Научная статья на тему 'Роль фольклорных и библейских мотивов в воссоздании пространства социального зла в поэме А. Ахматовой «Реквием»'

Роль фольклорных и библейских мотивов в воссоздании пространства социального зла в поэме А. Ахматовой «Реквием» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
6506
416
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИТЕРАТУРА / АННА АХМАТОВА / ПОЭМА «РЕКВИЕМ» / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ / ФОЛЬКЛОРНЫЕ И БИБЛЕЙСКИЕ МОТИВЫ / ПРОСТРАНСТВО СОЦИАЛЬНОГО ЗЛА / ГРАФИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ПРОСТРАНСТВА ПОЭМЫ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Азаренко Оксана Сергеевна

В статье предлагается оригинальный опыт изучения поэмы А.Ахматовой «Реквием» в 11 классе с использованием новых педагогических технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль фольклорных и библейских мотивов в воссоздании пространства социального зла в поэме А. Ахматовой «Реквием»»

УДК 82.0:801.6

РОЛЬ ФОЛЬКЛОРНЫХ И БИБЛЕЙСКИХ МОТИВОВ В ВОССОЗДАНИИ ПРОСТРАНСТВА СОЦИАЛЬНОГО ЗЛА В ПОЭМЕ А. АХМАТОВОЙ «РЕКВИЕМ»

Азаренко Оксана Сергеевна учитель русского языка и литературы МОБУ СОШМ10,

г.Благовещенск

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: литература, Анна Ахматова, поэма «Реквием», методика преподавания, фольклорные и библейские мотивы, пространство социального зла, графическое изображение пространства поэмы

АННОТАЦИЯ: В статье предлагается оригинальный опыт изучения поэмы А.Ахматовой «Реквием» в 11 классе с использованием новых педагогических технологий

Говорить с детьми на так называемые трудные темы сложно. Но интересно. Конечно, легче всего убедить себя, что современным школьникам тяжело читать «Реквием» Анны Ахматовой. Многие поймут текст, но дойдёт ли он до сердца? Значит, нужно сделать так, чтобы книга «легла» на души российских старшеклассников. О массовых репрессиях 30-х годов прошлого века на Дальнем Востоке знают не понаслышке: трагедия тех лет отразилась в истории семей многих амурчан. Более того, многие семьи стали дальневосточниками по воле тех, кто делал историю страны в то страшное время. И произведение Ахматовой порождено напряженным духовным стремлением осмыслить итоги катастрофических для страны событий, свершившихся в XX столетии. Отсюда и тот нравственно-философский потенциал, который заключен в книге. Отсюда и тот настрой, который я попыталась внести в свой урок.

Итак, тема: Роль фольклорных и библейских мотивов в воссоздании пространства социального зла в поэме А. Ахматовой «Реквием»

И небо скрылось, свившись в свиток; и всякая гора, и остров двинулись с мест своих.

Откровение Иоанна Богослова

Я вижу всё, я всё запоминаю.

А. Ахматова

Цель: помочь учащимся осознать философское значение поэмы «Реквием»,

проанализировать общечеловеческий масштаб трагедии лирической героини через графическое изображение пространства поэмы.

Задачи:

• Продолжить работу над формированием читательских компетентностей;

• Развивать исследовательские и коммуникативные компетентности учащихся;

• Формировать положительные нравственные ориентации.

Ресурсы урока: тексты изучаемого произведения, икона «Иисус прощается со своей матерью» (неканонический сюжет), аудиозапись «А. Ахматова читает «Реквием», аудиозапись «Реквиема» Моцарта, индивидуальные схемы для изучения хронотопа поэмы, компьютерная презентация урока.

Ход урока

До начала урока зажигаю свечу перед иконой «Прощание Иисуса с Матерью». Столы поставлены раздельно для 5 групп (одна группа будет состоять из двух человек). На моём столе лежит красная роза. На левой половине доски лист бумаги, на котором написано «РЕКВИЕМ». На доске же слова эпиграфов на плакатах. На белой доске заранее начерченный контур СССР.

Первое слово учителя: Сегодня на уроке мы с вами будем читать «Реквием», изучать «Реквием», слушать «Реквием».

Слайд. На экране портрет Ахматовой и тема урока. Звучит музыка Моцарта.

Читаю «Посвящение» на фоне музыки до слов «А надежда всё поёт вдали...» Эти слова принадлежат Ахматовой. Так она описывает горе своей страны. И свое личное горе. В 1938 г. по ложному навету был арестован сын Анны Андреевны - Лев Гумилёв. Написаны эти строки в 1940 г. А эти (показываю на первый эпиграф)) взяты из откровения Иоанна Богослова. Слова, произнесенные почти две тысячи лет назад, созвучны началу ахматовского «Посвящения». Анна Ахматова... Гордое, величественное имя! Вы уже изучали творчество этой поэтессы, когда говорили о «серебряном веке» русской поэзии. Какой вы её запомнили? (Лиричной; несколько экстравагантной, окутанной загадочной любовной дымкой). Сегодня мы поговорим об иной Ахматовой, той, что взяла на себя смелость сказать: «Я ВИЖУ ВСЁ, Я ВСЁ ЗАПОМИНАЮ!» Она не побоялась стать голосом «стомильонного народа», той, чья материнская скорбь потрясает силой своего страдания и в наши дни. Сегодня вы услышите голос Ахматовой. Вы услышите голос человека великого, умудренного горьким опытом, этот голос слышали ленинградцы во время блокады. Это голос вечности. (Звучит начало «Реквиема» в исполнении Ахматовой («Эпиграф», «Вместо предисловия»).

Слайд. Во время ахматовского чтения на экране ученики видят изображение поэтессы. Слова: «Это дыхание человека, в душе которого постоянно жила драма» (Л. Озеров).

Слово учителя: Слово «Реквием» (показываю слово на доскё). Какие ассоциации у вас возникают? Слушаю ответы. Затем записываю мелом ассоциации детей на доске (Примерные варианты: «смерть», «горе», «слёзы-плач», «траур», «музыка», «молчание», «тишина». Акцентирую внимание на каждом слове).

Вот ещё одна ассоциация - это слово «КОЛЫБЕЛЬНАЯ». Записываю это слово рядом с ассоциациями детей. На сегодняшнем уроке мы должны увидеть, как эти слова взаимосвязаны и как они проходят через всю поэму. Мы должны исследовать основные мотивы поэмы, её уникальное художественное пространство, понять эмоциональное состояние лирической героини и изобразить это состояние с помощью графика.

Работать будем в группах. Дома вы перечитали поэму «Реквием». Сейчас нам предстоит проанализировать её вместе. Вы разделены на пять групп. У каждой группы своя цель. Работать начинаем после объяснений.

Слайд. Карта Страны Советов.

Есть конкретное географическое пространство, которое называется Страной Советов. Я изобразила это пространство в виде карты на доске, у вас такое изображение на столах Назовем его пространством социального зла.

Нарисуем центральную ось будущего графика. Она пройдёт через пространство нашей страны, представленное на карте. В поэме 16 частей. Пересекаем эту линию 16 раз. Все части разные по форме, по мелодике стиха, но все будут демонстрировать непосильные страдания матери.

Под изображенным пространством страны я начертила ось времени. На неё мы будем проецировать те временные отрезки, которые нам подскажет текст поэмы.

В первую очередь даю задание тем, кто будет работать с ноутбуком в сети Интернет.

Выдаю листы с заданием. Ничего не озвучиваю. Те ученики, которые сидят перед ноутбуком, выполняют своё задание с помощью Интернета.

Задание. Найти в Интернете репродукцию В.Г. Перова «Плач Ярославны». Подумать и объяснить, почему этой репродукцией можно иллюстрировать урок о «Реквиеме» Ахматовой? Найти ту часть поэмы, которая больше всего подходит для чтения на фоне картины Перова. Прочитать этот отрывок выразительно («Семнадцать месяцев кричу...»).

Группа географов. Ваша группа исследует географическое пространство в поэме. Вы должны найти названия городов, рек, о которых идет речь в поэме, и нанести их на контурную карту, находящуюся на вашем столе. Строчки, которые подтверждают верность ваших мыслей, нужно выписать и зачитать во время выступления.

Остальные группы — филологи. У всех на столе есть уменьшенные схемы и таблички-подсказки. За 3 минуты вы должны исследовать в тексте определенный мотив, с помощью которого Ахматова раскрывает эмоциональное состояние лирической героини: ПЛАЧ, БИБЛИЯ, МОЛЧАНИЕ. Мы должны попробовать изобразить этот мотив с помощью линии на географической карте. В результате у нас должен получиться общий график из трёх линий. Попытайтесь изобразить при помощи линии эмоциональное состояние лирической героини. Выберите одного человека, который будет выполнять чертеж и одного или двух ораторов, которые будут зачитывать строчки-доказательства из текста. Приступаем. Выполнять задание вы будете, пока звучит музыка: 3 минуты! (Звучит церковная музыка «Не рыдай мене, мати...»).

В это же время слайд: на нем на карте Страны Советов проявляются фотографии Сталина, Ахматовой, заключенных, лагерей. Звучит «Реквием» Моцарта.

Пока ученики работают, подхожу к тем, кто ищет информацию в Интернете. Консультирую их. Затем подхожу ко всем группам, ещё раз объясняю то, что должны сделать исследователи текста по окончании работы.

Примерно через 3 минуты прошу выступить тех, кто работал в Интернете.

Ответ (примерный): Я нашёл репродукцию картины Перова «Плач Ярославны». Этой репродукцией можно иллюстрировать урок о «Реквиеме» Ахматовой, потому что мы видим Ярославну, героиню «Слова о полку Игореве». Этот удивительный образ стал символом Русской земли, Родины, матери, любви - так много объединяет в себе русская княгиня. Её устами говорит простая русская женщина, горячо любящая своего мужа, тоскующая о нём и горюющая о том, что он ранен и в плену, и не только о муже, но и обо всех, кто ушёл вместе с ним и не вернется домой никогда. Мне кажется, что больше всего подходит для чтения на фоне картины Перова V главка.

Выразительное чтение отрывка («Семнадцать месяцев кричу...»).

Слайд. Репродукция В.Г. Перова «Плач Ярославны».

Вывод учителя: Действительно, этот образ стал бессмертным потому, что горе Ярославны огромно. Она не просто любящая жена. Для Ярославны поражение и гибель русских воинов - большое личное несчастье.

Так на каком же пространстве страдает лирическая героиня Ахматовой? Хочется выслушать тех, кто исследовал географические приметы.

(Ученики всех остальных групп отмечают названные пункты на своих географических картах).

Ответ (примерный): Мы исследовали пространство поэмы. Вот те строчки, которые говорят о конкретных географических пунктах, раздвигающих границы действия до широких пределов земли русской:

ЛЕНИНГРАД: «.. В тюремных очередях Ленинграда»;

СИБИРЬ: «.. .Что им чудится в сибирской вьюге?»;

МОСКВА: «Звёзды смерти стояли над нами; Буду я, как стрелецкие жёнки, // Под кремлёвскими башнями выть1»;

ДОН: «Тихо льётся тихий Дон...»;

ЕНИСЕЙ: «Мне всё равно теперь. Клубится Енисей...»;

ЧЁРНОЕ МОРЕ: «Ни около моря, где я родилась, последняя с морем разорвана связь».

Мы считаем, что наша цель достигнута: мы доказали, что горе лирической героини поэмы велико по-настоящему, даже с географической точки зрения.

Все эти географл/ческие приметы ученики изображают на своей карте, а я одновременно показываю на слайде, комментируя.

Вопрос: Какой вывод вы сделали благодаря вашему исследованию?

Слайд: Карта СССР, которая сначала пустая, затем добавляем точки и линии. Над картой ее название - «Пространство поэмы» . Отмечаем: 1) Ленинград; 2) Москва; 3) Енисей; 4) Сибирь; 5) Полярный круг; 6) Дон.

Вывод учителя: Горе лирической героини всеохватно: оно от края и до края родной земли, которая на много лет превратилась в архипелаг ГУЛАГ.

Слайд. Карта страны преврагцается в карту архипелага ГУЛАГа.

Проецируем на ось времени. Это время «ежовщины», «большого террора», это 30-40-е гг. XX в. Это время Ахматовой. Запишем под точкой на оси времени: «Время Ахматовой, 30-40-е

Вопрос: Итак, какие же мотивы и образы помогают нам ещё глубже понять масштаб горя лирической героини поэмы?

Сама Ахматова в своих записных книжках подчёркивала особое значение в поэме молчания, тишины:

Слайд: Слова на ф}оне церкви с колоколами: «... траурный Яедигет, единственным аккомпанементом которого может быть только Тишина и резкие отдаленные удары похоронного звона» (А. Ахматова).

Учитель: Первая группа исследовала мотив тишины. Вам слово. Все остальные группы дорисовывают в своих картах график.

Вопросы: Скажите, он проходит через всю поэму? (Да).

Ваша линия непрерывна? (Да).

Проведите её в пространстве нашей карты. Зачитайте самые яркие строки.

Выступление учеников. Выстраивание своей линии на карте, которая размещена на доске. Ученики остальных групп добавляют такую же линию в свою карту.

Вывод учителя: Почему ваша линия такая? Иногда мы можем услышать тишину, она приходит к нам с настоящим испытанием, горем. Высшей точкой всей поэмы является «громогласное молчание матери».

1 Е ели позволит время. этот момент можно отметить на оси времени. расширить историческое пространство поэмы.

Сквозной вопрос: а колыбельная поётся тихо или громко? Тихо!

На фоне этой тишины хорошо слышны стенания и рыдания, они оттеняют тишину, делают её громче: ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ПЛАЧ.

Слово тем, кто исследовал мотив плача. Нарисуйте линию мотива плача.

Выступление учеников. Выстраивание своей линии на карте, которая размещена на доске. Почему линия такая? Зачитывают самые яркие моменты из поэмы. Ученики остальных групп добавляют такую же линию в свою карту.

Учитель: А в какой главе плач слышен из глубины веков?

(Если скажут о стрелецких женках, то проецируем этот момент на ось времени: XVIII

век).

Вывод учителя: Именно плач, причитание могли дать Ахматовой возможность выразить гораздо больше, чем могло быть вообще сказано в то время, чем допустимо было сказать в то время. Сама Ахматова называла себя «плакальщицей дней небывших».

Вопрос учителя: Скажите, а колыбельную можно проплакать?

Как и диктуют законы жанра, плач, поминальный звон неуклонно выводил Ахматову к мотиву распятия, евангельской жертвы, креста.

Выступление учеников. Выстраивание своей линии на карте, которая размещена на доске. Ученики остальных групп добавляют такую же линию в свою карту.

Вывод учителя/ А в библии есть колыбельные? Да, богоматерь пела их своему младенцу. Евангельский первоисточник помогает Ахматовой описать то, что творилось в её душе и душах тысяч других матерей.

Проекция на ось времени: из глубины веков, со времен христианского учения.

Вернемся к тексту поэмы, чтобы ещё раз услышать интонацию произведения. Прочитаем II и VI главы. Это колыбельные. Какие интонации преобладают?

(Ответы учеников).

Учитель: «Напевная интонация, ...неспешное повествование, соответствующее тихому течению тихого Дона - всё это призвано, оттенив трагическое, резко и неожиданно заострить его, усилив многократно» (С. В. Бурдина). Но что удивляет в колыбельных Ахматовой? В колыбельных Ахматовой происходит трансформация, переосмысление жанра. Объектом колыбельной является не младенец, а мать. Многие исследователи называют «песенку» второй главки «Тихо льётся тихий Дон» «вывернутой наизнанку» колыбельной, «полуколыбельной», другими словами, колыбельные «Реквиема» - это своего рода плачи.

В начале урока мы говорили с вами об оправданности ассоциации «колыбельная». Вернёмся к нашей схеме. Оправдана ли она?

(Ответы учеников).

Говорю, показывая на карту, тишина, плач, библейские мотивы, голоса истории - зачем понадобилось Ахматовой все это многоголосие? Какой основной мотив проходит через все голоса, то заглушая их, то усиливая? ГОРЕ? Какое слово вы бы сейчас определили как основное?ГОРЕ? СМЕРТЬ?

Молча рисую чёрную линию.

Дайте название получившемуся графику на ваших картах.

Если бы Ахматова написала только «Реквием», ей и за него можно было бы поставить памятник.

Слайд. Памятник Анне Ахматовой на набережной Робеспьера в Санкт-Петербурге. Набережная находится напротив тюрьмы «Кресты».

Чтение «Эпилога». Читаю наизусть.

Ахматова чётко определяет место, где должен стоять памятник. И вот мы выходим за пределы времени поэтессы и оказываемся в будущем - в нашем времени. Памятник стоит именно там, где его увидела Ахматова. Ахматова расширяет временное пространство поэмы , уводит его вектор в будущее, в наше время. Сама же она поставила памятник своим произведением тем, с кем перенесла это горе - жёнам и матерям несправедливо осужденных.

Слайд. Страдающие лица матерей.

И недаром сегодня весь урок горит свеча у иконы на неканонический сюжет «Прощание Иисуса с матерью». Неканонический - значит, не такой, как прописано в Евангелии. Но разве всё так в поэме? Нет. В ней даже мёртвый улыбается, спокойствию рад. И только одна мать молча переносит невыносимое страдание. Ахматова изначально поменяла местами центр и периферию трагической темы. Образы отстрадавших сыновей идут фоном, все внимание сосредоточено на лике Матери, ее «околокрестной» муке, ее немыслимой, необъяснимой ничем стойкости.

Пауза. «Магдалина билась и рыдала, ученик любимый каменел, а туда, где молча мать стояла, так никто взглянуть и не посмел».

Слайд. Свечи в церкви.

Включаю метроном. Кладу цветок перед иконой. Минута молчания.

На этом наш урок закончен. Спасибо вам за работу. До свидания!

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Справочные материалы к уроку

БИБЛЕИСКИЕ МОТИВЫ В ПОЭМЕ «РЕКВИЕ М»

Части поэмы + // Строчки-доказательства из текста Пояснения

Вместо предисловия

Посвящение + «Подымались как к обедне ранней»

Вступление + «Звёзды смерти стояли над нами» Противопоставление рождественской звезде

I + «У божницы свеча оплыла», «На губах твоих холод иконки»

II + «Помолитесь обо мне» Просьба

III + «Пусть черные сукна покроют» Обычай

IV + Слово «грешнице»

V + «И только пышные цветы, // И звон кадильный»

VI + «О твоём кресте высоком»

VII + «Светлый день» Так в православии называют праздники, в том числе и горькие

VIII + «Ты всё равно придешь - зачем же не теперь?» Смирение

IX + «И как не докучай мольбою» Смирение

X + Само название. Сюжет из Евангелия. Эпиграф из псалма. Это кульминация поэмы.

Эпилог

I + «И я молюсь не о себе одной»

II + «Опять поминальный приблизился час»

МОТИВ МОЛЧАНИЯ В ПОЭМЕ

Части поэмы + // Строчки-доказательства из текста Пояснения, чему противопоставлена

тишина, чем подчёркнута

Вместо предисловия + Всеобщее оцепенение - гипербола Говорили шёпотом

Посвящение + «Мертвых бездыханней» - гипербола «А надежда всё поёт вдали»

Вступление + «Улыбался//Только мёртвый, спокойствию рад» Г ротеск

I + «На губах твоих холод иконки» -метафора «Буду я ... выть»

II + Лирическая героиня молчит, даже не видит. Мы видим её глазами месяца. Вдруг звучит просьба: «Помолитесь обо мне»

III + Опять героиня смотрит на свои страдания со стороны. «Ночь» = тишина Шаги тех, кто унесёт фонари.

IV + «Там тюремный тополь качается,//И ни звука»

V + Молча «гибелью грозит//Огромная звезда» «звон кадильный», «кричу,// зову»

VI Ты, сынок, молчишь... А ночи «о смерти говорят»

VII + «Каменное слово», «опустелый дом»

VIII + Желание смерти = желание тишины?

IX + «Сына страшные глаза - //Окаменелое страданье» (страдание без слов) «Слова последних утешений»

X + Оптическая изоляция матери: «А туда, где молча Мать стояла, //Так никто взглянуть и не посмел» «Хор ангелов», рыдания Магдалины

Эпилог

I

II + «И если зажмут мой измученный рот, // «И тихо идут по Неве корабли» Которым кричит стомильонный народ» «И голубь тюремный пусть гулит вдали»

МОТИВ ПЛАЧА В ПОЭМЕ

Части поэмы + // Строчки-доказательства из текста Пояснения

Вместо предисловия По тому, что некогда было её лицом... = лицо истерлось от слёз

Посвящение Перед этим горем гнутся горы... И сразу слезы хлынут... Г ипербола

Вступление И безвинная корчилась Русь... (= плакать, стонать?) Звёзды смерти стояли над нами... Нет сил сопротивляться боли Ночью над колыбелькой светят звезды

I Буду выть... как на выносе... плакали дети, свеча оплыла оплыла= плакала

II Все стихотворение стилизовано под колыбельную

III Нет, это не я, это кто-то другой страдает... Пусть унесут(погасят) фонари... В темноте можно уснуть

IV И своею слезою горячею// Новогодний лёд прожигать...

V Семнадцать месяцев кричу... Все стихотворение

стилизовано под плач...

VI И колыбельная похожа на плач. Все стихотворение стилизовано под колыбельную

VII

VIII И синий блеск возлюбленных очей// Последний ужас застилает... Слеза застилает...

IX Прислушиваясь к своему// Уже как бы чужому бреду...

X Магдалина билась и рыдала... Эпиграф (подсказка)

Эпилог

І Узнала я, как опадают лица.... Как клинописи жесткие страницы// Страдание выводит на щеках... Персонификация Метафора

II Выла старуха... Постылая хлюпала дверь... Как слезы, струится подтаявший снег... Весь отрывок можно прочитать нараспев, как колыбельную У Ахматовой первоначально вместо слова «хлопала» было «хлюпала» = плакала (разг.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.