Научная статья на тему 'Роль горнозаводских школ Урала вподготовке кадров подьячих для органов управления заводами в 1721-1750 гг'

Роль горнозаводских школ Урала вподготовке кадров подьячих для органов управления заводами в 1721-1750 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
145
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРАЛ / В.Н. ТАТИЩЕВ / ГОРНОЕ ВЕДОМСТВО / ПОДЬЯЧИЕ / ШКОЛЬНИКИ / URALS / VASILYTATISHEV / MINING OFFICE / DOCUMENTARY MANAGEMENT / SCHOOLCHILDREN

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сафронова Алевтина Михайловна

В статье раскрывается роль горнозаводских школ в подготовке кадров делопроизводителей для органов управления казенными заводами Урала и временное использование школьников для письма в условиях острой нехватки грамотных людей в 1720-1750 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF MINING SCHOOLS OF THE URALS IN TRAINING OF SCRIBES FOR GOVERNING BODIES OF THE PLANTS IN 1721-1750

The article reveals the role of mining schools in the training of clerical staff for the management of state-owned factories in the Urals and the temporary use of schoolchildren for writing in conditions of acute shortage of literate people in 1720-1750

Текст научной работы на тему «Роль горнозаводских школ Урала вподготовке кадров подьячих для органов управления заводами в 1721-1750 гг»

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 4 (9) 2017 УДК 94(470.5).05/062:651

Сафронова Алевтина Михайловна, доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры архивоведения и истории госуправления, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, г. Екатеринбург

e-mail : Alevtina. Safronova@gmail.com

РОЛЬ ГОРНОЗАВОДСКИХ ШКОЛ УРАЛА ВПОДГОТОВКЕ КАДРОВ ПОДЬЯЧИХ ДЛЯ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ЗАВОДАМИ В 1721-1750 ГГ.

Аннотация: в статье раскрывается роль горнозаводских школ в подготовке кадров делопроизводителей для органов управления казенными заводами Урала и временное использование школьников для письма в условиях острой нехватки грамотных людей в 1720-1750 гг.

Ключевые слова: Урал, В.Н. Татищев, горное ведомство, подьячие, школьники

Safronova Alevtina Mikhaelovna, doctor of historical sciences, professor, professor of department of archive science and history of a state administration, Ural federal university of a name of the first President of Russia B. N. Yeltsin, Yekaterinburg

ROLE OF MINING SCHOOLS OF THE URALS IN TRAINING OF

SCRIBES FOR GOVERNING BODIES OF THE PLANTS IN 1721-1750

Annotation: the article reveals the role of mining schools in the training of clerical staff for the management of state-owned factories in the Urals and the temporary use of schoolchildren for writing in conditions of acute shortage of literate people in 1720-1750.

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 4 (9) 2017

Keyword: Urals,VasilyTatishev, mining office, documentary management, schoolchildren

В 1720 г. на Урале по инициативе В. Н. Татищева был создан первый орган управления казенными заводами, неоднократно менявший свое название на протяжении 15 лет (Канцелярия горных дел, Сибирское высшее горное начальство, Сибирский обер-бергамт, с октября 1734 г.- Канцелярия Главного правления Сибирских и Казанских заводов). Полномочия этого органа и объем его делопроизводства постоянно расширялись по мере строительства новых заводов: в 1720 г. в его ведении находилось лишь 2 предприятия, в 1725 г.- 10, в 1740 г. - 20 только на Урале. Увеличивалась и территория ведения — от Казани на западе до Нерчинска на востоке. С 1734 г. права уральской Канцелярии стали шире прав ликвидированной в 1731 г. Берг-коллегии, разрасталась ее структура.С 1720-х гг. формировались подчиненные горные начальства, в ведении которых в свою очередь находились заводские конторы.

Все эти учреждения требовали подьячих, осуществлявших документирование управленческой деятельности, составлявших и отправлявших многочисленные ведомости о работе предприятий в центральные органы управления промышленностью - в Берг-коллегию (до 1731 г.), Коммерц-коллегию (1731-1736), Генерал-берг-директориум (1736-1742), восстановленную затем Берг-коллегию. При этом объем делопроизводства уральской Канцелярии в разы превышал делопроизводство этих вышестоящих центральных органов.

Школы, открытые при двух заводах (Уктусском, Алапаевском) и в городе Кунгуре в 1721 г., с 1724/5 гг. действовавшие только при новом Екатеринбургском заводе, а после 1735 г. открытые при большинстве предприятий, сыграли большую роль в формировании кадров подьячих при местных органах управления.Школьники, постоянно привлекавшиеся к работе «у письма», стали одним из основных источников комплектованияучреждений писчиками, затем молодыми, средними, старшими подьячими. постепенно

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 4 (9) 2017 переименованными в копиистов, подканцеляристов, канцеляристов. Распределялись на местаписчиков или копиистов учащиеся арифметических школ, умевшие оперировать с числами. Для временной же помощи с копированием документов привлекались и хорошо овладевшиеписьмом ученики словесных школ [см. подробнее: 1, с. 32-56].

Уже наказом В. Н. Татищева заводскому комиссару 1721 ^предусматривалось активное использование учеников первой словесной школы Уктусского завода подьячимиКанцелярии горных дел, располагавшейсяна Уктусе: «Которые обучатся писать совершенно, оных брать в Канцелярию для помощи и заставлять их писать, платя за труд по рассмотрению». В новом наказе комиссару 1723 г. Татищев предписывал: «Ежели для письма, когда во время сочинения ведомостей потребно будет, то брать от учителей человека по два и по три, за которое должны им подьячие заплатить, которым они помоществуют, по три копейки на день»[2, с.63, 89].

В 1723-1724 гг. как минимум 15 учащихся школ трудились писчиками в Канцелярии, Пермском начальстве и в заводских конторах. Отдельные ученики посылались для переписки ведомостей набело на Каменский завод, Алапаевский, за 90 и 120 км от Екатеринбурга. В сентябре1725 г.из 42 учеников арифметической школыЕкатеринбурга 15 «писали в разных конторах». Их использовали на время и у записки припасов, работных людей на строительстве заводских плотин, у записи работ приписных крестьян[1, с. 36-40].

Не все заводские конторы из-за недостатка подьячих справлялись с составлением «счетных» ведомостей о своих заводах. Указом Берг-коллегии в 1726 г.предписывалось: канцелярским служащим, «не сочинившим» вовремя ведомости, жалованье давать половинное, а для помощи нанимать посторонних лиц с оплатой за каждую тетрадь. Местные власти, содержа служителей «за караулом безвыходно», скованными, для переписки счетов приказали брать школьников и давать им за каждую переписанную тетрадь по 2 коп., сохраняя и школьное хлебное жалованье. В Алапаевскую контору для подобной работы

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 4 (9) 2017 отправилина полгода двух учеников из Екатеринбурга, заработавших по рублю за полугодовую работу [1, с. 40-41].

В 1726 г. были пущены три новых завода: Уктусский верхний, Верх-Исетский и Синячихинский. В писчики на Синячихинский завод назначили школьника с жалованьем 12 руб. в год, на новый Уктусский посылали по одному школьнику писать в конторе с переменой помесячно, чтобы «науки не забыли», без дополнительной оплаты. В отношении Верх-Исетского разрешили«брать, выбирая из школьников, которых в канторах, яко юнкеров канторским делам обучать прилежно, дабы оныя могли быть произведены выше, понеже по неоднократным требованиям от губернии и провинцей в подьячих обер-бергамту отказано, а чтоб письмо умеющих было всегда со излишеством, подтвердить учителям школ, дабы школьников письму хорошему обучали прилежно, чтоб когда куда такия востребуются, всегда б были в готовности» [3].

Согласно Табели 1726 г. в Екатеринбургской заводской конторе за среднего подьячего числился молодой, Т. Попов из школьников, сын дьячка с окладом 18 руб. вместо полагавшихся 30 руб.;писчиком - сын попа П. Веселков из Кургурской арифметической школы. Среди четырех молодых подьячих при надзирателях работ двое были из школьников; среди четырех писчиков-трое.Примечательно, что заводские конторы просили об определении к делам именно школьников. В декабре 1726 г. Алапаевская контора просила у Екатеринбургской определить «двух человек школьников: одного к денежному приходу и росходу, к сочинению счетов и репортов, другаго к заводцким разным дела» [4].

В условиях острейшей нехватки приказных

служителейначальствоприбегало к их рокировке, перемещало наиболее опытных на самые важные участки работы, а на их места назначало школьников, при этом опускало вопрос о назначении им жалованья «до указу», назначало его через полгода, по 50 коп.на месяц вместо рубля, полагая, что «должность действительного подьячева за необыкновением и небытием у таких

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 4 (9) 2017 дел управить еще не может», с оговоркой прибавки в будущем по аттестату конторы. Даже на должность подьячего в счетное повытье заводской конторы, важное подразделение,школьники назначались с выплатой половинного жалованья[1, с. 43- 44].

С возвращением В. Н. Татищева в качестве начальника заводов в октябре 1734 г. политика уральского начальства в отношении назначения школьниковизменилась. В январе 1735 г. постановили: подьячих «старых и негодных, отставить...; молодых, кои в возрасте, определить к ремеслам, а малолетных — в школы» [5].Таким образом, решено было избавиться не только от престарелых приказных служителей, но и от неумелых, не сумевших за долгие годы службы продвинуться по служебной лестнице; малолетов же, зачисленных в условиях острой нехватки подьячих на должности писчиков, вернуть к школьному обучению. В 1735-1736 гг. никого из школьников в подьячие не распределяли, несмотря на просьбы контор о присылке приказных служителей. Пытались пополнить их число за счет требования профессионалов из Казанской и Сибирской губерний, найма в Москве.Для помощи в составлении описей и в случае выполнения срочных работ стали использовать не школьников, а ссыльных, среди которых было немало грамотеев, служивших ранее в учреждениях разных ведомств. Нужды казенных заводов Урала в это время обслуживало до 100 подьячих.

В «Учреждении, коим порядком учители русских школ имеют поступать, составленном Татищевым в ноябре 1736 г., он подробно изложил методику параллельного обучения школьниковчтению и письму, что было новшеством для того времени.Как только ученик начнет читать по слогам, его полагалось учить писать буквы на своей черной доске мелом. Для письма слоговвыдавать бумагу по 6 листов каждому ученику.Для укрепления навыков письма (бумага была дорогой роскошью) разрешалось практиковаться на черновиках, имевшихся в Горном начальстве, выносить черновые бумаги и в школу,«токмо им бездельных сказок и врак писать отнюдь не допусчать».Татищев разрешил использовать школьников и для копирования деловых бумаг, которых

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 4 (9) 2017 рассылалось по заводам великое множество: «Сверх же того могут от концелярии данные указы или дела набело переписывать»[2, с. 239]. Таким образом, с ноября 1736 г. вновь позволялось привлекать школьников для переписки документов, но только с целью приобретения навыков хорошего письма, а не помощи в выполнении срочных работ.Покидая Урал в связи с назначением на еще одну должность, главой Оренбургской экспедиции, 23 июня 1737 г. Татищев вручил членам Канцелярии «Наставление», в 15-м пункте которого предписал: «...смотреть, чтоб концелярию такими учеными подьячими удовольствовать, а негодных повыметать»[2, с. 252-253].

В октябре 1737 г., члены Канцелярии приняли необычное решение в отношении молодых подьячих, определенных к канцелярским делам в начале 30-х гг. в условиях острой нужды в грамотных:молодых подьячих из школьников ежедневно посылать в арифметическую школудля твердения арифметики игеометрии, «понеже об них усмотрено, что наученое в школах от своего ленивства позабыли. А другие, кои до сего неучены, а есче молоды, оных для научения хотя одного сложения и разделения, которое при канцелярских делах весьма нужно надобно».Им предписывалось быть у обучения по полтора часа в день после обеда, под угрозой наказания «на теле, а паче убавкою жалованья». В школу был отправлен список на 11 человек[6].Это решение можно расценить как попытку ввести определенное повышение квалификации канцелярских служителей — бывших школьников.

В 1738 г. возобновилась практика временного использования школьников для письма в конторахи началось массовое распределениешкольников к приказным делам.Их направляликопиистамина все казенные заводы Урала и в различные конторы Екатеринбурга: Контору судных и земских дел, Контору свидетельства счетов, Казначейскую.

В августе1738 г. в КанцелярииГлавного заводов правления заслушивали докладную выписку секретаря Е. Яковлева об отсутствии комплекта копиистов в ней: должно быть 13, налицо 8, в том числе 5 из вновь определенных школьников. Яковлев оговаривался: «а хотя которые из школ вновь и

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 4 (9) 2017 определятся, но в письме весьма косны и много описываются, и от того в переписках и в смотрении за ними того, что переписывают, чинится затруднение, а в делах оттого немалое медление». Поэтому секретарь предложил: определять на место копииста по два школьника, «дабы чрез то как в делах было исправнее, так и они, присмотрясь, после могли к розсылке на новые заводы быть годными», а чтобы расходы на жалованье не превосходилиштатную сумму, давать его «по усмотрению», что разрешалось и указом Сената 1725 г. Начальство так и решило: впредь на вакантное место определять по два ученика с жалованьем«по разсмотрению»; ссыльным вКанцелярии «у письма не быть», если понадобятся писцы сверх определенных подьячих, «брать школьников, сколько когда понадобится и платить им по усмотрению ис подьяческой суммы»[7].

Активно использовались школьники и для временных поручений. В июле 1741 г. профессор Академии наук Г. Ф. Миллер, выявлявший в Екатеринбурге источники по истории, просил для копирования наиболее интересных документов, присланных ему из Канцелярии, о Строгановых, Демидовых и партикулярных заводах прислать на несколько дней двух копиистов. Решено было «за недовольством при Канцелярии подьячих и для множества при оной дел» дать копииста от ревизии заводских счетов и одного школьника. Поскольку в екатеринбургских школах достойных писцов («за распределением способных к делам») в этот момент не оказалось, затребовали из арифметической школы Сысертского завода (за 40 км) сына мастера Петра Сомова, который пробыл при Миллере 9 дней[8].

В апреле 1746 г. Екатеринбургская контора ревизии свидетельства счетов потребовала от Канцелярии 6 человек для копирования поданных в нее из заводских контор приходно-расходных книг и других документов «с известным титулом» (в которых упоминался малолетний император Иоанн Антонович) для отправки в центр. Уральское начальство постановило: дать для копированиятрехшкольников, которым «писать уроком, чтоб не боле

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 4 (9) 2017 надлежащаго времени при том были»под присмотром имеющегося при конторе офицера.Копии потом приказывалось сверить офицерам и повытчикам[9].

Горные власти предоставляли своих подьячих и школьников и другим ведомствам. Четверо школьников вместе с подьячими трудились в Канцелярии Генеральной ревизии Сибирской губернии, которая до марта 1746 г. размещалась в Екатеринбурге. В январе 1747 г. Екатеринбургская таможня запросилатрех писцов или школьников для написания ведомостей. Дали школьников с условием оплатить их труд таможнев размере школьного жалованья [10].

В 1740-е гг. само центральное ведомство, которому подчинялись уральские заводы, решило воспользоваться подготовленными кадрами делопроизводителей для собственных нужд.Указом Берг-коллегии от 29 марта 1743 г. уральской Канцелярии предписывалось: «за малоимением» подьячих в самой коллегии и Берг-конторе в Санкт-Петербурге прислать 6 копиистов из Канцелярии, «выбрав самых добрых писцов и исправных, и оных немедленно... отправить в Москву», вместо которых определить там из школьников.Поскольку уральское начальство не спешило, Берг-коллегия вынуждена была выслать повторный указ 9 июня. В Москву были отправлены подканцелярист и три копииста. При этом Берг-коллегия, несмотря на протесты уральской Канцелярии, принявшей новых людей на места отправленных, оплачивала труд прибывших из Екатеринбурга подьячих на счет уральских заводов, мотивируя тем, что онине внесены в штат центрального органа [11].

В 1745 г., опять дважды, указами от 20 июня и 8 августа, Берг-коллегиязатребовала четырех копиистов, «самых добрых» (не таких, как присланный в 1743 г. Баранов, «который за пьянством и непотребствы» был возвращен в Екатеринбург) и школьников, «выбрав самых лучших писцов», обученныхарифметике. Мотивы такого решения были следующие: «понеже в Берг-коллегии приказных служителей состоит весьма недовольно, отчего в произвождении дел чинятся остановки» [12]. Опять требовалось выдать жалованье посылающимся и оплатить ямские подводы за счет Канцелярии.

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 4 (9) 2017 Более того, Берг-коллегиярешила воспользоваться и подготовленными на Урале маркшейдерскими учениками. В указе от 8 августа 1745 г. сообщалось: «понеже при Берг-коллегии надлежит быть для сочинения и копирования всяких чертежей одному маркшейдерскому ученику, которой бы мог оное дело исправлять, в чем происходит немалая нужда, того ради ... велено.из обретающихся таммаркшейдерских учеников прислать Афонасья Кичигина или другова к тому достойного человека, дав ему жалованье и прогонные деньги немедленно» [13].Между тем, квалифицированных подьячих не хватало самому уральскому ведомству. Так, в марте 1748 г.Екатеринбургская контора свидетельства заводских счетов жаловалась: в ее штате должно быть 36 человек, в наличии лишь 22[14].

В целом, нужно признать, что только благодаря открытию при уральских заводах своих ведомственных школ удалось решить проблему подготовки кадров квалифицированных подьячих и обеспечить ими все органы управления заводами, начиная от Канцелярии Главного заводов правления с ее предшественниками, кончая начальствами и заводскими конторами. Еще на школьной скамье ученики приобретали первые навыки ведения учетных записей,копирования документов в конторах в ходе временного использования «у приказных дел».Совершенствовалисьэти навыки на должностяхписчиков, копиистов, по прошествии некоторого времени копиистыпереводились в подканцеляристы и канцеляристы. Заметим, что приобретя опыт вконторах уральских заводов, бывшие школьники направлялись в другие горные начальства —Томское и Кузнецкое, Красноярское, Нерчинское, Казанское. Даже Берг-коллегия с 1740-х гг. начала использовать уральские кадры для собственных нужд.

Список литературы:

1. Сафронова А. М. Роль горнозаводских школ в организации делопроизводства при казенных заводах Урала в 20-30-е годы ХУШ в. //

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 4 (9) 2017 Документ. Архив. История. Современность: Сб. науч. тр. Вып. 15. -Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. - С. 32-56.

2. Татищев В. Н. Записки. Письма 1717—1750 гг. М.: Наука, 1990.

3. Государственный архив Свердловской области. Ф. 24. Оп. 12. Д. 194. Л. 392.

4. ГАСО.Ф. 38.Оп. 1.Д. 4. Л. 3-39; Д. 6.Л. 57.

5. Там же. Ф. 24. Оп. 12.Д. 222.С. 18.

6. Там же.Оп. 1. Д. 691.С. 206.

7. Там же.Д. 747.С. 557, 559-560, 564.

8. Там же.Д. 907.С. 245-246.

9. Там же.Оп. 12.Д. 351.С. 103.

10. Там же.Д. 350.С. 47; Д. 360.С. 212.

11. Там же.Д. 47.Л. 159-159 об., 269; Д. 48.Л. 714-716.

12. Там же.Д. 49.Л. 443-444, 517-518.

13. Там же.Л. 519-520.

14. Там же.Д. 374.С. 213-214.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.