Научная статья на тему 'Роль гэмблинга в обществе: стратификационные особенности и социокультурная обусловленность'

Роль гэмблинга в обществе: стратификационные особенности и социокультурная обусловленность Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
795
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология власти
ВАК
Ключевые слова
ГЭМБЛИНГ / СТРАТИФИКАЦИЯ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ / ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ НОРМЫ / СОЦИАЛЬНЫЙ СЛОЙ / СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ / СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ / GAMBLING / STRATIFICATION / SOCIO-CULTURAL NEED / BEHAVIORAL NORMS / SOCIAL STRATA / SOCIAL FUNCTION / SOCIAL NORMS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Осипов Егор Михайлович

Статья посвящена относительно новому явлению в российском обществе гэмблингу, или привязанности к азартным развлечениям. Приводятся исторические примеры, прослеживается вся история изучения данной проблемы и его социальных корней, описываются главные теории, выдвинутые за последние полвека ведущими мировыми социологами, и делается вывод о том, что далеко не во всех случаях гэмблинг стоит рассматривать как социальное зло.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF GAMBLING IN SOCIETY: STRATIFIED FEATURES AND SOCIOCULTURAL CONDITIONALITY

This article is devoted to the relatively new phenomenon in Russian society gambling, or affection to gambling entertainment. The author gives historical examples, observes the whole history of studying the problem and its social roots, and describes the main theories by the world's leading sociologists put forward over the past half a century, and concludes that gambling should be far from being viewed in all cases as a social evil.

Текст научной работы на тему «Роль гэмблинга в обществе: стратификационные особенности и социокультурная обусловленность»

3. Козбаненко, В.А. Государственная политика и нормативное правовое регулирование Минздравсоцазвития в сфере государственной гражданской службы // Государственная служба. - 2006. - № 3.

4. Позднышев, А.Н. Служба в органах внутренних дел как особый вид государственной службы. - Ростов н/Д., 2002.;

5. Сергун, П.П. Государственная служба в органах внутренних дел Российской Федерации: состояние и теория развития. - Саратов, 1998;

© Качушкин С.В., 2009

Е.М. Осипов

РОЛЬ ГЭМБЛИНГА В ОБЩЕСТВЕ: СТРАТИФИКАЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ И СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ

Аннотация. Статья посвящена относительно новому явлению в российском обществе - гэмблингу, или привязанности к азартным развлечениям. Приводятся исторические примеры, прослеживается вся история изучения данной проблемы и его социальных корней, описываются главные теории, выдвинутые за последние полвека ведущими мировыми социологами, и делается вывод о том, что далеко не во всех случаях гэмблинг стоит рассматривать как социальное зло.

Ключевые слова: гэмблинг, стратификация, социокультурная необходимость, поведенческие нормы, социальный слой, социальные функции, социальные нормы.

С древних пор азартные развлечения и разного рода игры на деньги занимали стойкое место в жизни общества. У некоторых народов существуют традиции гэмблинга, насчитывающие тысячелетия, причем в отдельных аспектах они не претерпели больших изменений. В каждый отдельно взятый исторический период гэмблинг играл свою социальную как деструктивную, так и конструктивную роль. Постоянно менялось и отношение социума к гэмблингу и роль азартных развлечений, также как и их формы. И тем не менее, несмотря на богатый исторический и социальный материал, социологи довольно долго обходили эту часть социальной активности стороной. Более того, гэмблингу совсем мало уделялось внимания и в литературе. Фактически, формировалось некое белое пятно в социологии - популярность азартных игр повышалсь, а само явление оставалось по большей части неизученным и на Западе и, тем более в России.

Основной причиной недостатка исследований в данной области стало само отношение общества к гэмблингу. Даже в академических кругах

считалось, что социальные нормы идут вразрез с участием индивидуума в азартных играх: лотереях, скачках и просто заключением пари на деньги, хотя в целом в отдельных секторах сферы гэмблинга были вовлечены разные сегменты общества - от низших слоев до аристократии. Конечно, антураж, финансовые обороты и прочие детали сильно рознились в зависимости от принадлежности участников азартных игр к тем или иным классам, однако суть процесса оставалась одной и той же: люди расставались со своими деньгами в расчете на удачу, и, как следствие, быструю прибыль.

Конечно, отдельные ученые публиковали труды на эту тему, но это по большей части была «диванная социология», не подкрепленная ни мало-мальски серьезными исследованиями, ни какой-либо иной «полевой работой». Лишь за последние несколько десятилетий социологи и психологи всего мира начали изучать гэмблинг так, как это повсеместно распространенное социальное явление того заслуживало. Стоило начаться исследованиям, как очень скоро стало абсолютно ясно, что стремление индивидуума или социальных масс к азартным развлечениям совершенно нормально, а в отдельных случаях даже социокультурной необходимостью, полностью и безусловно одобряемой обществом.

Одним из первопроходцев в глубоком изучении гэмблинга следует признать американского социолога норвежского происхождения Торстена Веблена, который первый отметил несоответствие между популярностью азартных игр в верхних слоях общества и отношением социума к гэмблин-гу в целом. Он пошел по новому направлению и указал, что корни изучения социальных поведенческих норм относительно гэмблинга следует искать в культурно-эволюционной ориентациях. Поскольку именно так изучались все прочие поведенческие модели в обществе, почему бы не воспользоваться испытанным методом, чтобы пролить свет и на привязанность людей к азартным играм? Опираясь на данную концепцию, Веблен охарактеризовал гэмблинг как «модель поведения для выживания, помогающая дать выход той части наследства от наших предков, сущностью которого является варварство и хищность». То есть, по сути, Веблен, пусть и не столь убедительно и не до конца, но постарался доказать, что гэмблинг несет на себе определенную социальную нагрузку и выполняет весьма значимую роль, хотя никаких иных выводов в то время сделано не было, а сам ученый не озаботился тем, что гэмблингом увлекаются представители всех слоев населения. Впоследствии именно труды Веблена позволили социологам начать более глубокие исследования в этой важнейшей области человеческой жизнедеятельности. Что касается разделения азартных игроков по социальным слоям, то связь была установлена лишь недавно: исследования, проведенные в США с 1995 по 1999 г., доказали, что чем выше уровень жизни индивидуума, тем больше он склоняется к азартным

играм. Эта связь и ее зависимость от социокультурных особенностей общества изучается до сих пор.

Многие социологи во второй половине ХХ в. в попытках объяснить и понять различия сфокусировали свое внимание на принадлежности к тому или иному социальному слою как к одному из основных критериев, приводящих человека к гэмблингу. Однако поначалу исследователи долго топтались на месте, ибо исходили из того, что само явление в целом имеет негативный социальный окрас. Дело сдвинулось тогда, когда было решено прибегнуть к социолингвистике. Аналоги таких поговорок, как «что посеешь, то и пожнешь», «без труда не выловишь рыбку из пруда», «попытка -не пытка» существуют практически во всех языках мира и несут один и тот же смысл, создающий устойчивый стереотип, что настойчивость вознаграждается. А настойчивость, одна из главных составляющих азартного времяпрепровождения, в целом воспринимаемая практически в социокультурных традициях различных общественных строев как положительное качество.

Тем не менее многие социологи, находясь в основном под влиянием моральной модели общества, классифицировали склонность к гэмблин-гу как негативную, эскапистскую, криминальную и в целом антисоциальную форму поведения. Такое отношение было вполне объяснимо: еще в викторианской Англии (собственно, в эпоху первого расцвета гэмблин-га) азартные игры считались привилегией высшего класса, в то время как беднякам запрещалось в них участвовать - им разрешалось только делать ставки у так называемых букмекеров (вплоть до начала ХХ в. понятие «букмекер» подразумевало людей, которые сами ходили по улицам и предлагали сделать ставки, при этом над ними не было практически никакого государственного контроля, и далеко не у всех имелись права на подобную деятельность). Впоследствии, уже после легализации гэм-блинга в капиталистических странах, негативное отношение общества к гэмблингу усилилось по причине криминального характера организации игорного бизнеса. По своей социальной окраске гэмблинг приравнивался к торговле наркотиками, проституции и прочим антисоциальным явлениям по принципу ассоциативной идентификации, потому что доход от всего перечисленного шел в карман одних и тех же людей.

Впрочем, сам факт легализации гэмблинга свидетельствовал о том, что общество признало его необходимость. С научной же точки зрения не сразу удалось разобраться, в чем же именно состоит эта необходимость и насколько она велика. Поскольку «диванные» социологи*, по примеру

* Этот термин впервые использовал немецкий социолог Теодор Адорно (Aesthetic Theory, München , 1970), имея в виду тех ученых, выводы и тезисы которых не подкреплялись исследовательскими работами, а были основаны лишь на заключениях теоретического характера.

ранних психоаналитиков, трудились, в основном опираясь на догадки и предположения, им не хватало четких исследовательских фактов. Также, как и психологи, социологи создавали свои работы, приводя в пример отдельные случаи, интересуясь прежде всего людьми, на которых гэмб-линг влиял негативно. Они искали обанкротившихся, отчаявшихся людей, разведенных мужей и т. п. Однако поиски такого «рабочего материала» давались все большим трудом, и скоро стало ясно, что такие исследования не могут считаться репрезентабельными даже в минимальной степени. Известный английский социолог Джеймс Фрэй резюмировал эти работы, придя к следующему выводу: «Чтобы попытаться дать окончательный социальный портрет азартного человека (гэмблера), совершенно недостаточно изучить 10-12 отдельных случаев, ибо в капиталистическом обществе так или иначе в процессы гэмблинга вовлечены до 75 процентов мужского населения. Каждый из них хотя бы два раза в год испытывает удачу, и далеко не все из них неудачны или недовольны. Даже проигравшие, коих на самом деле большинство, не считают, что потратили деньги впустую. Есть что-то, что они получают, даже если в деньгах не выигрывают ничего, и это «что-то» является достаточной компенсацией, постоянно удерживающей количество играющих на довольно высоком уровне»1.

Фрэй стал первым социологом, прибегнувшим к изучению проблемы с помощью структурно-функционального подхода, попытавшись понять, что именно склоняет человека к гэмблингу и насколько на это влияют отдельные социометрические показатели. Социальная функция гэмблинга стала четко вырисовываться особенно после того, как Фрэй и его сподвижники подключили к исследованиям экономические теории, сопоставив их с социологическими. Выяснилось, во-первых, что склонность к гэмблингу отнюдь не является отклонением от норм социального поведения индивидуума, и, во-вторых, не столь сильно зависит от его социального положения. Было также выявлено, что гэмблинг больше привлекает тех людей, в процесс социальной активности которых нечасто включается принятие решений. То есть это люди, судьбы которых в большей степени находятся в руках социального окружения: жен, начальников, родителей и пр. Поскольку в повседневной жизни (в семье, на работе) у таких людей мало возможностей принимать решения, касающиеся себя, они ищут и находят способ такую возможность получить, и гэмблинг им ее предоставляет в полной мере. Таким образом, человек, склонный к гэмблингу, получает некоторый контроль над принятием собственных решений, абсолютно независимых от социального окружения. Если его к тому же тянет в те области гэмблинга, где для удачи нужны определенные интеллектуальные усилия (например, ставки на спортивные события), то такой человек пси-

1 Fray, James. Major Gambling Aspects. - London, 1999.

хически и социально уравновешивается, получая шанс постоянно делать свой независимый выбор.

Эта теория получила названия «Теория отстранения»*, ибо касается она людей, которые отстранены от процесса принятия решений. Множество социологов давно уже заметили, что современное максимально индустриализованное, общество со своей жесткой временной шкалой, четким разделением труда и множеством огромных бюрократических механизмов заставляет своих членов чувствовать себя менее креативными, изолированными и отстраненными от возможностей проявить какую-либо социальную инициативу. Такие чувства приводят к осознанию того, что и контроль над собственной жизни в целом сосредоточен в чужих руках. Полевые исследования подтвердили эту теорию, доказав, что в той или иной мере отстраненным себя чувствует довольно широкий сегмент общества -до 55%. Именно они и составляют основную часть гэмблеров: уставшие от рутинной работы и повседневной жизни они ищут альтернативные способы самовыражения в обществе, получая при этом пусть и маленький, но всегда реальный шанс «поймать удачу за хвост». Причем, если сама теория изначально предполагала, что к гэмблингу стремятся недовольные своим экономическим и финансовым положением, то, как это ни удивительно, исследования показали обратное: даже индивидуумы, по всем параметрам относящиеся к слоям общества гораздо выше среднего класса, склонялись к гэмблингу по тем же самым причинам. Вне зависимости от финансового благосостояния, человек нуждается в самовыражении, в некотором контроле над собственной судьбой и над собственным местом в обществе. Пусть даже этот контроль в некотором смысле искусственный, он не надуманный: само решение примкнуть к гэмблингу - уже первый шаг к самовыражению, которого в рутинной, повседневной жизни не наблюдается. Если добавить к этому и выводы Торстена Веблена, что с помощью гэмблинга человек удовлетворяет потребность дать выход некоторым «варварским и хищническим инстинктам», выплеснуть свой азарт, то можно сделать вывод, что гэмблинг в современном социуме выполняет весьма важную социальную функцию, а именно уравновешивает многих членов общества, оказавшихся в железных тисках современной реальности. Иными словами, гэмблинг - это уход от рутинности современной жизни, это тот процесс, где нет гнетущего чувства безинициативности и отсутствия креативности как нет и надоевшей каждодневной предсказуемости жизни. Человек, решивший попытать удачу, оказывается вне рутинной системы, получая удовольствие уже от самого процесса, вне зависимости от исхода игры, в которой он принимает участие. В связи с этим Джеймс Фрэй написал в своем итоговом докладе по проведенным исследованиям,

* Применительно к гэмблингу этот термин впервые появился у австралийских социологов / Ben-Tovim. D., Esterman. A. Detailed Researches in Gambling, 1978).

что именно в минуты вовлечения в процесс гэмблинга человек наиболее отчетливо чувствует, что живет собственной жизнью.

Несмотря на свою полезность, теория отстранения конечно же не полностью давала представление о причинах склонности к гэмблингу. Она лишь подтолкнула развитие изучения места гэмблинга в обществе. Чуть позже, в конце 80-х гг. ХХ в., широкое распространение получила другая теория, названная «теорией отчуждения». Ее последователи начали изучать, в какой же мере склонность к гэмблингу все следует считать отклонением от норм социального поведения. Вопрос заключался не в утверждении, что сама склонность является безусловным отклонением, а в том, когда и при каких обстоятельствах увлечение гэмблингом начинает отклоняться от нормы. Аномия сродни отстранению, это социологическая концепция, при которой нормативные цели и социальные ценности, а также поведенческие стандарты и средства их достижения отсутствуют или недостижимы по причине свойственного данному обществу социального неравенства. Человек, не имеющий возможности достичь этих целей с помощью предписанных, принятых методов, как правило, отклоняется от поведенческих норм.

Немалых результатов в этой области добился американский социолог и экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике 1987 г. Роберт Мертон Солоу, который назвал гэмблинг в числе прочих отклонений, объяснив это с помощью экономической модели максимализации ценностей. Согласно Мертону Солоу одной из главных конечных целей жизни в капиталистическом обществе является финансовый успех, однако существующая социально-экономическая система не дает определенным сегментам обществе адекватных возможностей достичь этой цели1. Люди, относящиеся к этим сегментам (особенно представители низших классов общества), ищут альтернативные пути, находя их в отклонениях от социальных норм, зачастую - в нелегальных: в преступности, в проституции и т. д. Многие же предпочитают легальные пути, и в этом отношении гэмблинг полностью удовлетворяет их потребностям. Согласно Мертону отсутствие возможности достичь финансового успеха (вне зависимости от причин) - главный мотивирующий фактор склонности к азартным развлечениям и главная причина растущей популярности гэмблинга в обществе. При этом, чем организованнее социально-экономическая система общества, тем более популярен гэмблинг и тем больше людей, в той или иной мере им увлекающихся. Огромная конкуренция во всех сферах человеческой жизнедеятельности, являющаяся причиной как личного, так и социального стресса, заставляет людей искать новые пути, с помощью которых можно было бы приблизиться к финансовому успеху.

1 A Contribution to the Theory of Economic Growth // Quarterly Journal of Economics, - New York. - 1989.

В США психологи и социологи сопоставили две теории и провели масштабные исследования, в целом их подтвердившие. Выяснилось, что, действительно, большинство гэмблеров ставят во главу угла именно финансовую составляющую, при этом лишь малая часть (менее 2%) частично теряет адекватность восприятия, в дальнейшем пытаясь выиграть большие суммы во что бы то ни стало. Именно из числа этих людей выходят так называемые лудоманы - игроки, одержимые идеей разбогатеть с помощью азартных игр. Это, безусловно, крайность - очень опасное психическое отклонение, подлежащее психотерапии. Однако подавляющее большинство гэмблеров готовы удовлетвориться небольшим выигрышем или даже его отсутствием при условии, если сами не потеряют в деньгах или потеряют не слишком много. В любом случае финансовая составляющая - краеугольный камень гэмблинга, и деньги являются главной приманкой во всех азартных играх. Тем не менее исследования показали, что большинство членов общества так или иначе заранее высчитывает финансовый риск как для себя, так и для своих семей, и играет годами, не теряя контроль над своим бюджетом. Мертон называет этих людей «фактически здоровыми членами социума, отклонение в поведении которых минимально настолько, чтобы не считаться отклонением вовсе».

Конечно же в мир гэмблинга вовлечены разные сегменты общества. В зависимости от социального положения меняется все: и частота посещения игорных заведений, и сумма сделанных ставок, и многое другое. Однако, суть в том, что значимость азартных игр для индивидуума, как правило, несильно зависит от социометрических показателей. В каждом отдельно взятом случае отклонение от поведенческих норм строго индивидуально и зависит больше от личностных характеристик. При этом по всему миру социологи пришли к единодушному мнению, что, несмотря на все еще не очень доверительное отношение общества к гэмблингу, все же он выполняет очень важную функцию для общества и прежде всего тем, что дает его членам дополнительные возможности для самовыражения при этом, как правило, не отрывая их от социальных норм.

Список литературы

1. Адорно, Теодор В. Эстетическая теория. - М.: Республика, 2001.

2. Гилинский, Я.И. Девиантность, преступность, социальный контроль: избранные статьи. - СПб.: Юридический центр Пресс, 2004;

3. Platt, B. Gambling Researchers' Summary. - Ontario, Канада, 2003.

© Осипов Е.М., 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.