара, производству более привлекательных и конкурентоспособных видов продукции, которые соответствуют требованиям потребителей, а «...внимание к запросам потребителей и учет структуры их спроса станут ключевыми моментами, определяющими успех дела» [1].

Под сущностью термина «государственное регулирование», согласно трактовкам в научной и справочной литературе, подразумевается деятельность или форма целесообразного воздействия государства на функционирующую экономическую систему с целью обеспечения или поддержания определенных процессов и изменений экономический явлений, а также содействие формированию хозяйственных связей и пропорций, координацию экономических процессов и увязку частных и общественных интересов. Государственное регулирование - это, прежде всего, выбор приоритетов, генеральных стратегических направлений и ориентиров эффективного научно-технического и социально-экономического развития. Это выработка и проведение комплекса мер государственной финансово-ресурсной поддержки инновационной активности субъектов хозяйствования.

Роль государства в решении общих задач социально-экономического развития в ХХ веке, на фазе заката индустриальной цивилизации, заметно усилилась. Об этом свидетельствуют данные, опубликованные Всемирным банком в 1997г. Если в последней трети XIX века и начале ХХ века совокупные государственные расходы в развитых странах находились в пределах 10% ВВП, то к 1920г. они повысились до 16-17% ВВП, в результате мирового экономического кризиса и реализации кейнсианских рецептов превысили 22%. В условиях сравнительно мирного и быстрого развития доля этих расходов вновь опустилась до уровня, ниже 20% в 1960г. Интересно отметить, что глубокая трансформация индустриального общества в постиндустриальное в 80-х-первой половине 90-х годов, несмотря на провозглашенную политику приватизации и деэтизации экономики, отношение государственных расходов к ВВП значительно возросло -примерно до 45% в 1980г., 47% в 1990г. и 49% в 1995г.

В развивающихся странах также наблюдается тенденция роста отношения расходов центральных правительств к ВВП, хотя и на более низком уровне: от около 15% в 1960г. до 30% в 1985г. - при снижении до 27% в 1990г.

Следовательно, миф о вытеснении государства из экономики не подтверждается. Однако меняются формы его участия: от прямого вмешательства в воспроизводственные процессы в целях милитаризации и осуществления антикризисных программ государство все больше берет на себя функции поддержки социального и экологического равновесия, базисных инноваций, обеспечения условий для рыночной конкуренции.

Для формирования стартовых условий становления и развития инновационной экономики в Республике Таджикистан, прежде всего, необходимо политическая воля руководства страны. И нужно особо подчеркнуть, что эта воля была озвучена Президентом республики в своем ежегодном послании Мачлиси Оли Республики Таджикистан 24 апреля 2010 года: «Другим направлением модернизации реального сектора экономики выступает реализация инновационных мероприятий в тех сферах, где технологическое отставание минимально. Для этого необходимо использовать прямые механизмы поддержки, поощрения и управления инновациями, совершенствовать нормативно-правовые основы инновационной отрасли, поощрять увеличение импорта инновационных технологий для развития экспорта товаров, произведенных с использованием современных технологий»[2].

Как правильно отмечает Комилов С.Д.: «...важным фактором, обеспечивающим инновационную активность предприятия, является выбор государственной инновационной политики. Уровень инновационной активности предприятия должен определяться возможностью реализации основных целей стратегии развития в долгосрочном периоде»[3].

Активно создавая условия работы в инновационной сфере, государство призвано формировать цели и принципы своей политики, собственные приоритеты в этой области. Целями инновационной политики, как правило, являются увеличение вклада науки и техники в развитие экономики страны; обеспечение прогрессивных преобразований в сфере материального производства; повышение конкурентоспособности национального продукта на мировом рынке; укрепление безопасности и обороноспособности страны; улучшение экологической обстановки, сохранение и развитие сложившихся научных школ.

Определяя цели собственной политики, государство одновременно разрабатывает и принципы, на основании которых будет проводиться политика в научной и инновационной сфере, а также механизм

реализации этой политики. Эти принципы зависят от сложившейся хозяйственной системы страны, глубины воздействия государственных институтов на экономическую деятельность.

К основным принципам государственной политики в инновационной деятельности, на наш взгляд, следует отнести:

• свобода научного и научно-технического творчества;

• правовая охрана интеллектуальной собственности;

• интеграция научной, научно-технической деятельности и образования;

• поддержка конкуренции в сфере науки и техники;

• концентрация ресурсов на приоритетных направлениях научного развития;

• стимулирование деловой активности в научной, научно-технической и инновационной деятельности;

• развитие международного научного сотрудничества.

Государство рассматривает науку и ее научный потенциал как

основу развития инновационного предпринимательства, в связи с чем, поддержка развития науки становится приоритетной задачей.

С развитием рыночных отношений складываются реальные условия для создания фондов венчурного (рискового) капитала как наиболее адекватного специфике инновационного

предпринимательства.

Венчурный капитал как важнейший элемент инновационного механизма получил распространение в США, а затем в Японии и Западной Европе в течении последних двух десятилетий.

Стремительное распространение этой новой формы инвестиционной поддержки малого инновационного бизнеса было вызвано глубоким технологическим кризисом, развернувшимся в 70-е годы, необходимостью поддержки рисковых вложений в базисные инновации, в освоение принципиально новой техники и технологии, на что неохотно шли крупные корпорации, вложившие капитал в традиционные технологии и не заинтересованные в его обесценении. В то же время малый инновационный бизнес не имеет ни достаточного первоначального капитала, ни залогового имущества, ни необходимого опыта менеджмента в реализации коммерческих проектов. Потребовалась концентрация капитала в венчурных фондах, которые брали на себя значительную долю риска освоения нововведения путем прямых инвестиций и участия в управлении реализацией проекта при налоговой и иной поддержке со стороны государства, заинтересованного как в повышении

конкурентоспособности национальной продукции, так и в создании новых рабочих мест. Особенности венчурного капитала:

• полем его деятельности являются технологические инновации, осуществляемые малым и средним бизнесом;

• он весьма разнообразен по формам и может охватить финансирование НИОКР вплоть до создания прототипа нового товара, подготовки бизнес-плана, создания малого предприятия, подготовки производства и маркетинга; выведение на рынок нового продукта; завоевание позиций на внутреннем и внешнем рынке; расширение капитала при подготовке к выходу на бирже; продажу своей доли владельцу фирмы или другим инвесторам в завершении операции;

• поддержка малых венчурных фирм осуществляется не в форме кредита, а путем долевого вкладывания капитала и участия в управлении реализацией проекта, что снижает риск и служит гарантией для участия в проектах частных инвесторов; при этом используются инкубаторы венчурного бизнеса и страхование инвестиционных рисков;

• участие венчурных фондов в малом предприятии, реализующем проект, ограничивается определенном сроком, после чего акции продаются владельцу фирмы или реализуются на фондовом рынке;

• государство предоставляет дополнительные налоговые льготы и оказывает другие формы поддержки венчурным фондом и малым фирмам, реализующим венчурные проекты.

Потенциальными инвесторами средств в учреждения венчурного финансирования могут стать субъекты коммерческой деятельности, которые имеют возможность вкладывать свободные средства на длительный срок, активно ищут способы защиты капиталов от инфляционных процессов и получения в перспективе высокой нормы прибыли. Для обеспечения большей эффективности работы фондов требуется усиление контроля за их деятельностью, что позволит им сконцентрироваться на поддержке инновационных процессов и исключить участие в торгово-посреднических и спекулятивных операциях; повышение роли объективной экспертизы и научной общественности при выборе объектов финансирования; отработка механизма возвратности средств, выделенных на реализацию проектов.

При остром дефиците собственных ресурсов у субъектов хозяйствования решающую роль в финансировании инновационной деятельности играют заемные средства. Согласно нашим оценкам их

удельный вес незначителен и, например, в научно-технической сфере составляет около 7% общего объема финансирования НИОКР. Доля инвестиций, направляемых коммерческими банками на псевдоинновации, не превышает 0,1-1%. Здесь требуются меры государственного воздействия, предусматривающие, с одной стороны, жесткую регламентацию и ужесточение контроля со стороны НБТ за деятельностью банков обслуживающих использующие и разрабатывающие нововведения структуры, а с другой -государственную поддержку в виде освобождения от налогообложения или льготного налогообложения доходов банков от кредитования инноваций, частной компенсации рисковых инвестиций, предоставления государственных гарантий по стратегическим направлениям инновационной деятельности.

Финансирование инноваций из заемных средств, конечно, более рискованно для фирмы, так как независимо от факта получения или неполучения в результате нововведения дополнительных прибылей кредит придется возвращать (чаще всего, по частям задолго до истечения срока кредитного соглашения), выплачивая также проценты (как правило, в течение действия кредитного соглашения с непогашенной части основного долга). При достаточной кредитоспособности предприятия (определяемой финансовым состоянием заемщика, предоставляемым кредиторам имущественным обеспечением и хорошей «кредитной историей» заемщика, т.е. соблюдением им финансовой дисциплины при обслуживании ранее бравшихся ссуд), а также при коммерческой перспективности проектов инноваций, для реализации которых требуется кредит, мобилизация заемных средств может быть осуществлена гораздо быстрее, чем размещение на рынке новых акций или поиска соучредителей учреждаемых, как полностью новых предприятий.

Весьма актуальным представляется также создание специализированного инвестиционного банка инновационной сферы с контрольным пакетом акций, принадлежащих государству, и обязательным участием нескольких крупных научно-технических структур.

Важнейшим источником средств для финансирования инновационной деятельности должен стать фондовый рынок. В рыночной экономике он является основным макроэкономическим инструментом формирования будущей структуры национального хозяйства на базе высокоэффективных нововведений. Поэтому нужно всемерно содействовать развитию сегмента фондового рынка,

связанного с долгосрочными ценными бумагами, и их эффективной торговле на вторичном рынке. Росту капитализации фондового рынка должны способствовать меры по усилению защищенности ценных бумаг за счет ужесточения порядка их эмиссии и обращения, широкого внедрения публичной отчетности, повышения ответственности эмитентов за предоставление недостоверной информации.

Согласно нашим оценкам, уменьшилось значение амортизационных отчислений как источника финансового обеспечения инноваций, направленных на обновление производственного аппарата и повышение технического уровня производства. Наряду с переоценкой основных фондов необходимо более широко использовать методы ускоренной амортизации их активной части, ввести специальный режим хранения и расходования амортизационного фонда, индексирования амортизационных отчислений в соответствии с темпами инфляции.

Существенную роль в финансировании исследований играют также различные формы поддержки научно-технического бизнеса, как со стороны государства, так и со стороны университетов и других научно-исследовательских организаций, которые организуют инкубаторы бизнеса, позволяющие поисковым предпринимателям получать довенчурное финансирование за счет неприбыльных научных фондов по грантам и контрактам.

Усиление роли государства в экономическом регулировании инновационной деятельности тесно связано с переходом на новую систему налогообложения. Налоговая политика в инновационной сфере должна ориентировать участников инновационного процесса на проведение работ, реализующих приоритетные направления научно-технического прогресса, создание техники новых поколений, разрабатываемой в соответствии с государственным заказом. Для этих субъектов хозяйствования надо предусмотреть возможность освобождения от налогообложения части средств, имеющих целевое назначение, в том числе ассигнований на проведение поисковых и инициативных, развитие опытно-экспериментальной базы, воспроизводство научно-интеллектуального потенциала.

Государственное регулирование инновационных процессов усиливается в фазах депрессии и оживления, когда нужно выработать и реализовать общенациональную стратегию выхода из кризиса, и ослабевает в фазах подъема и стабильного развития, тогда центр

тяжести переносится на улучшающие инновации, требующие государственного вмешательства.

Пожалуй, наибольшую сложность для государственного вмешательства в инновационные процессы представляет экономика, когда подавляющая часть улучшающих микроинноваций осуществляется по инициативе и за счет самостоятельных от государства субъектов рынка в порядке рыночной конкуренции, и наибольше шансы на успех имеют именно эти инноваторы.

Государство здесь должно ограничиться формированием благоприятного инновационного климата, охраной интеллектуальной собственности, прав и интересов субъектов инновационной деятельности от недобросовестной конкуренции и монополизации.

Список литературы

1. Карлофф Б. Деловая стратегия. - М.: Экономика, 1991.- C.17.

2. Эмомали Рахмон. Послание Президента Республики Таджикистан Мачлиси Оли Республики Таджикистан. (24 апреля 2010 г.) - Электронный ресурс: www. jumhuriyat.tj

3. Комилов С.Д. Проблемы повышения инновационной активности предприятий в Республике Таджикистан. // Проблемы современной экономики. - №1. - 2009. - С. 314.

Щелокова С.С.

МОДЕЛИРОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Российский государственный торгово-экономический университет

Ключевые слова: кадровая политика, кадровый потенциал, персонал.

Аннотация: статья посвящена методологии построения эффективной кадровой политики в организации, автором проведен кадровый анализ и рекомендованы некоторые мероприятия по повышению эффективности кадровой политики.

Keywords: personnel policies, human resources, personnel.

Abstract: the article is devoted to the methodology of effective human resources policies in the organization, the author conducted analysis and staff recommended some measures to improve the efficiency of human resources policy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.