Научная статья на тему 'РОЛЬ ГОРОДСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ БАНКОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОРОДСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ГУБЕРНИИ В 1870–1914 ГОДАХ'

РОЛЬ ГОРОДСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ БАНКОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОРОДСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ГУБЕРНИИ В 1870–1914 ГОДАХ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
городское общественное управление / городская дума / городская управа / городской общественный банк / расходы / доходы / отчет / прибыль / кредит / капитал / city public administration / city duma / city council / city public bank / expenses / income / report / profit / credit / capital

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Пуневский Ярослав Викторович

В статье рассматривается функционирование городских общественных банков Ярославской губернии в контексте выяснения их роли в деятельности органов городского общественного управления по развитию местного городского хозяйства. Основными источниками исследования являются периодическая печать, делопроизводственная документация городских дум и управ, извлеченная из российских архивохранилищ, статистические источники. Ставшие важным элементом кредитной системы России в конце XIX – начале XX вв. городские общественные банки существовали почти во всех городах Ярославской губернии. Находившиеся под надзором и контролем городских управ, они значительную часть своей прибыли направляли на развитие города. Однако степень контроля муниципальных властей за деятельностью городских общественных банков не позволила избежать финансовых злоупотреблений, с которыми, тем не менее, пытались бороться городские думы и управы. В целом, городские общественные банки сыграли позитивную роль в деятельности местных городских властей, позволив пополнить городские бюджеты необходимыми средствами, предоставив возможность относительного доступного кредитования, расширив возможности для городских дум и управ более активно развивать важные направления своей хозяйственной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Пуневский Ярослав Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF CITY PUBLIC BANKS IN THE ACTIVITIES OF CITY PUBLIC ADMINISTRATION BODIES OF YAROSLAVL PROVINCE IN 1870–1914

The article examines the functioning of city public banks of the Yaroslavl province in the context of clarifying their role in the activities of city public administration bodies for the development of local urban economy. The main sources of the research are periodicals, office records of city dumas and administrations extracted from Russian archives, statistical sources. Being an important element of the credit system of Russia in the late 19th – early 20th centuries, urban public banks existed in almost all cities of the Yaroslavl province. Being under the supervision and control of city administrations, they directed a significant part of their profits to the development of the city. However, the degree of control of municipal authorities over the activities of city public banks did not allow them to avoid financial abuses, which, nevertheless, city dumas and city councils tried to fight. In general, city public banks have played a positive role in the activities of local city authorities, allowing them to replenish city budgets with the necessary funds, providing an opportunity for relatively affordable lending, expanding opportunities for city dumas and administrations to more actively develop important areas of their economic activities.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ГОРОДСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ БАНКОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОРОДСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ГУБЕРНИИ В 1870–1914 ГОДАХ»

УДК 94(470.316)"1870/1914":336.71(045) Я.В. Пуневский

РОЛЬ ГОРОДСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ БАНКОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОРОДСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ГУБЕРНИИ В 1870-1914 ГОДАХ

В статье рассматривается функционирование городских общественных банков Ярославской губернии в контексте выяснения их роли в деятельности органов городского общественного управления по развитию местного городского хозяйства. Основными источниками исследования являются периодическая печать, делопроизводственная документация городских дум и управ, извлеченная из российских архивохранилищ, статистические источники. Ставшие важным элементом кредитной системы России в конце XIX - начале XX вв. городские общественные банки существовали почти во всех городах Ярославской губернии. Находившиеся под надзором и контролем городских управ, они значительную часть своей прибыли направляли на развитие города. Однако степень контроля муниципальных властей за деятельностью городских общественных банков не позволила избежать финансовых злоупотреблений, с которыми, тем не менее, пытались бороться городские думы и управы. В целом, городские общественные банки сыграли позитивную роль в деятельности местных городских властей, позволив пополнить городские бюджеты необходимыми средствами, предоставив возможность относительного доступного кредитования, расширив возможности для городских дум и управ более активно развивать важные направления своей хозяйственной деятельности.

Ключевые слова: городское общественное управление, городская дума, городская управа, городской общественный банк, расходы, доходы, отчет, прибыль, кредит, капитал.

DOI: 10.35634/2412-9534-2024-34-1-209-218

Городские общественные банки являлись одним из трех элементов кредитной системы России конца XIX - начала XX вв. [19, с. 26]. В пореформенный период городские общественные банки создавались согласно закону от 6 февраля 1862 г. в городах, не охваченных деятельностью Государственного банка [20, с. 45]. По закону 1862 г. основной капитал банков должен был составлять не менее 10 000 руб. Он составлялся из взносов городских властей и пожертвований частных лиц. Правление состояло из директора и двух товарищей [21, с. 176]. Социальный состав городских общественных банков был преимущественно купеческо-мещанским [1, с. 192].

Институт городских общественных банков постепенно расширялся, охватывая все новые и новые города и губернии. Так, в 1870-е гг. в России существовало 92 городских банка [27, с. 103]. К 1909 г. их уже насчитывалось 264, они владели 50 млн. капитала, выдавали ссуд на 68 млн., причем 5 млн. руб. из них приходилось на займы городским самоуправлениям [12, с. 54]. К 1914 г. общественные банки существовали в 285 городах [25, с. 359]. В тоже время позиции городских общественных банков серьезно пошатнула серия банковских крахов 1880-х гг., после чего они уступили место другим кредитным учреждениям. Накануне Первой Мировой войны их доля на кредитном рынке составляла менее 1,5 % [20, с. 207].

Вопросы становления и развития системы городских общественных банков в целом, а также их взаимодействия с учреждениями городского общественного управления получили достаточно полное отражение в историографии. В частности, целый ряд работ посвящен различным аспектам становления и деятельности системы городских общественных банков в России [14; 18-20; 34]. Большое внимание исследователей привлекает вопрос о роли капиталов городских общественных банков в благотворительной деятельности муниципальных властей [15; 17; 33]. Проблема места городских общественных банков в системе местных органов власти нашла свое отражение в фундаментальном исследовании А. С. Чумаковой. Исследователь показала социальный состав городских общественных банков, процедуру выборов их членов городской думой, установила существенное влияние губернской администрации на деятельность банков, которое сокращало полномочия органов городского общественного управления [40, с. 79-96].

Взаимоотношениям государственной власти и органов местного самоуправления с городскими общественными банками посвящено исследование Я. А. Васильева, выполненное на материалах Новгородской губернии [2]. Роль Казанской городской думы в деятельности городского общественного

банка показал А. Г. Якупов. По мнению автора, городская дума Казани играла ключевую роль в администрировании городского общественного банка, выступая «стержнем» финансовой стабильности города, которая во многом зависела от успеха деятельности общественного банка города [42, с. 47]. О значении городских общественных банков как объектов контрольно-ревизионной деятельности со стороны городского общественного управления Уфимской губернии писал Д. З. Ишимбаев [16]. Положительно оценивают сотрудничество городских общественных банков с органами городского общественного управления и роль в формировании доходной сметы городского бюджета и финансово-кредитной ситуации большинство исследователей: Т. А. Ковров, Г. Г. Кочисов, В. Л. Даноян, М. В. Зайцев [13; 21, с. 51; 23, с. 248; 24].

Позитивное взаимодействие городских общественных банков и общественного управления могло развиваться в разных ракурсах в связи с чем возникает проблема типологии взаимоотношений общественных банков с городскими думами и управами и выявления тех из них, которые приводили к наиболее плодотворным результатам. Известный специалист по истории городского самоуправления в России А. К. Семенов выделил три направления муниципальной банковской деятельности: активная кредитная политика по поддержке частного капитала, активная инвестиционная политика в области развития городской инфраструктуры, активная роль городских банков как сберегательных учреждений. Таким образом, исследователем была выявлена связь между развитием городской инфраструктуры и кредитно-ссудной политикой городских дум. Наибольшего успеха в муниципальной политике достигали, по мнению А. К. Семенова, те думы, которые рассматривали городские общественные банки не как цель, а как средство [31, с. 81].

Цель статьи - выявить роль городских общественных банков Ярославской губернии в финансировании различных направлений деятельности органов городского общественного управления. Актуальность исследования подчеркивается введением в научный оборот неопубликованных и малоизвестных источников. В основе исследования лежит изучение следующих видов источников: периодической печати (газеты «Ярославские губернские ведомости», «Голос», «Северный край»), неопубликованной делопроизводственной документации из фондов Государственного архива Ярославской области Российского государственного исторического архива, статистических источников. Хронологические рамки исследования обусловлены следующим историческими событиями: введением в действие «Городового положения» 1870 г. и началом Первой Мировой войны в 1914 г. Методологической базой работы являются принципы историзма, научной объективности, системности. В процессе исследования использовались проблемно-хронологический, сравнительно-исторический методы, а также методы структурного анализа.

В рассматриваемый период городские общественные банки действовали почти во всех городах Ярославской губернии. Однако их финансовые возможности серьезно отличались и по стартовым условиям, и в динамике. В конце 1860-х - начале 1870-х гг. капиталы общественных банков уездных городов, как правило, не превышали 50 000 руб. [22, с. 28; 7, ф. 2, оп. 1, д. 112, л. 1-1об]. К началу XX в. капиталы городских общественных банков некоторых городов существенно увеличились. Например, капитал угличского общественного банка на 1 января 1904 г. составлял 329 687,08 руб. [51]. Капитал городского общественного банка Рыбинска в 1903 г. составлял 244 316,65 руб. [7, ф. 206, оп. 1, д. 3705, л. 9]. В то же время, капитал пошехонского банка в 1905 г. составлял сумму, в 10 раз меньшую - 35730 руб. [6, ф. 137, оп. 1, д. 470, л. 1-2]. Обороты общественного банка г. Мологи за 1907 г. составили 781692 руб. [52].

При каждом городском общественном банке существовал аппарат наемных служащих. Например, в относительно небольшом уездном городе Угличе среди работников городского общественного банка значились: директор, 2 товарища, бухгалтер, 3 конторщика, 1 сторож [8, ф. 2, оп. 1, д. 595, л. 4-5].

Городские общественные банки, будучи обособленным элементом кредитной системы страны, находились под надзором и частичным контролем со стороны городских дум и действовали в первую очередь в интересах города [34, с. 175]. Усиление контроля за городскими общественными банками укрепляло финансовое положение городов [32, с. 65]. Это в полной мере осознавалось и городскими думами Ярославской губернии. Например, в 1878 г. в «Ярославских губернских ведомостях» констатировали, что ростовский общественный банк находился под жестким контролем губернатора и правительства [44].

Одним из способов контроля городских дум за деятельностью городских общественных банков, согласно разъяснениям Сената, было избрание на заседании городских дум подходящих канди-

датур на случай отлучки директора банка и двух его товарищей [26]. Кроме того, любое изменение уставного капитала банка могло производиться не иначе как с разрешения городской управы [3]. Другой мерой было избрание комиссий из гласных городских дум с целью проверки отчетности банков. В 1878 г. такая комиссия была создана в Мологе [45]. В 1906 г. в Романово-Борисоглебске была создана комиссия для внезапной ревизии кассы банка [6, ф. 512, оп. 1, д. 889, л. 35-35об]. Общественные банки ежегодно отчитывались перед городскими думами о планируемых расходах на год. Ежегодные отчеты они обязаны были предоставлять также в Министерство финансов и Министерство внутренних дел [21, с. 47-51]. Для городских управ банками ежемесячно составлялись ведомости о состоянии наличности в кладовых [46]. Результаты освидетельствования кладовых банков фиксировались в специальных протоколах [49; 8, ф. 2, оп. 1, д. 745, л. 124]. Такая высокая степень участия городского общественного управления в деятельности городских общественных банков, по всей видимости, свидетельствует о той важной роли, которая отводилась банковским капиталам как инструменту расширения возможностей городских бюджетов.

С другой стороны, стремление городских деятелей лично контролировать дела в общественных банках вызывает сомнение в мотивации отмеченного в предыдущем абзаце контроля. Например, городской голова Романово-Борисоглебска В. Р. Новиков в 1898-1901 гг., ранее был директором городского общественного банка и хорошо знал его состояние и дела [6, ф. 512, оп. 1, д. 701, л. 75-78об]. Теоретически администрирование деятельности городских общественных банков со стороны членов городских управ не должно было переходить рамки дозволенного. На практике, стремление контролировать деятельность общественного банка часто было обусловлено финансовыми интересами купеческих дельцов. Так, в крупных городах некоторых других губерний наблюдалось противоборство партий, составленных из гласных, за пост директора городского банка [38, с. 154]. Но о борьбе партий около общественных банков Ярославской губернии источники не сообщают. Все же известно, что иногда губернским по земским и городским делам присутствиям приходилось отменять результаты выборов городскими управлениями директоров общественных банков, сознательно проведенных с нарушением закона [48].

Степень вовлеченности городских деятелей в процессы администрирования общественных банков в небольших уездных городах Ярославской губернии была существенно меньшей. В 1899 г. в газете «Северный край» сообщали о совершенной незаинтересованности гласных пошехонской городской думы вопросами развития городского хозяйства на одном из заседаний, апофеозом которого стало чтение отчета по городскому банку, которое «производилось при наличии в зале четверых гласных, остальные на это время все ушли из зала» [30].

Случаи растрат и нецелевого использования средств со стороны работников общественных банков случались тогда в России повсеместно [35, с. 1447]. В 1913 г. газета «Голос» сообщала о недостатках в работе угличского городского общественного банка - «грубость, неразбериха, работают мало... тяготятся угличане своим общественным банком, и ждут и не дождутся, когда он будет действительно к услугам своих учредителей и фактических хозяев - клиентов-угличан» [4].

Особую активность в стремлении наладить положение в ростовском городском общественном банке проявил гласный городской думы, известный краевед А. А. Титов, путем подачи особых мнений к журналам заседаний городской думы или, привлекая внимание общественности [9, ф. 338, оп. 5, д. 4, л. 3-3об]. В 1892 г. в «Ярославских губернских ведомостях» было опубликовано заявление А. А. Титова, посвященное расследованию причин упадка действий местного общественного банка [47].

В 1893 г. нарушения в работе городского общественного банка г. Ростова, выявленные ревизионной комиссией ростовской городской думы, дошли до Министерства внутренних дел и Министерства финансов. Выяснилось, в частности, что сотрудники банка нарушали некоторые положения устава о гербовом сборе, значительная часть документов по операциям банка за 1891 г. была найдена с наклеенными на них гербовыми марками, уже бывшими в употреблении. В связи с чем возник вопрос о том, был ли это единичный прецедент или систематическое нарушение закона. Для выяснения обстоятельств дела было решено назначить правительственную ревизию банка [28, ф. 1287, оп. 9, д. 3031, л. 1-1об].

По совершенно справедливому замечанию А. Б. Храмцова, городские банки являлись «неотъемлемой частью местного хозяйства» [38, с. 151]. Актуальным в контексте нашего исследования является вопрос о степени участия городских общественных банков в делах городов. Изучение деятельности городских общественных банков в разных регионах империи убеждает исследователей в

том, что специализация и характер деятельности городских общественных банков в огромной степени зависели от местных условий [18, с. 44].

Городские управы некоторых городов получали от городских общественных банков довольно существенную прибыль. Так, пензенская городская управа получала от городского общественного банка 17 000 руб., что превышало одну из основных статей налоговых поступлений в городскую казну - оценочный сбор с недвижимых имуществ [26, с. 937]. Успешно работал Казанский общественный банк, который существовал еще до 1870 г., около 60 % его чистой прибыли тратилось на благотворительные цели [39, с. 60]. О значительных затратах городских общественных банков на благотворительные цели свидетельствуют и другие исследователи [17; 33].

Кроме того, городские общественные банки были одним из наиболее удобных кредиторов для муниципальных властей. Об общих масштабах кредитования общественными банками городских дум свидетельствуют следующие данные. С 1881 г. по 1 января 1911 г. банками разрешено 555 долгосрочных ссуд, выданных 149 городам, 71 краткосрочная ссуда для 50 городов [41, с. 372]. Займами из городских общественных банков могли обеспечиваться весьма серьезные и важные для города мероприятия. Например, в г. Рыбинске крупный заем был получен на устройство электрического освещения в городе [7, ф. 9, оп. 1, д. 2067, л. 115-116, 126-126об].

Приведем некоторые примеры займов городских управ Ярославской губернии у городских общественных банков. В 1895 г. ярославская городская управа заняла у городского общественного банка 66 000 руб. на устройство скотобоен на 12 лет под 5,5 % годовых [28, ф. 1287, оп. 30, д. 1914, л. 15]. В 1910 г. 15 000 руб. по 7 % годовых в общественном банке было получено угличской городской управой на покупку недвижимого имения купчихи А. И. Выхшиловой, предназначавшегося для расквартирования батальона пехотного полка [8, ф. 2, оп. 1, д. 745, л. 25]. 15 февраля 1910 г. городская дума г. Романово-Борисоглебска решила купить имение Непиханова за 10 000 рублей, для чего пришлось взять 4500 руб. в общественном банке на 6 лет под 7% годовых [6, ф. 512, оп. 1, д. 926, л. 70]. В 1912 г. романово-борисоглебской городской управе было разрешено позаимствовать в общественном банке 20 000 руб. на открытие ломбарда. Однако министерство внутренних дел не утвердило новый заем, который запросила городская управа, «в виду значительной задолженностью города банку... долг которого составляет около1/2 капиталов банка» [6, ф. 512, оп. 1, д. 926, л. 205-260об]. Однако, вскоре ярославский губернатор предложил городской управе Романово-Борисоглебска сделать заем на сумму 12 000 руб. у городского общественного банка для межведомственных расчетов по постройке пожарного депо [6, ф. 512, оп. 1, д. 1026, л. 51].

Следует отметить, что использование средств городских общественных банков со стороны городских властей было ограничено имеющимися в банках оборотными средствами, по причине небольшой доходности некоторых банков города были вынуждены кредитоваться у частных лиц, либо прибегать к выпуску облигационных займов [5, с. 370]. Поэтому для небольших уездных городов общественные банки не смогли полноценно заменить труднодоступные частный или казначейский кредиты.

Кроме того, общественные банки стали одними из основных способов хранения капиталов для некоторых городов Ярославской губернии [8, ф. 2, оп. 1, д. 445, л. 17-18; д. 675, л. 73об; 6, ф. 137, д. 2728, л. 11-11об]. Но не для всех, городская управа Романово-Борисоглебска предпочитала хранить свои капиталы в государственных банках [6, ф. 512, оп. 1, д. 729, л. 72]. Иногда финансовая деятельность банков позволяла городским управам приобрести ценное недвижимое имущество в городскую казну. Прежде всего, это имения, на которых обращалось взыскание должников. Например, в 1893 г. имение П. Г. Чудовой приобретено рыбинской управой городской управой из владения городского общественного банка [50].

Для примера вложений прибыли городских общественных банков в развитие различных отраслей городского хозяйства приведем ситуацию в г. Рыбинск. Например, в 1883 г. рыбинская городская дума постановила направить чистую прибыль банка на содержание городских приходских училищ и мужской гимназии, а также на возмещение долга, сделанного городом для покупки здания для мужской гимназии [29, с. 13]. В 1908 г. прибыль рыбинского городского общественного банка в размере 28 712, 40 руб. была распределена городской думой следующим образом: на общественную богадельню - 6055 руб., на ночлежный приют - 500 руб., на содержание женской гимназии - 3000 руб., мужской гимназии - 8000 руб., на городскую больницу - 7000 руб., городские и начальные училища - 4156 руб. [53].

В свою очередь и городские управы также отвечали всеми своими капиталами по долгам городских банков. В частности, в 1896 г. в смету Романово-Борисоглебска был внесен заем у частных лиц в размере 9000 руб. под залог торговых лавок на покрытие убытков местного общественного банка [6, ф. 512, оп. 1, д. 680, л. 51]. Зачастую причиной убытков была нечистоплотность руководства банков в ведении дел. На заседании ростовской городской думы 12 апреля 1874 г. выяснилась фиктивность отчетов городского общественного банка с «миллионными оборотами», т. к. на самом деле обнаружилась пропажа более 40 000 руб. «Устраняя свои личные выгоды, посмотрите серьезнее на дело, оградите себя от произвола членов правления, заставьте их бояться ответственности», - призывал участников собрания гласный А. А. Титов [11, с. 42].

В таблице обобщены данные по прибыли городских общественных банков, которая направлялась в городские управы для причисления к доходной части бюджета, с учетом роли такой прибыли в общем размере доходной сметы. В целом, роль капиталов, полученных от городских общественных банков, в городском бюджете представляется весьма вариативной: от 1,53 % до 13 % бюджета. Относительно небольшим был вклад общественных банков в развитие городского хозяйства в Ярославле и Ростове, несколько больше - в Рыбинске и Угличе. Стабильно высоким, более 10 % доходной сметы, были поступления от городского общественного банка в небольшом уездном г. Пошехонье. Нет каких-либо данных о существовании общественных банков в г. Мышкине и заштатном г. Петровске.

Роль прибыли от операций городских общественных банков в доходной части бюджетов городов Ярославской губернии в 1870-1914 гг. (в руб. и в процентном соотношении к общей доходной смете)

Город 1890 г. 1883 г. 1903 г.

Ярославль Нет данных 9904 (5,17 %) 20968.82 (3,93 %)

Ростов 1741 (2,18 %) 2500 (4,01 %) 5208.18 (3,99 %)

Рыбинск 24500 (10,49 %) Нет данных 25000 (8,62 %)

Углич 5031 (10,3 %) 2438 (8,5 %) 6350.2 (13 %)

Мышкин — — —

Молога 2536 (4,04 %) 3997 (12,34 %) 3333.85 (6,87 %)

Пошехонье 2870 (11,36 %) 3091 (12,26 %) 4299.82 (18,31 %)

Данилов 1227 (6,31 %) 2088 (10,26 %) 769.37 (3,2 %)

Любим 251 (1,53 %) 528 (3,87 %) 445.65 (2,65 %)

Романово-Борисоглебск 1684 (7,79 %) 1251 (4,77 %) 2067.32 (6,74 %)

Петровск — — —

Источники: [37, с. 72-73; 43, с. 40; 6, ф. 137, оп. 1, д. 2285, л. 73об-74].

Таким образом, городские общественные банки, ставшие после 1862 г. одним из элементов отечественной кредитной системы, сыграли значительную роль в деятельности органов городского общественного управления, позволив расширить доходные части городских бюджетов поступлением прибыли от банковских операций, которая часто по целевому принципу направлялась на наименее финансово-обеспеченные отрасли городского хозяйства: общественное призрение, народное образование и другие.

Еще одной важной функцией городских общественных банков в деятельности местных городских властей стала возможность предоставления относительно дешевого кредита для тех городов, средства которых не позволяли им выпускать облигационные займы или обращаться за кредитом в Государственное казначейство. Степень участия городских общественных банков в деятельности городских дум и управ, безусловно, была неравномерной, некоторые из них время от времени втягивались в финансовые махинации, оставаясь безучастными к проблемам города.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Артемьева В. С. Из истории возникновения и деятельности общественных городских банков Воронежской губернии во второй половине XIX века // Вестн. Воронеж. гос. аграр. ун-та. 2011. № 2 (29). С. 190-195. С. 192.

2. Васильев, Я. А. Взаимоотношения государственной власти и органов местного самоуправления с городскими общественными банками Новгородской губернии (1864-1914 гг.) // Государственная власть и местное само-

управление в России. Северо-Западный регион. Материалы науч.-практ. семинара, 25-27 марта 2004 г. Великий Новгород: Изд-во НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2006. С. 127-147.

3. Голос. 1911. 18 марта.

4. Голос. 1913. 30 авг.

5. Городское хозяйство и городские финансы // Городское дело. 1909. № 8. С. 370-375.

6. Государственный архив Ярославской области (ГАЯО). Ф. 137. Губернское по городским и земским делам присутствие. Ф. 512. Романово-борисоглебская городская управа.

7. Государственный архив Ярославской области в городе Рыбинске (РБФ ГАЯО) Ф. 2. Рыбинская городская управа. Ф. 206. Мологская городская управа.

8. Государственный архив Ярославской области в городе Угличе (УГФ ГАЯО). Ф. 2. Угличская городская управа.

9. Государственный архив Ярославской области в городе Ростове (РСФ ГАЯО). Ф. 338. Титов Андрей Александрович - историк, археолог, археограф.

10. Даноян В. Л. Кредитные и финансовые учреждения Нижнего Новгорода и роль городского самоуправления в их формировании и деятельности в пореформенный период (1870-1892 гг.) // Universum: Общественные науки: электрон. науч. журн. 2016. № 7 (25). URL: https://7universum.com/ru/social/archive/item/3372 (дата обращения: 12.01.2024).

11. Журнальные постановления Ростовской (Ярославской губернии) городской думы, с приложениями за время с 8-го февраля включительно по 11-е декабря1874 года. Вып. 3. Ярославль: типография губернской земской управы, 1875. 166 с.

12. Забытый вопрос // Городское дело. 1909. № 2. С. 54-55.

13. Зайцев М. В. Муниципальные кредитные учреждения Саратова последней трети XIX - начала XX века // Изв. Саратов. ун-та. Новая серия. Сер. История. Международные отношения. 2011. № 1 (11). С. 101-107.

14. Зверькова Т. Н. Городские общественные банки в России в XIX столетии // Учет. Анализ. Аудит. 2023. Т. 10. № 2. С. 62-72.

15. Ермаков, В. В. Городские общественные банки и благотворительная деятельность в Прикамье // Власть. 2011. № 6. С. 174-176.

16. Ишимбаев Д. З. Особенности осуществления процесса контрольно-ревизионной деятельности городского самоуправления в Российском государстве в пореформенный период на примере Уфимской губернии // NB: Административное право и практика администрирования. 2017. № 4. C. 1-7.

17. Казакова-Апкаримова Е. Ю. Городские общественные банки и благотворительность на Урале во второй половине XIX - начале XX в. // Экономическая история России XVII - XXвв.: динамика и институционально-социокультурная среда: сб. ст. памяти Л. В. Сапоговской. Екатеринбург: Изд-во Института истории и археологии УРО РАН, 2008. С. 268-280.

18. Капанина Т. С. Городские общественные банки Российской империи: историографический аспект // Вестн. Рязан. гос. ун-та им. С. А. Есенина. 2022. № 3 (76). С. 41-48.

19. Капанина Т. С. Виды операций в городских общественных банках Российской империи // Вестн. гос. соц.-гуманит. ун-та. 2021. № 3 (43). С. 26-30.

20. Кириллов, А. К. Городские общественные банки Российской империи // Экономическая история: ежегодник. 2008. Т. 2007. С. 193-236.

21. Ковров Т. А. Из повседневной деятельности городских общественных банков Владимирской и Костромской губерний // Вестн. Ивановского гос. ун-та. Сер.: Гуманитарные науки. 2019. № 4 (19). С. 45-51.

22. Конюшев К. В. Тутаев (Романов-Борисоглебск). Исторический очерк. Ярославль: Аверс пресс, 2006. 151 с.

23. Кочисов Г. Г. Особенности формирования местного самоуправления и функционирования первых муниципальных банков в России (XVIII-XIX вв.) // TERRA ECONOMICUS. 2010. № 3 (8). С. 232-239.

24. Кочисов Г. Г. Деятельность городских общественных банков в России (вторая половина XIX столетия) // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2010. № 4 (24). С. 505-509.

25. Муниципальное обозрение // Городское дело. 1914. № 6. С. 359-361.

26. Пензенское городское хозяйство // Городское дело. 1913. № 13-14. С. 937-938.

27. Романова О. Е. Деятельность городского самоуправления Нижнего Поволжья в решении хозяйственных и социальных вопросов в 1870-1914 гг.: дис. ... канд. ист. наук. Астрахань, 2003. 223 с.

28. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 1287. Хозяйственный департамент Министерства внутренних дел.

29. Рыбинск. Из истории города. Благородство и щедрость «темного царства»: (из истории рыбин. купечества). - Рыбинск: Рыбинское подворье, 1991. 51 с.

30. Северный край. 1899. 29 нояб.

31. Семенов А. К. Феномен муниципальной кредитно-финансовой системы замкнутого типа в России. История и современность // Вестн. Тамбов. ун-та. Сер.: Гуманитарные науки. 1999. № 4. С. 83-87.

32. Семенов А. К., Медведева Г. А. Городское самоуправление в дореволюционной России: учеб. пособие. Липецк: Изд-во ЛЭГИ, 2004. 67 с.

33. Смирнова Н. С. Благотворительные капиталы Вологодского городского общественного банка во второй половине XIX - начале XX века // Научный диалог: вопросы философии, социологии, истории, политологии. Сб. науч. тр. по материалам 21 междунар. науч. конф. СПб.: Изд-во Международной объединенной Академии наук, 2020. С. 53-54.

34. Соломатина С. А., Божинов А. Б. Кризис городских общественных банков в 1880-е годы: анализ финансовой устойчивости по историческим данным // Исторический журнал: научные исследования. 2022. № 6. С. 175-198.

35. Сообщения с мест // Городское дело. 1911. № 20. С. 1446-1447.

36. Сообщения с мест // Городское дело. 1912. № 1. С. 76-78.

37. Труды Ярославского губернского статистического комитета. Том 9 / сост. секретарь комитета М. А. Липин-ский. Москва: Тип. М. Г. Волчанинова, 1885. - 357 с.

38.Храмцов А. Б. Власть и общество в городах Тобольской губернии конца XIX - начала XX века: монография. Тюмень: РИО ТюмГАСУ, 2010. 316 с.

39. Черняк Э. В., Мадияров А. Б. Городское самоуправление в Казани 1870-1892 гг. Казань: Дом печати, 2003. 127 с.

40. Чумакова А. С. Зарождение и развитие системы городских общественных банков в России второй половины XIX - начала XX в. (на материалах Симбирской губернии). М.: Наука, 2010. 208 с.

41. Юрьев В. О кредите для земств и городов // Городское дело. 1912. № 6. С. 372-374.

42. Якупов А. Г. Роль Казанской городской думы в деятельности общественного банка Казани (1863-1880 гг.): административные практики // Современная научая мысль. 2022. № 5. С. 59-68.

43. Ярославский календарь на 1892 год. Ярославль: Изд-во Ярославского губернского статистического комитета, 1892. 328 с.

44. Ярославские губернские ведомости. Часть официальная. 1878. 19 окт.

45. Ярославские губернские ведомости. Часть официальная. 1878. 26 окт.

46. Ярославские губернские ведомости. Часть официальная. 1886. 30 мая.

47. Ярославские губернские ведомости. Часть официальная. 1892. 2 июня.

48. Ярославские губернские ведомости. Часть официальная. 1893. 9 марта.

49. Ярославские губернские ведомости. Часть официальная. 1893. 7 мая.

50. Ярославские губернские ведомости. Часть официальная. 1893. 28 мая.

51. Ярославские губернские ведомости. Часть официальная. 1905. 14 янв.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

52. Ярославские губернские ведомости. Часть неофициальная. 1908. 26 сент.

53. Ярославские губернские ведомости. Часть неофициальная. 1908. 3 окт.

Поступила в реакцию 28.11.2023

Пуневский Ярослав Викторович, аспирант кафедры истории России ФГАОУ ВО «Государственный университет просвещения» 141014, Россия, г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, 24 Email: moskva221090an@gmail.com

Ya.V. Punevskiy

THE ROLE OF CITY PUBLIC BANKS IN THE ACTIVITIES OF CITY PUBLIC ADMINISTRATION BODIES OF YAROSLAVL PROVINCE IN 1870-1914

DOI: 10.35634/2412-9534-2024-34-1-209-218

The article examines the functioning of city public banks of the Yaroslavl province in the context of clarifying their role in the activities of city public administration bodies for the development of local urban economy. The main sources of the research are periodicals, office records of city dumas and administrations extracted from Russian archives, statistical sources. Being an important element of the credit system of Russia in the late 19th - early 20th centuries, urban public banks existed in almost all cities of the Yaroslavl province. Being under the supervision and control of city administrations, they directed a significant part of their profits to the development of the city. However, the degree of control of municipal authorities over the activities of city public banks did not allow them to avoid financial abuses, which, nevertheless, city dumas and city councils tried to fight. In general, city public banks have played a positive role in the activities of local city authorities, allowing them to replenish city budgets with the necessary funds, providing an opportunity for relatively affordable lending, expanding opportunities for city dumas and administrations to more actively develop important areas of their economic activities.

Keywords: city public administration, city duma, city council, city public bank, expenses, income, report, profit, credit, capital.

REFERENCES

1. Artem'eva V.S. Iz istorii vozniknoveniya i deyatel'nosti obshchestvennyh gorodskih bankov Voronezhskoj gubernii vo vtoroj polovine XIX veka [From the history of the emergence and activity of public city banks of the Voronezh province in the second half of the 19 century]. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta [Bulletin of the Voronezh State Agrarian University], 2011, no. 2 (29), pp. 190-195. (In Russian).

2. Vasil'ev Ya.A. Vzaimootnosheniya gosudarstvennoj vlasti i organov mestnogo samoupravleniya s gorodskimi ob-shchestvennymi bankami Novgorodskoj gubernii (1864-1914 gg.) [The relationship of state power and local self-government bodies with urban public banks of the Novgorod province (1864-1914)]. Gosudarstvennaya vlast' i mestnoe samoupravlenie v Rossii. Severo-Zapadnyj region. Materialy nauchno-prakticheskogo seminara, 25-27 marta 2004 goda [State power and local self-government in Russia. The Northwestern region. Materials of the scientific and practical seminar]. Velikij Novgorod, NovGU Press, 2006, pp. 127-147. (In Russian).

3. Golos [Voice newspaper], 1911, March, 18. (In Russian).

4. Golos [Voice newspaper], 1913, Aug., 30. (In Russian).

5. Gorodskoe hozyajstvo i gorodskie finansy [Urban economy and urban finance]. Gorodskoe delo [City Business Magazine], 1909, no. 8, pp. 370-375. (In Russian).

6. Gosudarstvennyj arhiv Yaroslavskoj oblasti (GAYaO) [The State Archive of the Yaroslavl region]. Fond 137. Gu-bernskoe po gorodskim i zemskim delam prisutstvie [Provincial presence for city and zemstvo affairs]. Fond 512. Romanovo-borisoglebskaya gorodskaya uprava [Romanovo-Borisoglebsk city council]. (in Russian, unpublished).

7. Gosudarstvennyj arhiv Yaroslavskoj oblasti v gorode Rybinske (RBF GAYaAO) [The State Archive of the Yaroslavl region in the city of Rybinsk]. Fond 2. Rybinskaya gorodskaya uprava [Rybinsk city Council]. Fond 206. Mo-logskaya gorodskaya uprava [Mologskaya city Council]. (in Russian, unpublished).

8. Gosudarstvennyj arhiv Yaroslavskoj oblasti v gorode Ugliche (UGF GAYaO) [The State Archive of the Yaroslavl region in the city of Uglich]. Fond 2. Uglichskaya gorodskaya uprava [Uglich City Council]. (in Russian, unpublished).

9. Gosudarstvennyj arhiv Yaroslavskoj oblasti v gorode Rostove (RSF GAYaO) [State Archive of the Yaroslavl Region in the city of Rostov]. Fond 338. Titov Andrej Aleksandrovich - istorik, arheolog, arheograf [Andrey Titov -historian, archaeologist, archaeographer]. (in Russian, unpublished).

10. Danoyan V.L. Kreditnye i finansovye uchrezhdeniya Nizhnego Novgoroda i rol' gorodskogo samoupravleniya v ih formirovanii i deyatel'nosti v poreformennyj period (1870-1892 gg.) [Credit and financial institutions of Nizhny Novgorod and the role of city government in their formation and activities in the post-Reform period (1870-1892)]. Universum: Obshchestvennye nauki: elektron. nauch. zhurn. [Universum: Social Sciences: an electronic Scientific Journal], 2016, no. 7 (25). URL: https://7universum.com/ru/social/archive/item/3372 (data obrashcheniya [Date of appeal]: 12.01.2024). (In Russian).

11. Zhurnal'nye postanovleniya Rostovskoj (yaroslavskoj gubernii) gorodskoj dumy, s prilozheniyami za vremya s 8-go fevralya vklyuchitel'no po 11-e dekabrya 1874 goda [Journal resolutions of the Rostov (Yaroslavl province) City Duma, with appendices for the period from February 8th inclusive to December 11th, 1874], no. 3. Yaroslavl, "Ti-pografiya gubernskoj zemskoj upravy" Publ., 1875, 166 c. (In Russian).

12. Zabytyj vopros [Forgotten question]. Gorodskoe delo [City Business Magazine], 1909, no. 2, pp. 54-55. (In Russian).

13. Zajcev M.V. Municipal'nye kreditnye uchrezhdeniya Saratova poslednej treti XIX - nachala XX veka [Municipal credit institutions of Saratov in the last third of the 19 - early 20 century]. Izvestiya Saratovskogo universiteta. No-vaya seriya. Seriya Istoriya. Mezhdunarodnye otnosheniya [Proceedings of the Saratov University. A new series. Series History. International relations], 2011, no. 1 (11), pp. 101-107. (In Russian).

14. Zver'kova T.N. Gorodskie obshchestvennye banki v Rossii v XIX stoletii [Urban public banks in Russia in the 19 century]. Uchet. Analiz. Audit [Accounting. Analysis. Audit.], 2023, vol. 10, no. 2, pp. 62-72. (In Russian).

15. Ermakov V.V. Gorodskie obshchestvennye banki i blagotvoritel'naya deyatel'nost' v Prikam'e [City public banks and charitable activities in the Kama region]. Vlast' [Power], 2011, no. 6, pp. 174-176. (In Russian).

16. Ishimbaev D.Z. Osobennosti osushchestvleniya processa kontrol'no-revizionnoj deyatel'nosti gorodskogo samoupravleniya v Rossijskom gosudarstve v poreformennyj period na primere Ufimskoj gubernii [Features of the implementation of the process of control and audit activities of urban self-government in the Russian state in the postreform period on the example of the Ufa province]. NB: Administrativnoe pravo i praktika administrirovaniya [NB: Administrative law and administrative practice], 2017, no. 4, pp. 1-7. (In Russian).

17. Kazakova-Apkarimova E.Yu. Gorodskie obshchestvennye banki i blagotvoritel'nost' na Urale vo vtoroj polovine XIX - nachaleXX v. [Urban public banks and charity in the Urals in the second half of the 19 - early 20 century]. Ekonomicheskaya istoriya Rossii XVII-XX vv.: dinamika i institucional'no-sociokul'turnaya sreda. Sbornik statej pamyati L.V. Sapogovskoj [The economic history of Russia of the 17-20 centuries: dynamics and institutional and socio-cultural environment. Collection of articles in memory of L.V. Sapogovskaya]. Ekaterinburg, Ed. of the Institute of History and Archeology Ural Branch of the RAS, 2008, pp. 268-280. (In Russian).

18. Kapanina T.S. Gorodskie obshchestvennye banki Rossijskoj imperii: istoriograficheskij aspekt [Urban Public Banks of the Russian Empire: Historiographical aspect]. Vestnik Ryazanskogo gosudarstvennogo universiteta imeni S.A. Esenina [Bulletin of Ryazan State University named after S.A. Yesenin], 2022, no. 3 (76), pp. 41-48. (In Russian).

19. Kapanina T.S. Vidy operacij v gorodskih obshchestvennyh bankah Rossijskoj imperii [Types of transactions in urban public banks of the Russian Empire]. Vestnik gosudarstvennogo social'no-gumanitarnogo universiteta [Bulletin of the State Social and Humanitarian University], 2021, no. 3 (43), pp. 26-30. (In Russian).

20. Kirillov A.K. Gorodskie obshchestvennye banki Rossijskoj imperii [City public banks of the Russian Empire]. Ekonomicheskaya istoriya: ezhegodnik [Economic History: Yearbook], 2008, no. 2007, pp. 193-236. (In Russian).

21. Kovrov T.A. Iz povsednevnoj deyatel'nosti gorodskih obshchestvennyh bankov Vladimirskoj i Kostromskoj gubernij [From the daily activities of the city public banks of the Vladimir and Kostroma provinces]. Vestnik Ivanovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki [Bulletin of the Ivanovo State University. Series: Humanities], 2019, no. 4 (19), pp. 45-51. (In Russian).

22. Konyushev K.V. Tutaev (Romanov-Borisoglebsk). Istoricheskij ocherk [Tutaev (Romanov-Borisoglebsk). Historical essay]. Yaroslavl', "Avers press" Publ., 2006, 151 p. (In Russian).

23. Kochisov G.G. Osobennosti formirovaniya mestnogo samoupravleniya i funkcionirovaniya pervyh municipal'nyh bankov v Rossii (XVIII-XIX vv.) [Features of the formation of local self-government and the functioning of the first municipal banks in Russia (18-19 centuries)]. TERRA ECONOMICUS, 2010, no. 3 (8), pp. 232-239. (In Russian).

24. Kochisov G.G. Deyatel'nost' gorodskih obshchestvennyh bankov v Rossii (vtoraya polovina XIX stoletiya) [The activity of urban public banks in Russia (the second half of the XIX century)]. Upravlenie ekonomicheskimi siste-mami: elektronnyj nauchnyj zhurnal [Management of economic systems: an electronic scientific journal], 2010, no. 4 (24), pp. 505-509. (In Russian).

25. Municipal'noe obozrenie [Municipal review]. Gorodskoe delo [City Business Magazine], 1914, no. 6, pp. 359-361. (In Russian).

26. Penzenskoe gorodskoe hozyajstvo [Penza municipal economy]. Gorodskoe delo [City Business Magazine], 1913, no. 13-14, pp. 937-938. (In Russian).

27. Romanova O.E. Deyatel'nost' gorodskogo samoupravleniya Nizhnego Povolzh'ya v reshenii hozyajstvennyh i so-cial'nyh voprosov v 1870-1914 gg. [Activity of the city self-government of the Lower Volga region in solving economic and social issues in 1870-1914]. dis. ... kand. ist. nauk [dissertation for the degree of candidate of historical sciences]. Astrahan', [n. a.], 2003, 223 p. (In Russian).

28. Rossijskij gosudarstvennyj istoricheskij arhiv (RGIA) [Russian State Historical Archive]. Fond 1287. Hozyajstven-nyj departament Ministerstv vnutrennih del [Economic Department of the Ministry of Internal Affairs]. (in Russian, unpublished).

29. Rybinsk. Iz istorii goroda. Blagorodstvo i shchedrost' «temnogo carstva»: (iz istorii rybin. kupechestva) [Rybinsk. From the history of the city. The nobility and generosity of the "dark kingdom": (from the history of Rybin. merchants)]. Rybinsk, "Rybinskoe podvor'e" Publ., 1991, 51 p. (In Russian).

30. Severnyj kraj [Northern Region newspaper], 1899, Nov., 29. (In Russian).

31. Semenov A.K. Fenomen municipal'noj kreditno-finansovoj sistemy zamknutogo tipa v Rossii. Istoriya i sovremen-nost' [The phenomenon of a closed-type municipal credit and financial system in Russia. History and modernity]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki [Bulletin of the Tambov University. Series: Humanities], 1999, no. 4, pp. 83-87. (In Russian).

32. Semenov A.K., Medvedeva G.A. Gorodskoe samoupravlenie v dorevolyucionnoj Rossii: uchebnoe posobie [Urban self-government in pre - revolutionary Russia: study guide]. Lipeck, "LEGI" Publ., 2004, 67 p. (In Russian).

33. Smirnova N.S. Blagotvoritel'nye kapitaly Vologodskogo gorodskogo obshchestvennogo banka vo vtoroj polovine XIX - nachale XX veka [Charitable capitals of the Vologda City Public Bank in the second half of the 19 - early 20 century]. Nauchnyj dialog: voprosy filosofii, sociologii, istorii, politologii. Sbornik nauchnyh trudov po materialam 21 mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii [Scientific dialogue: issues of philosophy, sociology, history, political science. Collection of scientific papers based on materials from the 21st international scientific conference]. Saint Petersburg, Ed. of the International United Academy of Sciences, 2020, pp. 53-54. (In Russian).

34. Solomatina S.A. Bozhinov A.B. Krizis gorodskih obshchestvennyh bankov v 1880-e gody: analiz finansovoj ustojchivosti po istoricheskim dannym [The crisis of urban public banks in the 1880s: analysis of financial stability based on historical data]. Istoricheskij zhurnal: nauchnye issledovaniya [Historical Journal: scientific research], 2022, no. 6, pp. 175-198. (In Russian).

35. Soobshcheniya s mest [Messages from the field]. Gorodskoe delo [City Business Magazine], 1911, no. 20, pp. 1446-1447. (In Russian).

36. Soobshcheniya s mest [Messages from the field]. Gorodskoe delo [City Business Magazine], 1912, no. 1, pp. 76-78. (In Russian).

37. Trudy Yaroslavskogo gubernskogo statisticheskogo komiteta [Proceedings of the Yaroslavl Provincial Statistical Committee], no. 9, ed. by M.A. Lipinskij, Moscow, "M.G. Volchaninova" Publ., 1885, 357 p. (In Russian).

38. Hramcov A.B. Vlast' i obshchestvo v gorodah Tobol'skoj gubernii konca XIX - nachala XX veka: monografiya [Power and society in the cities of the Tobolsk province of the late 19 - early 20 century: monograph]. Tyumen', TyumGASU Press, 2010, 316 p. (In Russian).

39. ChernyakE.V. MadiyarovA.B. Gorodskoe samoupravlenie v Kazani 1870-1892 gg. [City selfgovernment in Kazan 1870-1892]. Kazan', "Dom pechati" Publ., 2003, 127 p. (In Russian).

40. Chumakova A.S. Zarozhdenie i razvitie sistemy gorodskih obshchestvennyh bankov v Rossii vtoroj poloviny XIX -nachala XX v. (na materialah Simbirskoj gubernii) [The origin and development of the system of urban public banks in Russia in the second half of the 19 - early 20 century (based on the materials of the Simbirsk province)]. Moscow, "Nauka" Publ., 2010, 208 p. (In Russian).

41. Yur'ev V. O kredite dlya zemstv i gorodov [About a loan for zemstvos and cities]. Gorodskoe delo [Urban Affairs], 1912, no. 6, pp. 372-374. (In Russian).

42. Yakupov A.G. Rol' Kazanskoj gorodskoj dumy v deyatel'nosti obshchestvennogo banka Kazani (1863-1880 gg.): administrativnye praktiki [The role of the Kazan City Duma in the activities of the Kazan Public Bank (1863-1880): administrative practices]. Sovremennaya nauchaya mysl' [Modern scientific thought], 2022, no. 5, pp. 59-68. (In Russian).

43. Yaroslavskij kalendar' na 1892 god [Yaroslavl calendar for 1892]. Yaroslavl', "Yaroslavskogo gubernskogo statis-ticheskogo komiteta" Publ., 1892, 328 p. (In Russian).

44. Yaroslavskie gubernskie vedomosti. Chast' oficial'naya [Yaroslavl provincial vedomosti. The official part], 1878,

Oct., 19. (In Russian).

45. Yaroslavskie gubernskie vedomosti. Chast' oficial'naya [Yaroslavl provincial vedomosti. The official part], 1878,

Oct., 26. (In Russian).

46. Yaroslavskie gubernskie vedomosti. Chast' oficial'naya [Yaroslavl provincial vedomosti. The official part], 1886,

May, 30. (In Russian).

47. Yaroslavskie gubernskie vedomosti. Chast' oficial'naya [Yaroslavl provincial vedomosti. The official part], 1892,

June, 2. (In Russian).

48. Yaroslavskie gubernskie vedomosti. Chast' oficial'naya [Yaroslavl provincial vedomosti. The official part], 1893,

March, 9. (In Russian).

49. Yaroslavskie gubernskie vedomosti. Chast' oficial'naya [Yaroslavl provincial vedomosti. The official part], 1893,

May, 7. (In Russian).

50. Yaroslavskie gubernskie vedomosti. Chast' oficial'naya [Yaroslavl provincial vedomosti. The official part], 1893,

May, 28. (In Russian).

51. Yaroslavskie gubernskie vedomosti. Chast' oficial'naya [Yaroslavl provincial vedomosti. The official part], 1905,

Jan., 14. (In Russian).

52. Yaroslavskie gubernskie vedomosti. Chast' neoficial'naya [Yaroslavl provincial vedomosti. The unofficial part], 1908, Sept., 26. (In Russian).

53. Yaroslavskie gubernskie vedomosti. Chast' neoficial'naya [Yaroslavl provincial vedomosti. The unofficial part], 1908, Oct., 3. (In Russian).

Received 28.11.2023

Punevsky Ya.V., Postgraduate Student of the Department of Russian History State University of Enlightenment Very Voloshinoy st., 24, Mytishchi, Russia, 141014 Email: moskva221090an@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.