Научная статья на тему 'Роль географического фактора в формировании менталитета коренных малочисленных народов Западной Сибири'

Роль географического фактора в формировании менталитета коренных малочисленных народов Западной Сибири Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1062
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНТАЛИТЕТ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР / АДАПТАЦИЯ / ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / MENTALITY / NATIONAL CHARACTER / ADAPTATION / GEOGRAPHICAL

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Пестрикова Ирина Евгеньевна

В статье осуществлена попытка определения основополагающей роли природноклиматического фактора в формировании менталитета, выявлены особенности менталитета коренных малочисленных народов северных территорий Западной Сибири.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of geography In shaping mentality of indigenous people ol Western Siberia

The paper is an attempt of determination fundamental role of natural climatic factors in shaping attitudes, revealed fcaturcsof the mentality of small indigenous people of northern territories of West Siberia.

Текст научной работы на тему «Роль географического фактора в формировании менталитета коренных малочисленных народов Западной Сибири»

Александра Перегонец: Судьба актрисы. — М., 1990. - 282 с.

“Талантливая провинциальная актриса Александра Перегонец некоторое время работала под руководством В.Ф. Торского («Сибирский Корш», 1926-1928 гг.).

Библиографический список

1. Горяева, Т М. Образ или модель культуры: научная основа формирования источниковой базы // Виртуальный журнал «Встречи с прошлым»: Статьи. Публикации. Выступления. — 1Ж1_: http://rgah.ru/showObject.do7object “203550957 (дата обращения 27.01.10).

2. Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ): (сайт). — Ши.: http://rgali.ru/.

3. РГАЛИ Ф. 2066.0П. 1. 114 д. 2.266 д.

4. Петренко (Гурова), О. В. «Человек и война»: по материалам личного фонда советского театрального режиссера

В. Ф. Торского / О. В. Петренко (Гурова) // Катанаевские чтения: мат. 7-й Всерос. научн.-практ. конф. Омск. 16-17 мая 2007. — Омск. 2008. - С. 150- 155.

ПЕТРЕНКО Ольга Владимировна, магистр истории, научный сотрудник Сибирского филиала Российского института культурологии (СФ РИК), г. Омск; соискатель кафедры современной отечественной истории и историографии ОмГУ им. Ф.М. Достоевского. Адрес для переписки: e-mail: olgap26g 12@mail.ru

Статья поступила в редакцию 12.04.2010 г.

© О. В. Петренко

удк 9зо.1:911.2 И. Е. ПЕСТРИКОВА

Омский государственный технический университет

РОЛЬ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ФАКТОРА В ФОРМИРОВАНИИ МЕНТАЛИТЕТА КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ___________________________________________

В статье осуществлена попытка определения основополагающей роли природно-климатического фактора в формировании менталитета, выявлены особенности менталитета коренных малочисленных народов северных территорий Западной Сибири. Ключевые слова: менталитет, национальный характер, адаптация, географические условия.

В последнее время все больше внимания уделяется духовному становлению личности, истокам формирования и особенностям развития нациофлыюго менталитета. Ментальная составляющая развития общества для отечественной истории является, по нашему мнению, важнейшей.

Северные территории Западной Сибири играют основополагающую роль в экономике Российской Федерации. Активное развитие топливно-энергетического комплекса страны требует от Севера разведки и эксплуатации новых нефтегазовых месторождений. В свете конкуренции интересов коренных народов и крупного бизнеса в сфере землепользования особую актуальность приобретает изучение истории формирования менталитета и адаптационных стратегий коренных малочисленных народов северных территорий Сибири к суровым природно-климатическим условиям, что напрямую связано с будущностью их жизнедеятельности. Необходимо актуализировать проблематику, ориентированную на изучение человека и его менталитета, поскольку

не только экономика или деятельность политиков, но и повседневная жизнь людей, их представления и ценности во многом определяют те события, которые происходят сегодня в этом регионе и будут происходить в дальнейшем. Северные территории Западной Сибири — это зона проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов и этнических общностей. Именно здесь тысячелетиями зарождалась их самобытная культура и образ жизни, включающий традиционные методы промысла и способы пользования природными ресурсами (большей частью животного мира), что обеспечивало условия для сохранения и поддержания их будущей жизнедеятельности. Собран богатейший материал по истории, этнографии, фольклористике коренных малочисленных народов, но он не формализован в классических обществоведческих дисциплинах.

Актуальность исследования национального менталитета, а именно менталитета коренного населения северных территорий Западной Сибири, определя-

ется социально-экономической политикой государства. Решение этой проблемы позволит правильно оценить не только историческое прошлое народов России, но и действительность сегодняпппою, а также строить прогнозы на будущее. Не сбываются прогнозы относительно уменьшения значимости этнического фактора в связи с глобализацией экономической, политической и духовной жизни, так как начиная со второй половины XX в. влияние национального аспекта на ход мировой истории резко усиливается.

Исследование менталитета коренного населения северных территорий Западной Сибири посвящено изучению менталитета семи народов — хантов, манси, ненцев, энцев, нганасан, селькупов и кетов. Объединение всех семи народов обусловлено несколь-кими причинами: географическими (природно-климатическими и региональными), этнокультурными, историческими. Почти все они в основном живуг в Западной Сибири. Лишь ненцы расселены шире, за ее пределы: они живуг еще в Европейской часги страны, вплоть до Кольского полуострова, а также на востоке — на Таймыре и в устье Енисея. Здесь же, на Таймыре живуг нганасаны, в устье Енисея — энцы, по притокам Енисея — кеты. Несмотря на то, что культура каждого из этих народов самобытна, у большинства из них много общего в облике хозяйства и культуры, что объясняется, во-первых, сходностью природно-климатических условий, во-вторых, близостью происхождения, в-третьих, многовековыми историческими этнокультурными контактами |1< с.9|.

Территория, которую сегодня населяют эти народы, огромна. Ее площадь занимает свыше 3 тыс. км2 (площадь всей Российской Федерации — свыше — 17 тыс. км2). Это бассейны великих рек мира — Оби с Иртышом, Енисея, а также Печоры, их многочисленных притоков, Урал; Западно-Сибирская низменность, полуострова Канин, Гыдан, Ямал и Таймыр — территория от берегов Ледовитого океана на севере до границ Ханты-Мансийского АО на юге, включая Томскую область, от Кольского полуострова на западе до Эвенкии и Якутии на востоке. В Российской Федерации этот регион делится на области (Архангельская, Тюменская, Томская, Свердловская) и край (Касноярский), в основе которых четыре автономных округа — Ненецкий, Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский и Таймырский (Долгано-Ненецкий).

Для всех народов данного региона характерно дисперсное расселение. Эти народы живут в трех природно-климатических зонах — тундровой, лесотундровой и таежной. Ненцы расселены на большом протяжении с запада на восток, от Кольского полуострова до севера Якутии. На севере они раньше проживали даже на Новой Земле. На юге лесные ненцы заходят в таежную зону до верховий и среднего течения правых притоков Оби. В XII в. все эти народы жили на более широкой территории. Ханты широко расселились с запада на восток (от Урала до Енисея) и с севера на юг (от северного Приуралья до Васюгана и верховий Югана). Манси и кеты обитают более компактно: первые на левых притоках Оби и Иртыша, частично заходя на Урал, вторые — в левобережье Енисея. То же самое можно сказать об энцах низовьев Енисея и нганасанах Таймыра. Одна группа селькупов (южных) проживает компактно на средней Оби и ее притоках (Томская область), другая (северные) — на р. Таз и притоке Енисея Турухан (1, с. 12).

Основной чертой самобытного менталитета коренных малочисленных народов Западной Сибири яв-

ляется то, что он формировался в совершенно уникальном природно-климатическом, географическом и ландшафтном отношении регионе. Северные территории Западной Сибири представляют собой бескрайнюю тундру, которая на юге граничиг с таежными лесами, поэтому не удивительно, что в хозяйстве, быту, фольклоре и верованиях населения большая роль принадлежала именно ландшафту тундровых областей. Немалое значение для формирования особенностей менталитета имеют такие природные факторы, от которых непосредственно зависит практика конкретного выживания людей, го есть организация их хозяйственной (производственной, трудовой) деятельности. К числу данных факторов, в частности, принадлежит климат, рельеф, растительный и животный мир. Важность природно-климатических условий состоит в том, что они определяют существенные черты обстановки человеческой деятельности, которая представляет собой основное содержание исторического процесса. В своей повседневной деятельности, жизни и труде человек приспосабливается к обычной для него природной среде, вырабатывая при этом определенные стереотипы поведения, привычки и навыки, а также закрепляющие их психологические установки, эмоциональные реакции, задающие контуры национального характера. Наконец, в непосредственной связи с условиями деятельности людей находятся нормы и идеалы их культуры, мировоззрение, их предпочтения и отрицательные реакции, совокупность которых обозначается понятием «менталитет».

На суровых просторах полярных тундр коренным этносам Западной Сибири пришлось пережить исключительно трудный момент приспособления к тяжелым условиям существования и выработать свой специфический уникальный менталитет. Тот факт, что они не погибли, не превра тились в угасающие племена и сумели использовать те своеобразные богатства, которые предоставил им Север, говорит об их чрезвычайной жизнеспособности. Свойства почвы и климатические условия исключали возможность занима ться земледелием. Скудность растительного покрова, долгие зимы с их снегами и морозами препятствовали развитию скотоводства.

Здесь, в приполярной зоне, под ледяным дыханием океана среди обнаженных тундр, вечных снегов и многомесячной тьмы полярных ночей, озаряемых лишь светом луны или трепетом северного сияния, надо было изыскать способ обеспечить себя пищей, одеждой, удобным жильем, возможностью преодолеть пространство через бесконечные болота и летом и зимой, без пути и дорог. Эта сложная задача была разрешена путем приручения дикого оленя. Надо было здесь, на севере, развести мощные стада оленей, приспособиться самим к своеобразным условиям оленеводческого хозяйства и вместе с тем приспособить оленя к потребностям своего быта (2).

До прихода русских в Сибирь многие из аборигенных племен достигли высокого уровня развития материальной и духовной культуры. Так, предки хантов, манси, селькупов добывали металл, имели гончарное производство, высокоразвитую металлургию, изготавливали орудия труда, вооружение, украшения; некоторые группы занимались прядением, ткачеством, земледелием, разводили скот. У них были богатый фольклор, мировоззрение, выражающее восприятие мира и поражающее богатством и многообразием идей и связи человека с природой (3].

Достижения коренного населения Сибири в хозяйственной области столь же значительны, сколь

мало известны. Изучение опыта хозяйственной деятельности необходимо в связи с тем, что традиционная культура ведения хозяйства в суровых природно-климатических условиях была построена на принципах экологического подхода. Коренные этносы очень долго оставались охотникам и-рыбо-ловами-оленеводами и в сферу промышленного и индивиду алыюгаосвоения втянуты были сравнительно недавно.

Корни сибирских народов обнаружены исследователями уже в древнекаменном веке — палеолите. Имеющийся археологический материал говорит о том, что формирование начального этапа исторического процесса сибирских племен протекало в ледниковую эпоху — плейстоцен. Следует отметить, что, по мнению гляциологов, изучающих ледники, половина территории нынешней Европы уже была покрыта мощным ледниковым покрывалом. Территорию Сибири в этот период охватило первое оледенение. Ледяная пустыня простиралась на тысячи километров. Окраина же ледника представила бескрайнюю тундру — «страну болот и озер, сверкающих кристальночистой водой среди мхов и редких перелесков из низких чахлых кустов полярной ивы, карликовой березы, а далее на восток — даурской лиственницы» [4, с. 311.

Зона лесотундры и тундры были представлены видовым разнообразием животного мира: водоплавающие птицы, мускусные быки, северные олени, вся жизнь которых была связана с суровыми природно-климатическими условиями приледниковой зоны. К югу от края ледника простиралась территория обитания мамонтов и шерстистых носорогов. По соседству с мамонтом и носорогом в степях, тундрах, лесотундрах паслись стада северных оленей, диких лошадей и быков. Все это явилось причиной появления здесь древнего человека. Когда именно (точное время, дата) и как широко расселились люди в Сибири? На этот вопрос пока ученые не дали точного ответа, так как не хватает необходимого археологического материала. Ясно одно, что заселение Сибири человеком было длительным и очень сложным процессом. По мнению А.П. Окладникова, «распространение древнейших людей и освоение ими новых районов с суровым климатом потребовали, разумеется, значительного времени, измеряемого, возможно, десятками тысяч лет; предпосылкой такого расселения должно было стать активное приспособление человека к новым условиям существования. А раз начавшись, расселение древних людей на север и восток Азии уже не могло остановиться» |4, с. 33].

А.П. Окладников считает, что продвижение первобытных людей в Азию было обусловлено жизненной необходимостью. Им, охотникам и собирателям, чтобы обеспечить существование, требовались обширные площади земли, к тому же богатые дичью. Сибирь в этом отношении, несмотря на суровый климат, была благодатным краем. Процесс расселения древнего населения ускорился самим образом жизни и условиями охоты, создавшими особую психологию бродячих охотничьих племен. Жажда легкой добычи, и, как знать, может быть, дэже дух приключений влекли охотников древнекаменного века все дальше и дальше в глубь неизведанных девственных областей [4, с. 33].

Какими же путями могли прийти люди из старых, давно обжитых областей в глубину сибирских пространств?

Такой реальный путь был возможен, прежде всего, из Средней Азии вдоль горных цепей Памира

и Тянь-Шаня. В Средней Азии рано сложились благоприятные для жизни древнейших людей условия, поэтому именно здесь, у подножия Копет-Дага и Иранского плато, в бассейне Амударьи и Сырдарьи издавна жили группы неандертальцев.

Широкая дорога на север Азии была открыта и из монгольских степей, за которыми находились Восточная и Юго-Восточная Азия — родина питекантропа и синантропа, а также Северная Индия — страна одной из древнейших культур человека — загадочного соана.

К началу четвертичного европейского оледенения, как предполагают исследователи, сложились благоприятные условия для проникновения палеолитического человека в Сибирь и с запада — из областей Западного Приуралья и Русской равнины.

Заселение Сибири, как утверждают А.П. Окладников и P.C. Васильевский, палеолитическими людьми происходило не из одного центра и не в одном направлении, а, по крайней мере, из трех центров и потрем направлениям: из Средней Азии, из Восточной и Юго-Восточной Азии, из Восточной Европы (4. с. 33 —34). Таким образом, связь коренного населения с территорией данного региона насчитывает тысячелетия.

Длительный процесс приспособления людей к суровым природно-климатическим условиям определил устойчивую взаимосвязь человека и природы. А это, в свою очередь, формировало стереотипы их поведения, привычки и навыки, психологические установки, которые в последствии отразились на нормах и идеалах культуры, мировоззрении, нравах и обычаях коренных этносов.

Анализ взаимосвязи «человек — природа» показывает, насколько устойчивыми были традиционные отношения и как непросто они поддавались изменениям под действием чуждых мировоззрений. Первое вторжение человека в природу осуществлялось благодаря охоте и орудиям охоты.

Их трудовая деятельность была построена на принципе безотходного производства. Мясо животных шло в пищу, шкуры — на изготовление обуви, сухожилия — на нити; из рыбьей чешуи вываривали клей, измельченные кости представляли собой пигатель-ную рыбную муку (порсу), из внутренностей вываривали состав для отпугивания кровососущих насекомых. Даже современные хаты, пришедшие в негодность кожаные вещи, используют для изготовления всевозможных завязок, чтобы не выбрасывать; ставят своих предков в пример во всем, сопряженным с экономией природного сырья или отработанного материала. Если бы не было традиций, сводящих к минимуму экологический урон, человек лишил бы природу возможности воспроизводить себя и том самым поддерживать благоприятные условия для своего существования.

Для менталитета коренных этносов северных территорий Сибири характерно почтительное и бережное отношение к окружающей природе — ландшафтам. растительному и животному миру. Правила охотничьей этики предписывали особое отношение к объектам промысла. Обычаи запрещали селиться близ обжитого зверьми места, громко разговаривать, кричать и свистеть в лесу, добывать в непромысловое время, отстреливать молодых особей и беременных самок, а накануне промысла охотник должен был соблюсти ритуал, направленный на установление нормальных отношений с хозяином леса (первая добыча жертвовалась ему в качестве подарка). Обычаи требовали ставить рыболовные запоры с таким расчетом, чтобы сквозь них могла проходить только

рыбья молоді,. Во всех действиях, раскрывающих отношение к природе, был заложен первичный принцип: как я сегодня отношусь к природе, так сегодня, завтра, в будущем буду жить я, моя семья, мой народ. В их мироощущении могучая и таинственная природа отражалась с исключительной ясностью и подробностью. На протяжении тысячелетий они накапливали знания об особенностях природных условий своей территории и с их учетом выработали соответствующие формы хозяйствования.

Вопрос об отношении к природе и ее объектам тесно связан в традиционном мировоззрении с так называемыми промысловыми культами, которые включают средства по обеспечению себя добычей, устранению опасности и направленные на возрождение животных. Все это хорошо известно и многократно описано в этнографической литера туре. Сюда можно отнести медвежий и лосиный праздник; хранение нанизанными на заостренную палочку конечностей и хвоста выдры, стопы медведя; хранение со стянутыми кедровым корнем челюстями медведя; хранение медвежьих черепов на специальной постройке в виде сруба; хранение костей медведя внутри сруба или большой берестяной коробке; хранение черепов медведя в особых священных лабазах; запрет сжигать или выбрасывать рыбью чешую, перья добытых птиц; запрет съедать первую добытую утку; использовать в практических целях необычных особей (шестилапых, альбиносов); запрет пользоваться металлическим ножом при поедании лосиного мяса; подсаливать лосиное мясо и многое другое [5|.

На взаимосвязи «человек — природа» укоренных этносов Севера построена система воспитания, которая тесно связана с трудовой деятельностью, что нашло свое отражение в фольклоре северных народов. Например, в одной из национальных сказок говорится: «Бабушка Таисья и дедушка Портя, собрав вокруг себя внуков и правнуков, давали в руки каждому нож, кому иголки с нитками, кому красный лоскуток, и внуки вырезали из дерева стрелы, а внучки - узоры». В сказаниях, сказках, пословицах и поговорках, в песнях прославлялись люди-труженики, а это, в свою очередь, являлось важным средством формирования национального менталитета. О содержании сказок северян, об их воспитательной функции можно судить по названиям: «Каждый другом силен», «Умный Сойтын», «Смельчак Ядури», «Храбрый Нядыга», «Жадный Глухарь», «Гордый олень», «Хитрая лиса». Уроки, которые преподносят сказки коренных жителей, воистину неоценимы: будь милостив к^всему живому, бери у природы лишь самое необходимое; чти заветы предков, трудись в поте лица, не отступай перед трудностями; не совершай дурных поступков. В своих пословицах и поговорках они отразили моральный облик рыбаков, охотников, оленеводов: «легким трудом не проживешь, человеком не станешь». «от крика дело не делается», «за ленивое дитя сердце больше болит».

Поклонение природе — характерная черта их культуры. Например, «большая зима» начинается для этих народностей в ноябре. Её наступление отмечалось на нижней Оби особым ритуалом. В священной роще зажигались опознавательные огни, к которым прибывали участники обряду. В жертву духам Торум Ази (Небу), Калтащ Ими (Земле), Хынь Ике (Подземелью) приносили семь молодых оленей. После чего совершался совет старейшин. Лес для народов Севера всегда являлся священным. Они счи-

тают, что «...дерево встречает человека и провожает в неземной мир. Оно встречает человека в висьякле — маленьком доме, берестяная малька — ana — покачивает его, пока он ползает и ест слабее птенца, оно спасает его юртой — избой из вековых лиственниц. Деревья — друзья, деревья — пища, деревья — красота, деревья — вчера и сегодня, деревья — много зим наперёд». Так говорится в одной из сказок. Некоторые растения обожествляются ими, к примеру, старые, искорёженные или такие, у которых несколько верхушек. Они предполагают, что там находится прибежище бога, а чаще рассматривают само дерево как божество. Такие обжитые духами места называются у народов Севера «святым колдовским местом» /6/. В сакральной символике угров, например, главные роли распределены между березой, сосной и кедром, в миропонимании ненцев явное первенство принадлежит лиственнице. Действительно, из лиственницы изготавливались священные предметы, в кронах живых деревьев гнездились орлы, а силуэты одиноко растущих лиственниц служили путеводными знаками для тундровых кочевников [IIJ. Таким образом, главная роль в духовной культуре того или иного этноса отводилась именно той древесной породе, которая являлась преобладающей в растительном покрове территории проживания данного народа.

Чрезвычайно интересным в традиционной культуре северных этносов Западной Сибири является взаимодействие животного мира и людей. Из животных у них наибольшим почитанием пользуется медведь. Он именуется младшим братом человека и всех зверей. Образ медведя занимает значительное место в сказаниях, священных песнях, обрядах. Так называемый культ медведя, особенно в форме медвежьего праздника, является одним из самых ярких примеров северной самобытной культуры. Большая роль отводится в устном народном творчестве северян и собаке. Бытует поверье, что собака берёт на себя несчастья и даже смерть хозяина. Постаревших собак не бросают и не убивают, а содержат наравне со всеми. Много добрых сказок, песен и загадок посвящено этим животным. Самобытная традиция связана с культом очеловечивания лягушки, которая называлась «между кочек живущей женщиной». Ей приписывали способность дарить семейное счастье, определять количество детей, облегчать роды. Изображение лягушки, вышитое бисером на платке, держали перед рожавшей женщиной для того, чтобы обеспечить новорождённому крепкое здоровье и долгую жизнь. Существовал запрет оглавливать лягушек и использовать их в качестве насадок. Но самые лучшие сказки и песни, лучшие поверья и сказания — об оленях. Вся жизнь коренных этносов связана с тундрой. Спасение для людей — олени. Олень воспет как нечто лучшее в мире, первые мольбы и моленья отнесены именно к нему.

Анализируя все вышеизложенное, следует, что культурное наследие и достижения в хозяйственной деятельности коренных этносов северных территорий Сибири — это свидетельство, отражающее историческую истину и летопись парода. Приспосаб-ливаясь к суровым природно-климатическим условиям, они выработали при этом своеобразные стереотипы поведения, привычки и навыки, а также закрепляющие их психологические установки и эмоциональные реакции, которые формировали нормы и идеалы культуры, мировоззрение, нравы и обычаи -их самобытный национальный менталитет.

Тесная взаимосвязь человека и природы, отражающаяся в материальной и духовной культуре, в мировоззрении этносов, говорит о непосредственном влиянии на формирование самобытного менталитета тех географических условий, в которых сложилась историческая судьба коренных малочисленных народов Западной Сибири.

Положения и выводы, приведенные в статье, могут быть использованы в качестве теоретико-ме тодологической и источниковедческой базы в общественных науках, которые исследуют проблему российского менталитета — истории, социологии, социальной философии, экономики, культурологии, этнологии, социальной психологии, политологии, педагогики и других. Материалы статьи могут использоваться в преподавательской деятельности, в духовно-нравственном и патриотическом воспитании молодежи.

Библиографический список

1. 11ароды Западной Сибири: Ханты. Манси. Селькупы. Ненцы. Энцы. Нганасаны. Кеты / отв. ред. И. Н. Гемуев, В. И. Молодин,

3. П. Соколова : Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН ; Ин-т археологии и этнографии СО РАН. — М.: Наука, 2005. - С. 9, 12.

2. Шнейдер, А Р. Население Сибирского края (русские и туземцы) /АР. Шнейдер, Л. Н. Доброва-Ядринцсва. — Томск: Сибизддт, 1928. - С. 30-31.

3. Народы Западной Сибири: Ханты. Манси. Селькупы. Ненцы. Энцы. Нгапасаны. Кеты / отв. ред И.Н. Гемуев, В.И. Молодин,

З.П. Соколова; Ин-т этнологии и антропологии им. H.H. М иклухо-Маклая РАН ; Ин-т археологии и этнографии СО РАН. - М.: Наука. 2005. — С. 14.

4. Окладников. А. П. Северная Азия на заре истории / А. П. Окладников, Р. С. Васильевский. — Новосибирск: Наука, 1980. - С. 31-34.

5. Материалы В. М. Кулемзина. - Режим доступа : http://

naliyeurals.narQd.m/khQnty.htm-

6. Хавру шина. Э. Система образов в устном народном творчестве хантов и манси. — Режим доступа: http://www.litmuseum.ru/ lns_havrushina.htm.

7. Головнев, А. В. Говорящие культуры: традиции самодий-цев и угров / А В. Головнев. - Екатеринбург :УрО РАН, 1995. -

С. 42-43.

ПЕСТРИКОВА Ирина Евгеньевна, документовед ученого совета ОмГТУ, аспирантка кафедры отечественной истории.

Адрес для переписки: pik9@yandex.ru.

Статья поступила в редакцию 26.11.2009 г.

© И. Е. Пестрикова

Книжная полка

ББК67.62/Ч-49

Черняева, Д. В. Международные стандарты труда (международное публичное трудовое право) [Текст!: учеб. пособие для вузов по специальности «Юриспруденция» / Д. В. Черняева. - М.: КНОРУС, 2010. - 229 с. -Библиогр. в конце глав. - ISBN 978-5-406-00122-6.

Носит комплексный характер и призвано ознакомить читателей как с международными аспектами трудового права, так и с социально-трудовыми аспектами международного публичного права. Отражена деятельность международных организаций но регулированию социально-трудовых вопросов, рассмотре*ш институциональные механизмы регулирования д анной области на международном уровне, исследованы способы обеспечения соблюдения международных трудовых норм и другие вопросы, непосредственно связанные с указанной тематикой.

Для студентов, аспиран тов и преподавателей юридических специальностей, а также тех, кто интересуется социально-трудовой проблематикой и международно-правовым регулированием труда в исторической ретроспективе и на современном этапе.

ББК63.3(0)/Б88

Брокгауз, Ф. А. Мировая история. Иллюстрированный биографический словарь [Текст]: соврем, версия / Ф. А- Брокгауз, И. А- Ефрон.-М.: ЭКСМО, 2008.-863 с.: ил.-ISBN 978-5-699-18646-4.

В настоящем издании словаря собрана обширная информация о персоналиях мировой истории, об их достижениях и открытиях, неудачах и поражениях. Написанные живым языком статьи содержат подробности жизненного пути деятелей мировой истории и дают возможность ярко представить каждую личность, известную и незаслуженно забытую, а богатый иллюстративный материал — дополнить эти представления зрительным образом. Тщательно подобранные иллюстрации воспроизводят внешний облик персоналий и упоминаемых в словаре реалий. Большая насыщенность словаря фактическим материалом, обилие библиографических сведений сохраняют за ним значение важного справочного издания. Ученые в различных областях знания, настоящие знатоки своего дела, умеющие доходчиво, выразительно и ярко объяснить то, в чем блестяще разбираются сами, создали оригинальное русское справочное издание, в котором, благодаря непринужденной и образной манере изложения материала, биографические и научные статьи читаются как захватывающие рассказы.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ КСТНИК №4 (89) 2010 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.