УДК 796
Роль физической активности в сохранении здоровья педагога
Манина А.З.1*, Зотова Ф.Р.23
1Елабужский институт Казанского федерального университета
г. Елабуга, Россия ORCID: 0000-0003-0371-8774, [email protected]* 2Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма,
г. Казань, Россия 3Казанский государственный медицинский университет г. Казань, Россия ORCID: 0000-0002-8711-8807, [email protected]
Аннотация: Цель исследования: разработать и экспериментально доказать эффективность программы «Здоровый учитель», направленной для формирования профессионального здоровья, используя потенциал физической активности. Новизна. Разработана и экспериментально доказана эффективность комплексной программы «Здоровый учитель», в основе которой заложены подобранные с учетом специфики труда педагога физические упражнения; творческие мастер-классы. Практическая значимость. Разработанная комплексная программа «Здоровый учитель» может применяться в процессе работы общеобразовательных школ. Материал и методы исследования. Для организации исследования нами была разработана программа «Здоровый учитель», которая рассчитана на 10 месяцев эксперимента, состоящая из трех направлений: практического, теоретического и социального. Проведен формирующий эксперимент, в котором участвовали 32 учителя среднеобразовательных школ, рандомно поделенных на 2 группы: экспериментальную и контрольную по 16 человек в каждой. Результаты. Нами доказана эффективность разработанной программы «Здоровый учитель»: произошло увеличение физической подготовленности, снижение массы тела, улучшение индекса массы тела, снижение заболеваемости, повысилась субъективная оценка женского здоровья. Проводили в рамках программы творческие мастер-классы. Заключение. Разработанная комплексная программа «Здоровый учитель», направленная на формирование профессионального здоровья, используя потенциал физической активности, дала положительный результат.
Ключевые слова: здоровье учителя современной школы, программа «Здоровый учитель», физическая активность учителей.
Для цитирования: Манина А.З.*, Зотова Ф.Р. Роль физической активности в сохранении здоровья педагога. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2024; 19(3): 277-285.
The role of physical activity in maintaining the health of a teacher
Albina Z. Manina1 *, Firuza R. Zotova2'3
1Yelabuga Institute of Kazan Federal University Yelabuga, Russia ORCID: 0000-0003-0371-8774, [email protected]* 2Povolzhsky State University of Physical Culture, Sports and Tourism
Kazan, Russia 3Kazan State Medical University Kazan, Russia ORCID: 0000-0002-8711-8807, [email protected] Abstract: The purpose of the study is to develop and experimentally prove the effectiveness of the Healthy Teacher program aimed at the formation of professional health using the potential of physical activity. Scientific novelty. The effectiveness of the comprehensive program "Healthy Teacher" has been developed and experimentally proven, which is based on physical exercises selected taking into account the specifics of the teacher's work; creative master classes. Practical
significance. The developed comprehensive program "Healthy teacher" can be used in the course of secondary schools' work. Research materials and methods. To organize the research, we have developed the Healthy Teacher program, which is designed for 10 months of experiment, consisting of three directions: practical, theoretical and social. A formative experiment was conducted in which 32 teachers of secondary schools participated, randomly divided into 2 groups: experimental and control groups of 16 people each. Results. We have proven the effectiveness of the developed Healthy Teacher program: there was an increase in physical fitness, a decrease in body weight, an improvement in body mass index, a decrease in morbidity, and an increased subjective assessment of women's health. Creative workshops conducted within the framework of the program. Conclusion. The developed comprehensive program "Healthy Teacher", aimed at the formation of professional health, using the potential of physical activity, gave positive results.
Keywords: health of a modern school teacher, the Healthy Teacher program, physical activity of teachers.
For citation: Albina Z. Manina*, Firuza R. Zotova. The role of physical activity in maintaining the health of a teacher. Russian Journal of Physical Education and Sport. 2024; 19(3): 277-285.
Введение
Общеизвестно, что здоровье является основным условием и залогом полноценной жизни, а уровень физического и психологического благополучия наряду с компетентностью специалиста, во многом, обусловливает успешность его профессиональной деятельности [1,4,15].
Вопросами сохранения здоровья педагогов и профилактики профессионального выгорания занимаются многие ученые [2,3,6,7,16 и др.]. При этом, по утверждению В.М. Чимарова, Н.Н.Малярчук, «общей тенденцией педагогической науки и практики является то обстоятельство, что в образовательном процессе предпочтение отдается вопросам сохранения и укрепления здоровья обучающихся, нежели педагогов» [16].
Здоровье педагогов становится объектом исследования в разных отраслях и направлениях научного знания. Согласно данным, полученным Л.М. Митиной с коллегами, основным фактором, отрицательно влияющим на здоровье педагога, является интенсивная речевая нагрузка, нервно-психическое напряжение, малая двигательная активность, чрезмерная загруженность, отсутствие физического компонента в работе. необходимость выполнения работы в жестко регламентированный период времени [10].
Труд педагога, по утверждению Н. А. Дергуновой, А.И. Попп «связан с высокой плотностью межличностных контактов и возможностью конфликтов при необходимости выполнения запланированного объема работы в жестко регламентированный период времени» [5].
По утверждению Т. А. Сапегиной (2020), «постоянный пересмотр программ, введение новых образовательных стандартов, жесткий контроль со стороны руководства, неоправданно высокий уровень отчетности, невозможность самостоятельно определять
средства и методы образовательного процесса, все это приводит к большой эмоциональной перегрузке, вызывающей в некоторых случаях стрессовые состояния» [13].
Эти факторы отрицательно сказываются на здоровье учителя, становятся причиной возникновения профессиональных заболеваний.
Ранее нами на основе анкетного опроса более 280 учителей было установлено [8,9],
что:
-43% учителей имеют заболевания сердечно-сосудистой системы (гипертония, вегето-сосудистая дистония, варикозное расширение вен);
- 41% учителей имеют лишний вес;
-53 % учителей имеют хронические заболевания (простудные заболевания; анемия; желчекаменная болезнь; гайморит; тонзиллит; ларингит; миопия; шейный остеохондроз; гастрит);
- 22,2% состоят на диспансерном учете по состоянию здоровья [8,9].
Слабо разработанным элементом в системе сохранения здоровья учителей современной школы является вопрос использования потенциала физической активности в поддержании и укреплении здоровья учителей современной школы, что определяет актуальность нашего исследования.
В соответствии с вышесказанным, целью нашего исследования является разработать и экспериментально обосновать эффективность программы «Здоровый учитель», направленной на формирование профессионального здоровья, используя потенциал физической активности.
Материал и методы
Для решения исследуемой проблемы был проведен формирующий эксперимент, в котором участвовали 32 учителя общеобразовательных школ города Елабуга, Республика Татарстан, Россия. Исследование проводилось на базе среднеобразовательной школы «Университетская» Елабужского института КФУ. Выборка рандомно была распределена на 2 группы: экспериментальную и контрольную, в которые вошли по 16 человек, однородные по возрастным, морфометрическим и квалификационным характеристикам. Для определения физической подготовленности нами были применены такие упражнения, как: подтягивание из виса лежа на низкой перекладине 90 см, сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу, наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье, прыжок в длину с места толчком двумя ногами, поднимание туловища из положения лежа на спине. Для определения морфофункциональных показателей мы измеряли систолическое и диастолическое артериальное давление, массу тела, индекс массы тела.
Результаты и обсуждение
На основе изучения научно-методической литературы, анализа результатов анкетного опроса, диагностики морфофункциональных показателей и показателей физической подготовленности нами была разработана программа «Здоровый учитель».
Программа «Здоровый учитель» реализуется в следующих формах (таблица 1).
1. Очные занятия, которые проходят в спортивном зале СОШ "Университетская" Елабужского института КФУ 2 раза в неделю по 90 минут.
2. Физкультурно-оздоровительные занятия в дистанционном- «онлайн» режиме, проходят 1 раз в неделю в течение 60 минут в домашних условиях при помощи платформ ВКС, Яндекс Телемост;
3. Созданные группы в мессенджерах WhatsApp и Telegram для заочного общения, где участникам дается важная и полезная информация о здоровье, сбалансированном питании, тренировках, принципах здорового образа жизни.
Практический блок с учетом профессии педагога включают физические упражнения различной направленности, представленные ниже.
1. Комплекс силовых упражнений для увеличения мышечной массы является важной составляющей тренировок для учителей, так как данные упражнения способствуют повышению обмена веществ, что, в свою очередь, положительно влияет на снижение массы тела. Эти упражнения помогают укрепить и повысить тонус мышц. Это особенно важно для женщин, так как они имеют более высокую предрасположенность к остеопорозу (снижение плотности костей) после менопаузы [11, 15].
2. Комплекс упражнений для укрепления спины, ног и суставов - важность включения данных упражнений объясняется тем, что при длительном пребывании в положении сидя и малой двигательной активности снижается интенсивность обмена веществ у человека, кровообращения, появляется застой крови в органах малого таза, в ногах, слабеет мускулатура, ухудшается осанка [17].
3. Комплекс упражнений для плечевого пояса и шейного отдела позвоночника -укрепляют руки и плечевой пояс, убирает зажимы в шее и плечевом поясе.
4. Дыхательно-голосовые упражнения для укрепления мышц гортани имеют важное значение, так как учителям приходится много говорить, поэтому необходимо тренировать голосовые связки и дыхание.
5. Упражнения с элементами йоги и медитации являются хорошей профилактикой стрессов и способствуют выработке гормонов радости (эндорфинов).
6. Упражнения Кегеля направлены на укрепление мышц тазового дна. Основная задача состоит в том, чтобы помочь тазовым мышцам удержать внутренние органы в
естественном положении. Как известно из многих источников, с возрастом их эластичность и тонус снижаются.
7. Суставная гимнастика повышает гибкость и выносливость всего тела.
8. Пилатес укрепляет мышцы всего тела, особенно глубокие мышцы живота и спины, благодаря которому формируется стройный мышечный корсет и улучшается осанка.
Кроме этого, 1 раз в неделю в домашних условиях в режиме онлайн проводятся занятия с применением: лечебно-оздоровительных упражнений для позвоночника, шейного отдела позвоночника и осанки, для мышц брюшного пресса, мышц рук, психорегулирующих упражнений (медитации), упражнений с элементами йоги, растяжки, пилатеса и прочее.
Таблица 1
Программа «Здоровый учитель»
Этап занятий Продолжительность Содержание Объем нагрузки Регламент занятий
Подготов ительный этап Сентябрь 13 занятий общеукрепляющие упражнения 10 минут 2 раза в неделю по 90 минут
упражнения системы Пилатес 30 минут
упражнения Кегеля 25 минут
дыхательная гимнастика 10 минут
растяжка 15 минут
теоретическая подготовка «Влияние занятий ФК для здоровья женщины» 30 минут 1 раз в месяц
творческий мастер-класс «Карта желаний: здоровье и красота» 45 минут 1 раз в месяц
онлайн-тренировки в домашних условиях 60 минут 1 раз в неделю
группы в мессенджерах WhatsApp и Telegram для заочного общения ежедневно
Развиваю щий этап Блок А. октябрь-декабрь 39 занятий общеукрепляющие упражнения 10 минут 2 раза в неделю по 90 минут
Пилатес с когнитивной направленностью 15 минут
суставная гимнастика с элементами нейрогимнастики 15 минут
дыхательная гимнастика, упражнения для укрепления мышц гортани 10 минут
силовые упражнения 15 минут
упражнения Кегеля 15 минут
растяжка 10 минут
теоретическая подготовка «Здоровый сон», «Оптимизм. Позитивное мышление», «Здоровое питание» 30 минут 1 раз в месяц
творческий мастер-класс «Чайная церемония» ко Дню учителя, «Беседа с доктором о женском здоровье», «Мастер-класс по приготовлению новогодней композиции» 45 минут 1 раз в месяц
онлайн-тренировки в домашних условиях 60 минут 1 раз в неделю
группы в мессенджерах WhatsApp и Telegram для заочного общения ежедневно
Блок Б. январь-март 38 занятий общеукрепляющие упражнения 10 минут 2 раза в неделю по 90 минут
дыхательная гимнастика, упражнения для укрепления мышц гортани 20 минут
силовые упражнения 20 минут
упражнения Кегеля 15 минут
упражнения с элементами йоги 15 минут
растяжка 10 минут
теоретическая подготовка «Управление эмоциями», «Женское здоровье. Гормоны», «Авитаминоз. Симптомы и признаки» 30 минут 1 раз в месяц
творческий мастер-класс по приготовлению «Смузи», мастер-класс по приготовлению «Витаминного салата», мастер-класс по флористике (изготовлению цветочной композиции к 8 марта) 45 минут 1 раз в месяц
онлайн-тренировки в домашних условиях 60 минут 1 раз в неделю
группы в мессенджерах WhatsApp и Telegram для заочного общения ежедневно
Блок В. апрель-июнь 39 занятий общеукрепляющие упражнения 10 минут 2 раза в неделю по 90 минут
дыхательная гимнастика, упражнения для укрепления мышц гортани 20 минут
силовые упражнения 15 минут
кардиотренировка 5 минут
упражнения Кегеля 10 минут
упражнения с элементами йоги 15 минут
растяжка 10 минут
медитация 5 минут
теоретическая подготовка «Уходовые процедуры для лица и тела», «Женская энергия» 30 минут 1 раз в месяц
творческий мастер-класс «Изготовление аромасаше», мастер-класс «Дневной макияж для себя» 45 минут 1 раз в месяц
онлайн-тренировки в домашних условиях 60 минут 1 раз в неделю
группы в мессенджерах WhatsApp и Telegram для заочного общения ежедневно
3. Поддерж ивающий этап июль 13 занятий онлайн-тренировки в домашних условиях: общеукрепляющие упражнения дыхательная гимнастика упражнения для укрепления мышц гортани силовые упражнения упражнения Кегеля упражнения с элементами йоги растяжка 60 минут 3 раза в неделю по 60 минут
кардиотренировка в удобное для учителя время (бег, быстрая ходьба) 30-60 минут 3-5 раз в неделю
В настоящий момент программа проходит апробацию в Елабужском филиале КФУ с привлечением учителей базовой школы в количестве 16 человек в возрасте 3555 лет и уже имеются предварительные положительные результаты, которые выражаются в улучшении морфологических показателей, повышении физической подготовленности, снижении заболеваемости (табл. 2,3,4).
Таблица 2
Изменение показателей физической подготовленности экспериментальной и контрольной групп за период исследования (х ± а)
Групп а Этап исследован ия Подтягиван ие из виса лежа на низкой перекладине 90 см (количество раз) Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (количеств о раз) Наклон вперед из положения стоя на гимнастическ ой скамье (от уровня скамьи - см) Прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см) Поднимани е туловища из положения лежа на спине (количеств о раз за 1 мин)
ЭГ (п=16) I 7,06±2,88 6,68±3,04 8,31±3,91 123,75±35,0 4 23±8,93
II 11,04±3,19* 10,12±3,63 * 11,43±4,09* 128,18±40* 28,37±8,8 *
КГ (п=16) I 7,62±2,55 6,87±2,24 5,68±2,39 106,53±2,79 23,25±6,2 3
II 8,08±2,94 7,00±2,43 5.62±3,12 106,37±30,2 1 23,93±6,4 4
Примечание: I этап- до педагогического эксперимента; II этап- после педагогического эксперимента; * - различие между I и II этапами исследования достоверно (р < 0,05); # - различие между ЭГ и КГ достоверно (р < 0,05)
Таблица 3
Изменение морфологических показателей педагогов экспериментальной и контрольной
групп за период исследования (х ± а)
Группа Этап Масса тела Индекс массы Систолическое Диастолическое
исследования тела артериальное давление артериальное давление
ЭГ I 75,31±17,89 27,09±5,95 130,81 ±9,31 79,18±7,91
(п=16)
II 66,04±12,46* 23,67±4,73* 126,12±6,06* 75,62±5,65*
КГ I 68,50±9,71 24,53±3,67 129,53±6,12 79,66±7,71
(п=16)
II 70,51±9,73 25,24±3,98 131,46±5,72 81,8±7,53
Примечание: I этап- до педагогического эксперимента; II этап- после педагогического
эксперимента; * - различие между I и II этапами исследования достоверно (р < 0,05); #
- различие между ЭГ и КГ достоверно (р < 0,05)
Таблица 4
Морфологические характеристики экспериментальной и контрольной групп
до и после исследования
Индекс массы тела Классификация: ЭГ «До» ЭГ КГ «До» КГ
ИМТ: кол-во «После» кол-во «После»
человек кол-во человек человек кол-во человек
Меньше 16 Выраженный дефицит массы тела - - - -
16 - 18,5 Недостаточная масса тела - - - -
18,5 - 25 Нормальная масса тела 8 11 9 8
25 - 30 Избыточная масса тела (предожирение) 4 4 6 5
30 - 35 Ожирение 1-ой степени 2 1 1 2
35 - 40 Ожирение 2-ой степени 1 - - -
Больше 40 Ожирение 3-ой степени 1 - - -
Из таблицы 2 видно, что после занятий по экспериментальной методике в группе "Здоровый учитель" произошли следующие достоверные изменения:
- в подтягиваниях из виса лёжа на низкой перекладине в среднем количество подтягиваний увеличилось на 3, 94 количество повторений (у контрольной группы 0, 56);
- в упражнении «сгибание и разгибание рук в упоре лёжа на полу», испытуемые показали результаты в среднем на 3, 32 раза больше, чем во время тестирования до занятий в группе "Здоровый учитель" (у контрольной группы-на 0, 63);
- в наклоне вперёд из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье результат улучшился на 3, 12 см (у контрольной группы- на 0, 94);
- в прыжке в длину с места толчком двумя ногами результат улучшился на 5, 43 см (у контрольной группы-на 0, 87);
- в поднимании туловища прирост составил 5, 37 повторений (у контрольной группы- 0, 67);
- масса тела учителей снизилась на 9, 31 кг, индекс массы тела снизился на 3, 42. При этом участница с исходным весом 119 кг снизила вес до 97 кг, а другая участница с исходным весом 109 кг похудела на 19 кг, на данный момент ее вес составляет 90 кг (табл. 4, 5, 6).
Количество человек в экспериментальной группе с нормальной массой тела увеличилось до 11, при этом учителя с ожирением 2-й и 3-й степени значимо улучшили состояние своего здоровья. Тогда как количество учителей контрольной группы уменьшилось, а с ожирением первой степени их количество увеличилось (табл.4).
Заключение
Анализ состояния здоровья педагогов школы показывает положительные результаты в улучшении здоровья. Проводимые мероприятия благоприятно сказываются на здоровье педагогов. Подтверждением этому является анализ полученных данных.
Таким образом, внедрение программы «Здоровый учитель» привел к повышению морфологических параметров, снижению массы тела, нормализации артериального давления, снижению заболеваемости, улучшилось психо-эмоциональное состояние, уменьшилась тревожность. Мы можем утверждать, что разработанная нами программа, используемая в группе "Здоровый учитель", оказалась эффективной.
Активное участие педагогов в сберегающей здоровье деятельности не только способствует собственному оздоровлению, но и личным примером учит учащихся заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих людей. Здоровый учитель - здоровый ребенок.
Список литературы
1. Белоусова Н.А., Мальцев В.П. Здоровье учителей общеобразовательных организаций как социальная проблема качества современного школьного образования. Современные проблемы науки и образования. 2016; 6: 423-423.
2. Бегидова С.Н., Бегидов В.С. Двигательная активность как средство профилактики профессионального выгорания педагогов. Научные и образовательные основы в физической культуре и спорте. 2022; 5(1): 84-90.
3. Бойко В.В. Синдром эмоционального выгорания в профессиональном общении. СПб. 2009: 278.
4. Будаев С.Д. К проблеме сохранения и укрепления здоровья населения. Вестник БГУ. 2009; 12: 32-36.
5. Дергунова Н.А., Попп А.И. Охрана труда, вредные производственные факторы труда учителя. Recent socio-economic problems of development of labor relations. 2018: 15-17.
6. Котова М.Б., Розанов В.Б., Иванова Е.И. Влияние профессионального выгорания на поведение в отношении здоровья педагогов общеобразовательных школ г. Москвы. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2018; 17(S): 9-10.
7. Зотова Ф.Р. , Мавлиев Ф.А., Иванова Е.С., Гончаренко Д.И., Хрущева Р.Ш. Оптимизация двигательной активности женщин 45-60 лет: психофизиологический и морфофункциональный подход для обеспечения трудового долголетия. Наука и спорт: современные тенденции. 2024; 12(S1). DOI: 10.36028/2308-8826-2024-12-S1-133-140.
8. Манина А.З., Зотова Ф.Р. Профессиональное здоровье учителя современной школы: состояние, проблемы и пути их решения. Наука и спорт: современные тенденции. 2023; 3(11): 151-159.
9. Манина А.З. Физическая активность как фактор сохранения здоровья педагога. Материалы XII Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов высших и средних учебных заведений с международным участием «Актуальные проблемы теории и практики физической культуры, спорта и туризма». Казань, 5 апреля 2024 г. Казань. 2024: 258-259
10. Хоу Минда, Родичкин П.В., Пугачев И.Ю. Спортивные игры на уроках физического воспитания: подход китайских специалистов. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2024; 19(1): 240-246.
11. Чэнь Юйда, Родичкин П.В., Пугачев И.Ю. Ретроспективный анализ основ китайской теории физической культуры. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2024; 19(1): 247-254.
12. Буланова Э.В., Данилов А.В. Двигательная активность студентов в рамках культуры повседневности. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2024; 19(1): 279-285.
13. Сапегина Т.А. Взаимосвязь физических упражнений и профессионального долголетия педагогов. Акмеология профессионального образования. 2020: 239-242.
14. Цибульникова В.Е. Риски профессионального здоровья учителя и руководителя общеобразовательной организации. Казанский педагогический журнал. 2016; 2-1(115): 3741.
15. Хрущева Р.Ш., Зотова Ф.Р., Мавилев Ф.А. Возрастные особенности морфофункционального статуса и физической подготовленности женщин второго зрелого возраста. Наука и спорт: современные тенденции. 2021; 9(3): 33-41. DOI: 10.36028/23088826- 2021-9-3-33-41.
16. Чимаров В.М., Малярчук Н.Н. Культура здоровья педагога как основа формирования здоровой личности в культурно-информационном образовательном пространстве. Валеология. 2011; 2: 80-85.
17. Щетинина С.Ю. Влияние физической активности на обменные процессы в организме человека. Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2024; 1-2(88): 40-45.
References
1. Belousova N.A., Maltsev V.P. The health of teachers of general education organizations as a social problem of the modern school education quality. Sovremennye problemy nauki I obrazovaniya. 2016; 6: 423-423 [In Russ.].
2. Begidova S.N., Begidov V.S. Motor activity as a means of preventing professional burnout of teachers. Nauchnye Iobrazovatel'nye osnovy vfizicheskoj kul'ture Isporte. 2022; 5(1): 84-90 [In Russ.].
3. Boyko V.V. Sindrom emocional'nogo vygoraniya v professional'nom obchenii [The syndrome of emotional burnout in professional communication]. St. Petersburg, 2009: 278 [In Russ.].
4. Budaev S.D. On the problem of preserving and strengthening public health. Vestnik BGU. 2009; 12: 32-36 [In Russ.].
5. Dergunova N.A., Popp A.I. Labor protection, harmful production factors of teacher's work. Recent socio-economic problems of labor relations development. 2018: 15-17.
6. Kotova M.B., Rozanov V.B., Ivanova E.I. The influence of professional burnout on the health behavior of secondary schools' teachers in Moscow. Kardiovaskulyarnaya terapiya I profilaktika. 2018; 17(S): 9-10 [In Russ.].
7. Zotova F.R., Mavliev F.A., Ivanova E.S., Goncharenko D.I., Khrushcheva R.S. Optimization of motor activity of women aged 45-60 years: a psychophysiological and morphofunctional approach to ensure longevity. Nauka I sport: sovremennye tendencii = Science and sport: current trends. 2024; 12(S1). DOI: 10.36028/2308-8826-2024-12-S1-133-140 [In Russ., In Engl.].
8. Manina A.Z., Zotova F.R. Professional health of a modern school teacher: state, problems and ways to solve them. Nauka I sport: sovremennye tendencii = Science and sport: current trends. 2023; 3(11): 151-159 [In Russ., In Engl.].
9. Manina A.Z. Physical activity as a factor in maintaining the health of a teacher. Materialy XII Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii molodyh uchenyh, aspirantov, magistrantov I studentov vysshih I srednih uchebnyh zavedenij s mezhdunarodnym uchastiem "Aktual'nye problemy teorii Ipraktiki fizicheskoj kul'tury, sporta I turizma". Kazan', 5 aprelya 2024 goda [Materials of the XII All-Russian scientific and practical conference of young scientists, postgraduates, undergraduates and students of higher and secondary educational institutions with international participation "Actual problems of theory and practice of physical culture, sports and tourism". Kazan, April 5, 2024]. Kazan. 2024: 258-259 [In Russ.].
10. Hou Minda, Pavel V. Rodichkin, Igor Yu. Pugachev. Sports Games in Physical Education Lessons: The Approach of Chinese Specialists. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul;tury I sporta = Russian Journal of Physical Education and Sport. 2024; 19(1): 240-246. [In Russ., In Engl.].
11. Chen Yuda, Pavel V. Rodichkin, Igor Yu. Pugachev. Retrospective Analysis of the Chinese Theory of Physical Culture Foundations. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul;tury I sporta = Russian Journal of Physical Education and Sport. 2024; 19(1): 247-254. [In Russ., In Engl.].
12. Elina V. Bulanova, Aleksey V. Danilov. Students' motor activity within the framework of Everyday culture. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul;tury I sporta = Russian Journal of Physical Education and Sport. 2024; 19(1): 279-285. [In Russ., In Engl.].
13. Sapegina T.A. Interrelation of physical exercises and professional longevity of teachers. Akmeologiyaprofessional'nogo obrazovaniya. 2020: 239-242 [In Russ.].
14. Cibulnikova V.E. Risks of professional health of a teacher and the head of a general education organization. Kazanskijpedagogicheskij zhurnal. 2016; 2-1(115): 37-41 [In Russ.].
15. Khrushcheva R.Sh., Zotova F.R., Mavilev F.A. Age-related features of morphofunctional status and physical fitness of the second mature age women. Nauka I sport: sovremennye tendencii = Science and sport: current trends. 2021; 9(3): 33-41. DOI: 10.36028/2308-8826- 2021-9-3-33-41 [In Russ., In Engl.].
16. Chimarov V.M., Malyarchuk N.N. Teacher's health culture as the basis for the formation of a healthy personality in the cultural and informational educational space. Valeologiya. 2011; 2: 80-85 [In Russ.].
17. Shchetinina S.Y. The effect of physical activity on metabolic processes in the human body. Mezhdunarodnyj zhurnal gumanitarnyh I estestvennyh nauk. 2024; 1-2(88): 40-45 [In Russ.].
Статья поступила в редакцию: 20.08.2024
Манина Альбина Зуфаровна - старший преподаватель, Елабужский институт Казанского федерального университета 423630, г. Елабуга, ул. Казанская, дом 89, e-mail: albina garipovaimail.ru
Зотова Фируза Рахматулловна - доктор педагогических наук, профессор, Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма; 420010, г. Казань, территория Деревня Универсиады, дом 35; Казанский государственный медицинский университета,420012, Россия. г. Казань, ул. Бутлерова, дом 49, e-mail: [email protected]