УДК 93:397.394 И.Е. Пестрикова
Омский государственный технический университет, г. Омск
ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ: ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО МЕНТАЛИТЕТА КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ
ЗАПАДНОЙ СИБИРИ
Актуальность исследования национального менталитета, а именно менталитета коренного населения северных территорий Сибири, определяется социально-экономической политикой государства. Решение этой проблемы позволит правильно оценить не только историческое прошлое народов России, но и действительность сегодняшнюю, а также строить прогнозы на будущее. Не сбываются прогнозы относительно уменьшения значимости этнического фактора в связи с глобализацией экономической, политической и духовной жизни, так как, начиная со второй половины ХХ в., влияние национального аспекта на ход мировой истории резко усиливается.
Изучение особенностей менталитета коренных малочисленных народов даст возможность адекватного отражения уникальной судьбы народов Сибири, более глубокого проникновения в смысл отечественной истории. Объективное рассмотрение данной проблемы будет способствовать выработке взвешенной национальной политики Российской Федерации и позволит полнее осознать взаимодействие этнических культур и русской цивилизации. Умелое использование знаний о менталитете народов Сибири увеличило бы силу и авторитет российского законодательства - это доказано всей отечественной историей. Без учета влияния менталитета на все сферы общественной жизни не может быть эффективной экономической и социальной политики, а также современного менеджмента. Кроме того, менталитет обеспечивает связь времен и преемственность поколений, является залогом того, что Россия в состоянии преодолеть сегодняшний системный социальный кризис и занять достойное место в мировом сообществе народов.
Сегодня особенно актуальным в условиях современной экономической глобализации становятся экологические вопросы и прогноз будущей жизнедеятельности всего человечества на планете Земля. Культурные ценности и духовный мир коренных этносов Западной Сибири, их способ видения мира и смысл бытия построены на тесной взаимосвязи «человек-природа». Приспосабливаясь к суровым природно-климатическим условиям, они выработали уникальный самобытный национальный менталитет, для которого характерно почтительное и бережное отношение к окружающей природе - ландшафтам, растительному и животному миру. А это в свою очередь актуализирует вопрос детального изучения национального менталитета коренных этносов Западной Сибири.
Исследование менталитета коренного населения северных территорий Западной Сибири посвящено изучению менталитета семи народов - хантов, манси, ненцев, энцев, нганасан, селькупов и кетов. Объединение всех семи народов обусловлено несколькими причинами: географическими (природно-климатическими и региональными), этнокультурными, историческими. Почти все они в основном живут в Западной Сибири. Лишь ненцы расселены шире, за ее пределы: они живут еще в Европейской части страны, вплоть до Кольского полуострова, а также на востоке - на Таймыре и в устье Енисея. Здесь же, на Таймыре живут нганасаны, в устье Енисея - энцы, по притокам Енисея - кеты. Несмотря на то, что культура каждого из этих народов самобытна, у большинства из них много общего в облике хозяйства и культуры, что объясняется, во-первых, сходностью природно-климатических условий, во-
189
вторых, близостью происхождения, в-третьих, многовековыми историческими этнокультурными контактами [1, С.9].
Территория, которую сегодня занимают эти народы, огромна. Ее площадь занимает -свыше 3 тыс. км2 (площадь всей Российской Федерации - свыше - 17 тыс. км2). Это бассейны великих рек мира - Оби с Иртышом, Енисея, а также Печоры, их многочисленных прито-
ков, Урал; Западно-Сибирская низменность, полуострова Канин, Гыдан, Ямал и Таймыр -территория от берегов Ледовитого океана на севере до границ Ханты-Мансийского АО на юге, включая Томскую область, от Кольского полуострова на западе до Эвенкии и Якутии на востоке. В Российской Федерации этот регион делится на области (Архангельская, Тюменская, Томская, Свердловская) и края (Касноярский), в основе которых четыре автономных круга - Ненецкий, Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский и Таймырский (Долгано-Ненецкий).
Для всех народов данного региона характерно дисперсное расселение. Эти народы живут в трех природно-климатических зонах - тундровой, лесотундровой и таежной. Ненцы расселены на большом протяжении с запада на восток, от Кольского полуострова до севера Якутии. На севере они раньше проживали даже на Новой Земле. На юге лесные ненцы заходят в таежную зону до верховий и среднего течения правых притоков Оби. В XII в. Все эти народы жили на более широкой территории. Ханты широко расселились с запада на восток (от Урала до Енисея) и с севера на юг (от северного Приуралья до Васюгана и верховий Югана). Манси и кеты обитают более компактно: первые на левых притоках Оби и Иртыша, частично заходя на Урал, вторые - в левобережье Енисея. То же самое можно сказать об эн-цах низовьев Енисея и нганасанах Таймыра. Одна группа селькупов (южных) проживает компактно на средней Оби и ее притоках (Томская область), другая (северные) - на р. Таз и притоке Енисея Турухан [1, С.12].
Основной чертой самобытного менталитета коренных малочисленных народов Западной Сибири является то, что он формировался в совершенно уникальном природноклиматическом, географическом и ландшафтном отношении регионе. Северные территории Западной Сибири представляют собой бескрайнюю тундру, которая на юге граничит с таежными лесами, поэтому не удивительно, что в хозяйстве, быту, фольклоре и верованиях населения большая роль принадлежала именно ландшафту тундровых областей. Немалое значение для формирования особенностей менталитета имеют такие природные факторы, от которых непосредственно зависит практика конкретного выживания людей, то есть организация их хозяйственной (производственной, трудовой) деятельности. К числу данных факторов, в частности, принадлежит климат, рельеф, растительный и животный мир. Важность природно-климатических условий состоит в том, что они определяют существенные черты обстановки человеческой деятельности, которая представляет собой основное содержание исторического процесса. В своей повседневной деятельности, жизни и труде человек приспосабливается к обычной для него природной среде, вырабатывая при этом определенные стереотипы поведения, привычки и навыки, а также закрепляющие их психологические установки, эмоциональные реакции, задающие контуры национального характера. Наконец, в непосредственной связи с условиями деятельности людей находятся нормы и идеалы их культуры, мировоззрение, их предпочтения и отрицательные реакции, совокупность которых обозначается понятием «менталитет».
На суровых просторах полярных тундр коренным этносам Западной Сибири пришлось пережить исключительно трудный момент приспособления к тяжелым условиям существования и выработать свой специфический уникальный менталитет. Тот факт, что они не погибли, не превратились в угасающие племена и сумели использовать те своеобразные богатства, которые предоставил им север, говорит об их чрезвычайной жизнеспособности. Свойства почвы и климатические условия исключали возможность заниматься земледелием.
190
Скудность растительного покрова, долгие зимы с их снегами и морозами препятствовали развитию скотоводства.
Здесь в приполярной зоне, под ледяным дыханием океана, среди обнаженных тундр, вечных снегов и многомесячной тьмы полярных ночей, озаряемых лишь светом луны или трепетом северного сияния, надо было изыскать способ обеспечить себя пищей, одеждой, удобным жильем, возможностью преодолеть пространство через бесконечные болота и летом и зимой, без пути и дорог.
Эту сложная задача была разрешена путем приручения дикого оленя. Надо было здесь, на севере, создать мощные стада оленей, приспособиться самим к своеобразным условиям оленеводческого хозяйства и вместе с тем приспособить оленя к потребностям своего
быта [2, С.30-31].
До прихода русских в Сибирь многие из аборигенных племен достигли высокого уровня развития материальной и духовной культуры. Так, предки хантов, манси, селькупов добывали металл, имели гончарное производство, высокоразвитую металлургию, изготавливали орудия труда, вооружение, украшения; некоторые группы занимались прядением, ткачеством, земледелием, разводили скот. У них были богаты фольклор, мировоззрение, выражающее восприятие мира и поражающее богатством и многообразием идей и связи человека с природой [1, С.14].
Достижения коренного населения Сибири в хозяйственной области столь же значительны, сколь мало известны. Изучение опыта хозяйственной деятельности необходимо в связи с тем, что традиционная культура ведения хозяйства в суровых природноклиматических условиях была построена на принципах экологического подхода. Коренные этносы очень долго оставались охотниками-рыболовами-оленеводами и в сферу промышленного и индивидуального освоения втянуты были сравнительно недавно.
Корни сибирских народов обнаружены исследователями уже в древнекаменном веке -палеолите. Имеющийся археологический материал говорит о том, что формирование начального этапа исторического процесса сибирских племен протекало в ледниковую эпоху - плейстоцен. Следует отметить, что, по мнению гляциологов, изучающих ледники, половина территории нынешней Европы уже была покрыта мощным ледниковым покрывалом. Территорию Сибири в этот период охватило первое оледенение. Ледяная пустыня простиралась на тысячи километров. Окраина же ледника представила бескрайнюю тундру - «страну болот и озер, сверкающих кристально чистой водой среди мхов и редких перелесков из низких чахлых кустов полярной ивы, карликовой березы, а далее на восток - даурской лиственницы»
[3, С.31].
Зона лесотундры и тундры были представлены видовым разнообразием животного мира: водоплавающие птицы, мускусные быки, северные олени, вся жизнь которых была связана с суровыми природно-климатическими условиями приледниковой зоны. К югу от края ледника простиралась территория обитания мамонтов и шерстистых носорогов. По соседству с мамонтом и носорогом в степях, тундрах, лесотундрах паслись стада северных оленей, диких лошадей и быков. Все это явилось причиной появления здесь древнего человека. Когда именно (точное время, дата) и как широко расселились люди в Сибири? На этот вопрос пока ученые не дали точного ответа, так как не хватает необходимого археологического материала. Ясно одно, что заселение Сибири человеком было длительным и очень сложным процессом. По мнению А.П. Окладникова, «распространение древнейших людей и освоение ими новых районов с суровым климатом потребовали, разумеется, значительного времени, измеряемого, возможно, десятками тысяч лет; предпосылкой такого расселения должно было стать активное приспособление человека к новым условиям существования.
191
А раз начавшись, расселение древних людей на север и восток Азии уже не могло остановиться» [3, С.33].
А.П. Окладников считает, что продвижение первобытных людей в Азию было обусловлено жизненной необходимостью. Им, охотникам и собирателям, чтобы обеспечить существование, требовались обширные площади земли, к тому же богатые дичью. Сибирь в этом отношении, несмотря на суровый климат, была благодатным краем. Процесс расселения древнего населения ускорился самим образом жизни и условиями охоты, создавшими особую психологию бродячих охотничьих племен. Жажда легкой добычи и, как знать, может быть, даже дух приключений влекли охотников древнекаменного века все дальше и дальше в глубь неизведанных девственных областей [3, С.33].
Какими же путями могли прийти люди из старых, давно обжитых областей в глубину сибирских пространств?
Такой реальный путь был возможен, прежде всего, из Средней Азии вдоль горных цепей Памира и Тянь-Шаня. В Средней Азии рано сложились благоприятные для жизни древнейших людей условия, поэтому именно здесь, у подножия Копет-Дага и Иранского плато, в бассейне Амударьи и Сырдарьи издавна жили группы неандертальцев.
Широкая дорога на север Азии была открыта и из монгольских степей, за которыми находились Восточная и Юго-Восточная Азия - родина питекантропа и синантропа, а также Северная Индия - страна одной из древнейших культур человека - загадочного соана.
К началу четвертичного европейского оледенения, как предполагают исследователи, сложились благоприятные условия для проникновения палеолитического человека в Сибирь и с запада - из областей Западного Приуралья и Русской равнины.
Заселение Сибири, как утверждают А.П. Окладников и Р.С. Васильевский, палеолитическими людьми происходило не из одного центра и не в одном направлении, а, по крайней мере, из трех центров и по трем направлениям: из Средней Азии, из Восточной и ЮгоВосточной Азии, из Восточной Европы [3, С.33-34]. Таким образом, связь коренного населения с территорией данного региона насчитывает тысячелетия.
Длительный процесс приспособления людей к суровым природно-климатическим условиям определил устойчивую взаимосвязь человека и природы. А это, в свою очередь, формировало стереотипы их поведения, привычки и навыки, психологические установки, которые в последствии отразились на нормах и идеалах культуры, мировоззрении, нравах и обычаях коренных этносов.
Анализ взаимосвязи «человек - природа» показывает, насколько устойчивыми были традиционные отношения и как непросто они поддавались изменениям под действием чуждых мировоззрений. Первое вторжение человека в природу осуществлялось благодаря охоте и орудиям охоты.
Их трудовая деятельность была построена на принципе безотходного производства. Мясо животных шло в пищу, шкуры - на изготовление обуви, сухожилия - на нити; из рыбьей чешуи вываривали клей, измельченные кости представляли собой питательную рыбную муку (порсу), из внутренностей вываривали состав для отпугивания кровососущих насекомых. Даже современные ханты, пришедшие в негодность кожаные вещи, используют для изготовления всевозможных завязок, чтобы не выбрасывать, ставят своих предков в пример во всем, сопряженным с экономией природного сырья или отработанного материала. Если бы не было традиций, сводящих к минимуму экологический урон, человек лишил бы природу возможности воспроизводить себя и тем самым поддерживать благоприятные условия для своего существования.
Для менталитета коренных этносов северных территорий Сибири характерно почтительное и бережное отношение к окружающей природе - ландшафтам, растительному и жи-
192
вотному миру. Правила охотничьей этики предписывали особое отношение к объектам промысла. Обычаи запрещали селиться близ обжитого зверьми места, громко разговаривать, кричать и свистеть в лесу, добывать в непромысловое время, отстреливать молодых особей и беременных самок, а накануне промысла охотник должен был соблюсти ритуал, направленный на установление нормальных отношений с хозяином леса (первая добыча жертвовалась ему в качестве подарка). Обычаи требовали ставить рыболовные запоры с таким расчетом, чтобы сквозь них могла проходить только рыбья молодь. Во всех действиях, раскрывающих отношение к природе, был заложен первичный принцип: как я сегодня отношусь к природе, так сегодня, завтра, в будущем буду жить я, моя семья, мой народ. В их мироощущении могучая и таинственная природа отражалась с исключительной ясностью и подробностью. На протяжении тысячелетий они накапливали знания об особенностях природных условий своей территории и с их учетом выработали соответствующие формы хозяйствования.
Вопрос об отношении к природе и ее объектам тесно связан в традиционном мировоззрении с так называемыми промысловыми культами, которые включают средства по обеспечению себя добычей, устранению опасности и направленные на возрождение животных. Все это хорошо известно и многократно описано в этнографической литературе. Сюда можно отнести медвежий праздник и лосиный; хранение нанизанными на заостренную палочку конечностей и хвоста выдры, стопы медведя; хранение со стянутыми кедровым корнем челюстями медведя; хранение медвежьих черепов на специальной постройке в виде сруба; хранение костей медведя внутри сруба или большой берестяной коробке; хранение черепов медведя в особых священных лабазах; запрет сжигать или выбрасывать рыбью чешую, перья до-
бытых птиц; запрет съедать первую добытую утку; использовать в практических целях необычных особей (шестилапых, альбиносов); запрет пользоваться металлическим ножом при поедании лосиного мяса; подсаливать лосиное мясо и многое другое [4].
На взаимосвязи «человек - природа» у коренных этносов Севера построена система воспитания, которая тесно связана с трудовой деятельностью, что нашло свое отражение в фольклоре северных народов. Например, в одной из сказок говорится: «Бабушка Таисья и дедушка Портя, собрав вокруг себя внуков и правнуков, давали в руки каждому нож, кому иголки с нитками, кому красный лоскуток, и внуки вырезали из дерева стрелы, а внучки -узоры». В сказаниях, сказках, пословицах и поговорках, в песнях прославлялись люди-труженики, а это, в свою очередь, являлось важным средством формирования национального менталитета. О содержании сказок северян, об их воспитательной функции можно судить по названиям: «Каждый другом силен», «Умный Сойтын», «Смельчак Ядури», «Храбрый Нядыга», «Жадный Глухарь», «Гордый олень», «Хитрая лиса». Уроки, которые преподносят сказки коренных жителей, воистину неоценимы: будь милостив ко всему живому, бери у природы лишь самое необходимое; чти заветы предков, трудись в поте лица, не отступай перед трудностями; не совершай дурных поступков. В своих пословицах и поговорках они отразили моральный облик рыбаков, охотников, оленеводов: «легким трудом не проживешь, человеком не станешь», «от крика дело не делается», «за ленивое дитя сердце больше болит».
Поклонение природе - характерная черта их культуры. Например, «Большая зима» начинается для этих народностей в ноябре. Ее наступление отмечалось на нижней Оби особым ритуалом. В священной роще зажигались опознавательные огни, к которым прибывали участники обряда. В жертву духам Торум 193зии (Небу), Калтащ Ими (Земле), Хынь Ике (Подземелью) приносили семь молодых оленей. После чего совершался совет старейшин. Лес для народов Севера всегда являлся священным. Они считают, что «...дерево встречает человека и провожает в неземной мир. Оно встречает человека в висьякле - маленьком доме, берестяная малька - апа - покачивает его, пока он ползает и ест слабее птенца, оно спасает
193
его юртой - избой из вековых лиственниц. Деревья - друзья, деревья - пища, деревья - красота, деревья - вчера и сегодня, деревья - много зим наперед». Так говорится в одной из сказок. Некоторые растения обожествляются ими, к примеру, старые, искореженные или такие, у которых несколько верхушек. Они предполагают, что там находится прибежище бога, а чаще рассматривают само дерево как божество. Такие обжитые духами места называются у народов севера «святым колдовским местом» [5]. Например, в сакральной символике угров главные роли распределены между березой, сосной и кедром, в миропонимании ненцев явное первенство принадлежит лиственнице. Действительно, из лиственницы изготавливались священные предметы, в кронах живых деревьев гнездились орлы, а силуэты одиноко растущих лиственниц служили путеводными знаками для тундровых кочевников [6, С.42-43]. Таким образом, главная роль в духовной культуре того или иного этноса отводилась именно той древесной породе, которая являлась преобладающей в растительном покрове территории проживания данного народа.
Чрезвычайно интересным в традиционной культуре северных этносов Западной Сибири является взаимодействие животного мира и людей. Из животных у них наибольшим почитанием пользуется медведь. Он именуется младшим братом человека и всех зверей. Образ медведя занимает значительное место в сказаниях, священных песнях, обрядах. Так называемый культ медведя, особенно в форме медвежьего праздника, является одним из самых ярких примеров северной самобытной культуры. Большая роль отводится в устном народном творчестве северян и собаке. Бытует поверье, что собака берет на себя несчастья и даже смерть хозяина. Постаревших собак не бросают и не убивают, а содержат наравне со всеми. Много добрых сказок, песен и загадок посвящено этим животным. Самобытная традиция связана с культом очеловечивания лягушки, которая называлась «между кочек живущей женщиной». Ей приписывали способность дарить семейное счастье, определять количество детей, облегчать роды. Изображение лягушки, вышитое бисером на платке, держали пе-
ред рожавшей женщиной для того, чтобы обеспечить новорожденному крепкое здоровье и долгую жизнь. Существовал запрет отлавливать лягушек и использовать их в качестве насадок. Но самые лучшие сказки и песни, лучшие поверья и сказания - об оленях. Вся жизнь коренных этносов связана с тундрой. Спасение для людей - олени. Олень воспет как нечто лучшее в мире, первые мольбы и моленья отнесены именно к нему.
Анализируя все вышеизложенное, следует, что культурное наследие и достижения в хозяйственной деятельности коренных этносов северных территорий Сибири - это свидетельство, отражающее историческую истину и летопись народа. Приспосабливаясь к суровым природно-климатическим условиям, они выработали при этом своеобразные стереотипы поведения, привычки и навыки, а также закрепляющие их психологические установки и эмоциональные реакции, которые формировали нормы и идеалы культуры, мировоззрение, нравы и обычаи - их самобытный национальный менталитет.
Тесная взаимосвязь человека и природы, отражающаяся в материальной и духовной культуре, в мировоззрении этносов, говорит о непосредственном влиянии на формирование самобытного менталитета тех географических условий, в которых сложилась историческая судьба коренных малочисленных народов Западной Сибири.
Библиографический список
1. Народы Западной Сибири : Ханты. Манси. Селькупы. Ненцы. Энцы. Нганасаны. Кеты / отв. ред. И. Н. Гемуев, В. И. Молодин, З. П. Соколова ; Ин-т этнологии и антропологии им. Н .Н. Миклухо-Маклая РАН; Ин-т археологии и этнографии СО РАН. - М. : Наука, 2005. - С. 9-14.
194
2. Шнейдер, А. Р. Население Сибирского края (русские и туземцы) / А. Р. Шнейдер, Л.
Н. Доброва-Ядринцева. - Томск : Сибиздат, 1928. - С. 30-31.
3. Окладников, А. П. Северная Азия на заре истории / А. П. Окладников, Р. С. Васильевский. - Новосибирск : Наука, 1980. - С. 31-34
4. Материалы В. М. Кулемзина [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ьир://па1:1уеига1 б .narod.ru/khanty.htm
5. Хаврушина, Э. Система образов в устном народном творчестве хантов и манси [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.1itmuseum.ru/1ns_havrushina.htm
6. Головнев, А. В. Говорящие культуры : традиции самодийцев и угров. - Екатеринбург : УрО РАН, 1995. - С. 42-43